учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются Лилия Ханова
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

формирования умений и навыков;

закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово, наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику, групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся,места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации.Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, т. к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;

тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;

составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;

цитирование – дословная выдержка из текста.При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

рецензирование – написание рецензии, т. е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

составление справки. Справка – сведения о чем- либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др. ;

составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного;

составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;

составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

пиктографическая запись – бессловесное изображение.

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т. п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой, развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М. Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т. е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский)обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. сети.

Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Источник

Тесты по изобразительному искусству

учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются

учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяучитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяучитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяучитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяучитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяучитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяучитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяучитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяучитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяучитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяучитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяучитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяучитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называютсяБанк тестовых заданий

Предметный блок по ИЗО

Установите соответствие между авторами и их картинами;

«Персей и Андромеда»

Установите соответствие между видами изобразительного искусства и данными произведениями художников;

«Золотая маска Тутанхамона»

правильный ответ: 1-Д; 2-В; 3-Г; 4-Б; 5-А;

1.Установите соответствие между произведениями художников и их техникой выполнения;

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

«Красные рыбы» Анри Матисс

«Похищение Азии» Даши Намдаков

«Утро» Татьяна Дашиева

«Портрет Петра I »Михаил Ломоносов

правильный ответ: 1-Г; 2-А; 3-Б; 4-Д; 5-В;

2.Установите соответствие между художниками и их видами деятельности;

Источник

Методы обучения

учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются

учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются

Классификация методов обучения БЖимеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как служит основой для выбора методов и оценки их эффективности в процессе обучения.

В педагогике, дидактике и предметных методиках существуют различные подходы к классификации методов обучения, например:

Классификация методов обучения, принятая в методике обучения БЖ, основана на учете трех критериев:

· характер деятельности учителя;

· характер деятельности учащихся.

Методы
СловесныеНаглядныеПрактические
Источник знаниясловонаглядный объект или его изображениевыполнение действий
Учитель передает знаниясловомпоказоминструктажем
Ученик усваивает знанияслушаянаблюдаяработая

Однако классификация по источнику знаний имеет и серьезный недостаток: методы в ней выделены только по внешнему признаку без учета характера познавательной деятельности учащихся. Данная классификация не ориентирована в должной мере на осуществление развивающего обучения.

В реальной практике обучения работу с каждым источником знаний можно организовать по-разному. Например, экологический атлас может быть использован по ходу объяснения учебного материала для показа места нахождения экологических объектов или явлений. Деятельность учащихся в этом случае сводится к восприятию учебной информации и запоминанию пространственного размещения экологических объектов. По существу несколько иной будет познавательная деятельность учащихся, если учитель предложит им самим отыскать в атласе те или иные объекты, связанные с новой экологической информацией. Кроме того, работу с экологическим атласом можно организовать и иначе, предложив учащимся составить экологическую характеристику отдельного района, города или области по типовому плану. На основе работы с экологическим атласом можно провести творческую работу школьников.

С учетом внешней стороны метода и их внутренней (психологической) сущности методы обучения классифицируют на: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские.

Данная классификация также не может полностью охватить все аспекты методов, но она проста и отражает взаимосвязь внешней и внутренней сторон метода.

К группе словесных методов относят рассказ, объяснение, беседу, лекцию. Группу наглядных методов обучения представляют демонстрации опытов и наглядных пособий, показ экологических объектов и явлений, презентации мультимедийных средств и просмотр кинофильмов и видеофильмов. Группа практических методов включает работу учащихся по изучению объекта во время практических работ на уроке, при проведении учебных тренировок.

В ходе применения объяснительно-иллюстративного метода учитель сообщает готовую информацию с помощью разных средств, а учащиеся воспринимают эту информацию, осознают и фиксируют в своей памяти. Учащиеся выполняют при этом ту деятельность, которая необходима для восприятия – слушают, смотрят, читают, наблюдают. Воспроизведение и повторение способа деятельности или информации по заданию учителя являются главным признаком этого метода.

При частично-поисковом методе учащиеся проявляют активность разной степени в ходе поиска и отбора учебной информации, при применении знаний и умений для решении новых задач и презентации полученных результатов. Исследовательские методы выполняют важные образовательные функции: они содействуют осознанию знаний, оперативному и гибкому их применению учащимися, позволяют сформировать опыт творческой деятельности.

учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Смотреть картинку учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Картинка про учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются. Фото учитель передает знания показывая а ученик изучает наблюдая такие методы называются

Методические приемы.Любой из методов в практике обучения реализуется с помощью методических приемов.

Методические приемы – элементы метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.

Методические приемы могут носить логический, организационный и технический характер (это классификация по характеру деятельности). Часто одни и те же приемы входят в состав разных методов. Разнообразие методических приемов проявляется в процессе применения системы методов обучения. Одни и те же методические приемы могут быть элементами разных методов. В этом проявляется компенсаторный характер методических приемов. Разновидностей методических приемов в действительности очень много. В умении их применения на практике проявляется мастерство учителя. Все многообразие методических приемов можно сгруппировать по их ведущей функции – логические, организационные, технические.

Логические приемы применяются при реализации всех методов обучения. Роль логических приемов особенно велика для развития у учащихся мыслительной деятельности и познавательной активности. Логические приемы воплощаются в формулировании вопросов, выявлении существенных признаков изучаемого объекта (анализ и синтез, сравнение и сопоставление, абстрагирование, обобщение и конкретизация), в логике изложения учебного материала (индукция и дедукция, выделение главного и второстепенного, констатация фактов, приведение примеров, формулировании выводов).

Организационные приемыспособствуют ориентированию внимания учащихся на восприятие и познавательную деятельность. К ним относятся запись плана, демонстрация объекта со стола или с обходом по классу, организация учащихся на работу в группах, индивидуально или фронтально и т.д.

Владение организационными методами – один из ярких показателей мастерства учителя, его профессионального опыта и творчества. С их помощью учитель координирует работу учащихся всего класса, поддерживает дисциплину и внимание, заинтересованность и работоспособность учащихся.

Технические приемы – это приемы использования различного оборудования.Например, для словесных методов техническими приемами могут быть записи на доске, на карточках, воспроизведение на экранных носителях. Для наглядных методов технические приемы проявляются в демонстрации результатов опытов или объектов на экранах разного фона (на белом или черном), в прикреплении рисунков, схем, таблиц на классной доске или креплении на магнитной доске.

Многообразие методических приемов, их сочетание на уроке и в других формах обучения экологии показывает творческую инициативу и педагогическое мастерство учителя. Творчески работающий учитель изобретает новые методические приемы, трансформирует общеизвестные, добиваясь наилучших результатов обучения.

Особенности словесных методов обучения БЖ

Виды словесных методов. Словесные методы широко применяются в практике обучения БЖ. По числу задействованных людей в процессе реализации словесных методов можно выделить такие формы, как монологическая, диалогическая формы.

Главным достоинством монологической формы словесных методов является возможность точного, понятного и доступного изложения учебного материала. Однако если на уроке монолог учителя затягивается во времени, то учащиеся, утомляясь от однообразия своей деятельности, начинают отвлекаться и их внимание рассеивается.

Диалогическая форма содействуют разнообразию методов обучения. Но зачастую диалог способствует возникновению у учащихся привычки отвечать на заданные вопросы очень кратко и неполно. Диалоговая форма бывает эффективной в том случае, когда у учащихся уже есть запас знаний по изучаемой теме.

Основными видами словесных методов обучения выступают рассказ, объяснение, беседа, лекция.

Рассказ как метод обучения БЖ.Рассказ – монологический метод трансляции учителем новых знаний, предполагающий их восприятие, умственную переработку и усвоение учащимися. Рассказ применяется на уроках, экскурсиях, на внеклассных занятиях по экологии, когда следует познакомить учащихся с историй научных открытий, с достижениями современной науки и биографическими фактами ученых, и при этом усилить интерес к изучению экологии.

Рассказ должен отвечать требованиям логики. При этом учебный материал должен излагаться не только логично, но и ярко, образно. Рассказ должен содержать интересные факты и примеры.

В рамках рассказа как метода обучения экологии принято выделять следующие разновидности: сюжетный, иллюстративный, информационный.

Следует помнить, что рассказ предполагает сообщение учителем научных фактов или раскрытия содержания экологических понятий «в готовом виде», не требуя анализа и доказательств. Этот метод, как правило, соответствует репродуктивному уровню познавательной деятельности учащихся. Поскольку учащиеся полученную во время рассказа информацию воспринимают относительно пассивно, то не следует чрезмерно увеличивать долю его применения на уроке.

Объяснение как метод обучения БЖ. Объяснение – это четкое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с формулировкой выводов. Здесь очень важна логика изложения, умение (интонацией, с помощью записей на доске, в тетрадях учащихся) вычленить главное. Объяснение может носить индуктивный и дедуктивный характер.

Объяснение применяется при изучении материала, сложного для восприятия и понимания учащимися. Например, изучение механизма круговорота веществ, типов питания организмов, трофических связей и экологических пирамид и т.д. целесообразно проводить с применением объяснения. При этом важно, чтобы знания излагались в определенной последовательности, согласно которой вычленялись главные и второстепенные понятия, устанавливались связи между понятиями.

Объяснение можно сочетать с элементами беседы, в этом случае можно получить своевременную информацию о характере усвоения материала, выявить трудности и недостатки усвоения знаний учащимися. Следует иметь в виду, что объяснение зачастую достигает цели только тогда, когда оно сопровождается записями определений понятий, составлением схем, заполнением таблиц и оформлением выводов в тетрадях учащихся, демонстрацией средств обучения.

Школьная лекцияпредполагает изложение материала, обладающего большой содержательной емкостью и сложностью логических построений, требующих доказательств, установления причинно-следственных связей и обобщений. Целью лекции как метода обучения экологии может быть изложение таких сведений и данных, которые не могут быть получены учащимися в необработанном виде из различных источников информации.

В лекции, в отличие от рассказа, излагается в значительной мере теоретический материал. Основное требование к лекции – соблюдение единства фактического материала и обобщений. Без фактического материала лекция имеет абстрактный характер, а без обобщений снижается ее теоретический уровень.

Лекция может носить характер проблемного изложения. При этом учитель констатирует факты, сопоставление которых означает то, что в науке существуют нерешенные проблемы. При применении данного метода предусматривается разная степень самостоятельного поиска учащихся в решении проблемы; их мыслительная самостоятельность стимулируется тем, что учитель привлекает учащихся к предположительным ответам, задает вопросы, заставляющие осмысливать новую учебную информацию.

Школьная лекция как метод обучения экологии в основном применяется в старших классах, ее продолжительность не превышает 30 минут.Она перемежается вопросами к учащимся, темп изложения учебного материала – медленный, следует чаще делать повторы и обобщения, содержание подразделяется на логические части. Целесообразно четко выделять и повторять то, что следует записать учащимся в тетради.

Эффективность лекции во многом определяется организацией деятельности учащихся. Следует специально продумать и организовать работу учащихся по записи плана лекции, основных положений и выводов, что позволяет акцентировать внимание на главном и содействует осознанному восприятию нового материала. Особо важное значение имеет применение на лекции наглядных пособий, компьютерных презентаций, записей на классной доске новых терминов, цифровых данных, имен ученых.

Беседа как метод обучения БЖ.Беседа – диалогическая форма трансляции знаний. При этом деятельность учителя по изложению содержания связана с деятельностью отдельных учащихся или с целым коллективом.

Беседа как метод обучения экологии позволяет учителю очень быстро установить с учащимися обратную связь – выявить круг представлений и знаний учащихся, определить качество и недостатки усвоения знаний, в случае необходимости откорректировать учебный процесс. Беседа в значительной степени содействует систематизации и обобщению знаний.

По характеру познавательной деятельности различают объяснительно-иллюстративную и поисковую беседы.

Объяснительно-иллюстративная лекция предполагает точное воспроизведение знаний учащимися при ответах на вопросы или констатацию фактов при описании результатов опыта или наблюдения, организуемого учителем. Данный вид беседы используется чаще всего при повторении учебного материала, при уточнении заданий.При планировании хода беседы важно учитывать содержание учебного материала (для беседы целесообразно отбирать материал, уже частично знакомый учащимся).

Вопросы для беседы нужно формулировать четко, они должны быть логически связаны между собой. Вопросы и задания в ходе беседы адресуются всем учащимся, а отвечают отдельные ученики по их желанию или усмотрению учителя.

В старших классах чаще применяют поисковую беседу. Сущность поисковой беседы сводится к частично самостоятельному решению учащимися ряда учебно-воспитательных вопросов на уроках, занятиях кружка и экскурсиях. Как правило, поисковая беседа состоит из чередования коротких информационных сообщений учителя с вопросами и ответами на них учащихся.

Для поисковой беседы при обучении экологии характерно применение индуктивного способа рассуждений, при котором учитель ведет учащихся от наблюдений конкретных объектов или восприятия определенных фактов к раскрытию причинно-следственных связей и обобщениям. В поисковой беседе необходима организация наблюдений или мобилизация в памяти представлений о природных объектах, затем следует выделение существенных признаков наблюдаемых объектов и установление их взаимосвязей.

В поисковой беседе возможен и дедуктивный подход. Например, если учащиеся имеют общее представление о взаимосвязи организма с условиями окружающей среды, то можно проводить беседу с помощью конкретных примеров, демонстрирующих взаимосвязи в природе. При ведении поисковой беседы от учителя требуется умение выстраивать правильную последовательность постановки вопросов, точно их формулировать, направляя в нужное русло мыслительную деятельность учащихся. В пределах метода различают беседу вводную, объясняющую, обобщающую.

При проведении эвристической беседы иногда возникают дискуссии, которые в значительной степени способствуют развитию самостоятельности мышления учащихся, учат их аргументировать и отстаивать свою точку зрения, терпимо относится к мнению других людей, содействуют развитию коммуникативных умений учащихся.

Дискуссия представляет собой целенаправленный обмен мнениями. Успех дискуссии заложен в актуальности изучаемой проблемы. Проблема вызывает живой интерес у учащихся, если обсуждается личностно значимый для учащихся вопрос. Например, проблема уплотнительной застройки в микрорайоне или целесообразность строительства автомагистрали и т.д. В ходе дискуссии важно предлагать учащимся такие вопросы, которые требовали бы от них оценочных суждений и подводили к выводам, имеющим мировоззренческое значение. Ценность дискуссии состоит в том, что в ее ходе у учащихся формируются определенные убеждения в правильности тех или иных положений. Подобный подход позволяет существенно влиять на формирование у учащихся научного мировоззрения, а значит, развивать и воспитывать их.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *