Аудит социальной ответственности что это
Социальный аудит
ТМС РУС проводит аудиты социальной ответственности по требованиям SEDEX (аудит социальной ответственности SMETA), ICS, по требованиям заказчиков.
Социальный аудит предоставляет компании следующие преимущества:
системный подход к заботе о правах, здоровье персонала, к охране окружающей среды
сотрудничество с международными, транснациональными компаниями, проведение социального аудита для которых является обязательным требованием для всех поставщиков
улучшение внутреннего климата и культуры производства
повышение имиджа компании
снижение рисков получения штрафов, судебных разбирательств по причинам несоблюдения законодательных требований
мониторинг, оценка соответствия законодательным требованиям
внедрение процесса постоянного улучшения в социальных аспектах деятельности компании
повышение привлекательности компании как работодателя
Требования системы социальной ответственности
Требования системы социальной ответственности, с одной стороны, отличаются друг от друга. С другой стороны- похожи, так как в основе реализуются 5 принципов:
Проведение социального аудита
Проведение социального аудита отличается от аудита системы менеджмента по ISO 9001, ISO 14001 и т.д. Методами социального аудита также являются: наблюдение за деятельностью, оценка документации и интервью. Отличия аудита социальной ответственности заключается в том, что основным методом аудита является интервью аудитора с персоналом. Интервью проводится:
Проведение социального аудита, конечно, предполагает перепроверку полученной информации из интервью. В случае выявления несоответствий информация тщательно проверяется аудитором в других интервью и/или через оценку документации.
В результате аудита социальной ответственности формируется отчет, заполняется чек-лист, который предоставляются заинтересованной стороне.
Социальный аудит SMETA
SEDEX
Некоммерческая организация SEDEX (Supplier Ethical Data Exchange) – сегодня одна из основных информационных систем, доступная в реальном режиме времени, предназначенная для хранения отчетности аудитов SMETA и позволяющая заинтересованным сторонам получать информацию о проведенных аудитах по социальной, экологической и этической ответственности в цепочках поставок. Платформа объединяет участников, прошедших аудит на основании требований SMETA (SEDEX Members Ethical Audit).
Распространены два вида SMETA
Сформированное по итогам проверки аудиторское заключение доступно на платформе SEDEX. Оно признается членами программы AIM-PROGRESS (объединение ведущих компаний отрасли потребительских товаров повседневного спроса). Компания проходит социальный аудит один раз, а результаты процедуры многократно используют ее партнеры, которыми была осуществлена регистрация SEDEX. На базе AIM-PROGRESS анализируются поставщики в разрезе социальной ответственности.
Необходимость и нормативно-правовая основа SMETA
SEDEX аудит подтверждает, что компания создала необходимые условия для комфортной работы, нацелена на уменьшение негативного влияния деятельности на окружающую среду, своевременно выполняет обязательства в цепочке поставок.
Обновленные требования к SMETA утверждены на форуме SEDEX в апреле 2017 года. Новые требования внедрены с 1 июня 2017. SMETA 6.0 базируется на следующих документах:
Чего ожидать во время и после SMETA?
Сущность аудита социальной ответственности — проверить соответствие хозяйственной деятельности предприятия международным требованиями или законодательным нормам конкретной страны. Во время проверки аудиторы:
После завершения SMETA компания получает аудиторский отчет, рекомендации по улучшению деятельности и сроки на их исполнение. Аудиторское заключение публикуется в базе SEDEX.
Аудит SMETA
ООО «ТМС РУС», компания, имеющая большой опыт и безупречную репутацию в проведении аудитов соответствия требованиям и стандартам различных областей действия, предлагает услуги по проведению аудитов SMETA. Аудиты проводятся российскими экспертами, квалифицированные к оценке соответствия по международным правилам SEDEX.
Мы будем рады
Департамент Менеджмент Сервис (Сертификация систем менеджмента)
Аудит социальной ответственности. Социальтный аудит. Аудит СМЕТА
Контрол Юнион Сертификейшенс одобрена для проведения социальных аудитов поставщиков Unilever, Cargill
Большинство предприятий уже привыкли к различного рода проверкам: финансовый аудит, аудит пожарной безопасности, аудит условий производства, аудит качества предоставляемых услуг (так называемый «мистери аудит»), аудит социальной ответственности (социальный аудит) и т.д.
Давайте разберемся, что же такое социальный аудит, кому и для чего нужна эта процедура.
Социальный аудит (аудит социальной ответственность) – это комплексный подход к процессу проверки, оценки, подготовки отчета, повышения эффективности функционирования организации. Тем самым социальный аудит является средством измерения воздействия отдельно взятого предприятия на общество в целом. На аудите социальной ответственности оцениваются формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, уровень межличностных и профессиональных отношений, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента и развития человеческих ресурсов.
Критерии оценки, единицы измерения и оценочные пределы зависят от преследуемых целей и постановленных задач. В связи с этим социальный аудит проводится либо на соответствие международным или установленным локальным стандартам, либо, опираясь на внутренние корпоративные правила и нормы компании. В последнем случае компания Контрол Юнион Сертификейшенс имеет возможность разработать индивидуальный чек-лист для предприятия, проецируя на индивидуальные потребности предприятия свой многолетний международный опыт проведения социальных аудитов.
Социальный аудит является формой согласования интересов, которая выдвигает на первый план условия реализации интересов самих работников, а также ожидания, связанные с деятельностью бизнес-структуры в обществе и государстве. Как показывает зарубежный опыт, социальный аудит приобретает нормативные границы, особенно когда в обществе осознается потребность в удовлетворении социальных запросов, когда формируется политика равной социальной ответственности.
Система социального аудита проходит определенную эволюцию изменения нормативных установок. Защитные охранительные нормы постепенно замещаются стимулирующими. В таких требованиях, как прозрачность, взаимоуважение сторон, раскрывается содержание социального аудита как процедуры, обязывающей к согласованию интересов, к социальному консенсусу.
В последние несколько лет все большую популярность приобретают SMETA аудиты.
SMETA (Sedex Member EThical Audit) – вид проверки, в ходе которого проводится оценка соответствия предприятия установленным требованиям по четырем основным сферам: охрана труда и производственная безопасность, окружающая среда, условия труда и деловая репутация поставщика. По итогам проведения аудита данные размещаются на платформе Sedex (Supplier Ethical Data EXchange), где каждая проаудированная компания получает свой индивидуальный идентификационный код. Результаты социального аудита Responsible Sourcing (он же аудит SMETA) признаются всеми участниками программы AIM-PROGRESS, благодаря чему предприятие, как поставщик и покупатели его продукции, получают возможность сократить количество аудитов и делиться информацией о пройденных аудитах со всеми заинтересованными лицами, кто зарегистрирован на платформе SEDEX.
Преследуя цель укрепления имиджа своей компании, участники AIM Progress уделяют все большее внимания Корпоративной социальной ответственности, которая включает ответственный подход к выбору поставщиков и устойчивое производство, которое можно проследить по всей цепочке поставок.
Соответственно, если предприятие является одним из звеньев цепочек поставок для нескольких участников AIM Progress, то пройдя 1 аудит, он выполняет требования нескольких своих партнеров одновременно.
ООО Контрол Юнион Сертификейшенс является партнером участников инициативы AIM Progress и их поставщиков в качестве независимых аудиторов. После проведения социального аудита мы по необходимости нашими специалистами оказывается консультационное сопровождение.
Контактные данные по вопросам проведения аудита социальной ответственности:
Устойчивое развитие Программа мониторинга amfori BSCI
Осуществляйте мониторинг совершенствования деятельности ваших бизнес-партнеров в соответствии с требованиями Кодекса деловой этики amfori BSCI.
Система мониторинга amfori BSCI, основанная на использовании единого Кодекса деловой этики, предлагает поэтапный подход, позволяющий компаниям сделать устойчивые коммерческие отношения ключевым фактором их бизнеса посредством:
Компания SGS, являющаяся партнером amfori по проведению аудитов, поможет вам осуществлять мониторинг вашей цепочки поставок в соответствии с требованиями Кодекса деловой этики amfori BSCI. На практике это означает мониторинг прогресса участников вашей цепочки поставок в реализации и совершенствовании устойчивых методов ведения бизнеса.
Преимущества amfori BSCI
Принимая участие в программе amfori BSCI, компании-участники смогут:
Программа мониторинга amfori BSCI была разработана в 2003 году организацией amfori, ведущей всемирной бизнес-ассоциацией, выступающей за развитие открытой и устойчивой торговли и оказывающей помощь компаниям в повышении благосостояния людей, ответственном использовании природных ресурсов и обеспечении свободной и открытой торговли во всем мире.
Структура системы оценки
Аудиты amfori BSCI оценивают соответствие производителя ценностям и принципам Кодекса деловой этики amfori BSCI в рамках тринадцати взаимосвязанных направлений деятельности:
Процесс аудита amfori BSCI
Аудит amfori BSCI может включать полный аудит и пост-аудиторские проверки. Полные аудиты проводятся один раз в два года и охватывают все 13 направлений деятельности; пост-аудиторские проверки проводятся в периоды между ними и заостряют внимание только на тех направлениях, для которых требуются свидетельства прогресса со стороны проверяемой организации.
По результатам аудита присваивается оценка от A до E, отражающая степень интеграции Кодекса деловой этики amfori BSCI в повседневную деятельность и операции проверяемой организации.
Преимущества услуг SGS по проведению аудитов amfori BSCI
Компания SGS провела тысячи аудитов по данной схеме и накопила большой опыт в этой области; использование специальных команд и менеджеров обеспечивает единый подход к проведению аудитов по всему миру. Наша глобальная сеть аудиторов делает возможным быстрое и экономически эффективное реагирование в большинстве сфер производства. Кроме того, мы можем предоставить услуги специализированных менеджеров по работе с ключевыми клиентами для поддержки крупномасштабных программ.
Узнайте, как SGS может помочь вам и вашим деловым партнерам обеспечить соблюдение Кодекса деловой этики amfori BSCI.
Социальный аудит партнеров, зачем проводится и к чему готовиться
В статье рассмотрены основные аспекты требований к социальному аудиту и даны ответы на вопросы «зачем проводится социальный аудит партнеров», «какие аспекты проверяют в ходе аудита» и «какие методики используют», приведен алгоритм подготовки к проверкам.
Если вы работаете на производстве, то, вероятно, время от времени принимаете аудиты со стороны своих партнеров. В статье мы разберем, почему же партнеры, особенно крупные бренды, аудируют своих поставщиков, что проверяют в рамках социального аудита, а в конце статьи будет несколько полезных рекомендаций для успешного прохождения такого явления как «социальный аудит».
Зачем партнеры аудируют своих поставщиков?
Основных причин несколько:
Популярность бренда-это многолетний труд крупных компаний, часто семейных, наградой за который стали безграничное доверие, удовлетворенность и узнаваемость со стороны потребителя. Вот лишь несколько примеров неблагоприятных последствий для бренда вследствие проблем у их партнеров:
Несколько лет назад покупатель отравился консервированными огурцами, купленными в магазине одной известной Российской продуктовой сети (причиной отравления стал ботулизм). И, хотя товар был изготовлен конкретным производителем, который допустил ошибку при производстве, в заголовках СМИ значилось «ядовитые огурцы из такой-то сети», ведь название сети было знакомо читателям гораздо лучше, чем название производителя.
Также, время от времени, крупные компании подвергаются критике со стороны СМИ и несут значительные удары по имиджу вследствие таких нарушений, как: отсутствие трудовых договоров, несоблюдение уровня минимальной заработной платы и норм рабочего времени, отсутствие питьевой воды на фермах, привлечения к труду детей.
Например, несколько лет назад в Европе ведущие компании розничной торговли обвинялись в использовании рабского и принудительного труда в Таиланде их поставщиками. А на ряд крупных компаний, производящих электронику, была подана жалоба за использование детского труда.
Еще один пример: в 2013 году в Бангладеш рухнуло многоэтажное здание, в котором находились мастерские по пошиву одежды для многих известных брендов. В результате погибло более тысячи человек. Конечно, подобные ситуации являются крайне нежелательными для компаний, ослабляют бренд и могут привести к значительным финансовым потерям.
Например, если тенденция показывает, что большая часть покупателей не поддерживает тестирование косметической продукции на животных, вполне вероятно, что бренд примет решение торговать только косметикой, которая, на животных не тестируется и потребует того же от поставщиков ингредиентов для своего производства.
Кроме того, сегодня наблюдается тренд на поиск и развитие небольших поставщиков. Крупные бренды поняли, что потребители предпочитают локальных производителей. Они адаптируют под себя и «растят» небольших поставщиков. В этом случае аудит выступает «двигателем» в процессе непрерывного совершенствования небольшого предприятия.
Конкретно здесь можно привести пример ГК «ТОПАЗ», который делал СТМ в России для одной из торговых сетей (доски из дерева и прочая домашняя утварь) и из небольшого локального поставщика «вырос» до международного уровня.
Это основные, но не единственные причины проведения аудитов партнерами.
В то же время, если аудиты по качеству проводятся уже достаточно давно и для многих производителей стали делом привычным, то проведение социальных аудитов пока не так распространено у нас в стране. И, хотя контроль социальных условий на производстве партнера не менее значим, не всем понятно, что это за вид аудита и какие темы он покрывает. О них подробнее и поговорим далее.
Какие вопросы входят в социальный аудит.
Рассмотрим подробнее, на что обычно обращают внимание при аудите по социальной ответственности. Как правило, это:
К этому пункту относится, например, отсутствие использования детского, принудительного (рабского) труда на предприятии, отсутствие телесных наказаний, любой дискриминации, соблюдение количества рабочих часов, выходных дней и перерывов, учет и компенсация сверхурочной работы. Проверяется наличие трудовых договоров (в том числе, со стажерами), наличие права сотрудников свободно вступать в профсоюзы.
Такие пункты, как проверка отсутствия детского и рабского труда часто вызывают недоумение, так как для нашей страны это не столь характерно. Однако, чек-лист, как правило, используется по всему миру, а в ряде стран эти проблемы действительно стоят остро.
Так, сельское хозяйство является ключевым сектором экономического развития Марокко и составляет 14% его ВВП. На севере Марокко около 20 тысяч женщин работают в секторе сбора фруктов. 80% продукции экспортируется в Европу. Однако, права и условия труда этих сельскохозяйственных рабочих часто не соблюдаются: отсутствие трудовых договоров, несоблюдение минимальной заработной платы и рабочего времени, отсутствие питьевой воды на фермах, детский и несовершеннолетний труд и очень слабая социальная защита-вот неполный перечень фиксируемых нарушений.
– общие условия труда, критически опасные точки на производстве, уровень освещенности, шума, температуры в помещении; наличие необходимых средств индивидуальной защиты;
– статистика произошедших несчастных случаев, их причины и принятые меры;
– наличие, работоспособность и доступность средств эвакуации и противопожарной защиты; вопросы электробезопасности; наличие и состояние различных удобств для сотрудников, наличие чистой воды, возможность получения сотрудниками первой медицинской помощи.
Социальная ответственность не только соблюдение трудовых норм, правил безопасности и этики, но и защита окружающей среды.
Все чаще крупные бренды ищут новые решения в заботе об окружающей среде, так как порой самое безобидное на вид производство способно нанести значительный урон природе. Например, по данным одного из крупных производителей, для производства обычной хлопковой футболки весом 250 г требуется: 80 г удобрений, 3 г вещества, входящего в состав пестицидов и от 2000 до 7000 литров воды (это около 30 заполненных ванн!).
Содержание территории предприятия, оценка воздействия на окружающую среду, использование ресурсов (воды, энергии и т. п.), управление опасными веществами и отходами, вопросы очищения сточных вод и управления выбросами парниковых газов-вот неполный перечень вопросов из этого раздела.
Из описанных выше тем, в нашей стране наиболее часто встречаются нарушения, связанные с пожарной безопасностью (отсутствие необходимых знаков эвакуации, регулярных тренировок, средств пожаротушения, запертые эвакуационные выходы и загроможденные проходы, а также незнание сотрудниками порядка действий при пожаре), а также превышение количества допустимых сверхурочных работ либо отсутствие учета таких работ. Также нередко сотрудники не знают, как и куда необходимо сообщать о нарушении этических норм и антикоррупционной политики.
Стоит учесть, что если одни бренды проверяют соответствие требованиям локального законодательства, то другие включают в объем проверки требования законодательства той страны, где находится их штаб-квартира.
Также встречаются специфические требования, о которых партнеров предупреждают заранее, включая данные требования в договора, спецификации и прочие документы. В качестве примера можно привести требование отказа от использования пальмового масла или использование только сертифицированного пальмового масла, что связано с неконтролируемой вырубкой лесов, нанесению значительного урона окружающей среде и здоровью людей, выселением местных жителей с занимаемых территорий ради посадок пальмовых плантаций в некоторых регионах. Еще один пример: требование об использовании только той древесины, для которой полностью подтверждена прослеживаемость-связано с заботой о растениях и необходимостью контроля вырубки лесов.
Что касается методики проведения проверки, то, кроме наблюдений и анализа документов, аудитор может проводить интервью с сотрудниками производства (причем, он может говорить с сотрудниками конфиденциально и не упоминать их имен в отчете), а также тестировать системы обеспечения безопасной эвакуации, вплоть до проверки первичных средств пожаротушения.
Иногда проверка может быть отменена в случае, если у производителя уже пройден аудит на соответствие определенному стандарту. В случае социального аудита самыми распространенными стандартами являются: SA8000, ICTI, BSCI, ICS, SMETA.
Стоит отметить, что все стандарты социальных аудитов базируются на международных требованиях ILO (International Labour Organization, ILO-международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений) и у этих требований есть некоторые разночтения с требованиями законодательства РФ. Например, ILO запрещает использование труда заключенных, в то время, как в РФ это допускается.
Что нужно сделать перед аудитом
Ниже приведены рекомендации, способные облегчить процесс прохождения аудита:
Обратите внимании, производство на момент аудита должно работать в обычном режиме. Предприятие должно продемонстрировать, что способно на постоянной основе выпускать безопасную продукцию, обеспечивая при этом безопасность и социальную защищенность работников.
Уловки вроде проведения в день аудита санитарного дня-это методы работы недобросовестных производителей, которым есть что скрывать. Подобное поведение противоречит принципам честности, открытости и доверия, которым следуют надежные партнеры.
Существует мнение, что социально ответственное поведение связано с затратами и не приносит компании никакой выгоды. В действительности, социально ответственная практика позволяет компаниям экономить деньги и находить новые возможности. Например, перемещение недовольного сотрудника связано с дополнительными затратами времени на рассмотрение резюме, интервью, принятие решений, обучение. Если сотрудникам не компенсируют сверхурочные, производительность их труда падает, недовольные сотрудники могут даже специально вредить Компании. Растет количество жалоб со стороны клиентов.
Социальный аудит не решит современных социальных и экологических бед, однако, он способствует формированию нового мышления, основанного на идее устойчивого развития, что является неотъемлемой составляющей качественного менеджмента компании.
Социальный аудит компаний
Оглавление журнала
- Для многих компаний термин «социальный аудит» звучит пугающе: мало нам финансовых проверок, так еще и социальные программы будут проверять! Может, лучше свернуть благотворительную деятельность от греха подальше? А может, наоборот, за филантропию налоги снизят? И вообще непонятно, кто, как и зачем собирается оценивать социальные показатели компаний.
Прежде чем говорить о социальном аудите, давайте решим, что мы понимаем под термином «социальный». Если это благотворительность (она же филантропия), то ее оценка может быть нужна самим компаниям, при условии что бизнесу интересно, как тратятся его деньги. Сообщество некоммерческих организаций активно использует разработанные с помощью западных фондов методики оценки благотворительных программ и активно предлагает их бизнесу. Одна беда: все эти методики оценивают эффективность благотворительности лишь для некоммерческих организаций и в лучшем случае для местных сообществ.
Если «внутренняя оценка» (эффективность для организаций, успешно осваивающих деньги бизнеса) производится более или менее удачно, «внешняя оценка» (польза для общества) хромает. Направленные на меньшинства благотворительные программы, которыми занимаются некоммерческие организации, не в состоянии решить актуальные проблемы людей: зарплаты и цен, жилья и ЖКХ, детей и молодежи, экологии и здоровья, наркомании и алкоголизма.
История социального аудита
История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, филантропию (пожертвования), волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs).
Львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена. на бизнес. Так рассудили правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором «социально ответственного поведения».
Поначалу такие прогрессивные компании, как Dayton Hudston, Levi Strauss, Cummings Engines, отдавали в эти фонды до 5% налогооблагаемой прибыли. Однако к концу 1970-х гг., когда схлынула первая волна энтузиастов «социально ответственного поведения» американский бизнес стал относиться к филантропии более прагматично. У правительства появилось опасение, что корпорации вовсе перестанут заботиться о нуждах своих communities. В 1977 г. Конгрессом был принят документ, по которому американским банкам предписывалось делать инвестиции в территории, на которых они оперируют. Community Reinvestment Act (Закон о реинвестициях в местные сообщества) и по сей день остается основным инструментом поощрения социальной вовлеченности банков на местном уровне. Заметим, что реально закон заработал к середине 1980-х гг. Бюрократия везде одинакова.
Никаких карательных санкций закон не предусматривал. Банк не может быть лишен лицензии или оштрафован за «невыполнение плана» по инвестициям в местные сообщества. Да и самого плана в общем-то нет. Как же так? Как же отчитываются банки, и кто определяет, много они инвестировали в community или мало?
Правительство поступило до гениального просто. Оно выделило каждому банку «подшефную территорию» и прикрепило его к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом программы. В конце года каждый банк отчитывался о проделанной работе. По итогам отчета был составлен список активности банков в сфере социальных инвестиций (в порядке убывания).
Дальше последовал изящный ход. Список был опубликован крупнейшими деловыми изданиями с мелко набранным пояснением, что рейтинг касается показателей социальной вовлеченности и ничего более. Но американцы, увидевшие знакомые банки не в первых рядах, посчитали это признаком их финансовой несостоятельности и бросились переводить свои счета в более достойные финансовые институты.
На следующий год банки изо всех сил старались доказать свое желание работать на местное сообщество.
Что касается развития социального аудита в России, то с 2000 г. в нашей стране проводится конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности». С 2004 г. конкурс, по решению Правительства РФ, решено сделать ежегодным. По заявлению оргкомитета конкурса, в нем ежегодно принимают участие более тысячи компаний. Участие в конкурсе платное, регистрационный взнос составляет 18 тыс. руб. Для организаторов конкурс стал прибыльным бизнесом, а участники в доверительных беседах жалуются на «добровольно-принудительный» характер мероприятия и выражают сомнения в объективности выбора победителей.
Под социальной эффективностью, по мнению организаторов конкурса, следует понимать отсутствие задолженности перед государством, наличие коллективного договора, наличие профсоюзной организации. Отчеты о социальной поддержке работников и местных сообществ принимаются в произвольной форме (присылайте все, что есть, а мы посмотрим) и оцениваются по не вполне понятным критериям.
Сам факт проведения подобного конкурса говорит о том, что государство хочет и будет оценивать социальную эффективность компаний. Вопрос в том, как оно будет это делать.
Между тем публичные политики все чаще заявляют о «социальном налоге» на бизнес. Еще в середине 1990-х гг. в Госдуме был разработан документ, поразительно напоминающий американский Community Reinvestment Act с той лишь разницей, что у нас процент «социального инвестирования» был фиксированным, а оценкой социальных инвестиций должна была заниматься федеральная и местная власть по своему усмотрению. Что из этого может получиться, объяснять не надо.
«Нравственный налог» на компании введен в Татарстане, ряд областей России готов предложить свои варианты регионального «социального налога».
Участие власти, консалтинговых и рейтинговых агентств в разработке методики социального аудита необходимо. Данные недавних исследований свидетельствуют, что, по мнению населения, наибольшим доверием могут пользоваться отчеты компаний, заверенные независимой внешней организацией (83%) или органом власти (72%). Однако главной заинтересованной стороной разработки национальной модели социального аудита является само бизнес-сообщество.
Что и как оценивать
Бизнес должен приносить прибыль. Социальные инвестиции во всем мире являются одним из самых выгодных видов инвестирования. Оценка возврата по инвестициям (Return on Investment, ROI) в отношении социальной деятельности компаний позволяет бизнесу оценивать влияние социальных инвестиций на бизнес-показатели. Любая внешняя система социального аудита должна начинаться с внутренней системы оценки эффективности социальной активности компаний, т. е. с оценки выгоды для бизнеса от социальных инвестиций.
Аудит корпоративной ответственности
Большинство передовых компаний и консультантов используют термин «социальный аудит» для обозначения внутренней (по отношению к компании) эффективности социально связанной деятельности.
В США социальный аудит фокусируется главным образом на том, как социально ответственное поведение компаний сказывается на ее основных бизнес-показателях. Социальный аудит определяет реальные затраты от политики и практики компаний и сравнивает эти показатели с показателями других компаний (по отраслевому или региональному признаку) и с ожиданиями ключевых стейкхолдеров. Этот подход отличается от устоявшегося представления о затратах как о производной от производственной деятельности.
Социальный аудит оценивает поведение компании в сфере человеческих ресурсов: экологии, охраны здоровья и безопасности (EHS), отношений с местным сообществом. Социальный аудит оценивает все сферы деятельности компании и сопоставляет ее систему ценностей, поведение компании в вопросах бизнес-этики, внутреннюю операционную практику, систему менеджмента с ожиданиями ключевых стейкхолдеров: сотрудников, собственников, поставщиков, потребителей и местных сообществ. Такой аудит социальной ответственности выявляет несоответствия заявленных целей компании ее реальной практике, служит системой «раннего оповещения» для выявления назревающих проблем, позволяет компаниям добиваться финансовой отдачи от социально ответственного поведения.
Аудит социальной ответственности оценивает потери от «социально безответственного» поведения компаний в отношении сотрудников, вскрывая потери, скрытые в текущих расходах, потери прибыли при страховых выплатах и штрафах. Компании, которые обращаются с сотрудниками честно, добиваются большей производительности труда, сотрудники работают там дольше, сокращаются расходы на набор, переподготовку и удержание персонала.
Компании часто жалуются, что методология социального аудита слишком расплывчата и не дает количественных оценок. Чтобы преодолеть этот недостаток, в последние годы были созданы новые методики. Ведущие из них разработаны The New Economic Foundation (NEF, UK) и консалтинговой компанией SmithOBrien (US).
NEF фокусируется на восприятии компании ключевыми стейкхолдерами. Методика SmithOBrien тоже оценивает отношения компании со своими заинтересованными сторонами, причем эти отношения сопоставляются с основными показателями компании. Такой подход позволяет дать количественную оценку результатов политики компании по отношению к ключевым стейкхолдерам, а также оценить стратегический и финансовый эффект операционной практики компании.
CRA оценивает «скрытую стоимость» социально безответственного поведения компаний, включающего в себя чрезмерные затраты на утилизацию отходов, затраты на набор, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда.
Пример из жизни. Крупная компания, занимающаяся грузовыми автомобильными перевозками, решила сократить расходы за счет недоплаты рабочим за сверхурочные. Начался саботаж: рабочие намеренно допускали нарушения сроков отгрузки, неправильно размещали груз. Это вызвало рост недовольства клиентов, рекламации и судебные иски. Потери компании в сотни раз превысили копеечную прибыль от экономии на людях.
Неизмеримые социальные риски включают производство опасных для индивидуумов или для общества продуктов (например, сигарет) или социально спорное поведение (поощрение азартных игр или размещение производства в странах, где нарушаются права человека).
Дополнением к системе аудита корпоративной ответственности является Econometric Impact Index (Индекс эконометрического эффекта), разработанный все той же SmithOBrien. Эта методология позволяет оценивать суммарный эффект, который компания оказывает на местные сообщества, где она оперирует. Эта система применима как для самих компаний, так и для органов местной власти, озабоченных оценкой влияния компаний на местные сообщества, в том числе в вопросах сокращения или расширения производства, регулирования налогов и цен, зонирования, влияния компаний на принятие ключевых для территорий решений.
Сегодня социальный аудит включает в себя внешний аудит (как оценивают компанию внешние стейкхолдеры) и внутренний, включающий в себя традиционный финансовый аудит. Некоторые компании выпускают социальные отчеты, куда входят сравнительные показатели за годы проведения социального аудита. Так, Ben&Jerry в своем отчете Social Performance Report 1998 поставила целью набирать и удерживать «цветных» сотрудников. В следующем году компания отчиталась, что в ее штате работает 3% «небелых» сотрудников, что в процентном отношении больше, чем у других компаний в Вермонте, родном штате Ben&Jerry.
Как проводится социальный аудит
Основные вопросы аудита корпоративной ответственности
В сфере менеджмента качества выясняются следующие вопросы: как измеряется эффективность деятельности компании, система менеджмента, система реагирования на запросы потребителей, отношения с поставщиками и ритейлерами, уровень вовлеченности менеджеров разного уровня и сотрудников в менеджмент качества. Другие возможные вопросы: контроль за ингредиентами, распространение независимой экспертизы качества и сертификации, ответственность (обязательства соответствия) продукта, устойчивое развитие, процесс статистического контроля.
Когда проблемы определены, команда аудиторов выясняет скрытые затраты. Например, перемещение недовольного сотрудника связано с дополнительными потерями времени на рассмотрение резюме, интервью, рекламу и принятие решений. Если сотрудникам недоплачивают за сверхурочные, производительность их работы падает, растет количество жалоб со стороны клиентов, компания теряет прибыли.
Часто менеджеры компаний с подозрением относятся к социальному аудиту, считая, что социально ответственное поведение всегда связано с затратами и не приносит компании никакой выгоды. В действительности социальный аудит и социально ответственная практика позволяют компаниям экономить деньги и создавать новые возможности увеличения прибыли. Наблюдения показывают, что компании, прошедшие социальный аудит, окупили его стоимость в 6-12 раз за период от шести месяцев до трех лет.