За что был наказан валдайский колокол
За что был наказан валдайский колокол
ВАЛДАЙ и район запись закреплена
Легенда о вечевом колоколе и валдайских колокольчиках
Трагический конец вольного Новгорода поразил воображение русского народа, породив много устных преданий и среди них легенду о вечевом колоколе. Легенда гласит, что по приказу московского великого князя колокол был погружен на особые сани повышенной грузоподъемности и отправлен в Москву. Возле Валдая сани опрокинулись, колокол упал и разбился на мелкие куски. Осколки подобрали валдайские мастера и отлили из них множество поддужных колокольчиков.
Вот так звучит эта легенда в поэтическом пересказе писателя Юрия Вронского:
Повелел Иван Васильевич,
Князь Московский и всея Руси,
Снять священный древний колокол
И отправить в стольный град Москву.
Как снимать его явилися,
Сам собою зазвонил он вдруг
Звоном отроду неслыханным.
То не звон был, а рыдание,
Завещание последнее.
Помни, мол, о древней вольности,
Господин Великий Новгород.
Вырывали тут язык ему,
Самого на сани ставили
И везли немого, пленного,
Навсегда в чужую сторону…
Только колоколу гордому
Крепко, видно, не хотелося
В плен московский на позорище.
По холмам валдайским едучи,
Выбрал пленник ночь метельную,
Соскользнул с саней украдкою,
Покатился вниз по горочке,
Покатился — да и был таков!
Полетел с обрыва кубарем,
О валун внизу ударился
И на тысячу осколочков
Раскололся вольный колокол…
А случилось чудо чудное,
Приключилось диво дивное:
Не погиб священный колокол,
Все его осколки звонкие
Превратились в знаменитые
Колокольчики валдайские.
Говорят, они когда-нибудь
Вновь сольются в вольный колокол,
И над Новгородом сызнова
Поплывет его свободный звон.
А до той поры звенеть ему
Колокольцами валдайскими,
Горевать о вольной волюшке
И тревожить сердце русское…
Какова же была действительная судьба вечевого колокола?
Итак, в 1478 году, не выдержав тяжелой осады, новгородцы были вынуждены принять все условия великого князя, более похожие на ультиматум: «Вечу не быть, колоколу не быть, а государство все нам держати». За это великий князь обещал не трогать боярских вотчин и не выводить новгородцев из новгородских земель. Оба обещания Иван III нарушил. Почти все состоятельные новгородцы, включая тех, кто выступал на стороне Москвы, были депортированы, а земельные владения бояр и Софийского дома отошли великому князю.
В январе 1478 года Ярославов двор был освобожден от находившихся там вечевых учреждений. 8 февраля великий князь повелел снять вечевой колокол и увезти в Москву. Летописец пишет, что, прощаясь с колоколом, все новгородцы от мала до велика плакали как по покойнику.
Что же представлял собой вечевой колокол? По всей вероятности, вечевых колоколов было два, так как в Новгороде собиралось два веча, одно возле Софийского собора, где выбирали новгородских владык, другое на Ярославовом дворе. Колокол-вечник обладал особым голосом, который новгородское ухо легко отличало от голоса церковных колоколов. Ударить в вечевой колокол имел право любой свободный новгородец, но за «ложный звон» можно было дорого поплатиться. Звонница была невысокой, поскольку звонили с земли, на европейский манер раскачивая сам колокол, а не «било», то есть его язык. Такие колокола назывались «очапными».
По свидетельству Карамзина, привезенный в Москву вечевой колокол был повешен на колокольне Успенского собора. Однако историк М. Полянский утверждает, что новгородский вечник два столетия служил всполошным колоколом у Спасских ворот Кремля. Известен эпизод, когда в 1681 году царь Федор Алексеевич был напуган внезапным звоном этого колокола и приказал дослать его в Карельский монастырь недалеко от Архангельска. По другой версии колокол никуда не увезли, он разбился во время пожара в 1713 году. По повелению Петра I разбившийся колокол был отлит заново и помещен в Московской Оружейной палате, где находится до сих пор. Во время нашествия Наполеона колокол вывозили из Москвы, а затем снова вернули в Оружейную палату. В 1917 году Новгородская городская управа сделала запрос о судьбе вечевого колокола в надежде получить его обратно, но в это время в стране началась революция…
Таким образом, можно предположить, что новгородский вечевой колокол, а вернее сказать, бронза, из которой он был отлит, хранится сегодня в Оружейной палате в качестве экспоната под названием «Колокол И. Моторина». Его вес составляет 1728 килограммов. Хочется верить, что когда-нибудь этот колокол вернется в Новгород…
Что же касается валдайских колокольчиков, то о них можно многое узнать, посетив замечательный музей колоколов в Валдае. Ямщицкий колокольчик был чисто русским изобретением, выполнявшим сразу несколько функций: сигнального оповещения, музыкального инструмента и своего рода дирижера, задававшего ритм движения лошадям. По своей форме колокольчик напоминает женщину, одетую в сарафан.
Валдайские колокольчики пользовались на Руси огромным спросом, хотя и стоили недешево. Легенда о вечевом колоколе служила им лучшей рекламой.
Легенды и загадки земли Новгородской. Смирнов Виктор Григорьевич.
#Берестянойпояс
Легенда о валдайском колокольчике
Колокольчики на прилавке
Есть немало легенд об этом, но есть самая любимая
О Новгородском колоколе
Новгородцы всегда стремились к особой вольности. В 1478 году, по приказу царя Ивана III, вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы.
Изгнание колокола
Его, как настоящего пленного, связали, водрузили на сани и отправили под конвоем в Москву. Но пленник так и не добрался до Москвы.
На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, напуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги.
Колокольчики на прилавке
Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету.
Что говорят историки
Согласно «Лицевого летописного свода»(ХVI век):
29 января в Новгород вошел Иван III.
8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити.”
“Марта 5 на Москву прииде князь велики… А после себя повелел князь велики из Новгорода и колокол их вечной привезти на Москву, и привезен бысть и вознесли его на колокольницу на площади с прочими колоколы звонити”.
Но с таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда (вернее множество легенд) о том, что вечник новгородский, отправленный в Москву, туда, вопреки государевой воле, так и не явился – разбился на кручах валдайских и дал жизнь знаменитым колокольчикам Валдая.
А.Орловский. Путешествие в кибитке.
С момента их чудесного рождения им суждено теперь вечно скитаться по долгим российским дорогам, петь о вольности, то, тревожа души людей, то, утешая, и ждать, когда настанет время вернуться им в Новгород (а они вернуться только тогда, когда не Руси наступит воля), чтобы вновь слиться воедино, в вечевой колокол. Тогда и поплывет над Россией вольный звон, и кончатся все неустройства наши и неурядицы.
Миниатюра «летописного свода»
На миниатюре из «Лицевого летописного свода» изображен связанный веревками (как узник) вечевой колокол, погруженный на сани и подготовленный к отправке в Москву.
А выше – панорама Новгорода с Софийским собором и Софийской звонницей, колокола которой осенены главой с крестом. Рядом изображена звонница с единственным колоколом – вечевым Софийским, над которым нет креста, так как он был гражданским, светским, а не церковным.
На миниатюре изображены два вечевых колокола. И в этом нет ничего странного, ведь в Новгороде существовали два веча: на Ярославовом дворище и на Софийской стороне.
Есть разногласия
Легенд о вечевом колоколе много, но летописи говорят о том, что колокол на Валдае не разбивался, а благополучно добрался до Москвы, был вознесен на колокольню, “с прочими колоколы звонити”, т.е., забыв о гордости, стал петь в один голос с другими русскими колоколами.
Однако единого взгляда на то, как сложилась его дальнейшая (московская) судьба тоже нет. Разные исследователи приводят разные версии.
Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» говорит о том, что в Москве Новгородский вечевой колокол повесили на колокольне Успенского собора.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Ссылки
—Видео
—Приложения
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
История Валдайских колокольчиков
Валдайские колокольчики
Красивая легенда говорит, что валдайские колокольчики появились в 1478 году. Именно тогда по приказу царя Ивана III с Софийской звонницы был снят вечевой новгородский колокол и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но до Москвы так и не добрался пленник. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Из его обломков и были отлиты первые валдайские колокольчики. Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в.
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.
Колокола, возможно, и лили в XVII в., но то, что принято называть валдайским (то есть ямщицким) колокольчиком, появляется не ранее II половины XVIII в.
Их технология производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским, национальным явлением.
Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в г. Слободском Вятской губернии, г. Тюмени, г. Касимове Рязанской губернии, с. Пурех Нижегородской губернии и других.
Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика. Колокольчик предопределял ритм движения лошадей, то подгоняя их, то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть.
Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.
История валдайского колокольного литья до конца XIX века существовала в устной традиции, поэтому главным источником по изучению данного вопроса являются сами колокольчики и колокола, поставленные на них надписи, даты, имена литейщиков. Валдайский колокольчик имеет строгую, устоявшуюся, неизменную (классическую “валдайскую”) форму, которая строится на равновеликих соотношениях высоты и диаметра, что создает впечатление устойчивости.
Колокольчик лишен декора как такового, что усиливает впечатление простоты, неприхотливости, функциональности изделия и самое главное – знаковое значение надписи, непременно поставленной на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика, называемому местными мастерами “юбкой”.
Обтекаемость, мягкость форм, особенность построения покатой верхней сковороды, которую называют “плечами” и самого “сарафана”, а особенно “юбки” подчеркивают не просто антропоморфизм валдайского колокольчика, а прямо говорят о том, что он смоделирован с женщины, одетой в русский сарафан. Своеобразие петли для подвески языка, сам кованый язык, непременные проточки по тулову, чередующиеся с необточенными шероховатыми поясками, делают валдайский колокольчик узнаваемым.
Предпочтительность валдайского колокольчика (несмотря на то, что он стоил очень дорого) состояла в высоком качестве изделия (употреблялась самая высокосортная уральская медь), красоте звучания, устойчивости и традиционности во всем, начиная с самой легенды о рождении колокольчиков из вечевого новгородского колокола.
Шли века, а людям хотелось верить, что в Валдае им отольют колокольчик из осколка “вечника новгородского” и осколков тех, рассыпанных под горочками валдайскими, хватит всем, всем хватит славы и силы его.
Фольклорно обусловленный промысел жил силой древней легенды и она была лучшей рекламой валдайским изделиям. Во второй половине XIX века конкурирующих центров литья появилось много. В некоторых из них на изделиях ставили надпись “Валдай”, желая подороже продать колокольчик, выдав его за валдайский.
Новые колокололитейные центры, появившиеся в период развития рыночных отношений, рыночно и действовали. А на валдайских изделиях по-прежнему ставили столь полюбившиеся надписи: ”Кого люблю, того и дарю”, “Купи не скупись, езди веселись”, ”Сдалеча весточку собою подавай”, ”Кто колокол купит, тот счастлив будет”, “Звени, утешай, ехать поспешай”, ”Нет барыша, зато слава хороша”… Ради доброй славы и работали валдайские мастера.
Постепенно колокольные мастерские Валдая превращались в заводы: с 1816 г. называется заводом колокольное заведение Смирновых, И. Митрофанова, с 1841г. – Стуколкиных.
В 1850-е годы появились заводы Лебедевых и Усачевых. Большие колокола старались отливать на месте их установки, а не в Валдае на заводе.
В 1820 г. А.Шилов выехал на Валаам для отливки Воскресного колокола Спасо-Преображенского собора. Этот колокол, весом в 650 пудов и сейчас звонит на Валааме. А.Чистюнин отливал Воскресный колокол Софийской звонницы Новгорода в Юрьеве монастыре, М.Стуколкин знаменитые колокола Валаама отливал на Охте в Петербурге и на самом Валааме, но не в Валдае.
В первой половине XIX в. самым знаменитым валдайским заводом был тот, “на котором отливали лучшие большие колокола” и принадлежал он братьям Смирновым. Завод имел привилегию ставить на своих изделиях государственный герб и славился отливкой колоколов гигантских размеров, весом более 1000 пудов, впрочем, одновременно производя и ямщицкие колокольчики. Смирновы отливали колокола для Иверского монастыря в Валдае, Смольного в Петербурге, для храмов Москвы, Оренбурга и других мест.
Не менее известны были изделия Стуколкиных. Иван Стуколкин отливал самый большой колокол Петербурга, который висел на колокольне Исаакиевского собора, вес его составлял 1860 пудов 29 фунтов без учета веса языка, который был весом в 49 пудов 29 фунтов. Мастер отлил тогда не один колокол, а целый звон в 11 колоколов общим весом в 4.349 пудов 14 фунтов. Особенностью этих колоколов было то, что отлиты они были из сибирских пятаков.
М.Стуколкин отливал для Валаама два памятных колокола из материала еще более необычного – металлической бахрамы тканей и одежд, собранных на погребение императора Александра I.
Во второй половине XIX в. церковные колокола в Валдае отливаются на заводе Усачевых.
В начале XX в. в Валдае действовали заводы братьев Усачевых, Алексея Усачева, Георгия Андреева. Последний, начинал колокольную практику в Петербурге на заводе В.Орлова, открыв в начале XX в. самостоятельное производство у себя на родине в Валдае.
Колокольные заводы прекратили свое существование после Октябрьской революции. Дольше всех работал завод братьев Усачевых. Это был последний колокольный завод России, закрытый в 1930 году.
В наше время Дар Валдая – «Валдайские колокольчики», в память о Древней Новгородской земле льются на заводе металлоизделий «Олевс».
Валдайский колокольчик: история, особенности, производство и отзывы
Звон колокола в давние времена предупреждал об опасности или возвещал о благостных событиях. Переливы колокольчиков впереди путников говорили об их приезде. В мистическом сакральном плане колокольчики наделялись символическим значением мудрости и единства. Сегодня без колокольчиков не обходятся свадебные торжества, а школьные годы каждого неразрывно связаны с переливами последнего звонка. Предмет зависти коллекционеров – настоящий валдайский колокольчик – стал прообразом сегодняшнего широко распространенного по всему миру сувенира.
Легендарное происхождение
Свое название валдайский колокольчик получил от одноименного города. Валдаем звали красавца-кузнеца, который, по легенде, жил посреди изумрудных лесов на берегу озера. Но особые свойства получил валдайский колокольчик, цена которого всегда была очень высокой, за ореол мистического происхождения, связанного с вечевым колоколом свободолюбивого Новгорода. Самостоятельный древнерусский город в конце XV века откупился от царя Ивана III бесценным вечевым колоколом в обмен за свободу своих земель. Но «мятежный колокол» разбился на маленькие осколки под Валдаем. Именно эти осколки, ставшие основой валдайских колокольчиков, продолжают звенеть о свободе и независимости.
Валдайский ямской колокольчик
Прославился Валдай не большими колоколами, а маленьким дужным изделием. На самой середине Московско-Петербургского тракта, главной дороги России, зародился валдайский колокольчик. Весело и звонко пел он под дугой русской конской тройки, вторя песне ямщика, и устанавливая ритм движения лошадей. Валдайский колокольчик отпугивал диких зверей ночью и оповещал о прибытии гостей. Валдай стал первым центром по литью именно ямщицких колокольчиков, со своим уникальным звучанием и особенностями технологии изготовления. Размеры валдайских колокольчиков и их уникально звучание, в сочетании с легендой о вольном колоколе, повышали их ценность и способствовали распространению.
Ямщицкая история
До конца XIX века история литья валдайского колокольчика связана была с устной традицией. Зарождение этого промысла на Валдае связывают и с преданием о том, что в XVII веке известный колокольный мастер Александр Григорьев отдал валдайским кузнецам остатки бронзы после отлива Никоновского колокола в Иверском монастыре. Официальная история опирается на сохранившиеся колокольчики с гравировкой и датами. Самая ранняя датировка – 1802 год. Более ранних датировок не обнаружено, хотя упоминания о валдайских колокольчиках встречаются в литературе более раннего периода. В «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) А. Радищев неоднократно описывает звон поддужных колокольчиков экипажей. В судебных описях того же периода встречаются упоминания о таких предметах быта в связи с их высокой ценностью.
Валдайский колокольчик: история подтвержденная
Расцвет колокололитейного дела пришелся на середину XIX века. Именно этот период представлен большинством сохранившихся изделий. До 850 пудов меди использовалось на валдайских заводах купцов Смирнова, Митрофанова, а позднее Стулкина. Колокольчики становятся предметом обихода аристократии, который используется для вызова слуг. Они становятся символом тройки. Когда под дугой размещается до семи колокольчиков разного размера и звучания. Каждый мастер вносит свою особенность, появляются веселые гравировки. Сплав держится в секрете, пропорции меди, олова, бронзы и других металлов придают уникальность изделиям. Завод Смирнова за высокое качество и красоту своих изделий получает даже благословение императора Руси на штамповку герба на своих колокольчиках. С появлением железных дорог значимость колокольчика падает, и к началу XX века на Валдае остается два завода братьев Усачевых, которые просуществовали дольше других. Последний завод был закрыт в 1930 году.
Распространение по Руси
Колокольчики, датированные 1802 годом, появляются одновременно в разных регионах России. И сегодня загадка такого распространения этого промысла остается неразгаданной. Но первенство мастеров Валдая остается неоспоримым, что подтверждается сохранившимися экспонатами и тем, что форма и виды дужных колокольчиков всех регионов связаны с традицией валдайского литья. Различные центры литейного производства, беря за основу форму валдайского колокольчика, экспериментируют с составом сплавов, формой и пропорциями, ищут пути улучшения звучания.
Бубенцы пуреховские
Самое массовое производство колокольчиков «под валдайские» представлено пуреховскими изделиями. Они появляются в одно время с валдайскими и изготавливаются в селе Пурех, что в верхнем течении Волги. Владения семьи Трошиных и заводы Егора Клюйкова насчитывали до 15 мастерских. Самые известные бубенцы в этой категории принадлежат руке мастеров братьев Гомулиных. Тех самых, что сделали наборной ошейник, цепочку и музыкальный замок с секретом для блохи. Производство колокольчиков в Пурехе было столь массово, что и сегодня находятся аутентичные изделия в старых домах, в сараях и на чердаках.
Иностранные копии
«Дар Валдая» понравился финнам и шведам. Секрет звучания колокольчика они видели в надписях на уровне боя языка. Так появились иностранные копии валдайских колокольчиков. Надписи переписывались, иногда буквы менялись местами просто для красоты. Вместо фамилии мастера ставилась фамилия шведского или финского мастера. В коллекциях ценителей нередки такие иностранные «валдайские» экспонаты.
Совершенство форм
Единственный в России музей валдайских колокольчиков (г. Валдай, Новгородская обл.) дает возможность восхититься совершенством форм колокольчиков 1802 года, изготовленных знаменитыми мастерами (Филипп Терской, Никита Смирнов) и безызвестными авторами с надписью «1802 ГОДА СЕЙ КОЛОКОЛОКЪ ГОРОДА ВАЛДАЯ». Традиционная форма дужных колокольчиков – обычный конус с диаметром юбки 100-150 миллиметров, вес до 1 килограмма. Совершенство пропорций и литье из высокородной уральской меди придает им неповторимое звучание, которое и сегодня используют специалисты при определении подлинности изделия. Валдайский колокольчик имеет неизменно прямое, массивное и точно поставленное ухо с небольшим просветом. Ухо без раскосов и с заоваленным краем, и не изменяется, в зависимости от размеров изделия. И хотя каждый мастер вносил свой почерк в литье, валдайский колокольчик узнаваем всегда, даже не подписанный.
Признанные мастера России
Столь полюбившиеся русскому народу поддужные бубенцы были оценены не только в России. На промышленной выставке в 1882 году в разделе «Кустарные изделия» бронзовой медалью награжден мастер Овечкин Кузьма Иванович за уникальные колокольчики валдайские (Москва). Через три года он же отмечен похвальной грамотой государя на Нижегородской выставке. А мастер Федор Алексеевич Веденеев в 1885 году награжден медалью «За трудолюбие и искусство». Работы мастера А. Н. Трошина отмечены на выставке в Париже (1900), а мастер Е. С. Клюиков получил золотую медаль за свои изделия в Брюсселе (1907).
Современное производство
Колокольчики и музыка
Самый поэтичный инструмент в оркестре – колокольчики. Русскую тройку украшали множеством бубенцов разного размера. Множественный перезвон сопровождал свадебную процессию. Каждый ямщик подбирал свою тональность и гордился коллекцией бубенцов и колокольчиков. Тембр колокольчика звонкий, нежный и серебристый. Даже в «Волшебной флейте» Моцарта можно услышать перелив колокольчиков. Сегодня на основе колокольных переливов созданы молоточковые и клавишные инструменты, которые являются обязательными во многих оркестрах.
Интересные факты про колокольчики и колокола
Так называемый «малиновый звон», обозначающий мелодичность пения нескольких колоколов, происходит от названия города Малин (Бельгия) – центра европейского колокололитейного производства. Именно «малиновому стандарту» соответствовал котильон (музыкальный инструмент с несколькими колоколами), который заказал Петр I во Фландрии.
Колокольчики выполняли изначально только сигнальную функцию для экипажей. Они пришли на смену английскому рожку, который не прижился на русских просторах.
Английский Биг-Бен – это не название часов или башни. Изначально так назывался колокол в часах Башни Елизаветы.
На международной космической станции тоже есть колокол. По морской традиции в него бьют каждый раз, когда меняется капитан.