у французского писателя и философа блеза паскаля есть такие высказывания

У французского писателя и философа блеза паскаля есть такие высказывания

у французского писателя и философа блеза паскаля есть такие высказывания. Смотреть фото у французского писателя и философа блеза паскаля есть такие высказывания. Смотреть картинку у французского писателя и философа блеза паскаля есть такие высказывания. Картинка про у французского писателя и философа блеза паскаля есть такие высказывания. Фото у французского писателя и философа блеза паскаля есть такие высказывания

Билет № 10
1. Спрос и предложение.
2. Мораль, ее категории.
3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения о природе человека?
А) Аристотель, древний философ, ученый-энциклопедист писал: «Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами и полезно, и справедливо».
Б) Ученый Антифонт, современник Аристотеля: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом – через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».
Подумайте: если бы Аристотель и Антифонт дожили до создания теории естественного происхождения прав человека, как бы они, на ваш взгляд, к этой теории отнеслись? Обоснуйте свое мнение.

Билет № 11
1. Роль государства в экономике.
2. Искусство, его формы, основные направления.
3. «Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других», – говорил К. Гельвеций. Опираясь на данное высказывание, раскройте взаимозависимость самопознания и развития личности.

Билет № 12
1. Государственный бюджет.
2. Избирательная кампания в Российской Федерации.
3. Перечислите любые три психологические причины вхождения индивида в малую социальную группу и каждую из них проиллюстрируйте конкретным примером.

Билет № 13
1. Экономический рост и развитие.
2. Социализация индивида.
3. На одной из дискотек подвыпивший 16-летний С. Ванеев приставал к девушкам, добивался, чтобы они с ним танцевали. Получая отказ, он обзывал всех нецензурной бранью. Можно ли считать, что С. Ванеев совершил правонарушение, и привлечь его к ответственности? Свой ответ обоснуйте.

Билет № 14
1. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
2. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
3. Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы.

Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных видов познания.

Билет № 15
1. Социальные группы.
2. Общественная значимость и личностный смысл образования.
3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

Билет № 16
1. Социальная стратификация.
2. Отклоняющееся поведение и его типы.
3. У французского писателя и философа XVII в. Блеза Паскаля есть такие высказывания:
А) «Справедливо то, что установлено. Поэтому все наши законы, раз установленные, будут считаться за справедливые».
Б) «Справедливость без силы не имеет никакой власти; сила без справедливости обращается в деспотизм».
В) «Будучи не в состоянии сделать справедливое сильным, люди сделали сильное справедливым».
Оцените суждения философа с позиций демократических ценностей и принципов правового государства.

Билет № 17
1. Виды социальных норм. Социальный контроль.
2. Понятие власти.
3. Существует точка зрения: «Если органы государственной власти совершают какие-либо действия, посягающие на естественные права человека, народ в лице гражданского общества имеет право на сопротивление и низложение тех, кто это делает». Разделяете ли вы это мнение? Поясните, что имеется в виду под естественными правами человека. Приведите примеры из жизни различных народов и стран, подтверждающие неизбежность выступления гражданского общества против ущемления естественных прав граждан.

Билет № 18
1. Социальный конфликт.
2. Государство, его функции.
3. Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребления людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Подтвердите данную связь с помощью конкретных примеров и ситуаций социальной жизни.

Источник

Билет № 16

1. Социальная стратификация.

а. Отклоняющееся поведение и его типы.

3. У французского писателя и философа XVII в. Блеза Паскаля есть такие высказывания:

А.) «Справедливо то, что установлено. Поэтому все на-ши законы, раз установленные, будут считаться за справедливые ».

Б) «Справедливость без силы не имеет никакой власти; сила без справедливости обращается в деспотизм».

В) «Будучи не в состоянии сделать справедливое сильным, люди сделали сильное справедливым». Оцените суждения философа с позиций демократических ценностей и принципов правового государства.

1. Под социалъной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова— «слой, пласт». Страты представляют собой болыние группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т.д.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

В самом общем мире можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев.

2. В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся по-ведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) называют такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение —* это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. От девиантцого поведения следует отличать эксцентричность, под которой понимают индивидуальные особенности поведения, не приносящие вреда общественным отношениям (например, особенности характера, темперамента).

Однако в болынинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Оно может проявляться и у отдельных людей (аморальный проступок), и в малых группах (семейные конфликты), и в деятелыюсти государственных органов (коррупция, | бюрократизм).

Особую опасность представляет делинквентпное поведение — антиобщественное противоправное по-ведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступления. Престпуплением называется общественно опасное уголовно противоправное виновное деяние, за которое предусмотрена ответственность в Уголовном кодексе РФ.

3. Известный французский мыслительрационалист Б. Паскаль (1623—1662) в своих афоризмах отразил утвердившееся в рационалистической философии новое представление о справедливости: в отличие от античной и средневековой интерпретации, где она обосновывалась авторитетом естественного закона и божественной воли, справедливость оказывается зависимой от воли человека. Соответственно утверждение справедливости того или иного общественного порядка, учреждения, закона и т. д. в силу его «естественного» или «божественного» происхождения становилось невозможным. Именно в философии Нового времени осознаны, с одной стороны, относи-тельность всякого представления о справедливости, а с другой — необходимость справедливости как нвг которой идеи, с точки зрения которой оцеыивается то или иное общественное установление.

Таким образом, идея справедливости становится необходимой для моральной оценки тех или иных законов и учреждений. Такое понимание справедливости связано с противопоставлением права и закона и позволяет ввести этическую оценку в законодательство. Но нельзя сводить справедливость к морали: она столь же тесно связана с исполнением долга и неуклонным следованием социальным нормам, т. е. имеет и правовой аспект. Поиск возможностей совмещения справедливости и еилы (такого положения вещей, когда закон соответствовал бы нравственным нормам, а нравственные нормы могли бы стать действенными и реально воплощаться в жизнь посредством закона) привел к формулированию базовых постулатов правового государства.

Источник

Цитаты Паскаля

у французского писателя и философа блеза паскаля есть такие высказывания. Смотреть фото у французского писателя и философа блеза паскаля есть такие высказывания. Смотреть картинку у французского писателя и философа блеза паскаля есть такие высказывания. Картинка про у французского писателя и философа блеза паскаля есть такие высказывания. Фото у французского писателя и философа блеза паскаля есть такие высказыванияПодготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат французского ученого и мыслителя Блеза Паскаля (1623 – 1662).

О человеке

Человек это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая.

Человек — это приговорённый к смерти, казнь которого откладывается.

Человек — не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.

По мере вразумления нашего мы открываем в человеке все больше и больше величия и низости.

Люди безумны, и это столь общо, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием

Какую химеру представляет собою человек, какой центр противоречий, какое чудовище! Судья всех вещей – и в то же время земной червь; свидетель истины – и в то же время клоака неведения и заблуждений; гордость вселенной – и в то же время ее последний отброс.

Люди ненавидят друг друга – таков а их природа. И пусть они пытаются поставить свое корыстие на службу общественному благу – эти попытки только лицемерие, подделка под милосердие, потому что в основе основ все равно лежит ненависть.

Как камень, брошенный в море, имеет действие на всё море, так каждый человек имеет действие на всё человечество.

С людьми бывает то же, что с благами сего мира: чем ближе их знают, тем меньше их ценят.

Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра.

Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.

Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.

Ибо в конечном счете что же он такое – человек во вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, нечто среднее между всем и ничем. Бесконечно далекий от понимания этих крайностей – конца мироздания и его начала, вовеки скрытых от людского взора непроницаемой тайной, – он равно не способен постичь небытие, из которого был извлечен, и бесконечность, которая его поглотит.

Затерянный и распятый между двумя бескрайними бесконечностями, вовне и внутри, человек является всего лишь песчинкой, которая пытается скрыться от ужаса в иллюзиях, услужливо поставляемых ему разумом. Бездна страшит человека, она – иррациональная, понять ее невозможно и потому она пугает человека, являясь причиной его неустойчивости и страхов.

Люди почти всегда склонны верить не тому, что доказуемо, а тому, что им больше по вкусу.

Отчего это хромой человек нас не раздражает, а умственно хромающий раздражает? Оттого, что хромой сознает, что мы ходим прямо, а умственно хромающий утверждает, что не он, а мы хромаем.

Чувствительность человека к пустякам и бесчувственность к существенному – какая страшная извращенность!

Кто не видит суеты мира, тот суетен сам.

Любопытство – то же тщеславие; очень часто хотят знать для того только, чтобы говорить об этом.

Хороший острослов – дурной человек.

Молчание — величайшее из человеческих страданий; святые никогда не молчали.

Вообразите, что перед вами множество людей в оковах, и все они приговорены к смерти, и каждый день кого-нибудь убивают на глазах остальных, и те понимают, что им уготована такая же участь, и глядят друг на друга, полные скорби и безнадежности, и ждут своей очереди. Вот картина человеческого существования.

О Боге

Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё.

Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмём два случая: если выиграете, вы выиграете всё; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть.

Не только невозможно, но и бессмысленно познавать Бога без Христа.

Бог, который нас создал без нас, не может спасти нас без нас.

Если Бог существует, нам надлежит любить Его, и только Его, а не творения, чей век мимолетен.

Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту.

Ничего нельзя понять в творениях Божиих, если не исходить из того, что он хотел ослепить одних и просветить других.

Хотел бы я знать, почему эта тварь, сознающая себя столь жалкой, присваивает себе право измерять милосердие Божие и класть ему пределы сообразно своему воображению.

Иисус Христос высказывает величайшие истины так просто, что, кажется, как будто Он предварительно не размышлял о них, но вместе с тем выражает их настолько ясно, что не остается сомнения относительно того, что Он о них думает. Эта ясность в соединении с такой простотой – изумительна.

Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе. Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света. Тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы.

Познание Бога без сознания нашей немощи производит гордость. Сознание же нашей немощи без познания Иисуса Христа ведёт к отчаянию. Но познание Иисуса Христа ограждает нас и от гордости и от отчаяния, ибо в Нём мы обретаем как сознание своей немощности, так и единственный путь к её уврачеванию.

Бог есть Бог униженных, несчастных, отчаявшихся и тех, которые обращены в ничто. Его природа в том, чтобы подымать униженных, питать голодных, возвращать зрение слепым, утешать несчастных и печальных, оправдывать грешников. Он ведь всемогущий Творец, из ничего творящий все. Но до этого существенного и собственного дела Его не допускает зловреднейшее чудовище — самомнение праведности, которая не хочет быть грешной, нечистой, жалкой и проклятой, а справедливой и святой и т. п.

О любви

Величайшее счастье, доступное человеку – любовь, оно должно служить источником всего возвышенного и благородного.

Разумный человек любит не потому, что это выгодно, а потому, что он в самой любви находит счастье.

Говоря о любви, мы влюбляемся, и не мудрено: ведь это самая естественная для человека страсть.

Мы любим не человека, а его свойства.

Тот, кто любит кого-то за красоту, любит ли он его? Нет, потому что из-за ветряной оспы, которая убьёт красоту, не убив человека, он его разлюбит.

Чем длиннее путь в любви, тем большее наслаждение испытает утонченный ум.

Он уже не любит эту женщину, любимую десять лет назад. Еще бы! И она не та, и он не тот. Он был молод, она тоже; теперь она совсем другая. Ту, прежнюю, он, быть может, все еще любил бы.

Радость любить, не дерзая сделать признание, сопряжена с муками, но в такой любви есть и своя прелесть. С каким воодушевлением мы делаем все, что может понравиться человеку, которого мы беспредельно чтим!

Первый признак любви – благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти.

Я думаю, что любовь преображает душу. Эта страсть возвышает людей и преисполняет их благородством. Все в человеке должно быть ей под стать, иначе она окажется ему не по силам и будет его тяготить.

В любви молчание дороже слов. Хорошо, когда смущение сковывает нам язык: в молчании есть свое красноречие, которое доходит до сердца лучше, чем любые слова. Как много может сказать влюбленный своей возлюбленной, когда он в смятении молчит, и сколько он при этом обнаруживает ума.

О разуме

Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе.

Все тела, небесный свод, звезды, Земля и её царства не идут в сравнение с самым низким из умов, ибо ум несет в себе знание обо всем этом, тела же не ведают ничего.

Как я люблю видеть этот гордый разум униженным и умоляющим.

Веления разума гораздо более властны, чем приказания любого повелителя: неповиновение последнему делает человека несчастным, неповиновение же первому — глупцом.

Этот прекрасный развращенный разум все развратил.

Верх ума назовут безумием, как и крайнюю его тупость. Только посредственность всегда в похвале у людей.

Чем умнее человек, тем больше своеобычности он находит во всяком, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо.

Способности ума не приобретаются упражнениями, их можно только совершенствовать. Отсюда ясно, что утонченность – это природный дар, а не плод искусства.

Сила разума в том, что он признает существование множества явлений, ему непостижимых; он слаб, если не способен этого понять. Ему часто непостижимы явления самые естественные, что уж говорить о сверхъестественных!

Разум может все и одновременно ничего. Дело не в том, признавать ли разум, а в том, признавать ли только разум.

Есть области, в которых разум бессилен и даже вреден, потому что создает иллюзию безопасности. Если бы все подчинялось разумным доводам, то в мире не было места таинственному и сверхъестественному, открывающемуся только сердцу.

Последний вывод разума — это признание, что есть бесконечное число вещей, превосходящих его. Он слаб, если не доходит до признания этого. Где надо — следует сомневаться, где надо — говорить с уверенностью, где надо — признавать своё бессилие. Кто так не поступает, не понимает силы разума.

О пороках

Ничто не одобряет так порока, как излишняя снисходительность.

Нашему уму свойственно верить, а воле — хотеть; и если у них нет достойных предметов для веры и желания, они устремляются к недостойным.

Сомнение и лень – вот два источника всех пороков.

Распутство столь же чудовищно, как и извращенность ума.

Несомненно, что худо быть полным недостатков; но еще хуже быть полным их и не желать сознавать в себе, потому что это значит прибавлять к ним еще недостаток самообмана.

Чувство так же легко развратить, как ум. И чувство, и ум мы совершенствуем или, напротив, развращаем, беседуя с людьми. Стало быть, иные беседы совершенствуют нас, иные развращают. Значит, следует тщательно выбирать собеседников; но это невозможно, если ум и чувство еще не развиты или не развращены. Вот и получается заколдованный круг, и счастлив тот, кому удается выскочить из него.

Пример чистоты нравов Александра Великого куда реже склоняет людей к воздержанности, нежели пример его пьянства — к распущенности. Совсем не зазорно быть менее добродетельным, чем он, и простительно быть столь же порочным. Нам мнится, не такие уж мы обычные распутники, если те же пороки были свойственны и великим людям.

О жизни

Жизнь – это воспоминание об одном мимолетном дне, проведенном в гостях.

Так протекает вся жизнь: ищут покоя, боясь бороться против нескольких препятствий; а когда эти препятствия устранены, покой становится невыносимым.

Все совершенствуется благодаря прогрессу и благодаря прогрессу же гибнет.

Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело.

Человек должен устроить свою жизнь в согласии с одним из двух предположений: 1) что он будет жить вечно; 2) что срок его на земле мимолетен, быть может, меньше часа; так оно и есть на самом деле.

Природа заключает в себе совершенства, чтобы показать, что она есть изображение Бога. Но она же имеет недостатки, чтобы показать, что она — только изображение Его.

Мы никогда не живём настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано.

Бурная жизнь заманчива для недюжинных умов, посредственности не находят в ней отрады: во всех своих поступках они подобны машинам.

О нравственности

Истинная нравственность пренебрегает нравственностью.

Будем же учиться хорошо мыслить – вот основной принцип морали.

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

Гавань указывает путь тем, кто находится на корабле. Но где мы найдем такую опору в морали?

Нет ничего постыднее, как быть бесполезным для общества и для самого себя и обладать умом для того, чтобы ничего не делать.

Я полагаю, что долг человека и в том, чтобы ни от чего не приходить в отчаяние и во всем находить хорошую сторону.

Совесть – лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем; в нее следует чаще всего заглядывать.

Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали.

Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться.

Неоспоримо, что вся людская нравственность зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет.

О славе

Мы теряем даже жизнь с радостью — лишь бы об этом говорили.

Люди живут в таком полном непонимании суетности человеческой жизни, что приходят в полное недоумение, когда им говорят о бессмысленности погони за почестями. Ну, не поразительно ли это!

Те, кто писал о суетности славы, хотят все же прославиться тем, как хорошо они об этом написали.

И те, что пишут не для славы, желают признания, что хорошо написали, а те, что читают их, — похвалы за то, что прочли.

Мы до того тщеславны, что хотели бы быть известными всему миру и даже последующим поколениям; суетность так сильна в нас, что уважение пяти-шести окружающих лиц нам льстит и доставляет нам удовольствие.

Славолюбие – самое низменное чувство человека и вместе с тем самое неоспоримое доказательство его высокого достоинства, ибо, даже владея всеми насущными благами, он не знает довольства, если не окружен уважением ближних.

Не заботятся о приобретении почёта в городе, через который только проезжают, но, когда приходится жить в нем некоторое время, сказанная забота появляется.

Об истине

Искание истины совершается не с весельем, а с волнением и беспокойством; но все- таки надо искать ее потому, что, не найдя истины и не полюбив ее, ты погибнешь.

Каждая вещь в этом мире частью истинна и частью ложна. Ничто не бывает безусловно истинным и, таким образом, ничто не истинно в смысле чистой истины.

Мы только отчасти обладаем истиной и благом вперемежку с ложью и злом.

Не только сама истина даёт уверенность, но и одно искание её даёт покой. Кто не любит истину, тот отворачивается от неё под предлогом, что она оспорима.

Показывающий истину внушает веру в нее.

Истина и справедливость – точки столь малые, что, метя в них нашими грубыми инструментами, мы почти всегда делаем промах, а если и попадаем в точку, то размазываем ее.

Истина так нежна, что, чуть только отступил от неё, — впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.

Изучая истину, можно иметь троякую цель: открыть истину, когда ищем ее; доказать ее, когда нашли; наконец, отличить от лжи, когда ее рассматриваем.

Нет несчастья хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не обличила его.

О науке

Если я не знаю основ нравственности, наука об окружающем мире не принесет мне утешения в тяжкие минуты жизни, а вот основы нравственности утешат и при незнании науки о предметах внешнего мира.

Я потратил много времени на изучение отвлеченных наук, но потерял к ним вкус – так мало они дают знаний. Потом я стал изучать человека и понял, что отвлеченные науки вообще чужды его натуре и что, занимаясь ими, я еще хуже понимаю, каково мое место в мире.

Само собой понятное и очевидное не следует определять: определение лишь затемнит его.

Все должно быть доказано, и при доказательстве нельзя использовать ничего, кроме аксиом и ранее доказанных теорем. Никогда нельзя злоупотреблять тем обстоятельством, что разные вещи нередко обозначаются одним и тем же словом, поэтому определяемое слово должно быть мысленно заменено определением.

О философии

Издеваться над философией – это значит поистине философствовать.

Философия не стоит и часа труда.

Платон и Аристотель неизменно представляются нам надутыми буквоедами. А в действительности они были благовоспитанными людьми, любили, подобно многим другим, пошутить с друзьями, а когда развлекались сочинением — один “Законов”, другой “Политики”, — оба писали как бы играючи, потому что сочинительство полагали занятием не слишком почтенным и мудрым, истинную же мудрость видели в умении жить спокойно и просто. За политические писания они брались, как берутся наводить порядок в сумасшедшем доме, и напускали при этом на себя важность только потому, что знали: сумасшедшие, к которым они обращаются, мнят себя королями и императорами. Они становились на точку зрения безумцев, чтобы, по возможности, безболезненно умерить их безумие.

О счастье

Счастье заключается только в покое, а не в суете.

Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.

Счастлива жизнь, которая начинается с любви и кончается страстью!

Мы никогда не живем, но только надеемся жить, и так как мы постоянно надеемся быть счастливыми, то отсюда неизбежно следует, что мы никогда не бываем счастливы.

О лжи

Можно, конечно, сказать неправду, приняв ее за истину, но с понятием «лжец» связана мысль о намеренной лжи.

Разум и чувства только и делают, что без зазрения совести говорят друг другу неправду.

Пусть человеку нет никакой выгоды лгать — это еще не значит, что он будет говорить правду.

Из того, что некоторые лица не имеют никакого интереса в том, что они говорят, отнюдь нельзя с полной достоверностью заключить, что они не лгут; существуют люди, которые лгут просто чтобы лгать.

Человек – это сплошное притворство, ложь, лицемерие не только перед другими, но и перед собой. Он не желает слышать правду о себе, избегает говорить ее другим. И эти наклонности, противные разуму и справедливости, глубоко укоренились в его сердце.

О красноречии

Красноречие — это живописное изображение мысли.

Истинное красноречие смеется над витиеватостью; истинная нравственность смеется над нравоучением.

Истинное красноречие не нуждается в науке красноречия, как истинная нравственность не нуждается в науке о нравственности.

Красноречие должно быть приятно и содержательно, но нужно, чтобы это приятное, в свою очередь, было заимствовано от истинного.

Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть.

О добродетели

Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки.

Хотите, чтобы люди поверили в ваши добродетели? Не хвалитесь ими.

Мы стойки в добродетели не потому, что сильны духом, а потому, что нас с двух сторон поддерживает напор противоположных пороков.

В чем заключается добродетель? В целомудрии? Нет, отвечу я, потому что вымер бы род человеческий. В брачном сожительстве? Нет, в воздержании больше добродетели. В том, чтобы не убивать? Нет, потому что нарушился бы всякий порядок и злодеи поубивали бы праведных. В том, чтобы убивать? Нет, убийство уничтожает живую тварь.

О жизненной этике

Я одобряю только тех, кто ищет, стеная.

Говорите как все, но думайте по-своему.

Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки.

Позорно лишь не чувствовать своего позора.

Перед тем, как что-то сделать, надо подумать не только о самом поступке, но и о нас самих, о нашем настоящем, прошлом, будущем и о людях, которых этот поступок касается, и поставить все это во взаимосвязь. И тогда мы будем очень осмотрительны.

О несчастье

Суть несчастья в том, чтобы желать и не мочь.

Все несчастья человека происходят оттого, что он не желает спокойно сидеть у себя дома — там, где ему положено.

По самой своей натуре мы несчастны всегда и при всех обстоятельствах, ибо, когда желания рисуют нам идеал счастья, они сочетают наши нынешние обстоятельства с удовольствиями, нам сейчас недоступными. Но вот мы обрели эти удовольствия, а счастья не прибавилось, потому что изменились обстоятельства, а с ними — и наши желания.

О мысли

Всё наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности.

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

В умственных занятиях, как и в любви, бывают состояния экстаза.

Мысль меняется в зависимости от слов, которые её выражают.

О справедливости

Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой.

Справедливость без силы — одна немощь, сила без справедливости — тиран.

Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения.

Насколько справедливее кажется адвокату дело, за которое ему щедро заплатили.

Любовь и ненависть часто мешают справедливому суждению.

Нет почти ничего такого справедливого или несправедливого, что не меняло бы своего свойства с переменой климата.

О настоящем

Мы почти никогда не думаем о настоящем, а если и думаем, то только для того, чтобы почерпнуть из него сведения, как распорядиться будущем.

Мы никогда не ограничиваемся настоящим. Желаем, чтобы поскорее наступило будущее, сожалеем, что оно так медленно подвигается к нам; или вспоминаем прошедшее, хотим удержать его, а оно быстро от нас убегает. Мы так неразумны, что блуждаем во временах, нам не принадлежащих, не думая о том, которое дано нам. Мы суетно пребываем мыслью во временах, которых уже нет более, и без размышления упускаем настоящее.

О сердце

Сердце — истинный рычаг всего великого, и имеет доводы, которых не знает разум.

Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем первые принципы, и тщетно рассудок, не имея в них опоры, пытается их опровергнуть. Ибо познание первых принципов: пространства, времени, движения, чисел – столь же прочно, как и познание посредством рассудка, именно на познания сердца и инстинкта должен опираться разум и на них базировать все свое суждение.

О женщинах и мужчинах

Если у женщины есть желание понравиться и при этом она одарена всеми преимуществами красоты или хотя бы некоторыми из них, она своего добьется.

Красота бесконечно многообразна. Лучшая ее хранительница – женщина. Когда женщина умна, она удивительно одухотворяет и возвышает красоту.

Надеясь снискать благосклонность женщины, мужчина первый делает шаг навстречу – это не просто обычай, это обязанность, возлагаемая на него природой.

О математике

Что превышает геометрию, то превосходит и нас.

Я нахожу математику наиболее возвышенным занятием для ума, но в то же время я знаю, что она столь бесполезна, что я делаю малое различие между человеком, который только геометр, и искусным ремесленником. Поэтому я называю ее самым красивым ремеслом на свете, но в конце концов это лишь ремесло. И я часто говорил, что она хороша, чтобы испытать свою силу, но не для приложения этой силы.

О зле

Зло – видимое нами по близорукости благо.

Зло даётся всем без труда, и оно многолико, тогда как добро, можно сказать, всегда одинаково.

Воспитательное воздействие вида зла сильнее примера добра, ибо зло обыкновенно, тогда как добро случается редко.

С какой легкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит благое дело!

Об уверенности

Мы любим безопасность. Мы любим, чтобы папа был непогрешим в вере, чтобы важные доктора были непогрешимы в нравах, — мы хотим иметь уверенность.

Мы горим желанием найти твердую почву и последнее незыблемое основание, чтобы воздвигнуть башню, возвышающуюся до бесконечности; но основа наша раскалывается и земля разверзается до самых недр своих. Перестанем же искать надежности и прочности.

О наслаждении

Сущность наслаждения – в самом желании его.

Чрезмерные чувственные наслаждения лишаются своей яркости и перестают быть наслаждениями.

Люди ищут удовольствий, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют ещё пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

О добре

Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след. Они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит.

Слишком большие благодеяния досадны: нам хочется отплатить за них с лихвой.

О речи

Чрезмерная краткость речи иной раз превращает её в загадку.

И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть.

Есть люди, говорящие красиво, но пишущие далеко не так. Это происходит оттого, что место, слушатели и прочее разгорячают их и извлекают из их ума больше, чем они могли бы дать без этого тепла.

О покое

Всего невыносимей для человека покой, не нарушаемый ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями. Тогда он чувствует свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту. Из глубины его души сразу выползают беспросветная тоска, печаль, горечь, озлобление, отчаяние.

О вере

Вера – это отдание своей жизни Любви Божественной, умалившейся, чтобы заполнить нашу малость; вера есть познание Любви, заполняющей пропасть между нами и Богом.

Он склоняет к вере сердца их. Верою и упованием не наполнится сердце без помощи Божией. Давид, несомненно, знал это, если так обращался к Богу: Приклони сердце мое к откровениям Твоим (Пс. 118:36).

О свободе

Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды.

Своевольному всегда всего мало.

Наше своеволие таково, что добейся оно всего на свете, ему и этого будет мало. Но стоит от него отказаться — и мы полны довольства.

О книгах

Каждую книгу нужно уметь читать.

Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их сами.

Во мне, а не в писаниях Монтеня, содержится то, что я в них вычитываю.

Мы ничего не поймем, если будем читать слишком быстро или слишком медленно.

О времени

Как страшно чувствовать, что течение времени уносит все, чем ты обладал!

Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик, и обиженный стали другими людьми.

Прошлое и настоящее — наши средства, только будущее — наша цель.

О величии

Величие человека – в его способности мыслить.

Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество.

Величие не в том, чтобы впадать в крайность, но в том, чтобы касаться одновременно двух крайностей и заполнять промежуток между ними.

Об эгоизме

Каждое «я» – враг и желало бы быть тираном всех других.

Эгоизм ненавистен, и те, которые не подавляют его, а только прикрывают, всегда достойны ненависти.

Для человека, который любит только себя, самое нестерпимое – оставаться наедине с собой.

О смерти

Легче умереть, не думая о смерти, чем думать о ней, даже когда она не грозит.

О правде

Мы познаем правду не только умом, но и сердцем.

Настоящая и единственная правда в том, чтобы ненавидеть себя.

Ухо наше для лести — широко раскрытая дверь, для правды же — игольное ушко.

О религии

Никогда злые дела не творятся так легко и охотно, как во имя религиозных убеждений.

Если бы все следовало делать только там, где существует достоверность, не нужно было бы ничего делать для религии, потому что в религии нет достоверности.

О честности и чести

Людей не учат быть честными, а учат всему остальному. Однако они ни на что не имеют столько притязаний, как на честность.

Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье.

О привычках

Привычка — наша вторая натура, и она-то меняет натуру первоначальную.

Обычаю надо следовать потому, что он обычай, а вовсе не из-за его разумности. Меж тем народ соблюдает обычай, твердо веря, что он справедлив.

О смысле жизни

Мы обретаем смысл жизни через личную веру в Бога, которая есть откровение.

Горе людям, не знающим смысла своей жизни.

О силе

Люди не могут дать силу праву и дали силе право.

И вот, отчаявшись найти справедливость, люди ухватились за силу.

О космосе

Мир — это сфера, центр которой повсюду, а окружности нет нигде.

Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня.

О благочестии

Доводить до суеверия благочестие – это подрывать его.

Мы по опыту знаем, как велика разница между благочестием и добротой.

Об общественном мнении

Общественное мнение правит людьми.

Сила, а не общественное мнение правит миром, но мнение использует эту силу.

О разном

Предвидеть — значит управлять.

Инстинкт и разум – признаки двух различных сущностей.

Только в конце работы становится ясно, с чего надо было начать.

Я слишком хорошо знаю выгоды болезни и недостатки здоровья.

Сколько держав даже не подозревают о моем существовании!

Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами — поэтому и считаем, что они переменились.

Шахматы — это гимнастика для мозгов.

Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние.

Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь это значит умножать их число.

Разум по-прежнему клеймит страсти за их низость и несправедливость, нарушая покой тех, кто им предается, и страсти по-прежнему бушуют в тех, кто жаждет от них избавиться.

Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренни и беспристрастны.

Человек, решивший исследовать, на чем зиждется закон, увидит, как непрочен, неустойчив ею фундамент, и, если он непривычен к зрелищу сумасбродств, рожденных людским воображением, будет долго удивляться, почему за какое-нибудь столетие к этому закону стали относиться так почтительно и благоговейно.

Нет беды страшнее, чем гражданская смута. Она неизбежна, если попытаться всем воздать по заслугам, потому что каждый тогда скажет, что он-то и заслужил награду.

Письмо это вышло более длинным только потому, что мне некогда было написать его покороче.

Тот, кто провел жизнь свою в духовном совершенствовании, не может быть недоволен, потому что то, чего он желает, всегда в его власти.

Когда встречаешь естественную манеру, испытываешь изумление и восхищаешься, ибо, ожидая встретить автора, находишь человека.

Цитаты о Паскале

Комментарии также всячески приветствуются!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *