Жили были что означает присказка
Что означают присказки. Примеры присказки.
Часто в школе в третьем и четвертом классе просят определить присказку или написать 5-6 присказки. Надеемся эта статья вам поможет!
1. Обычно предисловие в начале сказки:
— «Начинает сказка сказываться».
— «Это присказка, а вот сказка чередом пойдет».
— «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
— «В некотором царстве, в некотором государстве».
— «В тридесятом царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве».
— «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
— «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон».
— «Ну что,послушаем сказку?Жил старик и было у него три сына.»
— «Жил-был старик, у него было три сына.Старшие и младший..»
— «Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба»
2. Также может быть и в середине сказки:
— «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
3. И бывает в конце сказки:
— » И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
— «Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.»
— «Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку..»
— «Тут и сказочке конец,а кто слушал- молодец».
— «Не надо покупать ни дров, ни лучины; живу себе без кручины».
— «Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют».
— «Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать».
— «Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка».
— «Жил-был царь овес, он все сказки унес».
— «Стал по-старому поживать, лиха не знать».
— «Стал жить да бывать, хлеб жевать».
— «Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет».
Pilltime дает возможность многодетным семьям не ошибиться в приеме лекарства. Программа не только позволяет дать лекарство в правильное время и правильную дозу, но и проставить все нужные сроки для приема лекарств. Но самое главное, дает возможность создавать отдельные календари по каждому члену семьи и делиться ими друг с другом, с докторами и с любым человеком кто связан с подачей лекарства.
Картотека присказок для работы с детьми
Яна Васильева
Картотека присказок для работы с детьми
Как многолика сказка! И между тем этот фольклорный жанр делится еще на несколько групп, в одной из которых находятся присказки и докучные сказки. Это шуточные фольклор для детей. Сказка не ради сказки, а ради забавы. Короткие, без основного действия и завершения, эти произведения народного творчества созданы, чтобы рассмешить, запутать маленького слушателя. Неожиданный обман раскрывается после первых двух строчек сказки, многочисленные повторы и вот уже у детей крик недовольства или веселый смех. Ага, надули! Привожу пример некоторых присказок. которые можно использовать в своей работе с детьми.
1. Было оно или не было,
правда ли то или нет
Послушаем лучше, что сказка сказывает…
2. Жила-была в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве.
Девица – краса, длинная коса.
Сидела она у окошка,
не короткие, не длинные.
3. Занавес открывается, сказка начинается
4. Было это или не было,
Только говорят, вот как было…
5. Вот ворота открываю, сказку сразу начинаю!
6. Когда это было – не помню я,
Где это было не ведаю.
Только дед мой рассказывал сказку эту
7. Всем на удивление, начинаем представление
8. За ступенькою ступенька – будет лесенка.
Слово к слову ставь складенько –
А колечко за колечко – будет вязочка.
Сядь со мною на крылечко –
9. В Сказке может все случится
Наша сказка впереди.
Сказка в гости к нам стучится,
Скажем сказке – заходи!
10. Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор.
Сам на кобылке, жена на коровке.
Дети на телятках, внуки на щенятках.
Съехали с гор, развели костер,
Кушают кашку, слушают сказку
11. В некотором царстве,
в некотором государстве,
Жил-был купец, именитый человек
12. Книжка открывается, сказка начинается.
Про зайчишку и лису,
и про всех зверей в лесу
13. В некотором царстве,
в некотором государстве,
На ровном месте, как на бороне,
Верст за триста в стороне,
В месте именно в том,
В котором мы живем.
14. За морями за долами
Не на небе, на земле.
Жил старик в одном селе.
Сочинял стихи и сказки
Про героев молодцов.
И одну из этих сказок
Вам поведать я готов
И в гости не попала.
Сказка всем известная,
15. Курица-красавица у меня жила
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги.
Сладкие, румяные пекла мне пироги
А когда управится, сядет у ворот –
Сказочку расскажет, песенку споет
16. Красна песня ладом,
Сядь со мною на крылечко
17. Друзья! Не будьте глухи.
Даны нам слушать уши,
Два уха и один язык,
Чтоб слушать больше,
Давно это было, старые люди этого не помнят, и рассказывают то, что они от отцов и дедов слыхали…
18. Книга открывается,
Я страницу открываю, сказывать я начинаю
19. Кто скажет было то, или не было,
Только верно то, что жил на свете…
20. Да князья послушайте, да бояре послушайте,
Да мужички-то земские,
да ребятушки махоненькие
Да крестьянушки пахотные,
Я вам старинушку скажу
Давно ль это было или недавно, так ли.
Было или не так – теперь никто уже о том не знает. Расскажу вам то, что деды своим внукам рассказывали, а внуки своим внукам
21. Жили-были муж с женой.
Муж-то примется за шутки,
А жена за прибаутки,
Что на весь крещенный мир!
Это присказка ведется,
Сказка после начнется.
22. Красна песня ладом,
А наша сказка складом.
Сказка наша складка,
А послушать ее будет сладко
Послушайте, детки, сказочку,
23. Многому нас учит сказка
Доброте, терпенью, ласке.
Сказка мудрость, знанья свет!
Сказочный вам шлет привет
Детворе на удивленье
Летела сова – веселая голова;
Вот она летела, летела и села.
Да хвостиком повертела,
Да по сторонам посмотрела.
И опять полетела, села,
Да по сторонам посмотрела…
Это присказка, сказка вся впереди…
24. Начинается новая сказка,
Варится в печи кашка
Кашка упреет – и сказка поспеет
А будет эта сказка…
25. На ровном месте – как на бороне
От всех дорог в стороне,
В глухой деревушке
Жили были старик со старухой
Налево идет – песни поет,
Направо идет – сказки сказывает.
Только это не сказка, а присказка.
Сказка будет впереди.
26. Начинается сказка, да сказывается.
Слушайте да смотрите.
Смотрите, да запоминайте.
Говорят, что за горами,
да за синими морями
Чудо остров лежит, на нем царство стоит.
В том царстве жил-был царь,
Стороны той государь
27. Ой, ребята, та-ра-ра!
На лугу стоит гора,
А на той горе дубок,
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказку говорит.
Под горушку по водицу.
Это еще не сказка – присказка.
28. Прискакали Ермаки – золотые колпаки,
Приезжали ермошки – серебряные ножки.
Поели-попили – луком закусили,
Новой сказки запросили
Буду им рассказывать, и ты послушай…
29. Разожгу я печку, сяду посижу.
И ребятам нашим сказки расскажу
30. Сказка из похождений слагается
Небылицами минувшего отзывается,
За былями не гоняется,
Тут занавес открывается
31.Расскажу вам деточки сказочку:
Недлинную, не короткую,
Не глупую, не умную,
А волшебную, преволшебную
32. Слушайте все, кому охота
Славную сказочку вам расскажу.
В сказочке этой нет вранья,
А если есть, так слова два
33. Слушайте, послушайте,
Расскажу вам сказочку
34. Свет погас, сейчас увидим,
Как горит перо жар-птицы.
Занавесь открылась, сказка появилась
Слушайте ребятки, сказку по порядку.
Слушайте, не перебивайте.
Что увидите – запоминайте
35. Сказка из похождений слагается, небылицами минувшего отзывается.
От начала начинается.
Запоминайте это правило обязательно.
И слушайте сказку внимательно
36. Сказка эта ходила из уст в уста
И, наконец, дошла до нас с вами.
37. Сказка начинается, до конца читается,
В середине не перебивается.
Запомните это правило обязательно
И слушайте сказку внимательно
38. Слушайте люди добрые,
Какие сказки рассказывают
39. Слушайте, ребята, сказочку
Про то, что было давным-давно.
В тридесятом царстве,
В тридесятом государстве…
40. Садитесь пироги с капустой кушать, да сказку бабушкину слушать
41. Слетались птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы, сказывали птицы
Песни да сказки, были да небылицы.
А птица-синица села на кочку
И рассказывала про
Иванушку и царскую дочку
42. Сказка от начала начинается,
В середине не перебивается
За былями не гоняется,
Тут занавес открывается
43. Смотрите, кто там мчится?
Я к вам уже пришла,
И много-много сказок
В корзине принесла.
бубенчик на макушке
бубенчик на макушке
Волшебный ларец открывается
И сказка для вас начинается
44. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали,
Когда сказку услыхали, к нам прибежали
Да сказку сказывать стали
45. Шел тропинкой старичок,
Весь мохнатенький, сучковатенький.
Нес он сказки в корзинке,
А куда свернул с тропинки
А вы его не встретили?
46. Эту сказку когда-то рассказала баба деду,
Дед – соседу, сосед – куме,
Кума – вороне да сороке.
Сорока жить не могла, покуда всем не разнесла!
От нее и я знаю, да и вам расповедаю
47. Я веселый майский жук,
Знаю сказки все вокруг.
А сейчас не откажусь,
Еще послушать хоть одну
48. Этой сказки вы пожалуй не поверите. Однако, мой дедушка, рассказывая ее,всегда говорил: не всё в сказке выдумка, есть в ней и правда а то зачем бы стали люди её рассказывать? Начиналась эта сказка так…
Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми. Нет не чего прекраснее слов Сухомлинского. «Я не.
Картотека дидактических игр, проблемных ситуаций для работы по технологии ТРИЗ. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красноборский детский сад «Колосок» Воспитатель Шаргавнина Наталья Александровна. Картотека.
Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.
Картотека присказок. Было оно или не было, правда ли то или нет Послушаем лучше, что сказка сказывает… Жила-была в тридевятом царстве, В тридевятом государстве.
Картотека коррекционно-дидактических игр в работе с детьми со стертой формой дизартрии Раздел коррекционно-дидактических игр на нормализацию мышечного тонуса. Цель: Сформировать двигательные навыки ребенка, развивать основные.
План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.
Речевые игры для индивидуальной работы с детьми. Дидактическая игра «Медведь» для детей 4–5 лет Игра легко изготавливается и позволяет разнообразить педагогическую копилку воспитателя. Задачи игры: продолжать обучать детей связному.
Учебно-методический материал для практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Из опыта работы) Развитие и улучшение здоровья детей в процессе обучения в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности, одна из актуальных задач.
Значение слова «присказка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРИ’СКАЗКА, и, ж. (лит., нар.-поэт.). Короткий смешной рассказик, прибаутка, обычно предисловие к сказке. Это присказка, а вот — сказка чередом пойдет. Ершов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
при́сказка
1. филол. короткий смешной рассказик, прибаутка, внесюжетный элемент сказки, который является её предисловием или концовкой и обычно не связанный с её содержанием ◆ Это присказка, а вот — сказка чередом пойдет. Ершов
2. прибаутка, постоянное повторяемое кем-либо выражение
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова перевьючить (глагол), перевьючил:
Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка
В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.
Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:
Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..
Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.
Зачин, присказка и концовка в сказке
Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »
Зачин в литературе
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.
М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
Завершается сказка концовкой : « И стали они жить дружно, в любви и согласии ».
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин
Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: « Жил-был старик, у него было три сына ».
Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год
Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:
Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина
Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.
Зачин в сказке «Конек-горбунок»
Концовка также стилизована под народную сказку:
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский
«В некотором царстве, в некотором государстве»: зачем русским сказкам присказка
Присказка, что резьба и узоры на оконных ставнях и наличниках, привлекает внимание, обрамляет, украшает волшебную сказку. Витиеватая и замысловатая, она ошеломляет, обещает «дива дивные, чуда чудные», увлекает за собой слушателя в сказочный мир…
Начальная присказка
«Наминается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый; и шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут — похваляются, сами собой забавляются: были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская баба теста! Это присказка: сказка будет впереди».
Присказка – прелюдия к сказочному действию, зачину. Изобилуя традиционными формулами («жили-были», «в некотором государстве», «шли-шли»), уподобляясь сказочной трехчастной структуре (начало, середина, концовка), присказка не связана с сюжетом последующей затем сказки. Присказка свободна, может быть приступом к той или иной сказке, а может и вовсе отрываться от сказки и бытовать самостоятельно как сказка-небылица.
Динамичная, порывистая, присказка может преувеличивать, искажать, переворачивать «с ног на голову»: большое делать малым и наоборот, звук измерять мерой веса, а расстояние мерой времени, целомудренное изображать через непристойное, бедность – через богатство и наоборот, красоту – через уродство и т.д. Присказка – усмешка сказочника, гротеск, несерьезное, противостоящее серьезному сказочному повествованию. Да, да! Серьезному сказочному сюжету.
Какой бы фантастичной и неправдоподобной ни представала перед нами сказка, эта сказка – далеко не только вымысел. Так или иначе, она обусловлена действительностью, историческим прошлым народа, его настоящими бедами и горестями, его чаяниями на справедливость в будущем.
Своими корнями сказка уходит вглубь времен, доисторические дебри, произрастает из ритуала, обрядовых действий и заклинаний, мифов. Отсюда контраст между доведенной до абсурда, смехотворной присказкой и волшебной сказкой, образность которой не так уж фантастична. Сказитель намеренно разграничивает, отделяет присказку и сказку: «Это не сказка, а присказка, сказка будет после обеда, поевши мягкого хлеба, еще поедим пирога, да потянем быка за рога».
Небывальщина
Конечная присказка
Присказкой сказочник не только начинает сказку, но и заканчивает. Для сказочника конечная присказка, комичная, зачастую алогичная и абсурдная, это способ саморазоблачения, выхода из условного, замкнутого пространства сказки.
Сказка возникает из небытия, из неоткуда, ее нет, пока не услышим «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и т. д. И сказка исчезает со словами: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец», и нет уже ни Ивана-царевича, ни Елены Прекрасной, ни Бабы-Яги, ни коня крылатого, ни молодильных яблок, ни живой, ни мертвой воды, а есть «проза жизни» с ее горестями и радостями, надеждами и разочарованиями. А сказочник уж и сам не верит во все то, что рассказал, и требует платы за исполнение: «Вот тебе сказка, а мне кринка масла». Прибегая к присказке в начале, рассказчик подготавливает слушателя, вводит его в условные, несуществующие сказочные пространства, «тридесятые царства, тридесятые государства», откуда он рано или поздно вернется к действительности опять же посредством шутливой присказки. Так сказка, с одной стороны, чудесная и фантастичная, а с другой, неизменно обусловленная реальностью, окольцовывается развлекательно-потешными, шутливыми, гротескными противовесами-присказками. «Сказке конец — соломенный дворец, а во дворце-то пять овец да шестой жеребец. Девка на печку лезет, пуговицы рвутся, сарафаны дерутся».