Аяуяска что это как действует на человека

Кратко об аяваске в разрезе личного опыта.

Когда я впервые ехала в Перу, чтобы попробовать аяваску, моё мнение о ней колебалось между «наркотик» и «лекарство». Оно и не могло быть другим. Другого варианта просто не было в моём описании мира. На деле же я столкнулась с чем-то абсолютно неизвестным.

В этой статье я опишу действие аяваски не с научной точки зрения (эту информацию вы можете прочесть в моей статье Аяхуаска и наука. Как аяваска действует на здоровье и психику), а основываясь на осознаниях её энергетического воздействия.

Когда человек выпивает аяваску, он входит в контакт с духом растения.

Вообще для этого необязательно именно пить аяваску. В древности люди могли общаться с духом растения напрямую. Любое физическое взаимодействие, даже посмотреть на растущую аяуаску, могло быть контактом. Но в современном мире люди потеряли связь с природой, ограничив себя убеждениями о возможности общения только с людьми.

Напиток аяваска может состоять из нескольких растений, но аяваска всегда ведущая, остальные растения дополняют её. Аяваска задаёт главное направление, другие растения взаимодействуют с человеком каждое в своей сфере, но в пределах направления, заданного аяуаской.

Аяваска обладает собственным сознанием, непостижимым образом связанным с сознанием Земли. Аяваска — светлое существо, готовое помочь каждому, кто приходит к ней, освободиться от разрушительных «сценариев» жизни, осознать своё предназначение в мире, научиться жить более эффективно, гармонично и осознанно.

Как действует аяваска?

Аяваска действует сразу на нескольких уровнях. Она переносит человека на другую скорость восприятия. Человек начинает видеть аспекты мира, которые в обычной жизни он не видит.

В работе с аяваской часто замедляется или полностью останавливается поток мыслей. Аяваска как бы разделяет человека с мыслями. Это следствие перемещения на другую скорость восприятия. Мысли становятся как будто более тяжёлыми и медленными, а то и вовсе исчезают. Внимание человека больше в окружающем пространстве и своём теле. Теперь аяваска начинает исцелять и учить.

Опыт аяхуаски может сопровождаться необычными ощущениями в теле, движениями. Некоторые люди чётко осознают, что в эти моменты аяваска выправляет опреденный участок тела. Некоторые просто чувствуют, что в теле происходит что-то необычное.

Каковы последствия аяваски?

Во всём многообразии опытов с аяваской есть один момент, общий для всех. Аяваска всегда учит человека, исходя из его собственных потребностей. Помогает человеку раскрыть его природный потенциал. Ведёт человека к более гармоничной жизни в соответствии со своей природой и законами Вселенной.

В ретрите с аяваской происходит перестройка тела и психики. Человек становится более сбалансированным и энергичным. Открываются новые пути развития и познания.

Изменится ли жизнь человека после знакомства с аяваской — зависит от того, применяет ли человек в дальнейшей жизни новые знания или возвращается к привычному образу жизни.

Источник

Аяваска и наука. Как аяваска действует на здоровье и психику

Аяуяска что это как действует на человека. Смотреть фото Аяуяска что это как действует на человека. Смотреть картинку Аяуяска что это как действует на человека. Картинка про Аяуяска что это как действует на человека. Фото Аяуяска что это как действует на человека

Наверняка вы уже слышали интригующие истории других людей об опыте аяуаски. А может быть и сами пробовали легендарный южноамериканский напиток. А знали ли вы, что в последние годы проводилось немало научных исследований влияния аяваски на тело и психику?

Конечно, лабораторные условия и стандарты научного метода позволяют изучить лишь малую долю действия аяваски. Тем не менее исследования аяваски подтверждают некоторые из её эффектов. В этой статье я обобщу результаты научных исследований за последние годы.

Аяуаска может принести пользу здоровью мозга

DMT активирует рецептор сигма-1 (Sig-1R), белок, который блокирует дегенерацию нервных клеток и регулирует выработку антиоксидантных соединений, которые помогают защитить клетки вашего мозга [1].

Исследование in vitro показало, что ДМТ защищает клетки мозга человека от повреждений, вызванных недостатком кислорода, и повышает выживаемость клеток [1].

В исследованиях в пробирках и на животных было обнаружено, что гармин, основной β-карболин в аяхуаске, обладает противовоспалительным и нейропротекторным эффектом и улучшает память и способность к обучению. [2, 3].

Кроме того, исследование, проведенное in vitro, продемонстрировало, что воздействие алкалоидов аяуаски (Banisteriopsis caapi), — гармина, гармалина, тетрагидрогармина и гармола, увеличивало количество нервных клеток-предшественников человека более чем на 70% за 4 дня. Эти клетки генерируют рост новых нервных клеток в вашем мозге [4].

Аяуаска может улучшить психологическое благополучие

Исследования показали, что прием аяуаски может повысить способность вашего мозга к осознанию и улучшить общее психологическое состояние.

Исследование, проведенное у 57 человек, показало, что оценки депрессии и стресса были значительно снижены сразу после того, как участники принимали аяуаску. Эти эффекты все еще были значительными через 4 недели после употребления аяхуаски [7].

Исследования показывают улучшение творческого мышления и психологической гибкости у людей, которые принимают аяхуаску, [8, 9].

Аяуаска может помочь в лечении зависимости, тревоги, устойчивой к лечению депрессии и ПТСР

Результаты некоторых исследований говорят о перспективности аяуаски для избавления от депрессий, посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) и зависимостей.

Исследование, проведенное у 29 человек с устойчивой к лечению депрессией, показало, что однократная доза аяуаски приводит к значительному улучшению тяжести депрессии по сравнению с плацебо. Другие исследования также сообщают о быстром антидепрессивном действии аяхуаски [10, 11].

Кроме того, обзор шести исследований показал, что аяуаска продемонстрировала положительный эффект при лечении депрессии, тревоги, расстройств настроения и лекарственной зависимости. [12].

В одном исследовании 12 человек с серьезными психологическими и поведенческими проблемами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами, приняли участие в 4-дневной программе лечения, которая включала в себя 2 церемонии аяхуаски.

Через 6 месяцев они продемонстрировали значительные улучшения осознанности, оптимизма и общего качества жизни. По собственным оценкам употребление табака, кокаина и алкоголя у них значительно снизилось [14].

Исследователи выдвигают гипотезу, что аяуаска может помочь и людям с посттравматическим стрессовым расстройством, хотя необходимы дополнительные исследования в этой области [15].

Подведем итоги. Согласно результатам научных исследований, аяваска может защищать клетки мозга и стимулировать рост нервных клеток. Она также может улучшить осознанность, регуляцию эмоций, творческое мышление. Аяваска способна лечить депрессию и расстройства, связанные с зависимостью, хотя для подтверждения этих эффектов необходимы дополнительные исследования.

1. Attila Szabo, Attila Kovacs, Jordi Riba, Srdjan Djurovic, Eva Rajnavolgyi, Ede Frecska. The Endogenous Hallucinogen and Trace Amine N,N-Dimethyltryptamine (DMT) Displays Potent Protective Effects against Hypoxia via Sigma-1 Receptor Activation in Human Primary iPSC-Derived Cortical Neurons and Microglia-Like Immune Cells. Front Neurosci, 2016 Sep 14

2. Dos Santos RG, Hallak JE. Effects of the Natural β-Carboline Alkaloid Harmine, a Main Constituent of Ayahuasca, in Memory and in the Hippocampus: A Systematic Literature Review of Preclinical Studies. 2016 Dec 5

3. Morales-García JA, de la Fuente Revenga M, Alonso-Gil S, Rodríguez-Franco MI, Feilding A, Perez-Castillo A, Riba J The alkaloids of Banisteriopsis caapi, the plant source of the Amazonian hallucinogen Ayahuasca, stimulate adult neurogenesis in vitro. 2017 Jul 13

4. Vanja Dakic, Renata de Moraes Maciel, Hannah Drummond, Juliana M. Nascimento, Pablo Trindade, Stevens K. Rehen. Harmine stimulates proliferation of human neural progenitors. 2016 Dec 6

5. Joaquim Soler, Matilde Elices, Elisabeth Dominguez-Clavé, Juan C. Pascual, Amanda Feilding, Mayte Navarro-Gil, Javier García-Campayo, Jordi Riba. Four Weekly Ayahuasca Sessions Lead to Increases in “Acceptance” Capacities: A Comparison Study With a Standard 8-Week Mindfulness Training Program. 2018 Mar 20

6. Soler J, Elices M, Franquesa A, Barker S, Friedlander P, Feilding A, Pascual JC, Riba J. Exploring the therapeutic potential of Ayahuasca: acute intake increases mindfulness-related capacities. 2016 Mar 23

7. M. V. Uthaug, K. van Oorsouw, K. P. C. Kuypers,M. van Boxtel, N. J. Broers, N. L. Mason, S. W. Toennes, J. Riba, J. G. Ramaekers. Sub-acute and long-term effects of ayahuasca on affect and cognitive thinking style and their association with ego dissolution. 2018 Aug 13

8. K. P. C. Kuypers, J. Riba, M. de la Fuente Revenga, S. Barker, E. L. Theunissen, J. G. Ramaekers. Ayahuasca enhances creative divergent thinking while decreasing conventional convergent thinking. 2016 Jul 19

9. Frecska E, Móré CE, Vargha A, Luna LE. Enhancement of creative expression and entoptic phenomena as after-effects of repeated ayahuasca ceremonies. 2012 Aug 2

10. Palhano-Fontes F, Barreto D, Onias H, Andrade KC, Novaes MM, Pessoa JA, Mota-Rolim SA, Osório FL, Sanches R, Dos Santos RG, Tófoli LF, de Oliveira Silveira G, Yonamine M, Riba J, Santos FR, Silva-Junior AA, Alchieri JC, Galvão-Coelho NL, Lobão-Soares B, Hallak JEC, Arcoverde E, Maia-de-Oliveira JP, Araújo DB. Rapid antidepressant effects of the psychedelic ayahuasca in treatment-resistant depression: a randomized placebo-controlled trial. 2019 Mar 4

11. Galvão ACM, de Almeida RN, Silva EADS, Freire FAM, Palhano-Fontes F, Onias H, Arcoverde E, Maia-de-Oliveira JP, de Araújo DB, Lobão-Soares B, Galvão-Coelho NL. Cortisol Modulation by Ayahuasca in Patients With Treatment Resistant Depression and Healthy Controls. 2018 May 8

12. Rafael G. dos Santos, Flávia L. Osório, José Alexandre S. Crippa, Jordi Riba, Antônio W. Zuardi, and Jaime E. C. Hallak. Antidepressive, anxiolytic, and antiaddictive effects of ayahuasca, psilocybin and lysergic acid diethylamide (LSD): a systematic review of clinical trials published in the last 25 years. 2016 Mar 18

13. Loizaga-Velder A, Verres R. Therapeutic effects of ritual ayahuasca use in the treatment of substance dependence—qualitative results. 2014 Mar 11

14. Thomas G, Lucas P, Capler NR, Tupper KW, Martin G. Ayahuasca-assisted therapy for addiction: results from a preliminary observational study in Canada. 2013 Mar 6

15. Antonio Inserra. Hypothesis: The Psychedelic Ayahuasca Heals Traumatic Memories via a Sigma 1 Receptor-Mediated Epigenetic-Mnemonic Process. 2018 Apr 5

Источник

Аяуаска (айяваска) – опыт путешествия в Перу

Аяуяска что это как действует на человека. Смотреть фото Аяуяска что это как действует на человека. Смотреть картинку Аяуяска что это как действует на человека. Картинка про Аяуяска что это как действует на человека. Фото Аяуяска что это как действует на человека

Уже три месяца не доходят руки сделать новые комиксы, да простят меня подписчики! Но сегодня я развлеку вас своими воспоминаниями о самом необычном своём путешествии. Поехали!

Когда я впервые услышал об Аяуаске, я понял, что мне это нужно. И обстоятельства каким-то загадочным образом удачно сложились, что буквально через пару месяцев я уже отправился в тур в Перу.

Сначала, конечно, был поиск хорошего безопасного места. Я тогда и представить не мог в какую серьезную работу над собой это всё выльется.

Я поехал сразу на три недели. Забегая вперед, скажу, что опыт был не из легких. Постоянно приходилось бороться со своим умом и это, пожалуй, было самое трудное. Физически было тяжело переносить приступы тошноты и рвоты, когда Аяуаска что-то собирала, тянула, как будто выворачивала наружу. С другой стороны, через все эти состояния и происходило мое обучение. Много осознаний, видений и прорывов случалось именно после таких изнурительных переживаний, а иногда и во время.

В течение трех недель я соблюдал специальную диету без соли и специй. Было не трудно, но все-таки еда снилась ночами.

С наступлением темноты начиналось все самое интересное.

Первая церемония была совсем не такой как я ожидал. Пространство плясало, вибрировало и голографировало разноцветными узорами. Казалось, что оно ожило и его населяют множество существ, которых мои глаза не успевают различить. Предметы вокруг потеряли свою привычную форму и выглядели как квадраты или прямоугольники, но гораздо больших размеров.

Тошнило. Рот разрывался от зевоты. Тело пыталось найти удобное положение, в котором не будет так тошнить. Мысли в голове сменяли одна другую с нереальной скоростью. Остановить их не было никакой возможности. Мозг усиленно пытался что-нибудь понять и ухватиться за что-то привычное.

В какой-то момент я почувствовал, как огромные мощные руки скрутили мой желудок и меня вырвало. От усталости я лег на живот, положил лоб на руки. Вместо пола я увидел пространство, которое было заполнено энергетическими линиями. Ему нет конца, оно повсюду. Зрелище было бесподобным. Аяуаска сказала: «Молодец! На сегодня все, ложись, отдыхай.»

Я переместился на кровать. Меня придавило чем-то мягким. На тот момент это было самое лучшее место на Земле. Мое тело чувствовало себя удивительно прекрасно. Оно было счастливо. Как будто каждая его клеточка наполнилась жизнью и существует отдельно, но все же в единстве со всем телом. Я лежал с закрытыми глазами и наблюдал танец желтых геометрических цветов, переходящих один в другой, как в калейдоскопе. Казалось, что в лицо светит солнце. Я испытывал благодарность, гармонию, любовь.

Уснул. Мне снились люди из каких-то давно забытых событий.

На следующий день я узнал, что куча мыслей в голове, безумная зевота – это все тоже чистка. У всех индивидуально, но одна-две недели телу и уму требуется, чтобы очиститься и уже потом начинается настоящая работа.

Что касается снов, то на них стоит обратить особое внимание. Поначалу они указывают места, где зацеплена энергия и ее необходимо освободить. Накапливать энергию. Чем больше энергии, тем продуктивнее работа с растением. Аяуаска с самого первого раза начинает вычищать и показывать всю грязь, которая накопилась. Параллельно она обучает осознанным сновидениям. Сны становились с каждым днем все ярче и ярче. В какие-то моменты удавалось себя осознать, но на непродолжительное время. Несколько раз удалось найти руки во сне. Ощущения такие же, как и в реальной жизни. Осознаешь себя точно так же.

В другой раз Аяуаска погрузила меня в абсолютную темноту. Да, я боялся темноты. А теперь я понял, что это совсем не страшно. Я осознал откуда тянется мой страх. Из далекой ситуации в детстве. И страха совсем не стало. Передо мной стали светиться мягкие плавные линии. Я увидел, что по ним что-то движется. Красные и синие кольца. Это змея! В этот момент глаза анаконды оказались напротив моих и затем она исчезла. Уползла куда-то по энергетическим нитям вселенной. Анаконда — это одно из воплощений Аяуаски. Встретиться с ее духом считается очень хорошим знаком. Красивая. Спасибо!

А дальше Аяуаска показывала мне каким я могу быть. Мы рассматривали разные ситуации, и она как будто вытряхивала наружу качества, которыми я не пользовался. Она говорила: «Смотри, так эффективней, это тоже ты, ты можешь по-другому!»

В другие дни она учила меня петь голосом, наполненным силой, играть на варгане, направлять внимание. Иногда это был просто массаж. Давило, жгло, какие-то новые немыслимые вибрации проходили через тело. Моя задача заключалась лишь в том, чтобы доверять, пропускать, не сопротивляться и следовать.

Периодически происходили мелкие и крупные осознания, а бывало накрывало целой волной в один момент. Это было и счастье, и слезы в одно и то же время.

Аяуаска удивительно чутко реагировала на все мои состояния, просьбы и сопротивления. Я чувствовал ее мягкость, заботу, поддержку. Она, действительно, как мама заботилась обо мне все время пока я находился там. Когда я не хотел идти дальше, она говорила, что подождет. Когда ныл, что меня тошнит, она говорила, что ничего страшного, вот ведро.

А один раз во время обеда маленькая рыбная косточка застряла у меня в горле. Никакие известные способы не помогли. Она намертво застряла. Мне сказали: «Попроси Аяуаску, она вытащит». Начались сомнения, борьба ума. Это же немыслимо. Не верю! Но попросил. После очередной рвоты попросил. Не веря. Сразу же зажгло в этом месте, но кость осталась на месте.

Промучившись целый день я решил попробовать еще раз. На этот раз я попросил от всей души. Лег. Чувствую начало тошнить, собирает что-то. Ну, надо, так надо. Ползу к ведру. Начинает выворачивать именно левой стороной. Именно там, где кость. Тяжело. Трясет. Вместо рвоты вылетают странные звуки. Закончилось. Устал. Вытираю слезы, слюни. Проверяю, а кости нет. Совсем. Не укладывается в мозгу. Она и правда живая. А я не верил.

Когда закончился мой ретрит, мне сказали, что дух Аяуаски теперь всегда со мной. Я отлично поработал и поэтому могу с ней общаться, когда захочу. Она и сама может прийти ко мне.

Это еще не все. По возвращении я стал чувствовать мир и себя гораздо глубже, более мелкие детали. Я вижу новые варианты и их стало гораздо больше. Как будто шоры сняли. Мир заиграл новыми красками. Иногда перед сном приходит Аяуаска.

Источник

Аяхуаска

Аяуяска что это как действует на человека. Смотреть фото Аяуяска что это как действует на человека. Смотреть картинку Аяуяска что это как действует на человека. Картинка про Аяуяска что это как действует на человека. Фото Аяуяска что это как действует на человекаАйяуаска (Аяхуаска) или yage (йяхи, яге, яхе, яхэ), представляет собой энтеогенный напиток из лианы Banisteriopsis caapi, часто используемой в сочетании с различными другими растениями. Аяхуаску смешивают с листьями растений чакруна или чагропанга, содержащими диметилтриптамин (ДМТ). Айяуаска, впервые описанная в начале 1950х этноботаником из Гарварда Ричардом Эвансом Шултсом, применяется в качестве напитка провидцев и лечебного снадобья у аборигенов Перу, и известна под множеством различных наименований (см. ниже). 1) Некоторые считают, что определенные эффекты можно почувствовать, просто употребив лиану caapi, однако растения, имеющие в своём составе ДМТ, такие как Psychotria, являются неактивными при их употреблении в виде напитка без источника ингибитора моноаминоксидазы (иМАО), такого как B. caapi. 2) Неизвестно, каким образом аборигены узнали о галлюциногенных свойствах растений, используемых в напитках айяуаска. Многие аборигены говорят о том, что они получили эту информацию непосредственно от растений и духов растений.

Эффекты Айяуаски

Люди, попробовавшие айяуаску, сообщают об опыте духовного откровения относительно их миссии на Земле, природы Вселенной и глубокого осознания того, каким образом раскрыть свою природу и стать лучшим человеком. 3) Многие считают такой опыт «духовным пробуждением» или даже «вторым рождением». Кроме того, пользователи часто сообщают о том, что они получили доступ к более высоким духовным измерениям и вступили в контакт с различными духовными силами или существами из других измерений, которые могут действовать в качестве гидов или помощников. 4) Писатель Дон Жозе Кампос уверяет, что люди, попробовавшие айяуаску, испытывают мощные положительные изменения в жизни. После проглатывания напитка человека может вырвать; многие шаманы и опытные пользователи считают этап «очищения» важной частью практики, поскольку в ходе него высвобождается отрицательная энергия и эмоции, накопленные за годы жизни. 5) У других пользователей этап очищения проходит в виде тошноты, диареи и чувства жара/холода. Аяхуаска может вызвать значительный, однако временный, эмоциональный и психологический стресс («бэд трип»). Не сообщалось о долговременных негативных эффектах. Однако, известно о нескольких смертях, связанных с участием в употреблении айяуаски. 6) Эти смерти могут быть связаны с существующими болезнями сердца, поскольку растение может усилить сердцебиение и увеличить давление, либо с приёмом лекарственных препаратов, таких как антидепрессанты, а в некоторых случаях – с добавлением в напиток растений из рода Бругмансия. 7)

Роль в шаманизме

Аяуяска что это как действует на человека. Смотреть фото Аяуяска что это как действует на человека. Смотреть картинку Аяуяска что это как действует на человека. Картинка про Аяуяска что это как действует на человека. Фото Аяуяска что это как действует на человекаНекоторые шаманы и опытные пользователи рекомендуют употреблять аяхуаску только в присутствии нескольких опытных шаманов. В некоторых регионах имеются так называемых «брухо», выдающие себя за шаманов, которые могут склонить туристов к тому, чтобы те выпили напиток в их присутствии. Шаманы полагают, что одной из целей этих брухо является кража энергии у людей. 8)

Названия

Химия

Алкалоиды гармалы – это бета-карболины, ингибирующие МАО. Тремя наиболее изученными алкалоидами гармалы в лиане B. caapi являются гармин, гармалин и тетрагидрогармин. Гармин и гармалин представляют собой селективные и обратимо действующие ингибиторы моноаминоксидазы А (MAO-A), а тетрагидрогармин является слабым ингибитором обратного захвата серотонина. 11) Ингибирование МАО-А позволяет ДМТ проходить через мембраны в желудке и малом кишечнике неметаболизированным, и проникать через гематоэнцефалический барьер (который сам по себе не нуждается в ингибировании МАО-А), активируя участки рецепторов в мозге. Без обратимого ингибитора моноаминоксидазы А или ингибиотра МАО-А, ДМТ не будет окислен (и останется биологически неактивным) ферментами номоаминоксидазы в пищеварительном тракте. Индивидуальные полиморфизмы на ферменте цитохрома P450-2D6 влияют на способность человека метаболизировать гармин. 12) При постоянном использовании (раз в неделю) может развиться некоторая естественная толерантность к айяуаске из-за чрезмерной регуляции серотонергической системы. В 1993 году было проведено фармакокинетическое исследование айяуаски фазы 1 с участием 15 добровольцев (Hoasca Project). Обзор Hoasca Project был впоследствии опубликован. 13)

Подготовка

Традиционный напиток

Аяуяска что это как действует на человека. Смотреть фото Аяуяска что это как действует на человека. Смотреть картинку Аяуяска что это как действует на человека. Картинка про Аяуяска что это как действует на человека. Фото Аяуяска что это как действует на человекаТрадиционный напиток аяхуаска часто изготовляется с использованием Banisteriopsis caapi в качестве ингибитора МАО, однако источники диметилтриптамина и другие дополнительные ингредиенты варьируются в зависимости от региона. Существует несколько разновидностей caapi, которые часто называют различными «цветами», с разными эффектами, потенциалом и использованием. Дополнительные вещества, включающие в свой состав ДМТ:

Другие дополнительные вещества:

Использование

Айяуаска используется в качестве религиозного символа. Пользователи аяхуаски, применяющие её в нетрадиционном контексте, зачастую следуют философии и космологии, связанной с шаманизмом, который практикуется среди народностей Перу. 15) В то время как пользователи (не аборигены) осведомлены о её применении в религиозных целях, менее широко распространенное традиционное использование этого растение фокусируется на её медицинских качествах. При использовании в медицине, аяхуаска воздействует на сознание человека в течение менее шести часов, при этом действие начинается через полчаса после употребления, а пиковые эффекты наблюдаются по истечении двух часов. Айяуаска также имеет сердечно-сосудистые эффекты, вызывает небольшое усиление сердцебиения и увеличение диастолического давления. В некоторых случаях может наблюдаться значительный психологический стресс. По этой причине, людям, имеющим риск сердечных заболеваний, следует быть особенно осторожными при употреблении айяуаски. Психоделические эффекты айяуаски включают зрительную и слуховую стимуляцию, смешение сенсорных модальностей и психологическую интроспекцию, которые могут привести к эйфории, страху или возбуждению. Важными являются и очищающие свойства растения. Сильная рвота и (иногда) диарея очищают тело от червей и других тропических паразитов, а алкалоиды гармалы сами по себе являются противоглистными средствами. 16) Таким образом, наблюдается двойное действие: непосредственное уничтожение паразитов при помощи алкалоидов гармалы (в частности, гармина, содержащегося в айяуаске), и последующее выведение паразитов из организма в результате усиления кишечной моторики. Использование айяуаски предполагает соблюдение пищевых табу. 17) В тропических лесах эти табу осуществляются путем самоочищения – воздержания от острой, кислой и жирной пищи, кофеина и от секса до и во время церемонии. Рекомендуется диета с низким содержанием тирамина, поскольку возможное взаимодействие тирамина и ингибиторов МАО может привести к гипертоническому кризу. Однако, данные показывают, что алкалоиды гармалы обратимо воздействуют только на MAO-A, подобно моклобемиду (антидепрессанту, приём которого не требует диетических ограничений). Диетические ограничения также не применяются в высокоурбанизированной бразильской церкви аяхуаски União do Vegetal, поэтому предполагается, что риск (если он вообще имеется) является значительно менее крупным.

Нетрадиционное использование

В конце 20 века, питьё айяуаски стало распространяться по Европе, Северной Америке и другим странам. Первые церкви айяуаски под патронажем Бразильской церкви Santo Daime были основаны в Нидерландах. В отношении двух лидеров этой церкви, Ганса Богерса (одного из основателей Датского общества Santo Daime) и Джеральдины Фиджнеман (главы Амстердамского общества Santo Daime), было заведено уголовное дело на основании распространения контролируемого вещества (ДМТ); однако, обвинение не смогло доказать, что использование айяуаски членами Santo Daime было связано со значительной угрозой здоровью населения. Суд признал их права на религиозную свободу по статье 9 Европейской Конвенции по правам человека. Вердикт, вынесенный Окружным судом Амстердама в 2001 году, оказался важным прецедентом. С тех самых пор, группы, не являющиеся подчиненными церкви Santo Daime, использовали айяуаску, и появилось большое количество различных «стилей», в том числе нерелигиозного характера. В Европе и Северной Америке часто изготавливают аналоги аяхуаски с использованием нетрадиционных растений, содержащих такие же алкалоиды. Например, семена гармалы обыкновенной могут использоваться в качестве замены лозы айяуаски, а богатая ДМТ Mimosa hostilis используется вместо chakruna. В Австралии несколько местных растений особенно популярны среди ценителей айяуаски, среди них богатые ДМТ виды акации. Название «айяуаска» относится к ботаническому отвару, который содержит в своем составе Banisteriopsis caapi. Синтетическая версия напитка, известная под названием фармауаска, представляет собой комбинацию подходящего ингибитора МАО и обычно ДМТ. В этом случае, ДМТ считается основным психоактивным ингредиентом смеси, в то время как иМАО в основном сохраняет психоактивность перорально принимаемого ДМТ, которая в ином случае будет разрушена в кишечнике до абсорбирования в организме. Так, ценители айяуаски считают лозу B. caapi основным ингредиентом напитка, без которого он таковым не является. Лоза считается «духом» аяхуаски, стражем и гидом в другие миры. Айяуаска может изготавливаться с использованием различных растений, которые традиционно не используются в Южной Америке: Растения, содержащие ДМТ:

ИМАО:

История

Исследования

Чарльз Гроб сообщил о первом большом изучении эффектов айяуаски на человека в ходе Проекта Хоаска в 1993 году. 22) В Проекте изучались члены церкви União do Vegetal (UDV) в Бразилии, использовавшие хоаску в качестве священного напитка. Да Сильвериа и коллеги (2005 г.) провели сравнительное исследование подростков, вовлечённых в систему верований Амазонских народностей, которые используют айяуаску в религиозных целях, а также их городских ровесников, проживающих в Бразилии. Да Сильвериа и коллеги провели измерения участников, использующий айяуаску дважды в месяц с момента созревания, по психиатрическим диагностическим шкалам. Все участники были проверены по шкалам злоупотребления веществами, беспокойства, депрессии, расстройств, связанных с образом тела и синдрома дефицита внимания и гиперактивности, с использованием существующих опросников и четвёртого издания Диагностического и Статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM-IV). По сравнению с контрольной группой, показания подростков, использующих айяуаску, были в семь раз ниже в отношении критериев, разница в которых была статистически значимой. Этими критериями были восприятие образа тела, беспокойство и расстройства внимания, которыми часто страдают подростки на Западе. Эти данные показывают, что культурно-специфичное использование айяуаски может помочь преодолеть некоторые психологические и когнитивные сложности в жизни подростков и повысить их способность к самоактуализации. Однако, научные исследования аяхуаски (как и в случае с другими энтеогенами или психоделиками) представляют для учёных сложность, что касается философских вопросов, связанных с онтологией, эпистемологией и объективностью. 23)

Легальный статус

Во всем мире ДМТ входит в список I в соответствии с Конвенцией по психотропным веществам. В комментариях к Конвенции указывается, однако, что на растения, содержащие ДМТ, не распространяются меры международного контроля: 24) Культивирование растений, из которых получают психотропные субстанции, не контролируется Венской Конвенцией… Ни корона (плод, бутон мескаля) кактуса Пейот, ни корни растения Mimosa hostilis, ни гриб псилоцибе сами по себе не включаются в список 1, в отличие от их основных составляющих, мескалина, ДМТ и псилоцина. В факсе, посланном из секретариата Международного комитета по контролю за наркотиками в Министерство Общественного Здравоохранения Нидерландов в 2001 году, утверждается, что «Следовательно, обработанные растения и их смеси, в том числе айяуаска, не подлежат международному контролю и, таким образом, не являются предметом любой из статей Конвенции 1971 года». 25) Несмотря на подтверждение, данное Международным комитетом по контролю за наркотиками в 2001 году, что айяуаска не подлежит контролю по международной конвенции, в ежегодном отчёте Комитета за 2010 год правительствам стран рекомендуется принять во внимание возможность контроля (т.е. криминализации) айяуаски на государственном уровне. Эта рекомендация была раскритикована как попытка Комитета перейти границы своих полномочий и как обоснование для нарушения прав человека правительствами разных стран (в том числе, права на религиозную свободу). Легальный статус растений, содержащих ДМТ, остаётся под вопросом в США. Растения и смеси, содержащиеся в айяуаске, являются легальными, поскольку они не содержат перечисленных в списках химических веществ. Однако, напитки, изготовленные с использованием ДМТ, являются нелегальными, поскольку ДМТ является наркотиком из списка I. Таким образом, некоторые люди оспаривают нелегальность айяуаски, используя аргументы, приводимые религиозными сектами, применяющими пейот, такими как Церковь Коренных Американцев. 1 ноября 2005 года Верховный Суд США прослушал дело по импорту и использованию чая в религиозных целях в США церковью União do Vegetal (дело Gonzales v. O Centro Espirita Beneficente Uniao do Vegetal). По решению, вынесенному 21 февраля 2006 года, UDV разрешается использовать чай в своих церемониях, согласно Акту о восстановлении религиозной свободы. В подобном деле, церковь Santo Daime, основанная в Орегоне, подала в суд для защиты своих прав на импорт и употребление чая айяуаски. В марте 2009 года Окружной суд США вынес решение в пользу Santo Daime, будучи осведомлённым о защите этой церкви от преследования после принятия Акта о восстановлении религиозной свободы. 26) Религиозное использование аяхуаскив Бразилии было легализовано после проведения двух официальных расследований в середине 1980х, которые показали, что аяхуаска не является рекреационным наркотиком и применяется в религиозных целях. 27) В начале 2005 года во Франции, церковь Santo Daime выиграла дело, по которому её члены могут использовать чай. Через четыре месяца после победы в суде, обычные ингредиенты айяуаски, а также гармала, были объявлены «stupéfiants», или наркотическими субстанциями из списка I, таким образом, использование или обладание чаем и его основными ингредиентами стало нелегальным. 28)

Юридические вопросы

Айяуаска также вызвала прения что касается защиты интеллектуальной собственности при её традиционном использовании. 29) В 1986 году Ведомство по патентам и товарным знакам США дало разрешение на патент лозы аяхуаски B. Caapi. Разрешение было дано на основании того предположения, что свойства айяуаски не были ранее описаны в литературе. С этим поспорили некоторые инициативные группы, включая Координирующий совет коренных организаций Амазонского бассейна (COICA) и Коалицию Амазонских народов и их окружения (Амазонская коалиция). В 1999 году они выступили с юридической претензией относительно этого патента, который дал частному лицу, проживающему в США, право «владения» знаниями о растении, которое является хорошо известным и священным для многих коренных народов Амазонии и используется ими в религиозных и лечебных церемониях. 30) Позже в этом же году Ведомство вынесло решение, по которому патент был отменён, на основании аргументов спорщиков о том, что растение не является «специфичным либо новым». Однако, не был учтен тот факт, что религиозная или культурная ценность растения не допускает существования патента. В 2001 году, после апелляции, поданной держателем патента, Ведомство восстановило его права. В то время закон не позволял третьей стороне (например, COICA) участвовать в процессе переоценки. Патент, находящийся в руках предпринимателя из США Лорена Миллера, истёк в 2003 году. 31)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *