Женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса
Александр Островский — Женитьба Бальзаминова:
Краткое содержание
Картина 1
Вдова Бальзаминова с сыном Михайло Дмитриевичем люди бедные. Он глупый, чин маленький. Значит, нужна богатая невеста. Сваха Красавина находит такую: толстая от лени вдова Белотелова.
Бальзаминов заглядывается на купеческую дочку Раису Пеженову. Отставной капитан Чебаков просит Бальзаминова помочь увезти ее сестру Анфису. Обеих братья держат под замком: уж очень падки на мужчин.
Картина 2
Бальзаминов под видом башмачника передает письмо Анфисе и объясняется с Раисой. Та от скуки принимает его ухаживанья. Чтоб его не заметили братья, Бальзаминов лезет через забор. Прямо к Белотеловой со свахой. И по приказу свахи признается в любви Белотеловой.
Картина 3
На радостях Бальзаминов хочет жениться на обеих. Чебаков с его помощью ради приданого увез Анфису, а Раиса Бальзаминова прогнала. Он рад, что Белотелова согласна выйти за него. «За чем пойдешь, то и найдешь!» – подытоживает сваха. Все пляшут.
Читательский дневник по пьесе «Женитьба Бальзаминова» Островского
Сюжет
Глупый и бедный Бальзаминов ищет богатую невесту, чтоб хорошо жить и ничего не делать. Капитан Чебаков использует его при увозе от братьев богатой Анфисы Пеженовой. Бальзаминов рассчитывает увезти ее сестру Раису, но та отказывает ему. Зато согласна выйти за него толстая богачка Белотелова, которую нашла сваха. Бальзаминов с матерью и свахой празднуют победу.
Отзыв
Пьеса актуальна до сих пор, есть браки по расчету. Богатства ищут и девушки, и мужчины. О любви, порядочности, семье речи не идет. Автор высмеивает бездельников, глупцов, циников, корыстных. Пьеса учит судить людей не по статусу, а по поступкам, учиться и трудиться ради успеха, быть искренним, целеустремленным, слушать добрые советы, бороться со своими недостатками.
Конец мечты. «Женитьба Бальзаминова» (1964)
К счастью, некоторые русскоязычные фильмы снабжены теперь английскими субтитрами, а какие-то из них даже приемлемыми (те, что я нашла в Джентльменах удачи, меня совершенно расстроили). И если фильм со всеми этими субтитрами почему-то вдруг не пропадает с youtube, то его можно найти и с тщательно скрываемым чувством превосходства «нашего» над «ихним» прокрутить с комментариями выбранной жертве.
Именно с такими чувствами я «показывала» Женитьбу Бальзаминова. Сама я пересматриваю его довольно часто, он у меня обретался в разделе «искрометная комедия» (кто придумал этот термин, мне вот интересно? Кто же это думает что выбивание искр из глаз означает веселье?). И я никак не рассчитывала на то, какую реакцию вызовет фильм у иностранца, а уж тем более, что я стану смотреть его сквозь чужое восприятие.
В глазах человека, не близко знакомого с русской культурой (даже не советской, потому что фильм — экранизация классической пьесы Александра Островского, которого молодежь, к счастью, уже перестала путать с Николаем), фильм вовсе не комедия. Легкость изложения также не очевидна. Вдобавок, повествование не динамично, несмотря на частую смену сцен и событий. Атмосфера в нем душная, а настроения гнетущие. Это стало сюрпризом и для меня, потому я всегда думала о сюжете в совершенно противоположных терминах.
Теперь, с помощью неприхотливого приема (постоять в чужих тапках), я поняла, что именно это восприятие правильное. И, что бы вы ни думали сейчас обо мне, подбирая слова похлеще и помидоры погнилее, я именно так и чувствую. Странным образом, это нисколько не делает фильм хуже, чем я считала до сих пор. Нет, он только выиграл от того, что его истинная «сущность» вдруг проявилась. Но я больше никогда не представлю этот фильм иностранному зрителю как легкую комедию.
In fact, это чистой воды трагедия «маленького человека», как любили говорить критики «капиталистической» литературы. Мне могут возразить, что все люди в этом фильме — фигуры незначительные, с разной степенью успеха занимающиеся своей жизнью, поэтому придется уточнить, что термин «маленький человек» обычно подразумевает помимо прочего финансовую и личную несостоятельность. Попросту неудачника. Причины для этого могут быть и внутренние, и внешние; в зависимости от того, какие из них преобладают, мы можем строить предположения о возможности преодоления трудностей отдельно взятым маленьким человеком (я бы сократила в МЧ, но у этой аббревиатуры, к сожалению, уже есть расшифровка).
Михаилу Дмитриевичу Бальзаминову не посчастливилось родиться с серебряной ложкой во рту. Он беден как церковная мышь, одинок (потому что беден), служит чиновником первого класса (низшего) и живет с маменькой. Блестящей идеей было пригласить на эту роль Георгия Вицына, возраст которого не был помехой из-за необычайного дара выглядеть намного моложе своих лет. К тому же на роль робкого, слабого, жеманного человека лучшего актера и не найти.
Вопреки тому, что идея женитьбы по расчету не предполагает сильных гендерных различий, мы чаще видим в литературе и кино, что это больше женская проблема, чем мужская. Вероятно потому, что мужчина, даже женясь по расчету, редко демонстрирует женскую застенчивость. Островский показал, что этим качеством вполне может обладать и мужчина, и это одна из причин, почему Бальзаминова преследуют неудачи. Несмотря на видимую суетливость, герой занял, по сути, пассивную позицию, отдав сватовство на аутсорсинг Акулине Гавриловне (сваха на комиссии). Коварство, расчет, изворотливость, необходимые жениху без «калыма», Мише Бальзаминову катастрофически не свойственны. Может быть, поэтому он нам и симпатичен.
Он идет, куда посылают, делает предложение той, на кого укажут, терпит, когда его используют, послушно исполняет приказы свахи, не испытывая ни тени сомнения. Некоторая беспринципность и небрезгливость в этих случаях являются критически важными качествами. Бальзаминов их демонстрирует.
«А мне, маменька, все богатые невесты красавицами кажутся. Я уж тут лица никак не разберу»
Привлекательность невесты оценивается только размером приданного, которое за ней дают. Хотя романтичный Бальзаминов не прочь поинтересоваться домом и садом.
Я знаю, что вы все еще ждете ответа на главный вопрос: почему же этот фильм так плох иностранцам? Да не плох, он просто из разряда фантастики, причем очень дурного свойства. Видеть комедию в отказе героя от малейших усилий улучшить свою жизнь, более того, упорствующего в том, чтобы оставаться на самом дне общества — невозможно для гражданина мира, в котором только деятельный достигает успеха. А я, признаться, больше не могу видеть без боли, как Бальзаминов терпит неудачу одну за другой. Хочется уже его как-то пристроить, раз только в удачной женитьбе и может заключаться его счастье.
Пьеса, а в особенности фильм изобилуют характерными персонажами. Боюсь, что все они, оживляя действие, нисколько не разгоняют удручающий морок сонной, никчемной жизни города. А ведь это Москва, черт побери! Не глушь, не Саратов какой-нибудь.
Мать Бальзаминова, Павла Петровна (Людмила Шагалова) — закосневшая в суевериях, приметах и толкованиях снов одинокая мать «многообещающего» сына. Ее дремучее невежество соревнуется с народной «мудростью» кухарки Матрены. Как мне это напоминает интернет-дискуссии на каком-нибудь всевдонаучном ресурсе, где люди долго и серьезно обсуждают несуществующие истины!
Устинька (Людмила Гурченко), подружка невесты №1 Капочки — старая дева, которая «страсть как обожает откровения в любви от подруг». Она живет Капочкиными делами, полностью утонув в них, и не приживалка, не компаньонка, но ведет себя, как зависимый человек.
Мать Капочки (Тамара Носова) — жертва интернета … Спид-инфо, да что это со мной. слухов и фактов, не имеющих отношения к действительности. Ничкина во всей полноте обладает тем, что теперь зовут клиповостью мышления. Да и детские проблемы дефицита внимания и гиперактивности (что куда красочнее выражено русским выражением «шило в попе»), которые не позволяют ей ни замолчать, ни перестать метаться по комнатам, никуда не ушли.
Лукьян Лукьяныч (Ролан Быков) — военный невнятной классификации, который занимается чем угодно, только не тем, чем занимался минуту назад. Гиперактивность у него куда «здоровее», чем у Ничкиной. Сыграно идеально, именно поэтому герой Быкова утомляет уже на первой минуте, а «терпеть» его придется куда дольше. Причина этого в противоречии между видимой активностью деятельного Лукьян Лукьяныча и незначительностью результатов.
Сваха Акулина Гавриловна (Лидия Смирнова) — женщина, зарабатывающая себе на жизнь. Освободившись от драчливого мужа, она, как мне видится, зареклась вступать в брак, вместо этого она подводит других людей под цепи Гименея. Мы не знаем, насколько успешен ее «бизнес», но что-то подсказывает, что она не нуждается — тут главное не стесняться и не отказываться от угощения («а я никогда не закусываю, я этой глупой привычки не имею»). А еще Акулина Гавриловна располагает самым ценным капиталом, который не только в 21 веке открыли — информацией. Список тоскующих дам она кладет рядом со списком жаждущих молодых людей — и дело идет.
Матрена — кухарка (а также служанка, компаньонка и доверенное лицо матери) Бальзаминовых. Она, как мне кажется, единственный здравомыслящий человек в пьесе. Темная, суеверная, грубая, она вставляет крайне отрезвляющие реплики. Жаль, что ее никто не слушает. Исполнила роль великолепная Екатерина Савинова, на которую можно любоваться каждую секунду экранного времени.
Каждый из участников этой недрамы-некомедии, как я сказала, вносит лепту в безнадегу действия. А есть ведь еще невесты. Ох уж эти невесты! Если Капочка (Жанна Прохоренко) просто милая, глупенькая девочка, то остальные вызывают у нас куда большие опасения за судьбу Бальзаминова.
Братья Раисы и Анфисы фактически держат их на самоизоляцие. на карантине, да отвяжись ты! «под замком, все равно что взаперти», чтобы сохранить хотя бы остатки их репутации просто чтобы предотвратить откровенный разврат и главное, удержать тех от поспешного брака с искателем денег. Не беспокойтесь за Анфису, если Лукьян Лукьяныч не полный идиот (а полных идиотов не бывает. бывают, но редко), то он на Анфисе женится по всем правилам. Это вам не бесприданница какая-нибудь.
Но, как наркоман всегда находит наркотики, Раиса с Анфисой обходят все карантинные правила и устраивают свидания практически под носом у братьев. Пустота их жизни приводит к скуке, а уж скука толкает на отчаянные поступки. Братьям стоило бы не запирать девчонок, а выдать их замуж, да поскорее.
Совсем в другой форме выражает аналогичную тоску по мужчине вдова Домна Белотелова (любил Островский «говорящие» фамилии). Сохраняя благопристойность, вдова блюдет воздержание, держит пост и бьет земные поклоны в сторону церковных крестов. Домна окружает себя приживалками и компаньонками и флегматично вздыхает. Домне мужчину доктор прописал, а с рецептом «в аптеку» побежала Акулина Гавриловна. Бальзаминов сильно сократил бы свои мытарства, а заодно и саму пьесу, если бы согласился на предложение свахи сразу. Женитьба на ней не обещает Бальзаминову той идиллии, о которой он мечтает, скорее, его посадят на очень короткий поводок.
А что же Бальзаминов сам хочет от брака? А это как раз та часть фильма, которую в пьесе никак не изобразишь с таким же размахом, как в фильме. Бальзаминов живет мечтами. Он живет в мечтах. В них он совсем другой человек (даже внешность другая — брюнет с усами) — решительный, смелый, окруженный почитателями, подчиненными и, конечно, женщинами. Бальзаминов примеряет на себя роли генерала и даже царя, последний издает очень необходимый указ о том «чтобы богатые женились только на бедных, а бедные на богатых», уравнение в состоянии таким образом сделает больше людей счастливыми, а Миша Бальзаминов, хоть и эгоист, но человек не жадный.
Единственное, чего требует Бальзаминов от ближних — не прерывать его фантазий. Вы бы тоже заверещали, если бы вас оторвали от кислородной подушки в момент, когда вы без нее дышать не можете (это я не имею в виду специально COVID, но он, к сожалению, тоже про это). Без мечты Бальзаминов не сможет жить, так как только она дает ему надежду на обеспеченную жизнь, каменный дом и жену. Так что уж не прерывайте его разглагольствований.
Мечта, считает Бальзаминов, может быть какой угодно. Этим он напоминает мне другого философа, которого в глупости никак не заподозришь. «Плов», говорил Насретдин, «может быть таким жирным, как вам угодно, если вы о нем всего лишь мечтаете». В смысле, что печень от этого не пострадает. Так, Бальзаминов представляет себе, каким могло быть счастье двоеженства. И рассматривает он эту ситуацию не с точки зрения сладострастия, а исключительно из соображений двойного благополучия и двойного семейного счастья. Я ведь уже говорила, что Миша щедр духовно?
Кроме того, Бальзаминов провозглашает принцип, который, опиши он его в книгах, принес бы ему в наше время целое состояние. Можно было бы и с лекциями по Москве разъезжать. А что, в наше время полно дураков, выкладывающих любые средства за концепцию «богатого мышления». А чем хуже теория Бальзаминова, что он привык мыслить как бедный человек, «вот богатство в голове и не помещается»? Эх, не того человека глупым зовут.
Бальзаминов достиг своей цели, и, в какой-то мере, мы за него рады. Есть неписаное правило (думаю, что оно не только для женщин верно): не всем девушкам стоит идти в институт, есть те, которым замужество гораздо полезнее. Мы знаем, что бедность не стимулирует в Бальзаминове ничего, кроме способности мечтать. Принцип, которым обжег его Капочкин дядя Неуеденов — Николай Крючков: «а по-моему такому человеку, который не умеет достать ничего, не токмо в богатстве, а и совсем жить незачем»), ему чужд и даже обиден. Вот только исполнение его желания не обязательно сделает его счастливым. Теперь ему и вовсе нет никакого стимула «шевелиться». «С деньгами-то мы и дураками проживем».
Сколько таких никчемных, но безобидных молодых людей вело жалкое существование во времена заржавленных социальных лифтов (да и сейчас эти лифты если и смазывают, то не тем, чем надо бы), сословных ограничений и юридических препон. Особенно, если они сами не прикладывали никаких усилий, а только мечтали выиграть в лотерее жизни, забывая при этом купить лотерейный билет.
Тем не менее, пусть же таким мотылькам, как Бальзаминов хоть чуточку повезет в жизни. Не имеющий ни самолюбия, ни амбиций, Миша Бальзаминов лишен жестокости и подлости настоящего альфонса. Вместо претензий он скромно просит: возьмите меня в подкаблучники.
Бальзаминов заплатит за достижение своих желаний тем, что будет вынужден с ними распрощаться. Яркие мечты Бальзаминова, в которых он привык проводить большую часть дня, уйдут. Потому что с их исполнением потеряется сама причина фантазировать. Что может желать человек у которого есть «всё»?
Нищий ли тот, у кого есть мечта? Богат ли тот, кто мечтать не может?
«Женитьба Бальзаминова»: автор пьесы и краткое описание сюжета
История создания
Автор «Женитьбы Бальзаминова» отнес свое сочинение в редакцию в 1861 году. Пьеса тут же была опубликована, а появилась она впервые на страницах журнала Достоевского «Время». Великий русский писатель и литературный деятель назвал пьесу «прелестью». Об этом свидетельствует переписка, сохранившаяся до наших дней.
Автор «Женитьбы Бальзаминова» отправил Достоевскому письмо, в котором выражал просьбу составить небольшую рецензию на драматургическое произведение. Тот не отказал. Более того, отметил мастерство автора «Женитьбы Бальзаминова». Особенно Достоевскому приглянулся главный герой пьесы. Впрочем, оценил писатель и женские образы, которых в произведении немало.
Кто же автор пьесы «Женитьба Бальзаминова»? Это знаменитый драматург, создатель «Бесприданницы», «Грозы» и других произведений, к которым на протяжении многих лет обращаются театральные режиссеры.
Александр Островский
Будущий драматург и автор произведения «Женитьба Бальзаминова» родился в Москве, в 1823 году. Детство прошло в центре столицы, на Малой Ордынке. Николаю исполнилось шестнадцать лет, когда отец его получил дворянство. Николай Фёдорович Островский был чиновником, сделавшим неплохую карьеру. Мать умерла, когда будущий писатель был еще маленьким.
Творческий путь
Помимо вышеупомянутых пьес, его перу принадлежат такие произведения, как «Тяжелые дни», «Гроза», «Бесприданница», «Бедность не порок», «Трудовой хлеб», «Волки и овцы», «Без вины виноватые». Некоторые из них входят в школьную программу и знакомы почти каждому. Кроме того, произведения Островского пользуются популярностью не только у театральных режиссеров, но и у кинематографистов. Всё же с театром у автора «Женитьбы Бальзаминова» отношения складывались не всегда гладко.
Постановка
Театральная судьба пьесы о Мишеньке Бальзаминовом сложилась не сосем удачно. Специальный комитет, во власти которого было пропустить или запретить постановку того или иного произведения, не одобрил это сочинение. Островский был обескуражен. По его мнению, многие пьесы, написанные им и пропущенные комитетом, совершенно никуда не годились, тогда как на «Женитьбу Бальзаминова» он возлагал большие надежды.
Драматург заподозрил цензоров в недоброжелательном отношение к своей персоне. А затем устроил шумиху, которая немедленно дошла и до прессы. Инцидент приобрёл общественную огласку. Ведущие газеты выступили в защиту автора книги «Женитьба Бальзаминова». В 1862 году комитет всё-таки пропустил комедию к представлению.
Краткое содержание
Лейтмотивом в этой пьесе выступают фантазии и сны главного героя. Реальность в его сознании переплетается с мечтами, что приводит к довольно сложным отношениям между ним и потенциальными невестами. В последней сцене он словно оказывается один на один с реальностью. И только тогда читатель понимает, что главный герой вовсе не дурачок, а больной человек.
Пьесы Александра Островского экранизировали не раз. Один из лучших фильмов, снятых по произведениям русского драматурга – это «Женитьба Бальзаминова», вышедшая на экраны в 1964 году от режиссера Константина Воинова.
Смысл произведения «Женитьба Бальзаминова» Островского
Александр Николаевич Островский – великий русский драматург, человек, который написал и лично поставил множество известных спектаклей, а также стал человеком, движущим русский театр. Долгое время его не принимали, но затем его произведения стали легендарными. Сейчас его проходят в школах, институтах и театрах, а многие пьесы регулярно ставятся на самых крупных площадках. Пьесы Островского примечательны тем, что всегда исследуют, казалось бы, низменные вопросы, но на самом деле довольно-таки жизненные. Яркий пример — «женитьба Бальзаминова». Пьеса, которая в своё время наделала очень много шума.
Пьеса ироничная и в некотором роде забавная. Раскрывается маленький внутренний мир главного героя, Миши Бальзаминова, через его рассуждения, взаимодействия с другими персонажами и монологами. Пьесу смело можно позиционировать, как философский рассказ о людях, которых в некотором роде обидел Бог, не наделив какими-либо способностями или талантами. Именно таковым и является главный герой Миша Бальзаминов – это трагично, но в тоже время довольно смешно.
Миша Бальзаминов является до полноты души романтичным персонажем – он живёт чувствами, эмоциями, а не умом и расчётливостью, как другие персонажи. Это осложняет его жизнь, ведь зачастую он и другие герои сталкиваются в конфликте по – этому поводу, потому что не могут понять друг друга из-за разности взглядов на мир. Но в любом случае, Бальзаминов прекрасно понимает, что в этом мире необходимо как-то выживать, поэтому ему приходится свыкаться с устоями и принципами данного мира. Забавность пьесы заключается в столкновениях романтичности Миши Бальзаминова с мещанским бытом, миром и людьми.
Проблема Бальзаминова также заключается в том, что его жизнь целиком и полностью зависит от родной матери Павлы Петровны Бальзаминовой, которая руководит сыном, как только может. Она хочет, чтобы он женился на богатой хорошей невестке. Сам Михаил также не против, только вот он теряется в догадках, а как же это сделать, ведь нет подходящих вариантов, да и как знакомиться с представительными женщинами он не знает. В такой ситуации мама Михаила, Павла Петровна вынуждена обратиться за помощью к местной свахе. Бальзаминов, узнав об этой новости, набирается терпения, мечтаний и ожидающим его счастьем. В конце одной из сцен он говорит известную фразу: «Вот был бы я царём, то я обязательно бы издал закон, мол, богатый должен жениться на бедной, а бедный на богатой. Кто против – тому смертная казнь!»
Именно по — такому устою и живёт Бальзаминов, мечтая о том, что женится на богатой жене, которая будет обеспечивать его, а он сам перестанет считать беды и станет самым счастливым человеком на земле, как и хочет его мама вместе со свахой.
У пьесы крайне интересное устройство фактуры, ведь реальность здесь посредничает со снами, фантазиями и мечтаниями. Всё происходящее в большей степени сон, а не реальность, она здесь является нежелательным окончанием сна. Только финальная сцена в пьесе Островского ошарашивает Мишу Бальзаминова тёплым пугающим жёлтым свечением — метафорой реальности, обыденности и настоящего. Реальность и сон как бы наконец-таки разделяются на две части, ломаясь в сознание главного героя: фразы о том, что Белотелова согласна выйти замуж и отданных ею же золотых часов свахе. В конце концов, мы видим то, как Миша сидит в своей комнате и ведёт диалог с пустотой, сам с собой.
Этот финал говорит о болезни Бальзаминова, нежели о странности или идиотизме. Он не дурак, он серьёзно болен, в первую очередь психологически. Теперь становится ясно, всё это не реальность или сон, а обычное больное воображение. Становится жалко Бальзаминова. Но новость о болезни не мешает общему смыслу пьесы – это всё ещё конфликт Михаила и сложной реальности, напичканной мещанским бытом. Своим произведением Островский хотел показать не только болезнь юноши, которому не повезло в жизни, но и конфликт беспечного мальчика, мечтающего о чём-то светлом с мещанским миром российской империи. Если абстрагироваться от сюжета и финала пьесы, то можно с уверенностью сказать — это войну Бальзаминов бы проиграл. Ещё никому светлому не удалось победить то порочное, что было в мещанах и представлениях того общества.
«Женитьба Бальзаминова» — это прекрасное произведение, которое поистине считается легендарным в русской литературе. Чтобы составить общую картину самостоятельно, прочитайте это произведение и сделайте собственные выводы. Уверены, Островский не оставит вас равнодушным к происходящему! Возможно, вы иначе посмотрите на основной смысл произведения Александра Островского «Женитьба Бальзаминова».
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.8 / 5. Количество оценок: 50
Анализ пьесы А. Н. Островского За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова) Картины московской жизни
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 23:25, курсовая работа
Описание работы
Файлы: 1 файл
Разбор пьесы.docx
Пьеса доказывает смысл пословицы. Бальзаминова не волновали душевные качества его невесты, для него главным критерием было ее благосостояние. Это недоброе, расчетливое, корыстное желание. Вот и нашел он богатую, но скверную (недобрую) жену.
На протяжении пьесы название повторяется дважды. Автор вкладывает эти слова в уста Бальзаминовой в начале:
Бальзаминова. Говорят: за чем пойдешь, то и найдешь! Видно, не всегда так бывает. Вот Миша ходит-ходит, а все не находит ничего. Другой бы бросил давно, а мой все не унимается. Да коли правду сказать, так Миша очень справедливо рассуждает: «Ведь мне, говорит, убытку нет, что я хожу, а прибыль может быть большая; следовательно, я должен ходить. Ходить понапрасну, говорит, скучно, а бедность-то еще скучней». Что правда то правда. Нечего с ним и спорить.- 1 картина, 1 явление.
А в конце их произносит Красавина:
Красавина. А то вот еще есть пословица. Ты долго за невестами ходил?
Красавина. А пословица-то говорит: «За чем пойдешь, то и найдешь».
Это является своеобразной закольцовкой композиции. Также это служит символом, что ничего в обществе, в мире не изменилось от того, что Бальзаминов женился на Белотеловой. Мы понимаем, что сегодня у них праздник, а с завтрашнего дня все пойдет своим чередом.
Пояснение сюжета понадобилось автору в названии, так как данная пьеса является заключительной частью трилогии о Бальзаминове. В предыдущих пьесах автор рассказывал нам о неудачах Бальзаминова в поисках невесты. Для того чтобы заинтриговать читателя, уже знакомого с этим героем, Островский вносит в название этот намек окончание метаний главного героя.
Третья часть названия задает атмосферу произведения, пространство, в котором будут существовать герои. Мы уже воспринимаем эту пьесу как зарисовку, набросок, легкий эскиз. Эта часть также подсказывает нам, что пьеса является частью цикла произведений Александра Николаевича, объединенных названием «картины московской жизни».
Пьеса «За чем пойдешь, то и найдешь» замыкает трилогию о Бальзаминове. Также в этой трилогии есть пьесы: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!».
Достоевский организовал у себя чтение пьесы и об интересных для автора впечатлениях слушателей также сообщал в письме: «…Некоторые из слушателей и из слушательниц вашей комедии уже ввели Белотелову в нарицательное имя. Уже указывают на Белотелову и отыскивают в своей памяти девиц Пеженовых» (там же).
Эту пьесу можно отнести к зрелому периоду творчества Островского. Так как к моменту написания этой комедии, Александр Николаевич был уже очень известным и уважаемым писателем.
Неудачно сложилась театральная судьба «Женитьбы Бальзаминова». Островский просил заведующего репертуарной частью петербургских императорских театров П. С. Федорова принять его новую пьесу «так же благосклонно, как и все прежние» (т. XIV, стр. 89). Но истинное отношение к драматургу со стороны этого чиновника- администратора, как и вообще театрального начальства, бывшее и прежде далеко не благосклонным, теперь обнаружилось открыто – Литературно- театральный комитет, состоявший в большинстве из недоброжелателей Островского, рассмотрев пьесу, постановил: «Не одобряется к представлению».
Глубоко возмущенный, но лишенный возможности публично обжаловать заключение Литературно-театрального комитета, Островский приходит к мысли о том, что дальнейший его честный писательский труд для сцены невозможен.
На защиту писателя выступила прогрессивная пресса; инцидент получил общественную огласку.
Под давлением общественного мнения Литературно-театральный комитет пересмотрел свое постановление о «Женитьбе Бальзаминова» и 17 ноября 1862 года большинством голосов (шесть против четырех) допустил пьесу к представлению, с оговоркой, что автор, чье имя приобрело известность, будет сам отвечать за свое произведение, комитет же «не признает большого литературного и сценического достоинства в пьесе Островского» и делает для нее исключение ввиду бедности репертуара Александрийского театра
1 января 1863 года петербургский Александрийский театр впервые показал пьесу «За чем пойдешь, то и найдешь» при следующем распределении ролей: Бальзаминов – Пав. В. Васильев, Бальзаминова – Ю. Н. Линская, Красавина – Воронова, Чебаков – П. С. Степанов, Белотелова – Е. Н. Васильева 2-я, Раиса – А. П. Натарова, Матрена – Рамазанова.
В московском Малом театре премьера состоялась 14 января 1863 года. Роли исполняли: Бальзаминов – А. А. Рассказов, Бальзаминова – Н. В. Рыкалова, Красавина – С. П. Акимова, Чебаков – В. А. Дмитревский, Белотелова – А. И. Колпакова, Анфиса – В. В. Бороздина, Раиса – А. И. Колосова, Матрена – X. И. Таланова.
А. А. Рассказова и П. В. Васильева, исполнителей роли Бальзаминова, А. Н. Островский выделял как высокоталантливых артистов. Д. В. Аверкиев вспоминал, что «Павел Васильев в этой роли был само совершенство» («Дневник писателя», 1886, стр. 252). Из актеров более позднего времени лучшим истолкователем образа Бальзаминова был В.Н. Давыдов.
В 1964 на киностудии «Мосфильм» была поставлена экранизация пьесы — фильм «Женитьба Бальзаминова»: режиссер К. Воинов, в ролях: Георгий Вицин, Л юдмила Шагалова, Екатерина Савинова, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Жанна Прохоренко, Надежда Румянцева и др.
Образ Бальзаминов — фарсово- комедийная интерпретация темы «маленького человека». Картины московской купеческой жизни. Вроде бы шутливые приключения Бальзаминова были показаны с таким сочувствием к «Маленькому человеку», что ничтожный и пустой герой поневоле начинал вызывать симпатию.
Все мы ищем лучшей жизни, стремимся к счастью. Но правильное ли у нас представление о счастье? Островский на примере Бальзаминова показывает нам искаженное мерками общества представление о счастье и идеальной жизни. Герои называют богатую невесту своим счастьем. Но автор заставляет нас задуматься – а в деньгах ли счастье?
В данной пьесе автор поднимает тему маленького человека. Бедному неумному Бользаминову приходится выживать в московском обществе. А единственный способ быть признанным – это быть богатым, поэтому он ищет себе обеспеченную невесту. У главного героя от недостатка образования формируются неправильная система ценностей. Вместо того чтобы учиться, работать, он просто ходит. Складывается образ «обиженного Богом».
Еще Островский затрагивает тему выживания в обществе – каждый выживает как может: Бальзаминова пытается женить сына, Красавина пытается сосватать Белотелову, Чебаков хочет украсть богатую невесту, Пеженовы мечтают сбежать из дома.
Островский жалеет Бальзаминова, поскольку тот наивен как ребенок, прост в своих суждениях и не находит общего языка с тем миром, в котором ему приходится существовать.
«…Бальзаминов не просто бытовой тип, а характер; несмотря на его видимую пустоту и ничтожность, мы все по временам бываем Бальзаминовым точно так же, как и Хлестаковым…» (Аверкиев).
Но при этом Островский не осуждает Бальзаминова за его чванливость, себялюбие и упрямство.
Бальзаминова. Ничего-то ты в жизни не сделаешь!
Бальзаминов. Отчего же, маменька?
Бальзаминова. Оттого что не умеешь ты ни за какое дело взяться. Все у тебя выходит не так, как у людей.
Я считаю, что в наше время эта тема актуальна, так как деньги и связи играют в нашем обществе большую роль. Большинство людей и в наше время живут по принципам героев Островского.
Внешний конфликт – конфликт Бальзаминова и Красавиной; внутренний – несоответствие запросов героя и его социального статуса. Выражается он в несоответствии реальности и того, каким он себя воображает. Ходил за деньгами – их и нашел, а думал, что ходил за счастьем.
Внутренний конфликт неразрешим, так как общество не поменяет своих принципов, и сам Бальзаминов не хочет менять своих, а пытается подстроиться под общественные стандарты. А внешний конфликт разрешается в тот момент, когда, волею случая, Бальзаминов оказывается в полном влиянии свахи. Конфликт межличностный, так как в нем участвуют все герои. Конфликт социальный, так как одной из причин этого конфликта является социальное положение Бальзаминова. Конфликт субстанциональный – между героем и обществом.
Причина конфликта – бездействие Бальзаминова. Он только мечтает о счастье, а ничего для этого не делает, только ходит и ждет счастливого случая.
«… есть ли более яркое изображение пошлости человеческого себялюбия, не находящего правильной оценки своим достоинствам. » (Аверкиев 1886г.)