За что волга булгария
Теплоход «Булгария»(За что Волга?)
Обними меня и не отпускай,
Дай мне руку мама посмотри мне в глаза,
Там еще осталась частичка тепла,
Там еще осталась частичка тепла.
Как же тяжело, что происходит
Показать полностью.
Волны забирают и с собой уносят.
Больше нету сил и скажу три слова:
За что «Волга»?
Посвящается всем погибшим пассажирам теплохода «Булгария» затонувшего на Волге 10 июля 2011 года.
Вы навсегда останетесь в нашей памяти и в наших сердцах.
Артем Тарасов запись закреплена
ЧРЕЗМЕРНОЕ ПОЧИТАНИЕ МОГИЛ ПРАВЕДНИКОВ ДЕЛАЕТ ИЗ НИХ ИДОЛОВ, КОТОРЫМ ПОКЛОНЯЮТСЯ
ПОМИМО АЛЛАХА
Имам Малик в своём сборнике «аль-Муватта» приводит следующий хадис:
«Посланник Аллаха сказал: О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются. Поистине, силён гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в мечети». (Малик, Ахмад 2/246, «аль-Хилйа» Абу Наима 7/317 от Абу Хурайры; достоверный хадис).
Показать полностью.
Ибн Уаддах сказал:
«Я слышал, как говорил Иса бин Тунус следующее:
«Умар бин Хаттаб повелел срубить дерево, под которым мусульмане принесли присягу посланнику Аллаху с.а.в. И это дерево было срублено. Так как люди стали ходить туда и совершать там намаз. Умар р.а. опасался того, что они попадут в фитну(искушение ширка).»
Ибн Джарир приводит переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура от Муджахида комментарий последнего к высказыванию Всевышнего «Размышляли ли вы об ал-Лат и аль-Уззе. » (Звезда, 19). «Он [идол. — Ред.] готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на его могиле». То же самое рассказал Абу аль-Джауза от Ибн Аббаса: «Он готовил для паломников кашу из крупы».
Ибн Аббас также рассказывал:
«Посланник Аллаха проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники». Этот хадис приводится в сборниках хадисов «ас-Сунан». (Абу Дауд (3236), ат-Тирмизи (320), ан-Насаи 4/94 и 95, Ахмад 1/229, 287, 324 и 337; слабый хадис, в иснаде которого Абу Салих Маула Умм Хани не заслуживает доверия)*.
*В этой главе поднимается вопрос о нежелательности посещения могил женщинами. Абу Хурайра рассказывал, что «посланник Аллаха проклял женщин, постоянно посещающих могилы». (Ахмад 2/337 и 356, ат-Тирмизи (1056), Ибн Маджа (1576); достоверный хадис).
Те же, кто утверждает, что женщинам разрешено посещать кладбища, опираются на хадис Абдуллы ибн Абу Мулайки: «Однажды Аиша возвращалась с кладбища, и я сказал ей: “О мать правоверных! Разве посланник Аллаха не запретил навещать могилы?” Она сказала: “Да, вначале он запретил навещать могилы, а затем приказал делать это”».
Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «В этом хадисе нет аргументов. Опирающийся на него защищается тем, что общий запрет аннулирован, но он не принимает в расчёт особый запрет для женщин, в котором они проклинаются за посещение могил».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Навещайте могилы, потому что они напоминают вам о смерти. (Муслим (976), Абу Дауд (3234), Ибн Маджа (1572) от Абу Xурайры). Это высказывание отменяет установленный им ранее запрет на посещение кладбищ. Из этого вытекает несколько важных вопросов:
Во-первых, кладбища должны посещаться не с целью мольбы или просьбы у покойников.
Во-вторых, снятие запрета касается и могил неверных, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, навещал могилу своей матери.
В-третьих, посещение кладбищ является желательным только для мужчин.
В другом хадисе Абдуллы ибн Абу Мулайки от Аиши, переданном ат-Тирмизи, говорится, что «она пошла на могилу своего брата Абдуррахмана, и сказала: “Если бы ты видел, что я пришла к тебе. ”» Это указывает на то, что для женщин посещение могил не является желательным. Иначе не было бы разницы, видел бы её брат это или нет. Более того, нет необходимости говорить подобные слова, если совершаешь дозволенное.
Посещение могил женщинами не считалось желательным ни при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни в эпоху праведных халифов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешая мужчинам посещать кладбища, как это передал Ахмад в «аль-Муснаде», сказал: Это напоминает о смерти, размягчает душу и слезит глаза. Если же открыть эту дорогу женщинам, то их охватит печаль и плач в силу их слабости и недостатка терпения. А запрещается это для того, чтобы не возникло повода для совершения греха, ибо рыдание по умершему является грехом, который Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал неверием времён джахилиййи.
В этих двух главах автор книги подробно разъясняет то, что творится в настоящее время у могил праведников и других покойных.
Необходимо отметить, что подобные действия могут носить либо разрешённый, либо запрещённый характер.
Разрешённые действия, позволяемые Шариатом в силу утверждения этого Законодателем, включают посещение могил в соответствии с предписаниями Аллаха, без преследования особой цели и без предпринятия путешествий ради этого.
Согласно Сунне, мусульманин при посещении могил молится Аллаху за умерших в целом, а также за своих родственников и знакомых в частности. Тем самым он делает для них добро, обращая свою мольбу за них к Аллаху и испрашивая для них прощения, отпущения грехов и милости. Одновременно мусульманин делает добро и для себя, следуя Сунне, думая о Будущей жизни, принимая её во внимание в своих делах и извлекая для себя полезные уроки.
Что же касается запрещённых действий, то они могут быть двух видов:
1) запрещённые действия, ведущие к ширку. Это — припадание к могиле, обращение к Аллаху через посредничество покойников, совершение Намаза у могил, зажигание на них светильников, строительство каких-либо сооружений на могилах, возвеличивание могил и покойников, даже если это и не достигает уровня поклонения;
2) великий ширк, которым является мольба, обращённая к умершим, испрашивание у них помощи, благ в мирской и Будущей жизни. Именно так поступают идолопоклонники со своими идолами. При этом не имеет значения, убеждён ли совершающий это в том, что покойники самостоятельно ниспосылают блага, либо являются посредниками пред Аллахом, ибо Аллах сурово порицает мушриков, которые говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху. » (Толпы, 3), «и говорят: “Это — наши заступники пред Аллахом”» (Йунус, 18).
Кто же полагает, что не является неверным взывающий к покойникам, но тем не менее не убеждённый в том, что они сами приносят пользу и оберегают от вреда, что не является неверным убеждённый в том, что всё делает Аллах, однако те, у кого он испрашивает помощи, являются посредниками в этом — тот своими суждениями отвергает аргументы из Книги Аллаха и Сунны, а также единогласное мнение общины, что взывающий не к Аллаху является мушриком и неверным в обеих из указанных ситуаций, вне зависимости от того, считает ли он покойников, к которым он взывает, независимыми или только посредниками между ним и Аллахом. Это с полной ясностью вытекает из религии Ислама.
Вам следует внимательно отнестись к изложенной в этой важной главе разнице, ибо она является источником волнений и смуты, от которой может спастись лишь знающий истину и следующий ей.
Мухаммад б.Исмаил р.х. в своей книге «Татхиру-ль-иътикъад» сказал:
«Поистине эти купола и могилы святых, которые стали самым опасным путем для ширка и ереси и самым большим орудием в разрушении ислама и рушению его построения. Большая часть(а может и все), кто строит их, это монархи, султаны, главари и правители. Каждый из них воздвигал подобные монументы для тех, кто жил в их время, о ком была хорошая молва, что он считался предпочтительным, ученым, суфием, факихом и большим шейхом. И посещали его люди, которые знали его посещающим могилы, без того, чтобы они брали их посредниками и не звали их по имени. Напротив молились за них и просили прощения до тех пор пока не исчезли те, кто знал их или большая их часть. Потом пришли другие и увидели могилу, и там стали воздвигать строение и ставить на ней светильник, и установливать раскошное ложе, покрывать покрывалами, бросать розы и цветы. При этом они уверены, что это принесет им пользу и отведет от них зло, приходят к нему служители, которые говорят ложь о покойнике, якобы он делает то-то и то-то, что он навредил тому-то, а принес пользу тому-то, до тех пор, пока не привьют ему все ложное и дела, о которых пришло в хадисах пророка, что проклят тот, кто ставит светильник на могилы, пишет на них и строит на них. И об этом(о запрете всего этого) есть много известных хадисов. Так как подобные вещи являются причиной всего пагубного.
Если бы было разрешено в подобных местах зажигание свеч, пророк с.а.в. не проклял бы тех, кто так поступает. Так как подобные поступки становятся причиной возвеличивания могил, идолов и тому подобных вещей и ведет к крайности и приводит к пустой растрате имущества.»
Ибн Каййим р.х. указал на то, что воздвижение мечетей на могилах и установление светильников являются великими грехами (о чем и ибн Хаджар аль-Хайтами тоже привел в книге «Аль-кабаир».).
Волжская Булгария: как возникло и затем исчезло государство в Поволжье
В первой половине VII века на территории Предкавказья и Подонья образовалось государство Великая Булгария. Однако в этом же столетии под влиянием хазар оно утратило свою целостность. А население государства разошлось в разных направлениях.
Одна часть ушла на Балканы, там образовалась известная нам Болгария. Ее народ появился при слиянии булгарских племен со славянами. Здесь приняли христианство и утратили свой язык. Житель этого государства известен как болгарин.
Другая часть жителей Великой Булгарии поднялась вверх по Волге. В этих местах была образована Волжская Булгария.
Образование Волжской Булгарии
Первые упоминания о Волжской Булгарии относятся к началу X века. К этому времени булгары постепенно становятся главной силой в Поволжье, завоевывая земли живших на этих территориях угро-финских и балто-славянских племен. Эти процессы на Средней Волге создали устойчивый булгарский племенной союз, ставший основой для образования нового государства.
Значительные успехи в подчинении местных земель достигались и мирным путем. Осваивая территории, пришедшие южане строили свои укрепленные поселения. У булгар было хорошо развито ремесленничество, их изделия пользовались успехом у местного населения. Земли вокруг новых мест проживания осваивались под пахотные земли.
«Булгары на Волге». Автор Муртазин Ильдус (2010 г.)
Организованный экономический уклад булгар и создаваемая защита от вражеских набегов способствовали тесному контакту местного населения и новых жителей – булгар. Оно было выгодно каждой из сторон и приводило к быстрому развитию территорий. А население, относившееся к разным племенам, постепенно становилось единым целым. Образовавшееся государство находились на территории нынешних Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Пензенской и Самарской областей.
Карта Волжской Булгарии
Древняя Булгария занимала выгодное стратегическое положение. Особенно с учетом того, что в те времена основные торговые пути шли по рекам. Это хорошо видно на карте, опубликованной на региональном энциклопедическом портале «Башкортостан» bashenc.online:
Население Волжской Булгарии
На территории Волжской Булгарии проживало достаточно большое количество народностей. Наиболее значительными были балто-славянские племена, которые в наше время называются народами «именьковской культуры», тюркские и финно-угорские этносы.
Первые из них частично остались и слились с булгарами, часть ушла на север. Тюрки и финны были вытеснены, а оставшиеся находились в подчиненном положении. Остальным народностям булгары позволили жить на своей территории, сохранив идентичность. За право разговаривать на своем языке и жить по своим обычаям, им приходилось платить дань.
Многие племена потеряли свои национальные качества. Произошло их растворение в жителях Булгарии. Но не смогли сохранить чистоту нации и сами булгары. Позднее они сольются со сформировавшимися новыми этносами, такими как татары и чуваши.
«Болгары на Волге» (триптих, 1985). Автор Равиль Загидуллин
Государство было многонациональным. Наряду с булгарами, здесь проживали значительные количества чувашей, башкир, удмуртов, вотяков, черемисов, другие малые народы.
Занятия и обычаи булгар
Расположение государства определяло наиболее выгодные направления развития экономики Волжской Булгарии. По водному пути через Волгу лежал главный торговый путь из Каспийского моря в Европу. Стоящие на Волге города становились торговыми центрами.
Земли вдоль рек были плодородны, давали обильные урожаи. На них эффективно было заниматься земледелием. Местное население преуспело в этом. Высаживалось много видов зерновых. Часть из полученных урожаев шла на экспорт в другие страны. Покупателем зерна была и Русь, что хорошо помогало стране в голодные годы.
Быстро приноровились переселенцы к новым условиям при разведении скота. Если ранее степные просторы стимулировали кочевой образ жизни, то переместившись на север булгары поняли, что здесь эффективнее оседлое хозяйствование. В новых местах разводили коров, коз, овец, птицу. А булгарские кони имели постоянный спрос иностранных покупателей.
Развитие бортничества было столь успешным, что его основы и традиции дошли до наших времен, а мед татарских и башкирских пчеловодов популярен у жителей России.
Перстни, изготовленные волжскими булгарами
Законы и обычаи в Булгарии отличались жестокостью. За прелюбодеяние, воровство и любое убийство было смертельное наказание, которое часто приводилось в исполнение изощренными методами. Эти традиции были смягчены только после принятия новых законов уже в эпоху ислама.
Городское строительство
В Волжской Булгарии строили крупные для своего времени города. Первым появился Болгар, бывший столицей страны в X-XI веках, затем возникли Биляр и Сувар. Раскопки свидетельствуют о том, что было построено немало городов, в которых жила значительная часть населения.
На основании раскопанных городищ, археологи отнесли города булгар к трем категориям: крупные города; замки, в которых жили феодалы; военные крепости. Данные археологов показывают, что булгары умели сооружать надежные укрепления. Их военные инженеры хорошо знали свое дело.
Принцип создания укрепленного поселения был типичным для средних веков. Основная крепость укрывалась за надежными стенами с башнями и рвами. В них были поселения правителей, знатных и богатых жителей.
Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были купцы, удачливые ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя. Здесь были хорошие дома и широкие мощеные улицы.
Следующее поселение тоже имело защиту в виде валов со рвами, которые были менее надежны. Здесь селилось среднее сословие – мелкие ремесленники, торговцы. Эта часть поселения называлась «внешним городом».
За последними укреплениями располагались крестьяне. У них были простые деревянные или глинобитные дома, часть жила в полуземлянках или землянках. У домов крестьян имелись хозяйственные постройки, в которых держали скотину, хранили урожай. При угрозе вражеского нападения, загородные жители могли укрыться в защищенной части города.
Для гостей и торговых караванов имелись специальные кварталы или караван-сараи с помещениями для отдыха, складами, стойлами для скота. Для своего времени крупные булгарские города были значительно комфортабельнее и благоустроеннее европейских столиц. Да и размерами они были значительно больше.
Торговля
Расположение Волжской Булгарии способствовало развитию торговли. Через нее проходили торговые пути между Востоком и Западом. В Ага Базаре, недалеко от Болгара – столицы государства, было выбрано место для проведения международной ярмарки.
Булгария, находясь на перекрестке торговых путей и обладая крупными городами, которые могли предоставить возможности для расположения здесь торговцев и их товаров, стала центром, где встречались арабские и скандинавские торговцы. Обширные караван-сараи приносили немалые доходы. Хорошо пополняли казну и пошлины на ввозимые товары.
Волжские булгары неплохо использовали присутствие иностранных купцов. Это способствовало развитию ремесел и сельского хозяйства. Ведь товары за рубеж зачастую не нужно было везти. Их прямо на месте покупали заезжие гости.
Религия в Волжской Булгарии
Формирование государства Волжская Булгария проходило в непростой обстановке. На ее территории проживало много достаточно независимых этнических групп. Сложные отношения выстроились с Хазарским каганатом, которому приходилось платить дань.
Эти факторы привели к пониманию, что успешно бороться с этими проблемами поможет принятие новой централизованной религии, взамен существующих языческих верований, которые больше выражались в форме ритуалов, но не затрагивали политическое устройство государства.
Выбирая из возможных вариантов, булгарский правитель Алмуш сын Шилки решил остановиться на исламе. Для этого были веские основания. Ислам был новой религией, набиравшей силу. Особенно привлекало то, то ислам был принят в Арабском халифате, имевшем значительное влияние. У булгар были тесные отношения с арабскими купцами.
Алмуш рассчитывал, что его государство, став одной веры с халифатом, получит его защиту от хазар. Хазары же исповедовали иудаизм, и для мусульман считались неверными.
В 922 году Волжскую Булгарию посетило посольство халифата, присланное по просьбе царя булгар для наставлений в принятии ислама. Секретарь арабского посольства Ибн Фадлан оставил после этого путешествия текст, который является основным источником информации о Волжской Булгарии того времени.
Первоначально ислам приняли в крупных городах. Постепенно в течение X века он распространился на всю территорию государства. Эти данные ученые получили из археологических раскопок. Об этом свидетельствовали исследованные могильники, в которых повсеместно стали находить захоронения, проведенные с мусульманской обрядностью. Для нее были характерны: расположение тел головой на запад, немного повернутое на правый бок, лицо, обращенное в сторону Мекки, отсутствие вещей.
Следует отметить, что не все население Булгарии приняло ислам. Ряд племен, из которых наиболее крупным были сувары, отказались это сделать. Они переселились на новые территории. Впоследствии здесь сформировалась нация и государство чувашей. Они в значительной степени сохранили традиции и булгарский язык до наших дней. Чувашский язык использовался для современной расшифровки булгарских надгробий.
Приняв ислам и сблизившись с багдадским халифатом, Волжская Булгария сделала значительный шаг вперед в своем развитии, получив могущественного союзника. Это помогло в становлении централизованного государства, сделало его сильным и влиятельным.
Отношения с соседями
Государство Волжская Булгария не являлось особенно воинственным, но имело хорошо обученную и вооруженную армию. Ближайшие соседи не были могущественнее или сильнее булгар. Исключение составлял Хазарский каганат, дань которому приходилось платить до конца X века.
Военные действия с разрозненными племенами кипчаков и йемеков, кочевавшими в степях Заволжья и Южного Урала, были успешными. В результате военных побед правителей Волжской Булгарии появлялись пленные, которых активно использовали, как рабов, на работах в булгарских хозяйствах.
Пограничные отношения на западе с Киевской Русью, а впоследствии с русскими княжествами были тесные. Они не отличались стабильностью, эпоха перемирия сменялась временем военных конфликтов. Силы государств были сопоставимы, никто не хотел ввязывается в крупномасштабную войну с неизвестным исходом. Поэтому происходили частые стычки на уровне пограничных конфликтов, в результате которых захватывалась неплохая добыча.
Взаимные нападения участились в XI-XII веках. На Руси от этого больше всех страдали Рязань, Муром и Суздаль. Достойный ответ давали и русские княжества, в результате которого захватывались булгарские города, в частности, Болгар и Ошель.
До того как князь Владимир крестил Русь, послы Волжской Булгарии предлагали ему принять ислам. Известно, что князю многое понравились в исламе. Но запрет алкоголя категорически был для него неприемлем и он отверг предложение со словами «на Руси есть веселие пить и не можем без того быть».
В XI веке булгар стали донимать частые нападения разбойников-ушкуйников из Великого Новгорода. Они нанимались купцами для совершения военных нападений, которые приносили добычу. Ушкуйники были речными пиратами, от них значительно пострадал Болгар, находившийся вблизи Волги, что привело его в упадок, а столица была перенесена в Биляр. Довольно быстро новая столица превратилась в процветающий город.
Города Волжской Булгарии
На территории Волжской Булгарии, на основании археологических раскопок, выявлено более 190 городищ и свыше 900 сельских поселений. Наряду с зимними домами, построенными из дерева, у многих булгар, прежде всего скотоводов, имелись летние жилища – юрты. Общественные помещения – мечети, караван-сараи и мавзолеи часто строились из кирпича или камня.
Болгар
В Волжской Булгарии или, как она еще называлась – Волжско-Камская Булгария, в качестве первой столицы был Болгар, располагавшийся недалеко от впадения Камы в Волгу. В русских летописях он именовался как Бряхимов. Это юго-запад Республики Татарстан, а на месте древнего городища находится поселение Болгар – центр Спасского района.
Первое упоминание о городе датируется 920 годом. Очевидной причиной строительства города в этом месте было выгодное расположение, позволяющее контролировать две крупнейшие водные артерии, являющиеся торговыми путями. По этой же причине рядом с городом возник Ага-Базар – важнейший торговый центр как Булгарии, так и место, где встречались торговцы Запада и Востока. Болгар был столицей, пока в XII веке из-за частых набегов ее не перенесли в менее доступный Биляр.
Арабские путешественники описывали город как мусульманский, но с византийскими домами. А Болгар оставался главным торговым и экономическим центром страны до 1236 года, когда его сожгли монголы.
«Развалины ханской усыпальницы и Малый Минарет в Болгарах». Автор Иван Шишкин
Биляр
В настоящее время информация о Биляре получена в основном из раскопок на Билярском городище возле села Билярска Алексеевского района. К сожалению, о городе можно судить только по остаткам рвов и валов, множеству мелких бытовых находок, собранных археологами. Никаких зданий не сохранилось.
Биляр относят к крупнейшим городам средних веков цивилизации. В летописях древней Руси он называется великим. А Булгария, называемая Волжской, могла гордиться своим городом. Ведь его площадь составляла около 800 га, в то время как территория крупнейших городов Европы не превышала 400 га, а главные города Руси помещались в 100 га.
Биляр был популярным центром, куда приезжали представители многих государств. На его территории найдены предметы из Византии, Руси, Скандинавии, Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока.
Караван-сарай в Биляре
Сувар и другие
Другим крупным городом в стране был Сувар. Он был окружен мощными укреплениями с башнями. Арабский ученый, описывая город, сообщал, что в нем жило 10 тысяч человек, была соборная мечеть. В центре было построено двухэтажное здание из кирпича с куполом, удивляя своей красотой. Сувар был разрушен в 1236 году.
У жителей правого берега Волги главным городом был Ошель, разместившийся на площади 80 га. Центром нижнекамских булгар считался город Джукетау, стоявший на Каме. Крупными городами были Кашан и Елабуга.
Казань
Совсем недавно о Казани в Древней Булгарии ничего не было известно. В результате раскопок обнаружено, что на месте Казанского кремля на рубеже X-XI веков находилось военное укрепление, которое вскоре стало одним из международных торговых центров. Здесь обнаружены вещи из многих стран. Особый интерес вызывает чешская монета 929-930 года чеканки. Это свидетельство древнего происхождения города, которое еще требует изучения.
Хазарский каганат и Волжская Булгария
Мигрировавшие вверх по Волге из хазарских земель булгары, даже создав свое государство, были в вассальном подчинении у татарского каганата, а их правитель входил в родовую хазарскую аристократию на вассальных правах. Подчинение предполагало предоставлять войско каганату и платить умеренную дань.
Но в истории Волжской Булгарии настал момент, когда она решила стать независимой. Традиционно ранее это решалось разгромом суверена или уходом на новые земли. Булгары впервые поступили по новому, решив принять новую религию. Государство официально становится исламским.
Походы русских против булгар
Один из первых походов на государство Волжская Булгария предпринял князь Владимир Святославович в 985 году.
После образования Владимиро-Суздальского княжества в XII-XII веках военных походов русских на булгар стало больше.
Все-таки военных действий между двумя государствами было сравнительно немного, а каждый поход завершался мирным договором.
В результате походов на Булгарию, влияние русских княжеств распространилось на территории Поволжья до Суры.
Волжская Булгария на карте Древней Руси выглядела примерно так:
Волжская Булгария в составе Золотой Орды
В 1236-1242 годах состоялся Западный поход монгольских войск, который возглавил один из правителей – Батый. В результате этой военной кампании были завоеваны и государства Поволжья. Территория Волжской Булгарии вошла в состав улуса Джучи. Ей была сохранена частичная автономия, а столицей стал город Болгар.
В 50-х годах XIII столетия правителем монгольского государства стал Берке. При его правлении была построена новая столица Сарай-Берке, которая находилась на территории современной Волгоградской области. Болгар становится административным центром в Поволжье. При Берке здесь идет значительное строительство, появляются каменные здания, увеличивается товарооборот.
В это же время значительная часть населения Волжской Булгарии переселяется на земли Закамья. Это приводит к тому, что в Болгаре значительно меняется состав населения. Здесь начинают преобладать монгольские переселенцы и их союзники кыпчаки. А на территории Закамья образуются новые княжества, в том числе Казанское.
В 1266 году значительная часть западных территорий монгольского государства отделилась от Монголии, став Золотой Ордой. В новом государстве Булгария находилась на правах вассала. До 60-х годов XIV столетия Золотая Орда и Булгарское ханство в ее составе успешно развивалась.
Земли Волжской Булгарии частично подпадают под власть Москвы. В то же время значительная часть населения объединяется вокруг нового центра — Казани. Скоро здесь возникает Казанское ханство.
Создание Болгарского музейного заповедника
Болгарский историко-архитектурный заповедник открыт в 1969 году на базе Болгарского городища. Здесь оживает история булгар. На территории музея находится значительное количество памятников мусульманской архитектуры. Они датируются XIII-XIV столетиями и являются уникальными сохранившимися образцами, дошедшими до наших дней. В 2014 году заповедник вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектурный ансамбль музея воссоздает город времен Волжской Булгарии и Золотой Орды. Его строения являются самыми северными в мире образцами средневекового зодчества мусульман.
Ряд объектов культурного ландшафта не изменился за тысячелетие. С домонгольского времени сохранился Иерусалимский овраг. В исторических границах можно увидеть оборонительные сооружения болгарского городища – вал и ров. Неизменными остались границы села XVIII века.
В фондах заповедника находятся изделия прикладного искусства, живопись, скульптура, монеты, находки археологов, фотографии, документы. Основной фонд насчитывает 105 тысяч предметов. Общая площадь музея — 1742 квадратных метра.