Жертвенник что это в библии
Жертвенник
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Словом «Ж.» ВЗ передает (за искл. четырех случаев) значение евр. понятия мизбеах – «место, где совершаются жертвоприношения». Ж. не является типично израил. или библ. явлением, а принадлежит всем религиям и народам средиземноморского бассейна и других регионов. Как освящ. место, где человек приносит божеству свои жертвы, Ж. представляет собой место культового общения с божеством. Согласно Библии, первый Ж. был воздвигнут Ноем по окончании потопа ( Быт. 8:20 ); возможно, что уже жертвы Каина и Авеля в Быт. 4 указывают на наличие Ж. Предназнач. в жертву животные, злаки и другие жертвоприношения (⇒ Жертва) возлагались на Ж. и чаще всего, вероятно, сжигались, причем поднимавшийся дым воспринимался как знак того, что Бог принял жертву. Уже в III тысячел. до Р.Х. подобные представления существовали как в Месопотамии, так и в Египте. Ж. был принадлежностью каждого ⇒ храма, любого места отправления культа (⇒ Дубрава ⇒ Высота), но имелись Ж. и для личного или семейного пользования. Вероятно, Ж. возводили и просто в знак благодарения или памяти, не имея намерения постоянно приносить на них жертвы. Можно сказать, что путь патриархов к Господу проходил через Ж., которые они воздвигали (см. Быт 12 и след.; Быт. 13:18 ; Быт. 26:25 ; Быт. 35:1 ). Ж. устраивались преимущественно на высотах и в рощах. Как места встречи с божеством они родственны маццевам (⇒ Памятник, памятный знак), воздвигнутым камням, в которых видели материальный образ божества. Об одном из таких камней-памятников говорится, напр., в Быт. 28 и далее – в рассказе об Иакове. Позднее в Израиле стали с осуждением относиться к установлению подобных памятников, потому что их приверженцы считали, что в камне живет Сам Бог, однако к Ж. это не относилось.
II. ВИДЫ ЖЕРТВЕННИКОВ
А. КАМЕННЫЕ И ЗЕМЛЯНЫЕ ЖЕРТВЕННИКИ
Каменные и земляные жертвенники являются первонач. формой Ж. Земляной Ж. представлял собой насыпное сооружение из камней и глины, как правило, в форме низкого, до 0,7 м выс., прямоугольного стола. В ⇒ Сихеме был найден такого рода земляной Ж., выс. 0,3 м и с площадью поверхности 2,2 х 1,65 м. Иногда израильтяне (реже, чем другие народы) использовали в качестве Ж. найденные каменные глыбы (см. Суд. 6:20 ; Суд. 13:19 ; 1Цар. 6:14 ; 1Цар. 14:33 ). На таких глыбах находили вытесанные чашеобразные углубления, в которые, вероятно, помещали приношения. Исх. 20:24 предписывает израильтянам возвести земляной Ж., в то же время отесывание камней для Ж. запрещается в Исх. 20 ( Втор 27 и след.; Нав 8 и след.). Там сказано, что отесывание оскверняет камни. В 3Цар. 18:31.32 упоминается Ж. из 12 камней «по числу колен сынов Иакова». Приставлять ступени к Ж., как это делали обычно в дамасском регионе, израильтянам запрещалось, «дабы не открылась при нем нагота твоя» ( Исх. 20:26 ). На поверхности Ж., в середине, а у более поздних Ж. – по углам, часто обнаруживают возвышения, нередко вытесанные из того же камня. Они могли представлять собой маццевы, символизирующие присутствие божества. Подобного рода небольшие вертик. выступы («роги»), символизировавшие власть и могущество Бога, были предписаны и при изготовлении Ж. всесожжения для скинии ( Исх. 27:2 ). Отсечение рогов означало осквернение и уничтожение Ж. ( Ам. 3:14 ). У израильтян действовало установление, согл. которому совершившему непреднамер. убийство предоставлялась божеств. защита, если он схватится за роги алтаря ( Исх 21 и след.; 3Цар. 1:50 ; 3Цар. 2:28 ).
Б. ЖЕРТВЕННИК ВСЕСОЖЖЕНИЯ
В. ЖЕРТВЕННИКИ КУРЕНИЯ
III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Жертвенник всесожжений
Жертвенник всесожжений (у прор. Малахии: трапеза Господня) в различные времена устроялся неодинаково.
а) В Скинии жертвенник ( Мал.I, 12 ) был небольшой величины и переносился с места на место. Квадратный по виду, сделанный из дерева ситтим и обитый медью, он имел с каждой стороны по 5 локтей и в вышину три локтя и совершенно пустую внутренность. На четырех углах жертвенника находились так называемые роги, также сделанные из дерева ситтим и обложенные медью; к ним обыкновенно привязывались жертвенные животные пред жертвоприношением, как уже было сказано выше. При посвящении священников ( Исх. XXIX, 12 ), равным образом при принесении жертвы за грех ( Лев. IV, 7 и др.), роги жертвенника окроплялись кровью жертв. На четырех углах решетки находились четыре медных кольца, в которые вдевались шесты, сделанные также из дерева ситтим, для перенесения жертвенника с одного места на другое.
Священный огонь, обычно горевший на означенном жертвеннике, постоянно поддерживался ( Лев. VI, 12, 13 ). Чудесно возженный, он был поддерживаем самым тщательным образом. Так как на жертвеннике постоянно приносились жертвы, то на нем всегда проливалась свежая кровь и дым жертв всесожжения непрестанно восходил к небу.
б) В храме Соломоновом жертвенник был большей величины, чем в Скинии, именно: в длину и ширину он имел 20 локтей, а в высоту 10 локтей ( II Пар. IV, 1 ). Имея, как и первый, наружную форму квадрата, он отличался от него тем, что был сделан весь из меди, не имел решетки и вместо непрерывной наклонной плоскости, служившей входом к жертвеннику в Скинии, имел всход с тремя площадками. Царь Аса обновил этот жертвенник ( II Пар. XV, 8 ). По взятии Иерусалима жертвенник храма Соломонова вместе с прочими предметами храма был разрушен, и медь, по-видимому, была вывезена в Вавилон, хотя об этом положительно не говорится.
г) Жертвенник всесожжений, устроенный Иродом, по свидетельству Иосифа Флавия, стоял в средней части храма, был четырехугольный, имел 15 локтей в высоту и по 50 локтей в длину и ширину. С южной стороны к нему вела слегка наклонная плоскость. Так как он был устроен из нетесаных камней, то в состав его не входило никакого металла и даже железо никогда не касалось его.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
ЖЕРТВЕННИК (ALTAR)
Жертвенник в наибольшей степени выражает библейский образ богослужения и религиозной преданности. Не будет преувеличением сказать, что в ветхозаветном поклонении возведение жертвенников или паломничество к ним для принесения жертв служат самым очевидным проявлением преданности истинному Богу.
В истории богослужений Израиля возобладала тенденция к поклонению с одним жертвенником в одном месте: в главном святилище иерусалимского храма ( 2Цар. 24:18–25 ; 1Пар. 21:18–30 ). В Библии говорится, что такие жертвенники, как устроенный в Вефиле ( 3Цар. 12:33 ) или в других святых местах, обрекаются на разрушение ( 3Цар. 13:1–3 ; 4Цар. 23:15 ). Поэтому нет ничего удивительного, что в библейском тексте упоминания о жертвенниках во множественном числе почти равнозначны осуждению языческого влияния и часто сопровождаются словами, связанными с разрушением. Жертвенники могли ставить Авраам, Иисус Навин, Давид или Соломон, но это всегда были «жертвенники Господу», посвященные поклонению только Ему. В этом смысле жертвенник представляет собой средоточие жизни в заветных отношениях. Авраам воздвиг несколько жертвенников в местах, где он «призывал имя Господа» и ставил вехи земли обетованной, однако именно установление главного святилища определило центр Израиля на его святом пространстве. Другие святилища с их жертвенниками, другие святые места и древние традиции, претендовавшие на положение «центра», были явно или неявно обречены на исчезновение и, в конечном счете, сохраниться не могли.
Слово «жертвенник» в Библии подразумевает несколько значений, но основное из них – место убоя, жертвоприношения с пролитием крови. На еврейском языке «жертвенник» (mizbeah) происходит от слова «убой» (zabah). В то же время, в Библии показаны жертвенники, на которых совершались иного рода приношения. Помимо главного жертвенника во дворе, было еще два в святилище храма: золотой жертвенник для приношения курений, которые символизировали молитвы народа, возносившиеся к Господу, и стол для постоянно хранившихся на нем «хлебов предложения». Но эти жертвенники и совершавшиеся на них приношения играли второстепенную роль по своему значению и расположению.
Служение у жертвенника совершали священники, которым помогали левиты. В качестве святых представителей Израиля они отвечали за сохранность жертвенника и относящихся к нему предметов и следили за соблюдением чистоты и священного порядка жертвоприношений. Приношения на жертвенник передавались израильской семьей ее главе мужского пола, а затем священнику и Богу.
Израильтяне со своими приношениями «восходили» к жертвеннику или становились «пред» ним, но псалмопевец пишет также, что они могли с радостным благодарением «обходить» жертвенник ( Пс. 25:6 ). Образ «восхождения» особенно ясно выражает идеальную картину приближения к жертвеннику. Учитывая пространственную ориентацию Библии, мы не можем себе представить, чтобы для принесения жертвы надо было «спускаться» (как в случае с подземными божествами) или чтобы надо было «спускаться» по пути в Иерусалим. Устроение жертвенников требовало, чтобы взгляд устремлялся вверх. Оно соответствовало храмам древнего Ближнего Востока, которые строились на высотах, например, на горе Сион для Яхве или на мифической горе Цафон для Ваала. Строились ли они высотой в пять футов или на возвышающемся помосте, жертвенники были местами богослужений, направленных вверх, к небу. В видении Иезекииля высота устроенного уступами жертвенника достигает одиннадцати локтей или примерно девятнадцати футов ( Иез. 43:17 ). С восточной стороны расположены ступени, поэтому человек, приносящий жертву, движется с востока на запад, как будто входя во врата Едема (см. АДАМ, САД). Главное назначение жертвенника – принесение жертвы с пролитием крови. В Ветхом Завете жертвоприношение заключалось либо в окроплении жертвенника кровью животных, либо в помазании ею рогов, и ежедневные приношения агнцев и голубей продолжались вплоть до новозаветных времен.
Первый упомянутый в Ветхом Завете жертвенник был устроен Ноем, когда отступили воды потопа (хотя первое приношение Богу сделали Каин и Авель, Быт. 4:3–4 ). На нем Ной принес жертву всесожжения ( Быт. 8:20 ), и Бог, Которому эта жертва была благоугодна, заключил с Ноем завет, дав ему и его потомкам право есть плоть животных. С этого времени употребление в пищу мяса и заключение заветов почти всегда связывается с жертвенниками. Завет между Господом и израильтянами вступил в силу, когда Моисей окропил кровью жертвенник и народ ( Исх. 24:4–8 ), и в дальнейшем завет между Господом и Израилем подтверждался приношениями на Его жертвеннике.
До централизации богослужений в иерусалимском храме было множество местных жертвенников. Они делались из земли или из тесаных камней в противоположность золотым идолам других народов ( Исх.20:23–25 ). Вполне вероятно, что каждое убитое животное приносилось в жертву на каком-то жертвеннике. Позднее, когда жертвоприношения ограничились только иерусалимским храмом, его жертвенник для всесожжений стал средоточием богослужений израильтян. Покрытый медью жертвенник из дерева ситтим, описанный в Исходе, и более крупные жертвенники, воздвигнутые позднее, были местами совершения важнейших обрядов в израильском богослужении: всесожжений по утрам и вечерам, а также принесений жертвы за грех или за вину, удалявшей нечистоту и заглаживавшей вину за греховные поступки. С разрушением храма и утерей жертвенника для приношений совершение значительной части израильского богослужения стало невозможным.
Помимо жертвоприношений, связанных с пролитием крови, у жертвенника было еще несколько функций:
Памятник. В Бытии часто возводились памятники в местах общения с Богом. Авраам и Исаак поставили жертвенники в память о встречах с Богом ( Быт. 12:8, 26:25 ). В книге Иисуса Навина сыны Рувимомы соорудили жертвенник, не предназначенный для принесения жертв, как символ единства Израиля ( Нав. 22:21–29 ).
Трапеза Господня. О жертвеннике как о столе для трапезы Господней ясно упоминается всего в нескольких местах, но это может просто-напросто означать, что такое понимание было широко распространенным. В Иез. 41:22 жертвенник называется «трапезой, которая пред Господом». Тот же образ повторяется в Мал. 1:7 : «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: «чем мы бесславим Тебя?» – тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». В том же смысле можно понимать результат жертвоприношения Ноя Господу на вновь построенном жертвеннике: «И обонял Господь приятное благоухание» ( Быт. 8:21 ).
Новозаветное понимание. В Новом Завете жертвенник остался местом жертвоприношений, но характер жертв резко изменился. Когда Иисус младенцем был приведен в храм для посвящения Господу, были принесены в жертву «две горлицы или два птенца голубиных» ( Лк. 2:24 ), однако в дальнейших рассказах Нового Завета жертвенник предстает местом жертвоприношений совершенно иного рода. О жертвеннике и о Святом-святых в святилище Иисус говорит как о двух основных частях святого места, подвергшегося осквернению. В центре Его внимания стоит кровь не приносимых в жертву по закону животных, а мучеников, жертвы которых предвосхищали Его собственную, «от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом» ( Лк. 11:51 ; Мф. 23:35 ). В Откровении в жертву опять же приносятся свидетели-страдальцы, а не жертвенные животные. Души мучеников, «убиенных за слово Божие», взывают из-под жертвенника ( Откр. 6:9 ). Но в новом Иерусалиме как будто бы нет жертвенника, как нет и храма, ибо на престоле восседает Агнец и нужды для места жертвоприношений нет.
В Послании к евреям с жертвенником отождествляется Сам Иисус, и Его единственная жертва противопоставляется много раз повторявшимся приношениям на прежних жертвенниках: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). В этом стихе наивысшей точки достигает тенденция Нового Завета к слиянию всех образов жертвоприношений в одном – Иисусе, Который есть Первосвященник, жертвенный Агнец и, в данном случае, еще и Жертвенник. В качестве Жертвенника, Священника и Жертвы Иисус объединяет все образы, связанные с библейскими жертвенниками. Он становится символом нового завета, местом принесения жертвы и местом убежища.
См. также: ЖЕРТВА, ПОКЛОНЕНИЕ, СТОЛ.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Жертвенник кадильный
Жертвенник кадильный, называемый также золотым в отличие от жертвенника всесожжений, носившего название: медный ( Исх. XXXVIII, 30 ). Название жертвенника принадлежит этому жертвеннику не вполне, ибо на нем не приносились жертвы; только однажды в год, в праздник Очищения, первосвященник окроплял роги его кровью жертвы за грех ( Исх. XXX, 10 ):
а) В Скинии был сделан из дерева ситтим и обит золотом. Имея четырехугольную форму, при одном локте в длину и ширину и двух локтях в высоту, он украшался на четырех своих углах рогообразными продолжениями, подобно как и жертвенник всесожжений. Кроме того, он имел вершину, или кровлю, на которую налагался ладан. Кругом жертвенника были бордюр или шнур. Четыре кольца внизу бордюра для шестов при переноске жертвенника были сделаны из золота, а шесты, обложенные золотом, из дерева ситтим. Этот жертвенник стоял в переднем отделении Скинии или во Святом, пред завесой, отделявшей Святое от Святая Святых ( Исх. XXX:6, XL:5 ).
б) В Соломоновом храме кадильный жертвенник вполне походил на предыдущий ( III Цар. VII, 18 ), но был сделан из кедрового дерева и обложен золотом. Жертвенник, упоминаемый пр. Исаиею ( Ис.VI, 6 ), очевидно, есть жертвенник кадильный, а не всесожжений. Фимиам на нем, как видно из приведенного места, возжигался накаленными углями.
Что сделалось с кадильным жертвенником второго Иерусалимского храма, восстановленного Иудой Маккавеем, неизвестно. Его не видно на Триумфальной арке Тита в ряду изображений воинской добычи, похищенной из храма. На кадильном жертвеннике каждое утро и каждый вечер воскурялся фимиам, так что это курение было, можно сказать, непрерывным ( Исх. XXX, 8 ).
