Аутогенная тренировка по шульцу что это

«Моя правая рука тяжелеет. »: что такое аутогенная тренировка?

Как мы поступаем, когда испытываем неприятные эмоции или ощущения, с которыми не можем справиться? Что предпринимаем, когда каждый следующий день такой же, как предыдущий, наполненный безрадостными или раздражающими событиями?

Обычно продолжаем двигаться дальше, «берём себя в руки» по совету ближайшего окружения, и так продолжается до момента, когда уже совсем нет сил бороться, а все варианты налаживания жизни испробованы. Некоторые в этом случае обращаются за помощью к психологам и психотерапевтам (хотя это далеко не самый распространённый вариант!), другие предпочитают разбираться самостоятельно, потому что искренне верят в то, что человек способен исцелить себя сам как от физических, так и от душевных недугов.

Спорт, сон, слёзы, переключение внимания, рационализация, медитация, молитва – арсенал методов психологической саморегуляции довольно широк.

Одним из простых и эффективных способов автономного восстановления эмоционального состояния, борьбы с негативными мыслями и усталостью специалисты признают аутотрениг.

Немного истории

Хотя авторство метода аутогенной тренировки приписывают немецкому врачу Иоганну Шульцу, о влиянии самовнушения на некоторые непроизвольные функции организма человека и о применении самовнушения в лечении некоторых психических расстройств упоминалось в публикациях русских учёных И. Тарханова, В. Бехтерева и Я. Боткина уже в конце 19 века.

С помощью специальных фраз самовнушения,
проговариваемых самому себе, человек
способен регулировать своё настроение

Кроме того, он отследил общность ощущений, возникающих у людей в состоянии гипноза с ощущениями, которые появляются при самостоятельном выполнении некоторых упражнений йоги. Гипноз и йога стали основой разработанного им в 1932 году метода саморегуляции, ныне известного как аутогенная тренировка по Шульцу.

Польза аутогенных тренировок для нервной системы

Аутогенная тренировка является релаксационной техникой и состоит из ряда приёмов. С помощью специальных фраз самовнушения, проговариваемых самому себе, человек способен регулировать своё настроение, восстанавливать сон и трудоспособность при физическом и нервном истощении. Человек, практикующий аутотренинг, испытывает приятные ощущения тепла во всем теле, тяжесть в руках и ногах, а его сознание расслабляется и проясняется.

Представляя собой систему тренировки процессов возбуждения и торможения в нервной системе, данный метод приводит к их уравновешиванию, а также повышению уровня приспособляемости организма к воздействию внешних раздражителей, улучшению памяти, внимания, мышления.

Сущность и принципы аутогенной тренировки

В основе аутогенной тренировки лежит эффект расслабления, достигаемый за счёт обучения приёмам релаксации мышц и развития навыков ощущения тепла и холода в теле.

Шульц разработал две ступени аутогенной тренировки, первая из которых наиболее известна и часто используема в широких кругах. Важными принципами во время занятий аутогенной тренировкой считают очередность в проведении низшей (первой) и высшей (второй) ступеней, а также сохранение чёткой последовательности приёмов.

Как это делается

Занятия по аутогенной тренировке проводятся в трёх основных позах: лёжа, полулёжа и в позе кучера.

На первом этапе троекратно проговариваются определённые формулировки самовнушения, направленные на концентрацию внимания на определённую часть тела и достижение таких эффектов, как:

— ощущения тяжести в конечностях («моя рука/нога тяжелеет»);

— чувства тепла в конечностях («моя рука/нога теплеет»)

— ощущения тепла в области сердца;

— концентрации на дыхании, способности чувствовать движение воздуха по лёгким;

— чувства тепла в области живота, зоне солнечного сплетения;

— ощущения прохлады лба.

На освоение каждой формулировки первого этапа Шульц отводил две недели. В большинстве современных модификаций это время сокращается до 7–8 дней. Проводить аутотренинг рекомендовано 2–3 раза в день.

Внушение влияет на психофизиологию мозга,
заставляя его концентрироваться на цели

Аутогенная тренировка как метод саморегуляции применяется для профилактики и коррекции расстройств эмоционального и физического состояния в различных сферах жизни (учёба, работа, отношения). Внушение влияет на психофизиологию мозга, заставляя его концентрироваться на цели и предотвращая разрушительное действие стресса.

Владея приёмами аутотренига, можно легко снимать физическое и психическое напряжение, и находиться в гармонии при любых обстоятельствах.

Автор: Севиля Ибраимова

Источник

Метод Шульца: 6 основных упражнений аутогенной тренировки

Аутогенная тренировка по шульцу что это. Смотреть фото Аутогенная тренировка по шульцу что это. Смотреть картинку Аутогенная тренировка по шульцу что это. Картинка про Аутогенная тренировка по шульцу что это. Фото Аутогенная тренировка по шульцу что это

Каждый человек обладает способностью гипнотизировать себя. Мы редко задумываемся об этом, но в обычной жизни многие люди очень часто использует самогипноз. Специалисты же пришли к выводу, что никакого внушения извне не существует. Есть только самовнушение, которое лежит в основе и самогипноза, и гипноза.

Аутогенные тренировки тесно связаны с сознательным самовнушением. Впервые об аутогенной тренировке заговорил известный немецкий психиатр Иоганн Шульц. Произошло это в 1932 году.

В последнее время аутогенная тренировка по Шульцу, которая со временем стала классической, начала опять вызывать интерес у многих людей. Что же такое аутогенная тренировка по Шульцу и в чем заключается её смысл? Сегодня рассмотрим эти и многие другие вопросы, касающиеся аутогенной тренировки, придуманной Иоганном Шульцем.

Аутогенная тренировка по Шульцу: что это такое?

Аутогенная тренировка по Шульцу – это специальная методика психотерапевтического характера, основная задача которой заключается в восстановлении психологического и физиологического здоровья пациента. Аутогенная тренировка является релаксационной техникой и состоит из ряда упражнений. Человек, практикующий аутогенную тренировку, ощущает приятное тепло во всем теле, тяжесть в торсе и конечностях, а его сознание расслабляется и проясняется.

Аутогенная тренировка по Шульцу нормализует сердцебиение и ритм дыхания, избавляет от мышечного напряжения, бессонницы и мигреней, снижает уровень «вредного» холестерина в крови, увеличивает приток крови к головному мозгу и конечностям. Такая тренировка показана людям, страдающим бронхиальной астмой, геморроем, язвой желудка, ревматическими болями в спине, туберкулезом, несварением желудка, сахарным диабетом, запорами.

Если говорить о психологических эффектах, то аутогенная тренировка по Шульцу помогает уменьшить усталость и подавленность, снизить тревожность. Многие спортсмены, практикующие данную методику, улучшили свои показатели, а будущие мамочки во время родов испытывали меньше боли и тревоги.

Несколько важных правил

Чтобы аутогенная тренировка была эффективной и дала необходимые результаты, Шульц назвал несколько аспектов, которые следует неукоснительно соблюдать. Человек, практикующий аутогенную тренировку, должен иметь высокий уровень мотивации, рациональный уровень саморегуляции и самоконтроля, быть готовым к определенным видам деятельности.

Занимающийся аутогенной тренировкой по Шульцу человек во время выполнения упражнений должен поддерживать определенное положение тела, которое будет способствовать получению пользы. Ему необходимо свести к минимуму воздействие различных внешних раздражителей и сконцентрировать свое сознание не только на телесных ощущениях, но и на внутренних переживаниях.

Аутогенная тренировка по шульцу что это. Смотреть фото Аутогенная тренировка по шульцу что это. Смотреть картинку Аутогенная тренировка по шульцу что это. Картинка про Аутогенная тренировка по шульцу что это. Фото Аутогенная тренировка по шульцу что это

Аутогенная тренировка по Шульцу: комплекс упражнений

Аутогенная тренировка, разработанная Иоганном Шульцем, состоит из начального курса и высшего курса. Начальный курс включает в себя шесть стандартных упражнений, а высший курс – 7 медитативных упражнений. Сегодня рассмотрим 6 базовых упражнений, которые входят в начальный курс аутогенной тренировки.

Проводить тренировку следует ежедневно, 2-3 раза в день через 20-40 минут после приема пищи. Место для тренировки должно быть тихим, в меру прохладным и комфортным.

Упражнение №1. Расслабляем тело

Основная задача данного упражнения заключается в том, чтобы практикующий аутогенную тренировку человек смог научиться расслаблять свое тело. Вам необходимо принять комфортное положение (лечь или сесть). Каждое утверждение следует повторять трижды. Сначала вам необходимо в совершенстве освоить первое утверждение, и только после этого можно переходить ко второму утверждению. После освоения второго утверждения переходите к освоению третьего утверждения и т.д.

1) «Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя правая рука становится тяжелой». Повторяйте в течение 3-4 дней.

