уровень мотивации родителей детей с проблемами в развитии может быть оценен по таким параметрам

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

6.1. Общие требования к процедуре и организации обследования детей с дизонтогениями

Установление характера дефекта и степени его выраженности требует системного подхода к анализу нарушений, учета структуры дефекта в целом.

Поэтому одной из наиболее актуальных проблем в отношении детей с отклонениями в развитии в настоящее время является проблема качественной диагностики. В задачи психологической диагностики аномального развития входит:

1. Определение первичного нарушения (для какой категории нарушения характерны обнаруженные отклонения в развитии).

2. Определение степени первичного нарушения. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка.

3. Определение оптимальных условий воспитания и индивидуальной программы развития ребенка.

4. Оценка динамики психического развития (использует ли помощь, перспективы развития).

Для того чтобы диагностика отражала действительное состояние ребенка и способствовала правильному выбору методов коррекционной работы с ним, при ее проведении необходимо учитывать следующие принципиальныеположения:

— Обязательное осуществление комплексного подхода (исследуется состояние слуха, двигательной сферы, зрения, особенности соматического состояния, познавательная деятельность, поведение, эмоции каждого обследуемого ребенка).

— Принцип системного, целостного изучения ребенка, который подразумевает:

— а) установление причин нарушения;

— б) установление первичного дефекта и вторичных отклонений.

— Принцип динамического изучения (для этого используют диагностический обучающий эксперимент, особенно в случаях дифференциальной диагностики).

— Принцип качественного анализа данных (включает в себя анализ отношения испытуемого к обследованию, анализ способов действия, анализ характера ошибок, анализ отношения ребенка к результату).

Диагностика аномального развития может быть только строго индивидуальной.

Для проведения психологического обследования ребенка с дизонтогенией чаще всего используются адаптированные методики патопсихологии или тесты, специально разработанные для детей. Большая часть этих методик может быть использована также при решении вопросов коррекционной педагогики: при отборе и комплектовании специальных образовательных учреждений, для изучения неуспевающих школьников и т.д.

Например, психологическое исследование детей с нарушениями слуха должно учитывать не только то, что дети не воспринимают речевую инструкцию на слух, но также и тот факт, что уровень развития их речи может быть недостаточным для адекватного восприятия и понимания письменной инструкции. В этом случае ребенку нужно или объяснить инструкцию жестами (если ребенок владеет жестовой речью), или показать необходимые действия, выполнив их в виде образца на аналогичном задании.

Дети, страдающие нарушениями зрения, обычно хорошо понимают словесную инструкцию, но в некоторых случаях не могут справиться с заданием, требующим оперирования наглядными материалами. Такие задания желательно исключать из процедуры обследования ребенка с нарушением зрения.

Обследование детей в возрасте до 5 лет, страдающих речевой патологией, следует проводить по заданиям, не требующим развернутых речевых объяснений. Им должны предъявляться задания, которые можно выполнить в практическом плане, без обязательного сопровождения их собственной речью.

Некоторые дети с патологией речи недостаточно понимают обращенную к ним речь. Это может послужить причиной неправильного выполнения заданий. Поэтому при ошибочном выполнении задания такими детьми следует повторить инструкцию, сопровождая, объяснения жестами или даже показом, как и в случае нарушений слуха, аналогичного задания.

При обследовании ребенка с выраженными двигательными нарушениями помимо изучения когнитивной и эмоционально-волевой сферы необходимо ввести задания для оценки уровня двигательного развития, мелкой моторики и пространственных представлений. В этих случаях необходимо установить, в каком положении (сидя или стоя) ребенок удерживает вертикальное положение, каким образом он передвигается (в коляске; с костылями; с опорой на трость; самостоятельно в пределах помещения; самостоятельно на значительные расстояния). Определяется также ведущаярука иразвитие манипулятивной функции. Отслеживается участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания.

В случаях обследования детей с тяжелыми двигательными или психическими нарушениями важно оценить уровень развития навыков самообслуживания. В том числе проверяется уровень владения навыками личной гигиены, самообслуживанием в одевании и раздевании, самообслуживанием при приеме пищи.

При обследовании ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями и(или) серьезной степенью интеллектуальной недостаточности необходимо оценить уровень его бытовой и социальной адаптации. Это можно сделать с помощью специальной шкалы навыков, которая приведена в приложении 8.

Важной составной частью психологического исследования ребенка и подростка является изучение его социального окружения, в первую очередь семьи. Проводя изучение ближайшего социального окружения ребенка необходимо оценить следующие показатели:

Очень важно также учесть желание родителей сотрудничать со специалистами по преодолению имеющихся у ребенка проблем. Уровень родительской мотивации может быть оценен по таким параметрам:

Требования к процедуре проведения обследования и к его методам:

— Установление контакта с ребенком: расположить, внушить ему доверие к себе.

— Обследование начинать с игровой деятельности; в зависимости от возраста, личности ребенка это могут быть или настольные игры, или подвижные, или ситуативные.

— Беседа, диалог поддерживаются в течение всего времени обследования («немногословие»).

— Взаимодействие с ребенком во время обследования должно быть максимально свободным, непроизвольным, заинтересованным, интересным по содержанию.

— В нужных случаях создавать ситуацию соревнования (кто лучше сделает, кто быстрее выполнит, кто больше запомнит, кто лучше нарисует). Давать ребенку возможность выигрывать, но не всегда.

— Иногда процедура проведения теста должна носить характер урока, (а не игры) при котором обязательно следование строгим правилам. Например, при работе с таблицей Шульте. При этом надо стимулировать ребенка к деятельности, стараться, чтобы работа была доведена до конца.

— При специальном исследовании гнозиса, праксиса, речи важно применять адекватный задаче обследования показатель выполнения теста. Например, при исследовании фонематического слуха необходимо исключить возможные ошибки в звукопроизношении, а при опознании предметных картинок ошибки называния.

— Для точности постановки диагноза и установления причины нарушения того или иного процесса важным является соблюдение правила предъявления объема, не превышающего 7 ± 2 объекта для школьников и не более 3-5 для детей старшего дошкольного возраста.

— Обязательное условие обследования – учет сложности и знакомости предъявляемого материала (вербального и картиночного).

— В зависимости от задачи исследования особое внимание обратить на способ подачи материала. В одних случаях необходим только картиночный материал без участия речи и испытуемого, и психолога. В других только вербальный без подкрепления картинкой, в противном случае смешение материала не даст возможности понять, что помогло выполнить задание.

— Способ выполнения ребенком теста должен соответствовать задаче исследования, тому, что исследователь хочет узнать.

— Для исследования работоспособности ребенка необходим учет утомляемости ребенка и ее влияния на выполнение заданий, а также врабатываемости.

— При проведении диагностического обследования должны быть исключены посторонние люди, шум, предметы. Обычное обследование ( кроме случаев обследования совсем маленького ребенка) должно происходить в отсутствие родителей (родственников) и посторонних людей, т.к. их присутствие и тем более вмешательство может исказить получаемые данные.

Для того чтобы составить общее мнение о ребенке, о наличии и характере дефекта, нужно подытожить все, что было получено во время обследования. Для решения вопроса о перспективах обучения необходимо проанализировать все те материалы обследования, на основании которых составляется общая характеристика ребенка. Эта характеристика является основанием для заключения о возможности и необходимости помещения ребенка в специальное учреждение для глухих, слабослышащих или для детей с нарушениями интеллекта.

Характеристика составляется после окончания обследования, в отсутствие ребенка и его родителей, но обязательно до обследования следующего ребенка. В характеристике представлены следующие пункты:

1. Данные из истории развития ребенка, указывающие на возможную причину, время возникновения дефекта и его характер.

2. Данные медицинского осмотра.

3. Внешний вид ребенка.

4. Поведение и его оценка.

7. Характеристика восприятия и интеллектуального развития.

Отграничение глухих от слабослышащих, детей с нарушениями слуха от детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями, детей с задержкой психического развития от детей с умственной отсталостью, детей с разными степенями снижения интеллекта друг от друга в некоторых случаях бывает невозможно произвести в процессе однократного обследования.

В этих случаях необходимо организовать диагностическое обследование в виде обучающего эксперимента, для чего желательно организовать диагностические группы или классы при областных и городских медико-педагогических консультациях. В тех случаях, когда нет диагностической группы, рекомендуется назначение на повторную консультацию через год.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что входит в задачи психологической диагностики аномального развития?

2. Какие принципы необходимо учитывать при осуществлении психолого-педагогической диагностики детей с нарушением развития?

3. Что еще необходимо учитывать при планировании и организации специального психологического исследования ребенка?

4. По каким параметрам оценивается уровень родительской мотивации?

5. Каким специальным требованиям должна отвечать процедура проведения обследования и его методы?

6. Какие данные на ребенка должны быть представлены в его характеристике?

Источник

Уровень мотивации родителей детей с проблемами в развитии может быть оценен по таким параметрам

уровень мотивации родителей детей с проблемами в развитии может быть оценен по таким параметрам. Смотреть фото уровень мотивации родителей детей с проблемами в развитии может быть оценен по таким параметрам. Смотреть картинку уровень мотивации родителей детей с проблемами в развитии может быть оценен по таким параметрам. Картинка про уровень мотивации родителей детей с проблемами в развитии может быть оценен по таким параметрам. Фото уровень мотивации родителей детей с проблемами в развитии может быть оценен по таким параметрам

Актуальность исследуемой проблемы. Семья играет значительную роль в обеспечении взаимодействия личности и общества, она активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, закладывает базисные основы для развития и дальнейшего саморазвития ребенка.

Особая ответственность лежит на семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такая семья рассматривается еще и как реабилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка с проблемами в развитии. От качества внутрисемейных отношений зависит психофизическое и социальное развитие ребенка, его формирование как личности.

Вместе с тем наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев приводит к ломке существовавшей ранее системы внутрисемейных взаимоотношений, ролей, обязанностей, происходит трансформация ценностных ориентаций и мотивационных установок родителей, что требует отдельного исследования.

Материалы и методы исследования

В качестве основного метода исследования мы использовали теоретико-методологический анализ.

Результаты исследований и их обсуждение

Ценностные ориентации объединяют семью, определяют перспективы ее развития и пути воспитания детей в семье. Схожие семейные ценности отражают единство взглядов супругов на существующие общечеловеческие нормы, принципы и правила. В развитой форме потребности, мотивы и ценностные ориентации родителей могут быть представлены в виде родительских установок, которые В.В. Ткачева [9] определяет как «определенный взгляд родителя на свою роль, включающий репродуктивный компонент, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах» и родительских ожиданий, дающих родителям право ожидать от других признания их ролевой позиции как родителя. Родительские установки и ожидания включают три уровня презентации:

Вместе с тем в случае рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья происходит деформация ценностных ориентаций и мотивационных установок родителей, что проявляется на всех трех вышеприведенных уровнях.

Появление в семье ребенка с проблемами развития значительно видоизменяет характер взаимоотношений между супругами. С одной стороны, может сохраняться традиционный характер распределения обязанностей между отцом и матерью, когда мужчина финансово обеспечивает семью, при этом он не меняет привычной работы, преимущественно сохраняет прежний круг общения. С другой стороны, мать начинает больше времени проводить с ребенком, часто отказываясь от прежней работы или меняя профиль деятельности. В результате психика отца не подвергается столь патогенному воздействию стресса, как психика матери ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Повседневные заботы, связанные с уходом за ребенком, повышение уровня физических и психических нагрузок приводят к снижению у матерей психического тонуса, самооценки, депрессиям, потере интереса к «жизни».

Изменения, наблюдаемые во взаимоотношениях между супругами, часто могут приводить к обесцениванию значимости последних друг для друга. Причина этого заключается в том, что в сознании отца ребенка с ограниченными возможностями здоровья из-за существующих репродуктивных установок может значительно снизиться оценка жены, родившей ребенка с проблемами развития, как женщины. Либо, в случае неприятия отцом нарушений ребенка, происходит снижение его статуса как супруга и отца в глазах женщины, что приводит к отдалению жены от мужа.

Помимо взаимоотношений между супругами, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья серьезные изменения происходят и с ролевыми установками родителей (ролями как отца и матери).

Слабая осведомленность или даже отсутствие знания и представления о целях, способах и формах взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, не позволяет родителям полностью реализовать себя в детях. Это вызывает у них чувство неудовлетворения собой как родителем. В.М. Сорокин [7], исследуя характер эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов, отмечает, что устойчивым компонентом их эмоциональных переживаний является острое чувство несамореализованности, ощущение неполноты чувства материнства-отцовства, его незавершенности и бесконечности.

Возникновение подобного ощущения может быть связано с нарушением равновесия во внутрисемейных ролевых отношений. О.Ю. Андриенко приводит пример, что, если в семье проживает бабушка, особенно по линии матери, она в ряде случаев большую часть заботы о больном внуке берет на себя, все больше относясь к нему как к своему ребенку, тем самым вытесняя дочь из ее материнской роли. В ответ на это мать все больше вытесняет отца ребенка, а отец постепенно все более отдаляется от воспитания, он все меньше начинает принимать участие в жизни семьи, собственно играть роль отца [1].

Другим «ответом» на появление ребенка с проблемами в развитии может стать материнская депривация («недостаточная привязанность матери к ребенку» [5, 142] или «недостаток эмоциональных, чувственных связей ребенка и матери» [10, 204]), вызванная личностной незрелостью женщины и отсутствием должной поддержки со стороны близких.

Причина материнской депривации заключается в том, что, родительские чувства, в частности, родительская любовь, не являются врожденным свойством человека [8; 6]. Исследователи отмечают, что в процессе развития ребенка под воздействием социальной ситуации изменяется отношение родителя к ребенку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания. Дети с ограниченными возможностями здоровья из-за психофизиологических нарушений не могут адекватно реагировать на заботу родителей (появление улыбки или комплекса оживления при появлении родителей). Неуверенность родителей в привязанности и любви ребенка приводит к эмоциональному отвержению, к появлению чувства раздражения им [11].

Родители, которые не готовы принять ребенка с проблемами в развитии и испытывающие стыд за это, часто пользуются мотивацией отказа. В этом случае скрывается факт наличия в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ценность такого ребенка открыто или подсознательно отвергается.

В том случае, если родители принимают ребенка таким, какой он есть, в их сознании возникает мотивация на оказание помощи ребенку, на преодоление тех недугов, которыми он страдает. Как отмечает В.В. Ткачева [9, 39], переживание чувства боли за ребенка, страх, возникающий перед его будущим, формируют в родителях мотивацию на поиск средств, позволяющих преодолевать проблемы ребенка, на адаптацию окружающей среды к его возможностям.

Вместе с тем О.Ю. Андриенко [1] указывает на то что, в тех семьях, где оба родителя любят своего ребенка, тоже возникают различного рода проблемы. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья становится центром семьи. Но, создавая для ребенка лучшие условия для его развития, посвящая ему всю жизнь, родители забывают о себе и своих личных интересах. В случае подобной жертвенности, которая становится смыслом жизни для родителей, ребенок отчетливо чувствует это и начинает манипулировать своей болезнью, развивается эгоизм. Если родители стараются всячески оградить от общения со сверстниками, опасаясь психологических травм, то вынужденное постоянное пребывание в кругу близких родственников, зависимость от их повседневного ухода приведут к внутренней напряженности, нервозности и вспыльчивости.

В таких семьях распространена инверсия родительских ролей с односторонним влиянием матери, характерная для неполных семей или семей, где отцы были вынуждены самоустраниться из-за нетерпимого, ревностного отношения матери к ребенку. Из болезни ребенка может создаваться некий культ, обстоятельство, которое подчеркивает степень самоотверженности родителей (или матери). И хотя родители в таком случае нередко хотят быть образцовыми воспитателями, болезнь становится необходимым компонентом родительско-детских отношений [3].

Еще один процесс, проходящий в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья, связан с установками и ожиданиями родителей в отношении своего ребенка.

Для каждой семьи характерным является стремление родителей, во-первых, воплотить в ребенке те лучшие качества и черты, которые есть в них самих, во-вторых, развить желаемые способности и качества. Исходя из этого, а также на основе существующих традиций той культурной среды, носителями которой они являются, родители строят свои взаимоотношения с ребенком.

Успешность овладения ребенком знаниями, профессией рождает у родителей чувство самоуважения, гордости и удовлетворения. Но появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья приводит к смещению родительских установок и ожиданий. Дети с проблемами в развитии медленнее достигают определенных этапов жизни, а некоторые из таких детей могут вовсе не достичь их.

М.С. Бережная [2] выделяет шесть фаз, особо тяжело переживаемых родителями детей с нарушениями развития:

Для каждой из этих фаз характерны свои ожидания родителей в отношении ребенка, но часто они не оправдываются. В зависимости от конституциональных черт личности родителей, характера и условий их собственного воспитания семья может как смириться с происходящим, а может и «по-своему» подойти к существующей проблеме. Так, если родители ребенка честолюбивы, гиперсоциальны и их главная жизненная ценность – успех, достижение высокого положения в обществе, то болезнь расценивается как «сорняк», мешающий развиваться ребенку, достигать успехов; ведущий мотив повышенной тревожности – собственное благополучие (социальный статус), так как неполноценность ребенка угрожает высокому положению родителей, несовместима с их амбициями и честолюбием [1, 69]. С одной стороны, такая позиция способствует активизации семьи в деле развития ребенка, родители строят далеко идущие планы для своих детей, стараются создать им ситуацию развития таким образом, чтобы они смогли достичь в будущем прочного положения в обществе, что заслуживает уважения. С другой стороны, эта стратегия, акцентируя внимание на развитии ребенка, основывается на собственных интересах престижности, а не на его реальных потребностях, что создает перекосы между интересами и реальными возможностями ребенка и уровнем требований к нему.

И только в семьях, где налажены конструктивные внутрисемейные отношения, может наблюдаться баланс между уровнем требований и возможностями ребенка, внимание обращено не на проблему, а на ребенка, его потребности в развитии, возможные пути их осуществления. Как отмечает И.В. Карпенкова, болезнь ребенка воспринимается не как препятствие и ограничение, а как новое условие и другие возможности по сравнению с ожидаемыми и общепринятыми [4].

Резюме. Вышеизложенное позволяет сделать определенные выводы.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, подвержены значительным изменениям во внутрисемейных отношениях. Происходящая трансформация ценностных ориентаций и мотивационных установок затрагивает как взаимоотношения супругов, так и их роли как родителей. Неадекватное восприятие нарушений ребенка, отсутствие взаимной поддержки и понимания часто становятся причиной разводов, а для ребенка грозят значительными проблемами для его социализации.

Только в семьях, в которых налажены конструктивные родительско-детские взаимоотношения, происходящая трансформация ценностных ориентаций и установок будет иметь положительный эффект – способствовать преодолению существующих проблем и эффективной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Конструктивные родительско-детские взаимоотношения как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», проект № 13-36-01236.

Рецензенты:

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики им. академика РАО Г.Н. Волкова, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Баранова Э.А., д.псх.н., доцент, зав. кафедрой возрастной, педагогической и специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Источник

Глава 6. Психологическая диагностика нарушений развития у детей

6.1. Общие требования к процедуре и организации обследования детей с дизонтогениями

Установление характера дефекта и степени его выраженности требует системного подхода к анализу нарушений, учета структуры дефекта в целом.

Поэтому одной из наиболее актуальных проблем в отношении детей с отклонениями в развитии в настоящее время является проблема качественной диагностики. В задачи психологической диагностики аномального развития входит:

Определение первичного нарушения (для какой категории нарушения характерны обнаруженные отклонения в развитии).

Определение степени первичного нарушения. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка.

Определение оптимальных условий воспитания и индивидуальной программы развития ребенка.

Оценка динамики психического развития (использует ли помощь, перспективы развития).

Для того чтобы диагностика отражала действительное состояние ребенка и способствовала правильному выбору методов коррекционной работы с ним, при ее проведении необходимо учитывать следующие принципиальные положения:

Обязательное осуществление комплексного подхода (исследуется состояние слуха, двигательной сферы, зрения, особенности соматического состояния, познавательная деятельность, поведение, эмоции каждого обследуемого ребенка).

Принцип системного, целостного изучения ребенка, который подразумевает:

а) установление причин нарушения;

б) установление первичного дефекта и вторичных отклонений.

Принцип динамического изучения (для этого используют диагностический обучающий эксперимент, особенно в случаях дифференциальной диагностики).

Принцип качественного анализа данных (включает в себя анализ отношения испытуемого к обследованию, анализ способов действия, анализ характера ошибок, анализ отношения ребенка к результату).

Диагностика аномального развития может быть только строго индивидуальной.

Для проведения психологического обследования ребенка с дизонтогенией чаще всего используются адаптированные методики патопсихологии или тесты, специально разработанные для детей. Большая часть этих методик может быть использована также при решении вопросов коррекционной педагогики: при отборе и комплектовании специальных образовательных учреждений, для изучения неуспевающих школьников и т.д.

Например, психологическое исследование детей с нарушениями слуха должно учитывать не только то, что дети не воспринимают речевую инструкцию на слух, но также и тот факт, что уровень развития их речи может быть недостаточным для адекватного восприятия и понимания письменной инструкции. В этом случае ребенку нужно или объяснить инструкцию жестами (если ребенок владеет жестовой речью), или показать необходимые действия, выполнив их в виде образца на аналогичном задании.

Дети, страдающие нарушениями зрения, обычно хорошо понимают словесную инструкцию, но в некоторых случаях не могут справиться с заданием, требующим оперирования наглядными материалами. Такие задания желательно исключать из процедуры обследования ребенка с нарушением зрения.

Обследование детей в возрасте до 5 лет, страдающих речевой патологией, следует проводить по заданиям, не требующим развернутых речевых объяснений. Им должны предъявляться задания, которые можно выполнить в практическом плане, без обязательного сопровождения их собственной речью.

Некоторые дети с патологией речи недостаточно понимают обращенную к ним речь. Это может послужить причиной неправильного выполнения заданий. Поэтому при ошибочном выполнении задания такими детьми следует повторить инструкцию, сопровождая, объяснения жестами или даже показом, как и в случае нарушений слуха, аналогичного задания.

При обследовании ребенка с выраженными двигательными нарушениями помимо изучения когнитивной и эмоционально-волевой сферы необходимо ввести задания для оценки уровня двигательного развития, мелкой моторики и пространственных представлений. В этих случаях необходимо установить, в каком положении (сидя или стоя) ребенок удерживает вертикальное положение, каким образом он передвигается (в коляске; с костылями; с опорой на трость; самостоятельно в пределах помещения; самостоятельно на значительные расстояния). Определяется также ведущая рука и развитие манипулятивной функции. Отслеживается участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания.

В случаях обследования детей с тяжелыми двигательными или психическими нарушениями важно оценить уровень развития навыков самообслуживания. В том числе проверяется уровень владения навыками личной гигиены, самообслуживанием в одевании и раздевании, самообслуживанием при приеме пищи.

При обследовании ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями и(или) серьезной степенью интеллектуальной недостаточности необходимо оценить уровень его бытовой и социальной адаптации. Это можно сделать с помощью специальной шкалы навыков, которая приведена в приложении 8.

Важной составной частью психологического исследования ребенка и подростка является изучение его социального окружения, в первую очередь семьи. Проводя изучение ближайшего социального окружения ребенка необходимо оценить следующие показатели:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *