уметь работать по стандарту значит
Зачем нужны профстандарты
Читатель Кирилл А. спрашивает:
Прочитал, что в этом году Минтруд обновил профстандарты для сотрудников, в частности для бухгалтеров. Как понять, соответствуют ли мои работники стандартам и вообще нужно ли им следовать?
Зачем нужны профстандарты
Профстандарты — это перечень знаний, навыков и опыта, которые должны быть у сотрудника, чтобы работать на той или иной должности.
Например, чтобы стать главным бухгалтером, нужно проработать в сфере бухучета и финансов минимум пять лет. А педагог-психолог должен иметь полное высшее образование, бакалавриат тут не подойдет.
Считается, что профстандарты могут помочь определить, какой именно специалист нужен компании, с каким образованием и опытом, какие у него трудовые обязанности. Еще профстандарты помогают в обучении: можно смотреть, каких навыков не хватает вашим сотрудникам, и отправлять их учиться.
В целом же профстандарты — лишь ориентир, а не конкретная должностная инструкция. Нельзя уволить сотрудника, потому что он в чём-то отличается от профстандарта. Хотя в некоторых случаях профстандарты обязательны, но опять же не могут быть причиной увольнения.
Нужны ли должностные инструкции
Профстандарты обязательны для врачей и учителей
В Трудовом кодексе нет пункта, который обязывает всех строго следовать профстандартам. Они обязательны для компаний, сотрудники которых:
Но не полностью, а только в части названия должностей и требований к квалификации.
Еще профстандарты обязательны для конкретных профессий. Но в Трудовом кодексе нет списка — нужно самому искать по всем законам, актам и нормативам. Например, профстандарты обязательны для учителей, воспитателей, врачей, медиков, судей, адвокатов.
Всем остальным профстандарты лишь рекомендуются, следовать им или нет — личное дело каждого.
Профстандарты 2019 года охватывают практически все сферы: строительство, транспорт, СМИ, образование, здравоохранение, различные виды промышленности, ЖКХ, культуру и искусство. Всего 34 сферы и 1200 инструкций по каждой профессии.
Рассмотрим на примере профстандарта бухгалтера.
Профстандарт бухгалтера
В этом году Минтруд утвердил новый профстандарт для бухгалтеров. Он обязателен для главных бухгалтеров акционерных обществ, страховых компаний, банков и негосударственных пенсионных фондов. Для остальных компаний и рядовых бухгалтеров — по желанию.
Теперь у бухгалтеров есть четыре уровня квалификации:
В целом уровень зависит от сложности работы: чем сложнее, тем выше уровень. Если сотрудник повысил квалификацию, набрался опыта и знаний и уже работает на следующем уровне, он может попросить прибавку к зарплате.
Еще в профстандарте появились должности в зависимости от задач: бухгалтер первой и второй категорий, директор по бухгалтерскому аутсорсингу, коммерческий директор.
Так по профстандарту бухгалтер первой и второй категории относится к пятому уровню и может не иметь опыта работы совсем. А коммерческий директор работает на восьмом уровне и должен отработать минимум пять лет в бухгалтерии и три года на управляющей должности.
Елена Теленова, главный бухгалтер компании «Золотой телец»
Профстандарты для бухгалтеров полезны, но плохо продуманы. Например, непонятно, кто должен оценивать квалификацию бухгалтера. Руководитель компании этого сделать не сможет — у него нет столько знаний и опыта. Можно обращаться в специальные центры, но всегда есть желающие получить справки за деньги.
Еще непонятно, как оценивать. Чаще всего используют формат тестирования, но он показывает не знания, а только умение проходить тесты. К тому же законодательство настолько сложное, что ответы бухгалтера могут расценивать двояко.
Для чего нужны профстандарты журналистов и водолазов
Профстандарты создаются для врачей, учителей, сантехников, журналистов, продавцов, водолазов и других самых разных профессий.
Например, журналист должен получить образование бакалавра, но, если редакция не возражает, может не иметь образования. В работе должен уметь составлять вопросы для интервью, пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой, знать психологию и профессиональную этику. По профстандартам у журналистов один уровень, а вот у водолазов их три.
При этом водолазам достаточно школьного образования и курсов профессиональной подготовки. Навыки меняются в зависимости от трудовой функции: один водолаз работает спасателем, другой обследует водоемы для отдыха. Так, водолаз-спасатель должен уметь нырять, буксировать пострадавших, делать массаж сердца и искусственное дыхание.
А вот сантехника в профстандартах называют слесарем домовых санитарно-технических систем и оборудования. По профстандарту требуется среднее профессиональное образование, а опыт зависит от должности. Чтобы работать слесарем-ремонтником ЖКХ, нужен опыт в два года, а слесарю-сантехнику достаточно одного года.
За профстандарты тоже штрафуют
Штрафы добрались и до профстандартов. Если работодатель должен их применять, но забыл — это нарушение трудового законодательства. За неприменение профстандартов юрлиц штрафуют от 30 000 до 50 000 рублей.
Отдельно штрафуют компании с сотрудниками, которые получают льготы от государства. Например, если трудовой договор травильщика или наладчика на вредном производстве составлен без учета профстандарта, будет штраф от 50 000 до 100 000 рублей.
Как работать с профстандартами?
С 01.07.2016 использование профессиональных стандартов (далее также – профстандарты, стандарты) обязательно [1] для многих учреждений. Кто подпадает под действие нового требования? Как работать с профстандартами? Где получать актуальную информацию по вопросам их применения и о новых разработках? Как правильно составить трудовой договор или эффективный контракт?
Работодатели будут применять профстандарты при формировании кадровой политики и управлении персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении работникам тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. Система профстандартов способствует совершенствованию единых подходов в сфере квалификационных требований к работникам.
Квалификационные справочники, которые пока выполняют ту же функцию, содержат частично устаревшую информацию: названия несуществующих профессий и специальностей, неактуальные характеристики и т. д.
Предполагается, что при помощи профстандартов работодатель сможет лучше определить качество кадрового состава. Также с учетом новых требований будут разработаны локальные нормативные правовые акты, определяющие методы стимулирования работников, проведены аттестации на присвоение квалификационных категорий.
Кому обязательно применять профстандарты?
Следует обратить внимание на то, что Положение о спортивной классификации и Единый квалификационный справочник не являются нормативными правовыми актами РФ, поскольку
утверждены приказами Минспорта и Минздравсоцразвития соответственно, то есть это отраслевые НПА. Но вот «первоисточник» – Закон о физкультуре и спорте – федеральный, поэтому применение профстандарта обязательно.
Итак, требования к квалификации, закрепляющие обязательность применения профстандартов, могут быть установлены не только ТК РФ или федеральным законом, но и иными документами. Однако иные документы должны быть нормативно-правовыми актами РФ (например, законы субъектов РФ, вводящие дополнительные требования к квалификации, под это требование подходят, а приказы министерств и ведомств – нет).
Какие требования профстандарта применять обязательно?
Квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ). А профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 195.1).
Если требования к выполняемой работником трудовой функции установлены, то профстандарт необходимо применять в части указанных требований. Например, специалист, осуществляющий тренировочный процесс на спортивно-оздоровительном этапе (допустим, тренер-преподаватель), согласно утвержденному стандарту [5] обязан иметь среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, а если у него только среднее профобразование, то ему необходимо пройти подготовку по дополнительным профпрограммам в области физкультуры и спорта, у него должен отсутствовать запрет на занятие педагогической деятельностью и т. д.
А для того чтобы заниматься подготовкой спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), то есть быть тренером сборной субъекта РФ, уже потребуется наличие высшего образования – прохождения обучения по программе бакалавриата в области физкультуры и спорта, – также наличие опыта работы не менее трех лет в должностях «тренер», «тренер-преподаватель», либо «старший тренер-преподаватель» и т. д. Не соответствует работник перечисленным условиям – указанную должность занимать не может.
Рассмотрев ограничения для работника (в части установления профстандартом обязательных требований), перейдем к ограничениям для работодателя. Выше требований, установленных профстандартом, работодатель не имеет права поднимать планку. Если должность «тренер-преподаватель» предполагает наличие среднего профобразования, то работодатель не вправе устанавливать обязательность высшего образования у кандидатов на эту должность. А если такое требование имеется, то должность не может называться «тренер-преподаватель».
Характеристики квалификации, содержащиеся в профстандарте, обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой в учреждении организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).
Работодатели могут воспринимать это положение как рекомендательное, однако следует обратить на формулировку, исключающую слово «могут». Правильнее было бы в таких случаях использовать профстандарт как основу для определения квалификационных требований: он должен устанавливать нижнюю границу этих требований. Например, если согласно профстандарту специалисту нужно иметь опыт работы от трех лет, то работодатель может затребовать и опыт работы от пяти лет. Но устанавливать требования к опыту работы, например, от одного года, недопустимо – работник не будет соответствовать заявленному уровню квалификации.
Как читать профстандарты?
Макет каждого профстандарта состоит из четырех частей:
2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
3. Характеристика обобщенных трудовых функций.
4. Сведения о разработчиках.
Общие сведения – знакомство
Здесь же указывается основная цель вида профессиональной деятельности. Например, для стандарта «Спортсмен» такой целью будет «Подготовка к спортивным соревнованиям и участие в спортивных соревнованиях по определенным видам спорта, спортивным дисциплинам», а для стандарта «Спортивный судья» – «Обеспечение соблюдения правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании при проведении спортивного соревнования».
Графа «Группа занятий» включает наименование одной или нескольких базовых групп занятий в соответствии с ОКЗ (который указывается рядом), и эти группы соотносятся с обобщенными трудовыми функциями профстандарта. Так, группа занятий для стандарта «Спортсмен» одна – «спортсмены», а вот для стандарта «Спортивный судья» – «спортсмены (спортсмены высокого класса)» и «спортивные служащие».
В разделе приводятся код и наименование одного или нескольких видов, подгрупп или групп экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности (указывается код). Так, у стандарта «Спортсмен» виды экономической деятельности следующие: «физкультурно-оздоровительная деятельность», «дополнительное образование детей», «прочая деятельность в области спорта», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование». А судейский профстандарт включает такие: «деятельность в области спорта», «деятельность спортивных объектов», «прочая деятельность в области спорта», «физкультурно-оздоровительная деятельность».
Описание трудовых функций – наполнение профстандарта
Профессиональная деятельность состоит из обобщенных трудовых функций (ОТФ). Каждая ОТФ включает трудовые функции (ТФ). Описание всех функций представлено в виде таблицы.
Вот как выглядит ОТФ «Деятельность по подготовке к соревнованиям и участие в соревнованиях под руководством тренера (тренеров)» профстандарта «Спортсмен» (всего ОТФ в данном профстандарте четыре):
Детализация трудовых функций – главная часть профстандарта
Это самый большой раздел профстандарта, включающий характеристики каждой ОТФ: описание ОТФ и ТФ, входящих в их состав.
Обратим внимание на раздел «Возможные наименования должностей» работников, выполняющих данную ОТФ. Так, в стандарте «Спортсмен» должность по рассмотренной выше ОТФ единственная – «спортсмен». Но в других ОТФ этого стандарта встречаются должности «спортсмен ведущий», «спортсмен-инструктор».
Блок требований и условий включает требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе и другие характеристики для выполнения ОТФ. Так, для выполнения рассмотренной выше ОТФ стандарта «Спортсмен» требуются:
Рассмотрим ТФ «Контроль уровня спортивной подготовленности под руководством тренера», которая входит в самую первую ОТФ стандарта «Спортсмен» (мы с ней ознакомились выше).
Итак, эта ТФ состоит из следующих действий: выполнение под руководством тренера комплекса контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической подготовленности, выполнение под руководством комплекса контрольных упражнений для оценки технико-тактической подготовленности и т. д. (трудовая функция включает девять трудовых действий).
Также указываются умения, знания и другие характеристики, необходимые для выполнения ТФ. В нашем случае для контролирования уровня спортивной подготовленности спортсмен должен уметь, в частности, контролировать собственное физическое и психическое состояние, знать теоретические основы физкультурно-спортивной деятельности и т. д.
Сведения о разработчиках
Раздел содержит информацию об ответственной организации и организациях – разработчиках профстандарта.
Где узнать характеристики уровней квалификации, указанных в профстандарте?
На сайте Минтруда [14] находится реестр трудовых функций, где перечислены некоторые трудовые функции по соответствующим им уровням квалификации.
Как найти нужный профстандарт?
К маю 2016 года Минтруд утвердил более 814 профстандартов, к 2018 году их планируется принять 1 800, начнется актуализация уже существующих. Как работодателю сориентироваться в этом море информации? Следить за изменениями, вносимыми в реестр профстандартов, который размещается на сайтах Минтруда «Профессиональные стандарты» (www.profstandart.rosmintrud.ru) и ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» (www.vet-bc.ru). Реестр включает следующую информацию по каждому стандарту: регистрационный номер, код, область и вид профессиональной деятельности, наименование, реквизиты соответствующего приказа Минтруда, регистрационный номер Минюста, дата введения в действие. Текста профстандарта в реестре нет.
Если работодатель испытывает трудности с поиском «своего» профстандарта, то на сайте Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (www.nspkrf.ru) нужно перейти в раздел «Советы по профессиональным квалификациям», в списке отыскать профильный и обратиться туда за разъяснениями.
Работодатель должен следить за появляющимися профессиональными стандартами, используя реестр профстандартов, и помнить, что название должности может не соответствовать названию стандарта, ее описывающего, поскольку в нем указывается вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности характеризуют обобщенные трудовые функции, состоящие из трудовых функций. Именно на эту информацию следует обращать внимание работодателю, выбирая соответствующие профстандарты. Если применение профстандарта обязательно, то работник обязан соответствовать уровню квалификации, указанному в профстандарте, а также требованиям, характеризующим ту или иную трудовую функцию. Если работник не соответствует этим требованиям, то работодатель обеспечивает повышение квалификации данного работника.
[1] Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ).
[2] Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
[3] Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 № 916н.
[4] Положение о Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), утв. Приказом Минспорта РФ от 17.03.2015 № 227.
[5] Профстандарт «Тренер», утв. Приказом Минтруда РФ от 07.04.2014 № 193н.
[6] Проект № 02/07/08-15/00038639 находится на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru/p/38639/.
[7] Профстандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», утв. Приказом Минтруда РФ от 29.10.2015 № 798н.
[8] Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
[9] Макет утвержден Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 147н.
[10] Согласно Методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, утв. Приказом Минтруда РФ от 29.04.2013 № 170н.
[11] Утвержден Приказом Минтруда РФ от 07.04.2014 № 186н.
[12] Утвержден Приказом Минтруда РФ от 23.10.2015 № 769н.
[13] Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утв. Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н.
[15] Адрес базы профстандартов – http://vet-bc.ru/node/454/.
[16] Утвержден Приказом Минтруда РФ от 06.10.2015 № 691н.
Тест по теме: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации».
Тест по теме: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации».
Тест по теме:
«ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации».
2 группа – требования к условиям реализации ООП ДО; 3 группа – требования к результатам освоения ООП ДО.
Амплификация развития- это в педагогике обозначает расширение и углубление детского сознания и развития.
Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального. И единственное условие успеха заключается в том, что ребенок и взрослый действуют на равных, а педагог или родитель выступает в роли советчика, не выдавая свое превосходство! Поддерживать интерес – вот самое тонкое педагогическое умение, которому нам всем следует учиться.
— общедоступность и бесплатность дошкольного образования гарантируется в рамках ФГОС ДО;
— общедоступность и бесплатность дошкольного образования гарантируется и за рамками ФГОС ДО;
— ФГТ остаются только по отношению к предпрофильным программам дополнительного образования (музыкальные школы, школы искусств)
— ФГТ устанавливаются и к другим уровням образования;
— к другим уровням образования действует ФГОС + финансовые обязательства;
— финансирование гарантируется только в рамках ФГОС ДО;
— финансирование гарантируется и за рамками ФГОС ДО;
— ФГОС ДО закрепляет права граждан на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение;
— ФГТ эти права не закрепляют.
— «Подготовка ребенка к школе»;
— «Культура есть среда, растящая личность»;
— «Овладение детьми объемом знаний, умений и навыков»;
— «Не ребенок готовится к школе, а школа готовится к ребенку»;
— «Детство ради детства»;
— «От диагностики отбора к диагностике развития»;
— «Стандартизация и индивидуализация маршрута развития ребенка»;
— «Умеренная подготовка к школе, создание условий для того, чтобы ребенок заинтересовался будущими уроками, а не боялся их»;
— «Подготовка к жизни в современном обществе».
— развитие, модернизация и совершенствование системы дошкольного образования,
— проектирование и социальное конструирование дошкольного образования,
— обсуждение смыслов: В какую систему ценностей готовим детей?
— изменения в системе управления образованием,
— норма, которая должна учитываться на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, уровне ДОО;
— изменение системы финансирования.
— Стандарт результатов освоения Программы;
— Система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей;
— система подготовки детей к школе;
— гарантии государства, условия для развития, возможности, поддержка разнообразия детства;
— полноценное общение ребенка с окружающими;
— подготовка к школе;
— развитие эмоциональной сферы ребенка;
— культурное развитие ребенка;
— развитие игровой деятельности.
— в форме семейного образования;
— в учреждениях дополнительного образования;
— в дошкольных группах, организуемых при школе;
— поддержка разнообразия детства;
— подготовка к следующему периоду жизни;
— период жизни значимый сам по себе, без всяких условий;
— период значимый тем, что происходит с ребенком сейчас,
— этот период не есть период подготовки к следующему периоду.
— на государственном языке РФ,
— на родном языке из числа языков народов РФ.
— школа готовится к ребенку;
— ребенок д/в готовится к школе;
— педагог и ОУ адаптируется к ребенку.
— готовность к школе,
— результаты освоения Программы;
— поддержка детской инициативы и детского творчества.
— система условий социализации и индивидуализации детей;
— социальная ситуация развития ребенка;
— система специально организованных занятий с детьми.
— для оценки деятельности д/с;
— для оценки педагогической деятельности педагога ДОУ;
— оптимизации работы с группой.
— Условия (объем финансового обеспечения определяется исходя из: форм, направленности Программы, контингента воспитанников, выбранного режима реализации Программы и не зависит от самой Программы);
— на основе субвенций.
— расходы на оплату труда работников, реализующих Программу;
— расходы на средства обучения и воспитания;
— расходы, связанные с ПК работников;
— расходы, связанные с реализацией Программы.
— объем знаний, умений и навыков;
— объем знаний, умений и навыков,
— Стандарт требований к Программе.
— в течение всего дня;
— первую половину дня;
— вторую половину дня;
— в течение двух часов.
— разрабатывается и утверждается самой образовательной организацией;
— разрабатывается и утверждается субъектом РФ;
— разрабатывается образовательной организацией и утверждается муниципалитетом;
— разрабатывается на основе ФГОС ДОс учетом Примерных программ;
— разрабатывается с учетом ФГОС ДОна основе Примерных программ.
— только в государственных учреждениях;
— только в частных учреждениях;
— и в государственных, и в частных учреждениях.
— учреждениями дополнительного образования.
— типы образовательных организаций;
— виды образовательных организаций (лицей, гимназия).
— Закон «Об образовании РФ»;
— необходимость подготовить ребенка к школе;
— вызовы современной социокультурной ситуации;
— особенности современного детства.
— обязательная (инвариантная) часть (80%);
— часть, формируемая участниками образовательных отношений (40%);
— обязательная (инвариантная) часть (60%);
— часть, формируемая участниками образовательного процесса (20%).
— в начальном образовании существует много Примерных программ;
— в дошкольном образовании будет действовать только одна Примерная программа;
— в начальном образовании действует только одна Примерная программа;
— в дошкольном образовании будет действовать много Примерных программ (будет возможность выбора);
— в дошкольном образовании основная образовательная программа (ООП) определяется как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка, а не обучения»;
— в начальном образовании основная образовательная программа (ООП) определяется как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка, а не обучения».
— в Федеральном реестре Примерных программ;
— в муниципальном реестре Примерных программ;
— в региональном реестре Примерных программ.
— Требования к структуре Программы;
— Требований к условиям её реализации;
— Требования к результатам освоения Программы.
— Требования к структуре Программы;
— Требований к условиям её реализации;
— Требования к результатам освоения Программы.
— условия предметно-пространственной среды;
— результаты освоения детьми Программы;
— объем знаний, умений и навыков;
— высокая мотивация детей к обучению в школе;
— умение читать, писать и считать;
— сформированные высшие психические функции.
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
- трансфер поезд что такое
- Бигус что это за блюдо