у нас в россии так много чудесных названий рек озер сел и городов
Вопрос
1. Выразительно прочитайте текст. Найдите описание речки и запишите его. С помощью каких слов автор передаёт беспокойный нрав маленькой реки? Установите, в прямом или переносном значении употреблены эти слова.
У нас в России так много ч..десных названий рек, озёр, сёл и городов. Одно из самых точных и поэтических названий принадлежит крошечной реке Вертуши́нке.
Вертушинка всё время вертится, как егоза, шныряет, журчит, бормочет, звенит и пенится около каждого камня или упавшего ствола берёзы, тихонько припевает, разговаривает сама с собой, пришёптывает и несёт по дну очень прозрачную воду.
В Московской области (ни) каких гор нет, но Верту-шинка вымывает и притаскивает откуда-то большие камни. Это, конечно, валуны, которые остались от ледникового периода. Трудно поверить, что эти камни были св..детелями к..т..строфы нашей земли, что ледник св..репо проволок их через всю Россию и бросил их в уютной Вертушинке мирно доживать бесконечный и спокойный каме(н, нн)ый век. (К. Паустовский)
2. Объясните написание слов с пропущенными буквами и со скобками, подбирая однокоренные слова и пользуясь орфографическим словарём.
3. Составьте и запишите предложение, в котором слово дож..вать нужно писать с буквой е.
4. Составьте словообразовательные цепочки, показывающие последовательность образования выделенных слов.
Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Комплексный анализ текста К.Г.Паустовского «Книга жизни. Книга скитаний» (глава «Река Вертушинка»).
Выбранный для просмотра документ Презентация открытый урок, 9 класс.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: « Комплексный анализ текста». «Лингвистический анализ текста».
Комплексный анализ текста: Композиционно-содержательный анализ; 2. Стилистический анализ; 3. Типологический анализ; 4. Языковой анализ: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, пунктуационный, орфографический.
У нас в России так много чудесных названий рек, озер, сел и городов, что можно прийти в восхищение. Одно из самых точных и поэтических названий принадлежит крошечной речке Вертушинке, вьющейся по дну лесистых оврагов в Московской области невдалеке от города Рузы. Вертушинка все время вертится, как егоза. Шныряет. Журчит, бормочет. Звенит и пенится около каждого камня или упавшего ствола березы, тихонько напевает, разговаривает сама с собой, пришепетывает и несет по хрящеватому дну очень прозрачную воду… Название – это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта. Названия нужно уважать. Меняя их в случае крайней необходимости, следует делать это, прежде всего, грамотно, со знанием страны и с любовью к ней. В противном случае названия превращаются в словесный мусор, рассадник дурного вкуса и обличают невежество тех, кто их придумывает. (К.Паустовский.)
Композиционно-содержательный анализ текста: Тема текста ( о чем или о ком говорится в тексте?); Основная мысль текста (что хотел автор донести до читателя?); Деление на микротемы текст; 4. Средства выразительности. Стилистический анализ текста: определить стиль текста, указать признаки данного стиля. Типологический анализ текста: определить тип или типы речи данного текста.
У нас в России так много чудесных названий рек, озер, сел и городов, что можно прийти в восхищение. Одно из самых точных и поэтических названий принадлежит крошечной речке Вертушинке, вьющейся по дну лесистых оврагов в Московской области невдалеке от города Рузы. Вертушинка все время вертится, как егоза. Шныряет. Журчит, бормочет. Звенит и пенится около каждого камня или упавшего ствола березы, тихонько напевает, разговаривает сама с собой, пришепетывает и несет по хрящеватому дну очень прозрачную воду… Название – это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта. Названия нужно уважать. Меняя их в случае крайней необходимости, следует делать это, прежде всего, грамотно, со знанием страны и с любовью к ней. В противном случае названия превращаются в словесный мусор, рассадник дурного вкуса и обличают невежество тех, кто их придумывает. (К.Паустовский.)
Композиционно-содержательный анализ текста: 1. Тема текста ( о чем или о ком говорится в тексте?); 2. Основная мысль текста (что хотел автор донести до читателя?); 3. Деление на микротемы текст; Средства выразительности. Стилистический анализ текста: определить стиль текста, указать признаки данного стиля. Типологический анализ текста: определить тип или типы речи данного текста.
Выбранный для просмотра документ Тема урока 9 класс, открытый урок..doc
по русскому языку в 9 классе по теме:
«Комплексный анализ текста К.Г.Паустовского
«Книга жизни. Книга скитаний» (глава «Река Вертушинка»).
Учитель русского языка и литературы
Тихомирова Галина Сергеевна
«Комплексный анализ текста К.Г.Паустовского
«Книга жизни. Книга скитаний» (глава «Река Вертушинка»).
Цели: 1) совершенствовать работу над комплексным анализом текста;
2) формировать умения производить композиционно- содержательный, стилистический и типологический анализ текста; формировать умения строить письменное и устное высказывание;
3) подготовка к ГИА; воспитывать эстетическое отношение к слову, чувство ответственности по отношение к слову.
На доске: 1) записана тема урока;
2) очерк – жанр публицистического стиля, где излагаются и анализируются различные факты и явления общественной жизни, как правило, в прямом истолковании их автором.
Здравствуйте ребята, садитесь. Настраиваемся на рабочий лад, результаты которого должны быть только положительными.
— объявление темы урока и цели:
У: Тема нашего урока – комплексный анализ текста.( на экране запись).
Давайте уточним, что значит комплексный анализ текста.
О: К.а. – это вид работы, который ведется в нескольких направлениях: работа по содержанию текста, по стилистической принадлежности текста, типологический
анализ и языковой анализ отдельных элементов текста.
У: Как вы считаете, почему мы поднимаем этот вопрос, зачем нам это надо?
О: Такой вид работы нам встретится на ГИА.
У: Верно, но данный вид работы требует не одного урока, поэтому на первом уроке мы будем работать над композиционно-содержательным анализом текста, стилистическим и типологическим. Перед нами стоять следующие
цели: 1) совершенствовать работу над комплексным анализом текста;
2) формировать умения производить композиционно- содержательный, стилистический и типологический анализ текста; формировать умения строить письменное и устное высказывание;
3) подготовка к ГИА.
О: Константин Георгиевич Паустовский.
У: С какими произведениями писателя вы уже встречались?
О: Рассказ «Телеграмма», «Заячьи лапы».
У: К.Г.Паустовский писал разножанровые произведения: рассказы, повести, очерки. Один из очерков перед вами, а также есть у вас на столах.
А что это за жанр – очерк.
(на доске запись) Очерк – это жанр публицистического стиля, где излагаются и анализируются различные факты и явления общественной жизни, как правило,
в прямом истолковании их автором.
Давайте прочитаем данный очерк, Надя, пожалуйста.
а) первый вид анализа над текстом композиционно-содержательный. Начинаем анализ с определения темы текста, обязательно аргументируйте свой ответ.
О: Тема – название реки Вертушинки, так как писатель рассказывает о названии реки Вертушинки.
Какой вы ставили вопрос, чтобы определить тему текста?
О: О чем или о ком говорится в тексте?
Второе: определить средства выразительности текста, объясняя название реки и
О: Сравнение: «Вертушинка вертится, как егоза. »;
Третье: определение основной мысли текста, в каких предложения автор приводит аргументы?О: Главная мысль текста – названия нужно уважать. В предложениях 3-его и 4-го абзаца автор приводит аргументы своего утверждения. Какой вы ставили вопрос, чтобы определить основную мысль текста. О: Что хотел автор донести до читателя?
Четвертое: деление текста на микротемы.
Разделите текст на микротемы и определите ключевые слова, каждой микротемы.
О: Текст можно разделить на 4 микротемы:
а) восхищение писателя чудесными названиями рек, озер и городов, в том числе названием реки Вертушинки;
б) описание течения реки;
в) рассуждение о смысле географических названий;
г) мнение о том, что названия нужно уважать.
У: Какое значение имеет очерк К.Г.Паустовского для читателя.
О: Очерк К.Г.Паустовского позволяет узнать, понять и полюбить окружающий мир.
Пятое: определить стиль текста.
О: Данный текст относится к публицистическому стилю. Его отличает с одной стороны документальность, достоверность факта, а с другой, очерк – это художественное описание края и размышление о жизни. Средства эмоционального воздействия на читателя многообразны. Это эпитеты (чудесных, крошечной), сравнения (как егоза), метафоры (река вертится), повторы (вертится, шныряет, журчит и пенится), фразеологические сочетания речи (прийти в восхищение). Эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением частей высказывания. Для синтаксиса этого стиля характерно использование однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, побудительных предложений. ( Если ребята не все сказали, дополнить ответ и попросить найти данные признаки стиля в тексте).
Шестое: определить тип речи ( также используют для ответа раздаточный материал).
О: В тексте сочетаются два типа речи: описание (реки Вертушинки), рассуждение
( о географических названиях).
У: Ребята, скажите: знаете ли вы историю названий своего родного края?
Ведь в окрестностях нашего села было много деревень, которых сейчас уже нет.
А также историю своего села. Давайте послушаем сообщение, которое подготовила Катя ( читает сообщение).
Подведение итога урока.
Урок подходит к концу, и мы с вами подведем его итог.
Какова была тема нашего урока?
О: Композиционно-содержательный, стилистический и типологический анализ текста.
У: Сейчас вы получите карточки, где записаны пункты анализа, вам надо расположить их в той последовательности, как выполняется анализ.
О: Проверим правильность вашего ответа (на экране верный вариант).
У: Какие следует ставить вопросы, чтобы определить тему текста, основную мысль? И возвращаясь к основной мысли очерка, какие можно еще привести аргументы того, что надо уважать названия.
О: Я считаю, уважать названия следует еще потому, что это наша история, а человек, не знающий историю своей страны, родины – это неграмотный человек.
У: Спасибо за ответ. А теперь оценим работу учащихся.
Урок окончен. Всем спасибо.
Выбранный для просмотра документ У нас в России так много чудесных названий рек.doc
Определите стиль текста и тип речи
У нас в России так много чудесных названий рек, озер, сел и городов, что можно прийти в восхищение.
Одно из самых точных и поэтических названий принадлежит крошечной реке Вертушинке, вьющейся по дну лесистых оврагов в Московской области невдалеке от города Рузы.
Вертушинка все время вертится, как егоза, шныряет, журчит, бормочет, звенит и пенится около каждого камня или упавшего ствола березы, тихонько напевает, разговаривает сама с собой, пришепетывает и несет по хрящеватому дну очень прозрачную воду.
Названия – это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта.
Названия нужно уважать. Меняя их в случае крайней необходимости, следует делать это прежде всего грамотно, со знанием страны и с любовью к ней. В противном случае названия превращаются в словесный мусор, рассадник дурного вкуса и обличают невежество тех, кто их придумывает.
1.Слова с ь знаком после шипящих:
Существительные 3 склонения :
Наречия: вскачь, настежь(исключ.)
2 лицо, настоящее и будущее время:
Человек,занимающийся научной работой,может письменно зафексировать какую-либо информацию например,в рамках курсовой работы или доклада, в виде тезисов или же конспекта.