Б вилькицкий что открыл
Мемория. Борис Вилькицкий
3 апреля (22 марта) 1885 года родился исследователь Арктики Борис Вилькицкий.
Личное дело
Борис Андреевич Вилькицкий (1885 – 1961) родился в Пулково, в семье капитана флота Андрея Вилькицкого. В 1904 году окончил Морской кадетский корпус и получил чин мичмана. Был назначен на броненосец «Цесаревич», который достраивался во Франции. Совершил на нем плавание к Порт-Артуру в составе 1-й русской Тихоокеанской эскадры. Принял участие в русско-японской войне. Был награжден орденами Анны IV степени, Станислава III степени с мечами и бантом, Владимира IV степени с мечами и бантом. В ходе обороны Порт-Артура лично участвовал в боях на суше, был тяжело ранен.
После окончания войны с Японией Борис Вилькицкий поступил в Морскую академию и окончил ее с отличием в 1908 году. Получил звание старшего лейтенанта, совершил заграничное плавание, а потом был назначен на должность флагманского штурмана в штаб начальника морских сил Балтийского моря адмирала Николая Эссена.
В 1913 году Борис Вилькицкий подал рапорт с просьбой назначить его в Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на должность командира ледоходного парохода «Таймыр». Получив назначение, Вилькицкий отправился во Владивосток, откуда 26 июня 1913 года ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» (под командованием Петра Новопашенного) отправились к Северному Ледовитому океану. Вскоре после начала экспедиции у ее руководителя генерал-майора Ивана Сергеева произошел инсульт. На «Вайгаче» Сергеева доставили на Камчатку, а оттуда пароходом переправили во Владивосток. Руководство экспедицией было возложено на Бориса Вилькицкого.
4 сентября 1913 года экспедиция Бориса Вилькицкого открыла неизвестную сушу. Первоначально предполагалось, что она представляет собой единый большой остров, но потом выяснилось, что это архипелаг, состоящий из нескольких островов. Позднее указом морского министерства открытым островам было присвоено название Земля Императора Николая II, в 1926 году измененное на Северная Земля. За это открытие Борису Вилькицкому были присуждены большая золотая медаль Русского географического общества, золотая медаль Парижского географического общества и золотая медаль Шведской академии наук.
В 1914 году экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого отправилась в первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск. Карском море корабли экспедиции попали в тяжелые ледовые условия и вынуждены были зазимовать. Зимовка прошла успешно, и осенью 1915 года корабли пришли в Архангельск.
С 1920 по 1922 год Борис Вилькицкий жил в Англии. В 1923–1924 годах Борис Вилькицкий по приглашению советских внешнеторговых организаций возглавил две Карские морские товарообменческие экспедиции, обеспечил успешный переход больших групп транспортных судов, побывал в Архангельске и Петрограде. Затем он вновь вернулся в Англию, где служил в в частных судовладельческих компаниях. С 1926 по 1928 год работал гидрографом в Бельгийском Конго в качестве начальника бригады по гидрографическому изучению нижнего Конго. После жил в Брюсселе, где ему довелось работать бухгалтером, учителем русского языка и даже шофером. Умер Борис Вилькицкий в Брюсселе 6 марта 1961 года.
Чем знаменит
Знаменитый гидрограф, исследователь Арктики. Обследовал побережье моря Лаптевых, составил морские карты, открыл ряд островов, в том числе архипелаг Северная Земля и совершил первое сквозное плавание из Владивостока в Архангельск, обогнув Новосибирские острова с севера. На долю Бориса Вилькицкого выпало куда меньше славы, чем он заслужил своими открытиями. После его плавания по Северному морскому пути началась война. Руаль Амундсен писал: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира, а ее руководитель получил бы признание, которого заслуживает его подвиг». Позднее в СССР имя Вилькицкого редко включали в списки выдающихся исследователей Арктики из-за того, что он стал эмигрантом.
О чем надо знать
Прямая речь
Ранним утром 21 августа (3 сентября по новому стилю) при поднявшейся облачности и улучившейся видимости корабли неожиданно увидели справа по носу вырисовывающиеся контуры массива гористой земли. Открытие неизвестной земли воодушевило экипажи кораблей экспедиции. Была осуществлена торжественная церемония подъема русского национального флага. Начальник экспедиции Б. А. Вилькицкий при этом зачитал приказ: “При исполнении приказания начальника Главного гидрографического управления пройти после работ на запад в поисках великого Северного пути из Тихого океана в Атлантический, нам удалось достигнуть мест, где еще не бывал человек и открыть земли, о которых никто и не думал. Мы установили, что вода на север от мыса Челюскина не широкий океан, как это считали раньше, а узкий пролив. Это открытие само по себе имеет большое научное значение, оно объяснит многое в распределении льдов океана и даст новое направление поискам великого пути”.
Участник экспедиции 1913 года лейтенант Н. И. Евгенов
Северный пасмурный день. С утра накрапывает дождь, но уже к 10 часам набережная вблизи Соборной пристани начинает наполняться народом. Архангельский рейд, несмотря на осень, выглядит как-то приветливо, масса парусников и пароходов, украсившихся с утра флагами. Подходят группы учащихся, которые выстраиваются шпалерами на пристани. Прибывает губернское военное и гражданское начальство, представители города и общественных организаций… Первым подходит к пристани «Таймыр», а за ним «Вайгач». Раздается народный гимн, исполненный оркестром, неумолкаемое «ура» перекатывается по рядам. Светлой радостью полны лица, гордостью за отечественных героев. Команда и офицерский состав выстроились на палубе. Спущен трап. Входят приветствовать с успешным окончанием славного плавания военные и гражданские чины и представители города. С первым приветствием обращается к капитану Вилькицкому и его отважным спутникам вице-адмирал Угрюмов. Представители города подносят хлеб-соль и приглашают на торжественное заседание в Думу. Входят родственники полярных героев, полтора года назад проводившие своих близких в опасное плавание и не раз терявшие надежду вновь увидеть родные лица.
Архангельская газета «Северное утро» о прибытии экспедиции Вилькицкого
8 фактов о Борисе Вилькицком
Материалы о Борисе Вилькицком
Борис Вилькицкий и его последнее Великое географическое открытие
Контр-адмирал
Борис Андреевич Вилькицкий
(09 (22 по н.ст.) марта 1885 – 06 марта 1961)
Насколько проще и благороднее
война с суровой природой,
чем неравная унизительная борьба
с произволом чекистов,
голодом, доносительством
и озлоблением угнетенных братьев!
(Б.А. Вилькицкий, 1933 год)
Борис Андреевич Вилькицкий – русский флотоводец и выдающийся полярный исследователь, герой Русско-японской и Первой Мировой войн, Георгиевский кавалер. Во время Гражданской войны служил на флоте антибольшевистского Временного правительства Северной области, был одним из командующих эвакуацией Белых войск во время Русского Исхода на Севере в феврале 1920 года. По убеждениям – монархист.
Борис Андреевич родился 09 (22 по н.ст.) марта 1885 года в семье известного исследователя Арктики Андрея Ипполитовича Вилькицкого.
Вилькицкий, Андрей Ипполитович (1858 — 1913), выдающийся военный гидрограф-геодезист, генерал-лейтенант.
В 1897 году Б.А. Вилькицкий становится воспитанником Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. После окончания корпуса, в 1903 году он произведён в мичманы (младшее офицерское звание Российского Императорского флота) и назначен штурманским офицером на эскадренный броненосец «Цесаревич», который осенью того же года был перебазирован на Дальний Восток.
27 января 1904 года, без официального объявления войны, японские миноносцы атаковали русские корабли на рейде Порт-Артура. «Цесаревич» принял бой и пытался отразить нападение, но получил серьёзные повреждения и на долгое время вышел из строя.
В июне 1904 года Борис Андреевич занимает должность адъютанта командира порта и принимает активное участие в обороне Порт-Артура. Он стал первым и единственным командиром первого в мире подводного минного заградителя «Порт-Артурец», разработка экспериментальной модели которого, под руководством конструктора М.П. Налетова, шла в осаждённой крепости.
Б.А. Вилькицкий воевал на передовой и в ноябре 1904 года, во время сражения за гору Высокую, был ранен пулей в грудь навылет. За доблесть и героизм, проявленные в ходе Русско-японской войны, Борис Андреевич награждён орденами Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и 3-й степени с мечами и бантом.
После возвращения с Дальнего Востока Б.А. Вилькицкий служит штурманским офицером на Балтике, осенью 1905 года принимает участие в подавлении революционных выступлений в Эстляндии. В 1908 году он окончил Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделу, в 1911 году за свою службу был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени, а в декабре 1912 года получил назначение флагманским штурманским офицером Штаба командующего Морскими силами Балтийского моря.
В апреле 1913 года Борис Андреевич занял должности помощника начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и командира ледокольного парохода «Таймыр», входящего в её состав. После того как начальник экспедиции И.С. Сергеев из-за тяжёлой болезни не смог исполнять свои обязанности, в июле 1913 года руководство было передано Б.А. Вилькицкому.
«]»>Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» в устье реки Анадырь, около Ново-Мариинска, 1913 г.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под командованием Бориса Андреевича добилась триумфального успеха. В 1913 году она совершила последнее Великое географическое открытие, обнаружив архипелаг общей площадью около 37 000 кв.км.
Русский национальный флаг поднят на Земле Императора Николая II. На переднем плане командиры судов — Б.А. Вилькицкий и П.А. Новопашенный
Открытие совпало с широко отмечавшимся тогда 300-летием Дома Романовых, поэтому архипелаг был назван Земля Императора Николая II, а один из его островов получил имя Цесаревича Алексея. Эта же экспедиция стала первой, совершившей сквозное прохождение Северного морского пути под русским флагом, и первой в мире, прошедшей вдоль северного побережья Евразии с Востока на Запад. За вклад в арктические исследования, в 1914 год Б.А. Вилькицкий был удостоен ордена Святой Анны 2-й степени и высшей награды Императорского Русского географического общества – Золотой Константиновской медали. В том же году он получил свитское звание флигель-адъютанта Его Императорского Величества.
Эскадренный миноносец «Летун «
Служа на флоте антибольшевистского Севера, Б.А. Вилькицкий занимался гидрографическими исследованиями Западной Арктики и налаживанием радиосвязи между северными регионами и Сибирью, в которой к тому времени Белое движение консолидировалось вокруг адмирала А.В. Колчака. В 1919 году Борис Андреевич принял активное участие в организации и проведении первой Карской товарообменной экспедиции, целью которой было обеспечение военного сотрудничества и торгово-экономических связей Белой Сибири со странами Европы.
Во время Русского Исхода на Севере в феврале 1920 года, Б.А. Вилькицкий был одним из командующих эвакуацией Белых войск по морю в Норвегию. Ледокол «Козьма Минин», на котором находились Главный начальник Северного края, генерал-лейтенант Е.К. Миллер и члены его Правительства, в ходе артиллерийской дуэли успешно отбил атаку «красного» ледокола «Канада», пытавшегося его преследовать. Из Норвегии Борис Андреевич планировал перебраться на Юг России для продолжения борьбы с большевиками, но не успел этого сделать до падения Белого Крыма.
В 1920–1923 годах Борис Андреевич проживал в Британии и Франции. По приглашению советских структур в 1923 году он приехал в СССР для участия в подготовке Карских экспедиций. Своё сотрудничество с большевиками он объяснял так: «Я решил, что моим патриотическим долгом является принятие их предложения стать во главе экспедиции, – идти в Сибирь и произвести личную разведку. А в случае подтверждения благоприятных данных, переключиться на дальнейшую работу в России для изживания большевизма. Я видел своими глазами всю ту разруху, которую советская власть устроила за первые три года, и те героические усилия, которые честные русские люди делали, чтобы снова поднять жизнь в стране вопреки большевикам. Я тогда считал, что настало время для каждого из нас, кто только может, работать для России, для её возрождения, изнутри».
Б.А. Вилькицкий подготовил и успешно провёл две Карские товарообменные экспедиции в 1923 и 1924 годах, но за это время полностью разуверился в возможности перерождения советской власти.
Спустя годы он писал, что убедился «в том, что политический маятник в Советской России снова и сильно качнулся влево, что техники, интеллигенты и научные работники снова сильно зажаты, что вопросы коммунистической политики доминируют над экономикой и бытом, что работать с пользой нельзя, а зря сложить свою голову легче легкого». Борис Андреевич категорично подвёл итог под этой страницей своей жизни: «Расчеты на эволюцию и изжитие большевиков были биты!».
Вернувшись в Европу, Б.А. Вилькицкий проживал во Франции. В 1928–1931 годах он в Бельгийском Конго возглавлял гидрографическую бригаду, занимавшуюся изучением нижнего течения реки Конго. Подорвав здоровье в африканских тропиках, Борис Андреевич обосновался в Брюсселе, где до конца жизни работал на скромных конторских должностях и давал уроки русского языка, так и не приняв иностранного гражданства.
Топонимы, присвоенные географическим объектам Б.А. Вилькицким по праву первооткрывателя, сохранялись до 1926 года, когда архипелаг Земля Императора Николая II был переименован в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея в Малый Таймыр. Другие острова архипелага в советский период получили названия – Октябрьской революции, Большевик, Пионер, Комсомолец и Домашний. Своё отношение к этому вопросу Борис Андреевич изложил в статье «Земля Императора Николая II» (газета «Возрождение», Париж, 1933 год), которая фактически является его идейным завещанием:
Очень многим из нас, эмигрантов, и из советских подневольных граждан было бы тяжело видеть имена царственных мучеников, начертанными в сочетании с приведенными выше названиями. Поэтому оно и к лучшему, что эти земли, будем верить, временно переименованы. Пройдут годы, забудутся ужасы революции и Гражданской войны, отойдут в историю и годы советского рабства; исчезнут одиозные народу имена, рассеянные по всему необъятному простору России, как уже исчезли улицы и заводы имени Троцкого; вернется Ленинграду имя великого Петра, как и другим городам их исторические названия, обретут вновь и эти земли имена покойных Государя и Цесаревича, имена, принадлежащие им по праву истории».
Пророческими выглядят слова Бориса Андреевича о возвращении изначального имени Ленинграду, а также упоминание им «острова Сергея Каменева» (небольшая неточность, фактически – это архипелаг, а не остров), который уже в 1937 году сменил название на «архипелаг Седова».
Б.А. Вилькицкий скончался 6 марта 1961 года, похоронен в Брюсселе. 20 ноября 1996 года его прах был перенесён на Смоленское Православное кладбище Санкт-Петербурга и перезахоронен на семейном некрополе Вилькицких, рядом с могилами его отца, генерала корпуса гидрографов Андрея Ипполитовича (1858–1913) и младшего брата Юрия Андреевича (1888–1905).
Семейный некрополь Вилькицких на Смоленском Православном кладбище в Санкт-Петербурге
Имя Бориса Вилькицкого носит открытый им пролив, соединяющий море Лаптевых с Карским морем. Норвежская экспедиция Руаля Амундсена, открывшая в 1919 году группу островов в море Лаптевых, назвала их в честь Бориса Андреевича – острова Вилькицкого. Кроме того, в память о нём и его отце Андрее Ипполитовиче в 2017 году получил своё название Вилькицкий бульвар на Васильевском острове Санкт-Петербурга.
Борис Андреевич Вилькицкий – доблестный воин, морской офицер, успевший послужить и в подводных силах, выдающийся арктический первооткрыватель, достижений которого хватило бы на несколько жизней. Он до конца остался верен своей Родине и монархическим идеалам. Борис Андреевич является одним из немногих военачальников Белого движения и единственным Белым флотоводцем, чей прах был перезахоронен в России в постсоветское время.
Представители творческой и научной интеллигенции из разных стран, а также потомки и родственники Б.А. Вилькицкого, в настоящее время продвигают инициативу возвращения исторических, присвоенных первооткрывателями, топонимов на территории Арктической зоны России – архипелаг Земля Императора Николая II и остров Цесаревича Алексея, а также по переименованию других островов этого архипелага в честь Святых Царственных Страстотерпиц – супруги и дочерей последнего Императора.
Борис Вилькицкий: судьба первооткрывателя
Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» в устье реки Анадырь, около Ново-Мариинска, 1913 г.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (1910 – 1915 гг.) навсегда вошла в историю российской науки и мореплавания. Всемирную известность обрёл и её начальник в 1913 – 1915 гг. – Борис Андреевич Вилькицкий. В предлагаемой вниманию читателей статье хотелось бы осветить его биографию до и после «экспедиции века», затронув историю полярных экспедиций, в которых он принимал участие после 1917 г. Об этом немного уже рассказывалось в статье «1919-й год: Белое движение в Арктике».
Прежде чем перейти непосредственно к биографии Б.А. Вилькицкого, необходимо рассказать о его отце – А.И. Вилькицком. Он оказал влияние на выбор жизненного пути своего сына, который смог стать достойным продолжателем его трудов.
Андрей Ипполитович Вилькицкий (1858 – 1913) был выдающимся русским гидрографом. Он занимался исследованиями на Онежском озере и в арктических морях. В 1894 – 1896 гг. возглавлял Гидрографическую экспедицию по изучению устьев Оби, Енисея и части Карского моря. В 1898 – 1901 гг. Вилькицкий-старший командовал Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана, работавшей в западном секторе Арктики. С 1907 г. и до конца жизни А.И. Вилькицкий руководил Главным гидрографическим управлением. В одном из некрологов было отмечено:
К заслугам А.И. Вилькицкого также можно отнести учреждение специального Корпуса гидрографов, в который вошли офицеры соответствующей специальности, учреждение мастерской мореходных инструментов. Именно А.И. Вилькицкий был одним из главных инициаторов создания Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, принёсшей мировую славу его сыну. В 1913 г. Андрей Ипполитович был зачислен в Корпус гидрографов со званием гидрографа-геодезиста, произведён в полные генералы Корпуса гидрографов и уволен от службы по болезни. Умер А.И. Вилькицкий в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском православном кладбище. Эпиграфом к воспоминаниям о нём стали слова, чётко отразившие всю жизнь этого человека: «Он беречь своих сил не умел».
Неудивительно, что оба сына А.И. Вилькицкого – Борис и Юрий (1888 – 1905; умер, будучи кадетом Морского корпуса) выбрали флотскую карьеру. Помимо двух сыновей у А.И. Вилькицкого были две дочери – Вера и Лидия.
1 сентября 1897 г. Борис Вилькицкий был принят воспитанником в Морской кадетский корпус. На судьбу Б.А. Вилькицкого с юности большое влияние оказало тесное знакомство его отца с известным деятелем Российского флота – Иваном Константиновичем Григоровичем (1853 – 1930), который в 1911 – 1917 гг. занимал пост морского министра.
Капитан 1 ранга И.К. Григорович – командир эскадренного броненосца «Цесаревич»
6 мая 1903 г. Б.А. Вилькицкий был произведён в мичманы и зачислен в 20-й флотский экипаж. С июня 1903 г. по март 1904 г. он находился во Франции, в Тулоне, куда отправился в качестве сопровождающего с командой нижних чинов, которым предстояло служить на эскадренном броненосце «Цесаревич», построенном на французском заводе фирмы «Форж и Шантье».
Эскадренный броненосец «Цесаревич»
Старший лейтенант Борис Вилькицкий.
18 ноября 1904 г. в сражении за гору Высокую Вилькицкий был ранен пулей в грудь навылет. Чуть больше чем через месяц Порт-Артур был сдан, и Вилькицкий, как и многие другие моряки, оказался в японском плену. Там он пробыл недолго – уже 18 января 1905 г. его отпустили из города Нагасаки. За участие в Русско-японской войне Вилькицкий получил ряд боевых наград: ордена Святого Станислава 3 степени с мечами и бантом; Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом; Святой Анны 4 степени с надписью «за храбрость»; серебряную медаль в память о Русско-японской войне 1904 – 1905 гг.; орден Святой Анны 3 степени с мечами и бантом; нагрудный знак для защитников крепости Порт-Артур.
После возвращения на Балтику, в августе 1905 г. Борис Андреевич был зачислен в штурманские офицеры 2-го разряда. 6 декабря 1905 г. Вилькицкий получил чин лейтенанта «за отличие по службе». В 1908 г. окончил Николаевскую морскую академию (гидрографический отдел).
Преподаватели и выпускники гидрографического отдела Николаевской морской академии, 1908 г. Сидит третий слева в первом ряду – А.И. Вилькицкий, стоит второй справа во втором ряду – Б.А. Вилькицкий.
6 декабря того же года он был произведён в чин старшего лейтенанта и продолжил службу на Балтике. Современники отмечали его способности к штурманскому делу. Неудивительно, что 17 декабря 1912 г. капитана 2 ранга Б.А. Вилькицкого (в этот чин он был произведён несколькими днями ранее) назначили на должность флагманского штурманского офицера Штаба командующего Морскими силами Балтийского моря.
9 мая 1913 г. Б.А. Вилькицкий удостоился благодарности командующего флотом адмирала Н.О. Эссена за свои труды. 6 декабря 1912 г. произведён в чин капитана 2 ранга. В этот же период он принимал участие в гидрографических и геодезических работах на Балтике и на Дальнем Востоке.
С 1910 г. начала свою работу Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО). Построенные в Санкт-Петербурге ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» перешли во Владивосток и каждый год стирали «белые пятна» с карты Арктики. Борис Андреевич, будучи опытным штурманом и человеком, которого влекло к себе всё неизведанное, мечтал принять участие в экспедиции с момента её сформирования. Но против этого категорически выступил его отец, мотивируя тем, что ему неудобно будет активно заниматься поисками экспедиции в случае её исчезновения во льдах, если на борту одного из судов будет находиться его сын. Лишь после смерти отца, в 1913 г., Б.А. Вилькицкий стал командиром «Таймыра» и помощником начальника экспедиции генерал-майора И.С. Сергеева. После того, как из-за тяжёлой болезни Сергеев был вынужден покинуть экспедицию, Вилькицкий возглавил её.
Не будем подробно останавливаться на ходе работ экспедиции – об этом написано немало. Её главными итогами стало открытие Земли Императора Николая II, островов Генерала Вилькицкого, Цесаревича Алексея, Старокадомского, Новопашенного, а также первое в истории сквозное плавание (с одной зимовкой) по Северному морскому пути в направлении с Востока на Запад. Помимо географических открытий, создания описаний и карт акваторий, ранее малоизученных мореплавателями, в ходе экспедиции была собрана обширная информация о течениях, льдах, атмосферных и магнитных явлениях.
3 сентября 1915 г. «Таймыр» и «Вайгач» пришли в Архангельск. Первая Мировая война не дала возможности продолжать работы, и экспедиция была расформирована. Во время Первой мировой и последовавшей за ней Гражданской, часть офицеров погибла, а некоторые, во главе с Б.А. Вилькицким, оказались в эмиграции. Из-за этого научные результаты ГЭСЛО не были в должной форме обработаны и изданы. Не успел выпустить серьёзных работ и Б.А. Вилькицкий (он опубликовал ряд научно-популярных статей, как в России, так и в эмиграции). Впрочем, для мореплавателей данные, полученные в ходе работ ГЭСЛО, были доступны практически сразу после её завершения. Один из активных участников экспедиции А.М.Лавров писал в 1929 г. в рецензии на книгу Э.Е. Арнгольда – врача транспорта «Вайгач»:
Кроме этого, Гидрографическим управлением в 1922 г. были изданы „Материалы по лоции Сибирского моря”, составленные участником экспедиции К. К. Неупокоевым […].
Как карты, так и материал по лоции успели уже заслужить должную оценку как среди отечественных, так и иностранных мореплавателей.
Таково действительное положение с главнейшими материалами, добытыми экспедицией. Правда, иначе обстоит дело с материалами, характеризующими физико-географический режим района работ экспедиции, которые, помимо немалой научной ценности, играют существенную роль и для практических нужд мореплавания. Эти материалы, как-то: метеорологические наблюдения, приливно-отливные явления, наблюдения над высшими слоями атмосферы, наблюдения над состоянием льда, в большей своей части уже обработаны, и надо полагать, что они скоро будут изданы.
В несколько худшем положении находится общее описание всех работ и плавания экспедиции. В отсутствии такого полного отчета, очевидно, и кроется главная причина распространенного мнения, что никакие материалы Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана до сих пор не изданы. Этой же причиной обусловливается и вообще сравнительно малое знакомство с теми работами и открытиями, которые выпали на долю этой экспедиции. Но ведь полный отчет в значительной мере связан с общей обработкой всех материалов, собранных экспедицией, и если, как отмечалось выше, эта работа подвигается к концу, то тем самым приближается и срок возможной проработки и издания общего описания работ и плавания экспедиции».
Фундаментальный труд об истории экспедиции подготовил Н.И. Евгенов – помощник начальника ГЭСЛО и выдающийся советский учёный. Но издать его при жизни он не смог. Лишь в 1985 г., благодаря усилиям доктора географических наук В.Н. Купецкого в свет вышла работа, посвящённая научным результатам экспедиции. В полном же объёме труды Евгенова увидели свет лишь в год столетия открытия Земли Императора Николая II.
Существует версия о том, что начальник экспедиции и офицеры судов изначально хотели дать вновь открытой земле название Тайвай (в честь «Таймыра» и «Вайгача»). Информация об этом была опубликована во Владивостокской газете «Далёкая окраина» вскоре после прибытия транспортов из исторического плавания. Но сам Вилькицкий в докладе, сделанном во Владивостоке (и опубликованном в той же газете), писал:
В 1914 г. приказом морского министра вновь открытый остров был назван Землёй Императора Николая II. Пролив между землёй и островом в 1916 г. получил название в честь Цесаревича Алексея (это название никогда не фигурировало на географических картах). Названия же островов, данные в честь представителей царствующего Дома Романовых, до середины 1920-х гг. наносились на карты, выпущенные уже в СССР.
В 1916 г. правительство России обратилось к иностранным государствам с посланием, в котором было официально заявлено о присоединении новых земель, открытых экспедицией Б.А. Вилькицкого к Российской Империи. Эта нота была подтверждена советским правительством в 1924 г.
Спустя тринадцать лет после открытия, в 1926 г., постановлением Президиума ВЦИК Земля Императора Николая II была переименована в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея – в Малый Таймыр. Имя Старокадомского сохранилось за открытой им частью суши.
Что интересно, ни в 1913, ни в 1926 гг. не были точно известны количество, расположение и площадь вновь открытых земель. Их комплексное и подробное исследование (включавшее нанесение на карту) провела в 1930 – 1932 гг. Североземельская экспедиция под руководством Г.А. Ушакова. Именно её начальник и участники стали авторами большинства современных топонимов архипелага.
За свои исследования в Арктике Вилькицкий был награжден Императорским Русским географическим обществом Константиновской медалью (1914 г.) и золотыми медалями французского Географического общества и Шведского общества антропологии и этнографии (эту награду он получил уже в эмиграции, в 1926 г.).
Эскадренный миноносец «Летун».
Год спустя (7 ноября 1916 г.) корабль подорвался на мине, поставленной германской подводной лодкой в одиннадцати милях от Ревельской гавани. Во время катастрофы корабль получил серьёзные повреждения в кормовой части, пострадало девятнадцать человек, но при этом, как свидетельствуют документы, «личный состав корабля в течение всего времени после аварии сохранял полное спокойствие, мужество и самообладание».
Автор: Н.А. Кузнецов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела военно-исторического наследия Дома Русского Зарубежья им. Александра Солженицына (Москва).