тугарин это что такое в энергетике
Значение слова «тугарин»
В былинном образе Тугарина сливаются отголоски различных слоёв эпической традиции. Прежде всего в змеевидной природе Тугарина нельзя не видеть одной из вариаций бродячего мотива о змееборстве, весьма распространённого в русской народной поэзии (сказках и былинах), древность которого засвидетельствована памятниками (летописное сказание о Никите Кожемяке и Муромская легенда), а также аналогиями в южнославянском эпосе. Отношение Тугарина к Апраксии и Марине, жене Добрыни, даёт основание сблизить его со змеем-любовником сказок и сербских песен.
В имени Тугарин видят отголоски борьбы русских с кочевниками. С этой точки зрения Тугарина считают историческим половецким ханом Тугорканом. Имя Тугарин допускает, однако, и другие сближения, например с Змеем Горынычем из «Тугих гор», как называется этот змей в некоторых вариантах былины о борьбе Добрыни со змеем (у Александра Гильфердинга). Александр Веселовский в Тугарине, как вообще в богатырях Змеях и Змеевичах, видит отголоски византийского эпоса — прямое перенесение византийских «Δράχον», «Δραχοντόπουλα». Впрочем, А. И. Веселовский в более поздней работе своей принимает предположение об исторической основе имени Тугарин, сохраняя, однако, своё прежнее мнение о связи Тугарина с византийским эпосом. Интересно также заметить, что в переписках еврейских общин в средневековье, турки упоминаются как «Тугарим».
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: генеральский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Змей Тугарин: откуда он пришел на русские земли и куда потом ушел?
Алеша Попович отважно дрался с диким чудищем Змеем Тугарином, победил его и заставил вспахать Дикую Степь, проведя черту, далее которой потомки оного Змея не должны были заходить. Какие это были потомки? Какого такого Змея?
Когда нам в детстве читали сказки про бои, которые древнерусские богатыри вели с разнообразными змеями, среди тех разнообразных змеев особо выделяется Змей Тугарин. В разных сказках с ним и Алеша Попович сражался, и многие другие богатыри — то Иван-царевич, то какой-нибудь Иван-крестьянский сын…
Почему же Змея Тугарина в былинах часто называют Тугарином Змиевичем?
Степи к югу от Киева были в конце первого тысячелетия густо населены. Племена кочевников сменяли друг друга. И все были не прочь пограбить племена и народы, жившие в лесах к северу от них. Половцы. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Фото: ru.wikipedia.org
В самом начале второго тысячелетия в степи между Крымом и Киевом поселились половцы. Они жили родами. И у каждого рода был свой тотем — животное, от которого они вели свой род. Среди половцев был род Волка и род Вороны, была Лисица, была Змея.
Род Змеи был одним из самых крупных и воинственных. Его представители часто ходили на Русь — пограбить, захватить пленников для продажи в городах Крыма. Славянские рабы славились своей работоспособностью и выносливостью, их с большой охотой приковывали к веслам галер, они там выдерживали значительно дольше, чем все остальные рабы.
В конце XI века в роду Змеи (род Шарукан) появился новый предводитель — хан Тугоркан, Тугоркан Шаруканид, или Тугарин Змиевич. С 1091 года он предпринял несколько удачных походов на Русь, ловко выбирая время, когда дружина Киевского князя была связана в боях с другими охотниками до русских богатств.
Однако 19 июля 1096 года русские войска под командованием Святополка Изяславича и Владимира Мономаха на реке Трубеж встретились с войском хана Тугоркана и разбили его. И сам хан, и его сын были убиты, а войско разгромлено.
Прошло время, сменилось множество народов, кочевавших по тем степям, лежащим между Киевом и Крымом. По мере усиления Руси, а потом России, степи, бывшие некогда Диким Полем, превратились в богатейшую житницу и приняли название Новороссии. Именно в них строил свои деревни светлейший князь Потемкин.
Вся Европа смеялась над удачно придуманным мемом. До сих пор термин «Потемкинские деревни» означает вранье и показуху. И никого не волнует, сколько сел там стоит и сколько пшеницы дают те черноземы, дававшие некогда прокорм многочисленным стадам кочевников.
Хан Тугоркан, которого звали еще и Тогортак, из половецкого рода Змеи, был ханом для нескольких родов западных половцев, он родился в 1028 году и погиб в битве 19 июля 1096 года, и остался в памяти ныне живущих поколений как Змей Тугарин, или Тугарин Змиевич — и до сих пор является героем различных мультфильмов.
А половцы? Огромный и богатый народ, занимавший огромнейшие степи, от Урала до реки Дунай, куда делись? Рассеялись и исчезли, кто-то ассимилировался с захватчиками бывших их степей, кто-то смешался с русскими, кто-то погиб. Были — и нет, как многие народы в истории.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Увидел Тугарин Змеевич Алёшу Поповича,
Заревел зычным голосом:
— Гой еси, Алёша Попович млад!
Хошь ли, я тебя огнём спалю,
Хошь ли, Алёша, конём стопчу,
Али тебя, Алёша, копьём заколю?
В былинах одним из противников богатырей Добрыни Никитича и Алёши Поповича выступает Тугарин Змей (или Змеевич). Это мифическое прожорливое чудовище, которое, вдобавок, распоряжается в стольном граде Киеве как у себя дома: окрутило-охомутало князя Владимира Красное Солнышко, собирается жениться на княжне. А самое интересное, что многим боярам и купцам нравится власть Тугарина Змея.
Таким образом, Тугарин Змей это нечто вроде дракона в известной пьесе Евгения Шварца «Убить дракона», а один из богатырей – прообраз Ланцелота в этой пьесе. Алёша Попович (или Добрыня Никитич) вызывает Тугарина Змея на поединок, убивает его и освобождает от его власти и его гипноза стольный Киев (хотя этому, кажется, не все рады).
Тугарин = половецкий хан Тугоркан
Считается, что у Тугарина Змея есть исторический прототип, возможно, даже не один. Историк А.Н. Веселовский считал имя Тугарин искажением новогреческого «дракон», то есть напрямую выводил былину о борьбе с Тугарином Змеем из средневекового эпоса о поединках рыцарей с драконами.
Правда, большинство исследователей, основываясь на созвучии, считали, что в имени Тугарин отразилось искажённое имя половецкого хана Тугоркана. Чем он знаменит?
Имя Тугоркан впервые встречается в византийских источниках конца XI века. В 1091 году император Алексей Комнин призвал на помощь против печенегов и сельджуков половецкие орды ханов Боняка и Тугоркана. Половцы разбили печенегов. В этом походе вместе с половцами принимал участие один из русских князей – Василько Ростиславич.
В 1093 году Тугоркан и Боняк напали на владения киевского князя Святополка Изаславича. Война складывала неудачно для русов, Святополк дважды потерпел поражение, и ему пришлось заключить мир на условиях породнения с половцами. Святополк взял в жёны одну из дочерей Тугоркана, которую в крещении назвали Еленой.
Однако родство с Тугорканом не принесло мира в русские земли. В 1095 году Тугоркан снова вторгся в них. На помощь Святополку пришёл черниговский князь Владимир Мономах. В 1096 году князья разбили половцев на реке Трубеже, причём в битве погиб сам Тугоркан.
По мнению одних историков, Тугоркан запомнился на Руси как жестокий разоритель и крайне вероломный хан. Брак Святополка на дочери Тугоркана мог восприниматься как признак зависимости киевского князя от половецкого хана, что отразилось в сюжете былин. Прообразом богатыря в данном случае мог выступать князь Владимир Мономах – известный борец с половецкой угрозой во всю свою жизнь.
Однако другие обращают внимание на то, что Святополк уважительно относился к своему тестю. После его гибели в битве на Трубеже он отыскал и с почестями похоронил его тело. Наверняка его чувства разделяли многие киевляне, так что отношение русов к Тугоркану было неоднозначным.
Поэтому есть и другие отождествления Тугарина, хотя они и считаются менее вероятными. Про одно из них – с драконом – мы упомянули выше. Есть мнения, что в имени Тугарина отразилось библейское имя Тогарма – так звали внука Яфета, который считался родоначальником тюркских народов. В Тугарине могло найти отзвук имя верховного божества тюрок Тенгри. Не исключено, впрочем, что каждое из близко созвучных имён способствовало складыванию имени былинного персонажа Тугарина.
ТУГАРИН
Смотреть что такое ТУГАРИН в других словарях:
ТУГАРИН
ТУГАРИН
Тугарин Туга́ринимя персонажа русск. былин, также распространенное имя в XVI–XVII вв.; см. Соболевский, РФВ 69, 389 и сл.; отсюда фам. Туга́ринов. Были. смотреть
ТУГАРИН
Настоящее имя: Иванов Разумник ВасильевичВариант имени: Иванов—Разумник Разумник ВасильевичПериодические издания:• Книга и Революция, 1920, № 2Источник. смотреть
ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ
в русских былинах великан змеиного происхождения. Умел летать, отличался грубостью, обжорством и похотливостью; от него избавляет Русскую землю Алеша Попович. Прототипом зловредного великана был, по-видимому, половецкий хан Тугоркан. смотреть
ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ
в русских былинах великан змеиного происхождения. Умел летать, отличался грубостью, обжорством и похотливостью; от него избавляет Русскую землю Алеша П. смотреть
ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ
ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ
Тугарин Змеевич — богатырь, противник русск. богатырей (Добрыни, Алеши). В былинном образе Т. сливаются отголоски различных слоев эпической традиции. Прежде всего в змеевидной природе Т. нельзя не видеть одной из вариаций бродячего мотива о змееборстве, весьма распространенного в русской народной поэзии (сказках и былинах), древность которого засвидетельствована памятниками (летописное сказание о Кирилле Кожемяке и Муромская легенда), а также аналогиями в южно-славянском эпосе. Отношение Т. к Апраксии и Марине, жене Добрыни, дает основание сблизить его с змеем-любовником сказок и сербских песен. В имени Т. видят отголоски борьбы русских с кочевниками. С этой точки зрения Т. считают историческим половецким ханом Тугорканом. Имя Т. допускает, однако, и другие сближения, например с Змеем Горынычем из «Тугих гор», как называется этот змей в некоторых вариантах былины о борьбе Добрыни с змеем (у Гильфердинга). А. Н. Веселовский в Т., как вообще в богатырях Змеях и Змеевичах, видит отголоски византийского эпоса — прямое перенесение византийских «Δράχον «, » Δραχοντόπουλα». Впрочем, А. И. Веселовский в более поздней работе своей принимает предположение об исторической основе имени Т., сохраняя, однако, свое прежнее мнение о связи Т. с византийским эпосом. См. Веселовский, «Отрывки Византийского эпоса в русском» («Вестник Европы», 1875, апрель); его же, «Южно-русские былины»; Квашнин-Самарин, «Русские былины в историко-географическом отношении» («Русская беседа», 1871). Н. Коробка.
ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ
богатырь, противник русск. богатырей (Добрыни, Алеши). В былинном образе Т. сливаются отголоски различных слоев эпической традиции. Прежде всего в змее. смотреть
ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ БОГАТЫРЬ
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
Татаро-скифы
Кто такие тугары и какое отношение имеет Тугарин-змей к тугарам?
«Эпоха раннего железа в Сибири охватывает 11 веков: с 7 в. до н.э., до 4 в. н.э. В эту эпоху в Евразийских степях, лесостепях и горных долинах Алтая и Саян сложилась удивительная культурно-историческая общность называемая скифо-сибирским миром. Удивительна эта общность прежде всего своими уникальными размерами. На протяжении 11 тыс. км. от Дуная на запад до плато Ордос на востоке в Китае …
…Еще у отца истории Геродота со ссылкой на Алистея можно прочесть, что скифы теснимые массагетами (исседонами), пришли в Европу из Сибири и вытеснили киммерийцев… В начале 20 в. Ростовцевым М.И. было обосновано предположение о том, что центр возникновения основных элементов культуры скифо-сибирского мира надо искать за его пределами в недрах древневосточных цивилизаций». (Новгородов И.С. «Сибирская прародина»)
Академик Рыбаков Б.А. считает, что основным элементом звериного стиля является лось, сохатый.
«В связи с этим Рыбаков Б.А. предполагает, что самоназвание саков, наиболее южных представителей скифо-сибирского мира, происходит от слова «саха», то есть «сохатый» …
… Рогами лося копали и пахали землю, отсюда слово «соха» …
Нас сейчас интересует тогарская культура.
«Тогарская культура, распространенная в южной части Красноярского края, и частично в Кемеровской и Томской областях в 7-2 в.в. до н.э., названа по острову на Енисее около г. Минусинска…
… Антропологический тип тагарцев, по Алексееву В.Г. – это «длинноголовые умеренные массивные европеоиды»
… Многие историки считают, что тагарская культура принадлежит динлинам. Опираясь на китайские источники проф. Огородников В.И. пишет, что в середине I тыс. до н.э. динлины, или народ ди, населяли юг Сибири от Урала до Алтая и от Оби до Байкала. В середине II тыс. до н.э. динлины обитали в долине Желтой реки (Хуанхе) в южной части Гобийской пустыни…, во 2 в. до н.э. сильно потеснены на северо-запад хуннами. Приблизительно в 1 в. динлины смешались с белокурым народом гянь-гунь (енисейские кыргызы) и каким то тюрским племенем с Алтая. В начале 6 в. динлины под именем жужанов (на западе жужане известны под именем аваров) уходят куда-то на запад …
…Оставшиеся динлины в 7 в. в таежной зоне Сибири создали «Пегую орду» с народом по-ма. «Наружностью они походили на хакасов, но говорили другим языком». (Там же)
скифы – динлины – тогары
скифы – динлины – жужане
скифы – динлины – хакасы
«Славяне-динлины из скифо-сибирского мира, по-видимому приходили в Европу и в составе собственно скифов, когда те теснили киммеранцев, и в составе сармат (роксоланы 3 в. до н.э.), и в составе гуннов (4-5 в.в.), и в составе аварского конгломерата племен (6 в.)… В 3 в. до н.э. скифская эпоха в евразийских степях и лесостепях сменяются гунно-сарматской». (Там же)
Да, чем дальше в тайгу – тем больше скифов-русов, а степь? – это тоже наше отечество. Просто не надо всех скифов и гуннов называть «кочевниками» и степняками – тем самым сразу лишая нас предков живших в тайге и на берегах океана.
Предлагаем еще несколько цитат.
«Армянский инок Магакия в «Истории народа стрелков» сообщает следующее: «Главный из этих народов называется Бушх (или Булх?), а другой Тугары, которые, по моему мнению, и есть Татары»».
В примечании к тексту говорится следующее: «Что касается тугар, явно, что некоторые армянские писатели XIII века отождествляли древних тугар (тохар, от которых тохаристан) с татарами, монголами». (Пензев К.Л. «Князья Рос: Арийская кровь»)
«Пахимер пишет в «Истории о Михаиле и Андронине Палеологах» следующее: «Вообще народ тохарский отличается простотой и общительностью, быстр и тверд на войне, самодоволен в жизни, невзыскателен и беспечен относительно средств содержания… верны в славе и правдивы в делах…, охраняемые такими наставлениями своего Чингис-хана» …
тохары – тугары (tha – даг – «белая голова»)
«От самих Татар мы слышали, что он из туркестанской родины своей перешли в какую-то восточную страну, где они жили долгое время в степях, предавались разбою, но были очень бедны».
(Инок Магакия «История народа стрелков»)
тахары – тугары – татары
Также, как в китайских летописях все народы живущие севернее «великой китайской стены» называли северными варварами, или татарами, так и на западе все народы с востока стали называть татарами.
дадани – варвары – татары
«Татары, нужно знать, жили на севере, в Чиоргине (Чорга, Сиорга, Джурдже – т.е. государство чжурчженей)… Не было у них князей, платили они великому царю и звали его по-своему Унекан, а по-французки это значит поп Иван; это тот самый поп Иван, о чьем великом могуществе говорит весь свет. Татары платили ему дань, из десяти скотов одну скотину».
(Марко Поло «Книга о разнообразии мира»)
При миграции на север (в степь) тохары – тугары – татары встретили древних монголов – мэн-гу (мэн-у), которые жили к северо-востоку от чжурчженей – т.е. потомками народа мохэ.
тохары – тугары – татары – мэн-гу
«Существовало еще какое-то монгольское государство. Оно находилось к северо-востоку от чжурчженей. Во времена Цзиньского Ляо (золотая империя чжурчженей) оно вместе с татарами причиняло зло на границах. Только в четвертом году нашего правления (1211-1212 г.г.) татары присвоили их имя и стали называться Великим монгольским государством».
(Гуцзань-цзи-яо и-пянь Хуан Дун-фа, цитируется по книге Пензева К.А. «Князья Рос»)
Как известно это произошло в 1206 году когда Темучин на курултае был провозглашен Чингисханом.
«Таким образом, тугары поменяли имя и стали называться «мэн-гу» (монголами), но тем не менее внешность их осталась прежней… высокорослой, бородатой, светловолосой, голубоглазой и т.д.». (Пензев К.А. «Князья Рос»)
тохары – тугары – татары
мэн-гу – мэн-у – монголы
«Татаро-монголы» – так будет называться отдельная сказка. А сейчас хотелось бы немного поговорить о чжурчженях, раз уж все крутится вокруг них.
Чжурчжени, маньчжуры – корень слова жур. Сразу приходит на ум – журавль. Известно, журавль является одним из символов народов мохэ и чжурчженей. Журавль символизирует быстроту передвижений и тягу к путешествиям (миграциям) – перемене мест. Невольно вспоминается легендарный народ пеласги – что значит аисты. Легендарный и мифический для «древних греков». Пеласги – сказка о них еще впереди.
Нет фактов, доказательств, связи? Может быть, но откуда тогда берутся такие слова:
«Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не вернувшихся полей
Не в землю нашу полегли когда-то
А превратились в белых журавлей».
Все это хорошо, но вернемся к тохарам.
«В начале III тысячелетия до н.э. от индоевропейского ствола отделились прагермано-балто-славяно-тохары, причем тохары ушли на восток и стали юэчжами …
… Тохары же отделились раньше, в поздний Неолитический период, между 2500 и 2000 г.г. до н.э. Они ушли на восток, на Восточно-европейскую равнину и дальше. Следы их затерялись».
(Бегунов Ю.К. «История Руси» I том)
«Римский историк Аммиан Морцеллин (330 – ок. 400 г. н.э.) писал: «аланы поднимаются на восток, разделенные на роды, они выдвинуты далеко в Азию и, как я слышал, живут вплоть до реки Ганг». Имеется ввиду создание Индо-скифского государства Йю-ки, династия которого была аланской… Однако основу населения составляли тохары, народ индоевропейского корня». (Там же)
«Итак. Предположительно, исходной областью, из которой вышли восточные тохары, они же тугары (tha-даг – «белая голова»), и они же вероятно, белые даданы, впоследствии сменившие имя на мэн-гу, является восточная и северная часть Европы». (К.Н. Пензев «Князья Рос»)
Некоторые ученые (археологи, историки, философы и др.) измеряют историю человечества, империи, народов в десятки, сотни, тысячи лет. Как будто им мало 7516 лет от сотворения мира и 5254 года после потопа. На примере только 20 века мы видим, как быстро создавались и как исчезали империи. Несколько раз в 20 веке переписывалась вся история, одни и те же факты трактовались по разному. Даже сейчас одновременно существует множество противоположных мнений по каждому факту. Так, что у каждого своя традиция, свои предки и своя история.
Уйгурский и Кыргызский каганаты
1. «Как известно уйгуры были одним из племен теле. «Теле кочевали в степи, передвигаясь на телегах с высокими колесами, были воинственны, вольнолюбивы и не склонны ни к какой организации. Самоназвание их было «теле»; оно до сих пор живет в алтайском этнониме – телеут. Потомки теле – якуты, теленгины, уйгуры и др. Многие из них сохранились до нашего времени…
Удобным и правильным будет называть западных теле – телеутами, так как алтайские телеуты являются их потомками, а разобщенные племена восточных теле – телесцами».
(Гумилев Л.Н. «Древние тюрки»)
«Г.Е. Грумм-Гржимаило в статье «Белокурая раса в Средней Азии» считает, что к V веку динлины (ди, дили) (европеоидные племена, возможно автохтонны Китая – К.П.) оказались вытеснены из долины Желтой реки пришлыми китайцами на север в Маньчжурию, к Байкалу и в Алтайско-Саянский горный район. В Алтайско-Саянском горном районе они смешались с тюркоязычными племенами и образовали народ уйгуров». (Пензев К.А. «Князья Рос: Арийская кровь»)
«По данным хроник, их, теле, происхождение восходит к этнической группе гуннов. Ближайшими предками теле считались племена, которые китайцы называли Гаоцзюи, т.е. «Высокая телега». Гаоцзюи, по видимому оставшаяся ветвь древних чиди. Первоначально они назывались дили, на севере их называют чилэ, а в Китае гаоцзюи динлин (высокотележные динлины). Их язык в общем сходен с гуннским». (Кызласов Л.Р. «Очерки по истории Сибири»)
гаоцзюи – динлины – хунну – теле – уйгуры
чиди (чудь?) – чилэ – дили – динлины
2. Уйгурский каганат существовал с 745 по 840 год.
«Уйгуры заключили союз с карлуками, жившими между Алтаем и озером Балхаш, привлекли в каганат согдийцев, бежавших из Средней Азии от религиозного террора арабов. На вершине могущества уйгуры диктовали свою волю Срединному китайскому царству».
(Новгородов Н.С. «Сибирская прародина»)
«Наиболее значительным из государств турецких народов Евразии этой эпохи было государство уйгуров, центром которого был город Каракорум на реке Орхоне в Монголии. Прозвище «уйгур» по объяснению Рашида ад-Дина, значит «соединяться и оказывать помощь»… Владения уйгуров простирались от Алтая до желтой реки. Власти их подчинился и Восточный Туркестан». (Вернадский Г.Н. «Опыт истории Евразии»)
«Столицей уйгуров стал г. Орду-Балык в Монголии… Уйгуры начали широкое строительство городов… У уйгуров возникли и собственная письменность. Она получила название «орхонская письменность»… Около 758г. на берегу р. Селенги был построен г. Байбалык, что означает «Богатый город»». (Константинов А.В. и др. «История Забайкалья»)
«… уйгурская конфедерация племен состояла из господствующего, вернее руководящего племени токуз-огузов в которое были инкорпорированы басманы и восточные карлуки, шесть телеских племен…, а также несколько коренных племен…». (Гумилев Л.Н. «Древние тюрки»)
3. «… мы можем предполагать, что в северо-восточных райских областях (бассейны р.р. Шилки, Нерчи, Куэнги) происходили аналогичные процессы взаимовлияния местных племен с приамурскими племенами мохэ, в этногенезе которых, как считают ученые, приняли участие в предшествующую эпоху племена сяньби. С VI в. н.э. эта группа восточно-забайкальских племен известна под именем «шивэи»…
… С племенами шивэи (отуз-татар) археологи связывают большую группу погребений, могильников и городищ в бассейнах р.р. Ингоды, Онона, Шилки и Аргуни».
(Ковычев Е.В. «История Забайкалья»)
мохэ – сяньби – шивэи – отуз-татары
токуз – огузы. отуз – татары
Археологи назвали этот период Бурхотуйской культурой (IV-IXв.в.), по месту первого могильника в пади Бурхотуй, у с. Будулан.
«Древние уйгуры по своему физическому типу относились к европеоидной расе с монголоидной примесью. В VIII-IXв.в. они имели ту же письменность, что и древние тюрки – руническую, основанную на орхонском алфавите, затем создали свою – вертикальное письмо».
(Кызласов Л.Р. «Очерки по истории Сибири»)
«Особенно интересно Усть-Цоронская писаница в окрестностях села Кондуй, на скалах рисовали символические знаки-рисунки, служившие оберегами от сил зла и тьмы».
(Ковычев Е.В. «История Забайкалья»)
Ниже приводится рисунок из вышеуказанной книги.
…Тюркоязычный ученый Махмуд Кашгарский (XIв.) причислял их (татар) к тюркам, и хотя относил их к племенам у которых есть «свой язык», указывал при этом, что «они хорошо говорили по тюрски» (Впрочем он и про уйгуров писал тоже самое: «у уйгур чистый тюрский язык, но есть и другой язык, на котором они говорят между собой»)». (Кызласов Л.Р. «Очерки по истории Сибири»)
«Центр «шивэиского мира» располагался в бассейне р. Шилки где были найдены самые крупные могильники (до 100 погребений и больше) и укрепленные поселения-городища. Последние были обнесены валами и рвами и имели проходы в центральную часть, где находились многочисленные жилища полуземляного типа. По форме эти городища и землянки напоминают аналогичные сооружения приамурских племен мохэ, с которыми шивэицы находились, видимо в тесных контактах».
(Басалаев А.Е. и др. «Очерки истории Восточного Забайкалья»)
4. Ладно, с уйгурами более-менее разобрались. Понятно, что в Уйгурском каганате жили те же самые народы и племена, что и в Тюрском каганате. По сути Уйгурский каганат продолжил дела своего предшественника – как мог конечно.
Еще несколько выводов:
а. Мы видим в основе новых империи Забайкалья те же самые народы – потомки скифов и гуннов;
б. Всегда есть правящее племя, род – в Уйгурском каганате это токуз-огузы (токуз-татары), потомки динлинов и мохэ;
в. Токуз-татары – это тридцать родов тюрок-татар, потомков даданей (татаней), предков белых-татар, в роду которых родился Чингис-хан.
«Известно, что дадань разделилась на три группы: белые, черные и дикие. Около 1220-1221 г.г. Чжао Хун писал «Земли на которых впервые возвысились татары (дадани) расположены к северо-западу от киданей. Племена татар происходят от особого рода ша-то. Поэтому о них ничего небыло известно в течении ряда поколений. Их имеется три рода: черные, белые и дикие»».
(Мэн-дабэи-лу «Полное описание монголо-татар» Цитируется по книге Пензева К.А. «Князья Рос..»)
Возможно разделение было не только по родам, но и по кастам. Видимо роды-народы даданей, баи-ди (белые ди) и белых татар (чжурчженеи) и были этой правящей кастой. Можно сравнить с правящими родами – кастами ариев в Индии, и все станет ясно.
5. Уйгурский каганат не смог продержаться долго.
«В 840 году уйгуры потерпели жестокое поражение от кыргызов… Кыргызов возглавлял каган Ажо, представитель аристократического кыргызского рода. Господство кыргызов в степях Центральной Азии продолжалось полвека, но на юге Сибири государство древних кыргызов было самым значительным политическим объединением тюркоязычных народов в 7-8 в.в…
… с 7 в. кыргызы имели письменность, похожую на орхонскую. Кыргызская знать получала образование в киданьском государстве Ляо и Тибете». (Новгородов Н.С. «Сибирская прародина»)
(Кызласов Л.Р. «Очерки по истории Сибири»)
«Существование кыргызского каганата (840 г. – конец X в.) оставило в истории Забайкалья незначительный след, хотя известно, что южные районы края какое-то время контролировались кыргызами». (Басалаев А.Е. и др. «Очерки по истории Восточного Забайкалья»)
«… Из районов Центральной Азии и Забайкалья кыргызы были вытеснены монголоязычными киданями, создавшими в 916 г. государство Ляо («Железное», 916-1125 г.г.)
840 г. «Старейшина Гюилу Мохэ с кыргызской помощью взял Каракорум и казнил Кюлюг-бега. Пак дэлэ с 15 аимаками ушел на запад, кое-кто бежал в Тибет».
(Гумилев Л.Н. «Древние тюрки»)
«Китайцы, ближе познакомившись с кыргызами только в первой половине IX века, хотя и утверждают, что письмо и язык этих последних были совершенно схожи с уйгурскими, но конечно они не могли уловить в кыргызском языке остатков динлинского языка».
(Грумм-Гржимаило Г.Е «Западная Монголия и Уряханский край» Л., 1926 г.)
«Кыргызы енисейские – народ, сложившийся из данлинов и гяньгуней в Минусийской котловине в III-V в.в. Тюркоязычны, по расовой принадлежости – европеоидны».
(Гумилев Л.Н. «История народа хунну»)
Как видно из приведенных цитат Кыргызский каганат продолжал выполнять задачи Евразийских империй по объединению разных племен, развитию науки и культуры, совершенствованию государственного устройства и др. По своим масштабам Кыргызский каганат уступал своим предшественникам и конечно монгольской империи, но для нас важно, что енисейские кыргызы были потомками скифов.
Еще несколько цитат.
«Из этого текста («Таншу»), повествующего о грозных событиях 840 г., когда древнехакасские арии захватили территорию Уйгурского каганата, явствует: в IX в. государи хакасов считали, что они происходят от древнего гуннского князя-полководца, этнического ханьца Ли Лина, управлявшего их страной 1000 лет назад… Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались нехорошим признаком, а с карими глазами почитались потомками Ли Лина… Синь Таншу сообщает: «Хагас» есть древнее государство Гяньгунь… Жители перемешались с динлинами. Владение Хагас некогда составляло западные пределы хуннов». (Кызласов Л.Р. «Очерки по истории Сибири»)
динлины – хунну – кыргызы – хакасы
«В VI в. в бассейне Абакана, в верховьях Чулыма и по среднему течению Енисея, на землях «бывшего государства Динлин», возникает государство древних хакасов во главе с аристократическим родом кыргыз…
Древнехакасское государство сложилось в VI в. после того, как по сообщению источников: «их (кыргызов) племя смешалось с динлинами»… Источники описывают древних хакасов в основном как европеоидов. Они имели белую кожу, рыжие волосы и голубые глаза. Но были и темноволосые люди с «зелеными глазами…
…Что важно – еще в раннеташтыкской древности, социальные различия совпадали с этническими. Тюркоязычные кыргызы стали правящей аристократической группой».
(Кызласов Л.Р. «Очерки по истории Сибири»)
6. Хотелось бы напомнить о племени кумандинцев, которые «в своем антропологическом типе… сохранили европеоидные черты древнейшего населения Сибири».
«Кумандийцы в XVII и начале XVIII в.в., как и все северные алтайцы, подвергались частым грабительским набегам со стороны феодальной верхушки енисейских кыргызов и джунгарских калмыков».
( «Культура и традиции коренных народов Северного Алтая» Под редакцией Малинова А.В.)
«Древнехакасское государство являлось крупной феодальной державой с разноэтическим населением общей численностью около 1,5-2 миллионов человек… В XI-XIII вплоть до монгольского разорения и своей гибели в 1293 г. оно по прежнему занимало всю территорию Южной Сибири; Горный Алтай, Туву и Хакасско-Минусинскую котловину до Ангары на север».
(Кызласов Л.Р. «Очерки по истории Сибири»)
Достижения каганата-империи кыргызов просто впечатляют. Многое известно, многое еще предстоит откопать. Например города на берегу Северного Ледовитого океана.
«Населяли Срединное государство люди говорившие на позднеиндоевропейском языке и имевшие европеоидный расовый тип, о чем свидетельствуют находки археологов в Синцзян-Уигурском районе на западе Китая. Они имеют возраст 4 тысячи лет. По данным китайских историков сами себя они называли «старые цяны», китайцы же их называли усунями и олосами и считали славянами, предками русского народа. Из этого же народа, по-видимому, произошли сюнну (хунну), кидани (китаи), чжурчжени, си-ся и др. Китайские авторы писали, что это государство возникло в III тысячелетии до н.э., однако Рашид-ад дин указывал, что в срединной столице Срединного государства хранились диванные (министерские) книги за 5 тысяч лет. Это значит, что уже в 3700 г. до н.э. в этом городе существовали министерства». (Новгородов Н.С. «Сибирская прародина»)
Если вспомнить что всемирный потоп был 5254 года назад – то все примерно сходится. Мы сейчас создаем отдельные ниточки, а общую картину-холст будем собирать позже.
«Они люди с голубыми впалыми глазами, выдающимся носом, желтой (рыжей) курчавой бородой, с длинным телом, много силы, но любят поспать и, когда спят, не сразу просыпаются… Если стрела попадет в тело, спокойно вытащат ее, посмотрят друг на друга и засмеются».
(Кюнер Н.В. «Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока» М., Вост. Лит. 1961 г.). Это все о наших предках.
динлины – усуни – (э-ло-сы) – уррусъ – русъ
При царе хакасы назывались минусинскими (абаканскими), кузнецкими и ачинскими татарами. Само слово «хакас» было заимствовано в Европе историками из древнекитайских летописей, и было возвращено кыргызам в 1918 г. советской властью. Как говорится – справедливость восторжествовала.
После разрушения Кыргызского каганата, название «кыргызы» было «позаимствовано» другим народом Средней Азии. Да такое случается, что мы и увидим в следующих сказках по истории Забайкалья.