2) «Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя правая рука становится тяжелой. Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя левая рука становится тяжелой. Мои руки становятся тяжелыми». Повторяйте на протяжении 2-3 дней.

3) «Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя правая рука становится тяжелой. Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя левая рука становится тяжелой. Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя левая нога становится тяжелой. Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя правая нога становится тяжелой». Повторяйте на протяжении 2-3 дней.

4) «Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя левая нога становится тяжелой. Моя правая нога становится тяжелой». Повторяйте на протяжении 2-3 дней.

5) «Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя левая нога становится тяжелой. Моя правая нога становится тяжелой. Мои ноги становятся тяжелыми». Повторяйте на протяжении 3-5 дней.

6) «Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя правая нога становится тяжелой. Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя левая нога становится тяжелой. Мои ноги становятся тяжелыми. Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя правая рука становится тяжелой. Я нахожусь в спокойном состоянии. Моя левая рука становится тяжелой. Мои руки становятся тяжелыми. Мое тело становится тяжелым». Повторяйте на протяжении 4-5 дней.

Упражнение №2. Увеличиваем степень расслабления тела

Основная цель второго стандартного упражнения заключается в расширении степени расслабления тела и расширении посредством повышения температуры кровеносных периферических сосудов. Достигнуть данных результатов можно при помощи самовнушения. Вы должны искренне поверить в то, что ваше тело согревается.

1) «Я нахожусь в спокойном состоянии. Мои руки и ноги становятся тяжелыми». Повторять на протяжении 8-10 дней. Продолжительность повторения – 60-65 секунд. Через 8-10 дней продолжительность следует увеличить до 80-95 секунд и повторять упражнение еще на протяжении 2-4 дней.

2) «Я нахожусь в спокойном состоянии. Мои руки и ноги становятся тяжелыми. Мои ноги становятся теплыми. Моя правая рука становится теплой». Повторять на протяжении 5-7 дней. Продолжительность повторения – 180-200 секунд.

3) «Я нахожусь в спокойном состоянии. Мои руки и ноги становятся тяжелыми. Мои ноги становятся теплыми. Моя правая рука становится теплой. Моя левая рука становится теплой». Повторять на протяжении 3-5 дней. Продолжительность повторения – 180-200 секунд.

4) «Я нахожусь в спокойном состоянии. Мои руки и ноги становятся очень тяжелыми. Мои ноги становятся теплыми. Мои руки становятся теплыми». Повторять на протяжении 3-5 дней. Продолжительность повторения – 180-200 секунд.

5) «Я нахожусь в спокойном состоянии. Мои руки и ноги становятся тяжелыми. Мои руки и ноги становятся теплыми. Мое тело становится тяжелым и теплым». Повторять на протяжении 4-6 дней. Продолжительность повторения – 180-200 секунд.

Упражнение №3. Выравниваем ритм сердца

Третье упражнение Иоганн Шульц разработал для выравнивания ритма сердца и улучшения работы сердечно-сосудистой системы. Практикующий аутогенную тренировку человек должен лечь и положить свою правую руку на сердце.

На протяжении 10-14 дней вам необходимо произносить следующую фразу: «Я нахожусь в спокойном состоянии. Мои руки и ноги становятся тяжелыми. Мои руки и ноги становятся теплыми. Мое сердце начинает биться ритмично и спокойно». Продолжительность повторения – 100-120 секунд.

Упражнение №4. Успокаиваем дыхание

Процесс дыхания является главным объектом четвертого упражнения начального курса аутогенной тренировки по Шульцу. Во время выполнения первых трех упражнений дыхание также становится гармоничным и спокойным, но только четвертое упражнение воздействует на дыхательный ритм прямо, а не косвенно.

Вам необходимо лечь. На протяжении 15-18 дней повторяйте следующую фразу: ««Я нахожусь в спокойном состоянии. Мои руки и ноги становятся тяжелыми и теплыми. Мое сердце начинает биться ритмично и спокойно. Я начинаю дышать равномерно и глубоко». Продолжительность повторения – 120-140 секунд.

Упражнение №5. Успокаиваем центральную нервную систему

Результаты многих психотерапевтических и физиологических исследований свидетельствуют о том, что успокоить центральную нервную систему можно при помощи согреванию брюшной полости. Пятое базовое упражнение создано Шульцем именно с этой целью.

Вам необходимо принять удобную позу и начать повторять следующую фразу: «Я нахожусь в спокойном состоянии. Мои руки и ноги становятся тяжелыми и теплыми. Мое сердце начинает биться ритмично и спокойно. Я начинаю дышать равномерно и глубоко. Мое солнечное сплетение начинает излучать тепло». Повторять данное утверждение следует на протяжении 20-24 дней. Продолжительность повторения – 180-200 секунд.

Упражнение №6. Охлаждаем лоб

Еще наши предки прекрасно знали, что успокоить нервную систему и расслабить тело поможет прохладный лоб. Холодный лоб – главный объект шестого базового упражнения аутогенной тренировки по Шульцу.

Вам следует на протяжении 15-18 дней повторять следующее утверждение: «Я нахожусь в спокойном состоянии. Мои руки и ноги становятся тяжелыми и теплыми. Мое сердце начинает биться ритмично и спокойно. Я начинаю дышать равномерно и глубоко. Мое солнечное сплетение начинает излучать тепло. Мой лоб становится прохладным». Продолжительность повторения – 120-140 секунд.

Источник

Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор
Голубев

Когнитивный аутотренинг в комплексном лечении больных с синдромом дисфункции височно-нижнечелюстного сустава

ФГУ ИПК Федерального медико-биологического агентства, Москва
НОУ Медицинский стоматологический институт, Москва

Наибольшее распространение в терапии синдрома дисфункции ВНЧС получила аутогенная тренировка (АТ) [5], однако возможности АТ ограниченны. Для повышения эффективности психотерапевтического вмешательства предложено АТ сочетать с приемами когнитивной терапии, метод получил название: когнитивный аутотренинг (КАТ) [6].

Цель настоящего исследования: оценить эффективность когнитивного аутотренинга у больных с синдромом дисфункции височно-нижнечелюстного сустава.

Материал, методы исследования и терапии

В исследовании приняли участие 36 пациентов с синдромом дисфункции ВНЧС, в возрасте от 32 до 60 лет (в среднем 48±6,8 года), 11 мужчин и 25 женщин. Все пациенты были подвергнуты клинико-психологическому обследованию с помощью Клинической шкалы (КШ) [1], Сокращённого многофакторного опросника личности (СМОЛ) [2], Шкалы депрессии Бека, Шкалы тревоги Спилбергера [4]. Болевой синдром оценивался с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ) от 0 до 100 баллов. Обследование проводилось дважды: до начала и по окончании курса комплексного лечения, включающего ортопедические методы, направленные на нормализацию окклюзионных взаимоотношений зубов (избирательное пришлифовывание зубов, изготовление временных и постоянных окклюзионных шин и протезов, ортодонтические аппараты и трейнеры); восстановление функционального состояния жевательных мышц (физиотерапия, массаж) и психокоррекционные методы (АТ и КАТ). Продолжительность курса терапии 8 недель.

При первичном обследовании пациенты были разделены на две группы, уравновешенные по полу, возрасту, длительности и тяжести заболевания. Больные первой группы (19 пациентов) участвовали в стандартно АТ: базовые упражнения по Шульцу [3], вторая (17 пациентов) занималась по специально разработанной методике когнитивного аутотренинга (КАТ), включающего аутотренинг и приемы когнитивной терапии. Методика КАТ предусматривает тренировки с участием специалиста, а также самостоятельное выполнение упражнений пациентом. Занятия со специалистом содержат несколько разных видов деятельности:

Самостоятельные занятия пациентов представляют собой повторение базовых упражнений АТ по Шульцу и, на фоне достигаемого таким образом релаксационного состояния, повторение формул саногенного самовнушения.

Занятия со специалистом проводились 2-3 раза в неделю, самостоятельные занятия пациентов – ежедневно.

Результаты терапии и их обсуждение

Оценка эффективности лечения производилась на основе подсчёта в обеих группах удельного веса пациентов, продемонстрировавших существенное улучшение состояние на фоне лечения – т.н. «респондеров», т.е. пациентов, состояние которых заметно улучшилось после курса терапии. Критерием улучшения состояния было строгое снижение выраженности болевого синдрома на 50 %.

По итогам анализа динамики ВАШ было установлено, что в группе КАТ удельный вес респондеров составил 47 %, тогда как в группе АТ — лишь 32 % (см. диаграмму).

Диаграмма соотношения респондеров и нонреспондеров в группах АТ и КАТ

Аутогенная тренировка по шульцу что это. Смотреть фото Аутогенная тренировка по шульцу что это. Смотреть картинку Аутогенная тренировка по шульцу что это. Картинка про Аутогенная тренировка по шульцу что это. Фото Аутогенная тренировка по шульцу что это

Следовательно, полученные данные дают основание говорить о заметно большей общей эффективности лечения, включающего КАТ.

Дальнейшее изучение эффективности КАТ у больных с синдромом дисфункции ВНЧС производилось путём выявления структуры изменений, достигнутых в результате лечения, для чего был произведен поиск статистически значимых сдвигов в значениях клинико-психологических показателей после лечения по сравнению с фоновыми значениями до лечения в обеих группах. Оценка статистической значимости сдвигов осуществлялась с помощью непараметрического критерия Вилкоксона.

Таким способом были выявлены различия как в количестве характеристик, по которым были достигнуты значимые изменения, так и в структуре изменений (см. таблицу).

Источник

Аутогенная тренировка по шульцу что это

Аутогенная тренировка по шульцу что это. Смотреть фото Аутогенная тренировка по шульцу что это. Смотреть картинку Аутогенная тренировка по шульцу что это. Картинка про Аутогенная тренировка по шульцу что это. Фото Аутогенная тренировка по шульцу что это

Современные студенты испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе. Это часто приводит к отрицательному отношению к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости в учебной деятельности, что выражается в нарушении эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности личности студента [6].

Формирование стрессоустойчивости в учебной деятельности студентов является малоизученной проблемой [5]. Имеется большое количество различных способов повышения стрессоустойчивости. Для выбора требуется оценка их эффективности. Существующие психологические методы субъективны. В качестве объективного метода может использоваться проба сердечно-дыхательного синхронизма [2].

Целью работы явилось улучшение оценки повышения уровня стрессоустойчивости студентов после прохождения ими курса аутогенной тренировки по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма.

Материал и методы исследования

У 30 студентов на приборе «ВНС-Микро» посредством системы для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека [3] автоматически осуществляли регистрацию дыхания и электрокардиограммы, проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма. Уровень стрессоустойчивости оценивали по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма в исходном состоянии и после аутогенной тренировки. Последнюю проводили по методике Шульца [1]. Уровень стрессоустойчивости определяли методами психологического тестирования. Использовали тест на самооценку стрессоустойчивости личности по Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой; тест самооценки стрессоустойчивости по С. Коухену и Г. Виллиансону; методику определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; методику определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» [4]. Полученные данные и расчетные величины обрабатывали методами вариационной статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Все испытуемые по регуляторно-адаптивному статусу были разделены на три группы.

Испытуемые первой группы в исходном состоянии имели самый большой диапазон синхронизации, наименьшую длительность развития синхронизации, наибольший индекс регуляторно-адаптивного статуса. Они были отнесены к лицам с высоким уровнем стрессоустойчивости. После прохождения курса аутогенной тренировки диапазон синхронихации увеличивался на 15,8 %, длительность развития синхронизации уменьшалась на 13,5 %. Индекс регуляторно-адаптивного статуса увеличивался на 33,9 %. Регуляторно-адаптивные возможности оценивались как «хорошие» (табл. 1).

Испытуемые второй группы в исходном состоянии имели диапазон синхронизации меньше, чем лица первой группы. Длительность развития синхронизации у них была больше. Эти студенты были отнесены к лицам с умеренным уровнем стрессоустойчивости. После прохождения курса аутогенной тренировки диапазон синхронихации увеличивался на 33,8 % циклов, длительность развития синхронизации уменьшалась на 7,3 %. Индекс регуляторно-адаптивного статуса увеличивался на 44,1 %. Регуляторно-адаптивные возможности возросли с «удовлетворительных» до «хороших» (табл. 2).

Таблица 1

Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости в исходном состоянии и после аутогенной тренировки (M ± m)

Параметры сердечно-дыхательного синхронизма

Исходное состояние
n = 10

После пробы аутогенной тренировки

Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту

Источник

Аутогенная тренировка по шульцу что это

Метод аутогенной тренировки разработан берлинским невропатологом Иоганном Генрихом Шульцем (1884-1970). Шульц исходил из наблюдений Оскара Фогта (1870-1959), который, исследуя гипноз, обратил внимание на возможность самостоятельного погружения в гипнотическое состояние. Продолжая изучение гипноза, Шульц заметил, что у пациентов при переходе в это состояние появляется ощущение тепла и тяжести в конечностях, чувство покоя в области сердца и спокойное дыхание.

Это привело его к мысли, что, воспроизводя эти проявления, можно достигнуть состояния, сходного с гипнозом. Таким образом, от гипноза как пассивного состояния, вызываемого внешним воздействием, удалось перейти к активному способу достижения аутогипнотического состояния (Kraft). В 1932 г. появилась фундаментальная работа Шульца «Аутогенная тренировка — концентративное саморасслабление» (18-е издание).

В последние 30 лет аутогенная тренировка получила широкое распространение, руководства по ней (20-е издание) переведены на английский, французский, исландский, итальянский, норвежский, португальский, испанский и чешский языки. Признание этого метода как одного из главных способов психотерапевтического воздействия привело к его включению в 1981 г. в программу постдипломного образования врачей в ФРГ. Согласно этой программе, для получения квалификации психотерапевта требуется представить доказательства знания и собственного опыта применения аутогенной тренировки, равно как и психоанализа. Число учебных часов, посвященных изучению этого метода, несколько различается в разных вариантах программы (Kraft).

Теоретические основы и принципы аутогенной тренировки

Аутогенная тренировка с помощью концентрированного саморасслабления путем самовнушения приводит к достижению аутогипнотического состояния. На основе определенной последовательности упражнений, повторяемых регулярно, достигается желаемое расслабление. Физиологической точкой приложения аутогенной тренировки служит вегетативная нервная система. С помощью аутотренинга достигается переход от симпатикотропных к парасимпатикотропным реакциям.

Процессы этого перехода легко наблюдать (брадикардия, спокойное равномерное дыхание). Физическое расслабление, торможение преобладающих симпатических реакций и достаточная активизация парасимпатической иннервации приводят в итоге к психической релаксации. И наконец, исходя из опыта гипноза, с помощью так называемых «формул самовнушения», можно достигать эффектов, которые тоже способствуют саморасслаблению. Это известно как «гипнотическое последействие».

В результате регулярных тренировок совершенствуется психовегетативная саморегуляция, и в ситуациях стресса обученный человек способен воздействовать на чрезмерные реакции.

Аутогенная тренировка по шульцу что это. Смотреть фото Аутогенная тренировка по шульцу что это. Смотреть картинку Аутогенная тренировка по шульцу что это. Картинка про Аутогенная тренировка по шульцу что это. Фото Аутогенная тренировка по шульцу что это

Практика основной ступени аутогенной тренировки

О широком распространении аутогенной тренировки говорит обилие выпускаемой инструктивной литературы по этому вопросу (Schulz, для детей и подростков: Biermann, Kruse, Eberlein).

В принципе не стоило бы рекомендовать самостоятельное обучение аутотренингу, лучше осваивать метод под руководством психотерапевта, имеющего достаточный опыт его применения. Аутотренингу можно обучать индивидуально или в группе. Индивидуальное обучение соответствует традиционным отношениям между врачом и пациентом. Оно показано в тех случаях, когда аутотренинг сочетается с рядом других психотерапевтических воздействий. Крафт (Kraft) на основании собственного богатого опыта в области аутогенной тренировки сообщает о феноменах переноса и контрпереноса, наблюдаемых при индивидуальном обучении.

Аутотренинг в группах, как показывает практика, способствует обучению, так как сообщения разных участников о своем опыте усвоения упражнений могут влиять на эффективность обучения всей группы. Если речь идет о больных, то в группе должно быть не более 6—8 человек; если же обучаются здоровые люди, возможны группы из 15—20 человек.

Цели аутогенной тренировки — расслабляющий эффект, создающий чувство отдыха, переход от эрготропных к трофотропным способам реагирования, «резонансное торможение аффектов (чрезмерных)» —достигаются в основной ступени с помощью шести стандартизованных упражнений. В результате таких упражнений происходит поэтапное приближение к трофотропному реагированию. При этом человек
• научается достигать ощущения тяжести в конечностях (расслабление произвольной мускулатуры);
• научается достигать ощущения тепла (расслабление гладкой мускулатуры, соответствующее расширение сосудов);
• тренирует дыхание («пассивное» ощущение ритма дыхания, который в определенных границах становится экономичным в смысле трофотропного реагирования);
• тренирует сердечную мышцу (механизмы аналогичны используемым при тренировке дыхания);
• выполняет упражнения по тренировке солнечного сплетения (регуляция желудочно-кишечного тракта; усиление моторики желудка и кишечника, стимуляция пищеварения);
• учится создавать ощущение прохлады в области лба (ограничение вызываемых тренингом ощущений областью туловища, «голова остается свободной», обучающийся сохраняет способность управлять происходящим). (По Kraft. с изменениями.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *