твердые факты что такое

Твердые факты что такое

твердые факты что такое. Смотреть фото твердые факты что такое. Смотреть картинку твердые факты что такое. Картинка про твердые факты что такое. Фото твердые факты что такое

твердые факты что такое. Смотреть фото твердые факты что такое. Смотреть картинку твердые факты что такое. Картинка про твердые факты что такое. Фото твердые факты что такое

Развитие Личного Бренда запись закреплена

Прописываем твёрдые факты

О твердых фактах нужно рассказывать и показывать максимально эффективно.
Если вы грамотно, искренне рассказываете о своём проекте, этого мало. В 1000 раз эффективней, если о вас говорят клиенты.
Отзыв должен включать в себя историю.

Например: у вас ресторанный бизнес. Клиент оставил отзыв о блюде, что оно ему понравилось. Это не правильный отзыв.
А если он напишет: « Я с семьей раз в неделю бываю в вашем ресторане, здесь уютно, красиво с нами вежливы, мы общаемся с семьей за ужином, который изыскано приготовлен. Это вошло в нашу традицию посещать ваш ресторан и и. д.»

Это уже история, которую можно показать.
Такие отзывы очень хорошо влияют на будущих клиентов, а если их упаковать в яркую книгу и разослать своим клиентам, эффект будет значительным.

У кого брать отзывы?
твердые факты что такое. Смотреть фото твердые факты что такое. Смотреть картинку твердые факты что такое. Картинка про твердые факты что такое. Фото твердые факты что такоеКлиенты звёзды.
твердые факты что такое. Смотреть фото твердые факты что такое. Смотреть картинку твердые факты что такое. Картинка про твердые факты что такое. Фото твердые факты что такоеСамый обычный человек.
Который благодаря вашему курсу, делая шаг за шагом пришёл к результатам.
твердые факты что такое. Смотреть фото твердые факты что такое. Смотреть картинку твердые факты что такое. Картинка про твердые факты что такое. Фото твердые факты что такоеНовичок.
Который не владел теми знаниями, которыми вы с ним делились. А потом успешно все это применив достиг своих целей.
твердые факты что такое. Смотреть фото твердые факты что такое. Смотреть картинку твердые факты что такое. Картинка про твердые факты что такое. Фото твердые факты что такоеРезко сменил профессию благодаря вам, либо прошёл через мощные проблемы и вы ему помогли адаптироваться.

Вы должны понимать какие отзывы и у каких клиентов брать.

Обратите внимание на факты, цифры, статистические данные. Было столько, стало больше. Так мы охватываем целевые группы. Проводя прямые эфиры, формат интервью. Делаем записи Ютубе.

Все о чем вы говорите должно быть настоящим. Будьте собой.

К твёрдым фактам также относятся ваше образование это дипломы, сертификаты, награды, специализация, статьи в газетах где писали о вас. Сделайте скриншоты и выставляйте их на сайте в Соц. сетях. Если Инстаграм то сделайте сториз сохранённый и туда разместите дипломы, сертификаты, награды, отзывы и кейсы. Это увеличит доверие к вам как к специалисту.

Источник

4 типа фактов: искусство составления слайда-профиля

Мы разрабатываем курсы и презентации, в основе — структура и смысловой скелет. С статье подробно разберу пример работы со смыслами, важный всем — от бариста до гендира.

Это статья о вас и для вас, о ваших личных фактах.

Каждый миг в мире рождается новый курс или презентация, и в них есть факты, но. очень часто они — просто вода или что-то вроде вязкого мазута.

Бывает, что факт как мазут — вроде полезный, нужный, а понимать его неудобно, сложно! Факты бывают непонятные, вязкие, а бывают удобные и твёрдые.

Мы знаем, что такое факты и как вычленять смысл, потому что делали выступления миллиардеров, книгу про реформы законов РФ, создавали лекции про квантовое шифрование.

Мир ускоряется, плохие факты не выживают. Рынки стремительно меняются, темп событий растёт, особенно в бизнесе, поэтому «скорость понимания» критична. Уже не вариант 1 час объяснять собеседнику, кто ты. Первое впечатление — дело 10 секунд, через 20 секунд наш слушатель либо ушёл, либо отвлекся на SMS. Для удержания внимания нужны точные и понятные факты, отточенные как острие кинжала смыслы.

Было ли такое, когда наше внимание будто бы намеренно хотели усыпить? Учёба.

Помните слайды лекций в университете лет 15-20 назад? На слайде 100 сложных слов, текст не видно со второй парты. А ведь всегда можно, я уверен, написать лаконичные 10 слов и сделать удобно. Вновь вспоминаю мазут.

Сделать информацию удобной, лаконичной — первый шаг. Превратить мысли в хорошие факты, отшлифовать — второй шаг.

Разберу на примере фактов о персоне — вычленим факты для самопрезентации.

“Презентация” это далеко не только ораторское искусство, а ещё и правильный смыслы. Что сказать в посте в Facebook или в мессенджере? Что писать в инвестиционной презентации? Что должно быть на втором слайде выступления на форуме?

Начнём с основ: в чём отличие факта от «воды»?

Классический пример слабого факта: «Эксперт в маркетинге». Это не факт, а просто оценочное суждение. В каком именно направлении маркетинга? Ведь их десятки. Кто присвоил статус «эксперт»? Сразу возникают десятки вопросов.

2 года назад топовый (подчеркну, супер-компетентный) эксперт прислал мне слайд, приведу его 100% как есть, вплоть до запятой, поменял только имя, фото и рыцарей:

От таких фраз в голове происходит коллапс, мозг читателя искрится вопросами:
1. В каких именно компаниях?
2. Сколько продал?
3. Какие именно “разные бизнесы”?
4. Сколько млн привлек инвестиций?
5. Сколько вешать в граммах?

Не пишите так, формулируйте твердые смыслы. На самом деле, у эксперта были супер-факты, к примеру, он провёл 1000 тренингов. Почему бы это не сказать сразу.

Смысл слайда-профиля в том, чтобы вас увидели. Помните, в фильме Аватар дочь вождя племени говорит герою: I SEE YOU. Это значит не просто физически видеть какого-то синего парня, смысл другой и намного глубже. Это означает «я понял, кто ты есть, и хочу иметь с тобой дело».

Что помогает собеседнику «видеть» нас с первого раза?

Сейчас пройдемся по шагам, можете (даже настоятельно советую) в уме или на бумаге сразу думать о своих фактах.

Начнём со стратегии, отправная точка — сформулировать:

2. Какой реакции мы хотим от зрителя?

3. ЦА это масштабный форум или узкопрофильная отраслевой семинар?

От этого зависит, каким языком будем говорить, грубо говоря, напишем на слайде латиницей “CMO” или более понятное “директор по маркетингу”.

Представьте, что хотите «продать себя» и свою экспертность на конференции или в инвестиционной презентации. Какие факты писать на слайде?

Цифры действуют магически, потому что они самые точные и убедительные. “Оборот 350 млн. руб” это в сотни раз лучше, чем абстрактное “большая компания”.

Факт-триггер — часто напрямую не относится к бизнесу, работе, профессиональной деятельности. Думаешь, “слайд про бизнес, зачем писать про личное, про хобби?”. Нужно. Во-первых, это запоминается и интересно, во-вторых, показывает подход к делу, определенный уровень. Если собеседник взошел на Эльбрус, вероятно его здоровье в порядке и он человек с характером и волей, просто так на 5640 метров не взойти.

Приведу свой личный пример: подтягиваюсь 2 раза на одной руке. Вроде как всего шесть слов, но в мозгу сразу фейерверк мыслей: “Ого, это же очень сложно!”, “А на двух руках тогда сколько?”, “Любопытно. У человека кроме работы есть хобби”. Факты про интересные увлечения часто уместны везде, они, как минимум, запоминаются.

Итого, четыре типа фактов

2. Факт-бренд
— окончил MBA в Harvard Business School
— team-lead в Google
— ношу часы Apple. нет, это шутка, отношение к бренду должно быть более непосредственным

3. Факт-событие
— победитель чемпионата России по гребле
— кандидат экономических наук
— создал отдел продаж с нуля

4. Факт-триггер
— взошел на Эльбрус
— прошёл Ironman Hawaii
— за 3 года побывал в 107 странах мира

Быть может, правильно сформулированные факты имеют общую структуру?

Такая метафора родилась, потому что недавно самый крупный в своем сегменте ритейлер попросил нас улучшить их годовой отчет для учредителей — структуру и визуал. В годовом отчёте те же самые факты, только не о человеке, а о компании.

В правильной структуре они выглядят так:

— 3.7 B€ оборот бизнеса СИГМА в 2022/23 финансовом году
— 18.3% рентабельность операций, максимум за 7 лет
— 90% доля Марса в обороте
— 3% доля оптовых продаж
— 1% доля Плутона

Во имя NDA цифры, факты и планеты солнечной системы изменены, они абсолютно не важны, важен конструктор фактов, который получилось сформулировать.

Источник

Отсылки и символика в мультсериале «По ту сторону изгороди»

«По ту сторону изгороди» — многослойный мультсериал. Символы и отсылки к литературе, мифологии, религии здесь — не просто забавные ребусы для внимательного зрителя. Они помогают понять смысл мультсериала. Знали ли вы, к чему отсылает красный колпак Вирта? А что символизирует темный фонарь? Про это и многое другое — в нашей статье.

«Божественная комедия» Данте Алигьери начинается с того, что герой заблудился в лесу. Точно так же начинается «По ту сторону изгороди». В обоих случаях это путешествие по иному миру. О том, что Неизведанное в мультсериале — это загробный мир, зритель догадывается только к финалу, но отсылки к произведению Данте намекают на это с первых серий.

Имя Беатрис, одной из ключевых персонажей мультсериала, отсылает к Беатриче из «Божественной Комедии». Беатрис в мультфильме, как и книжный прототип, является проводником для главного героя. Только вместо спасителя, ведущего героя к блаженству, Беатрис в мультфильме оказывается предателем, ведущим по ложному пути. Внешне же Беатрис в облике человека похожа на Беатриче с картины Данте Габриэля Россетти «Beata Beatrix», изобразившего ее рыжеволосой, в сине-зеленых одеждах. На картине присутствует и птица — здесь это символ смерти.

Параллель можно провести между Виртом и Данте. Их сближает любовь к поэзии и… головной убор. Красный колпак Данте — головной убор флорентийца 13-14 века, а колпак Вирта — элемент хэллоуинского костюма.Беатрис в облике человека

Сказки братьев Гримм

В первой серии Грег оставляет в лесу след из конфет. Это отсылает на сказку братьев Гримм «Гензель и Гретель», где дети, чтобы не заблудиться, оставили в лесу след из хлебных крошек.

Детская литература 19 века

Название мультсериала отсылает к одноименному детскому стишку 19 века о том, как дети упали за садовую ограду и потерялись.

Over the garden wall

I let the baby fall.

My mother came out

And gave me a clout

Over the garden wall.

«Волшебник страны Оз»

В мультсериале есть несколько параллелей с «Волшебником страны Оз» Фрэнка Баума. Вирт и Грег идут к «Аделаиде, доброй женщине с пастбища», так же, как Дороти шла к «доброму волшебнику Гудвину». Героев мультсериала тоже ждет разочарование и осознание, что в конце пути им не помогут. К тому же, Аделаида похожа на ведьму Бастинду: она погибает от соприкосновения с воздухом, как Бастинда — от воды. А королева облаков из 8 серии в первоначальном дизайне напоминает добрую волшебницу Глинду из экранизации «Волшебника страны Оз» 1939 года.

«Синяя птица» Метерлинка

Увидев Беатрис, Грег спрашивает ее: «Ты можешь исполнять желания»? Это неслучайно. Синяя птица — символ счастья в европейском фольклоре. Да и имя Беатрис означает «приносящая счастье». Пьеса М. Метерлинка «Синяя птица» окончательно закрепила этот символ в культуре. Общие мотивы с мультсериалом: двое детей, путешествующих по мрачноватому сказочному миру, и синяя птица.

«Ветер в ивах» Кеннета Грэма

Книга Кеннета Грэма «Ветер в ивах», возможно, тоже послужила источником вдохновения для МакХейла. Герои этой книги — четверо зверей, олицетворяющих нравы английского общества конца 19 века. Причем один из героев — жаба по имени мистер Тоуд. Жабы и лягушки в антураже именно этой эпохи фигурируют в мультсериале. Злоключения мистера Тоуда перекликаются с событиями, происходящими с Виртом и Грегом: угон автомобиля (это было в короткометражке), плавание на барже (в 6 серии — паром лягушек), кража коня (в мультсериале появляется конь-клептоман Фред). А еще мистер Тоуд тоже проходит долгий путь возвращения домой.

Отсылки к мифологии, фольклору и религии

Чтобы попасть на паром, Вирту и Грегу нужно заплатить за переправу — требуются две монеты. В греческой мифологии мертвым нужна монета, чтобы пересечь реку Стикс и попасть в страну мертвых. На глаза умершему кладут монеты, чтобы он мог заплатить лодочнику. Эта деталь снова намекает, что герои мультсериала путешествуют по загробному миру. Грег выбрасывает монеты, тем самым символически причисляя себя к миру живых, а не мертвых.

Вирт и Грег приходят к Аделаиде с пастбища, которая оказывается не доброй женщиной, а ведьмой. И не простой ведьмой: она колдует при помощи нитей и ножниц. Это атрибуты мойр, богинь судьбы в греческой мифологии. Аделаида больше всего похожа на Атропос — мойру, перерезающую нити жизни и так убивающую людей.

В 8 серии Грег во сне попадает в город облаков, где сражается с Северным ветром. Жители города поют песню под названием «Вперед, Онир». Это имя греческого бога сновидений, вещих и лживых. Грега сопровождают херувимы — шестикрылые существа из библейских преданий.

В серии «Поттсфилдский культ» возникает персонаж с именем Енох. Так зовут ветхозаветного персонажа — сына Каина. Библейский Енох считается основателем первого города на Земле. Проводим параллель: в мультсериале Енох — глава города Поттсфилд.

Название города тоже неслучайно. Potter’s field — так назывались американские братские захоронения для нищих и преступников. Эта традиция восходит к библейской Акельдаме — полю для захоронения чужеземцев, по преданию купленному на 30 сребреников Иуды. В мультсериале Поттсфилд населен скелетами.

Символика в мультсериале

Неизведанное и садовая ограда

Неизведанное — место, по которому путешествуют Вирт и Грег, пытаясь вернуться домой. Многие отсылки намекают, что Неизведанное — это потусторонний, загробный мир. А ограда (как оказалось, не садовая, а кладбищенская), через которую перелезли братья — это символическая граница между мирами, которую пересекли Вирт и Грег.

Темный фонарь олицетворяет слепую веру, движимую надеждой. Лесоруб убежден, что должен держать фонарь зажженным, потому что это сохранит душу его дочери. Нет никаких доказательств, что это действительно так, но Лесоруб продолжает верить. Лесоруб говорит в первом эпизоде, что фонарь — его ноша, и что у каждого есть свой фонарь.

В финале мультсериала Вирт стоит перед тем же выбором выбором: позволить своему брату умереть или сохранить душу Грега так же, как Лесоруб пытался сохранить душу своей дочери. Но Вирт не из тех, кто слепо следует надежде. Он либо полностью сдается, либо добивается успеха благодаря упрямству. Вирт подвергает сомнению это спасение, предлагаемое Зверем. Бесплодная слепая надежда может только навредить, и Вирт находит в себе силы отказаться от нее и гасит фонарь.

«По ту сторону изгороди» — пример мультсериала, который не боится выстраивать связи с культурой — литературой, мифологией, религией. Эти связи придают ему глубину и законченность, мультсериал становится чем-то большим, чем просто шоу для детей. Над ним можно размышлять, анализировать, предлагать трактовки и интерпретации.

А какие еще отсылки вы можете найти в мультсериале? Как вы интерпретируете символы? Делитесь в комментариях!

Статью написала Мария Гринкевич специально для AnimationSchool.ru

Редактор: Дмитрий Шрамко

Картошка и сиропчик

Забавный момент, когда Вирт лежит на фрейдовской кушетке и психоанализирует себя, а в следующей сценке играет характерной игрушкой) Спасибо за статью- мультик один из любимых, но до сих пор не приходило на ум понять эти отсылки- имя Беатрис, красный колпак и «Я очутился в сумрачном лесу» ред.

да, напоминает. всегда удивляло, что у сериала 12 место на кинопоиске, а по ощущению его видело два с половиной человека) когда о нем заходит речь, то прям чувствуешь себя илитой. не ушел он как-то в народ, но есть в нем что-то такое притягательное.

Зря минусуют, кстати ☝️. Картинка ваша вполне отражает реальное положение вещей. Писатель или художник- не совсем творец истины, он как бы проводник к ней. Облекает в форму то, что все чувствуют но описать не могут.
В статье Мира Фантастики об Азимове было, например, написано следующее: «Азимов осозновал, что не контролирует, так сказать, творческий процесс. До него эту мысль донёс критик Готтард Гюнтер: в какой-то компании, где был и Азимов, он стал говорить о «Приходе ночи» и вложил в эту историю совсем не тот смысл, какой вкладывал автор. Азимов, конечно, поспорил и привёл решающий, как ему казалось, аргумент: «Я точно знаю, что вы не правы. Всего этого автор не задумывал. Я и есть автор». На что Гюнтер с улыбкой заметил: «Скажите, отчего вы решили, что только потому, что вы автор, у вас есть хотя бы малая толика понимания, о чём этот рассказ?». И Азимова осенило: а собеседник-то прав».

Что-то интересно, конечно. Но под конец пошёл какой-то пересказ

Автор, ты определюсь зверь даёт ложную надежду или убивает надежду?
Если бы лесник потерял надежду, то он бы и не таскался с фонарем.

Потрясающе атмосферный мультик. До мурашек способен пробрать.

Эх, снова пересматривать.

Да сколько можно то? обычный мульт

Великолепный мультик, племяшка в 8 лет смотрел, был в восторге. А я местами в ахуе от глубины смыслов. В следующий раз будем смотреть с этой статьей

Картошка и сиропчик

Три раза его пересматривал. По сравнению с гравити Фолз, которой, не очень зашёл, в по ту сторону изгороди более мрачный и серьезный тон повествования. И шутейки тут более гармонично вплетены в сюжет. Добротный мульт который прекрасно подойдёт для просмотра всей семьёй, с радующей глаз рисовкой. Жаль что это поштучный товар.

Мульт отличный, но ты слоупок, ибо все пасхалки и прочие секреты уже давно разобрали все кому не лень. Лучше бы тогда поразмышлял о возможном продолжении. Я где то слышал, что вроде могут запилить, так что вот тебе тема для поста.

есть что-то похожее?

Как по мне бесконечный поезд о другом( смотрел только первый сезон)

Обожаю этот мульт!
И кстати, тут еще далеко не все. В ролике от Кинопоиска есть еще примеры цитирования, например вот:
https://youtu.be/Ma2RHlOnh1s?t=261
И вообще ролик можно целиком посмотреть)

По теме, у британцев вообще особое отношение к оградам и то что за ними, вспомните Звёздную Пыль. Епним, это идёт из глубины местного фольклора.

Статью ещё не прочитал, но уже вижу что она интересная и хороша. Спасибо за материал!

Источник

Твердые факты что такое

Твёрдые факты природы

Резерфорд работал лихорадочно и быстро. Работал с напором. «Кризис в науке» его интересовал мало. Много позже он сказал, что вправе был бы сказать и тогда (а кто знает, может быть, и тогда говорил): «Они играют в свои символы, а мы в Кавендише добываем неподдельные твёрдые факты природы». Резерфорд нередко бравировал: «я не теоретик», хотя прекрасно знал, что эксперимент и теория взаимно дополняют и подтверждают друг друга и, пожалуй, никто больше его не демонстрировал это с такой наглядностью.

Альфа-частицы заявили о себе не только косвенно, через показания электрометра или какого-нибудь другого прибора, а ощутимо, зримо. Резерфорд, встретившись с супругами Кюри у них дома ещё в июне 1903 г., был восхищён зрелищем, которое показал ему Пьер Кюри. В трубке, часть которой покрыта сернистым цинком, находился раствор радия, и трубка в темноте светилась удивительным светом. Это было эффектно, впрочем, не так уж и ново. За год до этого прославленный Уильям Крукс сконструировал несложный приборчик, названный им спинтарископом. В нём ничтожнейшее количество соли радия было помещено перед экраном из сернистого цинка. Альфа-частицы, вырываясь из радия, ударяли в экран, и на нём происходили вспышки света, тут же исчезающие. Многие учёные смотрели на спинтарископ как на очень любопытную, забавную даже, научную игрушку, в лучшем случае демонстрационный прибор для какой-нибудь лекции по новой отрасли науки — радиоактивности. Резерфорд отнёсся к этому иначе. Он сделал спинтарископ важнейшим инструментом глубоких исследований. Ведь этот прибор позволял считать альфа-частицы. Каждая вспышка регистрировала одну альфа-частицу, показывала, в какое место она ударялась.

Вспышки на экране были редки, может быть, одна из восьми тысяч альфа-частиц так отскакивала от золотой фольги, но сам факт сомнений не вызывал.

Резерфорд с Марсденом (к ним присоединился и Гейгер) погрузились в изучение странного явления. В мрачном погребе, вверху которого проходил горячий трубопровод, а внизу — две водопроводные трубы (о чём всегда предупреждал Резерфорд туда спускавшихся), были установлены самые чувствительные приборы. Предположение, что альфа-частицы отражаются от поверхности, опровергалось простым экспериментом: золотые листочки укладывались пачками, и чем толще получался пакет, тем заметнее было рассеяние альфа-частиц. Вывод был недвусмысленный: это не поверхностный эффект, т. е. не простое отражение от поверхности, а действие какой-то силы, находящейся внутри металла, возможно, внутри атома.

Но как же может это быть, если по общепринятой тогда модели Дж. Дж. Томсона в атоме равномерно распределены положительные и отрицательные заряды («пудинг с изюмом»)? Пробовали менять материал экрана — фольга из золота, олова, платины, серебра, меди, железа, алюминия и других металлов. Выявилась интересная особенность: отражалось альфа-частиц тем больше, чем выше был атомный вес металла.

Резерфорд мучительно обдумывал эти данные. Что за сила отбрасывает альфа-частицы, почему не все они отбрасываются, а только лишь одна из огромного общего числа, при чём здесь атомный вес?

Нескоро он пришёл к определённому заключению и решился, наконец, сказать историческую фразу: «Теперь я знаю, как выглядит атом». Тогда-то и была предложена им планетарная модель атома, по которой в центре его находится ядро, сосредоточивающее в себе почти всю его массу; ядро имеет положительный заряд, а электроны вращаются вокруг ядра подобно планетам на огромнейших расстояниях, так что основной объём атома оказывается пустотой. Альфа-частица, направленная на какой-нибудь атом, может миновать ядро и почти, или совсем, не отклониться от своей траектории. Так происходит с большинством альфа-частиц, но некоторые из них по закону вероятности могут приблизиться к ядру на самые малые расстояния и, поскольку заряд их одинаков, будут отброшены с огромнейшей силой, причём сила эта будет тем больше, чем массивнее ядро, чем больше его заряд и, стало быть, атомный вес элемента. Много проверочных очень тонких экспериментов поставил Резерфорд, много произвёл он и математических расчётов, прежде чем решился изложить новые представления о структуре атома, и в мае 1911 г. об этом оповестил других через «Философский журнал».

Читатели, знакомые с историей науки, могут возразить: планетарная модель атома была предложена до Резерфорда. Действительно, в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», которая, как известно, появилась в 1909 г., можно прочесть такие слова: «…атом удаётся объяснить как подобие бесконечно малой солнечной системы, внутри которой вокруг положительного электрона двигаются с определённой (и необъятно громадной, как мы видели) быстротой отрицательные электроны». В чём тут дело? А дело в том, что мысль о планетарном строении атома действительно высказывалась (и не раз печатно) несколькими исследователями до Резерфорда. Жан Перрен, например, свою гипотезу изложил в статье «Нуклеарно-планетарная структура атома» ещё в 1901 г. Японский учёный Нагаока предложил атомную модель с ядром, вокруг которого вращаются электроны «подобно кольцам Сатурна». В 1903 г. его статью публиковали «Труды Токийского физико-математического общества», а в 1904 г. перепечатали в европейском издании.

К подобному суждению, о структуре атома пришли также в разное время Д.Стоуни, Н.Морозов, М.Павлов, Б.Чичерин и другие. Совсем недавно стало известно, что замечательный русский физик П.Н.Лебедев придерживался такой же гипотезы ещё в 1887 г., когда самому ему было лишь двадцать лет. Можно представить себе его радость, когда появилось сообщение Резерфорда, подтвердившее его предвидение.

Выходит, Резерфорд далеко не первый в этом вопросе? Нет, первый. Первый в том смысле, что все прежние гипотезы были только догадками, ни одна из них не опиралась на эксперимент; Резерфорд пришёл к своей модели, можно сказать, «вынужденно», под напором фактов, полученных в эксперименте.

Не слишком ли много уделено внимания структуре атома в книге о превращении элементов? Нет, не слишком, ибо без знания того, как устроен атом, все попытки осуществить превращение, как выяснилось, были обречены на неудачу. Рамзай, который так безуспешно старался превратить один элемент в другой, с появлением резерфордовской модели пришёл к мысли, что необходимым условием трансмутации является раскол ядра атома. Он писал тогда: «Альфа-частица проходит через встречные молекулы, как пуля проходит через мишень… Что же случится, если произойдёт центральное столкновение? По всей вероятности, одно из 8000 столкновений будет таковым. Задетый атом получит количество энергии, эквивалентное поднятию температуры на тысячу миллионов градусов Цельсия. Можно предположить, что в этом случае произойдёт ионизация самого ядра атома, и, вероятнее всего, это будет сопровождаться необратимыми изменениями — другими словами, трансмутацией».

Эти слова Рамзая оказались пророческими. Прошло всего лишь семь лет, и правоту их подтвердил всё тот же Резерфорд: он получил из азота кислород. Как же это произошло? Для того, чтобы рассказать об этом хотя бы вкратце, следует заметить, что инструментарий исследований всё время совершенствовался. Удалось установить, какое расстояние пробегает альфа-частица, сохраняя способность к ионизирующему воздействию. Затем было замечено, что она оставляет след на фотопластинке, но длина её пробега в таком случае была в тысячу раз меньше. Этот след стал вполне определённой характеристикой альфа-частицы.

Резерфорд сконструировал приборчик, представляющий собой горизонтальный цилиндр, заполняющийся газом. В середине цилиндра на особой подставке на расстоянии от передней стенки, превышающем длину пробега альфа-частиц, укреплялся источник радиоактивного излучения. В стенке имелось окошечко с экраном из сернистого цинка, позволяющим с помощью микроскопа наблюдать сцинтилляции (свечение в виде вспышек).

Когда цилиндр заполнили азотом и начали эксперимент, на экране стали замечать вспышки. По расчётам, этого не должно было быть, так как альфа-частицы не могли достигать поверхности экрана. Очевидно, сцинтилляции вызываются ударами каких-то других частиц, имеющих большую длину пробега. Опытный Резерфорд, воздействуя электрическими и магнитными полями, измерил заряд и массу этих частиц и со всей несомненностью установил, что это ядра атомов водорода — протоны. Откуда они могли там взяться, если азот (было проверено) абсолютно чист? Вероятнее всего, протоны могли появиться только из недр атомных ядер азота. Что же произошло тогда с альфа-частицами? Ученик Резерфорда Блекетт целой серией тонко поставленных экспериментов выяснил, что альфа-частица, выбивая протон из ядра атома азота, сама в нём «застревает». Но ведь тогда ядро, поглотившее альфа-частицу, перестанет быть ядром атома азота? Совершенно верно, так и было: азот превращался в кислород. Результаты опыта подтвердились многократной и самой придирчивой проверкой — всё было правильно: обстреливая альфа-частицами азот, Резерфорд получил из него два других элемента — кислород и водород.

Так, наконец, в 1919 г. была достигнута великая цель, мечта алхимиков — превращение одного элемента в другой, и уже не естественным природным процессом, а по воле человека.

Естественно, что Резерфорд после такого триумфального результата не успокоился, а продолжил и расширил эксперименты по превращению элементов. Для этого ему пришлось видоизменить и усложнить условия опыта, усовершенствовать регистрирующую аппаратуру, — успех ему сопутствовал и на этот раз. Из алюминия он получил водород и кремний. Подверглись бомбардировке альфа-частицами также бор, фтор, натрий, фосфор и другие элементы, и всякий раз наблюдалось появление протоков и преобразование одного элемента в другой. В каждом случае происходило не только превращение, но и усложнение элемента. Если при естественном радиоактивном распаде образовывались элементы со всё меньшим и меньшим атомным весом, то в экспериментах Резерфорда получали элемент с возрастанием атомного веса. Любопытно было и другое. При таком превращении выделялось огромнейшее количество энергии, это было подсчитано подведением так называемого энергетического баланса. Можно было подумать, что этот факт особенно возбудит надежды учёных. Отнюдь нет, сам Резерфорд не придавал этому значения, так как считал такое получение энергии абсолютно невыгодным делом: ведь слишком редок был случай превращения. Превращение, например, одного ядра алюминия произойдёт лишь после того, как пролетят 125 тысяч альфа-частиц!

Начало первой мировой войны застало Резерфорда на пути в Австралию, куда он направился на очередной конгресс Британской ассоциации. По пути он побывал и в родных местах в Новой Зеландии. Когда ему предложили прочитать публичную лекцию в стенах Кентерберийского колледжа, откуда начался его путь в науку, то знаменательно, что темой он избрал не что иное, как «эволюцию элементов», — ту самую, из-за которой ему пришлось признать, что «зашёл слишком далеко». Но что очень существенно при этом отметить, так это то, что он осмелился повторить лекцию до того, как ему удалось совершить первое превращение. Стало быть, он никогда с этой мыслью не расставался.

Любопытно и другое. Длиннопробежные частицы, обнаруженные в экспериментах Резерфорда, сравнительно долго не имели названий. Их именовали Н-частицами. Предполагались самые различные названия, но Резерфорд, их открывший, настоял на том, чтобы их назвали протонами. Их так называют и по сей день. Как свидетельствуют современники Резерфорда, учёному хотелось, чтобы это название отмечало «изначальность», ибо «протос» — первый, первородный, и в то же время напоминало людям о Прауте, том самом химике, который за сто лет до Резерфорда выдвинул свою гипотезу: все элементы построены из водорода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *