Афинская политика аристотеля о чем
Афинская политика Аристотеля
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.05.2019 |
Размер файла | 17,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Афинская политика Аристотеля
Шубич Максим Сергеевич
В данной работе рассматривается понятие политология; происхождение и создание Афинской политики, а так же её суть.
Ключевые слова: ПОЛИТИЯ, АРИСТОТЕЛЬ, ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, АРИСТОТЕЛЕВ КОРПУС.
«Афинская государственность» или «Афинская государственная система» была найдена в Египте в конце прошлого века. Что такое сочинение Аристотеля существовало в древности, было и до этого открытия известно ученому миру. Были также фрагменты этой работы, сохранившиеся в цитатах из разных древних писателей.
Время написания этого трактата, основанного на упоминании некоторых исторических фактов в нем, является довольно точным: оно может быть написано только между 329 и 328 годами до нашей эры. е.
Трактат, начало которого потеряно, содержит историю афинских институтов от восстания Килона (около 630 г. до н.э.). до конца пятого века до нашей эры заканчивая депонированием «Тридцати тиранов» и восстановлением демократии в 403 году (главы 1-4), а затем описанием афинской политической системы, как это было во времена автора, в четвертом веке (глава 42 до конец). Таким образом, содержание трактата распадается на две части: историческую и систематическую. В качестве исторической работы это очень важно, поскольку оно основано на изучении большого количества источников различных типов (документов, легенд, литературных и материальных памятников).
Существуют также неточности, двусмысленности и даже прямые недоразумения. Таково, например, описание конституции Дракона (глава 4), что противоречит собственным показаниям Аристотеля в его «Политике». Некоторые другие факты также излагаются не верно.
Аристотель хотел дать своей «афинской политике» идею общей схемы развития афинских государственных институтов и визуально продемонстрировать желание демоса быть независимыми.
Изложение в «Афинской политии» отличается простотой и ясностью, поскольку он предназначен как для академических специалистов, так и для широких кругов. Автор, несомненно, тщательно изучил стиль этой работы, желая упростить её следуя риторическим правилам спикера Исократа.
Только с открытием текста «афинской политии» мы можем судить о ясности и простоте, достигнутых в исторической прозе аттических писателей конца IV века, и в какой степени улучшения, которые были разработаны теоретиками в ней отразились как исократовской, так и перипатетической школы.
Наряду с принципиальным оправданием рабства Аристотель защищает частную собственность, полагая, что с ее разрушением само государство разрушается, и это, как мы видим, по мнению Аристотеля, не является продуктом установления, но обусловлено человеческой природой,
Подчеркивая существенную важность имущественного неравенства, Аристотель рекомендовал смягчить крайность богатства и бедности путем укрепления среднего класса, преобладание которого обеспечивает силу государственной системы.
Попытка Аристотеля описать в «Политии» идеальное государство осталась незавершенной. Цель идеального государства, Аристотель, считала воспитание граждан добродетелями, которые в таком состоянии должны быть собственностью всех граждан. Идеальное государство должно быть ограничено территориально и по количеству граждан, чтобы быть понятным. Он должен располагаться на морском побережье. Среди полных граждан идеального государства Аристотель исключил ремесленников и фермеров. Руководство в идеальном государстве Аристотель присваивало только старшим в роду гражданам, ставя молодое поколение на военную службу.
Как видно из вышеизложенного, в политической доктрине Аристотеля, а также в «Этике» принцип меры или надлежащая середина имеет принцип определяющего начала. У Аристотеля, как и других греческих философоф, политическая доктрина тесно связана с философской. Из политических учений Аристотеля мы можем заключить, что он был чужд идеологии как афинской аристократии, так и политических лидеров афинской демократии: он не относил афинскую демократию к правильным государственным формам. Ближе всего к нему относились интересы средних слоев греческого рабского общества, которые утратили свою значимость в период упадка афинской демократии в IV веке до нашей эры, но, по словам Аристотеля, они составляли основную поддержку греческой государственности.
Основные мысли политико-правового учения Аристотеля
Общие особенности доктрины
Великий философ древней Греции, мыслитель и энциклопедист Аристотель является основоположником логики и политической науки.
Он был рожден в Стагире (Фракия), его отцом был придворный врач македонского царя Аминты III. В возрасте 17 лет Аристотель поступает в академию Платона. Там он сначала обучается, а потом преподает. В общей сложности в стенах этого учебного заведения он проводит около 20 лет.
После того как умер Платон Аристотель странствует по разным местам своей страны. В конце 340-х гг. ему поступило приглашение от македонского царя Филиппа с просьбой стать воспитателем его сына, который в будущем стал Александром Македонским. В возрасте 50 лет Аристотель вернулся в Афины и открыл собственную философскую школу – Ликей (Лицей), в котором преподает до конца жизни.
Аристотеля считают основателем политической науки, так как именно он обозначил ее предмет в качестве государства и его элементов. Им же был определен метод науки (сравнительный метод и эмпирическое наблюдение). Обобщив опыт устройства 158 полисов Греции, ученый сформулировал законы политической науки. Политико-правовое учение Аристотеля было изложено в его трудах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская политика».
Политико-правовое учение не являлось самостоятельной формой знания. Оно представляло собой составную часть его философии, прежде всего, этики. Аристотель отверг наивный идеализм, который рассматривался его учителем Платоном в учении о мире идей и вещей. Он выделил 4 базовых начала мира:
Философ полагал, что любые вещи состоят из материи и формы, при этом первая из них включает «то, из чего состоит вещь». Материя имеет пассивный, безжизненный характер, она не может ничего породить самостоятельно. Сущность вещи и источник ее существования в качестве отдельной вещи представлен формой (идеей). Материя способна приобретать завершенный вид только с помощью целесообразности, которая действует в природе.
Опираясь на данную теоретическую предпосылку, Аристотель определял государство в качестве «формы общежития граждан, которые пользуются известным политическим устройством». Целью государства он считал не только выполнение экономических и правовых функций, непозволение людям учинять в отношении друг друга несправедливость и помощь в удовлетворении своих материальных потребностей, но и счастливую жизнь. Он полагал, что целью «человеческого общежития» является не просто то, чтобы жить, а гораздо более то, чтобы жить счастливо». Важное условие счастья заключается в наличии человеке добродетелей, включая мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность. Они «не даны от природы», а представляют собой приобретенные свойства души. Аристотель связывал учение о политике с этикой в качестве науки о душе. Эо давало возможность отличать человека от животных.
Понятие политической доктрины Аристотеля
Политическая доктрина Аристотеля — это целостное учение о политике, включая ее содержание и назначение в обществе. Он определял политику в качестве области объединения всех граждан в сообщество в качестве цивилизованной формы общности. Их цель состояла не в благе одного человека, а в народном и государственном благе.
Обосновывая суть политики, Аристотель брал за основу природу человека. Он считал человека «по природе своей существом политическим». Это значило, что он, во-первых, наделен от природы желанием общаться, жить с кем-то. Во-вторых, «от других животных его отличает то, что он обладает сознанием о добре и зле, о справедливости и ее отсутствии». Аристотель рассматривал справедливость в качестве общего блага, достижению которого и должна помогать политика, так как это ее главная цель.
Политику необходимо учитывать испорченность человеческой природы, поскольку он подвержен страстям и порокам. Аристотель отмечал, что «без добродетели человек может стать самым нечестивым и диким существом, а в отношении к половому наслаждению и пище он в этом случае хуже, чем любое животное». Именно поэтому политики не должны ставить своей целью воспитание нравственно-совершенных граждан. Достаточным является то, что все граждане обладают добродетелью гражданина, что представлено умением повиноваться закону и власти.
Реализация потребности в общении и воспитании гражданской добродетели происходит в рамках государства, служащему «общему благу». Оно представляет собой высшую форму человеческого общежития. Как и «совершеннейшая форма жизни», для государства характерно определенное политическое устройство, которое Аристотель рассматривал в качестве «порядка, лежащего в основе распределения государственных властей». Политическое устройство состоит из:
Государство состоит из граждан, являющихся его основными элементами. Граждане это те, кто принимает участие в суде, в управлении. По Аристотелю они несут военную службу и служат богам. По этой причине в число граждан в то время не включали рабов и варваров, не развитых духовно и не способных к политическому общению.
Воззрения Аристотеля отличались от позиции Платона. Первый относил к возникновению государства положение, что оно является продуктом естественного развития. Человек — политическое существо, он формирует для общения соответствующие формы совместной жизни.
Первая форма такого общежития представлена семьей, где существовали отношения 3 типов:
По мере того, как растут потребности и совершенствуется обмен несколько семей формируют селение. Несколько селений составляют государство. Можно сказать, что Аристотель перенес отношения патриархальной семьи на государство. Он определял государственную власть как продолжение власти главы. На этой основе была создана патриархальная теория государства.
Аристотель осуществил не только описание существующего государственного устройства, но и попытался найти самую совершенную форму, поскольку только она выступает «средой счастливой жизни».
Особенности политической доктрины
В трактате «Политика» Аристотель произвел классификацию форм государства по нескольким составляющим:
По первым двум критериям можно выделить 3 правильные формы:
Существуют и 3 неправильные формы:
Неправильные формы не служат общему благу и противостоят правильным формам государства. Аристотель резко осуждал тиранию, так как «тираническая власть не соответствует природе человека». Поэтому он оправдывал убийство тирана: «Чести больше не тому, кто убивает вора, а тому, кто убивает тирана». Аристотель отрицательно относился к олигархии, которая, с его позиции, представляла правление, служащее частным интересам богатого меньшинства. Из совокупности неправильных форм он отдавал предпочтение умеренной (цензовой) демократии, в которой верховная власть принадлежала не демосу, а закону.
Третий критерий привел всю совокупность форм правления к двум: олигархия (власть принадлежит богатым) и демократия (власть принадлежит неимущим). Аристотель сформулировал различия этих 2 форм. Он считал, что демократия представляет собой такой строй, при котором большинство свободных и неимущих обладают верховной властью. Олигархия же представлена таким строем, в котором власть находится в руках благородных и богатых людей, которые составляют меньшинство.
Аристотель полагал, что государство представляет собой самую совершенную форму жизни. Оно предназначено для службы общему благу, являясь воплощением справедливости. Тем не менее, философ не все существующие формы рассматривал в качестве способных в равной степени справедливо распределять блага в соответствии с достоинством людей. Возможность для всякого человека благоденствовать и быть счастливым обеспечивается только правильными формами.
Самой древней и самой божественной формой правления является монархия. Она допускается при действии в государстве превосходнейшего человека, который превосходит всех людей. Он поднимается над законом и является богом между людьми. Таких людей в государстве считали большой редкостью, но если они были, то они «суть вечные цари их», а другим людям «остается только повиноваться».
Более предпочтительной формой является аристократия. Здесь власть находится в руках немногих лиц, которые обладают личным достоинством. Аристократическая форма предусмотрена при наличии 2 условий только там, где народ ценит личное достоинство, при этом оно присуще благородным.
Самая лучшая форма правления представляет собой смешанную форму – политию (республику). Здесь у власти находится средний класс в большинстве. Он наделен воинской добродетелью, общей для всех. По этой причине «республика включает людей, носящих оружие». Достоинство политии представлено тем, что она свободна от недостатков и крайностей. Средний элемент в данной форме преобладает во всем, включая нравы (умеренность), имущество (средний достаток), властвование (средний класс). «Та страна, которая состоит из «средних» людей, будет обладать и максимально лучшим государственным строем».
В отличие от Платона, который описал идеальный строй, возможный лишь в прошлом (золотом веке), Аристотель стал прагматиком. Он основывался на опыте государственного устройства 158 городов (полисов), различая 2 государственные формы: абсолютно наилучшую и реально возможную.
Первая из них представляла собой политическое устройство, которое напоминало аристократию. С позиции нравственности идеальная форма правления характерна для государства, где граждане проявляют стремление к достижению добродетельной жизни, чтобы «жить счастливо». В качестве условий существования идеального государства можно назвать ограниченную территорию и численность граждан. Численность должна быть достаточной для обеспечения себя всем необходимым, территория должна быть обозримой для защиты ее от противников. Аристотель считал, что из числа граждан нужно исключить ремесленников, земледельцев и торговцев, поскольку данный род деятельности не располагает к добродетели (по мнению философа гражданами могут стать только воины и правители).
Все граждане страны должны принимать участие в общественных трапезах, средства на которые поступали из земельного общественного фонда. Философ хотел разделить землю в идеальном государстве на общественную и частную. Общественные земли он желал делить на 2 части. Доходы с первой из них должны идти на покрытие издержек, которые связаны с религиозными жертвоприношениями, со второй доход шел на общественные трапезы.
Но Аристотель, который был прагматиком, понимал, что идеальное государство неосуществимо.
Реально возможна форма правления, обеспечивающая политическую стабильность и надлежащее равенство. Она должна обладать умеренностью, преодолевать крайности и недостатки олигархии и демократии. Также для нее должен быть характерен смешанный характер, который способен соединить их добродетели. Данная форма была названа политией (республикой), в состав признаков которой необходимо включить:
Принцип справедливости состоит в 2 видах:
С помощью равенства по достоинству обеспечивается абсолютное неравенство. Это характерно для олигархии.
Заметим, что Аристотель не разделил непреодолимой преградой правильные и неправильные формы, развивая концепцию круговорота или перехода одной формы в другую. Так, по его мнению, олигархия при подчинении одному лицу может стать тиранией, а при ослаблении демократией. Полития способна переходить в олигархию, а тирания становится демократией, при этом власть царя вырождается в аристократию (политию).
Правовая доктрина философа рассматривается в его труде «Этика». Аристотель вывел право, как и политику и государство, из этики. В качестве объекта политики как области деятельности человека выступают прекрасное и справедливое. Они создаются в стране, которая представлена высшей формой человеческого общения. Именно оно обеспечивает достижение общего блага. Аристотелем общее благо рассматривалось как политическая справедливость. В ходе политического общения свободных и доброжелательных граждан происходит возникновение права, выражающего отношение одного лица к другому. Аристотель отмечал, что люди, которые не находятся в подобных отношениях, не способны иметь в отношении друг друга политическую справедливость. По мнению философа категория справедливость связана с представлениями о государстве, поскольку право служит критерием справедливости и представляет собой регулирующую норму политического общения.
Право Аристотеля обладает политическим характером. Это связано с тем, что человеческие добродетели, включая мудрость, мужество, разумность, умеренность и справедливость, представлены результатом воспитания. Это и есть удел государства и хорошего законодательства, которые побуждают человека к добродетели и прекрасному. Именно поэтому право отсутствует в деспотиях, в отношениях господ и рабов, детей и отцов. В рамках правовой доктрины категория «справедливость» имеет другое толкование, чем в теории политики. Философ отметил, что «понятие «справедливость» означает одновременно законное и равномерное отношение к людям, а несправедливость – противозаконное и неравномерное.
По аналогии с Сократом и Платоном, Аристотель приравнивал закон и право, так как они призваны олицетворять политическую справедливость, которая необходима для обеспечения надлежащего распределения благ, формирующего стабильность и устойчивость страны.
В состав политической справедливости у Аристотеля было включено 2 вида:
Если обратиться к двойственной природе человека в качестве «политического животного», то необходимо разделить по Аристотелю политическое право на 2 вида:
Автор в трактате утверждал, что естественное право везде обладает одинаковым значением и не зависит от признания (непризнания). Условное право изначально могло существовать без значительного различия, но поскольку оно определено, то безразличие прекращается.
Естественное и условное право не тождественны, но включены в состав политики, являясь мерой политической справедливости. Политическая справедливость у Аристотеля проявляется только между свободными и равными гражданами, принадлежащим к одному полису в качестве формы общения.
Аристотель не стал сводить все право к условному, то есть к тому, которое установили люди с помощью закона и всеобщих соглашений. Волеустановленное право представляет собой равную меру, установление которой происходит с целью регулирования отношений людей на основании их взаимного согласия. Данную меру закрепляет закон (писаное право) и обычаи (неписаное право). Аристотель уменьшал правовую силу законов, которые принимало народное собрание. Он считал демократию неправильной формой, увеличивая значение законов, которые были основаны на обычаях, как более справедливых. Тем не менее, любой закон должен вступать в соответствие с требованиями политической справедливости. Лишь правильные формы государства обладают правовым характером, так как они могут обеспечивать возможность достижения всеобщего блага.
Естественное право представляет собой систему общих представлений и требований, максимально полно отражающих природную склонность человека общаться, проживать совместно для достижения счастливой жизни. Для счастья каждого свободного гражданина необходимо наличие своего, надлежащего ему. Для этого важна равная мера за равное. Предписания этого характера нигде не были доказаны специально. Их формирование происходит в соответствии с политической природой человека, а их действию подчинена семья, отношения собственности, борьба с варварами и др. Естественное право, таким образом, представляет собой право человеческого разума.
Роль закона в обеспечении стабильного процветания страны Аристотель выразил так: «Кто требует, чтоб закон властвовал, требует. чтобы властвовало божество и разум; а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в свое требование своего рода животный элемент, ибо страстность есть нечто животное, да и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были и наилучшими людьми; напротив, закон – уравновешенный разум».
Аристотель и «Афинская полития»
Некоторые отрывки из « Афинской политии » стали известны уже ранее, но по другому папирусу, привезенному из Египта в Берлин в 1880 г. В этих обрывках тогда еще ученые угадали части из сочинения Аристотеля. А позднее, через несколько лет после открытия лондонского папируса, были привезены в Англию еще 10 незначительных фрагментов, из которых один помог разобрать начало главы 64.
Тотчас же после открытия нашего трактата началась длительная работа ученых над прочтением текста и над его изучением. Первый издатель его, английский ученый Кенион, с большим мастерством проделал основную работу и выпустил сам несколько изданий. Но все-таки во многих местах папирус сильно пострадал, в нем оказались пробелы вследствие разрушения самого папируса или от того, что буквы стерлись, или от с. 134 неразборчивости почерка и т. д. Особенно пострадал последний лист папируса — главы 64— 69. Но соединенными усилиями многих ученых удалось в настоящее время установить текст с большой определенностью. Даже последние главы, которые в первых изданиях оставались совершенно бессвязными, теперь настолько разобраны, что в них за исключением конца 67 и начала 68 глав получился вполне связный четкий текст.
Так как в лондонском папирусе нет начальной части сочинения и нет ни названия сочинения, ни имени автора, то при изучении возникал чрезвычайно важный вопрос об установлении того и другого. Выяснению этого помогло сличение цитат, сохраненных у разных позднейших авторов, с текстом нашего трактата. Эти цитаты (всего 91), сопровождаемые именем Аристотеля (84) или названием сочинения (54), или как свидетельства авторитетного источника, дали возможность отожествить новооткрытый текст со знаменитым сочинением Аристотеля.
Открытие трактата Аристотеля составляет целую эпоху в изучении греческой, особенно афинской, истории. Это — единственное сочинение, дающее цельную картину политической истории Афин, начиная от времени, непосредственно предшествовавшего законодательству Солона, — поскольку начальная часть сочинения, посвященная более ранней эпохе, в рукописи не сохранилась, — до конца V в. и полную систему афинского строя с. 135 во времена самого Аристотеля (IV в. до н. э.). Даже у Фукидида при всей глубине его научного мировоззрения и при захватывающем интересе его исторических картин внимание сосредоточено главным образом на событиях очень небольшого промежутка времени (20 лет) и по преимуществу на военных событиях. Вполне понятно поэтому, что « Государственное устройство афинян » вызвало величайший интерес ученого мира и породило громадную литературу, в которой значительное место принадлежит трудам русских ученых.
Не меньшее значение имеет и вторая часть, содержащая систематическое изложение государственного порядка в Афинах IV в.: вопрос о гражданских правах, о работе Народного Собрания и Совета, о коллегии архонтов и круге их деятельности, о должностях, замещаемых по жребию и по выборам, об оплате должностей и, наконец, о порядке судопроизводства. Все это представляет в готовом виде целую систему; а прежде ученым приходилось восстанавливать ее по отрывочным сведениям из разных писателей. В этом опять-таки значение нашего трактата.
Помимо упоминания отдельных документов, в некоторых случаях Аристотель цитирует их в сокращенном виде. Таково постановление 411 г. об избрании комиссии Тридцати для написания олигархической конституции. Автор приводит точно с соблюдением тех формул, которые обычно наблюдаются в подлинных надписях этого времени, содержание основного предложения, внесенного Пифодором, и дополнения к нему, сделанного Клитофонтом (гл. 29).
Подобным же образом приводится в кратком изложении содержание проектов олигархической конституции как для постоянного действия на будущее время (гл. 30), так и предварительного, временного (гл. 31). Наконец, большой интерес представляет с. 138 изложение договора, заключенного между враждующими партиями после низвержения власти Тридцати в 403 г. (гл. 39). Прибавим к этому, что Аристотель любит хронологическую точность и очень часто (не менее 25 раз) датирует события именами архонтов.
Подобное же значение имеет у Аристотеля пользование вещественными памятниками. Он упоминает, например, поставленные в так называемом « царском портике » « кирбы » с текстом Солоновых законов (гл. 7, 1), цитирует надпись на памятнике, находившемся на Акрополе (гл. 7, 4), упоминает и монеты досолоновского времени (гл. 10, 2). Наряду с этим он цитирует и литературные памятники, как например так называемые « сколии » — в честь Кедона (гл. 19) и в память борцов против тирании, погибших при Липсидрии (гл. 20). Но особенную ценность в трактате имеют приводимые автором цитаты из стихотворений Солона (гл. 5 и 12). Эти цитаты дают основание предполагать, что и в других местах рассказа автор пользуется этим материалом, если даже прямо его и не называет.
Для характеристики методов Аристотеля любопытно обратить внимание на приемы реконструкции исторического прошлого, особенно ранней поры. Он пользуется этимологическим истолкованием терминов, например « пелаты » и « гектеморы » (шестидольники) (гл. 2). Таковы же его рассуждения о порядке возникновения отдельных должностей архонтов и о их размещении по учреждениям (гл. 3). Сюда же надо отнести и обратные заключения от существующих бытовых пережитков: « Басилевс заседал в так называемом Буколии близ Пританея (доказательство: еще и теперь там происходит соединение и брак жены царя с Дионисом) » (гл. 3, 5). Текст присяги архонтов с упоминанием имени Акаста дает основание заключать, что при Акасте и установлен этот порядок (гл. 3, 3) и т. д. Что должность первого архонта установлена последнею, это доказывается тем, что она не имеет никаких основных, « отчих » обязанностей (гл. 3, 3). О том, что класс фетов не имел доступа ни к каким должностям, Аристотель подтверждает наблюдениями из своего времени: « Поэтому и теперь, когда председательствующий спросит у человека, который хочет избираться по жребию на какую-нибудь должность, к какому классу он принадлежит, никто не скажет, что к фетам » (гл. 7, 4). Из того, что после изгнания тиранов был произведен пересмотр гражданских списков, следует заключить, что за время их правления многие незаконным образом проникли в среду граждан (гл. 13, 5). Закон об избрании с. 139 казначеев только из класса пентакосиомедимнов, который существует при Аристотеле, дает ему основание заключать, что это был общий принцип избрания по цензу при Солоне (гл. 8, 1, ср. 47, 1). Определяя ценз всадников, как класса граждан, которые имеют средства, чтобы содержать лошадь, Аристотель ссылается и на самое название класса и на памятник Анфемиона, достигшего звания всадника, в знак чего там изображена лошадь (гл. 7, 4).
Наконец, для установления некоторых фактов Аристотель пользуется распространенными поговорками. Например, поговорка « не считаться филами » свидетельствует о прежнем порядке, в котором все основано было на происхождении (гл. 21, 2). Выражение « безоброчное местечко » (гл. 16, 6) подтверждает правильность распространенного рассказа о путешествиях Писистрата по стране.
Но помимо этих историков, известных нам по сохранившимся их произведениям, Аристотель имел в своем распоряжении труды и других историков, например Эфора (IV в.), сочинение которого не сохранилось, но известно нам, поскольку им пользовался Диодор (I в. до н. э.). Некоторые совпадения с ним есть в рассказе о правлении Тридцати (Диодор XIII, 38, 69, 95; XIV, 3— 5, 33).
Наконец, можно думать, что Аристотель пользовался и сочинениями современных ему ораторов — Демосфена и особенно Исократа (ср. Приложение XV). Вообще, надо сказать, что если Аристотель пользовался трудами предшественников, то никогда не повторял их рабски, но, как видно из сличения с сохранившимися сочинениями, выбирал из них то, что находил подходящим, и дополнял материалами из других источников.
К недостаткам сочинения надо отнести преувеличенную оценку сил личности и слабую связь личности с интересами той или другой социальной группы. Так, по его изложению, привлечение жителей из деревень в город и создание демократии являются делом одного Аристида, обещавшего будто бы дать всем заработок в городе (гл. 24). Борьба против Ареопага представляется в виде личной интриги Фемистокла (гл. 25), между тем пребывание последнего в Афинах в 462 г. оказывается хронологически совершенно невозможным (изгнан в 471 г.). Введение Периклом платы судьям объясняется личным соперничеством его с Кимоном (гл. 27). Встречаются иногда и анекдоты, как, например, о хитрости Фемистокла для низвержения Ареопага (гл. 25), о хитрости Писистрата для возвращения в Афины (гл. 14) и об отнятии им оружия у населения (гл. 15), о встрече его с крестьянином (гл. 16) и т. д.
Прибавим к этому, что и стиль бывает то ровный и гладкий, то отрывистый, как конспект, например в главе 22. Все это показывает некоторую поспешность в обработке сочинения.
В отличие от сочинений других греческих историков мы должны отметить у Аристотеля большой интерес к внутренней истории. Политические симпатии и антипатии Аристотеля выступают достаточно четко и определенно. Он сторонник умеренной республики — « политии » по его терминологии.
К Периклу он не питает симпатии, как к одному из демагогов (27, 1). Личность Фемистокла, организатора флота, совершенно оттесняется на второй план. По Аристотелю, Перикл проводит свою политику государственных раздач из личного честолюбия, подражая аристократу Кимону и борясь с ним его же оружием; при этом Аристотель подчеркивает, что Кимон это делал на свои средства, а Перикл — на государственные и что Перикл действовал по наущению некоего Дамонида (гл. 27, 3— 4). Однако, это не мешает ему признать, что при нем все же дела шли хорошо (гл. 28, 1). Также и Эфиальта, главного борца против Ареопага, он характеризует слишком бегло, хотя и считает его неподкупным и честным (гл. 25, 1), а вождей аристократии называет неспособными (гл. 26, 1). Определенно отрицательное отношение высказывает он к демагогам и особенно к Клеону и Клеофонту (гл. 28, 3— 4). Но эти личные симпатии не мешают и в демократии признавать справедливое отношение к своим противникам, например к друзьям тиранов, упомянуть даже об « обычной гуманности народа » (гл. 22, 4), о мягкости законов против тирании (гл. 16, 10) и особенно он подчеркивает высокий политический такт афинских демократов после примирения партий с. 145 в 403 г., когда задолженность Спарте, сделанная Тридцатью для борьбы с противниками, была принята на общий счет и выплачена всеми вместе (гл. 40, 3). Интересна его характеристика того строя, который установился в это время. « Народ, сделавшись владыкой государства, — говорит он, — установил существующий поныне государственный строй при архонте Пифодоре (404— 403 г. до н. э.). Было очевидно, что народ имел полное право взять в свои руки государственную власть, так как он собственными силами добился своего возвращения » (гл. 41, 1).
В заключение надо сказать о языке. В противоположность трудному, сложно построенному изложению « Политики » здесь мы встречаем простоту и ясность. Это объясняется тем, что « Афинская полития » предназначалась не для ученого круга специалистов в пределах самой школы (так называемые « эсотерические » сочинения), а для широких кругов и принадлежала к числу популярных (так называемых « эксотерических » ) сочинений.
В основу настоящего перевода положен текст последнего издания трактата Aristoteles Ἀθηναίων Πολιτεία post Blass et. Thalheim ed. Oppermann, Lipsiae 1928, а также издание Кениона Aristotelis respublica Atheniensium consilio et auctoritate Academiae Borussicae ed. Kenyon, Berolini 1903 (Supplementum Aristotelicum).
Из иностранных переводов переводчик пользовался переводами Kaibel und Kiessling (Schrift vom Staatswesen der Athener, Strassburg 1891); Wentzel (Verfassung von Athen, Leipzig 1892); Reinach (La république Athénienne, Paris 1891); Haussoullier (Constitution d’ Athènes, Paris 1891). Из важнейших специальных работ об « Афинской политии » Аристотеля следует указать особенно: Бузескул, Афинская полития Аристотеля, как источник для истории государственного строя Афин до конца V века. Харьков 1895; Wilamowitz-Möllendorff, Aristoteles und Athen, 2 Bände, Berlin, 1892.