За состоянием чего ведется наблюдение при биомониторинге

Определение биологический мониторинг (биомониторинг). Задачи биомониторинга

Мониторинговые наблюдения за состоянием ОС охватывают наблюдения за изменением не только абиотической составляющей биосферы, но и ответной реакцией её биотического компонента, что определяет широкий спектр методов и приёмов исследований, используемых при проведении экологического мониторинга. Именно сообщества живых организмов относятся к наиболее показательным при оценке изменений, протекающих в экосистеме под влиянием антропогенных факторов, т. к. они являются конечным звеном протекающих в биогеоценозах процессов. Поэтому для мониторинга окружающей среды одной из важных составляющих является мониторинг состояния биосферы или биологический мониторинг (биомониторинг) система наблюдений, оценки и прогноза любых изменений в биотических компонентах, вызванных факторами антропогенного происхождения и проявляемых на организменном, популяционном или экосистемном уровнях. Т. е. это комплекс наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биологических систем под влиянием антропогенных воздействий.

Основными задачами биологического мониторинга являются:

ü оценка качества изучаемых экосистем (в конечном итоге – с точки зрения возможности их использования человеком);

ü выявление причин наблюдаемых и вероятных структурно-функциональных изменений биотических компонентов и адресная индикация источников и факторов негативного внешнего воздействия;

ü прогноз устойчивости экосистем и допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;

ü оценка существующих резервов биосферы и тенденций в их исчерпании (накоплении).

Ещё одно широко используемое определение термина биологический мониторинг наблюдение за биологическими объектами (наличием видов, их состоянием, появлением случайных интродуцентов и т. д.) и оценка качества окружающей среды с помощью организмов-биоиндикаторов. Биоиндикаторыэто организмы или сообщества организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об естественных и антропогенных изменениях в среде, в т. ч. о присутствии и концентрации загрязнителей.

Индикаторное сообщество – это сообщество организмов, по скорости развития, структуре и благополучию отдельных популяций микроорганизмов, грибов, растений и животных которого можно судить об общем состоянии среды, включая её естественные и искусственные изменения.

Проведение наблюдений за состоянием ОС с использованием биоиндикаторных организмов называют биоиндикацией. Биоиндикация – это метод оценки изменений в среде при помощи биологических объектов, т. е. определение биологически значимых нагрузок на основе реакций на них живых организмов и их сообществ. Это относится ко всем видам антропогенных загрязнений. Для учёта изменения среды под действием антропогенного фактора составляются списки индикаторных организмов.

Задачи биоиндикации и биомониторинга:

ü разработка методов и критериев для адекватной оценки уровней антропогенного воздействия с учётом комплексного характера загрязнения;

ü диагностика ранних нарушений в наиболее чувствительных компонентах биотических сообществ.

Биомониторинг и биоиндикация могут осуществляться на различных уровнях организации биосферы: макромолекул, клетки, ткани, органа, организма, популяции, биоценоза.

Проведение биологического мониторинга имеет как преимущества, так и недостатки по сравнению с аналитическими методами оценки качества ОС.

Преимущества биомониторинга:

ü доступность и дешевизна по сравнению с химическими методами;

ü получение интегральной оценки влияния комплекса загрязняющих веществ;

ü возможность использовать биоиндикаторы на всех уровнях организации;

ü возможность распознавать ранние симптомы нарушения экосистем, трудно регистрируемые химическими методами, на момент, пока расходы на восстановление не стали слишком велики.

Недостатки использования биоиндикаторов:

ü трудность интерпретации реакции организмов на действие различных факторов и точной количественной оценки степени воздействия факторов – для большинства видов реагирование на любое техногенное воздействие (если оно не носит катастрофический характер) принципиально не отличается от выработанных в ходе эволюции тривиальных реакций на колеблющиеся изменения среды;

ü существенная многомерность факторов среды и измеряемых параметров экосистем;

ü недостаточный уровень знаний о реакции живых организмов и экосистем в целом на действие антропогенных факторов.

Биоиндикация незаменима в случаях, когда: фактор трудно измерить или он не может быть измерен; фактор легко измерить, но трудно интерпретировать.

Критерии выбора биоиндикатора:

ü организм должен давать быстрый ответ;

ü надёжность реакции и повторяемость (ошибка

Дата добавления: 2017-05-18 ; просмотров: 6729 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

За состоянием чего ведется наблюдение при биомониторинге

О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2019 г. № 1333

МОСКВА

О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения.

2. Настоящее постановление вступает в силу 29 октября 2019 г.

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 17 октября 2019 г. № 1333

ПРАВИЛАфункционирования сети наблюдения и лабораторногоконтроля гражданской обороны и защиты населения

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами государственной власти субъектов Российской Федерации через органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, организует взаимодействие и координирует деятельность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.

4. Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля на территории Российской Федерации начинается с введением в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.

5. Сеть наблюдения и лабораторного контроля состоит из федеральных и территориальных подсетей.

6. Федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, определяют состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля и осуществляют непосредственное руководство деятельностью таких подсетей.

Функции федеральных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля предусмотрены приложением к настоящим Правилам.

Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы обеспечивают функционирование своих функциональных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, определяют состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля территориальных подсетей и осуществляют непосредственное руководство деятельностью таких подсетей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривают финансовое обеспечение расходов, связанных с функционированием своей территориальной подсети сети наблюдения и лабораторного контроля, при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

8. Координация деятельности и методическое руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля осуществляется:

9. Основными задачами сети наблюдения и лабораторного контроля являются:

б) организация и проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению.

10. Основными функциями сети наблюдения и лабораторного контроля являются:

а) наблюдение и лабораторный контроль за состоянием радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Российской Федерации;

б) установление наличия в окружающей среде и вида патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных, вредных и особо опасных вредных организмов на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий;

в) отбор и доставка проб в специализированные учреждения для проведения исследований по определению загрязненности радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами;

г) выработка предложений по повышению эффективности деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля в условиях опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

11. Информация о возможных опасностях радиационного, химического и биологического характера, а также о принимаемых мерах по их локализации представляется не позднее одного часа после обнаружения опасности:

12. Взаимодействие и координация деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется с использованием технических средств органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, при координации деятельности и методическом руководстве сетью наблюдения и лабораторного контроля обеспечивает:

а) разработку и утверждение организационно-методических рекомендаций по организации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля;

б) внедрение единых стандартов обмена информацией;

в) сбор и обработку информации о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей радиационного, химического и биологического характера, а также обмен такой информацией между органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля;

г) информирование населения об угрозах радиационного, химического и биологического характера;

д) контроль за участием учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля в учениях и тренировках, проводимых органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

14. Материально-техническое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств организаций.

15. Организация обучения руководителей учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля проводится в образовательных учреждениях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация обучения специалистов учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Отчеты о работе и состоянии федеральных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля представляются иными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, в составе материалов для доклада о состоянии защиты населения и территорий федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны.

Отчеты о работе и состоянии территориальных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля представляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, через органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в составе материалов для доклада о состоянии защиты населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны.

17. Приведение в готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется по соответствующим планам.

18. Готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к выполнению возложенных на них задач обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами государственной власти субъектов Российской Федерации и проверяется в ходе учений (тренировок), проверок по гражданской обороне.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕк Правилам функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороныи защиты населения

ФУНКЦИИфедеральных подсетей сети наблюдения и лабораторногоконтроля гражданской обороны и защиты населения

I. Подсеть Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

1. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) осуществляет:

б) организацию и проведение лабораторных исследований и анализов окружающей среды;

г) разработку предложений по развитию и совершенствованию технологий прогнозирования радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения и выработку предложений по ее нормализации;

д) разработку и внедрение методов по сбору, обобщению и анализу информации о радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом заражении окружающей среды;

е) разработку предложений по совершенствованию методов обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению;

ж) участие в проведении контрольных радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических, биологических и токсикологических анализов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения;

з) организацию обучения руководителей учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.

2. Химико-радиометрические лаборатории Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляют проведение радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических и токсикологических анализов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения.

II. Подсеть Министерства здравоохранения Российской Федерации

3. Национальный центр мониторинга биологических рисков, функционирующий на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляет сбор и обработку информации о результатах лабораторной диагностики инфекционных заболеваний и микробиологических исследований, о выявленных биологических угрозах с целью анализа связанных с ними биологических рисков, принятии мер оперативного реагирования и осуществления мероприятий по их нейтрализации.

4. Организации, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляют лабораторную диагностику инфекционных заболеваний человека, микробиологические (в том числе бактериологические, вирусологические и паразитарные) исследования.

5. Организации, находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства, и силы, создаваемые на их базе, осуществляют:

а) наблюдение и лабораторный контроль за состоянием радиационной, химической и биологической обстановки в организациях отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации;

б) обнаружение радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения окружающей среды, продовольствия, диагностику инфекционных заболеваний и болезней;

в) проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению;

г) отбор и доставку проб окружающей среды, а также забор и доставку биоматериала от больных (подозрительных) инфекционным заболеванием в микробиологические лаборатории подведомственных учреждений;

ж) проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, внесение предложений о введении (об отмене) ограничительных и других мер с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки;

з) установление в окружающей среде и среде обитания наличия радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и биологических средств;

и) проведение экспертизы продуктов питания на наличие радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и биологических средств с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

к) измерение мощности дозы ионизирующего излучения;

л) определение удельной и объемной активности радионуклидов в окружающей среде, пробах продовольствия на объекте;

м) установление радионуклидного изотопного состава исследуемых проб;

н) установление границ зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения.

6. Всероссийская служба медицины катастроф обеспечивает привлечение сил и средств в соответствии с Положением о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 734 «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».

III. Подсеть Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

7. Научные и образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и осуществляющие научную и образовательную деятельность в области химии, токсикологии, радиологии, биологии, гигиены, ветеринарии, агрохимии и фитопатологии, осуществляют:

а) разработку методов выявления и оценки радиоактивного загрязнения и индикации отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ и биологических средств в окружающей среде, продовольствии, сырье животного и растительного происхождения, а также в пробах патологического материала, отобранных у людей и животных;

б) развертывание в зонах опасностей на базе своих лабораторий (подразделений) профильных центров индикации патогенных биологических агентов, химических, токсикологических, радиологических, эпизоотологических и фитопатологических центров с возложением на них задач по индикации химических веществ, биологических средств, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям;

в) выявление, оценку и прогнозирование радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в зонах опасностей;

г) подготовку предложений для разработки государственных стандартных образцов, контрольных проб, используемых при проведении проверок готовности учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в зонах опасностей;

д) обучение специалистов для учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.

Источник

Курс лекций

М.В. Горшков
Экологический мониторинг
Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. – 313 с.

Курс лекций

Лекция 10. Основы биологического мониторинга

В настоящее время, когда антропогенное воздействие на природные процессы стало одним из наиболее значимых экологических факторов, определяющих новые условия существования биологических систем, очевидно, нет необходимости специально обосновывать и доказывать фундаментальность исследований, направленных на поиск критериев и методов оценки критической величины техногенной нагрузки на человека, сообщества растений и животных.

Мониторинг биологических объектов называют биологическим мониторингом [8]. Множество системных эффектов проявляется именно на биологическом уровне. В частности сложно определить какой из химических или физических факторов лимитирует жизнедеятельность того или иного вида, а если учесть также биотические факторы, то становится ясно, что оценки только абиотических факторов явно не достаточно. Биологический мониторинг дает интегральную оценку влияния комплекса загрязняющих окружающую среду веществ, а также определяет качество среды обитания организмов.

По этим причине уж давно назрела необходимость создания глобальной системы биологического мониторинга. К сожалению, в решении этой важной для охраны окружающей среды задачи мы оказались «позади планеты всей», несмотря на имеющиеся научные разработки в области планирования и проведения биомониторинга, поиска тест-критериев и тест-объектов, адекватно отражающих уровень техногенной нагрузки на экосистемы, а также прогнозирования состояния окружающей среды на основе данных биоиндикации. Рассмотрим основные методы биомониторинга.

Источник

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 24 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования в области обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации и определяет комплекс мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз (опасностей), создание и развитие системы мониторинга биологических рисков.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Правовая основа обеспечения биологической безопасности

Правовую основу обеспечения биологической безопасности составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации в области обеспечения биологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина и защиты растений, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы обеспечения биологической безопасности

Обеспечение биологической безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

1) охрана здоровья граждан и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов;

2) сочетание интересов и ответственности личности, общества и государства в области обеспечения биологической безопасности;

3) соответствие мер государственного регулирования в области обеспечения биологической безопасности существующим биологическим угрозам (опасностям), а также системный подход при реализации мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности;

4) повышение осведомленности населения в вопросах обеспечения биологической безопасности;

5) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения биологической безопасности;

6) презумпция биологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности на потенциально опасных биологических объектах;

7) своевременное реагирование на возникающие биологические угрозы (опасности), включая создание производственных мощностей и резервов, в том числе государственного материального резерва продукции (товаров), необходимых для обеспечения безопасности населения.

Статья 4. Деятельность по обеспечению биологической безопасности

Для целей настоящего Федерального закона основными задачами деятельности по обеспечению биологической безопасности являются:

1) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения биологической безопасности;

2) прогнозирование, выявление, анализ, оценка биологических рисков;

3) разработка и применение мер по выявлению, предупреждению и устранению биологических угроз (опасностей), в том числе выявленных в результате мониторинга биологических рисков, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

4) применение специальных экономических мер в целях обеспечения биологической безопасности;

5) обеспечение защищенности потенциально опасных биологических объектов;

6) разработка, производство и внедрение новых технологий и методов ведения деятельности, связанной с использованием патогенов, а также стандартизация методов их исследований;

7) организация научной деятельности в области обеспечения биологической безопасности;

8) коллекционная деятельность, связанная с использованием патогенных микроорганизмов и вирусов;

9) координация действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при обеспечении биологической безопасности;

10) информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти при обеспечении биологической безопасности;

11) международное сотрудничество в целях обеспечения биологической безопасности.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения биологической безопасности

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обеспечения биологической безопасности относятся:

1) выработка и реализация единой государственной политики в области обеспечения биологической безопасности, в том числе утверждение плана реагирования на биологические угрозы (опасности);

2) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организация их взаимодействия при обеспечении биологической безопасности;

3) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области обеспечения биологической безопасности относятся:

1) участие в выработке и реализации единой государственной политики;

2) осуществление нормативного правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности;

3) организация создания, пополнения, ведения и использования коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов;

4) осуществление мониторинга биологических рисков и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на поддержание допустимого уровня биологического риска;

5) формирование и ведение реестра продукции (товаров), необходимой для обеспечения биологической безопасности населения и организации оказания медицинской помощи населению, а также формирование и ведение реестра предприятий, имеющих резерв мощностей для производства указанной продукции (товаров).

3. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения биологической безопасности относятся:

1) координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения биологической безопасности;

2) участие в планировании и реализации противоэпидемических, противоэпизоотических, противоэпифитотических мероприятий;

3) участие в проведении мониторинга биологических рисков и в осуществлении оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности, на территории субъекта Российской Федерации;

4) информирование органов местного самоуправления и населения о реализуемых на территории субъекта Российской Федерации мероприятиях, направленных на обеспечение биологической безопасности.

4. К полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения биологической безопасности относится участие в реализации противоэпидемических, противоэпизоотических, противоэпифитотических мероприятий на территориях муниципальных образований.

Статья 6. Права и обязанности граждан в области обеспечения биологической безопасности

1. В области обеспечения биологической безопасности граждане имеют право:

1) на охрану здоровья и охрану окружающей среды от опасных биологических факторов;

2) на получение в соответствии с законодательством Российской Федерации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от соответствующих организаций информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, о принимаемых мерах, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз (опасностей);

3) на внесение в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложений о мерах по обеспечению биологической безопасности.

2. В области обеспечения биологической безопасности граждане обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства Российской Федерации по обеспечению биологической безопасности, установленные в том числе законодательством в сфере охраны здоровья, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области карантина растений, законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности и правом Евразийского экономического союза;

2) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение права других граждан на охрану здоровья и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов.

Статья 7. Права и обязанности организаций в области обеспечения биологической безопасности

1. В области обеспечения биологической безопасности организации имеют право:

1) на получение в соответствии с законодательством Российской Федерации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от соответствующих организаций информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, о принимаемых мерах, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз (опасностей);

2) на участие в разработке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности.

2. В области обеспечения биологической безопасности организации обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства Российской Федерации по обеспечению биологической безопасности, установленные в том числе законодательством в сфере охраны здоровья, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области карантина растений, законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности и правом Евразийского экономического союза;

2) предоставлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информацию (сведения) о реализуемых научных исследованиях в области биологической безопасности.

Статья 8. Основные биологические угрозы (опасности)

К основным биологическим угрозам (опасностям) относятся:

1) изменение свойств и форм патогенов, а также свойств и мест обитания их переносчиков;

2) возможность преодоления патогенами межвидовых барьеров в сочетании с возникающими под воздействием окружающей среды изменениями генотипа и фенотипа;

3) возникновение и распространение новых инфекций, занос и распространение редких и (или) ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней, возникновение и распространение природно-очаговых, возвращающихся и спонтанных инфекций;

4) проектирование и создание патогенов с помощью технологий синтетической биологии;

5) нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, приводящее к возникновению и распространению связанных с этим заболеваний;

6) распространение инфекций, являющихся основной причиной смертности от инфекционных заболеваний, а также распространение инфекций животных и растений, причиняющих ущерб сельскому хозяйству и вред окружающей среде;

7) распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, и инфекций, связанных с осуществлением ветеринарной деятельности, а также возможность возникновения профессиональных заболеваний вследствие выполнения работ с использованием патогенов;

8) возникновение аварий, осуществление террористических актов и (или) диверсий на объектах, где находятся источники биологической угрозы (опасности) и (или) проводятся работы с использованием патогенов;

9) распространение резистентности;

10) распространение иммунодефицитных состояний организма человека, животного и связанных с этим инфекций (инфекционных болезней), в том числе повышение частоты и тяжести инфекционных болезней, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами;

Статья 9. Организация комплекса мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз (опасностей), создание и развитие системы мониторинга биологических рисков

Для защиты населения и охраны окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов и для предотвращения биологических угроз (опасностей) осуществляется комплекс следующих мер:

1) борьба с распространением инфекционных болезней, в том числе:

а) снижение уровня распространения инфекционных болезней, которые являются основной причиной смертности от инфекционных болезней, а также уровня распространения отдельных инфекций животных и растений, причиняющих ущерб сельскому хозяйству и вред окружающей среде;

б) предупреждение возникновения и распространения новых, возвращающихся инфекционных болезней, а также заноса и (или) распространения редких и (или) ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных болезней;

в) снижение уровня распространения инфекций (инфекционных болезней), связанных с оказанием медицинской помощи, и инфекций (инфекционных болезней), связанных с осуществлением ветеринарной деятельности;

г) предупреждение и преодоление резистентности;

д) сохранение и восстановление нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных, а также редких и исчезающих видов животных и растений;

е) снижение уровня распространения иммунодефицитных состояний организма человека, сельскохозяйственного животного и связанных с этим инфекционных болезней;

ж) профилактика болезней, общих для человека и животных, в том числе переустройство существующих и строительство новых скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства Российской Федерации;

2) формирование, сохранение и развитие коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов;

3) предотвращение, в том числе на потенциально опасных биологических объектах, аварий, террористических актов и (или) диверсий, осуществляемых с применением патогенов;

4) предупреждение и предотвращение опасной техногенной деятельности, в том числе возможного бесконтрольного использования генетических материалов и технологии синтетической биологии;

5) создание, развитие и функционирование единой сети мониторинга биологических рисков;

6) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области биологической безопасности;

7) планирование создания производственных мощностей и резервов, в том числе государственного материального резерва продукции (товаров), необходимых для обеспечения безопасности населения и оказания медицинской помощи населению.

Статья 10. Борьба с распространением инфекционных и паразитарных болезней

1. В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней, а также заноса новых, редких и (или) ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней:

1) осуществляется изучение свойств патогенов, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных болезней;

2) разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на снижение распространения инфекционных и паразитарных болезней;

4) разрабатываются и реализуются профилактические, оперативные и иные мероприятия, направленные на предотвращение формирования очагов новых, редких и (или) ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней;

5) разрабатываются методы, средства и технологии иммунопрофилактики, диагностики и лечения новых, редких и (или) ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней;

6) развивается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти сеть лабораторий (центров), референс-центров, осуществляющих диагностику инфекционных и паразитарных болезней;

7) осуществляется планирование мероприятий по профилактике инфекционных болезней животных в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию;

8) проводятся мероприятия по снижению риска заноса возбудителя инфекционной болезни в медицинскую организацию и предотвращение возникновения условий для формирования внутрибольничных штаммов микроорганизмов, обладающих резистентностью;

9) проводятся мероприятия,

направленные на своевременную выявляемость инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, совершенствование учета таких болезней и методов наблюдения за их распространением, предотвращение распространения (выноса) инфекционной болезни за пределы медицинской организации, обеспечение безопасности внутрибольничной среды;

10) развиваются методы диагностики и лечения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи.

2. Проведение профилактических мероприятий, выявление и регистрация случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, осуществляются в медицинской организации в соответствии с номенклатурой инфекционных болезней и в соответствии с порядком и формами учета, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

3. Борьба с инфекционными болезнями животных, связанными с осуществлением ветеринарной деятельности, проводится в соответствии с ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию.

4. В целях снижения уровня распространения инфекционных болезней, вызываемых возбудителями, обладающими резистентностью:

1) проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования;

2) разрабатываются методы, технологии и средства профилактики, диагностики и лечения инфекционных болезней, в том числе:

а) биологические лекарственные препараты, включая иммунобиологические и биотехнологические лекарственные препараты, а также лекарственные препараты, медицинские изделия и биомедицинские клеточные продукты, подавляющие отдельные свойства патогенов;

б) дезинфекционные средства, не содержащие компоненты, способствующие формированию устойчивости микроорганизмов к химическим и (или) биологическим средствам;

3) вводятся ограничения на отпуск и реализацию лекарственных препаратов, предназначенных для лечения инфекционных и паразитарных болезней, вызываемых патогенными микроорганизмами и условно-патогенными микроорганизмами, в целях исключения их применения при отсутствии медицинских показаний;

4) устанавливается запрет на использование фармацевтических субстанций при разведении, выращивании и содержании животных;

5) устанавливается запрет на применение лекарственных препаратов, предназначенных для лечения инфекционных и паразитарных болезней животных, вызываемых патогенными микроорганизмами и условно-патогенными микроорганизмами, без клинического подтверждения диагноза, а также запрет на продолжение применения таких препаратов при отсутствии эффективности лечения (за исключением случаев, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию);

6) вводится ограничение на применение в лечебных целях, в том числе для лечения сельскохозяйственных животных, лекарственных препаратов, которые указаны в пункте 5 настоящей части и перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию;

7) осуществляется создание и производство пищевых продуктов, кормов и кормовых добавок для животных, нормализующих микробиоту;

8) формируются в составе коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов типовые наборы штаммов микроорганизмов и вирусов, состоящих из патогенов, обладающих резистентностью, а также стандартизируются и объединяются в единую базу данных все базы данных геномов указанных микроорганизмов и вирусов;

9) осуществляется включение данных о резистентности патогенов и вредных организмов растений в состав сведений, содержащихся в государственной информационной системе в области обеспечения биологической безопасности.

5. В целях профилактики и лечения болезней, связанных с нарушениями нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, осуществляются меры по сохранению или восстановлению нормальной микробиоты.

6. Диагностика состояния микробиоты, меры по сохранению или восстановлению нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений осуществляются в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию и карантин растений.

7. Биологическое разнообразие микробиоты подлежит сохранению в целях:

1) обеспечения научных исследований микробиоты и ее влияния на состояние здоровья человека, сельскохозяйственных животных и растений;

2) разработки средств и методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, связанных с нарушениями нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, а также средств и методов охраны окружающей среды;

3) использования генетического и биохимического потенциалов микробиоты человека, животных и растений при разработке новых средств и биологических технологий, в том числе персонифицированных продуктов питания и лекарственных препаратов, целевых для каждого вида растений удобрений, технологий сохранения редких видов диких животных и растений, а также микробиологических средств разрушения и удаления загрязнителей для очистки и восстановления почв и водоемов.

8. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляются формирование, сохранение и развитие государственной коллекции представителей нормальной микрофлоры человека, сельскохозяйственных животных и растений, а также криогенных банков образцов природных нормальных микробиоценозов (биоматериалов).

9. Для снижения распространения иммунодефицитных состояний:

1) изучаются факторы возникновения и развития структурных и функциональных нарушений генома человека на индивидуальном и популяционном уровнях;

2) разрабатываются средства и методы диагностики иммунодефицитных состояний;

3) совершенствуются методы иммунодиагностики, иммунопрофилактики, иммунотерапии;

4) принимаются меры, направленные на предотвращение и снижение частоты и тяжести осложнений инфекционных и паразитарных болезней, приводящих к возникновению иммунодефицитных состояний.

Статья 11. Коллекционная деятельность, связанная с использованием патогенных микроорганизмов и вирусов

1. Коллекционная деятельность, связанная с использованием патогенных микроорганизмов и вирусов, осуществляется путем создания, пополнения, ведения и использования коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов и включает в себя сбор, идентификацию, паспортизацию, хранение, учет, изучение и использование патогенных микроорганизмов и вирусов.

2. Перечень коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов, перечень организаций, в которых создаются, пополняются и ведутся указанные коллекции, а также порядок создания, пополнения, ведения и использования указанных коллекций и порядок создания и ведения национального каталога коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. При создании, пополнении, ведении и использовании коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов должны соблюдаться требования к обеспечению биологической безопасности, биологической защиты, а также физической защиты коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов от несанкционированного доступа.

4. Правила физической защиты коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов от несанкционированного доступа утверждаются Правительством Российской Федерации.

5. Финансовое обеспечение коллекционной деятельности, связанной с использованием патогенных микроорганизмов и вирусов, является расходным обязательством Российской Федерации.

6. Порядок финансового и материально-технического обеспечения создания, пополнения и ведения коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза за пределы территории Российской Федерации патогенных микроорганизмов и вирусов устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Штаммы патогенных микроорганизмов и вирусов, используемые при производстве зарегистрированных в установленном порядке и допущенных к обращению на территории Российской Федерации лекарственных средств для медицинского применения и ветеринарного применения, а также медицинских изделий, подлежат обязательному депонированию в коллекциях патогенных микроорганизмов и вирусов.

Статья 12. Предупреждение и предотвращение аварий и (или) диверсий на потенциально опасных биологических объектах, иных преднамеренных биологических угроз (опасностей), бесконтрольного осуществления опасной техногенной деятельности в области биологии, террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов

1. Для предупреждения и предотвращения аварий и (или) диверсий на потенциально опасных биологических объектах осуществляются следующие меры:

1) обеспечение соблюдения установленных законодательством Российской Федерации норм и правил, определяющих порядок работы с патогенами;

2) использование строительных, конструкторских и технологических решений, препятствующих выходу патогенов из рабочей зоны и их циркуляции вне этой зоны, а также исключающих их попадание в окружающую среду;

3) обеспечение физической защиты потенциально опасных биологических объектов от несанкционированного доступа;

4) проведение профилактических мероприятий организациями, эксплуатирующими потенциально опасные биологические объекты.

2. Перечень потенциально опасных биологических объектов, порядок осуществления мер по предотвращению аварий и (или) диверсий на таких объектах, а также порядок осуществления мер по локализации и ликвидации зон биологического заражения, возникших вследствие аварий и (или) диверсий, утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Для предупреждения и предотвращения бесконтрольного осуществления опасной техногенной деятельности с применением биологических технологий:

1) проводится мониторинг разработок в области биологической безопасности, а также разработок продукции, в том числе созданной с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) разрабатываются методы оценки и способы контроля безопасности указанной продукции.

4. Для предупреждения и предотвращения террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов, а также иных преднамеренных биологических угроз (опасностей) осуществляются:

1) анализ угроз совершения террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов и иных преднамеренных биологических угроз (опасностей);

2) разработка и внедрение мер по повышению защищенности потенциально опасных биологических объектов, мест массового скопления людей;

3) разработка специальных мер по обеспечению биологической защиты, включая создание и применение средств биологической защиты, биологической разведки, индивидуальной и

коллективной защиты, индивидуальных и групповых средств специальной обработки, средств медицинской защиты, а также иных мер по обеспечению биологической безопасности.

Статья 13. Мониторинг биологических рисков

1. Мониторинг биологических рисков включает в себя выявление, анализ, прогнозирование, оценку и ранжирование биологических рисков на основе единых критериев.

2. Порядок проведения мониторинга биологических рисков, включая установление единых критериев, утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Данные мониторинга биологических рисков вносятся в государственную информационную систему в области обеспечения биологической безопасности.

4. Данные мониторинга биологических рисков применяются в том числе для оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности, для разработки мероприятий по нейтрализации биологических угроз (опасностей), предупреждению и снижению биологических рисков, повышению защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, в том числе включаемых в план реагирования на биологические угрозы (опасности).

Статья 14. Государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности

1. В целях управления биологическими рисками, обеспечения обмена информацией между федеральными государственными органами, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при осуществлении их взаимодействия в области обеспечения биологической безопасности формируется государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности.

2. Формирование государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности осуществляется на основе статистических и иных сведений, предоставляемых государственными органами и (или) находящимися в их ведении организациями.

3. Состав и порядок предоставления сведений, содержащихся в государственной информационной системе в области обеспечения биологической безопасности, а также используемые для их обработки информационные технологии и технические средства определяются Правительством Российской Федерации.

4. Создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности и дальнейшее хранение содержащейся в ее базе данных информации, а также защита обрабатываемой информации в указанной государственной информационной системе осуществляется в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.

Статья 15. Международное сотрудничество в области обеспечения биологической безопасности

В целях предотвращения, нейтрализации и устранения биологических угроз (опасностей) уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также организации, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции международное сотрудничество по следующим направлениям:

2) предотвращение террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов и ликвидация последствий их совершения;

3) безопасное обращение с патогенами;

4) интеграция Российской Федерации в межгосударственные и международные системы обеспечения биологической безопасности и в иные международные интеграционные объединения, участие в международном научном обмене в указанной сфере;

5) представление интересов Российской Федерации в международных организациях, а также в организациях и структурах регионального и национального уровней в области обеспечения биологической безопасности российскими экспертами и представителями уполномоченных специализированных организаций;

6) коллекционная деятельность, связанная с использованием патогенных микроорганизмов и вирусов, в том числе по вопросам депонирования штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов, в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

7) безопасное обращение с биологическими ресурсами, регулирование трансграничного перемещения и контроль за трансграничным перемещением генно-инженерно-модифицированных организмов;

8) предотвращение, локализация и ликвидация чрезвычайных ситуаций в области обеспечения биологической безопасности международного характера.

Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения биологической безопасности занарушение законодательства

Российской Федерации по обеспечению биологической безопасности устанавливается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

3. Пункт 2 части 2 статьи 7, пункт 7 части 1, части 6 и 8 статьи 10, части 2, 4, 6 и 7 статьи 11, часть 2 статьи 12 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *