Железная дорога чему учит
Анализ стихотворения «Железная дорога» Николая Некрасова
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» было написано в 1864 году. Будучи живым свидетелем этой эпохи и её проблем, автор рассказал через него о сложностях жизни в те времена, как страдали простые крестьяне, живя в бедности и занимаясь тяжёлым и неблагодарным трудом. Само произведение адресовано детям и написано в форме беседы с мальчиком. Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога» позволяет более глубже вникнуть в его основную идею.
История написания
В 1842 году царь Николай I издал указ о строительстве железнодорожных путей. Эта дорога была первой на территории Российской Империи. Соответствующему событию и посвящено было произведение Некрасова. Рельсам указанной дороги предстояло соединить между собой Москву и Петербург. Руководил строительством граф Пётр Андреевич Клейнмихель, упоминаемый в эпиграфе. В 1852 году оно уже было окончено, что считалось для того времени невероятно быстрым.
Впервые стих был напечатан в журнале «Современник». Произошло это в 1864 году. Он сразу же обратил на себя внимание общественности, став важным явлением в гражданской лирике. Поэт не занимался прославлением дороги, а заострял внимание на болезненной теме — как это строительство происходило и чем отозвалось для простого народа.
Специалисты по истории критиковали Некрасова за искажение исторических фактов. В частности, его обвиняли, что он указывал число погибших 5000, тогда как точное количество установить оказалось невозможным.
Делая анализ «Железной дороги» Некрасова, необходимо отметить, что оно написано в виде диалога между умным мальчиком Ваней и его отцом-генералом, а также авторской фигурой рассказчика, который берёт на себя смелость возразить родителю и рассказать, как на самом деле строилась дорога.
Жанр, размер и направление
Жанр соответствует гражданской лирике. Написано произведение дактилем, рифмовка перекрёстная (abab), используются мужская и женская рифмы.
Произведение написано в направлении реализма. Повествование обладает чётким ритмом, словно действительно написано под стук колёс поезда, катящегося по просторам страны. Читатель без прикрас видит:
Делая анализ стихотворения «Железная дорога», важно указать, что оно пронизано сочувствием к народу, которому пришлось пройти через это всё. Этим оно выделяется среди других произведений того времени.
Отдельного слова достойны образы в стихотворении. Основной символ отражён в самом названии этого произведения. Железнодорожное полотно, словно красная нить, связывает все остальные элементы и персонажей и проходит сквозь всё повествование. Ведь именно оно послужило причиной страданий людей, о которых рассказчик говорит Ване. Они предстают в образе сотни мертвецов, поднимающихся из земли и следующих за поездом, где едут мальчик с отцом и рассказчиком.
Несчастный белорус — собирательный образ простого труженика, принесшего в жертву жизнь в угоду властям и их желанию облагораживать территорию города. На протяжении долгих лет его сопровождали утомительный труд и выживание в землянке. Автор с глубоким уважением говорит о представителях народа, восхищается трудолюбием крестьян. Первые 3 главы — правда, как на самом деле происходило строительство дороги и какой ценой она строилась для обычных людей.
На просьбу же показать «светлую сторону» рассказчик тоже не теряется и иронично, с юмором повествует о лабазнике, рабочих и бочке вина. Купец кажется благодетелем, но на самом деле он эксплуатирует людей, не испытывая к ним ни уважения, ни простого человеческого сочувствия.
Настроение и тематика
Главная тема произведения — как тяжело трудились и страдали рабочие при постройке дороги, как поступали с ними чиновники, не считавшие их за людей. Общество в те времена было подвержено сильному социальному расслоению, и жизнь элиты общества разительно отличалась от условий, в которых приходилось существовать крестьянам и рабочим. Это были 2 параллельные линии, нигде не пересекавшиеся, но автор решил пролить на это свет, будто предвосхищая грядущие революции. Такова ключевая мысль стиха.
Так писатель подходит и к другой теме — социального неравенства. Есть господа, а есть крестьяне и рабочие. В произведении осуществляется попытка понять, возможно ли им понять образ жизни друг друга и осознать, что все они люди, жители одной страны. Ваня относится к привилегированному классу, его жизнь ничем не омрачена, в отличие от тяжёлой и иногда трагической судьбы крестьянских детей. Один человек никак не в силах изменить ситуацию, но Некрасов видит умного Ваню, как олицетворение мыслящей, думающей молодёжи. По его мнению, она будет смотреть на мир по-другому не так, как их отцы.
Также поэт говорит, что не стоит закрывать глаза на правду, даже если она страшнее и неприятнее, чем ложь. В уютном вагоне нового поезда не видно, что творится за его пределами. Однако стоит помнить, какими усилиями далась стране эта дорога, что не так легко и просто это было, как говорил отец-генерал. Труд человека не должен быть забыт, его нужно уважать и знать о нём.
Настроение произведения так же двойственно, как жизнь людей в 19 веке: с одной стороны, новое железнодорожное полотно, стремительно бегущее между городами, с другой же — то, что стояло за его строительством, не самая приятная картина.
Проблематика стихотворения
Проблемы, описанные в произведении, достаточно разнообразны. Они отражают сразу несколько моментов:
Невежество и темнота — еще один немаловажный аспект. Он находит отражение в незнании, как защитить свои права. Это даёт возможность обманывать людей и дальше, ведь они не выражают недовольства, молчат, будто их всё устраивает.
Что касается композиции, можно выделить 4 основные части. Они имеют тесную взаимосвязь и представляют собой синтез нескольких образов. Речь идет о людях, находящихся в вагоне поезда. Следует отметить и построение описания на антитезе, когда в первой части описываются пейзажи осени, лес, тонкий лёд на реке. После этого представляются другие картины: жесткие условия труда, в которых приходится находиться людям, голод.
Главная идея и средства выразительности
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» несёт в себе идею, что за большим и ярким творением стоят простые труженики из народа, крестьяне, рабочие. Это — то основное, что хотел донести автор устами рассказчика, повествующего об этом мальчику Ване. И большой несправедливостью является, что помнят чиновников, подрядчиков, тех, кто был жесток к этим рабочим и пользовался их трудом, мало давая взамен, а не тех, кто трудился в поте лица, создавая материальные ценности.
Без простых людей не было бы многого из того, что создаёт комфорт, уют и достаток в жизни. Всё создано руками людей. В произведении говорится, что не помнить о тех, кто создал железную дорогу, кто страдал и даже погибал ради этого, значит, предать себя и свой народ. Отдельного слова достойны средства художественной выразительности, используемые в произведении.
К ним относят:
В стихотворении «Железная дорога» автор показывает читателю картину колоссального труда русского человека в жестоких для него условиях. Пусть господа получили все почести и о них говорят, но поступки их являются низкими и подлыми. Настоящий труд, хоть и остался невидим, не должен быть забыт, и о нём это произведение. Русские рабочие, крестьяне сделали для страны очень много, и об этом важно помнить.
Таков краткий анализ стиха с обзором литературных приёмов, использованных в нём, а также обозначением основного смысла. Он пригодится всем, кто изучает в школе произведение и намерен писать сочинение по теме. Для составления плана по «Железной дороге», обзор также будет полезен.
Чему учит стихотворение Железная дорога
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» — легендарное; вы слышали строки из него, даже если самого стихотворения так и не удосужились прочитать. Оно больше, состоит из 4-х частей. В гражданской лирике, в социальной поэзии, считается образцовым, эталонным.
Сюжет стихотворения
«Железную дорогу» Некрасов написал в 1964 году, через три года после отмены крепостного права. Эпиграфом, отправной точкой стал диалог отца и маленького сына в поезде. Мальчик, удивленный железной дорогой, спрашивает папу, кто ее построил. На что мудрый отец, ни секунды не раздумывая, отвечает: «граф Петр Андреевич Клейнмихель». Видимо, диалог этот реальный. Наверное, Некрасов слышал его, был возмущен до глубины души, и решился рассказать правду ребенку, ответить всем, кто считает, что Зимний дворец построила лично Екатерина II, а Колизей воздвигали римские императоры.
Далее поэт рассказывает как голод и пореформенная безысходность, породившая тьму деревенской бедноты, согнала людей на строительство железной дороги. Со всей страны оборванные, голодные, безработные люди потянулись, чтобы заработать себе хоть на кусок хлеба, чтобы просто выжить, не умереть с голоду. Однако и здесь они умирали – от недоедания, непосильной работы, от того, что жили в землянках из месяца в месяц. В снег, в лютый мороз и жару, в дождь, в весеннюю распутицу русские мужики прокладывали путь.
Некрасов подробно описывает все бедствия безымянных строителей, всю непосильность их работы. И учит мальчика уважать народный труд, его великий подвиг. И тогда отец мальчика смеется над поэтом. Народ, вы считаете, что эту дорогу построил народ? Ваш народ – это сборище лодырей, грубых варваров, разбойников и воров. Он не способен ни на что. Без кнута не построит и амбара.
Затем отец просит не смущать детский ум рассказами о бедствиях и ужасах. Что ж, решает поэт, расскажу, пожалуй, и о светлой стороне строительства. Но далее идут горькие строки об обманутых людях, которые за все время строительства больше, чем на хлеб насущные ничего не заработали. За каждый промах, за любой огрех надзиратели записывали штрафы и неустойки. Так что, к концу строительства люди оказались не только не в прибыли, но все в долгах.
И затем лирический герой красноречиво описывает явление подрядчика. Этот «народный благодетель» был так щедр, что «подарил недоимку» работникам. Простил долги, да водкой угостил. А теперь ступайте подобру-поздорову, любезные – с чем пришли, с тем и уходите. Картина народного ликования выглядит особенно ужасающе и безысходно. Но мы знаем, что главные строки этого стихотворения навеки вошли в русскую жизнь. И в них – надежда на избавление от морока бедности. Это строки о русском народе, который вынес уже много бед и вынесет еще, проложив себе дорогу к счастью. А не путь чужой славы…
Чему учит стихотворение
В те времена, когда было написано это стихотворение, оно перевернуло сознание многих, заставив иначе смотреть не только на русскую жизнь, но и на всю человеческую историю, которая до этого понималась как история царей, героев и полководцев. Но вот на историческую сцену выходит народ – с его вековечным страданием и покорным молчаньем. Некрасов говорит вместо них – сотен и тысяч, и сотен тысяч, и миллионов забитых, угнетенных и обманутых людей. Этот стих учит нас тому, что есть истинное величие и достоинство человека. А еще милосердию, совестливости и человечности, которой так не хватало в мрачной русской жизни.
Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. Некрасов)
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Из истории создания произведения
Стихотворение «Железная дорога» Некрасова было написано в 1864 году и опубликовано в журнале «Современник». К тому времени железная дорога между Москвой и Петербургом была названа Николаевской, а П. А. Клейнмихель, отличавшийся невероятной жестокостью по отношению к подчиненным и компрометировавший власть, отстранен от должности Александром II.
Вместе с тем проблема, которую поднимает автор произведения, в 60-е годы XIX века являлась весьма злободневной. В это время развернулось строительство железных дорог в других уголках страны. При этом условия работы и содержания задействованных на работах крестьян мало чем отличались от описанных Некрасовым.
Работая над стихотворением, поэт изучил ряд публицистических документов, среди которых статьи Н. Добролюбова и В. Слепцова о жестоком отношении управляющих к подчиненным, опубликованные в 1860-61 годах, что расширяет временные границы произведения. Фамилия же Клейнмихеля в большей мере должна была отвлекать внимание цензуры от актуальности темы. Но даже это не делало его менее обличающим, что позволяет понять детальный анализ. «Железная дорога» Некрасова многими современниками воспринималась как смелое обличение существовавших и при Александре II порядков.
Средства выразительности
В стихотворении “Железная дорога” использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лёд… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”. Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, “труд страшно громаден”.
Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, синекдоху: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.
Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину современной поэту действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.
Композиция стихотворения
Некрасов адресует свое произведение таким же детям, как Ваня. По мысли поэта, они непременно должны знать пусть и горькую, но все же правдивую историю своей страны, так как за ними будущее России.
Глава 1. Осенний пейзаж
Начало стихотворения «Железная дорога» Некрасова проникнуто чувством восхищения и умиротворения. Такой тон задает уже первая строчка: «Славная осень!» Для автора картины природы, мелькающие за окном вагона, олицетворяют всю родимую Русь (от самого названия, древнего и уже отошедшего в прошлое, веет теплотой и любовью), такую неповторимую и дорогую сердцу. Здесь все прекрасно и гармонично, даже попадающие в поле зрения «кочи», «моховые болота и пни». Из общего плана выбивается лишь одно слово, которое заставляет читателя насторожиться: «нет безобразья в природе…». Невольно возникает вопрос: «Тогда где же оно есть?»
Глава 2. Строители железной дороги
Далее Некрасов Николай Алексеевич возвращает читателя к эпиграфу и просит «папашу» не в «обаянии» (здесь – заблуждении) держать сына, а рассказать ему горькую правду о создании дороги. В начале разговора повествователь отмечает тот факт, что «труд этот… не по плечу одному», а значит, и Клейнмихель не мог сам вести строительство. Сильнее управляющего и даже русского императора мог быть только один царь – Голод. Именно он во все времена решал судьбы миллионов людей. Насколько прав в этом утверждении повествователь, помогают понять следующие нарисованные автором картины и их анализ.
«Железная дорога» Некрасова продолжается рассказом о том, насколько неисчислимы были беды и страдания народные во время строительства дороги. Первый вывод, который делает автор, — эти чудесные пути были построены на косточках русских. «Сколько их?!» — риторическое восклицание-вопрос в данном случае говорит красноречивее всяких слов и цифр. И вдруг дремлющему под стук колес Ване видится жуткая картина. Еще недавно такой прекрасный пейзаж сменяется описанием бегущих вслед за вагоном мертвецов — строителей дороги. Тишина и покой нарушаются звоном лопат, скрежетом зубов, стоном, плачем и громкой песней об испытанных страданиях. Многие вместо хлеба и денег обрели здесь могилу, так как работы велись все светлое время суток с ранней весны до поздней осени, а порой и зимой. Но торжеством наполняются слова мертвецов (автор говорит от их лица, что еще больше придает достоверности изображаемому): «Любо нам видеть свой труд». Именно на эту «привычку … благородную» — работать — и обращает внимание мальчика повествователь.
Темы и проблемы
Некрасов добивается душевного сопереживания читателя с помощью ярких контрастов и противопоставлений, на которых и построено стихотворение. Дивные русские пейзажи сменяются страшными картинами:
Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то всё косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Так же быстро поэт уводит читателя от тягот строительства к одинокому несчастному белорусу, от него – к напыщенному генералу, и снова к уставшим лицам крестьян. Постоянно создавая контрастные ситуации, Некрасов создает напряженную атмосферу, которая полностью поглощает внимание.
Здесь важна роль и поднятых в стихотворении тем. Кроме судьбы крестьянства, сначала замученного ярмом крепостного права, а затем оставленного без помощи, Некрасов обращает внимание на судьбу России. Вот два ярких представителя страны: генерал, рассуждающий об эстетике и симулирующий патриотизм, и сам народ, который этой мнимой заботы и символизма в одеянии Вани не увидит никогда. Как можно говорить о прогрессе и выходе в мир индустриальных держав, когда те, для кого, казалось бы, должна работать государственная машина, безвестно тысячами гибнут от рабского труда?
Автор поднимает также проблему равнодушия господ к судьбе простых людей. Генерал считает народ сборищем пьяниц, которое не достойно его внимания и сожаления. Для того и создан мужик, чтобы трудиться до смерти, больше он ничего не умеет. Но этот герой даже не понимает, что живет за счет всех этих людей. Если бы не они, он и не смог бы себя обеспечить. Деньги, которыми щедро содержались военные чины, взяты из казны, а кто наполняет ее? Не царь и не его свита, а трудовой народ, который производит то, что продается. Поэтому мы можем выделить и другую проблему – социальную несправедливость, из-за которой сотни людей вынуждены обеспечивать одного такого генерала, который палец о палец не ударяет всю жизнь, так как чин достался ему по наследству.
Описание белоруса
Из бегущей вслед за поездом толпы выделяется застывшая фигура одного из трудяг. Он не движется, а лишь «ржавой лопатою мерзлую землю долбит».
В полной мере понять последствия невыносимого труда и нечеловеческих условий жизни позволяют подробное описание его фигуры и внешности, а также их анализ («Железная дорога» Некрасова — глубоко реалистическое произведение, показывающее все без прикрас). Упавшие веки и бескровные губы, покрытые язвами тощие руки и опухшие ноги («вечно в воде»), «ямою грудь» и горбатая спина… Автор описывает даже колтун в волосах – признак антисанитарии и постоянной мучительной болезни. А еще однообразные, доведенные до автоматизма движения. Здесь стирается различие между мертвым и живым, но очень больным человеком, каким изображает белоруса Николай Некрасов. Железная дорога в результате для одних становится источником славы, для других – могилой. В ней погребены тысячи безвестных замученных людей.
Так чувство восторга, вызванное красотой природы в 1 главе, сменяется описанием жестокой эксплуатации одних людей другими.
Глава 3. Роль народа в истории
Паровозный свисток, подобно крику петуха, развеял казавшиеся такими реальными видения (вспоминаются черты баллады, которые удачно использует в стихотворении «Железная дорога» Некрасов).
Идея повествователя о великом подвиге, совершенном народом, и рассказ Вани об удивительном сне вызывают у генерала лишь хохот. Для него простые мужики не больше чем пьяницы, варвары и разрушители. В его представлении восхищения достойны только истинные создатели прекрасного, а это непременно должны быть талантливые одухотворенные люди. Эстет в душе, недавно видевший лучшие творения искусства в Риме и в Вене, генерал презирает необразованного мужика, ни на что, по его мнению, не способного. В том числе и на строительство железной дороги. В этом споре героев отразилось актуальное в середине века противостояние материалистов и эстетов о том, что полезнее: практичность (т. е. глиняный горшок) или красота — статуя Аполлона (А. Пушкин, «Поэт и толпа»).
Отец считает, что подобные истории изначально вредны для сердца ребенка, и просит показать «светлую сторону» строительства. Стихотворение «Железная дорога» Некрасова завершается рассказом о том, какую награду получил народ за свою работу.
Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики,– это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые управляли этими работами. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих целей.
Глава 4. «Светлая сторона» строительства
И вот рельсы уложены, мертвые похоронены, больные – в землянках лежат. Пришло время получать награду за труды. Все подсчитали десятники за время работы: «брал ли на баню, лежал ли больной». В результате каждый приказчику еще и должен остался. На этом фоне иронично звучат слова лабазника, выкатившего бочку вина: «И — недоимку дарю!» Невеселые мысли навевает последняя глава и ее анализ. «Железная дорога» Некрасова – это произведение не только о трудовом подвиге русского народа, но и о его холопской сути, которую ничем не сломать. Замученный, нищий, привыкший к покорности мужик ликовал и «купчину с криком «ура!»» по дороге помчал…
Жанр – лирическое стихотворение, впрочем некоторые литературоведы склонны его считать поэмой, что небезосновательно: есть сюжет, есть лирические отступления. Вид данного стихотворения определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чём не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.
Стих написан трехсложным размером – четырёхстопным дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковёр, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.
Образ лирического героя в стихотворении «Железная дорога»
Некрасов, тема унижения и закабаления народа для которого являлась одной из главных, проявил себя как гражданин, чувствующий личную ответственность за судьбу родной страны.
Лирический герой открыто заявляет о своей позиции и отношении к тому, что становится предметом изображения. Признавая забитость и покорность, на самом деле, присущие русскому мужику, он восхищается его силой духа, крепостью характера, стойкостью и невероятным трудолюбием. Поэтому его не оставляет надежда, что наступит момент, когда чувство человеческого достоинства одержит верх, и униженные народные массы смогут встать на свою защиту.
Чему учит стихотворение «Железная дорога» Некрасова?
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» учит уважать труд человека и ценить человеческие жизни. В стихотворении описывается жестокость по отношению к рабочим, которые строили железную дорогу. Строили простые мужики, которые работали и работали, умирали и снова работали. Основная мысль стихотворения «Железная дорога» только на выносливости русского мужика была построена дорога, только русский мужик может вывести к будущему, так нужно ценить силу русского мужика, а не загонять их в гроб, считая, что народа много и на место умершего придет другой.
Незаменимых нет, что есть правда, но сила и терпение есть не у всех и уничтожив лучших, останутся слабые, с которыми уже далеко не уйдешь.
Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» учит маленького Ваню (и читателя вместе с ним) любить «Отчизну любезную» и ее многострадальный народ. Автор убеждает нас, что Русь всегда славилась талантами и трудолюбием, а трудности и невзгоды ее только закаляют, делают еще сильнее и мудрее. Эта физическая и моральная устойчивость и позволяет верить в светлое будущее народа:
Правда, все эти мысли автор не надеется донести до современного ему поколения, до власть предержащих. К его словам абсолютно глух генерал. Более того, он раздражен тем, что всей этой крамолой смущают ум его мальчика.
Надежду лучшее будущее поэт связывает с Ваней, чья душа еще восприимчива к мудрым наставлениям. Именно Ванино поколение, по мысли Некрасова, должно стать строителем нового общества. Но вот полное народное счастье не суждено увидеть даже ребенку:
Честно говоря, не знала, что Некрасов автор стихов и о природе. В моем понимании он больше социально- бытовой поэт. Но, возможно, что я субъективно ошибаюсь потому, что стих красивый, а я читала его впервые только что.
Это не всё описание природы, а только часть. Но для примера хватит и
Н.А.Некрасов большую часть своей жизни прожил в Петербурге. Мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова находится на Литейном проспекте д.26.
На противоположной стороне Литейного проспекта размещается дворец с великолепным подъездом, принадлежавший очень богатому и знатному царскому сановнику.
Из окон своего кабинета Н.А.Некрасов наблюдал жизненные сцены у подъезда.
Вот наблюдая все эти сцены Н.А.Некрасов и назвал свое стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
В рассказе «Клякса» повествуется об озорнике Феде Рыбкине, который обожал смешить окружающих. Однажды он измазался в туши и в таком виде присутствовал на уроке, пытаясь таким образом позабавить своих товарищей. Но в результате оказался сам в неловком положении, а все потому, что учительница вовремя «раскусила» проделку мальчика.
Лучше всего ситуация с Федей описана в мудрых пословицах, таких как
Спустя два года Агарин вернулся и был настолько очарован Сашей, что предложил ей выйти за нее замуж, но получил отказ.