Аустерия что это такое

Путешествуя Историей

история архитектурных памятников, особняков, бывших имений и семей, ими владевших.

Аустерия

Использование материалов сайта только с согласия автора.

Аустерия что это такое. Смотреть фото Аустерия что это такое. Смотреть картинку Аустерия что это такое. Картинка про Аустерия что это такое. Фото Аустерия что это такое

Александрия. Аустерия. Рисунок Игнатия Вроблевского, 1890-е гг.

Двухэтажное прямоугольное здание Аустерии, стоявшее главным фасадом на юг, не отличалось ни архитектурой, ни размерами. Надпись «Аустерия» — «гостиница» продержалось на нем до самого конца её существования. Немного облагораживал её портик о четырех колонах на главном фасаде. Портик был тоже двухэтажным, вероятнее всего – деревянным, и образовывал террасу на втором этаже. На сохранившемся рисунке Игнатия Вроблевского, сделанном в 1890-х гг, также, как и на приведенных ниже фотографиях запечатлена Аустерия до ее перестройки. На рисунке видно, что только окна (и видимо двери) в портике на втором этаже имели какую-то отделку вокруг. В таком виде главный дом резиденции в Александрии конечно не производил впечатление дворца. Говорят, Александра Васильевна даже оправдывалась перед кем-то, мол ей не интересна архитектура и все тут, парки, сады, цветы — вот что ей было интересно на самом деле. И видимо так оно и было, потому что парк — наверно самый красивый в стране. Но к нему мы вернемся позднее. А пока продолжим знакомство с Аустерией.

Главный фасад «Аустерии». До её перестройки.

Из всех построек Александрии именно Аустерия сохранила нам наиболее полное представление о своих интерьерах — в виде гравюр и фотографий. Самое старое изображение относится к 1828 году и принадлежит Виллибальду Рихтеру (Willibald Richter), который делал свои акварели скорее всего по заказу Артура Потоцкого. Акварель Рихтера доносит до нас как выглядил в те годы большой салон Александры Васильевны. Браницкой, супруги Ксаверия Петровича. Впрочем, и здесь мы видим необъяснимую скромность — дощатый пол, дощатый потолок с открытыми балками, две стены, задрапированные темными шторами в мелкий рисунок, немного ампирной мебели и бюст в углу. Странно, честное слово. Мне лично, глядя на эту акварель, хочется назвать её «люди переезжают».

Аустерия что это такое. Смотреть фото Аустерия что это такое. Смотреть картинку Аустерия что это такое. Картинка про Аустерия что это такое. Фото Аустерия что это такое

Интерьер большого салона. Акварель Виллибальда Рихтера. 1828 год.

Следующий рисунок Виллибальда датирован 1830-м годом и изображает спальню дочери Ксаверия и Александры Браницких, Софии Ксаверьевны Браницкой (Zofia Branicka h. Korczak) (1790-1879), вышедшей замуж за Артура Потоцкого (Artur Potocki h. Pilawa (Srebrna), (1787-1832), предполагаемого заказчика акварелей Рихтера. София, рано лишившись мужа, часто возвращалась в родительский дом. Комната это отделана уже более богато — здесь мы видим и падугу потолка и два фриза — нижний в виде гирлянд — и разделенные на прямоугольные панно стены с растительным орнаментом, видимо из гипса. Слева — ширма, в центре бюро с какими-то украшениями и картиной, справа — кровать Софии, накрытая оригинальным балдахином. Прикроватный столик, ковер, еще столик перед диванчиком — вот собственно и всё.

Аустерия что это такое. Смотреть фото Аустерия что это такое. Смотреть картинку Аустерия что это такое. Картинка про Аустерия что это такое. Фото Аустерия что это такое

Спальня Софии Ксаверьевны Браницкой, в замужестве- Потоцкой. Рисунок В. Рихтера, 1830-й.

Спальня матери Софии, Александры Васильевны, была попышнее ее «салона» — об этом нам говорит рисунок Б. Виллевальда 1837 года — он сделан за год до смерти Александры Васильевны.

Аустерия что это такое. Смотреть фото Аустерия что это такое. Смотреть картинку Аустерия что это такое. Картинка про Аустерия что это такое. Фото Аустерия что это такое

Спальня Александры Васильевны Браницкой. Рисунок Б. Виллевальда,

Помимо рисунков, сохранились и письменные воспоминания об Александрии и об Аустерии. Одно из самых интересных принадлежит перу Филиппа Филипповича Вигеля:вот как он вспоминал о приеме его в Аустерии:

Проходя садом или парком, я подивился его красоте; строения, которые нашел я на конце его, меня удивить не могли. Над каменным двухэтажным домом, которому предназначено было вмещать в себе гостиницу, большими буквами выставлено было слово Аустериа, и в нем-то помещалась владетельница замка. Я нашел ее после чая или завтрака одну с дочерью, в большой комнате нижнего этажа, служащей ей и гостиной и кабинетом, в черном тавтяном, довольно поношенном капоте, в белом, довольно заношенном чепце. Она не расточительна была на ласки и приветствия; зато простое, доброжелательное обхождение ее вселяло уважение и доверенность. Поговорив со мной о матери моей, она сказала, что я непременно сколько-нибудь должен у нее погостить, а потом, позвонив, велела мне во флигиле отвести две или три весьма чистые комнаты.

Вся мебель, как и в предыдущих случаях — в модном в начале XIX века стиле — ампир. Падуга, разделенная цветом, классический фриз, растительная гирлянда под ним, высокий портал дверей, через двери видна анфилада следующих комнат. В центре потолка — хрустальная люстра. На полу — несколько ковров — один видимо восточный, другой, похоже, местной выделки. Спиной к нам сидит пожилая женщина в чепце — предположительно — сама Александра Васильевна, которая отказывалась по понятным причинам от позирования для портретов, будучи в преклонном возрасте. Рядом с ней стоит юноша, может быть внук. Большие окна её спальни выходили на павильон Эхо, до него мы еще дойдем.

Они жили в обширном деревянном доме, внутри оштукатуренном, коего стены были выкрашены просто, а потолки выбелены. Но главные комнаты сего дома были наполнены драгоценными вещами, бронзовыми, мраморными, фарфоровыми, хрустальными, из коих, как уверяли, ни одна не была куплена графиней Браницкой: все они были даны дружбою и щедротою Екатерины, а иные подарены или завещаны князем Потемкиным. Изо всех мне более показалась примечательна одна высокая бронзовая гора, на вершине коей сидел двуглавый русский орел; из боков ее струились живоносные хрустальные ручьи, а внутри ее устроенный механизм производил музыку, которая подражала журчанию вод. На полугоре сидел Сатурн с косою за плечами, одною рукой опираясь об часы, а другою держа миниатюрный портрет Екатерины, на меди писанный, в оправе из стразов, как бы забывая время свое и любуясь ее изображением.
При двух сыновьях и трех дочерях, так же как у графа Салтыкова, находились учитель и гувернер с гувернанткой, муж с женой, г-н и г-жа Дориньи и мусью Бробек. Сверх того жили в сем доме польские и русские дамы и барышни, иностранный медик и несколько отставных военных, неимущих, довольно образованных чиновных людей, занимавших должности домоправителей, приказчиков над деревнями, конюших и тому подобное …. Две враждебные нации жили тут в совершенном согласии. Домашняя услуга вся состояла из шляхтичей, и в сем доме, без лишних прихотей, все напоминало, однако же, феодальное могущество.*

«Записки Вигеля

По многим сохранившимся воспоминаниям внутреннее убранство Аустерии, за не большим исключением, не содержало каких либо ценностей, не поражало пышностью и было очень простым. Однако, даже владельцы XX века говорили об особом стиле Аустерии, заключавшемся по словам последней владелицы Александррии, княжны Радзивилл, в «очень удобном и симпатичном» интерьере или, как писала ее дочь, княжна Тереза Любомирская, интерьеры Аустерии «не имели ничего особенного, но были уютными, веселыми и очень милыми, никакого люкса, только старосветское польское гостеприимство». Одной из причин такой скромности Аустерии было то, что все свои ценности, как мы помним, Браницкие держали в особой сокровищнице в Белой Церкви, и частично в павильонах в парке. Что касается планировки интерьеров, то известно более менее о том, какова она была после реконструкции, произошедшей перед Первой Мировой, насколько она изменилась в сравнении с первоначальной планировкой неизвестно. Но в целом, можно сказать, что она состояла из помещений разного размера и форм. Лишь два помещения были одинаковой формы, оба находились за ризалитом. С северной стороны (задний фасад, выходивший во внутренний двор) находился большой длинный двухэтажный зал — гостиная, в которой в течении дня была сосредоточена вся жизнь семьи. С южной стороны, главного фасада и парка, был салон. В него, как и в гостиную, можно было зайти непосредственно с улицы. Все покои с северной стороны, стороны внутреннего двора, именовавшегося детинцем, служили жилыми либо вспомогательными помещениями. Только непосредственно примыкавшая к гостиной с восточной стороны комната была бильярдной. По линии салона с восточной стороны находились еще два салона, а с западной — столовая. Гостиная, или холл, имел стены, выполненные в сероватой тональности. До высоты 2 метра они были обшиты темными дубовыми полированными панелями. Двустворчатые двери повторяли рисунок настенных панелей. Из полированного же дуба были сделаны окна. На потолке — огромная бронзовая люстра. Паркетный пол был набран из темного и светлого дерева. Дополнял зал огромный камин серого мрамора, высотой до верхнего этажа. Его в Аустерию привезла из Флоренции Роза Браницкая, урожденная Потоцкая (Róża Potocka h. Pilawa (Srebrna), (1782-1862), супруга Владислава Ксаверьевича.

Источник

австерия

Полезное

Смотреть что такое «австерия» в других словарях:

АВСТЕРИЯ — (ит.). Так назывались при Петре I трактиры или харчевни для простого народа. В Италии австериями до сих пор называются постоялые дворы для простолюдинов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВСТЕРИЯ лат … Словарь иностранных слов русского языка

австерия — аустерия Словарь русских синонимов. австерия сущ., кол во синонимов: 5 • аустерия (1) • гос … Словарь синонимов

АВСТЕРИЯ — лат. при Петре I, гостиница, трактир, харчевня, и питейный дом … Современная энциклопедия

АВСТЕРИЯ — лат. при Петре I, гостиница, трактир, харчевня, и питейный дом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

АВСТЕРИЯ — (от лат. austerus терпкий, горький, темный, суровый). Так в Древнем Риме назывались харчевни для черни (аустерия, остерия) в отличие от локанда гостиниц и «ресторанов» для знатных людей. Петр I назвал австерией первые русские… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

Австерия — (от греч. Ιστιαστηριον трактир, итальянского osteria харчевня, польского austina странноприимница) слово, вошедшее в русский язык при Петре Великом, когда по его приказанию стали устраиваться трактиры клубы на европейский манер. Насколько таковых … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Австерия — ж.; = аустерия Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

австерия — авст ерия, и и ауст ерия, и … Русский орфографический словарь

Австерия — Аустерия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

австерия — см. Аустерия … Энциклопедический словарь

Источник

Австерия

Смотреть что такое «Австерия» в других словарях:

австерия — (от лат. austerus терпкий, горький, темный, суровый). Так в Древнем Риме назывались харчевни для черни (аустерия, остерия) в отличие от локанда гостиниц и ресторанов для знатных людей. Петр I назвал австерией первые русские трактиры… … Кулинарный словарь

АВСТЕРИЯ — (ит.). Так назывались при Петре I трактиры или харчевни для простого народа. В Италии австериями до сих пор называются постоялые дворы для простолюдинов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВСТЕРИЯ лат … Словарь иностранных слов русского языка

австерия — аустерия Словарь русских синонимов. австерия сущ., кол во синонимов: 5 • аустерия (1) • гос … Словарь синонимов

АВСТЕРИЯ — лат. при Петре I, гостиница, трактир, харчевня, и питейный дом … Современная энциклопедия

АВСТЕРИЯ — лат. при Петре I, гостиница, трактир, харчевня, и питейный дом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

АВСТЕРИЯ — (от лат. austerus терпкий, горький, темный, суровый). Так в Древнем Риме назывались харчевни для черни (аустерия, остерия) в отличие от локанда гостиниц и «ресторанов» для знатных людей. Петр I назвал австерией первые русские… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

Австерия — ж.; = аустерия Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

австерия — авст ерия, и и ауст ерия, и … Русский орфографический словарь

Австерия — Аустерия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

австерия — см. Аустерия … Энциклопедический словарь

Источник

АВСТЕРИЯ

Полезное

Смотреть что такое «АВСТЕРИЯ» в других словарях:

австерия — (от лат. austerus терпкий, горький, темный, суровый). Так в Древнем Риме назывались харчевни для черни (аустерия, остерия) в отличие от локанда гостиниц и ресторанов для знатных людей. Петр I назвал австерией первые русские трактиры… … Кулинарный словарь

АВСТЕРИЯ — (ит.). Так назывались при Петре I трактиры или харчевни для простого народа. В Италии австериями до сих пор называются постоялые дворы для простолюдинов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВСТЕРИЯ лат … Словарь иностранных слов русского языка

австерия — аустерия Словарь русских синонимов. австерия сущ., кол во синонимов: 5 • аустерия (1) • гос … Словарь синонимов

АВСТЕРИЯ — лат. при Петре I, гостиница, трактир, харчевня, и питейный дом … Современная энциклопедия

АВСТЕРИЯ — лат. при Петре I, гостиница, трактир, харчевня, и питейный дом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Австерия — (от греч. Ιστιαστηριον трактир, итальянского osteria харчевня, польского austina странноприимница) слово, вошедшее в русский язык при Петре Великом, когда по его приказанию стали устраиваться трактиры клубы на европейский манер. Насколько таковых … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Австерия — ж.; = аустерия Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

австерия — авст ерия, и и ауст ерия, и … Русский орфографический словарь

Австерия — Аустерия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

австерия — см. Аустерия … Энциклопедический словарь

Источник

аустерия

Смотреть что такое «аустерия» в других словарях:

аустерия — австерия Словарь русских синонимов. аустерия сущ., кол во синонимов: 1 • австерия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

аустерия — ж.; = австерия Трактир (в Российском государстве при Петре I). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

аустерия — ауст ерия, и и авст ерия, и … Русский орфографический словарь

Аустерия — (австерия). Трактир с функциями клуба. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

аустерия — австе/рия; (итал. osteria) В России во времена Петра I: трактир … Словарь многих выражений

Аустерия и Австерия — ж. 1. Трактир (в Российском государстве при Петре I) Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Австерия — Аустерия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

КАВАЛЕРОВИЧ Ежи — КАВАЛЕРОВИЧ (Kawalerowicz) Ежи (р. 19. 01. 1922), польский режиссер, сценарист. Учился живописи в Краковской Академии художеств (окончил в 1948), посещал Курсы кинематографической подготовки (окончил в 1946). В 1946 1950 был ассистентом режиссера … Энциклопедия кино

Кавалерович Ежи — (Kawalerowicz) (р. 1922), польский кинорежиссёр. Фильмы: «Настоящий конец большой войны» (1957, в отечественном прокате «Этого нельзя забыть»), «Поезд» (1959, в отечественном прокате «Загадочный пассажир»), «Мать Иоанна от ангелов» (1961),… … Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *