Аудиоскрининг новорожденных не прошли на одно ухо что делать
Ребенок не прошел аудиоскрининг, что делать
Всем новорожденным детям на 3-5 день жизни обязательно делают аудиологический скрининг – регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ). Аудиоскрининг — это очень простой и безболезненный тест, занимающий не более 5-ти минут. В ухо малыша вставляют датчик, который подает определенные сигналы, а неповрежденные клетки внутреннего уха, в свою очередь, генерируют ответный стимул, который и называется отоакустической эмиссией. Этот тест позволяет определить, есть ли какая-то патология в системе слуха, но не позволяет уточнить, какая именно.
К сожалению, так случается, что ребенок может родиться с нарушением слуха. Причины для этого могут быть различными. Вне зависимости от этого дальнейшая тактика обследования и реабилитации должна быть следующей:
Принципы раннего вмешательства
• Не позднее 1-го месяца надо выполнить аудиоскрининг слуха (ОАЭ);
• Не позднее 2-х месяцев нужно выполнить углубленное обследование слуха (КСВП);
• Коррекцию слуха необходимо начинать не позднее 4-6 месяцев.
Причин для отрицательного результата скрининга слуха у новорожденных может быть несколько:
• Наличие жидкости в барабанной полости (околоплодные воды, отит);
• Наличие серы в наружном слуховом проходе;
• Неидеальные условия обследования (метод очень чувствителен к шуму);
• Наличие стойкого снижения слуха (тугоухость).
Если ребенок не прошел аудиоскрининг, что нужно делать
1. Запишитесь на прием к врачу-сурдологу через 1 месяц после рождения. На приеме врач-сурдолог выполнит:
Это необходимо сделать, даже если тест не пройден всего с одной стороны.
2. Если обнаружена какая-то патология, запишитесь на КСВП в возрасте 2-х месяцев. Если ребенок родился раньше срока, обследование необходимо провести не ранее, чем он достигнет возраста 8 корректированных недель (40 полных недель гестации + 8 недель). Это очень важно для исключения отложенного созревания системы слуха.
3. Если было обнаружено отклонение от нормы, необходимо выполнить повторную регистрацию КСВП в возрасте 4 месяцев. Дальнейший план реабилитации будет разработан в зависимости от результатов обследования. Если слух малыша улучшился, потребуется дальнейшее динамическое наблюдение. Если же пороги слуха остались неизменными, мы изготовим малышу индивидуальные ушные вкладыши, и начнем путь к хорошему слуху, используя современные детские слуховые технологии.
Отдельно следуют упомянуть сложную комплексную патологию системы слуха – расстройство спектра аудиторных нейропатий. При этой патологии тест ОАЭ может быть пройден, однако ребенок будет нуждаться в дальнейшем обследовании и его слух, скорее всего, необходимо будет корректировать. Детям, имеющим факторы риска развития аудиторной нейропатии, регистрацию КСВП необходимо выполнять, даже если ОАЭ пройдена с обеих сторон.
Головоломка для сурдолога. Сложности диагностики слуха у детей раннего возраста
Автор: Редакция Мастерслух
Что делать родителям, если те только подозревают, что со слухом у ребенка какие-то проблемы? И и как быть, когда они даже не догадываются об этом. История малыша из Самары. Рассказывает главный врач медцентра «МастерСлух-Самара», сурдолог-оториноларинголог Ирина Платонова.
Почему ребенок грустный? Может, он просто не слышит?
Чтобы проверить слух и подобрать оптимальную коррекцию взрослым пациентам, нужно сильно постараться – это дело не одной консультации. В разы сложнее с маленькими детьми, которые и говорить не умеют, и в принципе не понимают: как это – хорошо слышать. Тяжело приходится родителям, особенно если они не хотят верить, что с их малышом что-то не так, поддаются эмоциям. Зачастую, взрослые обращаются с ребенком к специалистам в надежде исправить задержку речевого развития, и в принципе не согласны с диагнозом «тугоухость».
Но все поправимо! История малыша из Самары это подтверждает.
Его семья пришла к нам, в «МастерСлух», в 2018 году, когда мальчику был год и 11 месяцев. В анамнезе: тяжелая беременность у мамы, недоношенность при рождении, сразу после – ИВЛ, после выписки – наблюдение у невролога. В 3 месяца малышу поставили предварительный диагноз «нейросенсорная тугоухость». Неоднократно в разных местах проводились исследования КСВП и ASSR. Пороги соответствовали 4 степени потери слуха. Все специалисты рекомендовали оформить инвалидность и использовать сверхмощные слуховые аппараты на оба уха.
Но родители были убеждены: это ошибка, малыш слышит.
На осмотре вместе с сурдопедагогом мы обнаружили, что мальчик ограниченно понимает обращенную к нему речь и говорит менее 10 лепетных слов. Шепот различает с полуметра, голос и погремушку – с шести, может определять источник звука.
По результатам комплекса объективных исследований с использованием диагностического оборудования была обнаружена слуховая нейропатия – частное проявление нейросенсорной потери слуха. При этом заболевании бывает трудно определить пороги слуха для настройки слуховых аппаратов.
Диагностика была повторена 3 раза для исключения ошибки.
Наконец, с согласия мамы и папы, ребенку примерили слуховые аппараты, и… у маленького пациента начало меняться поведение! Он стал спокойнее. Все команды, подаваемые голосом разговорной громкости, он выполнял, не читая с губ (как это было раньше и что вводило родителей в заблуждение относительно нормального слуха малыша). Когда аппараты сняли и предложили надеть их вновь, мальчик охотно согласился, стал показать на ушки, видимо, ему понравилось.
Родители, ожидавшие, что тест с аппаратами вызовет негодование, как это было бы у нормально слышащего малыша, удивились. И перестали убеждать себя в том, что у их ребенка нормальный слух. И тогда дело сдвинулось с мертвой точки. Взрослые согласились на использование аппаратов средней мощности с настройкой на 2-3 степень снижения слуха и обязательные занятия с сурдопедагогом.
Недавно, мы вновь общались с этой семьей на плановом осмотре. Все время ребенок охотно пользуется слуховыми аппаратами. Мальчик очень активный, живо вступает в контакт, выполняет условно-двигательную реакцию на звуки. Без слуховых аппаратов шепотную речь не слышит, разговорную, обычным спокойным, голосом различает с расстояния 5 метров, но при повторном предъявлении. С аппаратами же результаты такие: шепот с 5-6 метров, разговорная речь – с 5-6 метров с первого предъявления.
Во время консультации мальчик постоянно перебивал папу, и тот даже попросил его помолчать, но потом осекся. Все мы в этот момент вспомнили, как 2 года назад искали у ребенка задержку речевого развития. А сегодня родители счастливы, что он тараторит не умолкая, ходит в простой детский сад и собирается в обычную, не коррекционную, школу. Это лучшая похвала нашей работе. Удачи тебе, малыш!
Подобные вышеописанным противоречия в оценке степени снижения слуха и диагностике – не редкость. Неудивительно, что родители, которые вообще не хотят верить в проблему, теряются. Поэтому совет такой: доверяйте врачам, но всегда проверяйте диагноз, если в чем-то сомневаетесь. Но только не полагайтесь исключительно на собственные эмоции и ощущения. Вы можете выдавать желаемое за действительное.
Нейросенсорная тугоухость, несмотря на доскональное изучение проблемы и тонны описаний медицинского характера, – очень многогранное заболевание.
Особенно важны в диагностике и коррекции у маленьких детей навыки и опыт сурдопедагога. Он в паре с сурдологом определяет правильную тактику ведения таких пациентов. И тогда все у них обязательно будет хорошо, как и у малыша из Самары.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих
«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →
«Чтобы лучше слышать тебя, внученька». Три лайфхака, которые помогут убедить пожилого члена семьи носить слуховой аппарат
Заставлять никогда никого нельзя. Но попытаться кое-что сделать можно… Читать далее →
Слуховые аппараты и музыка… совместимы
Современные высокотехнологичные устройства позволяют наслаждаться любимыми мелодиями и песнями. При соблюдении некоторых условий, конечно. Читать далее →
Что делать, если ребенок не прошел аудиологический скрининг?
Сегодня любому новорожденному ребенку проверяют слух. Это обязательное тестирование должно затронуть каждого, ведь тугоухость встречается достаточно часто – 1-3 случая на 1000 родившихся (в развитых странах). Подавляющее большинство нарушений слуха успешно реабилитируются или лечатся, но критическим фактором для успеха являются сроки выявления. Чем раньше нашелся малыш с тугоухостью, тем эффективнее будет помощь. Поэтому в большинстве стран существует программа аудиологического скрининга.
По регионам России есть отличия в регламенте исследований слуха у новорожденных, но они незначительны, и я буду описывать общую схему.
Еще до проведения каких-либо тестов родившийся ребенок относится к одной из двух групп: с факторами риска по тугоухости и без них. К первой относятся глубоко недоношенные дети, малыши, пострадавшие от асфиксии, имеющие родственников с нарушениями слуха, перенесшие внутричерепную родовую травму или другие состояния, которые могут привести к тугоухости. Отметка о наличии факторов риска по тугоухости и глухоте делается в медицинской документации, которую родители получают при выписке из родильного дома.
В России обеим группам в родильном доме или поликлинике по месту жительства выполняется тест, который называется – регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ). При этом родители могут встретиться с различными аббревиатурами этого теста – ЗВОАЭ, ЭЧПИ, DPOAE и др.
Если у ребенка без рисков нарушения слуха ОАЭ регистрируется («ПРОШЕЛ»), то дальше его не обследуют, считают, что слух абсолютно нормальный. Дети же из группы риска вне зависимости от результатов теста направляются к сурдологу для дальнейшего обследования, туда же отправляются дети, у которых ОАЭ не зарегистрирована («НЕ ПРОШЕЛ»).
В идеале аудиологический скрининг должен выполнятся на 2-3 день рождения в родильном доме. Если же по каким-то причинам этого не произошло, то он делается в сроки от 14 дней до 1 месяца жизни в поликлинике по месту жительства или в другом медицинском учреждении. Обследование у сурдолога должно закончится до 3-6 месячного возраста ребенка.
Почему ребенок может не пройти аудиологический скрининг?
Каждый метод исследования обладает чувствительностью и специфичностью. У регистрации ОАЭ очень высокая специфичность – до 98,8% (Jaleh Yousefi, Mohammad Ajalloueyan, 2013), т.е. если ребенок проходит этот тест, то в 98,8% случаев у него нет нарушений слуха. При этом нужно понимать, что некоторые патологии работы слухового анализатора при помощи его не выявить (например, слуховая нейропатия).
С чувствительностью у ОАЭ дело обстоит не так хорошо – до 66,7% (Jaleh Yousefi, Mohammad Ajalloueyan, 2013), т.е. если малыш не прошел тест, то это всего лишь в 66,7% случаев означает проблему, а в 33,3% окажется, что все со слухом хорошо.
Несмотря на такую статистику в случае, если ребенок не прошел аудиологический скрининг необходимо обращение к специалисту – врачу сурдологу-оториноларингологу. Как правило, нужно обратится к педиатру, семейному врачу, оториноларингологу для получения направления.
Причины не прохождения аудиологического скрининга могут быть вполне безобидными или легко/относительно легко излечимыми:
Но могут быть и серьезные причины результата «НЕ ПРОШЕЛ» при проведении аудиологического скрининга:
Для выявления причины, по которой ОАЭ не регистрируется, в распоряжении сурдолога есть множество методов исследования – тимпанометрия, КСВП, ASSR, регистрация акустического рефлекса, КТ, МРТ и т.д.
Аудиологический скрининг в корне изменил ситуацию с выявляемостью нарушений слуха в детском возрасте. Я имел возможность работать в этой системе и без нее. После введения скрининга мы начали «находить» детей, которым требуется помощь намного раньше. Но надо понимать, что это колоссальная работа. В России по состоянию на 3-4 года назад обеспеченность сурдологами была менее 30%, сейчас ситуация вряд ли намного лучше. Этот дефицит и проблемы в первичном звене приводят к тому, что в реальности система работает не так, как хотелось бы. Но дорогу осилит идущий!
Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Нарушения слуха различной степени тяжести диагностируют у 0,1-0,3% новорожденных. Негативные факторы могут повреждать структуры уха, головной мозг малыша во время беременности, в родах или уже после рождения. Вероятность глухоты или тугоухости выше у детей, что родились раньше срока, длительно находились в отделении интенсивной терапии. Проверка слуха у новорожденных проводится в первые несколько дней жизни и позволяет оценить, нуждается ли ребенок в помощи или наблюдении у отоларинголога.
Как проверяют слух у новорожденных
Нарушения слуха, которые выявляются в периоде новорожденности, чаще связаны:
Для диагностики нарушений слуха применяют субъективные и объективные методики. Субъективные связаны с получением от ребенка ответа, как он слышит, понимает звуки и до определенного возраста технически недоступны. Объективное исследование основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком.
Первая проверка проводится в условиях роддома. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальные методы диагностики. Результат заносится в медицинскую документацию, которую выдают родителям при выписке. Если в медицинском учреждении не было возможности провести обследование, его не стоит откладывать на более поздний срок. При первом посещении педиатра на дому можно уточнить, как проверить слух у новорожденного, если процедура по каким-то причинам не была проведена в условиях роддома.
Для чего врачи так «спешат»? Слух обеспечивает связь ребенка с внешним миром, воспитание в «звучащей» среде формирует нейронные связи. Особенно это важно для детей с поражениями головного мозга вследствие осложнений беременности, родов. В первые годы жизни компенсаторные способности нервных клеток наиболее высоки, раннее обращение за помощью — шанс на своевременную реабилитацию.
К сожалению, нарушения слуха невозможно «перерасти», отсутствие своевременной реабилитации приводит к нарушениям в психическом развитии — страдает речь, интеллект, эмоциональная сфера.
Что такое аудиологический скрининг
Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:
К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.
Обследование включает в себя:
Метод ОАЭ, или как его называют, проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом, рекомендуют проводить не ранее 4 дня от момента рождения: в более раннем возрасте у ряда малышей эмиссия не регистрируется. Во время исследования в ухо ребенка поступает звуковой сигнал. В норме он проводится в среднее ухо, внутреннее ухо, затем возвращается обратно и регистрируется в наружном слуховом проходе с определенной задержкой от времени подачи. Возвращенный сигнал очень слаб, чтобы уловить его, используют высокочувствительный микрофон.
Проверка слуха у детей раннего возраста
После выписки из роддома родители наблюдают за малышом и оценивают, как он начинает реагировать на звуки, речь, пытается «говорить» сам. Состояние слуха до 1 года оценивают с помощью безусловно-рефлекторных методик, которые описывают изменение поведения малыша в ответ на звук: реакция вздрагивания, испуга, широкое раскрытие глаз, расширение зрачков, поворот головы в направлении источника звука, движения конечностей, изменение частоты дыхания, сердцебиения. Родители должны обратиться к врачу, если замечают хотя бы один пункт из списка:
Такие особенности в развитии могут сопровождать ребенка с рождения — самостоятельно, в сочетании с другой патологией или же возникают внезапно после травмы, инфекционного заболевания, приема препаратов.
При подозрении на ухудшение слуха родители могут провести тесты с крупой, помещенной в герметичные емкости (например, от шоколадного яйца). Одну из них оставляют пустой, в другие насыпают манку, гречку, горох и последовательно потряхивают ими на расстоянии до 20 см от уха, оценивая реакцию малыша. От размера крупинок зависит громкость звука. Пустая емкость используется для контроля. При отсутствии реакции на звук следует немедленно обратиться к отоларингологу.
Проверка слуха у детей до 3 лет врачом включает в себя сбор анамнестических сведений (наследственность, перенесенные заболевания, прием препаратов), осмотр наружного уха, тимпанометрию с использованием высокочастотного зонда. Поведенческие методы недостоверны, так как ребенок еще не в состоянии усваивать инструкции и сохранять произвольное внимание продолжительное время.
Даже незначительное снижение слуха нарушает развитие ребенка и может привести к его социальной изоляции. Своевременно обследование поможет вовремя обнаружить заболевание и оказать квалифицированную помощь.
Кречетов Владимир Васильевич
Специалист по слуху «Аудионика». Сертификат об обучении в Москве у ведущих сурдоакустиков компании WIDEX
Как подготовить ребенка к обследованию слуха
Подготовка детей к проверке слуха отличается в зависимости от возраста ребенка и планируемого метода обследования.
Как правильно подготовить ребенка к КСВП
КСВП — это самый сложный, но очень важный метод проверки детского слуха, к которому обязательно нужно правильно подготовиться.
Исследование проводится только во сне! Во время обследования через электроды, прикрепленные к голове ребенка, мы оцениваем реакцию ствола головного мозга в ответ на звуковые стимулы. Поэтому так важно, чтобы вся другая активность мозга была минимальной. Если малыш не будет спать – активность коры головного мозга будет маскировать ответы на звук, и исследование просто не будет выполнено.
Подготовьте вашего ребенка:
1. Посетите ЛОР-врача и удалите серные пробки из ушей ребенка.
2. Запишитесь на КСВП на время обычного дневного сна вашего малыша.
3. Накануне положите его спать попозже, а в день исследования поднимите немного раньше обычного.
4. Следите, чтобы малыш не заснул по пути в Центр! Даже 5 минут сна в машине порой достаточно для того, чтобы на исследовании ребенок уже не заснул.
5. Возьмите с собой еду, одеяльце, любимую игрушку вашего малыша – чтобы засыпать ему было комфортнее.
«Просто полежать с закрытыми глазами» не получится, если вы хотите получить достоверные результаты. Приложите максимальные усилия для того, чтобы ваш ребенок спал во время процедуры. На обследование мы отводим 2 часа, из которых процесс регистрации будет длиться минут 40.
Правила подготовки к отоакустической эмиссии
Этот метод исследования не требует сна, но он очень чувствителен к окружающим шумам. ОАЭ выполняется быстро (до 2-х минут) при условии тишины (то есть, если малыш не плачет).
Поэтому детей младшего возраста тоже лучше обследовать во сне (но здесь это необязательное условие), а со старшими лучше поговорить и рассказать, что будет происходить в кабинете врача. Можно использовать мобильный телефон (без звука) или любимую игрушку ребенка, чтобы отвлечь его внимание во время теста. Серы в ушах также быть не должно, поэтому накануне лучше посетить ЛОРа и убедиться, что слуховые проходы свободны от серы
Правила подготовки ребенка к тимпанометрии и импедансометрии
Для выполнения тимпанометрии специальной подготовки не нужно. Исследование быстрое, безболезненное и не требует сна, однако качество результатов зависит от правильного расположения тестового зонда в ухе.
Поэтому детям старшего возраста лучше рассказать, что доктор поставит в ухо датчик, который немного погудит, но доставать его из уха не нужно, а просто тихонько посидеть и послушать. Чтобы отвлечь внимание ребенка, пригодятся также мобильный телефон и любимые игрушки.
Сера также может повлиять на результаты исследования, поэтому накануне лучше посетить ЛОР-врача и удалить серные пробки, если они есть.
Подготовка к исследованию методом аудиометрии
Специальной подготовки дома этот метод не требует. Но исследование требует активного участия самого ребенка, поэтому уверенно его выполняют дети с возраста 5-6 лет. Четырехлетним малышам тоже можно выполнить аудиометрию, как правило, после соответствующего обучения. Это значит, что вам нужно будет посетить врача несколько раз, как правило, это 3-4 еженедельных сеанса, во время которых доктор будет обучать вашего малыша этому методу обследования. До четырехлетнего возраста достоверно выполнить аудиометрию возможно, если ребенок занимается с сурдопедагогом и у него сформирована УДР (Условный двигательный рефлекс).