Во времена Ирода, по сказанию Флавия, жертвенник всесожжений в обновленном им храме также состоял из неотесанных камней с рогообразными продолжениями углов его, и на этом жертвеннике приносились жертвы всесожжения во время земной жизни Спасителя и апостолов, до самого разрушения храма при Веспасиане и Тите. Был также и алтарь кадильный, упоминаемый в Новом Завете. Здесь кстати заметить, что жертвенник служил также убежищем спасения для виновных и преступных лиц, как из числа иудеев, так и из числа прочих народов. Лица, подлежавшие смерти, бежали к жертвеннику, хватались за роги оного и таким образом спасали себе жизнь и свободу ( III Цар. I, 50 ).
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Жертвенник всесожжения
Жертвенник всесожжения (ивр. מזבח העולה , мизбах а-ола) или Жертвенник (ивр. הַמִּזְבֵּחַ , а-мизбеах) — в иудаизме один из центральных предметов службы в Скинии, а затем и в Храме.
Содержание
Названия
У этого жертвенника было несколько названий:
В Скинии он назывался также:
Согласно Библии, с этим жертвенником в Скинии и Храме Соломона были связаны ряд чудесных явлений:
Устройство
В Скинии
И сделай жертвенник из дерева шиттим, пять локтей длиною и пять локтей шириною; четырёхугольным должен быть жертвенник, и три локтя вышина его. И сделай роги его на четырех углах его; из него должны быть роги его; и обложи его медью. И сделай к нему горшки для сгребания пепла его, и лопатки его, и чаши его, и вилки его, и совки его, все принадлежности сделай из меди. И сделай к нему решетку (михбар) сетчатой работы из меди, и на решетке сделай четыре кольца медных на четырёх концах его. И положи её под окружным выступом (карков) жертвенника снизу, дабы была сетка до половины жертвенника. И сделай шесты для жертвенника, шесты из дерева шиттим и обложи их медью, дабы вдевались шесты его в кольца и дабы были шесты по обеим сторонам жертвенника, когда нести его. Полым внутри, дощатым сделай его; как показано тебе на горе, так пусть сделают. |
Большой Жертвенник всесожжения размещался во дворе Скинии, напротив входа и в 22 локтях от него. Каркас жертвенника был сделан из дерева акации, окован медью и был полым внутри. Деревянный корпус облегчал его переноску, при установке же во время стоянок он заполнялся землёй [1] (а также, вероятно, и камнями). Если же жертвенник сооружался из камней, железо не должно было коснуться его камней (Исх.20:22).
На жертвеннике горел неугасимый огонь [2] и ежедневно приносились жертвы (Исх.30:18-21.
Сверху, на каждом из углов, жертвенник имел рогообразные выступы [8] (по-видимому, эти выступы являлись символом силы, подобно рогам быка). Прикосновение к ним служило знаком желания всецело предаться на милосердие Божие, а также обеспечивало, в некоторых случаях, неприкосновенность и безопасность от мщения.
В Храме Соломона
В Храме Соломона, большой медный Жертвенник всесожжения стоял в центре внутреннего двора («Двора священников»), напротив входа в Притвор [10] и в 22 локтях от него и также в 22 локтях от «ворот Никанора», которые служили входом во «Двор священников». По преданию, место жертвенника служило границей между наделами колен Иехуды (Иуды) и Биньямина (Вениамина).
Он представлял собой квадратную трёхступенчатую конструкцию 20 локтей длиной, 20 шириной и 10 высотой (около 10×10×5 м):
К Жертвеннику восходили по наклонной плоскости, примыкавшей к его южной стороне. С восточной стороны к нему примыкали ступени.
Царь Ахаз приказал передвинуть жертвенник, построенный Соломоном, и на его месте поместить жертвенник по образу жертвенника, который находился в Дамасске. По всей вероятности, его сын, царь Хизкия (Езекия), удалил этот жертвенник и вернул на прежнее место жертвенник всесожжения. При разрушении Храма Соломона в 586 году до н. э. вавилонянами был разрушен и жертвенник.
Во Втором Иерусалимском храме
Согласно Гекатею, первоначально жертвенник имел 20 локтей в длину и 10 локтей в ширину. В юго-западном углу жертвенника было два отверстия для стока крови жертвенных животных. Эта кровь стекала в трубу, которая вела к реке Кидрон. Возле этого угла были также две чаши, где совершались возлияния вина и воды.
Подробное описание жертвенника, воздвигнутого Маккавеями, содержится в нескольких местах в Мишне. Он представлял собой трёхступенчатую конструкцию: его основание (32×32 локтя), погружённое в землю и обведённое кюветом, называлось Йесод и было высотой в локоть; на нём помещались Совев и Карков; на четырёх верхних углах Каркова было четыре «рога». К южной стороне жертвенника примыкал центральный пандус (кевеш) длиной 30 локтей, по которому священники восходили на крышу Каркова. Сбоку находились ещё два малых пандуса, которые вели на Йесод и Совев. На крыше Каркова помещались три (или четыре) группы дров, которые поддерживали «неугасимый огонь».
В Храме Ирода
В Храме Ирода жертвенник был квадратным и значительно превосходил своими размерами предыдущие жертвенники: 50×50 локтей и 15 локтей в высоту. [19]
Жертвенник в иудаизме
Жертвенники в Библии
В жертвеннике, который построил Ной, после своего выхода из Ковчега, уже присутствует различие между животными, пригодными для жертвы и непригодными, а сама жертва для Всевышнего впервые называется «благоухание» (ריח ניחוח) [22] (выражение, которое затем часто в Библии повторяется).
Множество жертвенников было построено Праотцами, наиболее значительный из которых, жертвенник, на котором должно было состояться Жертвоприношение Исаака в земле Мория. Традиционно считается, что этот жертвенник помещался на месте жертвенника, который воздвиг Адам, и где впоследствии должен будет стоять Жертвенник всесожжения в Иерусалимском храме.
Назначение жертвенника
Еврейские мудрецы объясняли символический смысл жертвенника, подбирая слова, начинающиеся на каждую из четырёх букв, составляющих слово «жертвенник» — מִזְבֵּחַ (мизбеах):
Ритуал, связанный с Жертвенником всесожжения
Жертвенник всесожжения служил, главным образом, местом, где совершались жертвоприношения и сжигались части тех жертвенных животных, которые предназначались для всесожжения: жертвы всесожжения (ола), повинные (ашам), мирные (шламим), часть искупительных жертв (хатат). На жертвенник кропили кровью жертвенных животных: кровью мирной жертвы, жертвы всесожжения и повинной жертвы кропили нижнюю часть жертвенника, а кровью очистительной жертвы — его верхнюю часть (на четыре «рога»), за исключением жертвы из птиц, когда поступали наоборот. На жертвеннике приносились часть хлебных (мучных) приношений (минха), на нём совершали возлияния вина (нисух а-яин) и воды. Кроме этого, в некоторых храмовых ритуалах у жертвенника были и другие функции: так в Суккот жертвенник был частью церемонии Ошанот, в ходе которой его многократно обходили с ивовыми ветвями в руках.
Жертвенник в качестве убежища
Из этого стиха следует, что жертвенник не может в подобном случае защитить убийцу. В то же время, он способен временно его защитить в том случае, если убийца соответствует трём следующим условиям:
Во время мятежа Адонии против царя Соломона пытались Иоав бен Церуйа, военачальник армии [24] и сам Адония [25] найти убежище в том, что держались за «роги» жертвенника. Адония спустился с жертвенника сам после того, как Соломон обещал не убивать его, при условии, что тот больше не станет поднимать мятеж против царя (впоследствии, Адония нарушил это условие и Соломон приказал его казнить). Иоава же Соломон приказал умертвить на месте, возле жертвенника. После этих случаев вошло в поговорку выражение «держится за рога жертвенника», о том, кто пытается спастись нечестным путём.
Перспективы восстановления жертвенника
С началом национального возрождения еврейского народа в Палестине (конец XIX века), рав Цви Калишер призвал возобновить жертвоприношения на Храмовой горе, хотя бы и без восстановления Храма, подобно тому, как поступил Зерубавель при возвращении из вавилонского плена. Он даже приступил к пробным попыткам получить на это разрешение турецких властей.
Определённую галахическую проблему для возобновления жертвоприношений представляет отсутствие уверенности в точном местоположении жертвенника. Эта проблема может быть решена пророком или же с помощью различных исторических и археологических свидетельств.