травить паруса что значит
Управление парусами
Управление парусами заключается в правильной установке их относительно ветра для обеспечения наибольшей скорости движения. Управляют парусами при помощи шкотов. По команде «выбрать гика-шкот (стаксель-шкот)» осуществляют выбирание шкотов и подтягивают соответствующий парус по направлению диаметральной плоскости судна. По команде «травить гика-шкот (стаксель-шкот)» соответствующий шкот отпускают, и парус под давлением ветра отходит от диаметральной плоскости судна.
Нахождение оптимального положения парусов относительно ветра достигается практикой.
Начинающим туристам можно рекомендовать следующие правила.
При встречном или боковом ветре (курс бейдевинд или галфвинд) паруса ставят на грани их заполаскивания. Для этого следует выбрать шкот соответствующего паруса настолько, чтобы парус наполнился ветром. Как только лодка ляжет на нужный курс, шкот потравливают до тех пор, когда передняя шкаторина паруса начнет, как говорят, слегка «дышать», но не полоскаться. Для данных курсов парус будет установлен правильно. Наиболее часто допускаемая ошибка на этих курсах — слишком сильно выбранные шкоты, что приводит к излишнему крену судна и снижению его хода.
При попутных ветрах (курсы бакштаг или фордевинд) паруса нужно травить настолько, чтобы они стало перпендикулярно направлению ветра. Если при движении стремятся потерять ход, то травят шкоты до заполаскивания парусов, «выпуская» из них ветер (на полных курсах при этом приводятся к ветру). Чтобы снова набрать ход, шкоты нужно выбрать, как указано выше. В этот момент в лодке следует всегда сидеть с наветренной стороны, откренивая ее. На ходу рулевой одной рукой держит румпель, а другой — гика-шкот. При движении все время происходит изменение направления ветра. Для сохранения нужного курса следует постоянно управлять парусами и рулем.
Чтобы избежать попадания воды через швертовый колодец при движении лодки на волне, его щель надо заткнуть после опускания шверта тряпкой или куском поролона.
Морские термины первой необходимости
Понять и запомнить.
Первый круиз как первый день на новой работе: кругом масса незнакомых вещей, люди изъясняются странными словами, волнение зашкаливает, и ужасно не хочется ударить в грязь лицом. Чтобы не прослыть «неучем», придется много запоминать, причем не только где что находится, но и как эти самые «где» и «что» называются. Мы попытались облегчить вам задачу и доступно описать самые востребованные морские термины, которые вы обязательно будете сначала слышать, а затем и использовать на протяжении всего круиза.
Нос – передняя часть судна. Здесь все просто: если вы читали художественную приключенческую литературу или хотя бы раз в своей жизни плыли на лодке, некоторые названия на яхте будут вам хотя бы отдаленно знакомы.
Корма – задняя часть судна. Проведите воображаемую линию через центр корпуса яхты, все что будет спереди от нее – нос, все что сзади – корма.
Правый борт, левый борт – если стоять лицом к носу лодки, справа будет правый борт, слева, соответственно, левый. К счастью, на русском все действительно просто. Сравните с английскими версиями starboard и portside.
Кокпит – площадка в кормовой части яхты, предназначенная для нахождения в ней рулевого и пассажиров. Основное место сбора всей команды на борту.
Крен – наклон. Вы наклоняетесь, а яхта кренится.
Наветренная сторона – сторона, в которую дует ветер. Здесь тоже несложно: чувствуете, что ветер дует вам в правый бок, значит там и наветренная сторона. Противоположная сторона будет подветренной.
Грот – главный парус на судне. Название этого паруса пришло в русский язык из Голландии. Как правило, гротом на одномачтовых яхтах называют задний парус. Он является одной из самых важных частей яхты.
Гик – от нидерл. giek букв. – палка. Если сложно: устройство, служащее для растягивания нижней части (шкаторина) косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального рангоутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижным так и неподвижным образом. Если проще: горизонтальная «палка», одним концом соединенная с нижней частью мачты. По ней растягивает нижняя сторона паруса.
Ванты – это специальные снасти (как правило, оцинкованные или стальные тросы) стоячего такелажа яхты, с помощью, которых укрепляется мачта. Число вант напрямую зависит от толщины самой мачты и площади парусов.
Штаг – это жесткий стальной трос стоячего такелажа судна, удерживающий от падения мачту назад.
Стаксель – парус треугольной формы, который ставится на штаг для поддержания мачты спереди.
Спинакер – еще один парус (вы же не подумали, что мы ограничимся всего двумя?). Большой легкий передний парус, используемый при попутном ветре. На яхте используется как дополнительный, в большинстве случаев при поднятом спинакере убирают стаксель. Изготовляется из легкой ткани, имеет выпуклую форму и по принципу действия сходен с парашютом.
Генакер – парус меньшего размера, чем спинакер, обычно гоночный, но может использоваться и в круизных плаваниях с небольшим экипажем на борту.
Травить – постепенно ослаблять натяжение троса или якорного каната, а совсем не то, что вы привыкли понимать под этим словом.
Шкот – это веревка, которой натягивают и привязывают края парусов.
Лебедка – приспособление для быстрого управления яхтой, установки парусов и изменения их положения. Для работы с лебедкой обычно используют рукоятку, которую вставляют в центральное гнездо. Обычно один человек обводит шкот или фал вокруг лебедки и тянет за свободный конец, в то время как другой крутит лебедку при помощи ручки. Современные лебедки имеют стопор для удержания свободного конца и на них может работать один человек.
Кранцы – это особые приспособления, которые вывешиваются по бортам судна перед его швартовкой. Они предназначены для смягчения возможного удара о причал или другое судно.
Техника хождения под парусом.
Поворот фордевинд. Плавание по кругу
Поворот фордевинд
Это означает изменение галса с прохождением кормы через линию направления ветра при повороте. При сильном ветре этот маневр может быть опасным, его следует выполнять осторожно, в противном случае можно повредить яхту и может пострадать команда. Опасность заключается в том, что грот и гик перелетают с одной стороны на другую без контроля. В идеале гик следует придерживать при перемещении через палубу, подтягивая его, а затем медленно отпускать с другой стороны, чтобы уменьшить толчок.
На маленьких швертботах случайное или неудачное перекидывание паруса почти наверняка приведет к переворачиванию.
При подготовке к повороту фордевинд потяните румпель к себе, управляя гротом с помощью гика-шкота, когда парус пересекает лодку. |
Переместитесь на другой борт, убедитесь, что на новом галсе гика-шкот выбран не слишком туго. |
Измените положение румпеля и гика-шкота, установите парус для нового курса. |
Последовательность действий при выполнении поворота фордевинд:
1. «Отдать шкоты!» Отдавая эту команду, шкипер поворачивает лодку в сторону от ветра, почти кормой к ветру, паруса не работают. Стаксель может сложиться за гротом.
2. «Приготовиться к повороту фордевинд!» Это предупреждение всем на борту о предстоящем выполнении поворота фордевинд. Тем, кто находится в кокпите, нужно пригнуться! Шкотовый матрос выполняет те же действия, что при смене галса, но не выбирает стаксель, когда он меняет борт, так как лодка после поворота будет все еще двигаться свободно. Оттяжка гика натягивается туго и закрепляется, чтобы гик не поднялся и не произошло случайное перекидывание паруса.
3. На этом этапе управляет шкотовый матрос. Он должен следить за перемещением гика с одного борта на другой, избегать резких бросков и сильных толчков, которые могут возникнуть, когда ветер наполнит парус с другой стороны, — они могут причинить вред команде и яхте. Когда все готово, рулевой поворачивает яхту в сторону от ветра, при этом лодка пересекает линию направления ветра кормой. Шкотовый матрос выбирает гика-шкот как можно быстрее.
4. «Поворот фордевинд!» Когда ветер оказывается с другого борта и гик перемещается через яхту, матрос быстро отпускает гика-шкот, чтобы погасить толчок.
5. Когда поворот фордевинд выполнен, румпель устанавливается в среднем положении, и паруса регулируются заново для измененного курса.
На швертботах не выбирают гика-шкот и не отпускают его, гик свободно перелетает с одного борта на другой, так как его механизм гораздо легче и вряд ли может принести вред. Если гик не отпустить достаточно быстро, в плохую погоду толчок от перекидывания паруса может перевернуть лодку.
Плавание по кругу
Когда лодка идет по прямому курсу, паруса устанавливаются именно для этого положения (насколько возможно долго без заполаскивания шкаторины), их положение меняют только при изменении направления ветра.
Поскольку и в гонках, и в путешествиях требуется движение по разным направлениям, важно научиться комбинировать различные положения яхты для движения в любом требуемом направлении.
Движение под парусом по кругу, или «вокруг компаса», позволяет проверить умение рулевого управлять яхтой во всех положенияхсудна относительно ветра. |
Хорошим тренировочным упражнением послужит движение лодки по кругу на свободном участке воды, что включает все положения яхты относительно ветра, на основе такой подготовки строятся все маневры при движении под парусом.
Движение по треугольному контуру — так проводится большинство коротких гонок — является разновидностью движения по кругу; таким образом проверяется подготовка участников во всех положениях яхты в течение гонки.
Так как движение по полному кругу включает использование всех основных маневров, любая лодка может идти в нужном направлении, просто используя один из них. Данное упражнение можно выполнять и по часовой стрелке, и в обратном направлении, чередуя одни и те же действия в разной последовательности.
Яхта на заднем плане лавирует с наветренной стороны. Скоро она повернет на другой галс и будет двигаться курсом бакштаг (яхта справа уже идет в этим курсом), а затем легко пойдет при попутном ветре, как лодка впереди. |
Эти яхты поворачивают вокруг буя с наветренной стороны. После этого они повернутся левым бортом и вытравят шкоты для движения курсом бакштаг или фордевинд. |
Последовательность действий при движении по кругу:
1. Установите лодку в положение крутой бейдевинд правым галсом.
2. «Приготовиться к повороту!» Находясь на правом наветренном борту, повернуть румпель от себя.
3. «Право руля!» Яхта пересекает линию направления ветра. Рулевой перемещается на противоположный борт.
4. «Выбрать шкоты!» Выпрямить румпель, теперь судно идет курсом крутой бейдевинд левым галсом.
5. Румпель к себе. «Травить шкоты!» Яхта поворачивает в сторону от ветра до курса галфвинд при левом галсе. Выпрямить румпель.
6. Румпель к себе. «Травить шкоты!» Яхта движется дальше, пока ветер не станет попутным при левом галсе.
7. «Приготовиться к повороту фордевинд!» Румпель к себе. Судно выполняет поворот фордевинд, корма пересекает линию направления ветра.
8. «Перекинуть парус!» Выполняется перекидывание паруса. Рулевой перемещается на противоположный борт. Нужно вытравить шкоты и выпрямить румпель, теперь лодка идет правым галсом при попутном ветре.
9. Румпель от себя. «Выбрать шкоты!» Яхта поворачивает к ветру, и паруса устанавливаются для движения курсом бакштаг. Выпрямить румпель.
10. Румпель к себе. «Выбрать шкоты!» Привести яхту еще круче к ветру, туго выбрать шкоты, до курса крутой бейдевинд правым галсом.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Травить паруса что значит
Лавировка
Прямо против ветра парусное судно идти не может. Если
необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную
с наветренной стороны яхты, то применяется лавировка —
движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами.
Для смены галса необходимо совершить поворот. Также
различают лавировку по ветру, когда парусное судно (обычно
парусный катамаран или швертбот-скиф) для следования
точно по ветру идут курсом бакштаг со сменой галсов, а не
курсом фордевинд. Для скоростных парусных яхт такой способ
достижения подветренной цели быстрее.
Поворотов относительно ветра существует два вида:
• Поворот оверштаг. При этом маневре нос парусного судна
пересекает линию ветра. Судно приводится до левентика,
проходит линию ветра, затем уваливается на другой галс,
до нужного курса. Такой маневр легче выполняют суда с
косым парусным вооружением — бермудским, гафельным,
латинским. Для судов с прямыми парусами такой маневр
требует очень опытного и многочисленного экипажа. Паруса
переносятся при проходе через линию ветра, и помогают
увалиться. В противном случае судно может «пропустить
левентик», потерять ход и перестать слушаться руля.
Идти одним галсом или лежать на одном галсе — так
говорят, когда несколько судов идут правым или левым галсом
одновременно.
Лечь на другой галс — значит повернуть судно так, чтобы ветер
дувший, например, в правый борт, после поворота, дул в левый.
Сделать галс — пройти какое-нибудь расстояние одним
галсом, то есть не поворачивая на другой галс.
Если же, сохраняя галс, нужно пойти под более острым углом
к направлению ветра, то говорят, что нужно не повернуть,
а «привестись к ветру».
Если наоборот, нужно увеличить угол между направлением
ветра и диаметральной плоскостью (далее ДП) лодки, то
говорят, что необходимо «увалиться под ветер».
Меняя курс относительно ветра, одновременно меняют и
положение паруса, чтобы сохранить оптимальный угол атаки
ветра к парусу. Для этого его необходимо подтягивать к ДП —
«выбирать», или же отпускать — «травить».
В зависимости от борта, с которого дует ветер, курсы
относительно ветра могут быть правого и левого галса.
Ранее, при курсовом угле ветра, равном 26 румбам, бейдевинд
правого галса в парусном флоте иногда называли штирборд,
а левого (курсовой угол ветра 6 румбов) — бакборд. Для
уточнения курса относительно ветра применялись выражения:
«корабль идет правым галсом 7 румбов к ветру» (то есть
бейдевинд при курсовом угле ветра 78°); «Корабль идет бакштаг
правым галсом 10 румбов» (то есть курсовой угол ветра 112°);
«Корабль идет штирборд полнее 6 румбов» (то есть бакштаг
при курсовом угле 12 румбов, или 135°).
Сейчас применяют также понятие «крутой бейдевинд», как
острейший курс относительно ветра, при котором парусное
судно может идти вперед (он колеблется от 3 до 6 румбов
33,3/4° до 67,1/2°); крутой и полный бакштаг (до 12 румбов
и более 12 румбов, или до 135° и более 135° соответственно).
Уваливание и приведение
В принципе, парусное судно под действием ветра должно двигаться по
прямой — всё зависит от настройки яхты. Для этого центр парусности
(ЦП) должен занимать определенное положение относительно
центра бокового сопротивления (ЦБС). Это положение является
определяющим для скорости и устойчивости хода:
— если ЦП слишком смещен вперед относительно ЦБС, яхта будет
уваливаться;
— если ЦП рядом с ЦБС – яхта будет приводиться.
У каждого яхтсмена в этом вопросе есть свои пристрастия.
В зависимости от силы ветра и конструкции яхты изменение курса
может происходить как медленно, так и очень быстро. Это означает,
что при порывистом ветре яхта гоночной конструкции для сохранения
прямолинейности движения требует постоянно небольшого
подруливания. Разумеется, любое отклонение руля рассматривается
как вредное явление, поскольку оно замедляет движение, и отнюдь не
только в теории.
Приведение – это уменьшение угла между направлением ветра и
направлением движения яхты
Уваливание – это увеличение угла между направлением ветра и
направлением движения яхты
Повороты «оверштаг» и
«фордевинд»
Поворот оверштаг
Это основной поворот на лавировке.
Поворот оверштаг – это поворот с одного галса на другой, путём
пересечения ветра НОСОМ.
Делается он против ветра и состоит из двух элементов: приведения
яхты до положения левентик и последующего уваливания на новый
галс. Для успешного поворота оверштаг необходимы хорошая скорость,
особенно при волнении, и слаженная работа экипажа на шкотах и
бакштагах. Первое условие достигается тем, что в слабый ветер или в
сильный с волной, когда скорость яхты падает от недостатка ветра или
сопротивления набегающей волны, рулевой перед поворотом слегка
уваливает судно, увеличивая тем самым скорость. Для выполнения
второго условия необходимо, чтобы все члены экипажа имели
необходимую практическую выучку.
Поворот оверштаг на современных яхтах с удлиненным бермудским
вооружением от первого движения рулем до того момента, когда
судно ложится на новый галс, происходит в считанные секунды. За
это время нужно не только положить руль, но и своевременно отдать
и вновь выбрать стаксель-шкоты. Обычно во время поворота рулевой
ограничивается двумя командами.
По первой команде — «К повороту оверштаг приготовиться!» или
просто — «К повороту!», которая подается заблаговременно, экипаж
яхты или состав ходовой вахты занимает свои места. Подветренный
стаксель-шкот отдают с лебедки и берут на руки, а в сильный ветер
оставляют на лебедке. Рулевой, если необходимо, уваливает яхту и
увеличивает скорость.
По второй команде — «Поворот!» рулевой кладет руль на ветер и
приводит судно. В это же время травят подветренный стаксель-шкот,
который уходит в момент пересечения носом яхты линии ветра. Затем
сразу же выбирают ставший подветренным стаксель-шкот.
В гонках, а особенно на гладкой воде, рекомендуется травить стаксель-
шкот в тот момент, когда парус начинает сам переходить на другой галс,
но не раньше, так как тянущая способность стакселя сохраняется, пока
он работает, и скорость при повороте не уменьшается.
Иногда яхта останавливается в положении левентик и получает
задний ход. Ситуация может быть достаточно опасной, при наличии
рядом других яхт и препятствий. Здесь исправить положение
можно, быстро вынеся на ветер стаксель, который и увалит яхту
на новый галс. Одновременно рулевой должен положить руль в
сторону, противоположную повороту. Поворот на заднем ходу всегда
происходит со значительной потерей высоты.
Сразу же после поворота полезно немного пройти чуть полней с не
выбранными до конца стаксель-шкотами и слегка потравленными
гика-шкотами. Это дает возможность быстрее набрать скорость на
новом галсе и избежать возникающего при повороте дрейфа. Шкоты
выбирают сразу же, как только яхта наберет ход и рулевой приведет
судно до курса крутой бейдевинд.
Во время поворота не следует резко класть руль, особенно в слабый
ветер. Работать им надо плавно. Угол, на который перекладывают руль,
не должен превышать 30—35° для легких швертботов и 40—50°
для имеющих большую инерцию килевых яхт и тяжелых крейсерских
швертботов.
Поворот «коровий оверштаг»
Поворот через фордевинд
Этот поворот осуществляется по ветру на острых и на полных (бакштаг
и фордевинд) курсах.
Поворот фордевинд – это поворот с одного галса на другой, путём
пересечения ветра КОРМОЙ
На острых курсах поворот через фордевинд обычно делают только в
самых крайних случаях (например, когда на ветре обнаруживается какое-
либо препятствие — мель, судно и т. п. — и поворот оверштаг сделать
нельзя). Чтобы сделать поворот через фордевинд, необходимо сначала
увалиться до курса чистый фордевинд, притравливая гика-шкот, затем
подобрать гика-шкоты, чтобы уменьшить расстояние перекидки гика,
пересечь кормой линию ветра и перенести грот на другой галс, после
чего привестись до курса бейдевинд, но уже на новом галсе, потравить
гика-шкоты. Исполненный таким образом поворот позволяет судну
спуститься под ветер и миновать препятствие на курсе, оставив его на
ветре.
На полных курсах поворот через фордевинд всегда делают при
перемене галса, когда ветер заходит или яхта меняет курс, пересекая
кормой линию ветра.
Иногда идти курсом чистый фордевинд нельзя: либо ветер слабый,
либо яхта сильно рыскает на попутной волне. В таких случаях можно
лечь на курс бакштаг и, сохраняя неизменным генеральный курс,
периодически менять галсы, делая повороты через фордевинд. Такое
плавание под парусами называют «лавировкой на попутном ветре» (или
лавировкой на фордевинд).
Нелишним будет заметить, что поворот через фордевинд — довольно
трудный, по сравнению с поворотом оверштаг, маневр, а в сильный
ветер — даже опасный. При неуверенном управлении рулем или
нечеткой работе на шкотах могут быть порваны паруса или поломан
рангоут.
Действия рулевого и работа экипажа при повороте через
фордевинд следующие:
— по команде «К повороту через фордевинд приготовиться!»
готовят и освобождают гика- и стаксель-шкоты;
— по команде «Поворот!» рулевой кладет руль под ветер; шкотовые
перебирают стаксель-шкот и травят гика-шкот до вант; когда корма
подойдет к линии ветра, гика-шкот быстро выбирают, чтобы к моменту
пересечения линии ветра гик оказался в диаметральной плоскости.
Как только корма пересечет линию ветра и грот пойдет на другой
галс, гика-шкот свободно травят почти до вант, чтобы избежать крена
от удара ветра и слишком быстрого приведения; затем, постепенно
выбирая гика- и стаксель-шкоты, приводятся и ложатся на новый галс.
В сильный шквалистый ветер, когда у рулевого могут появиться
сомнения, делать ли поворот через фордевинд на полном курсе, можно
сделать поворот, который у яхтсменов называется «коровий оверштаг».
При этом повороте рулевой, выбирая гика-шкоты, приводит яхту до
курса бейдевинд, делает поворот оверштаг, а потом уваливается до тех
пор, пока не ляжет на новый галс и курс с полным ветром.
При обучении новичков поворотам через фордевинд и оверштаг
недостаточно двух приведенных команд. Их подают только тогда,
когда экипаж натренирован и понимает рулевого буквально с
полуслова.
Чтобы достичь такого понимания, начинающий яхтсмен должен
изучить последовательно все действия при повороте по отдельно
подаваемым командам.
Правила расхождения судов в море
Правила расхождения парусных и моторных судов
Моторное судно должно уступить дорогу парусному судно, если оба
судна находятся вне фарватера. На фарватере, моторное судно имеет
преимущество и парусное судно должно уступать ему дорогу.
Прогнозирование погоды
Хождение под парусом полностью зависит от ветра, поэтому каждый моряк
должен понимать погоду и уметь предугадывать ее изменения. Современные
электронные средства связи позволяют регулярно получать прогнозы погоды,
но эта информация часто имеет общий характер, поскольку охватывает
большие территории. Моряку же нужны подробности об изменениях погоды,
которые будут влиять на движение его яхты в течение нескольких ближайших
часов. Погода может меняться резко, а официальные метеослужбы не всегда
знают о развитии событий в конкретном районе, где свое влияние оказывают
специфические условия или особенности топографии. Например, знание
характера береговых бризов поможет шкиперу запланировать путешествие
вдоль берега так, чтобы избежать неподходящих ветров и волн, тогда условия
перехода будут наиболее благоприятными.
Мало уметь читать и понимать официальные карты погоды и прогнозы, нужно
уметь предсказывать любые возможные изменения условий, которые могут
повлиять на движение яхты в ближайшие часы.
Внешние признаки оценки силы ветра (шкала Бофорта):
12 баллов – УРАГАН
скорость ветра ≥64 узлов (≥32.6 м/с)
высота волны: ≥46футов (≥14 m)
на море: Громадные волны. Море полностью белое от волн и
брызг. Воздух наполнен летящими брызгами, почти полностью
затрудняющими видимость.
на суше: Ощутимые повсеместные повреждения растительности.
Вокруг разбросаны обломки. Некоторые окна разбиты, структурные
повреждения плохо построенных сараев и подсобных помещений.
Правило номер один:
НЕ ВЫХОДИТЬ НА ВОДУ,
НЕ УЗНАВ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