трудовой мигрант это кто такой
Кто относится к трудовым мигрантам?
Трудовым мигрантом по определению, принятому Генеральной Ассамблеей ООН, считается «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является». В отличие от постоянной, трудовая миграция обусловлена исключительно экономическими факторами. По количеству трудовых мигрантов Россия находится среди мировых лидеров. Этим, в частности, объясняется почти десятилетнее присутствие России в первой тройке стран по объемам отправленных денежных переводов. Так, по оценкам Всемирного банка, в 2014 г. мигранты из России перевели более 32,6 млрд. долл., и по этому показателю она занимала третье место в мире после США и Саудовской Аравии.
Трудовые мигранты, за исключением тех, кого регистрируют по месту пребывания на 9 месяцев и более, не включаются в число постоянных жителей страны. До недавнего времени максимальный период трудовой деятельности большинства иностранных работников ограничивался одним годом. Исключение составляли те, кому трудовой контракт продлевался еще на полгода, и немногочисленная категория высококвалифицированных специалистов, которым разрешение на работу выдается на срок до трех лет. С 2015 г. у иностранцев — обладателей патентов на осуществление трудовой деятельности появилась возможность продлевать срок работы до двух лет.
Российская государственная статистика внешней трудовой миграции основана на учете разрешительных документов на работу, включая разрешения на работу и патенты; на уведомлениях работодателей о найме иностранных работников; на сведениях о регистрации по месту пребывания с целью «работа». Статистика, как и само миграционное законодательство, находится в состоянии непрерывного реформирования. По этой причине следует аккуратно интерпретировать динамику трудовой миграции и помнить о нескольких миллионах незаконных трудовых мигрантов, не попадающих в статистическую отчетность.
Трудовая миграция и «трудовой мигрант» что- кто?
Понятие «трудовая миграция» и «трудовой мигрант»
Трудовая миграция – одна из форм миграции населения, явления, известного миру со времен его сотворения. Под миграцией (латинское migratio, от migro — перехожу, переселяюсь) в самом общем виде понимается перемещение, переселение жителей в пределах страны из одного региона в другой регион (внутренняя миграция), или же перемещение, переселение из одного государства в другую страну (международная, или внешняя миграция).
Сегодня один человек из 35 на планете является международным мигрантом. Число людей, проживающих за пределами страны происхождения, достигло 175 млн. Международная миграция затрагивает практически все страны, будь то государства, переживающие массовый отток граждан, государства транзита, государства, принимающие мигрантов, или государства, для которых характерно все перечисленное выше.
Международная миграция стала неотъемлемой частью глобализации, а международная трудовая миграция – ее основной формой.
Миграция по экономическим причинам явление чрезвычайно древнее. Если внимательно изучить родословную любого из нас, выяснится, что кто-то из предков пришел издалека.
Женщины и мужчины покидали родные места в поиcках работы в других краях с тех пор, как введена плата за труд. В свое время в развитие США внесли огромный вклад эмигранты из Китая, Ирландии, Италии, стран Восточной Европы. Мигранты составляют около 8% британского населения, но производят 10% валового национального продукта. Трудовая миграция часто была и, скорее всего, будет и дальше, важным катализатором прогресса.
Главными причинами перемещения людей в поисках работы из одного государства в другое являются бедность и неспособность зарабатывать или производить достаточно для того, чтобы обеспечить себя и свою семью. Эти причины характерны не только для миграции из бедных государств в богатые, бедностью вызвано также перемещение из одной развивающейся страны в другие, в которых перспективы работы выглядят предпочительнее.
Но существуют и другие причины выезда людей за границу в поисках работы, люди могут бежать от войны, гражданских конфликтов, или даже покинуть страну из желания увидеть мир, прикоснуться к другой цивилизации, или воссоединиться с родственниками. Какими бы ни были причины, из-за которых мигрант покинул свою страну в поисках заработка на чужбине, все эти ситуации охватываются понятием международной (внешней) трудовой миграции.
Трудовая миграция, или как ее еще называют миграция рабочей силы или трудовых ресурсов — миграция населения с целью трудоустройства из одной страны в другую (международная трудовая миграция) или из одного региона страны в другой (внутренняя трудовая миграция), вызванная причинами экономического и другого характера.
Миграция, в том числе трудовая, в зависимости от долговременности перемещения подразделяется на безвозвратную (смена постоянного места жительства), временную (переселение на ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года).
Выделяют и так называемые маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта).
Проблемы в области трудовой миграции и нарушения прав трудовых мигрантов в мире.
Правительства уже давно осознали, что движение людей из бедных и неустроенных государств в богатые и стабильные так же неизбежно, как и течение воды сверху вниз.
Удерживать этот процесс бесполезно, более того, невыгодно. Полярная демографическая картина мира приводит к ситуации дефицита рабочей силы в одних странах, и избытку трудовых ресурсов в других. Поэтому уже давно для государств вопрос заключается не в том, как остановить миграцию, а в том, как эффективно ею управлять, для чего разрабатывается в каждой стране миграционная политика, регулирующая вопросы въезда и выезда из страны, получения вида на жительство, разрешения на работу, условия труда и быта иностранных граждан, возможность получения ими гражданства и т.д.
Непродуманная миграционная политика на фоне роста мобильности труда зачастую приводит к такому явлению, как большие масштабы нелегальной трудовой миграции, то есть случаев, когда наем, переезд и работа мигрантов осуществляются в обход закона. Причем, чем жестче миграционные барьеры, тем большее число мигрантов оказываются в положении нелегалов. Незаконный (нелегальный) мигрант становится естественным объектом эксплуатации. Он находится в полной зависимости от нанимателей и может быть принужден согласиться на любую работу и на любые условия труда и жизни.
В худшем случае положение трудящихся мигрантов сходно с рабством или кабалой. Опасаясь высылки, мигранты редко обращаются за защитой. Давно доказано, что нелегальная миграция неизбежно будет криминализироваться, способствовать коррупции, развитию теневой и криминальной экономики, осложнять борьбу с терроризмом.
Однако, положение мигранта может быть тяжелым, и его права могут существенно нарушаться, даже в том случае, если он получил официальный статус и находится на легальном положении. То обстоятельство, что мигрант является иностранцем, недостаточно знаком с языком и законами страны пребывания, а также бедственное положение, в котором он находится, являются факторами, способствующими дискриминации трудовых мигрантов.
Чаще всего они становятся жертвами дискриминации, например, в непредоставлении или преимущественном предоставлении определенных видов работ, в затруднении доступа к профессиональной подготовке, лишении льгот, получении меньшей заработной платы, чем имеют за ту же работу граждане страны, лишении права участвовать в профсоюзной деятельности и т.д.
Другой чертой масштабных перемещений людей становится возникающее напряжение между местным населением и мигрантами, многие из которых по этническим, расовым, социальным, культурным параметрам существенно отличаются, что создает осложнения в их интеграции в местное общество, способствует проявлению ксенофобии, дискриминации и расизма.
Всеми названными причинами объясняется включение мигрантов в уязвимую социальную группу общества, нуждающуюся в особой защите.
? Если ли среди Ваших близких или знакомых человек, которого можно назвать трудовым мигрантом? Встречался ли он с какими-либо сложностями во время работы за границей?
Что вы об этом знаете?
История создания и основные понятия Международной Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
В начале 1970-х годов проблема незаконной торговли рабочей силы вызвала обсуждение в Организации Объединенных Наций вопроса о правах трудящихся-мигрантов. В 1972 г.
ЭКОСОС выразил тревогу в связи с организованной незаконной перевозкой рабочих из некоторых африканских стран в Европу и их эксплуатацией в условиях, сходных с рабством и кабалой. Позднее, в том же году, Генеральная Ассамблея ООН осудила дискриминацию в отношении иностранных рабочих и призвала правительства покончить с такой практикой и улучшить условия трудоустройства трудящихся-мигрантов. С этого момента, проблема прав трудящихся мигрантов стала постоянной в повестке дня ООН, и рассматривалась главным образом в двух аспектах: незаконная перевозка и торговля рабочей силой и дискриминационное обращение с трудящимися мигрантами.
В 1978 г. на Всемирной Конференции по борьбе против расизма, и позже Генеральной Ассамблеей ООН была высказана рекомендация о разработке международной Конвенции о защите прав трудящихся мигрантов. Для этих целей в 1980 г. была создана рабочая группа, открытая для участия всех государств-членов ООН и международных органов и организаций (Комиссия по правам человека, МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ), которая работала над проектом Конвенции в течение 10 лет.
В 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей – международный документ, обладающей обязательной юридической силой для государств-участников. 1 июля 2003 г. Конвенция вступила в силу, после того, как число государств, ратифицировавших ее, достигло двадцати.
Однако, на настоящий момент, страны, ратифицировавшие Конвенцию, это главным образом, страны происхождения мигрантов. Для этих стран Конвенция – важный инструмент защиты их граждан, проживающих за пределами страны. Можно предвидеть, что страны, принимающие мигрантов, будут ратифицировать Конвенцию очень неохотно.
Конвенция отражает принципы, закрепленные в основных документах ООН по правам человека, в частности во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенции о правах ребенка, и приняла во внимание также принципы и стандарты, содержащиеся в соответствующих документах, выработанных в рамках МОТ, особенно в Конвенции о трудящихся-мигрантах (N 97), Конвенции о злоупотреблениях в области
миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (N 143), и других.
Основной смысл Конвенции заключается в том, что в соответствии с ее положениями лица, квалифицируемые как трудящиеся-мигранты, независимо от их правового статуса (легальные или нелегальные) получают возможность пользоваться своими правами человека.
Принимая во внимание тот факт, что миграция часто является причиной серьезных проблем для членов семей мигрантов и для них самих, особенно из-за разъединения семей, Конвенция предусматривает реализацию не только прав мигрантов, но и членов их семей.
«Термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является.»
П.1, Статья 2 «…термин «члены семьи» означает лиц, состоящих в браке с трудящимися-мигрантами или состоящих с ними в таких отношениях, которые в соответствии с применимым правом могут быть приравнены к браку, а также находящихся на их иждивении детей и других лиц, которые признаются членами семьи в соответствии с применимым законодательством или двусторонними или многосторонними соглашениями между соответствующими государствами.»
Статья 4, Международная Конвенция о защите прав всех трудящихся—мигрантов и членов их семьи.
Конвенция различает среди трудящихся мигрантов разные категории: приграничных трудящихся, которые проживают в соседнем государстве, куда они возвращаются каждый день или по крайней мере один раз в неделю; сезонных трудящихся, работа которых по своему характеру зависит от сезонных условий и выполняется только в течение части года;
моряков, нанятых для работы на судне, зарегистрированном в государстве, гражданами которых они не являются; и некоторые другие категории. В то же время в Конвенции указаны категории трудящихся, на которые она не распространяется, это к примеру, лица, работающие в международных организациях, иностранные инвесторы; беженцы и лица без гражданства, если иное не предусмотрено национальными законами; учащиеся и стажеры; и некоторые другие категории.
Конвенция также устанавливает понятия «государство происхождения» – государство, гражданином которого является соответствующее лицо; «государство работы по найму» — государство, в котором, в зависимости от конкретного случая, трудящийся-мигрант будет заниматься, занимается или занимался оплачиваемой деятельностью; «государство транзита» — любое государство, через которое мигрант проезжает при следовании в
государство работы по найму или возвращается из него. Этим подчеркивается важность соблюдения прав трудящихся-мигрантов на всех этапах миграции, которые включают подготовку к миграции еще в стране происхождения, перемещение, проезд, в том числе, возможно, через страну транзита, адаптация, трудоустройство, и непосредственно процесс трудовой деятельности в стране государства по найму.
Содержание Конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей.
Главный принцип Конвенции – уважение государствами-участниками прав мигрантов и обеспечения этих прав на основе недискриминации, то есть «без какого бы то ни было различия как то в отношении пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения или по любому другому признаку».
В Конвенции специально отмечено, что она распространяет свое действие как на легальных, так и не легальных трудящихся мигрантов и членов их семей (имеющих документы или постоянный статус, т.е. получивших разрешение на въезд, пребывание и оплачиваемую деятельность в государстве работы по найму, или не имеющих такового).
Часть 3 Конвенции, в которой перечисляются права человека всех трудящихся мигрантов и членов их семей, начинается с права на свободу передвижения, так как жизнь мигранта на чужбине начинается с реализации именно этого права. В Конвенции перечислены все основные права человека, напомним лишь некоторые из них: право на жизнь; запрет на применение пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; запрет рабства, подневольного состояния, привлечения к принудительному или обязательному труду; свобода убеждения и выражения своего мнения, право не невмешательство в личную и семейную жизнь, право на справедливое судопроизводство и т.д.
В Конвенции особо оговариваются право трудящихся-мигрантов и членов их семей на получение защиты и помощи со стороны консульских и дипломатических представительств своих стран и положение о том, что на них не распространяются меры коллективной высылки. Каждый случай высылки должен расматриваться и решаться в индивидуальном порядке. Другое положение предусмотрено против дискриминации трудящихся-мигрантов в 212 вопросах вознаграждения, иных условий труда и занятости, в частности, рабочего времени, еженедельного отдыха и т.д. по сравнению с гражданами государства работы по найму. В Конвенции также закреплено право мигрантов по окончании работы переводить свои заработанные деньги и сбережения, и вывозить свое личное имущество и вещи.
Часть 4 Конвенции посвящена другим правам трудящихся-мигрантов и членов их семей, имеющих документы или постоянный статус, где отражены такие их права, как право быть полностью информированным еще до своего отъезда, или, самое позднее, в момент въезда в государство работы по найму о всех условиях, в частности, их пребывания и оплачиваемой деятельности, которой они могут заниматься, а также относительно требований, которые они должны соблюдать в государстве работы по найму и т.д. Обязанность по обеспечению этого права возлагается как на государство происхождения, так и государство работы по найму.
Среди других прав – право на временное отсутствие в государстве работы по найму без ущерба для разрешения на пребывание или на работу, право на создание ассоциаций и профсоюзов с целью защиты своих прав, право на участие в общественной жизни государства своего пребывания, вплоть до прав избирать и быть избранным и некоторые другие.
В части 6 Конвенции предусматривается принятие государствами-участниками ряда обязательств в целях содействия созданию «нормальных, справедливых, гуманных, и законных условий» для международной миграции трудящихся и членов их семей. Эти обязательства предусматривают разработку и осуществление политики, касающейся миграции; обмен информацией с другими государствами-участниками; предоставление нанимателям, трудящимся и их организациям информации о политике, законах и правилах; и оказание помощи трудящимся-мигрантам и их семьям.
В статье 72 Конвенции предусматривается создание контрольного органа по наблюдению за применением Конвенции – Комитета по защите прав всех трудящихся мигрантов. Члены Комитета, которых, как ожидается, будет 14 человек, избираются на четырех летний срок и выполняют функции в своем личном качестве. Комитет предусматривает три контрольные процедуры:
1) заслушивание докладов государств-участников о принятых мерах по осуществлению Конвенции, проблемах по ее реализации и информации о миграционных потоках, в течение 1 года со дня присоединения государства к Конвенции, и далее каждые 5 лет. После рассмотрения докладов Комитет препровождает заинтересованному государству-участнику свои замечания и рекомендации.
2) рассмотрение Комитетом межгосударственных жалоб о нарушении положений Конвенции, что возможно только в том случае, если государство сделало специальное заявление в соответствии со статьей 76 о признании компетенции Комитета по этому вопросу 3) государство-участник также может сделать заявление согласно статьи 77 Конвенции о признании компетенции Комитета по рассмотрению индивидуальных жалоб, связанных с предполагаемыми нарушениями этим государством прав, предусмотренных Конвенцией.
Республика Таджикистан является участницей Конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей с 2003 года. В 2006 г. Таджикистан также присоединился к двумконвенциям Международной организации труда в области защиты прав тру довых мигрантов — Конвенции №97 о трудящихся мигрантах и Конвенции №143 о трудящихся мигрантах (дополнительные положения), которые содержат важные положения о трудовых, социально-экономических правах мигрантов.
Запомните понятия: трудовая миграция, трудящийся мигрант, члены семьи трудящегося-мигранта, государство происхождения, государство работы по найму, Конвенция о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
Обе группы обсуждают вероятные проблемы и риски, с которыми они могут столкнуться, и должны составить перечень прав, реализация которых для них представляется особенно важной.
Что представляет собой трудовая миграция в России
Понятие «трудовая миграция» следует понимать перемещение рабочей силы внутри страны или за пределы государства постоянного проживания в другие города и страны в целях последующего трудоустройства.
Причин этого процесса множество, однако среди них следует выделить стремление людей получить более высокооплачиваемую работу, комфортность и безопасность проживания.
Виды трудовой миграции
Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.
Легальная
Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.
Нелегальная
Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.
Временная
Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.
Постоянная
Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.
Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.
Внутренняя
Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.
Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности. Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции. Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.
Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.
Внешняя
Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.
Что представляет собой трудовая миграция в России
Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.
Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.
Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).
Службы и организации, регулирующие процесс
Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та
Международные
Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.
Государственные
Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.
Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.
Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов
Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:
Статистика и показатели в настоящее время
МВД России располагает статистическими данными относительно показателей трудовой миграции в РФ. Так, за период с января по ноябрь 2018 года было оформлено 116 538 разрешений на работу. В то же время за этот же период было выдано 1 544 313 патентов на работу. Определить же, сколько граждан выехало из России именно в качестве трудовых мигрантов довольно сложно. Можно лишь руководствоваться сведениями о лицах, которые снялись с регистрационного учета по месту своего предыдущего проживания. Округленное значение за 2018 год составляет число в 300000 покинувших страну россиян.
Статистика международных перемещений рабочей силы не столь однозначна – разные источники называют разные цифры. Так, согласно данным ООН в мире в 2017 году насчитывалось 258 миллионов международных мигрантов.
Последствия трудовой миграции
Их можно разделить на отрицательные и положительные. К первым относятся такие факторы, как улучшение ситуации с безработицей, международный обмен знаниями и опытом, уменьшение затрат на медицину, образование, соц выплаты.
Отрицательная сторона заключается в снижении общего уровня заработной платы, т.к трудовые мигранты соглашаются на низкую оплату труда в некоторых сферах.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:
Трудовая миграция – естественное движение рабочей силы в поисках лучших условий для заработка и проживания. Неравномерность миграционных потоков, увеличение доли нелегальной миграции представляют на сегодняшний день одну из основных проблем, которая стоит перед мировым сообществом.