За что борется феминизм 3 волны
Что такое третья волна феминизма?
Во многом, третья волна «заполняет пробелы», оставленные после первой и второй волны феминизма. Среди них, например, вопросы интерсекциональности, то есть пересечениях разных форм угнетения в зависимости от пола, расы и социального статуса. Считается, что вторая волна защищала, по сути, права белых представительниц среднего класса и не была инклюзивна для других рас и слоев населения. Это все нужно воспринимать в социальном контексте США в 80-90е годы, где и зародилась третья волна.
Если чуть погрузиться в историю:
Ребекку Уокер шокировал не сам факт оправдания Томаса, а полное отсутствие доверия к показаниям женщины, в особенности афро-американки. Аниту во время процесса напрямую спрашивали, не мстит ли она Томасу за отсутсвие интереса к ней, и не собирается ли она писать книгу после слушаний. Этот цинизм и непонимание женского опыта стали причиной появления статьи Ребекки «Становясь третьей волной». Вот яркий отрывок из неё, на мой взгляд, точно отписывающий понятие феминизма третьей волны:
Быть феминисткой — значит сделать идеологию равноправия и поддержки женщин самой сутью своей жизни. Это значит иметь чёткие принципы в ситуации системного хаоса, принимать женщин как своих сестёр, несмотря на то, что мы часто бываем не согласны друг с другом, изучать и понимать структуру власти с целью противопоставить ей новый порядок.
Поэтому я взываю ко всем женщинам, особенно к представительницам моего поколения: пусть назначение Клэренса Томаса напоминает и мне, и вам о том, что наша борьба далека от победного завершения. Пусть это демонстративное пренебрежение к женскому опыту разозлит вас. Превратите эту злость в политическую силу. Не голосуйте за тех, кто не работает в наших интересах. Не спите с ними, не ешьте за одним столом, не заботьтесь о них, если они не уважают право женщины распоряжаться своим телом и своей жизнью.
Я не феменистка эпохи постфеминизма. Я — Третья Волна.
Чего хотят феминистки
Ну что, граждане-спермобаки, гендерные узурпаторы и членомрази, поговорим о том, до чего мы довели несчастных женщин, а именно про три волны феминизма. В узком смысле в самом понятии «феминизм» нет ничего отвратительного. Просто женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнивание их в правах с мужчинами. Но с каждой новой волной становится страшнее и страшнее. Самое время разобраться, чего они хотят.
Первая волна
У первой волны были веские причины бороться за свои права. Напомним: тогда у женщин действительно было куда меньше прав, чем у мужчин. Прежде всего, борьба шла за политические и экономические права: возможность избирать и быть избранными в республиканские органы власти, права собственности в браке (в это время замужняя женщина не имела формальных прав не только на свое приданое, но и на заработанные ею деньги), равноправие в браке, возможность получения образования и выбора профессии.
Это была в буквальном смысле настоящая борьба. Орды выдающихся женщин организовывали демонстрации, устраивали голодовки и открыто говорили о феминизме. Отважные женщины начали буквально расшатывать устои патриархального общества, которые складывались не один век. Их сажали в тюрьмы, подвергали гонениям, но неожиданно отчаянная борьба вызвала сочувствие у общества, и в 1894 году им наконец дали право голосовать на местных выборах. Спасибо Эммелин Панкхерст, которая сделала для женщин не меньше двух подруг Клары и Розы.
В 1860 году, после обращения Элизабет Стентон, Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло закон: «Акт о собственности замужних женщин». Теперь у женщин появились права на заработанные ими деньги, равное право с мужем на попечительство над детьми и имущественные права вдовы. В 1869 году были созданы две суфражистские организации, а в 1890-м они объединились в «Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право».
А 8 марта 1908 года 15 тысяч женщин вышли на улицы Нью-Йорка – это был митинг за равноправие в работе с мужчинами. Позже Социалистическая партия Америки объявила последнее воскресенье февраля международным женским днем. Они вышли бороться за равноправие, а мы обязаны делать им подарки. Кто кого еще должен одаривать, спрашивается? Надо сказать, что в нашей стране этот праздник отмечали еще в 1914-м году.
В ту пору у феминизма появилось два оскала: марксистский и либеральный. Цели у них были немного разные: марксисты напирали на частную собственность и борьбу с капитализмом, а либералы боролись за получение равных прав во всех сферах.
Вторая волна
Казалось бы, все наладилось, бояться нечего, жить стало лучше, жить стало веселей. Но с появлением «Второго пола» Симоны де Бовуар постепенно стала нарастать вторая волна феминизма.
Она началась в бурные 60-е. Суфражизм из понятия, которым занимались маленькие девочки, превратился в понятие, преподаваемое в школе как великое достижение демократии. Да, женщины имеют право голосовать, но в парламенте их гораздо меньше, чем мужчин. Многие женщины, несмотря на большую свободу выбора профессий, чем до войны, оставались домохозяйками, не получали образование и занимались в основном детьми. Примеров Кюри и Ковалевской было недостаточно, они все равно считали себя забитыми, притесненными, униженными и оскорбленными. Тут же зашла речь о репродуктивных правах женщин, праве на аборт, доступной контрацепции и вечной, с точки зрения воинствующих феминисток, проблеме, о которой они говорят при любом случае — насилии.
Активистки призывали к раскрепощению женской сексуальности, причем можно было раскрепощать ее и без участия мужчин. Собственно, для второй волны было характерно стремление убедить женщин в том, что, прежде всего, их порабощает и подчиняет мужскому миру именно рождение и воспитание детей, которое на исходе «бэби-бума» рассматривалось как чисто женское дело. «Сиди, баба, воспитывай детей, а муж денег пойдет заработает», — вот как выглядело это со стороны.
Некоторые радикальные голоса призывали всех женщин мира к тому, чтобы на какое-то время полностью отказаться от рождения детей, таким образом вынудив ученых срочно изобрести внематочную беременность — технологию появления на свет потомства, при которой женщина не становится «агрегатом» по вынашиванию детей. Действительно, почему она должна мучиться и вынашивать дитя? Что за дискредитация, заложенная природой? В некотором роде это протест против патриархата в природе, если хочешь.
Другие, более умеренные, утверждали, что и биологическое материнство, если оно будет освобождено от всего того, что в нем есть патриархального и угнетающего, может остаться вознаграждающим и даже возвышающим женщину личным опытом. Патриархальным считалась жесткая привязка материнства к необходимости безвылазно сидеть дома с детьми, «самореализуясь» исключительно в домашнем хозяйстве.
Активисты и исследователи того времени полагают, что несправедливость не сводится к сфере легального, но коренится в самом общественном устройстве, в том, как мужские и женские опыты организованы социально. Дискриминация женщин рассматривается как следствие патриархального порядка, который воспроизводится и в публичной, и в приватной сферах. Причитания о том, что патриархат есть в экономике, семейной жизни и сексуальных отношениях, вскоре достал самих женщин, поскольку даже английский язык феминистки объявили орудием угнетения.
Третья волна
Самое страшное, что происходит в наши дни, — это третья волна феминизма. У нее нет адекватных лидеров, весомого повода. Они борются скорее не за, а против. Базой стали проблемы насилия, доступ к контрацепции и репродуктивные права.
Смысл третьей волны — в переосмыслении многих вещей. Во-первых, женщины и мужчины разные, у них разный опыт и разные интересы. Во-вторых, некоторые женщины могут угнетать женщин по разным признакам: расы, национальности, сексуальной ориентации. Появляется интерсекциональный феминизм — как женщины с разным опытом сталкиваются и борются с дискриминацией.
Проблема в том, что он обусловлен исключительно экономическими причинами. Это не бравада на тему того, что «мир создан мужчинами. Даже компьютер, с которого они пишут свои гнусные комментарии, создан и собран мужчиной». Этот вопрос можно решить, но если на чистоту, то это никому не выгодно. На лицо неконкурентоспособность некоторых женщин и лень многих представительниц слабого пола. Для серьезного карьерного роста нужно трудолюбие, помноженное на способности и образование, с выходным разве что в воскресенье.
Женщины в подавляющем большинстве находятся на работе с 9 до 17, а еще у них обычно есть дети. Начальник зачастую и правда предпочтет на ответственном посту мужика, который не забеременеет, в декрет не свалит и не станет уделять 2/3 времени походам в соцзащиту за росписями. С другой стороны, мужчины тоже пропащие, и по-хорошему только единицы способны на что-то претендовать.
Сам посуди. Оголтелые (подчеркиваем: оголтелые, а не нормальные) феминистки начали упиваться собственным успехом, и единственной целью их существования стал поиск новых поводов для придирки. Женщины получили равные права, но при этом продолжили вести себя как женщины. По-прежнему полно рабочих мест, на которых женщин не особо много. В забой они спускаться не хотят — какое ж тут равноправие?
В итоге получилась странная ситуация. Женщина все еще следует древним инстинктам: по ее мнению, мужчина должен быть богатым, сильным, желательно еще красивым и умным. Что же должна женщина? Ничего, ибо она слабый пол, и вообще рождена для любви: очаровывать и соблазнять. Это и есть современное понимание феминизма у обширных слоев общества.
Так что, мужики, самое время ныть и говорить, что нас дискредитируют. Хотя мы дали достаточный повод для очередного всплеска эмоций у борцунов за женские права. Наверняка в комментариях будет тонна говна от угнетенных воительниц против патриархата.
По сути своей, третья волна — это очередной всплеск активности на старых дрожжах. Проблемы остались старыми, потому что большинству женщин даром не нужен этот дивный женский мир, о котором говорят активистки. Все это давно поняли, но для феминисток наличие борьбы — это в некотором роде возвышение над проклятыми гендерными узурпаторами.
Третья волна привлекла в свои ряды кучу несведущих, недалеких активисток, которые дискредитируют само понятие. Есть нормальный феминизм, а есть радикальный, который, кроме слов «изнасилования», «аборты» и «расизм», ничего не знает и готов заступаться за пьяных девочек, засаживающих парней за решетку на 8 лет. Мы не против сильных женщин. Мы целиком и полностью за равноправие. Но когда борьба высосана из пальца, становится страшно.
За что борются феминистки третьей волны и выходят ли они замуж
О феминизме впервые заговорили в конце XIX века. С тех пор много изменилось: женщины могут получать образование и занимать высокие должности, голосовать и выходить замуж по любви. Чего же не хватает современным феминисткам и за что же они борются?
Откуда пошла третья волна феминизма
Эксперты условно разделяют феминизм на три волны. Первая — движение суфражисток в конце 19 и начале XX века с требованием допустить женщин до политической жизни. Вторая волна (60-е годы XX века) — более сложное явление, она связана с изменением роли женщины в обществе. Феминистки хотели иметь возможность выйти из «домашнего заточения», устраиваться на работу, не посвящать всю жизнь детям. Многие проблемы второй волны не были решены и сохранились и в третьей, которая началась в 90-х. Основная идея феминисток третьей волны: нельзя делить всех людей на женщин и мужчин и приписывать им те или иные стереотипные характеристики, ведь каждый человек индивидуален. Цель современного феминизма — освобождение от любых гендерных стереотипных установок.
Третья волна феминизма пытается изменить психологические гендерные стереотипы о женщинах
Копни любого — коллегу, родственника, друга, любовника — почти все такого же мнения. Место женщины на кухне, в перерывах — походы в роддом, и ублажение его родственников по выходным. Кто-нибудь согласится ради карьеры или образования жены переехать в другую страну следом за ней? Или пойти на компромисс со своим эго, позволив ей быть публичной, узнаваемой, более уважаемой и успешной?
Алия Суранова
https://kloop.kg/blog/2017/11/02/aliya-suranova-slova-feminizm-nashi-muzhchiny-boyatsya-bolshe-chem-slova/
Конечно, это позиция не для всех и противоречит историческим традициям, поэтому в российском обществе отношение к феминисткам весьма прохладное.
Есть у меня одна подруга. Ярая феминистка. Каждый раз при встрече я посмеиваюсь над ее «всем нада равные права». По мне они и так вполне себе равные. А если кого-то лично ущемляют, то пусть он лично жалуется в инстанции, пишет посты в интернете, снимает на видео, я могу подписать соответствующую петицию, если ущемление прав этого гражданина меня очень тронет. Но я не понимаю, за что они там борются. Честно.
AmyGirl
https://pikabu.ru/story/paru_slov_o_feminizme_moe_mnenie_5789707
Феминистки третьей волны разбирают многие нерешённые вопросы второй волны
За что борются феминистки сегодня
Если раньше феминизм был единым движением, то сейчас это не так. Существует множество различных течений, и представительницы каждого из них имеют разные цели. Например, либеральные феминистки в основном озабочены неравенством в трудовой сфере и политике, а радикальные выступают за полную перестройку общества и свержение патриархата. Представительницы сепаратистского феминизма и вовсе уверены, что мужчина и женщина не могут существовать в одном обществе. Но есть вопросы, которые тревожат всех активисток независимо от течения.
Течений внутри современного феминизма много, но есть общие для них всех принципы
Калечащие традиции
К сожалению, жуткие калечащие операции вроде женского обрезания до сих пор не ушли в прошлое. В странах Ближнего Востока и Африки это давняя традиция. Девочкам удаляют клитор, половые губы, иногда полностью или частично зашивают вход во влагалище. Часто это делается без анестезии, в антисанитарных условиях, из-за чего заражение и воспаление после таких процедур — не редкость. В отличии от мужского обрезания, женское ставит крест на здоровой сексуальной жизни.
В восточных странах совсем юных девушек часто выдают замуж за взрослых мужчин, причём недобровольно. Иногда ради брака женщин крадут из семьи. Цель феминисток — избавить общество от жутких традиций, вредящих женщинам.
Феминистки выступают против бесчеловечных традиций
Неравенство в трудовой сфере
Женщины до сих зарабатывают меньше мужчин. По статистике, в разных странах разрыв колеблется от 0,5% до 52,9%. В России этот разрыв составляет 27%. Устроится на работу женщинам тоже не так просто: молодым отказывают, потому что они могут забеременеть и уйти в декрет, взрослым из-за наличия детей (сотрудница будет часто брать больничный). Многие работодатели при прочих равных будут повышать мужчину. Женщины реже становятся директорами и руководителями отделов. Женщинам, имеющим техническое образование непросто найти работу из-за стереотипов.
В России существует 456 запрещённых для женщин профессий (хотя в скором времени список собираются сократить). В политике женщин тоже немного — 15% в Госдуме, 10% в правительстве. Цель феминисток — избавиться от дискриминации на работе.
Феминистки хотят, чтобы женщины и мужчины получали одинаковые зарплаты и претендовали на одни и те же должности
Сексуализация женщин
Один из способов сделать удачную рекламу — вставить в неё полуобнажённую красивую девушку. Конечно, это не единственная проблема, но одно из самых ярких проявлений сексуализации. Мужчина относится к женщине не как к человеку, а как к сексуальному объекту, отсюда и появляются сальные шуточки, приставания на улице и в транспорте, требование интимных услуг от секретарши. Отношение к женщине как к человеку — вот чего хотят современные феминистки.
Дарья Уланова, журналистка, лидер феминистического движения в Хабаровске
https://present-dv.ru/obraz/za-chto-boryutsya-sovremennye-feministki-1085
Вот так в рамках флешмоба выражен протест против сексуализации женщин
«Вторая смена»
Практически во всём мире женщины тратят на домашнюю работу больше времени, чем мужчины. Традиционно готовка, стирка и уборка считаются исключительно женскими обязанностями. Феминистки называют это «второй сменой», ведь после основной работы (которая часто длится столько же, сколько и у мужчины), жена обязана самостоятельно заниматься бытом.
Ещё один вопрос — воспитание ребёнка. Согласно законодательству большинства развитых стран, декретный отпуск может брать любой из родителей. В России лишь 2% мужчин пользуются эти правом. В итоге женщина оказывается заточённой в квартире (а часто ещё и зависимой от мужа), а мужчина не налаживает отношения с ребёнком. Феминистки хотят, чтобы разделение обязанностей и равносильный уход за ребёнком стали повсеместными.
Феминисткам не нравится, что домашние дела по-прежнему не разделяются поровну
«Моё тело — моё дело»
Большинство феминисток выступают за бодипозитив, то есть за право выглядеть как угодно. Это значит, что женщины могут не удалять лишние волосы, иметь любую фигуру и менять своё тело. И это не должно вызывать общественного порицания.
Женщины-феминистки отстаивают право на самостоятельное принятие решений, касающихся женского тела
В последнее время набирает популярность пролайф-движение, представители которого выступают против абортов. В некоторых странах, например, Сальвадоре, Ватикане и Филиппинах, существует полный запрет на аборты. В половине штатов США право на прерывание беременности так или иначе ограниченно, а в Алабаме аборты и вовсе запрещены. Феминистки уверены, что женщина имеет право распоряжаться своим телом как угодно: быть худой или полной, заниматься сексом или не заниматься, рожать ребёнка или делать аборт.
Женщины митингуют за свои, казалось бы, естественные права
«Бьёт значит любит» и «Сама напросилась»
Девочек с детства учат, как себя вести, чтобы избежать насилия: носить закрытую одежду, не ходить в одиночестве поздно вечером. Но мы всё равно постоянно слышим леденящие душу истории об изнасилованиях. Иногда жертва сталкивается с обвинениями: сама спровоцировала, неправильно оделась, напилась. Из-за этого девушки даже не всегда рассказывают о случившемся.
«У женщины есть выбор — феминизм или мазохизм» – это популярный феминистский слоган
В восточных странах бить жену — естественное право мужа
Психологи считают, что именно такие ситуации «создают» рьяных феминисток.
Возможно, что есть ряд психологических причин, заставляющих некоторых женщин вступать в ряды радикальных феминисток. Это могут быть причины из их личной или семейной истории. Например, это может быть гнев у женщины, в роду которой было много событий, связанных с несправедливостью или унижениями, исходившими от мужчин, и гнев на мужчин переходит в таких семьях из поколения в поколение.
Елена Чебыкина, психолог
https://ekb-room.ru/pravo-byt-zhenshhinoj-psiholog-o-problemah-feminizma-74084
Современные женщины всё ещё страдают от домашнего насилия
А выходят ли феминистки замуж?
В обществе сложился стереотип, что феминистки ненавидят мужчин и, будь их воля, они заперли бы всех представителей этого пола в клетки. Но это неправда, большинство феминисток не имеют ничего против мужчин, которые уважают их права. Феминистки выходят замуж и даже могут брать декретный отпуск, потому что главное в их движении — уважение прав всех женщин без исключения. И если какая-то девушка осознанно выбирает не работать и быть домохозяйкой, она может это сделать.
Современные феминистки не против семьи и брака
Видео: мужское мнение о современном феминизме
Феминистки третьей волны по-прежнему борются за свободу женщин: возможность распоряжаться своим телом и жить в мире без насилия, иметь равные с мужчинами возможности. Мнение, что феминистки ненавидят мужчин, ошибочное: они точно так же могут выходить замуж и рожать детей.
Феминизм: чем различаются три волны?
Социолог Екатерина Бороздина объясняет проблематику и основные идеи феминистского движения и то, почему деление на волны — условность
Говорить о феминизме «в целом» очень сложно, ведь существует множество разных феминизмов: либеральный, марксистский, радикальный, киберфеминизм и так далее. Течения постоянно множатся и конкурируют между собой. Деление на волны — одна из метафор, используемых для описания этого многообразного поля. Основное преимущество данного подхода состоит в том, что он сочетает историческую перспективу со вниманием к разным измерениям гендерного неравенства, которые были проблематизированы феминистскими авторами в различные периоды.
Феминизм первой волны, ассоциируемый с движением суфражисток, — это конец XIX и начало XX века. Центральным вопросом, болевой точкой здесь является неравенство между мужчинами и женщинами, существующее на уровне законодательства. На повестке дня — реформы в области права и политики, борьба женщин за доступ к образованию, обретение прав собственности и избирательных прав.
Вторая волна феминизма (конец 60-х годов XX века) предлагает новое, расширенное понимание неравенства. Активисты и исследователи полагают, что несправедливость не сводится к сфере легального, но коренится в самом общественном устройстве, в том, как мужские и женские опыты организованы социально. Дискриминация женщин рассматривается как следствие патриархатного порядка, который воспроизводится и в публичной, и в приватной сферах.
Возьмем в качестве примера политику. Даже в тех странах, где женщины имеют равные с мужчинами политические права, их процент в парламенте существенно меньше, чем процент мужчин. Если обратиться к примерам из частной жизни, мы увидим, что «женский» домашний труд, связанный с заботой о детях и ведением хозяйства, как правило, недооценен по сравнению с оплачиваемым трудом в сфере производства. Многие собственно женские телесные переживания (менструация, беременность, менопауза) патологизируются, предстают как нечто, что нужно скрывать и/или контролировать с помощью медицины. Феминистки и феминисты также привлекают внимание к насущным проблемам — домашнему насилию, сексуальному насилию.
В 1990-е годы зарождается третья волна феминизма. Этот новый виток в понимании гендерного неравенства связан с переосмыслением самой категории опыта. Такое переосмысление имеет два основных аспекта. Первый заключается в отказе от восприятия женщин (и мужчин) в качестве некоей однородной группы, разделяющей сходные переживания и сходные интересы. Внимание к категориям класса, расы и сексуальности делает явным тот факт, что некоторые женщины — образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные — находятся в привилегированном положении по отношению к другим женщинам и могут их угнетать.
Второй аспект состоит в том, что опыт не существует вне своей интерпретации. Если для феминизма второй волны ключевым проявлением дискриминации были практические трудности, испытываемые женщинами в повседневной жизни, то в фокусе феминизма третьей волны находятся дискурсивные конструкты, ограничивающие наши представления о себе и других людях. Глубинная причина гендерного неравенства кроется в том, что само наше мышление подчинено бинарным оппозициям, разделяющим мужское и женское, разум и эмоции, гендерную норму и отклонение от нее. Сопротивление этой матрице предполагает выстраивание нефиксированных, «плавающих» квир-субъективностей.
Екатерина Бороздина
кандидат социологических наук, преподаватель факультета ПНиС, научный сотрудник программы «Гендерные исследования» Европейского университета в Санкт-Петербурге