Аутизм это что простыми словами у взрослых аутизм
Что такое аутизм? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Ворхлик Е. В., детского психиатра со стажем в 9 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.
Как себя ощущает ребёнок с аутизмом
Признаки аутизма у детей разного возраста
Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).
К вызывающим тревогу родителей сигналам относят:
Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).
Расстройства аутистического спектра включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, синдром Аспергера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Так, синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).
Интеллект у ребёнка с аутизмом
Вопреки распространённому стереотипу, аутизм не связан с высоким уровнем интеллекта и гениальностью, хотя в некоторых случаях расстройству может сопутствовать синдром Саванта (савантизм) — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знания, например, в математике.
Причины расстройств аутистического спектра
Причины, приводящие к развитию расстройств аутистического спектра, до конца не выяснены. С 70-х годов прошлого столетия стали появляться различные теории возникновения заболевания «аутизм». Некоторые из них со временем не оправдали себя и были отвергнуты (например, теория «холодной матери»).
В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, значит, может развиваться вследствие нескольких факторов. Среди причин выделяют:
Биохимические изменения: множество исследований было посвящено нарушению обмена веществ головного мозга, которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками (нейромедиаторы). Например, у 1/3 детей с РАС было выявлено увеличение серотонина в крови. По результатам других исследований у всех детей с аутизмом наблюдалось повышение глутамата и аспартата в крови. Предполагается также, что аутизм, как и ряд других заболеваний, может быть связан с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина (исследования по этому направлению ведутся до сих пор).
Симптомы аутизма
Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.
Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации. Ребёнок с аутизмом испытывает трудности в привлечении внимания взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. В речи людей с аутизмом встречается отказ от личных местоимений, неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.
Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.
Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку предметов по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.
Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.
Реже встречаются аффективные нарушения (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией и аутоагрессией), невротические реакции и неврозоподобные состояния.
Симптомы аутизма у взрослых
Патогенез аутизма
Патогенез аутизма в настоящее время изучен недостаточно. Разные его формы имеют свои особенности патогенеза.
В развитии ребёнка есть несколько критических периодов, в которые происходят наиболее интенсивные нейрофизиологические изменения в головном мозге: 14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет. Патологические процессы, попадающие по времени на критические периоды, ведут к нарушению развития.
При эндогенном (вызванном внутренними факторами) детском аутизме развитие психики ребёнка на ранних этапах происходит асинхронно. Это проявляется в нарушении последовательности моторного, речевого, эмоционального созревания. При нормальном развитии ребёнка более сложные функции психической деятельности поочерёдно вытесняют более простые. В случае с аутизмом наблюдается «переслаивание» простых функций сложными — например, появление лепета после одного года наряду с наличием простых слов.
Патогенез аутистикоподобного синдрома при хромосомных аномалиях, обменных нарушениях, органическом поражении головного мозга может быть связан с повреждением определённых структур головного мозга.
В ряде случаев имеет место нарушение созревания и перестройки клеток в коре больших полушарий, гиппокампе и базальных ганглиях. На компьютерной томографии у детей с РАС выявляется изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры мозга, расширение боковых желудочков.
Классификация и стадии развития аутизма
Согласно Международной статистической классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), используемой в России, расстройства аутистического спектра подразделяется на:
Сотрудниками НЦПЗ РАМН (Научного центра психического здоровья при Российской академии медицинских наук) была предложена следующая классификация РАС [8] :
При обсуждении классификации важно отметить, что аутизм не является формой шизофрении, хотя до 80-х годов прошлого века существовали теории об этом.
После публикации МКБ-11 предполагается, что расстройства аутистического спектра будут подразделяться следующим образом:
Чем лёгкая форма аутизма отличается от тяжёлой
РАС охватывает широкий диапазон симптомов с различной степенью тяжести — лёгкую и тяжёлую формы врачи не выделяют. Также не выделяются и стадии развития аутизма.
Осложнения аутизма
Среди осложнений РАС можно выделить следующие:
Нарушения поведения, самоповреждения: из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребёнок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко также бывает проявление агрессии по отношению к окружающим или самоповреждающее поведение.
Невротические симптомы: у многих людей с РАС развиваются тревожные, депрессивные проявления, обсессивно-компульсивный синдром, нарушения сна.
Судорожные приступы: примерно треть детей с аутизмом страдают эпилепсией, которая начинается в детском или подростковом возрасте.
Нарушения пищеварения: из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычках при аутизме встречаются различные нарушения пищеварения (например, поносы и запоры), болезни желудка и дефицит витаминов. В стуле может быть непереваренная пища.
Проблемы с диагностикой других заболеваний: высокий болевой порог препятствует своевременной диагностике осложнений инфекции носа и горла (отиты), что в свою очередь ведёт к снижению слуха, а отсутствие речи не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации.
Диагностика аутизма
Когда нужна консультация психиатра
К психиатру следует обратиться при появлении у ребёнка признаков аутизма из «триады нарушений»: нарушения в сфере социального взаимодействия (отказ от контакта), в сфере коммуникации (трудности в привлечении внимания взрослых, задержка в формировании речи, нарушения грамматического и фонетического строя речи) и в сфере воображения (стереотипные однообразные игры и действия).
В каком возрасте можно поставить диагноз аутизм
Возможно ли тестирование в домашних условиях
При наличии показаний проводятся консультации врача-невролога, врача-генетика, нейропсихологическое обследование, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, развёрнутый биохимический анализ крови, цитогенетическое исследование.
Существует ряд вспомогательных стандартизированных методик для выявления наличия и степени выраженности симптомов РАС:
Дифференциальная диагностика
К расстройствам и синдромам со схожими с аутизмом проявлениями относят:
Лечение аутизма
Возможно ли вылечиться от аутизма
Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.
Лечение у детей
Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить следующие:
ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) — комплекс техник, направленных на коррекцию поведения ребёнка и приобретения навыков самообслуживания и нахождения в социуме. Применяя систему поощрений, ребёнка с аутизмом обучают отсутствующим бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется вкусная еда, похвала, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. Например, в начале ребёнку даётся простое задание (например «подними руку»), сразу же даётся подсказка (специалист поднимает руку ребёнка), затем ребёнка поощряют. Спустя несколько таких попыток ребёнок уже совершает действие без подсказки, ожидая вознаграждение. Постепенно задания усложняются, даются в произвольном порядке, в разных ситуациях, разными людьми, членами семьи для закрепления навыка. В какой-то момент ребёнок начинает самостоятельно понимать и выполнять новые задания.
На методах ABA-терапии построена Денверская модель – комплексный подход для детей с РАС от 3 до 5 лет, обучающий ребёнка всем необходимым навыкам для данного возраста, что позволяет впоследствии значительно повысить его адаптационные способности.
PECS (Picture Exchange Communication System) — система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями. На карточках изображены предметы или действия, с которыми ребёнок может обратиться к взрослому для получения желаемого. Обучение по этой методике проводится с использованием тактик ABA-терапии. И хотя она не учит устной речи напрямую, у некоторых детей с аутизмом, занимавшихся по этой программе, появляется спонтанная речь.
ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children) — программа, в основе которой лежит идея структурированного обучения: разделение пространства на отдельные зоны, предназначенные для определённого вида деятельности (зоны работы, зона отдыха), планирование времяпрепровождения по наглядным расписаниям, система презентации задания, визуализация структуры задания.
DIR (Developmental Individual differences Relationship-based) — концепция оказания комплексной помощи детям с различными нарушениями развития, учитывающая индивидуальные особенности и основанная на построении взаимоотношений между членами семьи. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime, обучающая родителей взаимодействовать и развивать ребёнка-аутиста путём включения в его игру и постепенного вовлечения в совместное «пространство».
Эмоционально-уровневый подход — разработан отечественными психологами (Лебединская, Никольская, Баенская, Либлинг) и широко используется в России и странах СНГ. Он основан на представлениях об уровнях эмоциональной регуляции организма, которые нарушаются при аутизме. Данный подход предполагает терапию через установление эмоционального контакта с ребёнком. В дальнейшем проводится работа над преодолением страхов и агрессии, формируется целенаправленность в деятельности.
Сенсорная интеграция — метод, направленный на упорядочивание ощущений, полученных от собственных движений и внешнего мира (тактильных, мышечных, вестибулярных). Согласно теории сенсорной интеграции, при нарушении способности воспринимать и обрабатывать ощущения от движений своего тела и внешних воздействий могут нарушаться процессы обучения и поведения. Выполнение определённых упражнений улучшают обработку сенсорных стимулов головным мозгом, что приводит к улучшению поведения и обучения. Самостоятельно данный вид терапии не применяется, он может быть поддерживающим методом в рамках ABA-терапии.
Тем не менее существуют симптомы и проблемы, на которые нельзя повлиять с помощью препаратов:
При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии) помимо врача-психиатра ребёнка должен наблюдать невролог и педиатр.
Лечение взрослых
Корректировать РАС во взрослом возрасте можно с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии. Конкретные методы лечения подбираются в зависимости от проблем, с которыми сталкивается человек с РАС (например, социальная изоляция или проблемы в отношениях). Также возможен приём рецептурных лекарств, уменьшающих проявления тревоги и депрессии, которые могут возникать на фоне РАС. Лекарства подбираются индивидуально врачом-психиатром.
Как жить с ребенком с аутизмом
Могут ли у аутистов быть здоровые дети
Проявление заболевания зависит от сочетания между собой генетических факторов и воздействия среды, однако риск рождения детей с РАС у родителей с этим расстройством значительно выше, чем в среднем в популяции.
Прогноз. Профилактика
Относительно благоприятный прогноз наблюдается при синдроме Аспергера (высокофункциональном аутизме): часть детей с этой формой аутизма могут учиться в общеобразовательных школах, в дальнейшем получать высшее образование, вступать в брак и работать. При синдроме Ретта прогноз неблагоприятный, так как заболевание ведёт к тяжёлой умственной отсталости, неврологическим нарушениям, существует риск внезапной смерти (к примеру, от остановки сердца).
Ко вторичной профилактике можно отнести своевременное выявление симптомов РАС родителями, врачом-педиатром, детским неврологом и обращение к психиатру для уточнения диагноза.
Дают ли инвалидность при аутизме
Инвалидность можно получить при полном или частичном отсутствии у ребёнка с РАС навыков самообслуживания, способности самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать своё поведение и обучаться.
Аутизм у взрослых
Аутизм у взрослых
Аутизм принято считать детской болезнью. Но она встречается и у взрослых. Почему так получается? В большинстве случаев все достаточно просто – дети-аутисты растут, и их расстройство остается с ними на всю жизнь. Но если даже здоровых малышей родители и преподаватели воспитывают и обучают, то от подростков (а тем более от взрослых людей) требуются навыки жизни в обществе, так называемая социализация. Как раз с этим и возникает проблема у выросших «особенных» детей.
Что такое аутизм простыми словами у взрослого? Если первые проявления заболевания, такие как речевые расстройства, отстраненность, «уход в себя» в детском возрасте поддаются терапии (особенно при ранней диагностике в 2-3 года), то аутизм у взрослых проявляется в трудностях общения. Взрослым аутистам очень сложно находить общий язык с другими людьми, им нужно научиться понимать мир, адаптироваться к нему, проявлять себя или что-то скрывать.
Аутизм у взрослых проявляется тем, что даже при сохранном интеллекте больные не могут понять, как делать то, что нужно (производить действия, которые здоровым людям кажутся простыми и естественными). А когда они и понимают, что от них требуется, то взрослые аутисты прилагают огромные усилия для установления коммуникации.
Если детское расстройство аутистического спектра (РАС) протекает в легкой форме, то у подростка или при диагнозе аутизм у взрослых любой стресс, депрессивное состояние может усугубить симптомы, и человек попросту «уйдет в себя». Взрослые пациенты не понимают, почему это происходит, они не готовы к любым изменениям. Из-за социальных стрессов аутист может потерять работу, семью. Другими словами, трудности не закаляют таких людей, а «ломают» их.
Причины аутизма
На вопросы родственников пациентов, например, следующего характера – аутизм у взрослых что это такое и откуда он берется? – врачи четко могут ответить только по симптоматике. А точную причину аутизма сегодня не может назвать никто в мире, поскольку из множества гипотез возникновения РАС ни одна не выдержала испытания временем, и научные исследования опровергали их с такой же скоростью, с какой эти гипотезы появлялись.
Аутизм, как склонно считать большинство ученых-медиков, появляется вследствие генетических сбоев, а также недостаточного количества нейронных связей в головном мозге. Нарушения в мозге могут носить и функциональный характер (особенно это касается левого полушария).
Британский исследователь Коэн утверждает, что аутизм у взрослых связан с формированием мозга по «мужскому типу». То есть отсутствует полноценная взаимосвязь между полушариями. Данный тип развития характерен для детей, чьи матери имели повышенный тестостерон в крови во время беременности. Аутизм у взрослых при таком сценарии развития, как утверждает ученый, приводит к меньшей эмоциональности и нечувствительности к переживаниям других людей.
Аутизм во взрослом возрасте, согласно другой гипотезе («монотропной») появляется как следствие высокой степени концентрации на каком-либо одном стимуле. А для существования в социуме и быстрого реагирования необходимо уметь держать внимание сразу на многих вещах. Эта теория была опубликована в британском журнале «Autism» более 10 лет назад, но обоснованного подтверждения так и не получила.
Сегодня аутизм считается исключительно врожденным заболеванием. Аутизм у взрослых может слабо проявляться в детском возрасте и манифестировать в период полового созревания или позднее. Случаи, когда аутизация произошла вследствие таких заболеваний, как шизофрения, депрессия или других психических расстройств, с истинным РАС не имеют ничего общего, кроме некоторых сходных симптомов.
Симптомы возрастного аутизма
При таком заболевании, как аутизм симптомы у взрослых можно разделить на несколько групп: проявления физические, социальные, поведенческие, расстройства чувствительной сферы и др.
К социальным симптомам относятся проблемы общения. Аутиста могут расстроить или напугать некоторые жесты, мимические проявления. Аутизм у взрослых (как и у детей) проявляется нежеланием смотреть в глаза другим людям при общении. Пациенты с большим трудом строят дружеские отношения, они не умеют и не хотят проявлять интерес к хобби или развлечениям окружающих. Такие чувства, как привязанность, любовь и даже сопереживание им нисколько не близки, чаще всего они попросту отсутствуют. Также аутисты не демонстрируют свои эмоции, поэтому со стороны почти невозможно понять, что переживает человек в данный момент.
Трудности общения у аутистов довольно серьезные и зависят от стадии заболевания. Когда врач диагностирует аутизм у взрослых симптомы признаки нарушений общения с окружающими являются одними из главных. Еще с детства человеку с РАС гораздо труднее научиться говорить, чем его здоровым сверстникам. Некоторые люди к подростковому и даже ко взрослому возрасту так и не обучаются этому важнейшему коммуникативному навыку. Расстройства речи встречаются и при других патологиях, поэтому ставить диагноз аутизм у взрослых только по этому признаку нельзя.
Речь больных РАС обычно скудна, стереотипна, им невероятно трудно поддерживать беседу, начинать первыми разговор, находить темы для общения. В тяжелых случаях аутисты могут лишь повторять отдельные слова, причем никак не связанные с контекстом беседы. Им также трудно воспринимать слова собеседников, тем более юмор, насмешки или сарказм.
Всем известны такие проявления патологии аутизм у взрослого, как зацикленность на чем-то. Но не всегда это плохо! В тех случаях, когда человек увлекается искусством, музыкой или математикой, аутичные черты могут способствовать развитию человека в выбранной области. И тогда аутист реализует себя полностью, демонстрируя миру гениальные произведения.
Аутизм у взрослых проявляется в панических состояниях, которые возникают при нарушении привычного течения событий. Аутисты очень привязаны к режиму и любые перемены приводят их в лучшем случае в недоумение.
чувств у пациентов с РАС страдает либо немного, либо сильнейшим образом (в зависимости от формы заболевания). В любом случае аутисты отрицательно реагируют на прикосновения, даже легкие поглаживания могут вызвать приступ агрессии. Бывают случаи, когда пациенты совершенно не ощущают боли. Что касается восприятия света и звука, здесь также наблюдаются аномалии. Аутизм у взрослых в данном случае может проявиться боязнью резких звуков или внезапно вспыхнувшего яркого света.
Многие взрослые пациенты имеют серьезные или незначительные проблемы со сном. Другие проявления заболевания также напрямую зависят от степени тяжести расстройства.
Горячая линия
+7(499)495-45-03
Врач психиатр, психотерапевт ответит на любые Ваши вопросы, первая консультация бесплатная.
Классификация аутизма взрослых по степени тяжести
Врачи выделяют 5 групп пациентов, различающихся степенью тяжести данного заболевания. Степени аутизма у взрослых следующие.
Первая группа – неизлечимые больные, то самая тяжелая форма аутизма. Такие пациенты совершенно не могут обходиться без помощи со стороны, их нельзя оставлять одних, потому что они постоянно нуждаются в уходе. Навыки самообслуживания у них либо слабо развиты, либо отсутствуют. Аутисты из этой группы полностью пребывают в своем мире, они замкнуты и никак не взаимодействуют с окружающими. Чаще всего у них слабый интеллект, неразвитые речевые навыки, они не могут общаться даже с помощью жестов. Инстинкт самосохранения у них не развился – это еще одна причина необходимости постоянного контроля за такими больными.
Аутизм у взрослых второй группы проявляется замкнутостью. Хотя у них и есть значительные речевые расстройства, все же они могут налаживать словесный контакт с другими людьми. Но отстранение для таких пациентов все равно лучше любого общения, а если приходится говорить, то они предпочитают определенные ограниченные темы. Люди с таким РАС нуждаются в привычном режиме, терпеть не могут никаких нововведений и могут проявить агрессию, если кто-то попытается нарушить порядок вещей.
В третью группу входят аутисты, обладающие навыками, к примеру, самостоятельно одеваться и раздеваться, принимать пищу. Они могут вступать в несложные диалоги, более самостоятельны, умеют поддерживать отношения с окружающими и даже дружить. Но все же принятые в обществе нормы морали и этикета им подчас непонятны. Поэтому аутизм у взрослых из третьей группы часто принимает форму безразличия, они кажутся здоровым людям неловкими или грубыми.
Четвертая группа – это легкая форма аутизма у взрослых симптомы патологии может определить только специалист. Они хорошо учатся, могут жить отдельно от родителей, вступать в брак, работать в коллективе. Аутисты из этой группы часто рожают детей, они способны распознавать чувства других людей, умеют выражать свои эмоции. Патология определяется с помощью теста на аутизм у взрослых.
К пятой группе относится небольшое количество аутистов. Это люди с довольно высоким интеллектом, многие из них имеют ученую степень. Они талантливы в одной или нескольких узких областях и достигают в них значительных успехов. Им легко даются точные науки: математика, химия, физика, программирование. Немало успешных писателей также попадают в данную группу аутистов (и об их диагнозе окружающие иногда не догадываются).
Мифы и реальность
Вокруг аутизма, как загадочного и не до конца изученного заболевания, существует множество мифов. Один из них – это то, что в мире нарастает «эпидемия» аутизма. Реальность состоит в том, что увеличилось не количество аутистов, а число людей, которым ставят диагноз РАС. К расстройствам аутистического спектра, помимо аутизма, относится еще несколько заболеваний различной степени тяжести. Необходимо упомянуть и еще один фактор – с развитием информационных технологий (в частности, интернета) осведомленность людей растет. Все большее количество граждан узнают про аутизм и сходные с ним проблемы, слышат о поставленных их знакомым или родственникам диагнозах. Отсюда и происходят панические слухи о росте заболеваемости.
Еще одним мифом является убежденность некоторых людей в происхождении (этиологии) РАС. Во многом этому также способствовали СМИ: в разные годы писали, что аутизм возникает от прививок, неправильного питания, недостатка витаминов в пище. «Триггером» одно время считались плохие отношения с родителями, стресс и др. Однако ни одна из этих теорий не подтвердилась и аутизм считается следствием генетических «поломок».
Третий миф – это приобретенный аутизм у взрослых. Данная патология относится к наследственным заболеваниям, поэтому «заразиться» ею невозможно. Единственное, чем можно объяснить появление подобных утверждений – то, что легкие формы патологии могут быть не замечены в детском и подростковом возрасте, а впервые проявиться во взрослом состоянии.
Еще один миф – что все аутисты похожи друг на друга. Это совершенно не так. Во-первых, в зависимости от тяжести заболевания, с разной интенсивностью проявляются аутичные черты. Во-вторых, даже у людей с заболеванием одинаковой степени тяжести имеются отличия в движениях, в манере общения и взаимодействия с окружающим миром. По умению обрабатывать поступающую социальную или сенсорную информацию многие аутисты очень сильно отличаются друг от друга.
Диагностика
Во многих лечебных учреждениях, занимающихся проблемами РАС, золотым стандартом определения аутизма в любом возрасте являются так называемые Протоколы наблюдения ADOS. Существует 4 модуля с учетом возраста и проявлений аутизма. 4-й уровень предназначен как раз для взрослых.
заключается в том, что человеку дается определенный набор предметов, вещей и игрушек, с которыми он начинает взаимодействовать. В это время специалист наблюдает за человеком и дает оценку по определенным шкалам. Выявляется эмоциональность, активность, наличие или отсутствие контакта и т.д. Диагностируется легкая форма аутизма у взрослых или более тяжелые нарушения. Также данное тестирование позволяет определить отсутствие аутизма.
В клиниках для лечения аутизма применяются и другие методы диагностики, болезнь настолько сложная и непредсказуемая, что лишь квалифицированные специалисты могут поставить правильный диагноз и назначить адекватную терапию.
Аутизм по-разному проявляется даже у разнополых пациентов. Например, признаки аутизма у взрослых мужчин проявляются более ярко и типично, чем у женщин. Мужчины-аутисты часто имеют хобби, которыми увлеченно занимаются и могут много говорить о них, зато область чувств, в частности, любви, для них полностью закрытая и непонятная территория. Такие мужчины часто привязываются к домашним животным, поскольку их бескорыстная любовь «подкупает» аутиста. Кроме того, собака никогда не скажет обидных слов и не сможет «уронить» самооценку больного.
Признаки аутизма у взрослых женщин менее заметны в том смысле, что они умело пользуются шаблонами поведения. Сложность для женщин-аутистов состоит в заучивании и использовании этих шаблонов, что может психологически истощать пациентку. Но, благодаря этому навыку, такую женщину часто принимают за здорового человека.
Если женщина-аутист чем-то увлекается, это может быть не таким узконаправленным, как у мужчин, но здесь присутствует большая глубина интересов. Например, любовь к сериалам или чтению (чем часто увлекаются и здоровые женщины) достигает размеров полной вовлеченности. Аутичная девушка может уделять просмотру сериалов многие часы или просиживать за книгами сутками в ущерб другим занятиям. Выдуманный мир кажется ей намного интереснее реального.
Хотя считается, что аутисты не стремятся к общению, в отношении женщин это вопрос спорный. Многие женщины с данной патологией любят общаться, но предпочитают разговоры «с глазу на глаз» или, по крайней мере, в небольшой компании. И после этого следует обязательный период восстановления в одиночестве наедине с любимым делом.