Аудирование что это означает
АУДИРОВАНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «АУДИРОВАНИЕ» в других словарях:
Аудирование — восприятие на слух и понимание устной речи. См. также: Речевая деятельность Устный перевод Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
АУДИРОВАНИЕ — [ Словарь иностранных слов русского языка
АУДИРОВАНИЕ — (от лат. audire слышать) прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух (главным образом в учебном процессе) … Большой Энциклопедический словарь
АУДИРОВАНИЕ — (от лат. audire слышать), прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух (главным образом в учебном процессе) … Энциклопедический словарь
аудирование — сущ., кол во синонимов: 4 • аудит (5) • восприятие (20) • преподавание (11) • … Словарь синонимов
аудирование — АУДИРОВАНИЕ, я, ср Форма обучения иностранным языкам, состоящая в прослушивании учащимися озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух. Больше всех занятий по иностранному языку Катя не любила аудирование … Толковый словарь русских существительных
аудирование — I ср. Рецептивный вид речевой деятельности, заключающийся в понимании звучащей речи; слушание (в методике обучения языку или изучения языка). II ср. Независимая экспертиза финансовой отчётности какого либо предприятия, или учреждения, какой либо… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Аудирование — (см. Слушание) … Педагогическое речеведение
аудирование — ауд ирование, я … Русский орфографический словарь
аудирование — восприятие на слух и понимание устной речи … Толковый переводоведческий словарь
Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке
Хотите улучшить понимание английского языка на слух? Для этого нужно использовать различные виды аудирования. Сегодня мы хотим рассказать вам, зачем и как часто нужно заниматься аудированием, а также о том, какие виды аудирования существуют.
Считаете аудирование скучным и ненужным? Мы расскажем, зачем нужно им заниматься. Почти в каждой учебной книге вы найдете упражнения на развитие понимания английского языка на слух. Часто нас раздражает беглая иностранная речь, которую нужно попытаться понять. Кажется, что носители говорят бессвязно и слишком быстро. Поэтому некоторые студенты пытаются всевозможными способами избежать работы с навыком аудирования. А зря, ведь чем чаще мы слушаем англоязычную речь, тем быстрее привыкаем к ней и тем проще нам понять, о чем говорят носители языка.
Почему важно заниматься аудированием?
Научиться понимать язык на слух — первоочередная задача каждого изучающего английский. Каким бы хорошим словарным запасом и знаниями грамматики вы ни обладали, это мало поможет вам в общении, если вы слушаете, но не можете понять собеседника.
Во время прослушивания разнообразных материалов на английском языке мы совершенствуем:
Какие виды аудирования на английском языке существуют
Аудирование с полным пониманием текста (listening for detail) — аудирование для обучения. Вы занимаетесь прослушиванием записи, адаптированной под ваш уровень знания языка или немного выше этого уровня. При этом ваша задача — понять каждое слово, а также точно уловить смысл записи. Это самый полезный, но и вместе с тем самый сложный вид аудирования. Обычно непосредственно перед прослушиванием вы разбираете новые слова или полный текст записи. Саму запись желательно прослушать несколько раз, разобраться во всех новых словах, случаях их употребления. Также полезно будет поработать и с грамматикой: разобрать новые конструкции и понять, почему в тех или иных предложениях используется определенная конструкция.
Аудирование с пониманием основного смысла (listening for gist) — самый приятный вид работы с навыком понимания английского языка на слух. Ваша задача — понять общий смысл сказанного. При этом вам не нужно разбираться в значении каждого слова, допускается непонимание каких-то конструкций и т. п. Этот вид аудирования тренирует вашу языковую догадку. Кроме того, экстенсивное понимание языка на слух — это фактически развлечение, отличный способ отвлечься от грамматических упражнений. Вы можете включить видеоролик интересующей вас тематики на английском языке и слушать его, не пытаясь разобраться во всех хитросплетениях английской грамматики.
Аудирование с целью извлечь необходимую информацию (listening for specific information) — это прослушивание аудиозаписей с целью обнаружить конкретную интересующую вас информацию. Например, вы слушаете аудиозапись с рассказом о Швеции для того, чтобы узнать, какое население в этой стране. При этом остальную информацию, не касающуюся нужных вам цифр, вы «пропускаете мимо ушей».
Иногда выделяют еще такой вид аудирования на английском языке, как догадка по услышанной информации (inferential listening). Такой вид аудирования подразумевает под собой понимание состояния говорящего, его эмоциональный настрой. Этот вид аудирования не такой полезный в плане обучения, как предыдущие три, однако он пригодится при построении отношений между людьми. Умение угадывать настроение говорящего весьма полезно.
Как часто нужно заниматься аудированием на английском языке?
Ответ лежит на поверхности: так часто, как вы можете себе позволить. Желательно выделять ежедневно хотя бы 10-15 минут для занятий аудированием. Благо в Интернете можно найти миллионы записей по 2-10 минут для изучающих английский язык. Можно смотреть видео дома, а можно загружать подкасты на телефон и слушать в транспорте или в любую свободную минуту. Много небольших подкастов на различную тематику представлено на сайтах eslpod.com (до недавнего времени материалы на этом сайте были бесплатными, сейчас же для пользования подкастами необходимо внести оплату за свое членство в клубе слушателей) и podcastsinenglish.com (все записи можно бесплатно скачать на мобильное устройство и слушать в любое удобное время).
Перед практикой неплохо было бы изучить и теорию, поэтому перед тем, как практиковать развитие навыка понимания английского языка на слух, ознакомьтесь со статьей «Как научиться понимать английскую речь на слух: 11 полезных советов».
Занимайтесь аудированием ежедневно и получайте удовольствие от понимания английского языка на слух. Не знаете, какие материалы слушать на английском языке? Ознакомьтесь со статьей «Учимся воспринимать английский на слух: советы по выбору аудиоматериалов и работе с ними». Из нее вы узнаете, ЧТО слушать и КАК слушать на английском языке.
Совершенствование навыка аудирования — задача непростая, но очень увлекательная. Подберите себе интересные материалы, занимайтесь хотя бы по 10-15 минут в день, и уже через 1-2 месяца английская речь перестанет казаться вам нечленораздельным потоком странных слов. Используйте разные виды аудирования на английском языке, тогда все станет на свои места: речь носителей языка будет понятной, а произношение четким.
Статья “Аудирование как вид речевой деятельности: этапы восприятия и понимания речи на слух и механизмы аудирования”
Аудирование как вид речевой деятельности : этапы восприятия и понимания речи на слух и механизмы аудирования
С точки зрения теории речевой деятельности аудирование – это процесс восприятия и понимания речи. Психолингвист Зимняя И.А. выделила следующие характеристики аудирования как вида речевой деятельности: аудирование реализует устное и непосредственное общение, оно является реактивным и рецептивным видом речевой деятельности в процессе общения; основная форма протекания аудирования – внутренняя, неравномерная (Зимняя 2001).
Аудирование составляет основу общения, с которого берет начало овладение устной коммуникацией. Оно включает умение различать воспринимаемые звуки, преобразовывать их в сочетания, имеющие смысловой характер, сохранять их в памяти во время восприятия, заранее планировать смысл предстоящей воспринимаемой информации и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую информацию (Леонтьев 1979). Процесс восприятия речи проходит в темпе, характерном для данного языка со свойственными помехами речевого и неречевого происхождения. Аудирование дает возможность внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке (Богин 1986).
Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности, когда происходит восприятие – понимание – активная переработка информации, получаемой из речевых сообщений – при аудировании через слуховой канал, при чтении – через зрительный канал (Леонтьев1970).
Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.
Хорошо развитые аудитивные умения учащихся являются одним из основных условий успешного овладения иностранным языком, поскольку в условиях коммуникативной направленности учебного процесса аудирование помимо своей основной функции, собственно коммуникативной, выполняет и множество вспомогательных функций. Оно играет роль стимулятора и управления учебным процессом, так как выступает средством формирования навыков (лексических, грамматических, фонетических) и умений во всех видах речевой деятельности (Филатова 2004).
Мотивационно-побудительная фаза приводится в движение коммуникативной задачей. Учащимся необходимо сообщить перед аудированием о том, что они будут слушать и что конкретно должны услышать. Мотив создается, как правило, интересной экспозицией, беседой об авторе, теме произведения. В естественном общении источником мотива для восприятия и понимания является тема общения и сам собеседник (его манера общения, умение привлечь внимание слушающего и т.д.) ( Леонтьев 1979).
Все эти процессы, включая и сам результат аудирования, носят скрытый характер, т.е. исполнительная фаза в аудировании сливается с аналитико-синтетической (Зимняя 1969).
Сущность аудирования, как и любого восприятия, вообще, заключается в том, чтобы, во-первых, выделить воспринимаемый объект, суметь отличить его от других, а во-вторых, в том, чтобы узнать его, сопоставив с хранящимся в долговременной памяти эталоном. Первое действие принято называть в психологии различением, а второе – узнаванием. Закономерности различения и узнавания при слуховом восприятии впервые были сформулированы Н.И. Жинкиным (Жинкин 1958).
Процесс различения при восприятии речи на слух подробно описывается Н.И. Жинкиным. Различение при слуховом восприятии начинается с того, что наши анализаторы констатируют наличие звукового комплекса, отличного от уже знакомых звуковых комплексов. Так воспринимается незнакомое слово или словосочетание. При неоднократном восприятии незнакомого звукового комплекса его отличительные признаки фиксируются в памяти. Это может происходить неосознанно (когда значение данного звукового комплекса остается неизвестным) и осознанно (если значение воспринятого известно). Постепенно дифференциальные признаки новой единицы восприятия формируют в памяти ее образ, начинающий играть роль эталона (Жинкин 1965).
Основными механизмами аудирования являются речевой слух, артикулирование, механизм сличения, память, вероятностное прогнозирование, механизм эквивалентных замен, механизм осмысления.
Существует линейная зависимость успешности аудирования от величины данной единицы, т.е. чем более крупными звуко-смысловыми комплексами будет восприниматься речь, тем успешнее пойдет переработка заключенной в ней информации (Пассов 1989). Другое название данного механизма — речевой слух. Е.Н. Соловова также указывает, что речевой слух не только обеспечивает восприятие устной речи, но и деление её на смысловые синтагмы (Соловова 2006). Данный механизм обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Благодаря этому механизму происходит узнавание знакомых образов в потоке речи. Очевидно, что такое выделение единиц восприятия речи, их различение, а значит, и узнавание их характерных признаков возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха.
Речевой слух обеспечивает восприятие устной речи. Но для понимания устной речи хорошего речевого слуха недостаточно. Воспринятую и выделенную из потока речи единицу необходимо удержать в памяти, пока идет поиск эталона для сопоставления и узнавания воспринятого (Соловова 2006).
Выделение единиц восприятия, т. е. различение, а главное — узнавание их дифференциальных признаков возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха. Следовательно, речевой слух и является одним из важнейших механизмов аудирования (Леонтьев 1970).
Механизмы внутреннего проговаривания (артикулирование )– необходимы для анализа речи, понимания и запоминания. Слуховой прием невозможен без участия p ечедвигательного анализатора (Жинкин 1982). В этой связи справедливо будет сказать о том, что одним из первых этапов узнавания речи является распознавание артикуляции, или «внутренняя имитация» (Старков 1988.). Внутреннее проговаривание при аудировании носит прерывистый характер. В случае, если слушающий может, не затрачивая особых усилий распознать смысловое содержание поступающей информации, внутреннее проговаривание свернуто до отдельных намеков. А в том случае, если происходит аудирование нового и сложного материала, то проговаривание становится более развернутым и качество свернутого проговаривания будет напрямую связано с тем, каким уровнем речевой практики обладает слушающий (Гез, Ляховицкий, Миролюбов 1982).
При аудировании происходит проговаривание воспринимаемой речи. Это предположение подтверждалось и тем фактом, что восприятие устной речи зависит от ее темпа. Трудно понимать как слишком медленную, так и слишком быструю речь, так как в первом случае приходится специально замедлять проговаривание, а во втором возникают трудности, связанные с необходимостью быстро артикулировать (Леонтьев 1970). Проговаривание облегчает аудирование. При этом, естественно, проговаривается не вся воспринимаемая речь, а лишь отдельные слова или словосочетания, происходит контроль воспринятого органами артикуляции, слуховой образ как бы подкрепляется артикуляционным. Чем лучше усвоен звуковой образ слова, тем меньше он нуждается в контроле, поэтому артикулированние (проговаривание) наблюдается в наиболее сложных случаях, когда сформированный образ слова еще не закреплен. Все сказанное приводит к выводу, что механизм артикулированния при обучении аудированию также играет большую роль. (Гальперин 2007).
Механизмы сличения – узнавания – работают непрерывно, т.к. происходит сличение поступающих сигналов с теми эталонами, которые хранятся у нас в долговременной памяти. Сличение тесно связано с прошлым опытом человека, с его чувствами и эмоциями, а также с количеством лексического материала, которым обладает человек, с уровнем развитости его аудитивных умений (Гальскова, Гез, 2010). Под опытом слушающего понимаются следы от слуховых и речедвигательных ощущений, которые и составляют основу слухового восприятия и понимания речи. Если слуховой след достаточно потенциально активен, то при восприятии того же сообщения он как бы оживает и происходит осмысленное узнавание. Узнавание при сличении происходит на основе инвариантных признаков, а не за счет полного совпадения слышимого с хранимым в памяти. Такие инвариантные признаки абстрагируются на основе вариативности материала, воспринимавшегося в прошлом (Филатова 2004).
Механизмы памяти – для понимания устной речи необходимо удержать узнанную единицу в голове, сопоставить с эталоном значения, запомнить для дальнейших операций с ней (Соловова 2006).
В психологии памяти выделяют два основных вида памяти — кратковременную и долговременную. Кратковременная память удерживает воспринятое в виде реверберации (отзвук слова) примерно в течение 10 секунд. За это время происходит отбор того, что существенно в данный момент для человека. Но такой отбор оказывается успешным в случае узнавания воспринимаемых объектов. Узнавание, как известно, есть сравнение воспринятого с эталоном, хранящимся в долговременной памяти.
Долговременная память – это память, которая сохраняет весь приобретенный опыт человека. Сюда относятся не только языковые знания, но и общий результат познавательной деятельности человека. Долговременная память является ведущим механизмом на всех этапах аудирования. На этапе предъявления текста во время восприятия осуществляется механизм идентификации, в основе которого также лежит память. В процессе идентификации учащиеся воспринимают текст и сопоставляют услышанные фонетические, лексические и грамматические единицы с уже имеющимися в долговременной памяти образами слов, словосочетаний и синтаксических конструкций, правил и схем их соединения (Гальскова, Гез, 2010).
Для аудирования одинаково важны и кратковременная, и долговременная виды памяти. Если кратковременная память включена в произвольные действия человека, то она получает название оперативной памяти. В процессе произвольного аудирования, которое осуществляется как деятельность, функционирует оперативная память ( Белянин 2003).
Роль памяти заключается не только в том, чтобы удерживать признаки единицы восприятия в оперативной памяти. Единицы восприятия удерживаются в оперативной памяти и для того, чтобы сравнить ее со следующими единицами восприятия и тем самым ограничить смысловую неопределенность первого воспринятого звукового комплекса (Выготский 1991). Только в контексте определяется значение слова. Только несколько единиц восприятия (слова, ритмические группы, синтагмы) могут дать реципиенту (адресату) искомый смысл. Таким образом, узнавание отдельного слова, словосочетания не есть еще понимание смысла речи. Узнавание единицы восприятия суживает выбор, создает условия для принятия решения о смысле поступающего высказывания, но еще недостаточно (в большинстве случаев) для окончательного осознания его смысла (Соловова 2006).
Аудирование было бы бессмысленным, если бы услышанное не сохранялось в памяти (целиком, частично, выборочно). Запоминание начинается с восприятия и проходит по всем элементам механизма аудирования: удержание в оперативной памяти, внутреннее проговаривание, узнавание, предвосхищение, понимание и осмысление. Благодаря функционированию долговременной памяти происходит сличение поступающих речевых сигналов с теми стереотипами, которые хранятся в нашем сознании (Выготский 1991).
Итак, память является важным механизмом аудирования, и в первую очередь оперативная память, В первую очередь, так как долговременная память вмещает в себе все изучаемые языковые средства для осуществления всех видов речевой деятельности. Оперативная же память, хранящая единицы восприятия в условиях их одноразового предъявления, выступает именно как феномен аудирования. ( Белянин 1988).
Следующим важным механизмом аудирования является механизм вероятностного прогнозирования, причем его функционирование в процессе восприятия речи во многом зависит от прогнозирования на лингвистическом уровне.
Механизм антиципации (вероятностного прогнозирования) также основывается на механизме памяти и является одним из тех механизмов, которые существенно облегчают процесс восприятия и понимания смысла предъявляемого текста. Правильность прогноза зависит от языкового и (иногда) жизненного опыта, понимания ситуации и контекста. Это своеобразная «пред настройка» органов речи, что способствует возбуждению в коре головного мозга определенных моделей. Еще до начала восприятия, как только появляется установка на слушание, артикуляционные органы уже проявляют минимальную активность. Благодаря этому в сознании слушающего возбуждаются определенные модели, что дает возможность предвосхищать, антиципировать то, что предстоит услышать. Именно поэтому необходимо большое внимание уделять формулированию установки (Сысоев 2007).
Вероятностное прогнозирование — это порождение гипотез на основе восприятия человеком окружающей действительности и ее опережающего отражения, это «предупредительная» деятельность, предвосхищающая ход событий. В процессе слухового восприятия речи происходит выдвижение гипотез не только о смысле незавершенного высказывания, но и его вербальном составе. В этом заключается особенность вероятностного прогнозирования речи (Апатова, Зимняя 1972).
Механизм вероятностного прогнозирования подробно изучался в психологии и рассматривался в качестве одного из уровней процесса опережающего отражения. Данный механизм подробно изучался такими психологами, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др. В психолингвистике и лингвистике Р.М. Фрумкина, И.А. Зимняя, Л.Р. Мошинская, Н.С. Харламова и др. исследуют непосредственно механизм вероятностного прогнозирования при обучении аудированию.
Таким образом, вероятностное прогнозирование наиболее эффективно при его функционировании на обоих уровнях. И если смысловой уровень прогнозирования определяется знанием ситуации, контекста, то лингвистический уровень — знанием закономерностей лексической сочетаемости.
Большую роль в развитии аудирования играет формирование механизма эквивалентных замен. Под эквивалентными заменами понимается способность слушающего осуществлять замену слов другими словами, передающими смысл, а не повторять принятое дословно (Жинкин 1982). Этот механизм необходим для обеспечения достаточной скорости протекания мыслительных процессов во внутренней речи и их свертывания, что важно для аудирования.
Механизм осмысления позволяет установить смысловые связи в тексте в процессе его восприятия. Этот механизм обеспечивает мыслительный анализ как содержательной стороны речи (в первую очередь), так и ее структурной организации и языкового оформления. Реализуется механизм осмысления через аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга – на основе задействования всех основных умственных действий и операций (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, анализ и синтез) (Елухина 1996).
Осмыслению в первую очередь подлежит предмет речи (отображаемый в речевой деятельности фрагмент, явление, событие окружающей действительности). На основе этого механизма в полной мере осознаются мотивы и цели речевой коммуникации, происходит ориентировка в условиях осуществления речевой деятельности (в частности, комплексный всесторонний анализ ситуации речевого общения). Без задействования этого механизма невозможно осуществить планирование и программирование речевой деятельности (Зимняя 1991). Благодаря работе этого механизма осуществляется также контроль над протеканием речевой деятельности и ее результатами. Существуют различные уровни понимания текста: от отдельных слов – к предложению и целому высказыванию. Можно говорить о понимании содержания (фактической информации) и о понимании смысла, о глубоком и поверхностном понимании, о точности и полноте понимания. Полнота понимания зависит от правильности восприятия (Гальперин 2007).
Понимание тесно связано с осмыслением полученной информации: Что значимо? Что ново? Зачем нужно? Оно может быть в развернутом вербальном виде (во внутренней речи) или в образно эмоциональном плане. Осмысление осуществляет эквивалентные замены путем превращения словесной информации в образную. Оно связано с выделением значимого и предполагает компрессию фраз и отдельных фрагментов текста за счет опущения подробностей и, оставляя в памяти только смысловые вехи, высвобождает ее для приема новой порции информации. Понимание на уровне смысла (осмысление) опирается на понимание формы и содержания и на все предшествующие элементы механизма аудирования (Бим 1988).
Таким образом, аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью. Оно связано с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, которая содержится в устном речевом сообщении. Основными механизмами аудирования являются речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, артикулированние и механизм эквивалентных замен, механизм осмысления, сличения.
3 этапа работы с аудированием
Часто аудирование вызывает сложности даже у студентов высоких уровней. Чаще всего это связано с тем, что в школах на постсоветском пространстве не учили этому навыку. Как же помочь ученику тренировать это умение? Для того, чтобы облегчить жизнь ученику, работу с аудированием принято делить на 3 этапа.
Эти три этапа называются: pre-listening, while-listening и post-listening stages. Давайте рассмотрим подробнее каждый из них и разберемся, почему они важны.
Pre-listening Stage
Когда мы слушаем в реальной жизни, мы обычно имеем какие-то знания по теме. Мы слушаем не просто так, а для получения конкретной информации. Для того, чтобы помочь ученикам с аудиофрагментом, который им предстоит услышать, важно их настроить на правильную тему, помочь им с лексикой, выказать предсказания о предстоящем прослушивании. В этом суть первого этапа.
Как подготовиться к этому этапу преподавателю?
Прослушайте фрагмент заранее и постарайтесь найти для себя ответы на эти вопросы:
What is the situation?
How many people are speaking?
What different accents do you hear?
Do you notice any language that students might find challenging (slang, colloquialisms, advanced level vocabulary)?
Проверьте учебник на наличие картинки связанной с текстом. Если таковой нет, подберите что-то интересное.
В классе
Обратите внимание учеников на картинку из учебника, или ту, которую подобрали вы. Задайте им вопросы по картинке, которые помогут им постараться предугадать, о чем аудиофрагмент. Для этих же целей можно использовать название аудио, или описание аудиофрагмента в учебнике.
Подумайте, о чем может быть аудиофрагмент. На этом этапе нет правильных ответов. Принимайте все предложения учеников, записывайте их на доску (в онлайн классе, записывайте идеи в чат или на online whiteboard).
Изучите лексику из аудио, неизвестную студентам. Выбирайте только те слова, которые реально помогут ученикам понять текст, не нужно брать все неизвестные слова.
Задания помогут ученикам подготовиться к прослушиванию. На данном этапе необходимо заинтересовать студента темой аудирования, мотивировать ученика на прослушивание аудиофрагмента, помочь с незнакомой лексикой важной для понимания фрагмента, а также прибегнуть к опыту студентов в этой теме. Данный вид работы предполагает много говорения со стороны студента, что делает процесс более коммуникативным.
While-listening Stage
Это непосредственная работа с аудиозаписью. Здесь должно быть минимум два прослушивания аудиофрагмента с разными целями. Слушаем мы в реальной жизни с разными целями. Работая с аудированием на уроке, наша цель научить студентов слушать с разными целями на английском языке.
Основные виды заданий на аудирование
Listening for gist – обычно это задание для первого прослушивания. Оно предполагает понимание учениками аудио в общем. Как правило, в этом типе задания мы просим учеников услышать конкретную информацию, необходимую для понимания общего смысла. Ученикам не обязательно понимать каждое слово. Цель задания – проверка предсказаний учеников на счет содержания аудиофрагмента, а также выяснение каких-то общих моментов.
Например, учеников могут попросить прослушать текст и проверить, правы они были или нет, когда предположили, что аудио будет на определенную тему. Другой пример, когда ученики слушают текст о подростке, рассуждающем о проблеме в школе. И ученикам необходимо услышать только в общем, в чем проблема подростка. Остальная информация не важна. Сюда же можно отнести вопросы, которые вы задавали себе выше, например, сколько человек говорят и кто они, о чем они в общем говорят.
Listening for specific information (scanning) – обычно это задание для второго прослушивания, иногда бывает для первого. Целью данного вида задания является научить учеников слышать в аудио фактическую очень конкретную информацию (дату, имя, номер рейса, название места, количество чего-то и т.д.). Когда у учеников стоит такая цель, важно ознакомить их с заданием заранее и удостовериться в том, что они понимают, что им необходимо услышать. Для выполнения данного вида задания опять же не нужно понимать каждое слово в аудиофрагменте и обращать внимание на детали. Этот вид задания помогает ученикам научиться выбирать основное из аудио, фокусироваться на фактической информации.
Listening for details – обычно это последний этап работы с аудированием. Учащиеся слушают аудио более детально, выбирая из текста конкретную информацию. Отличие от предыдущего вида аудирования заключается в том, что в данном случае мы слушаем для понимания деталей на уровне предложений, а в предыдущем случае – на уровне понимания слов, цифр и т.д. Обычно это задания T/F, ответы на список вопросов.
При работе непосредственно с аудиозаписью важно давать студентам возможность ознакомиться с заданием заранее, разобрать все вопросы перед прослушиванием. Немаловажно, чтобы ученики понимали цель прослушивания текста. Если построить работу с аудиозаписью постепенно, слушая с разными целями, это облегчит ученикам задачу и поможет им перестать боятся аудирования.
Post-Listening Stage
Это последний этап работы с аудированием. Он заключается в том, чтобы вывести в речь и обсудить все вопросы, касающиеся аудиофрагмента. Как правило это задание на говорение – обсуждение темы аудирования, выражение мнений, role-play по примеру аудирования. На этом этапе можно поработать со скриптом, разобрать больше лексики, а также использовать части скрипта для презентации нового грамматического материала.
Данный этап очень важен для того, чтобы дать ученикам шанс закрепить выученное через аудирование в речи. Как правило, это тренировка в речи новой лексики и грамматики из аудиофрагмента, а также обучение выражению мнения по теме с использованием target language.