требник это что такое

Значение слова «требник»

требник это что такое. Смотреть фото требник это что такое. Смотреть картинку требник это что такое. Картинка про требник это что такое. Фото требник это что такое

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Книга получила своё название от слова «треба», которое в древнерусском языке имело сакральный смысл и означало: «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда». В настоящее время словом «треба» называются молитвословия и священнодействия, совершаемые по просьбе (по потребам, нуждам) одного или нескольких христиан в особых обстоятельствах их жизни. К ним относятся все Таинства (кроме хиротонии), Евхаристия тяжело больных на дому, молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и пр.

ТРЕ’БНИК, а, м. (церк.). Богослужебная книга, по к-рой отправляются требы (см. треба 1 во 2 знач.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

тре́бник

1. церк. богослужебная книга, содержащая чинопоследования Таинств и других священнодействий, совершаемых церковью в особых случаях и не входящих в состав храмового (общественного) богослужения суточного, седмичного и годового круга

Делаем Карту слов лучше вместе

требник это что такое. Смотреть фото требник это что такое. Смотреть картинку требник это что такое. Картинка про требник это что такое. Фото требник это что такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подумывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

О службах особенных, совершаемых Церковью по известному случаю или по потребностям христиан

Богослужебные книги, употребляемые в частных и особенных случаях. Книги, которые относятся к частному богослужению, бывают двух родов. Одни из них имеют свое особое содержание; это книги — Требник, Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви; Последование молебных пений и др. Книги второго вида по своему содержанию представляют собой извлечение из книг, употребляемых при общественном богослужении, и приспособлены для частного (домашнего) употребления; это — Акафистник, Каноник (содержащий в себе молитвы утренние и вечерние, ряд акафистов, молитвы ко Причащению и месяцеслов), Молитвослов, Правильник и др.

Предметом нашего изучения являются богослужебные книги первого вида, а именно — Требник, архиерейский Чиновник, Чинопоследование соединяемых из иноверных и Книга молебных пений.

Требник, его состав, построение и древность происхождения. Требник содержит в себе священнодействия и молитвословия, совершаемые по нужде, по «потребности» одного или нескольких христиан. Эти священнодействия и молитвословия обозначаются общим именем треб, откуда и самая книга получила свое название. [1] В особенности этим именем обозначаются таинства, которые составляют необходимую потребность для христиан.

Требник различается — Большой, Малый и Дополнительный.

Большой Требник по своему содержанию делится на две части.

В первой части изложены молитвословия и священнодействия, совершаемые Православной Церковью при обстоятельствах, бывающих в жизни всех или большей части христиан. Этими молитвословиями Православная Церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он переселяется в вечность.

Требник начинается молитвой, которой Святая Церковь принимает младенца при его рождении — молитвой жене в первый день рождения младенца. После этого следуют молитвы наречения имени новорожденному младенцу, молитвы жене-родильнице после 40 дней и чин воцерковления младенца. Далее в Требнике излагаются чинопоследования и самые священнодействия пяти таинств (кроме таинств Евхаристии и Священства). В случае тяжкой болезни в Требнике дан чин приобщения Святых Таин больного на дому. Наконец, Святая Церковь призывает благословение на воду, которой, по молитвам Церкви, сообщается действенная сила на душевную и телесную пользу верующих — в Требнике есть чин последования малого и великого освящения воды.

Посвятивших себя в девстве (в монашестве) на служение Богу Церковь напутствует соответствующими наставлениями и молитвословиями; для этого в Большом Требнике находятся последования одеяния рясы (рясофора), малой и великой схимы.

После этих последований в Требнике излагаются последования об умерших: погребения мирских человек, монахов, священников, младенцев и чин погребения на Пасху.

Этим заканчивается первая часть Требника.

Вторая часть Большого Требника содержит в себе, главным образом, молитвословия на разную потребу, а именно: на освящение вещей, зданий, овощей, молитвы при начале труда, при благословении яств на Пасху, последование о учении отроков; молитвословия об отгнании злых духов, затем последования, относящиеся к общественному богослужению: чин умовения ног в Великий Четверг и чин вечерни в день Пятидесятницы, молебные пения на разные случаи, чин присоединения к Православию и чины на освящение храмов (священником) и, наконец, Номоканон. В приложении помещены месяцеслов и в алфавитном порядке имена святых.

Малый Требник — сокращение Большого Требника; он заключает в себе требы, которые совершает приходской священник для прихожан. Первая часть Малого Требника по содержанию, за немногими исключениями, такая же, как и в Большом Требнике. Из второй части Большого Требника в Малый Требник внесены наиболее употребительные чины и молитвословия: молитвы на благословение разной пищи, на освящение зданий и водохранилищ; молитвы при освящении оскверненного, благословение соли, сеяния и пр. В приложении Малого Требника помещено краткое извлечение из Номоканона «нужнейших правил», месяцеслов, индиктион и зрячая Пасхалия.

В Малый Требник вошли также молитвословия, которых нет в Большом Требнике:

молитвы крещения вкратце;

канон молебный Иисусу Христу и Пресвятой Богородице на разлучение души от тела («отходная»);

молитвы на Рождество Христово «сыновом духовным»;

молитва в начале поста Святой Четыредесятницы.

Дополнительный Требник содержит молитвенные чины освящения храма архиереем и освящения вещей, принадлежащих, главным образом, храму, которые освящаются иногда вместе с храмом, а иногда особо (священные сосуды, покровцы, священнические одежды и одежды престола и жертвенника, различные иконы, нательный крест, колокол и др.). Первое отдельное издание Дополнительного Требника было, по благословению Святейшего Синода, в Киево-Печерской лавре в 1863 году. В последних синодальных изданиях он помещается во второй половине Требника в двух частях.

Все обряды, указанные в нашем Требнике, без сомнения, носят характер глубокой древности. Что касается молитв, то одни из них принадлежат IV веку, а другие появились по мере развития внешней стороны богослужения в последующее время до XI века включительно. Таким образом, с течением времени Требник умножался в своем составе.

В Греческой Церкви он, в соединении со Служебником, составил одну книгу под названием Евхологиона, или Молитвослова. С какого именно греческого издания был первоначальный перевод нашего Требника — неизвестно, так как у греков было много разных его изданий, которые все, будучи сходны между собой в главном, разнились в подробностях.

[1] Древнее название Требника — «Потребник».

Источник

Книга «Требник» и ее значение в жизни православного христианина

Как книга, заключающая в себе чинопоследования почти всех христианских таинств, Требник в возвышенно-поэтических молитвах и песнопениях и символических обрядах, удивительным образом, гармонически слившихся в одно неразрывное целое, со всею ясностию и определенностию предлагает верующим глубокое догматическое учение о таинствах и делает понимание этого учения, благодаря отсутствию сухих схем и тонких школьных определений, доступным людям, на какой бы ступени умственного развития они ни находились.

Предмет нашей настоящей беседы, как показывает и сделанное нами сейчас определение, не только весьма обширен, нo и весьма разносторонен, а потому исчерпать его во всей полноте, в пределах того времени, каким мы располагаем в настоящем случае, не рискуя утомить ваше просвещенное внимание, нет никакой возможности. Настоит, следовательно, необходимость установить точку зрения, с которой мы намерены повести нашу речь в настоящем собрании о Требнике как важнейшей из церковно-богослужебных книг и полезнейшей каждому сыну православной Церкви. Думается нам, что таким исходным пунктом лучше и проще всего избрать те возражения и нападки на книгу Требник, какие были сделаны на нее в самое недавнее время нашим талантливым писателем и его единомышленниками, с целью и дать посильный ответ на эти нападки, и поставить данную книгу на ту высоту, которую ей, по праву, отводит в ряду других церковно-богослужебных книг наша Мать – православная Церковь. Но при выполнении указанной задачи на нас ложится прежде всего тяжелая необходимость воспроизвести перед вами здесь самый текст тех нападок на книгу Требник, какие были сделаны нашим писателем в его так называемой «новой исповеди».

Я убедился, исповедуется наш писатель в своем ответе на постановление Синода от 20–22 февраля об отлучении его от Церкви, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающих совершенно весь смысл христианского учения.

Стоит только почитать Требник, проследить за теми обрядами, которые не переставая совершаются духовенством и считаются христианским богослужением, чтобы увидеть, что все эти обряды ничто иное, как различные приемы колдовства, приспособленные ко всем возможным случаям жизни. Для того, чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай, нужно уметь помазать его маслом и выкупать с произнесением известных слов; для того, чтобы родильница перестала быть нечистою, нужно произнести известные заклинания, чтобы был успех в деле или спокойное житье в новом доме, для того, чтобы хорошо родился хлеб, прекратилась засуха, для того, чтобы излечиться от болезни, для того, чтобы облегчилось положение умершего на том свете, для всего этого и тысячи других обстоятельств есть известные заклинания, которые в известном месте, за известные приношения (sic!) произносятся священником.

Итак, обвинение, направленное против нашего Требника, при полном голословном отрицании обряда, вообще, касается, главным образом и прежде всего, присутствия в нем, в значительном количестве, молитв заклинательных. Чтобы дискредитировать наш Требник в глазах тех слабейших из чад православной Церкви, которые, хотя и считают себя сынами ее, но мало или вовсе не интересуются церковностию, вообще, и нашими церковными богослужебными книгами, в частности, наш писатель решается прямо ото- ждествить заклинательные молитвы Требника с ходячими среди простого народа заклинаниями и заговорами или волхвованиями, при помощи которых знахари или, так называемые, колдуны эксплуатируют народные невежественные массы в свою пользу и держат их в рабском подчинении у себя.

Но добросовестно ли со стороны нашего мыслителя-писателя художника и его единомышленников делать заведомо преднамеренные сближения и даже сравнения предметов несравнимых и неоднородных, стоящих, как увидим сейчас, на крайних полюсах?

Что такое заклинательные молитвы нашего Требника, и откуда они ведут свое происхождение в практике христианской Церкви?

Вера в то, что злые демоны овладевают иногда человеком и доводят его до иступления и беснования, присуща была всем народам древности в дохристианское время, на какой бы ступени культурного развития ни стоял народ. Из истории Христа Спасителя, рассказанной святыми евангелистами, мы со всею поразительною очевидностию убеждаемся, как в факте существования злых демонов, так и в том, что они нередко овладевали людьми и причиняли им жестокие мучения и болезни. Христос Спаситель, во время земной своей жизни и проповеди, исцеляя многих людей от духов злых ( Лук. 8:21; 8:2 ), передал власть над духами нечистыми св. апостолам и верующим в Него, как одно из могущественных средств для убеждения народа в истинности Его учения. Посылая 12 учеников на проповедь к погибшим овцам дома Израилева, Он дает им власть над духами нечистыми ( Марк. 6:7 ) и заповедует: «болящие исцеляйте, прокаженные очищайте, мертвые воскрешайте, бесы изгоняйте» ( Матф. 10:8 ). Семидесяти апостолам, когда они возвратились с проповеди и рассказывали с радостию о своих успехах, говоря: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем», Христос Спаситель сказал: «Видех сатану, яко молнию с небесе спадша. Се даю Вам власть насmynamu на змию и на скорпию и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит» ( Лук. 1:17–19 ). По воскресении своем, Спаситель ко всем верующим, посылаемым на проповедь в мир весь, проповедайте Евангелие всей твари, обращается с такою речью: «знамения же веровавшим сия будут: Именем моим бесы ижденут» ( Марк. 16:17 ).

Господь наш Иисус Христос своим ученикам и последователям – указал и средства для борьбы с демонами. Кроме призывания имени Eгo, Он потребовал от них веру в Него, хотя бы и с зерно горушно, а также пост и молитву. «Сей же род не исходит, говорит Спаситель своим ученикам, токмо постом и молитвою ( Матф. 17:20–21 ; Марк. 9:29 ).

Примеры могущественного значения имени Христа Спасителя в борьбе со злыми духами и ужасный страх этих последних пред Ним мы находим и в евангельской истории. Гадаринский бесноватый, при виде Господа, вопиет гласом велием: «что мне и тебе, Иисусе Сыне Бога Вышняго; заклинаю тя Богом, не мучи мене» ( Марк. 5:7 ; Лук. 8:28 ). Об исцеленных от бесов в Капернауме говорится: «Исхождаху же и беси от многих, вопиюще и глаголюще, яко ты еси Христос Сын Божий. И запрещая не даяше им глаголати, яко видяху Христа самаго суща» ( Лук. 4:41 ).

В церкви апостольской мы видим не только пользование верующими во Христа Спасителя дарованным им правом изгонять бесов ( Деян.5:16, 8:7, 19:12 ), но и поразительные случаи злоупотребления этим правом со стороны людей неверующих. Семь сыновей первосвященника иудейского Скевы «начаша именовати над имущими духи лукавыя имя Господа Иисуса, глаголюще: заклинаем вы Иисусом, его же Павел проповедует» (19:13). Но злоупотребление именем Господа со стороны непризнанных заклинателей не прошло им даром. Лукавый дух, ответив на их заклинание: «Иисуса знаю, и Павла всем, вы же кто есте» (ст. 15), привел в ярость больного, который разорвал на них одежды и избил их.

Но злоупотребления, как известно, проникают во все сферы жизни и деятельности человека. Не избежали этой участи и христианские заклинательные молитвы. В Церкви Христовой находились всегда подражатели злополучным сыновьям иудейского первосвященника Скевы, незаконно присвоившие себе власть изгонять нечистых духов. Непризванные заклинатели брались и за труд составления своих собственных заклинательных молитв, стараясь подражать в этом авторитетным произведениям вселенских учителей В. Великаго, Иоанна Златоуста и др. Но их молитвы, в отличие от последних, получили, и по справедливости, название апокрифических, 21 ложных, отреченных. Составители этих молитв, будучи людьми простыми, простодушно верующими, начитанными в книгах Св. Писания, в святоотеческой литературе и в творениях апологических (т. е. житиях святых) и апокрифического характера, лишенные богословского образования и навыка судить здраво о предметах возвышенных, и уметь различать в христианской литературе истинное от ложного, полезное от вредного, напи- сали немало таких молитв, которые представляют смесь действительных исторических событий с фактами и рассказами, коренящимися на апокрифах и легендах, заимствований из общеупотребительных христианских молитв с произведениями собственного творчества невысокого достоинства, чередование мыслей глубоких и возвышенных чистого христианского миросозерцания с мыслями и идеями простого народного мировоззрения, нередко коренящегося на вымыслах досужей фантазии и даже на народных суевериях. Имена этих авторов неизвестны.

Но противники и хулители нашего Требника не считают нужным сравнивать содержащиеся в нем чины и молитвы с указанными нами апокрифическими и отреченными молитвами, составленными людьми, хотя и простодушными, но нередко глубоко религиозными и искренними, а для большего принижения и издевательства (другого выражения мы подобрать не можем) над этою важнейшею церковно-богослужебною книгою, сопоставляют и, даже прямо, уподобляют ее содержание низшему роду народного творчества, которое известно под именем заговоров, заклинаний, прямо волшебства, или, как выражается наш писатель, колдовства. В этого рода произведениях людей невежественных, даже безграмотных, полухристиан полуязычников, мы видим самую страшную смесь христианских воззрений с остатками грубого язычества и земного суеверия, действительных фактов с нелепыми вымыслами досужей, и иногда прямо больной, фантазии; со стороны литературной это набор фраз и слов без всякой связи и последовательности, а иногда, даже, прямо безсмыслица. В этого рода произведениях невежественной народной массы, мысль человека обращена не к Богу Отцу, как источнику света и великого добра, не к Сыну Божию, как искупителю рода человеческого и исцелителю наших души и тела, н не к Духу Святому, которым живится всяка душа, чем переполнены молитвы нашего Требника, а к неразумной твари, к темным силам природы и, иногда, к самому источнику зла – демону и его служителям – ведьмам, колдунам, знахарям и т. п. Человек от них ждет помощи в тяжелых обстоятельствах жизни и облегчения от мучительных болезней, обращаясь к «солнцу жаркому», к «месяцу с серебрянными рожками, с золотыми ножками», к матери сырой земли, к зеленой дубраве, к Окиан-морю и τ. π. В символах и обрядах, которыми сопровождаются эти народные заговоры, фигурируют остров Буян, алатырь-камень или Бел-латырь (янтарь) Петров-крест, трын-трава и разрыв-трава, растения, разыскиваемые народом в ночь под Ивана-Купала 27 и т. п.

Для примера вот несколько образчиков этого народного творчества 28 ). «На море, на окияне, на острове Буяне, стоит соборная апостольская церковь. В той соборной апостольской церкви стоит Мать Пресвятая Богородица и преподобный Антипий, зубной исцелитель. Он просит и молит угодников Божиих о рабе Божием (имярек). Как у вас, угодники Божии, зубы не болели, так бы у раба Божия (имярек) зубы не болели. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь, аминь, аминь».

Это заговор против зубной боли. А вот и образчик молитвы, присваиваемой даже священномученику Антипе, которую следует читать, положивши «челюсть на камени»: «Радуйся стено и корение ее, измий, Господи, болезнь от моих челюстей и зубов моих, да не обрушатся стеною во век, Христе Боже, и даждь помощь, Христе, и здравие исцеление главы и челюстей рабу твоему (имярек) молитвами святого священномученика Аптипы, и Св. Богородицы, и святых безмездных Козьмы и Дамиана, и всех святых твоих ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Образцем заклинательной молитвы может служить заговор от лихорадки или от трясавицы, которых народ насчитывает 12: «Заклинаю вас св. великим апостолом Сисинием и святыми евангелистами Лукою, Марком, Матфеем, Иоанном! Побегите от раба Божия (имярек) за три дня, за три поприща; а если не побежите от раба Божия (имярек), и я призову на вас великого апостола Сисиния, и святых Сихайла и Аноса, и четырех евангелистов Луку, Марка, Матфея, Иоанна и начнут вас мучить, даючи вам по четыре тысячи ран на день».

К такого-то рода нелепым молитвам и заговорам относит молитвы и обряды нашего Требника наш великий писатель и его последователи. Но есть ли в этом хоть какая-нибудь доля правды, научной добросовестности и беспристрастия со стороны противников данной церковно-богослужебной книги? Обстоятельный анализ содержания тех молитв и обрядов, против которых так беспощадно вооружается в своей «новой исповеди» наш великий писатель, – вот, по нашему мнению, лучший и прямой ответ на поставленный вопрос. Пусть, факты, так сказать, говорят сами за себя.

Итак, в учении Церкви о таинстве крещения – единственном из таинств, подвергнутым нашим писателем не голословному осуждению, а с указаниями на факты, мы не находим «ничего низменного, грубого, несоответствующего понятию о Боге и христианскому учению», никакого «колдовства», а тем более «нарушения прямых указаний Евангелия».

Но наш Требник, как мы сказали, обнимает самые разнообразные стороны жизни и деятельности православного христианина, нет ли, в самом деле, каких-либо «приемов колдовства» и «грубых суеверий» в других молитвах его, указанных нашим писателем?

Молитва «над сеянием» (ржи, пшеницы и других плодов) так возвышенна по идее, положенной в основу ея, и так глубоко-назидательна по мыслям, что мы просим позволения принести ее текст здесь в цельном виде:

Но самым тяжким нареканием и даже, скажем прямо, издевательством со стороны нашего маститого писателя, стоящего пред вратами смерти, подвергся чин христианского погребения и те обряды, какими воздают, «последний долг» умершему человеку св. Церковь и близкие, оставшиеся в живых. Мы уверены, что и с этими обрядами, и с главнейшими из песнопений этого умилительного чина православной Церкви знакомы более или менее все из наших слушателей, а потому, тешить себя надеждою, ни в ком из них не видеть сочувствующих крайним взглядам нашего писателя на данное чинопоследование.

В самом деле, обряды, какими ми воздаем последний долг почившему, ясно говорят нам, что и мы сами, а тем более св. православная Церковь, далеки от мысли, что почившие наши: отец, брат, сын, мать, дочь, – «противная, ненужная вещь», от которой мы спешили бы отделаться, чтобы она «не мешала нам живым». Напротив, все мы, без различия общественного положения и материального благосостояния, удрученные тяжелым горем потери « предстоящей разлуки с дорогим существом, спешим проявить к нему самые нежные знаки внимания и попечительности, на которые, к глубокому сожалению, мы не всегда бываем щедры при их жизни. Mы одеваем умерших в лучшие одежды, украшаем цветами, полагаем в богатые гробы, возлагаем венки, устрояем пышные погребальные церемонии, устилаем последний путь покойника до могилы зеленью, воздвигаем им склепы, ставим над прахом их дорогие мавзолеи и памятники и т. д.

Слава человеческая, молва народная, знатность, богатство, красота – все это суета и ничтожество потому, что все это остается здесь на земле и не следует за умершим по ту сторону нашей жизни, и все это никого не избавляет от общей человеческой участи – смерти, подкрадывающейся неожиданно. «Странное смерти таинство: надходит бо всем в безгодии, естество растлевается нуждею, старцы взимает, игумены, книжники, учители суетная мудрствующия тлит». 54 «Колицы убо внезапу восхитишася от самех сосцов во гроб, и спрягошася спряжением вечным, и сотвориша плачь неиждивимый, и от чертога не восташа: но вкупе брак, вкупе гроб, вкупе спряжение, вкупе и распряжение, вкупе смех, вкупе и плачь». 55

В виду ничтожества и кратковременности человеческой жизни и неожиданности смерти, которая не щадит ни пола, ни возраста, св. Церковь приглашает всех верующих, смотря на гроб усопшего, перестать думать о привременном. «Приидите и видите вси странное и грозное видение всеми познаваемое, образ ныне видимый, и никому мудр- ствуйте привременная. Днесь душа от тела разлучается, к вечному преставляему миру: в путь бо идет, имже николиже шествова, к св. Судии нелицеприемному, идеже предстоят ангеловъ чини. Страшио бо, братіе мои. судище опо, идѣже вси нредстанемъ нази: овіи убо венчаеми, онии же посрамляеми. Темже возопиим к безсмертному Царю: егда имаши испытати сокровенная человеческая, пощади раба твоего, егоже приял еси, Господи человеколюбче». 56

Для большего усиления впечатления на предстоящих у гроба почившего, поэт христианский в песнопениях церковных говорит к ним от лица умершего. «Зряще мя безгласна, и бездыханна предлежаща, восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смерт- ный. Но приидите вси, любящии мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду, или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят; царь и воин, богатый и убогий в равнем достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю, непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не ниизведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный». 57

«Спасайся, суетный животе, спасайтеся вси, друзи, сродницы же и чада: в путь бо иду, имже никогдаже шествовах. Но приидите, помянувше мою к вам любовь, последуйте и гробу предадите брение мое сие, и имущаго судите смиренную мою душу со слезами Христа молите, яко да огня измет мя неугасимаго». 58

Мысленно молю услышите, с труды бо сия и вещаю: вас бо ради сотворих рыдание, нежли имати кому к полъзе: но егда сие пети имате, поминайте мя иногдазваемаго. Мно- гажды бо вкупе свидохомся и в дому Божии вкупе пояхом». 3 )

«О мне не рыдайте, плача бо ничтоже начинах достойное, паче же самих себе согрешающих плачите всегда, сродницы и друзи, умерший зовет младенец: яко да искуса не возымете мучения». 60

«Что мя плачете младенда преставльшагося; лежай вопиет невидимо, несмь бо плачевный: младенцем бо определися праведных всех радость, достойная слезам не соде- лавшим дела, Христу бо воспевают». 61

Все стихиры чинов погребений полны самых возвышенных христианских мыслей и глубоких человеческих чувствований, но наибольшею нежностью чувства проникнуты стихиры и песнопения в чине погребения младенческого. Потеря нежного любимого дитяти, обыкновенно, болезненно отзывается в сердце родителей, и св. Церковь в своих песнопениях стремится выразить самое горячее соболезнование безутешно плачущим родителям в следующих песнопениях:

«Многажды бо пред гробом сосцы биют и глаголют: о, сыне мой и чадо сладчайшее, не слышиши ли матере твоея, что вещает; се и чрево, носившее тя, чесо ради не глаголеши, яко глаголать еси нам; но тако молчиши глаголати с вами: Аллилуия». 62

О, ктο не восплачет, чадо мое, еже от жития сего плачевное твое преставление! Яко младенец незрелый от матерних объятий, ныне яко птенец скоро отлетел еси, и к Создателю всех избегл еси.

О, чадо, кто не восплачет, зря твое ясное лицо увядаемо, еже прежде, яко крин красний!

О, кто не возстенет, чадо мое, и с плачемые возопиет многое твое благолепие и красоту жительства твоего! Якоже бо корабль следа не имый, сице зашел еси он очию скоро. Придите, друзи мои, сродницы и ближнии, вкупе со мною сего целуем, ко гробу посылающе».

Но исчерпать всего богатства мыслей, высокого поэтического вдохновения и чистого христианского миросозерцания, какое представляют обряды, молитвословия и песнопения чинов христианского погребения, а равно и других молитвословий по различным случаям нашей жизни, нет никакой возможности. Желательно верить, что и на основании представленного материала, извлеченного нами непосредственно из Требника, у людей непредубежденных и ищущих истины, едва ли найдется смелость утверждать, что эти произведения великого богословского ума и чистой христианской поэзии имеют хоть какое-нибудь сходство с вышеприведенными образцами народного творчества, известными под Именем отреченных молитв, заговоров, заклинаний и т. п. Вашему просвещенному уму и вашей совести предоставляем решить вопрос: есть ли во всем, что мы сказали доселе об обрядах, чинопоследованиях и молитвословиях, содержимых в нашем Требнике, что-нибудь такое, что, действительно, было бы грубо и «низлежало», полно «грубых суеверий», и напоминало бы народные «приемы колдовства, приспособленные ко всем возможным случаям жизни»? 63 Напротив, делать сопоставления молитв, чинопоследований и обрядов Требника с памятниками народного творчества, созданного людьми невежественными, с целью эксплуатировать народную детскую веру и слабо развитое религиозное миросозерцание, при полном непонимании сил природы и суеверном перед нею страхе, не значит ли со стороны нашего писателя поступать «произвольно, неосновательно», взводить на наш Требник заведомую «клевету», скажем более, даже «подстрекать к дурным чувствам и поступкам» 64 (Пользуемся словами нашего писателя, обращенными к Св. Синоду) людей мало знакомых с этою книгою, слабых и неустойчивых в вере православной, но слепо верующих в авторитет художника русского слова, когда-то умеющего будить «лучшие чувства» в среде своих почитателей?

Все мы, истинные чада нашей Матери-Церкви, живем в лучшем из миров, но все мы – странники и пришельцы в нем. На долю нашу выпадают отрадные минуты блаженной радости, но, большею частию, жизнь наша проходит среди искушений, бед и скорбей, и иногда, тяжелых настолько, что мы падаем и изнемогаем. Как в светлые минуты радостей, так особенно в тяжелые дни скорбей и неудач, все мы нуждаемся в укрепляющей благодати Божией, которая низводится в нашу душу по молитвам св. Церкви, при помощи нашего Требника или великого Молитвослова. Труждающийся в поте лица, обремененный тяжелыми невзгодами жизни, удрученный скорбями, переживающий светлые минуты радости и семейного счастия – каждый найдет для себя ответ в этой книге, соответственно своему данному положению и настроению. Пусть же эта книга, обнажающая жизнь христианина во всех ее разнообразных проявлениях, перестанет быть книгою только библиотек церковной и приходского пастыря, а сделается настольною книгою в доме каждого православного христианина, займет место рядом с Библиею или св. Евангелием. При близком и всестороннем знакомстве с содержанием этой книги, глумления над нею будут невозможны, мы лучше и сознательнее будем относиться к христианским обрядам, а вместе с этим, научимся и глубже, и горячее любить нашу святую православную Церковь – нашу Мать кормилицу, поилицу, защитницу, покровительницу и молитвенницу до скончания мира.

Беседа эта издана в свет Киевск. религиозным обществ. отдельною брошюрою под заглавием: «Недостатки современного церковно-религиозного воспитания и причины, их породившие“. Киев. 1901 г.

Измоливы «о долгосраждущем умрети». Требник изд. Киев. 1873 л. 169.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *