Афганистан что за нация
Население Афганистана: численность, этнический состав и интересные факты
Афганистан в последние несколько десятилетий приковывает внимание мировой общественности как одна из горячих точек планеты. Почти полвека здесь длится кризисная ситуация. Страна испытывает множество проблем от перенаселения и крайне низкого уровня жизни.
Афганистан – смешение народов и племен
Это пуштуны, таджики и хазарейцы.
Количество жителей
Ситуация в стане с миграцией и демографией в общем характерна для арабских стран Ближнего Востока, но имеет особенности. В последние десять лет население Афганистана увеличивалось приблизительно на один миллион человек каждый год. В процентном соотношении данный показатель равняется 3±0,2%.
Особенности демографической ситуации
Что способствовало такому бурному увеличению народонаселения в последние годы? Длительный промежуток времени, практически со времен вывода советских войск, религиозной верхушкой в стране проводилась тотальная исламизация всех сфер жизни, основанная на нормах шариата.
Правление ультрарадикального режима «Талибан» полностью изменило облик некогда стабильно развивающегося государства:
Все это в совокупности привело к резкому увеличению демографического показателя.
В тесноте
Особенно это заметно в столице – Кабуле, где проживает 3,5 миллиона человек, что составляет 10 % от общего количества жителей. Кроме традиционно высоких показателей рождаемости, уплотнение продолжается за счет бегства в город населения из областей с нестабильной военной обстановкой. Однако улицы Кабула также не отличаются спокойствием, он возглавляет список самых опасных городов мира.
Возрастная градация
Анализ среднего возраста афганцев позволяет отнести ее нынешнее положение к беднейшим развивающимся странам:
При этом между лицами разных полов наблюдается неравномерность: среди взрослых мужчин грамотных около 52 %, тогда как среди женщин той же возрастной категории всего лишь 24 %. Однако в последние годы наблюдается рост этого показателя возрастного населения Афганистана. Так, среди юных жителей страны от 15 до 24 лет цифры составляют уже 70 % и 46 % соответственно.
Советский Союз в гражданской войне Афганистана
Нынешняя политическая и экономическая ситуация в стране, безусловно, является прямым результатом затяжного гражданского конфликта, начатого еще в семидесятые годы прошлого века. Афганистан всегда являлся важным центром связи между Европой и Азией. Однако вплоть до середины прошлого века являлся крайне отсталым в экономическом плане, промышленность отсутствовала. Именно тогда, в конце шестидесятых, страна переживала краткосрочный экономический подъем. Открывались новые производства, в страну приезжали туристы. Все закончилось в начале семидесятых, когда произошел первый государственный переворот, в результате которого была провозглашена республика. До этого момента Афганистан был королевством, действующий монарх был свержен одним из его родственников – Мухаммедом Даудом.
Стоит также упомянуть, что силами российских военных был совершен очередной правительственный переворот. Он имел цель поставить у руля в стране более дружественного лидера. В общей сложности военный контингент Советского Союза девять лет принимал непосредственное участие в этом затяжном конфликте. Впечатляют слова М. Горбачева об этой военной операции: «В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подходов, то будем воевать еще 20-30 лет». Полностью войска были выведены лишь в 1989 году.
Эхо войны
Однако стабильность в Афганистане так и не наступила, и, наверное, не скоро наступит. Результатом затянувшегося гражданского противостояния стало превращение страны в одну из беднейших и опаснейших в мире. Более или менее цивилизованную жизнь можно здесь увидеть, пожалуй, лишь в столице, однако теракты здесь также являются постоянным явлением. Основным направлением послевоенного развития экономики и без того отсталой сельскохозяйственной страны, в которой отсутствует промышленное производство, стало выращивание опиумного мака.
В условиях полного разрушения хозяйства, политической анархии и ужасающей бедности фермеры выращивают его, просто чтобы выжить. Афганистан является крупнейшим в мире производителем наркотиков, львиная доля которых поставляется в Россию и Европу.
Новейшая экономическая история страны
Только к 2007 году экономика страны стала немного меняться. С этих лет государство постепенно увеличивает финансирование из бюджета образовательных, медицинских учреждений.
ВВП Афганистана на душу населения
Афганистан для «чайников». Часть 1: Кто такие афганцы?
Название Афганистан состоит из двух слов. «Афган» с тюркских языков переводится как «ушедший» или «скрывшийся». А «стан» – это «страна» с персидского. Получается «страна, где можно скрыться». Действительно, название оправдывает это место. Афганистан на 80 процентов состоит из гор. Такая география была весьма удобна для племен, в разные периоды истории пытавшихся скрыться от различных завоевателей, в том числе от Чингисхана и Тамерлана. В некоторых источниках, например в «Энциклопедии Ираника», афганцы приравниваются к этнической группе пуштуны. Однако на территории страны проживают свыше 20 этнических групп.
Пуштуны – оплот Талибана
Таджиков больше, чем в Таджикистане
Вторая этническая группа Афганистана – таджики – не сильно-то и уступает пуштунам.
По разным оценкам, они составляют от 27 до 39% населения страны. В Афганистане (10-14 млн) таджиков проживает больше, чем в самом Таджикистане (9 млн). Таджики живут в основном в северо-восточных, северных и западных районах Афганистана – Кабул, Герат, Балх, Бадахшан. Из 34 провинций таджики составляют большинство в 15. В Герате, Балхе и Бадахшане их больше 70%, а в провинции Панджшер – 100%. В Кабуле таджики составляют половину населения. К слову, один из главных участников политических событий конца 20 века – вторжения СССР в Афганистан (1979-1989 гг.) Ахмад Шах Масуд – этнический таджик. Советские войска предпринимали против него девять безуспешных операций, после чего он получил прозвище «Пандшерский лев». Большинство афганских таджиков – сунниты, в меньшей степени – шииты.
Потомки Чингисхана
Третья по численности этническая группа Афганистана – хазарейцы. Это народность монголоидного типа насчитывает около 2-3 млн человек. Его название восходит к слову «хезар» (тысяча), что свидетельствует об их связях с воинами Чингисхана, завоевавшими Афганистан в 1221-1223 годах. По версиям авторитетных историков (Л. Темирханов), хазарейцы – смесь монгольских, тюркских и персоязычных племен. Они ведут кочевой или полукочевой образ жизни и живут в юртах. Выдающиеся скулы говорят о монгольских корнях, а язык – хазарейское наречие – культурно сближает их с таджиками. Хазарейцы проживают в центральных провинциях Афганистана, исповедуют шиизм.
Тюркоязычная диаспора
В положении меньшинства в Афганистане находятся также узбеки (3 млн) и туркмены (1 млн). Узбеки и туркмены – тюркоязычные народы, исповедующие суннизм. Они проживают, в основном, в северных провинциях Афганистана, граничащих с Туркменией и Узбекистаном. Эти народы занимаются преимущественно сельским хозяйством, скотоводством и ковроткачеством. Этнический узбек Абдул-Рашид Дустум считается сейчас одной из самых влиятельных политических фигур в Афганистане. В период коммунистической власти он воевал на стороне правительства Наджибуллы против моджахедов, затем переметнулся на их сторону. После воцарения талибов бежал в Турцию, но вернулся, чтобы принять участие в операции США против Талибана в качестве одно из командиров «Северного альянса». Дустум – вице-президент Афганистана, в июне 2020 года получил звание маршала. Из тюркских народов можно отметить также киргизов, обитающих в северо-восточных районах. Они составляют лишь 1% от населения страны.
Белуджи, чараймаки и нуристанцы
Следующая по численности после узбеков этническая группа – чараймаки. Их еще называют аймаками. Понятие «аймак» восходит к тюрко-монгольским языкам. Первое упоминание о них встречается в мемуарах завоевателя Индии Бабура. Говорят чараймаки на персидском языке. Они составляют примерно 5% от населения республики. Ведут полукочевой образ жизни и проживают в западных провинциях.
По одному проценту (по 0,5 млн) от всего населения Афганистана приходится на долю белуджей и нуристанцев. Белуджи – ираноязычная этническая группа, в большинстве своем исповедующая ислам суннитского и ханафитского толка. Ведут кочевой образ жизни. Про белуджей важно знать потому, что они компактно проживают также на территории Пакистана и Ирана. Основная их часть живет в Пакистане – 6,2 млн, около 2-3 миллионов – в Иране. С 1948 года белуджи борются за свою независимость и создание государства Белуджистан. В Иране фактором их идентичности служит религия – суннизм в противовес шиитам, а в Пакистане – иранское происхождение. Пакистан не раз обвинял спецслужбы Индии в поддержке Освободительной армии Белуджистана, а Иран винил США в связях с экстремистской структурой Джундалла. Обе организации борются за независимость белуджей.
Нуристанцы – самая древняя ветвь индоевропейцев в Афганистане, к которым относятся также пуштуны, таджики и чараймаки. Сами по себе нуристаны представляют группу племен, говорящих на языках кати, ашкун, вайгали, прасун и трегами. Основная зона расселения – северо-восток Афганистана. Эти высокогорные районы в долине трех рек так и называются Нуристан. До конца XIX века регион называли «Кафиристан» (страна неверных), а жителей – кафирами. Такое название придумали мусульмане соседних районов в период войн Тамерлана против немусульман в период его завоеваний в Индии. Вплоть до покорения региона афганским эмиром Абдуррахман-ханом в 1896 г. жители Нуристана оставались язычниками, и даже после часть из них все равно осталась при своей религии.
Как видно, Афганистан – довольно пестро населенная многонациональная страна. Наряду с большим количеством соседей, преследующими собственные интересы, это одна из причин того, почему страна пребывает в состоянии перманентного хаоса.
Население Афганистана: этносы, языки, религии
Есть ли среди пуштунов мусульмане-шииты и кто такие афганские криптохристиане – в разнообразии этносов, языков и религий Афганистана разбирается историк.
В серии статей на тему «Этнополитическая ситуация в Афганистане и ее влияние на безопасность Центральной Азии» кандидат философских наук, доцент Ташкентского филиала Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова Равшан Ринатович Назаров разбирается: как этническая, лингвистическая, конфессиональная специфика Афганистана повлияли и продолжают оказывать эффект на политику внутри страны и регион в целом.
Во второй части материала – обзор этносов, языков и конфессий Афганистана.
Традиционно полиэтнический характер населения Афганистана отражен даже в новом гимне государства (принят в 2006 г.):
Ей гордится каждый афганец.
Земля мира, земля меча,
Все её сыны мужественны.
Это страна каждого племени,
Страна белуджей и узбеков,
Пуштунов и хазарейцев,
Туркменов и таджиков;
С ними арабы и гуджары,
Брагуи и кызылбаши,
Женский костюм: 1 – вилаят Фарьяб; 2 – вилаят Пактика.
— Христиане. Представлены в Афганистане общинами протестантов (30 тыс.) и католиков (10 тыс.). По некоторым данным, достаточно распространено криптохристианство (т.е. тайное исповедание христанства различных направлений).
Гератская синагога Йоав
— Другие религиозные меньшинства. Бахаисты (15 тыс.), индуисты (пенджабцы и синдхи, 10 тыс.), сикхи (4 тыс.), сторонники традиционных доисламских верований (4 тыс.), зороастрийцы (3,5 тыс.).
Этнолингвистическая ситуация.
Основными языками Афганистана являются языки пушту и дари, распространены также хазараги, узбекский, туркменский и т.д.
Представители небольших народов как правило используют языки более крупных этносов, чаще всего – дари, гораздо реже – пушту.
Продолжение следует…
[2] Нешумов Ю.А. Границы Афганистана: Трагедия и уроки. М.: Граница, 2006. 351 с.
[4] Robinson J.A. Nomad Tribes of Eastern Afghanistan. Dehli, 1947.
[5] Spain J.W. The Pathan Borderland. The Hague, 1963.
[9] Темирханов Л. Хазарейцы. Очерки новой и новейшей истории. Душанбе: Ирфон, 1978.
[10] Бабаева А. Туркмены Афганистана. Ашгабат: Билим, 1992. 76 с.
[11] Рахимов Р.Р. Чараймаки // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: БРЭ, 1998.
[12] Шовалиев Дж. Геополитическая система горных народов. М: Юрист, 2001
[16] Пучков П.И. Современная география религий. – М.: Наука, 1975. – С. 85-86.
[24] Иоаннесян Ю.А. Гератский диалект языка дари современного Афганистана. М.: Востлит РАН, 1999. – 239 с.
[25] Ефимов В.А. Язык афганских хазара: Якаулангский диалект. М.: «Наука», 1965. 96 с.
[26] Ефимов В.А. Хазара язык // Языки мира. Иранские языки. I. Юго-западные иранские языки. М.: Индрик, 1997 .
[28] Хашимбеков Х. Узбеки Северного Афганистана. М., 1998.
Народы и племена Афганистана
Афганистан – полиэтничное государство, которое населяют более 20-ти народностей. Крупнейшими из них являются пуштуны (42%), таджики (28%), хазарейцы (10%), узбеки (8%), чараймаки (2,6%), туркмены (2%), белуджи (0,5%), нуристанцы (0,4%) и пашаи (0,2%). Живут также арабы, курды, кызылбаши, афшары, казахи, киргизы, монголы, нуристанцы и др. (2005).
Представители пуштунских племен (паштаны, пуштуны, пахтаны), исповедующие ортодоксальный ислам суннитского направления, насчитывают ок. 13 млн. чел. Они расселены преимущественно к югу от Гиндукуша, в юго-восточных и южных пограничных с Пакистаном районах, хотя живут также и на севере. Все пуштуны говорят на языке пушту, который состоит из нескольких диалектов и близок к персидскому языку (фарси). Среди пуштунов существуют оседлые и кочевые племена. И те, и другие отличаются воинственностью, многие споры у них до сих пор решаются на основе традиционного кодекса чести – «пуштунвали», в основу которого положены гостеприимство, защита личного достоинства и кровная месть. Согласно этому кодексу, пуштуны подчиняются вождям племени (ханам) и старейшинам родов и кланов (маликам), которые образуют джиргу – совет родовых или племенных старейшин. Племена делятся на ветви, которые подразделяются на кланы (хели), а кланы – на роды, отношения между которыми часто носят характер отчужденности или даже враждебности. Основные племенные объединения пуштунов – сарбани (дуррани, юсуфзаи и др.), батани (гильзаи, хаттаки и др.), гургушти (сафи, какары и др.) и каррани (вазири, ахмадзаи, оракзаи и др.). Общее число племен, по разным источникам, достигает 400.
К числу крупнейших племенных групп, населяющих Афганистан, относятся дуррани (ок. 7 млн. чел., 2005) и гильзаи (ок. 5 млн. чел., 2005), которые до нач. 20 в. рассматривались как две различные этнические группы. Дуррани населяют в основном юго-запад Афганистана, районы Кандагара, Фараха и Герата, а также большинство городов страны, и включают ветви зирак (баракзаи, популзаи или карзаи, садозаи, алькозаи и др.) и панджпай (нурзаи, ализаи, адозаи, хугиани, исхакзаи и др.). В отличие от большинства пуштунов, дуррани более образованы и урбанизированы, часто двуязычны, но предпочитают изъясняться на дари. Наибольшим влиянием в стране издавна пользуются роды саддозаи (клан популзаи) и мохаммадзаи (клан баракзаи). В создании Афганистана как самостоятельного государства (Дурранийской державы) в 1747 большую роль сыграл выходец из клана популзаи племени абдали (или дуррани) Ахмад шах Дуррани, оттеснивший гильзаев от управления государством. В этой связи захват г.Кабул талибами и их недолгое пребывание у власти рассматривается как исторический реванш, поскольку среди талибов преобладают гильзаи. Казненный талибами президент Наджибулла принадлежал к другому пуштунскому племени – ахмадзаи. Нынешний президент Афганистана, Хамид Карзай, также принадлежит к дуррани, клану популзаи.
Гильзаи живут на юго-востоке Афганистана и в западном Пакистане, в районах Калат-и-Гильзаи и Газни, но сохраняют кочевой образ жизни и включают ветви туран (племена тохи, хаттаки, хароти и др.) и бурхан (племена сулейманхель, алихель, таракхель, исмаилзаи, ахмадзаи и др.). Гильзаи говорят на гильзайском диалекте восточного пушту. Племена гильзаев играли видную роль в жизни Центральной Азии с 11 в. Они были правителями Делийского султаната (1450–1526), а в 1709–1738 основали династию Хотаки и возглавили восстание против персидского владычества, которое в конечном счете привело к недолгому доминированию афганцев в Персии (с 1722 до 1734). Лидеры пришедшей к власти в 1970-е «Народно-демократической партии Афганистана» (НДПА) Тараки, Амин были гильзаями. Из гильзаев вышли также многие моджахеды, включая Гульбеддина Хекматьяра, а также талибы.
К племенному объединению каррани (ок. 1,5 млн. чел.) принадлежат племена афридии, моманды, шинвари, оракзаи, джаджи, или дзадзи, чакмани, джадраны и др. Они населяют преимущественно территорию на юго-востоке страны, в районе Джалалабада, Хайберского прохода и по обе стороны границы с Пакистаном. Другие крупные племена: мангалы, тани, тури и др.
Кочевники Афганистана – кучи (или кучаи), которых обычно относят к пуштунам, образуют самостоятельную этническую группу и по действующей афганской конституции пользуются особым положением в государстве. По разным оценкам, в Афганистане живет от 2,5 до 6 млн. кучи, но речь идет не только о кочевых пуштунских племенах, как ахмадзаи, но также о многочисленных кочевых народах региона (аймаки, белуджи, арабы и др.). В значительной степени из-за войн кучи вынуждены отказываться от своего сложившегося веками кочевого образа жизни и переходить к оседлости.
На втором месте по численности (более 7 млн., 2005) стоят таджики, относящиеся к числу коренных жителей этого региона. К нач. 13 в. они населяли все крупные оазисы к северу и югу от Гиндукуша, теперь они населяют главным образом северные и северо-восточные районы (прежде всего Герат и Бадахшан), долины рек Панджшера и Горбенда, а также г.Кабул. Как народ иранского происхождения, они пользуются языком дари (или фарси-кабули), сходным с персидским. Среди таджиков преобладают мусульмане-сунниты, но немало и шиитов-исмаилитов. Основные занятия таджиков – земледелие, ремесленничество и торговля. Многие из них, получив образование, стали чиновниками и государственными деятелями. Президент Афганистана в 1992–1996 Бурхануддин Раббани и командующий правительственными войсками Ахмад Шах Масуд (которого прозвали «панджшерским львом») – таджики. К таджикам иногда относят афшарей (ок. 5 тыс. чел.) и кызылбашей (10 тыс. чел.), потомков персидских воинов, переселенных в Афганистан в 18 в. Надир-шахом Афшаром. Они расселены в Кабуле и Кандагаре, а также в Герате, кызылбаши говорят только на дари, а афшары – на одном из диалектов азербайджанского языка (азери).
В степях в бассейне р.Амударья (северо-запад Афганистана) проживают несколько групп, говорящих на тюркских языках – туркмены, узбеки и др. Первые населяют северные районы Афганистана, прежде всего Фарьябе и Бадгисе, вторые достаточно компактно живут в северных предгорьях Гиндукуша, на территории Чар-Вилайет (четыре области), где до их завоевания афганцами в серед. 19 в. существовали узбекские ханства Меймане, Ахча, Балх и Кундуз. Сегодня это районы Герата, Фарьяба, Джоузджана, Балха, Тохара, Кундуза, Баглана и Бадахшана. И те, и другие тоже относятся к мусульманам-суннитам, сохраняют строго патриархальную социальную структуру. Их основные занятия – земледелие и скотоводство, а туркмены слывут также искусными ковроделами. Часто узбеки и туркмены живут в одних деревнях вместе с таджиками и афганцами, не смешиваясь при этом. Небольшими группами среди узбекского населения расселены казахи (ок. 2 тыс. чел., 2003, район Кундуза и Ханабада) и каракалпаки (ок. 2 тыс. чел., 2003, район Джалалабада и Мазари-Шарифа). Лидер афганских узбеков Рашид Достум до 2005 возглавлял «Национальное исламское движение Афганистана», которое противодействовало талибам.
Хазарейцы – народ монгольского происхождения, исповедующий ислам шиитского толка, хотя на севере и северо-востоке страны имеются группы хазарейцев-суннитов и исмаилитов. Предположительно, предки хазарейцев пришли в Афганистан в 13–14 вв. из Китая или Монголии. Сегодня в стране живет ок. 5 млн. хазарейцев, не считая беженцев в Иране (ок. 200 тыс. чел.). Они сконцентрированы в центральной части Афганистана, прежде всего, в Хазараджате (область между Кабулом и Гератом), но поселения хазарейцев есть и в других районах страны (Кабуле, Бадахшане, Нангархаре, Кундузе и Кандагаре). Хазарейцы говорят на архаичном диалекте персидского языка. Среди них преобладают земледельцы и овцеводы, в городах они образуют большую прослойку наемных рабочих. Основные племена: бесуд, джагури, дайзанги, дайкунти, урузгани, шейхали, фулади и якауланг. Как религиозное меньшинство, хазарейцы всегда подвергались дискриминации и угнетению со стороны пуштунов и таджиков, но особенно жестокие гонения на них были при талибах, что вынудило многих хазарейцев бежать в Иран (он издавна оказывал политическую и военную поддержку шиитским группам в Афганистане). Основной политической организацией хазарейцев является ПИЕА – «Партия исламского единства Афганистана» («Хезбе вахдат»).
В горах на северо-западе и севере Афганистана, вдоль афгано-иранской границы, живут чараймаки (или аймаки) – полукочевые народы смешанного этнического происхождения, сформировавшиеся несколько столетий назад в результате слияния местного таджикского населения с тюрко-монгольскими племенами. По оценкам, их численность в Афганистане составляет от 600 тыс. до 1,2 млн. чел. Обычно в состав аймаков включают джамшидов (92 тыс. чел.), хазараи-калайинау (аймаки-калайинау, 162 тыс. чел.), фирузкухов (125 тыс. чел.), таймани (416 тыс. чел.), а также теймуров (104 тыс. чел.), которых, однако некоторые исследователи относят к таджикам (данные за 2003). По своему происхождению чараймаки близки к хазарейцам, имеют одинаковые с ними названия племенных объединений, но исповедуют ислам суннитского толка и говорят на диалектах, близких к языку дари.
Белуджи (290 тыс. чел., 2003) и брагуи (ок. 250 тыс. чел., 2003) населяют некоторые местности на юго-западе страны, к югу от р.Гильменд, хотя отдельные группы белуджей живут и севернее. Оба народа имеют много общего: в большинстве своем они давно перешли на оседлость, занимаются земледелием, скотоводством и ковроткачеством. Но белуджи принадлежат к индоиранской группе, а брагуи по некоторым признакам относятся к дравидийским народам. Основные племенные группы брагуи – захри-менгал, раисани и сарпара. Племена делятся на кланы (таккары), а кланы – на роды (фалли). Живя в близости с белуджами, брагуи настолько переняли многие их обычаи и языковые особенности, что часто называют себя белуджами, считая себя их особой ветвью.
В дополнение к основным этническим группам по всему Афганистану, особенно к северу от Гиндукуша, рассеяны множество небольших народностей, которые насчитывают от нескольких тысяч до нескольких сот человек. В западных районах страны, в Джувейне и долине Хашруда, проживают персидские народности (ок. 25 тыс. чел., 2003), исповедующие ислам шиитского направления. На границе с Ираном, на юго-западе страны, расселены небольшие общины курдов. К северу-востоку от Чарикара и к северу от г.Кабул живут парачи (5–6 тыс. чел.), а к югу и востоку от него – ормури (2–5 тыс. чел.), также принадлежащие к иранской группе. Исследователи считают их потомками древнейшего населения Афганистана, жившего здесь до появлений пуштунов. Другие народности (нуристанцы, киргизы, казахи, пашаи и др.) – немногочисленны. Нуристанцы, включающие племена кати (св. 15 тыс. чел., 1994), паруни (ок. 1 тыс. чел., 2000), вайгали (1,5 тыс. чел., 2000) и ашкуни (ок. 1,2 тыс. чел., 2000), а также трегами (ок. 1 тыс. чел., 1994), до насильственного обращения в ислам афганским эмиром в 1895–1896 назывались кафирами («неверными»). Они живут довольно замкнуто в высоких горах к северо-востоку от долины р.Кабул, говорят на множестве диалектов, в их культуре много общего с культурой припамирских таджиков. На юго-востоке Афганистана в горных долинах притоков рек Кабул и Кунар (по соседству с нуристанцами) живут группы небольших народов (тирахи, джати, кохистанцы, гуджары), говорящих на диалектах, которые выделяются в особую дардскую подгруппу индоарийских языков. Наиболее крупные среди них – пашаи или лагманцы (ок. 124,2 тыс. чел., 2003), по образу жизни и обычаям близкие к афганцам. Памирские народы в Афганистане насчитывают ок. 100 тыс. чел. и представлены дарвази (ок. 10 тыс. чел., 2003), шугнанцами (ок. 20 тыс. чел., 1994), мунданцами (3,7 тыс. чел., 2000) и ишкашимцами (ок. 1 тыс. чел., 1990), а также близкими к ним зебакцами и сангличцами. Несколько тысяч ваханцев (ок. 18 тыс. чел., 1990), которые также принадлежат к памирским народам, сконцентрированы в пределах узкого Ваханского коридора. На крайнем северо-востоке страны, на Памирском нагорье и в Бадахшане, продолжают жить киргизы (ок. 0,7 тыс. чел., 2000). В 1978 большая их часть перекочевала в Гилгит и Хунзу (Пакистан), а затем переселилась в Турцию (окрестности оз.Ван). Уйгуры живут в нескольких деревнях Бадахшана и Аби-Барика. Арабы (по разным оценкам, от 10 до 35 тыс. чел.) живут в нескольких деревнях на севере страны: вблизи Даулетабада, Балха, Шибиргана и южнее Талукана. Несколько тысяч монголов живут вблизи Герата.
При всем национальном многообразии население Афганистана можно объединить в четыре этнолингвистические группы – иранскую, тюркскую, нуристанскую и индоарийскую. На юге, в центре страны и северо-востоке преобладают ираноязычные народы (пуштуны, таджики, хазарейцы, аймаки и др.), тогда как на северо-западе, на обширной Бактрийской равнине, издавна живут тюркские народы (узбеки, туркмены, киргизы). На востоке страны, в труднопроходимых горных районах, расселены народы индоарийской (пашаи, панджабцы) и нуристанской групп.
Языки. По оценке, в Афганистане насчитывается более 20 языков и 200 различных диалектов. Согласно действующей конституции, официальными языками в Афганистане признаны пушту (афганский язык) и дари (фарси-кабули, афганский диалект персидского языка). Наряду с этим, статус официального имеют еще пять языков (узбекский, таджикский, балучи, нуристани и пашаи), но только в тех районах, где ими пользуется большинство населения
Население
Согласно первой всеобщей переписи 1979, население Афганистана составляло 15,54 млн. чел. (включая 2,5 млн. кочевников). По оценке на 2005 в стране проживали 29,93 млн. чел.
Плотность населения – 43 чел. на 1 кв. км, однако его размещение весьма неравномерно. Большая часть населения сосредоточена в долинах крупных рек, где ведется земледелие и находятся основные города. Наиболее заселены оазисы Кандагара и Кабула (489 чел. на 1 кв. км – 2003), а также районы Герата, Мазари-Шарифа, Кундуза, Баглана и Джелалабада, где плотность населения превышает 100 чел. на 1 кв. км. Наименее обжиты высокогорные районы системы Гиндукуша, а также южная и юго-западная часть страны, занятая пустынями Дашти-Марго и Регистан. Здесь плотность населения составляет в среднем 0,7–10 чел. на 1 кв. км.
Естественный прирост населения традиционно отличается высоким уровнем рождаемости и смертности. До серед. 1970-х темпы прироста населения оценивались в 3,5% в год, в 1979 – в 2,6%, в 1980-е – в 2,2% (при рождаемости 4,9% и смертности 2,7%), а в 2000 – в 3,54% (при рождаемости 4,2% и смертности 1,8%). Коэффициент прироста в 2001 снизился до 3,48% (с учетом возвращения беженцев из Ирана), но в 2005 вновь вырос до 4,77%. Рождаемость из расчета на 1000 чел. в 2005 составляла 47,02. Уровень смертности – 20,75 на 1000 чел., при этом детская является одной из самых высоких в мире (163,1 на 1000 рожденных). Средняя продолжительность жизни – 42,9 года. При сохранении нынешних тенденций демографического развития ожидаемая численность населения в 2025 должна достигнуть 48 млн. чел.
Мужчин в Афганистане несколько больше женщин, при этом преобладание мужского населения над женским наиболее заметно в возрастной группе от 15 до 64 лет. Средний возраст афганцев – 17,56 лет. В возрастной структуре населения доля лиц моложе 15 лет составляет 44,7% населения, от 15 до 64 лет – 52,9% и старше 65 лет – 2,4%.