Аутсорсинг в школьном питании что это
Аутсорсинг в школьном питании что это
Полноценное питание в школах является залогом нормального умственного и физического развития ребенка. Создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы в нем организаций общественного питания, контроль их работы относятся к компетенции образовательного учреждения.
Организовать питание учащихся образовательное учреждение может самостоятельно (если оно содержит собственную столовую и соответствующий штат специалистов) либо может привлечь стороннюю организацию в порядке аутсорсинга.
Аутсорсинг – это передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области. Выбор аутсорсера по оказанию услуг питания учащихся обусловлен мероприятиями, связанными с передачей непрофильных функций образовательного учреждения специализированным организациям.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации право кормить школьников можно выиграть на государственных торгах, предложив лучшее качество, более низкую цену и доказав свою компетенцию в этой нише. Претендующий на заключение государственного или муниципального контракта может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения.
Бюджетные образовательные учреждения привлекают специализированные предприятия общественного питания путем заключения государственного или муниципального контракта. Вся информация о конкурсах, аукционах, запросах котировок, проводимых в РФ, размещается на официальных сайтах РФ в сети Интернет (http://www.zakupki.gov.ru).
Основными требованиями при выборе специализированной организации являются: наличие опыта работы в организации детского дошкольного и/или школьного питания, квалифицированных специалистов, обеспечение гарантии качества и безопасности выпускаемой продукции посредством организации и проведения производственного контроля, наличие достаточной материально-технической базы, специализированного автотранспорта для перевозки скоропортящихся грузов и готовой продукции, наличие положительной репутации в сфере общественного питания.
С 2008 года введены в действие СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Такими организациями могут быть:
— базовые организации школьного питания (комбинаты на базе школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), осуществляющие закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;
— доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
— столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
— буфеты-раздаточные, реализующие готовые блюда, кулинарные, мучные кондитерские и булочные изделия.
Данными организациями должны выполняться требования к их размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям, к санитарно-техническому обеспечению, оборудованию, инвентарю, посуде и таре, к санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды, организации здорового питания и формированию примерного меню, организации обслуживания обучающихся горячим питанием, к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции, профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, условиям труда персонала и др.
На основании рациона питания юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, разрабатывается примерное меню, которое согласовывается с руководителем образовательного учреждения и Управлением Роспотребнадзора.
Кроме того, аутсорсер (юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, предполагающий выполнять работы (услуги общественного питания) должен направить в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».
На основании договора пищеблок передается в аренду, расходы на его содержание ложатся на специализированную организацию. Однако следует помнить, что передача на аутсорсинг услуг питания в образовательном учреждении не освобождает руководителя учреждения от необходимости проведения контроля. Контроль и ответственность сторон устанавливаются на основании договора и нормативно-правовых актов Российской Федерации. При этом согласно Федеральному закону «Об образовании», руководитель несет ответственность в случае серьезных нарушений, негативно отразившихся на здоровье детей.
Зачем отдавать школьное питание на аутсорсинг частным компаниям и стоит ли менять СанПиН
В разгаре летние каникулы, но актуальным остается вопрос о питании учеников школ и воспитанников детских садов. Питание и, как следствие, здоровье ребенка волнует каждого родителя вне зависимости от учебного года. Родители и эксперты настаивают, что еда в школах должна быть сбалансированной и полезной, чиновники требуют, чтобы питание соответствовало многочисленным нормам, а детей волнуют вкусовые качества и эстетика блюда. Повара и технологи в свою очередь вынуждены проявлять чудеса изобретательности, чтобы втиснуть все требования в бюджет. К сожалению, не всегда удается получить желаемый для всех результат.
Одним из последних инцидентов, связанных с питанием свердловских школьников, стала проверка в средней школе № 61 Нижнего Тагила после медиафорума Общероссийского народного фронта с участием президента Владимира Путина. На форуме показали ролик 13-летнего ученика тагильской школы, который жаловался на невкусную капусту в столовой, после чего организаторы форума продемонстрировали смонтированную подборку из разных столовых с неаппетитными блюдами, в том числе прилипшей к тарелке кашей. В итоге контролирующие органы организовали проверку школы и поставщика питания — компании «Кейтеринбург» (ООО «Комбинат общественного питания»).
Чем закончилась поверка, а также о новых программах питания для свердловских школьников и детсадовцев, о том, почему школам выгодно отдавать питание детей на аутсорсинг и почему дети зачастую не хотят есть школьную еду, Znak.com рассказала генеральный директор компании «Кейтеринбург» Ольга Большедворова.
— После медиафорума и неожиданной славы, которая на вас свалилась, в школе и у вас в компании прошли всевозможные проверки. Сейчас уже можно говорить о результатах?
— В данный момент проверка закончилась, в ее ходе контролирующие органы признали, что вся еда нашими сотрудниками готовится в соответствии с нормами. Школьник сам был в шоке от того, что его ролик показали на форуме ОНФ, да и отец мальчика — известный в городе активист — позже сказал, что сын записал ролик для того, чтобы потренироваться в ораторском мастерстве. Претензий к качеству питания у других учеников, родителей и руководства школы не было. Для нас эта проверка в итоге обернулась в плюс: мы еще раз подтвердили, что работаем по высоким стандартам и, если есть какие то-то замечания, стараемся тут же на них реагировать и исправлять недостатки. После проверки мы провели дегустацию и для родителей, и для журналистов: они убедились, что наши блюда отличаются от того, что показывалось в ролике на форуме.
— Вы считаете, что продемонстрированное президенту видео отражает лишь субъективное мнение семиклассника?
— Современные дети зачастую не готовы к правильному питанию. Многие из них не хотят есть каши, они привыкли есть фастфуд, сладкое, блюда с большим количеством специй и соусов. Соответственно, школьная еда, пусть качественная и полезная, кажется им невкусной и пресной.
— Накормить современного ребенка кашей действительно непросто, и вряд ли вашим поварам удастся исправить пищевые пристрастия детей с помощью одних только школьных обедов.
— К сожалению, часто родители дома приучают детей есть сосиски с макаронами и пельмени, а потом говорят, что в школе их неправильно кормят. Мы пытаемся организовать совместную работу с родителями. Проводим встречи, рассказываем о своей компании, устраиваем презентации меню и дегустации. Даже раздаем родителям рецепты понравившихся блюд. Необходимо, чтобы мы с родителями работали сообща. Ведь если ребенку рассказать, как полезны те же овощи, правильно их приготовить и оформить, он будет их с удовольствием есть.
У нас уже прошло несколько акций, цель которых — позиционировать правильное, полезное питание. Например, были проекты «Олимпийцы за здоровое питание» и «Гастриту нет». Совместно с фондом биатлониста Антона Шипулина в школах и детсадах мы рассказывали ребятам, как нужно питаться, чтобы стать чемпионами.
— Конкретно сейчас вы реализуете какие-то проекты?
— Масштабный проект «Привлекательное и здоровое питание» сейчас реализуем в Полевском в рамках нацпроекта «Демография». Его цель — формирование привычки у детей к сбалансированному, здоровому питанию с раннего возраста. В проекте участвуют более 3000 малышей из 31 детского сада Полевского. Совместно с Екатеринбургским медицинским научным центром профилактики и охраны здоровья работников промпредприятий, специалисты Роспотребназора, а также Центра гигиены и эпидемиологии Свердловской области определили биологически активные добавки для здорового метаболизма у детей. В список вошли куркума, пшеничные отруби, мука зародышей пшеницы, морская водоросль фукус, а также масло льняное и масло зародышей пшеницы. С этими продуктами наши технологи разработали меню для детских садов. Единственное, мы не нашли фукус в необходимых количествах и с разрешения специалистов заменили его морской капустой. Сейчас дети едят блюда с этими добавками.
— Родители и чиновники были рады этим нововведениям?
— Прежде чем их добавили в детское меню, проводили дегустацию для сотрудников управления образования и родителей. Сначала было огромное сопротивление со стороны родителей: «Зачем нашим детям давать отруби?» Мы все объясняли, доводили информацию о пользе этих продуктов. Мы осознаем, что почти никто не будет добавлять эти полезные вещества в еду дома. Потом родители поняли, что структура блюд от этих добавок только улучшается, а на вкус они негативно никак не влияют.
— Сейчас уже можно говорить о каких-то предварительных результатах этого нововведения? Как-то отразилось на состоянии детей?
— Прошло уже три месяца со старта проекта: аппетит у детей улучшился, по словам заведующих, у многих ребят наблюдается улучшение концентрации и памяти, кто-то спать стал лучше, то есть определенная витаминизация произошла. Особенно это важно весной. Сейчас мы будем продолжать проект, вводить новые блюда с использованием этих добавок. С сентября запустим этот проект и в школах Полевского. Сейчас планируется каждые 6-9 месяцев контролировать состояние.
— В школах и детских садах Екатеринбурга тоже будет реализована эта программа?
— Мы постараемся это сделать, но отмечу, что в Екатеринбурге мы пока кормим лишь 10 школ. Питание в детских садах города не выведено на аутсорсинг, они занимаются приготовлением пищи сами. Я считаю, что это не совсем правильно. В школах исторически пищеблоки более-менее соответствуют санитарным требованиям, а детские сады, построенные в советское время, «заточены» под комбинаты питания, под фабрики-кухни, почти все они являются «доготовочными». Мясо к нам поступает охлажденное, готовое к тепловой обработке, овощи — очищенные в вакуумной упаковке, чтобы лишний раз не допускать обсеменения продукта.
При этом на самом деле детским образовательным учреждениям выгоднее отдавать питание детей на аутсорсинг операторам. Во-первых, когда мы заходим в образовательное учреждение, то сразу инвестируем крупные суммы в оборудование пищеблоков. Это от 250 тыс. рублей на пищеблок детского сада и от 500 тыс. — в школу. К примеру, в этом году мы запустили питание в девяти школах Екатеринбурга и сразу инвестировали туда в общей сложности около 14 млн рублей: полностью заменили все оборудование, инвентарь, посуду. Все ремонты также ложатся на плечи оператора питания, часто — и вывоз мусора. Получается, что этот пласт проблем мы снимаем с сотрудников школ и детских садов.
Во-вторых, оператор питания берет на себя подбор персонала, все издержки по прохождению плановых медосмотров сотрудников пищеблоков и оплату их труда. Мы проводим постоянное обучение персонала. К примеру, на данный момент у нас трудится 209 специалистов, имеющих сертификаты аудиторов системы менеджмента качества ХАССП. Школы и детские сады чаще всего не могут себе этого позволить. Наши аудиторы проводят проверку объектов и контролируют качество питания.
В-третьих, сейчас очень много малышей (особенно в детских садах) с ожирением, аллергиков, которым требуется безлактозная или безглютеновая диеты. В нашей компании есть специалисты, которые могут составлять меню, учитывая индивидуальные особенности таких детей. После согласования с сотрудниками Роспотребнадзора наши специалисты все это внедряют в детских садах. Обычные школы и детсады, скорее всего, не будут брать на себя такую нагрузку.
Мы отлично понимаем, что каждый должен заниматься своим делом. Для школ и детских садов питание — не профильная деятельность. Они должны максимально концентрироваться на образовании детей, а мы в свою очередь на питании.
— Сколько всего образовательных учреждений вы обслуживаете на аутсорсинге в данный момент?
— Мы на рынке уже 14 лет и ежедневно кормим более 150 тыс. детей в 341 детсадах и школах на территории Свердловской, Челябинской, Томской областей и Ханты-Мансийского автономного округа, при этом задействовано около 2 тыс. наших сотрудников. На каждом объекте внедрена программа производственного контроля. В ее рамках идет постоянный контроль за сырьем, качеством обработки пищеблоков, производственного оборудования, инвентаря и так далее. К примеру, только за 2018 год мы сдали 3334 пробы на качество воды и смывы с окружающей среды, 667 проб на витаминизацию продуктов, 2664 пробы готовой продукции, 240 проб сырья, 1665 проб на сальмонеллез, более 3 тыс. проб на гельминты и огромное количество других проб.
Если лабораторные исследования выявляют некачественное сырье, мы тут же отказываемся от его поставщика, если обнаруживается некачественная вода, то мы привлекаем компании, которые прочищают трубы, фильтры и так далее. Если выявляются какие-то проблемы с хлорсодержащими препаратами, то, соответственно, происходит замена моющего средства. Меры принимаются всегда и быстро.
— «Проколы» с поставщиками сырья часто происходят?
— Не часто, но бывают. Перед тем как заключить договор с поставщиком сырья, мы проводим его тщательную проверку. Конечно, его проверяет наша служба безопасности, через интернет-ресурсы продукты, которые он поставляет, проверяются на предмет фальсификации. А также мы берем у поставщика пробы продуктов и сдаем их в лабораторию, чтобы подтвердить качество. Что касается скоропортящегося сырья: масло, сметана, птица, то мы стараемся выходить напрямую на производителя, чтобы все было максимально свежее.
— Возвращаясь к вкусовым предпочтениям детей, вы пытались интересоваться у школьников, что им не нравится, что они сами бы хотели есть?
— Мы выступаем за обратную связь, в том числе и от самих детей. В каждой школьной столовой у нас установлены информационные табло с контактами, любой ребенок может связаться и высказать замечания. Если вскрываются какие-то недочеты со стороны работников столовой, мы их устраняем, а школьник получает десерт за бдительность. Иногда мы устраиваем эксперименты — привлекаем старшеклассников к составлению меню. Говорим: «Ребята, если вам что-то не нравится в меню, попробуйте составить его сами». Но при этом они должны уложиться в определенное количество белков, жиров и углеводов, а также во всевозможные нормы. Для них это — целый квест, и тогда они понимают, что не все так просто.
Опять же мы не можем опираться на одни предпочтения детей, ведь весь процесс приготовления еды четко регламентирован законом.
— Многие нормы, по которым до сих пор готовится школьная еда, были разработаны десятилетия назад и в данный момент, вероятно, устарели. Есть какие-то продукты, которые, по вашему мнению, стоит исключить из детского питания? Что нужно пересмотреть в СанПиНах?
— Нормы, безусловно, требуют пересмотра. Например, необходимо сократить количество прописанных в них углеводов, в том числе объемы хлеба и сахара, но при этом давать больше фруктов. Стоит убрать или хотя бы сократить число соков — в них очень много сахара, лучше заменить их на компоты, морсы из ягод. Они намного полезнее.
Эксперты рассказали о плюсах и минусах школьного питания на аутсорсинге
По количеству муниципальных и частных предприятий рынок школьного питания в Екатеринбурге поделен примерно 50 на 50.Среди самых крупных операторов: ООО «Аппетит», ЕМУП «Комбинат школьного питания», МУП «Золушка», «Комбинат питания школьно-базовый». У населения традиционно больше доверия МУПам, хотя и их, и частные фирмы контролируют одинаково в рамках законодательства о госзакупках и СанПиНов.
Редакция поинтересовалась у представителей администраций двух городов, в чем они видят преимущества и риски передачи школьных и детсадовских столовых на аутсорсинг.
Начальник управления образования администрации Нижнего Тагила Игорь Юрлов:
Преимущества этой формы мы видим в том, что сотрудникам образовательных учреждений не приходится выполнять непрофильные обязанности. А также в привлечении инвестиций. К тому же снижаются затраты на техническое оснащение и ремонты пищеблоков, производственный контроль и дезинфекцию (дезинсекцию), оплату коммунальных ресурсов. Ответственность за качество блюд несет аутсорсер, предписания от контролирующих органов исполняет тоже он и оплачивает штрафы в случае установления факта, что пищеблок недостаточно оснащен или работниками нарушены санитарно-эпидемиологические требования.
Среди возможных минусов аутсорсинга я бы назвал необходимость образовательным учреждениям приспосабливаться к работе с оператором: менять порядок документооборота, должностные функции и полномочия и тому подобное.
Начальник управления образования администрации Полевского городского округа Ольга Уфимцева:
— В прошлом году мы вышли с компанией «Кейтеринбург» на долголетние (2,5 года) контракты по детсадам и по школам. Плюсы от аутсорсинга очевидные: мы освобождаемся от огромного организационного, технического груза. К примеру, в 2015 году оператор помог обеспечить школы недостающими холодильниками. Кроме того, технологи компании всегда в зоне досягаемости, на любой вопрос, замечание реагируют оперативно. Без боязни выходят на родительскую аудиторию, а она очень претенциозная, и рассказывают, показывают, чем и как кормят детей, каким должно быть правильное питание школьников.
СВОИМИ СИЛАМИ ИЛИ АУТСОРСИНГ?
Какие способы приготовления пищи для школьного питания выбирают в Ярославской области? И какой вариант можно считать наиболее перспективным? Давайте разбираться!
– базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;
– доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
– столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
– буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.
Стоит также определиться с понятием “кулинарная продукция”. Это:
1) любой продукт, прошедший хотя бы одну стадию обработки (например, очищенный картофель или мясо, отделённое от кости);
Поэтому комбинаты питания сильно отличаются друг от друга своими задачами и технологиями приготовления. Одни подготавливают только полуфабрикаты без тепловой обработки; другие, в отличие от них, имеют кондитерский цех для приготовления выпечки; третьи производят готовые блюда.
Последние можно разделить на две группы:
– производство и доставка блюд в готовом виде,
– производство блюд, их охлаждение и доставка, а уже на месте разогрев и реализация.
Отметим, что при соблюдении технологий охлаждения доставка таких блюд более безопасна. И, кроме того, создаёт возможности для разнообразия питания.
Бесспорно, лучше, когда пища прошла все процессы приготовления непосредственно в столовой и подана “с пылу, с жару”. Но при массовом питании этот способ не позволяет достигать разнообразия, а также осуществлять эффективный контроль за качеством продуктов и соблюдением технологий их приготовления.
С экономической и технологической точек зрения наиболее эффективно сочетание способов приготовления школьных завтраков и обедов: когда одно, наиболее востребованное, блюдо, а также гарниры готовятся на месте из полуфабрикатов, остальные – доставляются с комбината питания. Таким образом школьникам обеспечивается выбор.
В Ярославской области в качестве основных используются два способа организации питания. Большая часть школ уже перешла на взаимодействие с комбинатами. Есть и такие учебные заведения, столовые которых обеспечивают детей горячим питанием самостоятельно. Кроме того, во многих школах организована работа буфетов.
В подавляющем большинстве случаев выбирать родителям не приходится. Школа сама решает, какому способу организации питания отдать предпочтение. В Ярославле, например, все средние общеобразовательные учреждения работают по принципу аутсорсинга. Функция организации питания во всех школах города по заключённым согласно Федеральному закону №44 контрактам передана специализированным компаниям. Но такая передача полномочий вполне может быть оправдана, когда речь идёт о бюджетных деньгах, предназначенных для льготного питания. Как быть с мнением родителей, которые платят свои кровные? Ведь доля родительских денег в школьном питании в нашем регионе доходит до 90%. К этому вопросу мы обязательно вернёмся в наших будущих публикациях.
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ
ПРОЕКТ КОНКУРС
ОТКРЫТАЯ ЛИНИЯ ЗШП
НАШ ВОПРОС В.В. ПУТИНУ
Школьное питание в условиях пандемии
Партнер проекта –
Институт отраслевого питания г.Москва
Оптимизация школ в руках родителей
Фото агентства городских новостей «Москва»
Школы все активней переходят на аутсорсинг питания, уборки и охраны, отказываясь от собственных структур и штата. Это вызывает беспокойство как родителей, так и экспертов отрасли. Алексей Нечаев, председатель партии «Новые люди» считает, что родители могут и должны разобраться в этом вопросе и сделать так, как будет лучше для детей.
Привозное питание в школах и детских садах избавляет школу от многих хлопот, но может вылиться в очень большую проблему или скандал. У всех еще на слуху резонансное московское дело школы №760 им. Маресьева, которая взыскала через суд с известной аутсорсинговой компании почти 1,5 млн. рублей за многочисленные нарушения в процессе приготовления и подачи школьных блюд. Среди претензий были антисанитария в пищеблоке и разбавление детских соков водой из под крана.
Череда подобных опасных прецедентов привела к ужесточению норм детского школьного и дошкольного питания, в том числе в отношении принесенной из дома еды. Проблема кроется в том числе и в распределении ответственности при нанесении ребенку вреда. Продукты поставляет аутсорсинговый пищекомбинат, а ответственность за отравление будет нести директор школы. При этом крупные федеральные компании выдавливают из школ и собственные горячие кухни, и мелких региональных конкурентов, далеко не всегда конвертируя свои размеры и финансовые показатели федерального поставщика в качественное и безопасное питание.
Оптимизация школ уже привела к тому, что на аутсорсинг были переданы не только организация школьного питания, но и уборка школьных помещений и территорий, а также вопросы обеспечения безопасности школ. Реакция родительского сообщества на подобную оптимизацию, как правило, носит негативный характер, поскольку уровень профессионализма и заинтересованности сотрудников аутсорсинговых предприятий часто оставляет желать лучшего.
«По закону именно Управляющий совет решает ключевые вопросы жизни школы. Каким будет меню у детей в школьной столовой. Стоит ли нанимать клининговую компанию, или оставить своих школьных нянечек. Теперь клининговые агентства в школах убираются только по утрам. Вечером в школе опять везде мусор.
Как можно успешно противостоять замене столовых с горячей едой на разогретый фастфуд, показывает пример ижевского родителя-активиста Дмитрия Выдрина, заставившего капитулировать федеральную компанию-монополиста в сфере детского питания. Дмитрий добился сохранения горячего питания и аутентичных школьных столовых по всему региону, что может показаться почти невозможным. Идея Выдрина звучит понятно для любого родителя: «школьное питание не должно быть бизнесом».
В последние годы мы стали все чаще забывать, что некоторые отрасли в принципе нельзя оценивать через деловые KPI и превращать в бизнес-проекты. Это прежде всего роддома, школьные и дошкольные детские учреждения, детское здоровье. В них понятия финансовой выгоды и унификации должны уступать индивидуальному человеческому подходу. На трансжирах и прочей «химии» с длительным сроком хранения готовить дешевле, но экономия на здоровье детей неизбежно скажется на будущем нации. И ведь уже сейчас врачи бьют тревогу: школьники все чаще болеют «возрастными» заболеваниями, такими как атеросколероз, ожирение или диабет. И это напрямую связано с системой неправильного и несбалансированного питания.
Государство не должно экономить на детях, а родители не должны снимать или игнорировать необходимость защищать права своих детей и следить за их неукоснительным исполнением. Система сама себя дружелюбной никогда не сделает, но под постоянным разумным давлением всегда можно добиться баланса интересов бизнеса, семьи и государства.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.