убеждение я не справился с классом значит я слабый учитель является

Убеждение я не справился с классом значит я слабый учитель является

Психологический анализ иррациональных убеждений у учителя

Педагогическая деятельность в современных психологических трудах представляет собой целостную развивающую реальность, которой в настоящее время посвящен ряд исследований. Актуальность исследования качества жизни педагогов обусловлена тем, что они находятся в постоянной взаимосвязи со школьниками. Следовательно, образ жизни педагога, субъективная оценка своей жизни, удовлетворенность её качеством влияют на формирование общественного сознания современной подрастающей молодежи.

В современном понимании субъективное качество жизни это субъективно-оценочная характеристика качества жизни в целом или отдельных её аспектов. Основными показателями субъективного качества жизни являются: самооценка качества жизни как целостного феномена, то есть в виде ответа человека на прямой вопрос об уровне качества его жизни; самооценка счастья; самооценка удовлетворенности жизнью; баланс положительных и отрицательных эмоциональных переживаний, испытываемых человеком за определенный промежуток времени [1].

Однако существует ряд объективных и субъективных факторов снижения субъективного качества жизни педагогов: низкая социальная и материальная оценка труда, недостаточная материально-техническая база образовательных учреждений, перенасыщенность деятельности учителя, чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью, синдром эмоционального выгорания, профессиональные деформации [2].

Педагогическая профессия, труд учителя относятся к интеллектуальным формам труда. С психофизиологических позиций это крайне ответственная, общественно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества. Однако, не все условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность можно признать благоприятными. Факторами риска являются повышенное психоэмоциональное напряжение, голосовая и статическая нагрузка, большой объем зрительно работы, нестабильный режим дня. Каждый из перечисленных рисков педагогического труда может стать причиной профессионального или профессионально обусловленного заболевания.

В результате проведенного нами ранее исследования субъективного качества трудовой жизни учителя было установлено, что независимо от гендерных характеристик, средние показатели смысложизненных ориентаций превышают средние тестовые показатели СЖО, что объясняется социально-культурными изменениями в жизни страны. Однако, в состоянии стресса по отношению к своей трудовой деятельности находятся 39,89% педагогов, что позволяет сделать вывод о преобладании у учителя отрицательных переживаний в отношении своей трудовой деятельности. Также было выявлено у учителя сниженное субъективное качество жизни. Выявленные расхождения ( высокие показатели смысложизненных ориентаций и низкие показатели субъективного качества жизни), подкрепленные высокой стрессированностью большинства учителей, позволяют судить о том, что большинство учителей работают «через не могу», в то же время, ориентированные на уровне сознания на «надо». Также мы установили, что самоактуализация учителя не является полноценной, большинство показателей располагаются ниже границ нормы. Более подробный анализ результатов представлен в предыдущих публикациях [3,4].

В отечественной психологии наряду с традиционно принятыми методами работы с педагогами такими как повышение образования, изучение педагогического опыта, развитие творчества, выделяют ряд программ по психокорекции учителей, разрабатывают и проводят тренинги (Н.Р. Битянова, В.Харькин, А. Гройсман, Н.В. Самоукина, Л.М. Митина и др).

Предложенные авторами тренинги и программы направлены на развитие коммуникативных способностей, повышения профессионального мастерства, иными словами они направлены на повышение личностного роста, повышения уровня самоактуализации учителя.

В результате теоретического анализа зарубежных источников, более подробно мы остановились на изучении когнитивной психологии, в основе которой внимание уделяется познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и т.д. Одним из представителей когнитивной психологии является А.Эллис.

В работах А. Эллиса выделены следующие принципы [6]: человек, ты свободен, самоопределяйся; культивируй собственную индивидуальность; живи в согласии со своим ближним; высшим мерилом являются твои собственные переживания; целиком пребывай в текущем моменте; истина заключается в действии; ты можешь скачком выйти за пределы своих возможностей; творчески используй свои возможности; делая свой выбор, выбирай в пользу человека; тебе следует принять ограниченность своих возможностей.

Позиция психолога, работающего в русле данной концепции, безусловно, директивна. Он разъясняет, убеждает. Он авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность и произвольность.

В своих трудах у Эллиса присутствует ряд идей, или ценностей, которые иррациональны, полны суеверия или «бессмысленны», которые, по мнению ученого, ведут к неврозам.

Мы предприняли попытку исследовать наличие иррациональных убеждений у педагогов. В исследовании принимало участие 36 педагогов г. Оренбурга, проходивших курсы повышения квалификации. Участникам были предложены бланки с утверждениями, на которые они должны были ответить согласием или несогласием.

Ответы педагогов на утверждения распределились следующим образом:

· Утверждение «Человек должен иметь кого-то более сильного, на кого можно положиться ». Положительный ответ на это утверждение дали 66,67% педагогов.

Это означало следующее [6]: в c е участники в той или иной степени зависимы друг от друга, однако, у них нет причин усиливать эту зависимость; это ведет к потере независимости, индивидуальности и самовыражения. Зависимость приводит еще к большей зависимости, неспособности учиться, ощущению небезопасности, поскольку мы отдаем себя на милость тем, от кого зависим. Разумный человек борется за свою независимость и право нести ответственность, но в случае необходимости не отказывается от помощи. Обращаем внимание на то, что на это утверждение дали положительный ответ большинство участников. Следовательно, им свойственна потеря индивидуальности, самовыражения, наблюдается большая зависимость от других людей и обстоятельств.

· Утверждение «Проще избежать определенных трудностей и обязанностей, чем с ними справиться». Так считают 52,70% участников эксперимента.

Это иррациональная идея, поскольку избежать выполнение задачи труднее и болезненнее, чем её выполнить; кроме того, избегание ведет за собой новые проблемы и неудовлетворенность, включая потерю веры в свои силы. Вместе с тем, легкая жизнь не обязательно счастливая [6]. Разумные люди (к числу которых относятся остальные участники) выполняют все, что необходимо, искусно избегая при этом ненужных неприятных заданий. При нежелании выполнять необходимые обязанности, они анализируют причины этой ситуации, заставляют себя сделать то, что нужно, а затем осознают, что сопряженная с выполнением обязанностей и решением проблем жизнь приносит удовольствие.

Эта идея явно иррациональна, поскольку цель эта недостижима, пытаясь её достичь, человек становится менее самостоятельным, более неуверенным и в результате – более саморазрушающим. Желательно быть любимым; однако разумный человек не станет приносить в жертву собственные интересы и устремления в попытке достичь этой цели [6].

· Утверждение «Всегда существует правильное или идеальное решение каждой проблемы и его надо найти, иначе не избежать катастрофы». С этим утверждением согласились 38,89% педагогов.

Это также иррациональное убеждение, поскольку идеального решения не существует, воображаемые результаты неудачных поисков идеального решения нереалистичны и могут вызвать тревогу или панику, и такой перфекционизм ведет к приятию не самого лучшего из возможных решений. Разумно мыслящий человек, который не согласен с этим утверждением, пытается отыскать разные возможные решения проблемы и принимает лучшее или наиболее подходящее из них, сознавая, что идеального ответа не существует [6].

· Утверждение «Человек обязан быть компетентным, адекватным и успешным, чтобы быть достойным уважения». С этим утверждением согласились 36,12% педагогов.

По мнению Эллиса, такое вряд ли возможно, а настойчивое стремление к этому может привести к психосоматическому заболеванию, появлению чувства неполноценности, неспособности жить собственной жизнью, постоянному чувству страха перед неудачей. Разумный индивид стремится делать добро ради самого себя, а не быть лучше других, получать удовольствие от деятельности, а не заниматься её исключительно ради результатов, учиться, а не пытаться быть совершенным [6].

· Утверждение «Прошлые переживания и события являются определяющими для настоящего поведения, от влияния прошлого не возможно избавиться». С этим утверждением согласились 25,16% участников.

Предполагаемое влияние прошлого может использоваться нашими испытуемыми в качестве оправдания и нежелания изменить поведение. Несмотря на трудности, связанные с преодолением прошлых привычек, нет ничего не возможного. Люди с рациональным мышлением, отдавая прошлому должное, также осознают, что можно внести изменения в настоящее с помощью анализа влияний прошлого, ставя под сомнение те убеждения, которые в настоящее время являются вредными, и заставляя себя поступать по-новому [6].

· Утверждение «Опасные события являются основанием для сильной тревоги, об их возможности надлежит постоянно помнить». С этим утверждением согласились 19,45% педагогов.

Это иррациональная идея, поскольку беспокойство или тревога мешают объективной оценки вероятности опасного события и часто мешают эффективному совладению с ним, если оно случается; тревога может даже повысить вероятность опасного события, что ведет к увеличению возможности его наступления [6]. Однако, большая часть испытуемых осознает, что потенциальные опасности далеко не такие катастрофичные. Как может показаться, они также осознают, что тревога не предотвращает пугающих событий и даже может повысить их вероятность. Сама по себе тревога может причинить больше вреда, чем вызвавшая её причина. Также рациональный человек осознает, что необходимо делать то, чего боишься, чтобы убедиться в отсутствии реальной опасности.

· Утверждение «Некоторые люди плохие, порочные или подлые и, следовательно, заслуживают наказания и обвинения». С этой иррациональной идеей согласились 19,45% педагогов, поскольку не существует абсолютных стандартов истины, а свобода воли незначительна.

«Неправильные» или «аморальные» поступки являются результатом глупости, невежества или эмоциональных нарушений. Все люди подвержены ошибкам и совершают их. Обвинение и наказание, как правило, не приводит к улучшению поведения, поскольку не способствует уменьшению глупости, приобретению ума или улучшению эмоционального состояния; в действительности наказание зачастую ведет к ухудшению поведения и усугублению эмоционального расстройства [6]. Однако большая часть педагогов 80,55% не винят себя и других, подвергаясь обвинениям со стороны окружающих, они пытаются исправить или скорректировать свое поведение, если были не правы. В случае ошибок окружающих разумные люди пытаются понять и, если возможно, предотвратить их повторение, в случае невозможности это сделать, они стараются не позволять, чтобы чужое поведение выводило их из душевного равновесия. Допустив ошибку, человек принимает свое поведение, а не разрешает ей превратиться в катастрофу.

· Утверждение «Причиной несчастий служат внешние обстоятельства, не во власти человека контролировать этот процесс». С этим иррациональным утверждением согласились 16,67% педагогов.

В действительности, внешние силы и события, даже сопряженные с физической угрозой, обычно психологичны по своей природе, и не могут причинить вреда, если только мы не позволим им это (за счет своих установок и реакций). Люди причиняют себе беспокойство, размышляя о том, как ужасно, когда кто-то недобрый и отвергающий человек. Если мы поймем, что причиной беспокойства являются наши собственные представления, оценки, то беспокойством можно будет управлять [6]. Большинство участников нашего эксперимента понимают, что основной источник несчастий находится в них самих, будучи раздраженными внешними событиями, они осознают, что можно изменить свою реакцию, изменив определение и вербализацию события.

· Утверждение «Просто ужасно, когда дела идут не так, как нам хотелось». C э тим иррациональным убеждением согласились лишь 8,39% педагогов.

Для этой категории людей разочарование вполне нормальное чувство [6]. Остальные участники эксперимента стараются не преувеличивать значимость неприятных ситуаций и пытаются работать над их улучшением, понимая, что неприятные ситуации могут причинить беспокойство, но не одна из них не является ужасной или катастрофической, если мы сами её так не определяем.

Таким образом, результаты исследования подтверждают распространенность иррациональных убеждений у наших испытуемых. Положительные ответы испытуемых на утверждения говорят о наличии категоричного мышления, следовательно, им свойственно испытывать чрезмерную печаль, стресс, депрессию и апатию к окружающему миру. Такое состояние может привести к эмоциональным нарушениям и неврозам.

Содержанием наших дальнейших научных поисков станет разработка модели психолого-педагогической программы для учителей.

1. Задесенец Е.Е. Качество жизни. Краткий словарь.- М.:Смысл, 2009. – 168С.

Источник

Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.

Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *