толковый словарь что это такое 2 класс
Толковый словарь
Толко́вый слова́рь — словарь, содержащий в себе слова и понятия языка с кратким описанием того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов. Толковый словарь изъясняет лексическое значение того или иного слова.
В качестве известных примеров толковый словарей можно привести:
Лексикография • лексикология • словник • словарная статья • тезаурус • конкорданс | |||||||||||
Энциклопедические | Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона • Большая советская энциклопедия • Большая российская энциклопедия • Википедия • Энциклопедия Британника • Энциклопедия Гран Лярусс • Энциклопедия Дидро и д’Аламбера • Энциклопедия Мейера | ||||||||||
Лингвистические |
| ||||||||||
Портал:Лингвистика • Портал:Русский язык |
Полезное
Смотреть что такое «Толковый словарь» в других словарях:
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ — словарь, содержащий слова с объяснением их значений; может содержать грамматическую, этимологическую и стилистическую характеристики слов, примеры употребления и др. сведения. Широко известен и сохранил свое значение до наших дней четырехтомный… … Профессиональное образование. Словарь
толковый словарь — Языковой словарь, разъясняющий значение слов какого либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN glossary DE… … Справочник технического переводчика
толковый словарь — толковый словарь: Языковой словарь, разъясняющий значение слов какого либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ — объясняет значения слов какого либо языка; содержит их грамматическую и стилистическую характеристику, примеры употребления в речи и другие сведения … Большой Энциклопедический словарь
толковый словарь — Rus: толковый словарь Deu: Definitionswörterbuch Eng: glossary Fra: glossaire, dictionnaire, raisonné Языковой словарь, разъясняющий значение слов какого либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
толковый словарь — объясняет значения слов какого либо языка; содержит их грамматическую и стилистическую характеристику, примеры употребления в речи и другие сведения. * * * ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ, объясняет значения слов какого либо языка; содержит их… … Энциклопедический словарь
Толковый словарь — словарь, объясняющий (толкующий) значения слов и иллюстрирующий их употребление; см. Словарь … Большая советская энциклопедия
толковый словарь — 1) Разновидность лексикографического издания, в котором отражена семантика единиц словарного состава языка, а также информация о написании, орфоэпических, стилистических и грамматических признаках слов. В них могут быть представлены… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
толковый словарь — языковой словарь, разъясняющий значение слов какого либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения энциклопедический словарь терминологический словарь энциклопедия языковый словарь … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
толковый словарь — 1. Одноязычный словарь, разъясняющий значение и употребление включаемых слов путем объяснений, парафраз, синонимов и т.п., т.е. разных вариантов (разновидностей) интервербального перевода. 2. Словарь, содержащий слова с объяснениями их значений,… … Толковый переводоведческий словарь
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 20. Что такое лексическое значение слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
2) Лексическое значение слова.
Слово – основная единица языка и речи, которая служит для называния предметов, лиц, действий, признаков, количеств и отношений между ними.
Лексика – словарный состав языка.
Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово.
Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 42 – 44.
3 Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? Нужно заглянуть в толковые словари. Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова. Словари бывают большие и маленькие. В обычном школьном толковом словаре около шести тысяч слов. Самый большой словарь русского языка состоит из семнадцати томов, в нём даётся толкование больше ста двадцати тысяч четырёхсот восьмидесяти слов.
Таким образом, мы выяснили, что значение – важнейший признак слова. Лексика – это словарный состав языка. Слов в русском языке очень много, и все они разные. Большинство слов имеют лексическое значение. Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. Лексическое значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Добавление подписей к изображениям.
Подберите подписи к изображениям.
Подписи: байдарка, катамаран, каноэ, шлюпка, парусник.
1.Прочитайте внимательно названия водного транспорта.
2.Вспомните лексическое значение каждого судна.
3.Переместите табличку с названием под изображение.
4.Если задание выполнено правильно, табличка останется под изображением.
1. Толкование слов от А до В
Теория:
Аллéя, аллéи, ж. — дорога (в саду, парке и т. д.), по обеим сторонам которой посажены деревья или кустарники. Деревья в аллее посажены друг за другом стройным рядом. Дубовая аллея.
Аппарáт, аппарáта, м. — прибор, механическое приспособление для выполнения какой-либо работы. Летательный аппарат. Телефонный аппарат.
Архитéктор, архитéктора, м. — специалист в области проектирования и сооружения зданий.
Áстра, áстры, ж. — садовое растение с крупными цветами различной окраски из семейства сложноцветных. Цветы астры не имеют запаха, а бутоны напоминают звезду. Название цветка восходит к древнегреческому слову «astron», что в переводе означает «звезда».
Астронóм, астронóма, м. — специалист в области астрономии, учёный, изучающий космос.
Ательé, нескл., ср. — мастерская, где шьют одежду, изготавливают обувь, производят или чинят предметы домашнего обихода. Обувное ателье. Телевизионное ателье. Мебельное ателье.
Бáкенщик, бáкенщика, м. — сторож при бакене, человек, охраняющий бакен — водный буй на якоре, который указывает на речную мель или подводные камни. Старый бакенщик около мелей и перекатов расставляет по реке красные и белые бакены. Е. Чарушин.
Балагáнчик, балагáнчика, м. — уменьшительно-ласкательная форма к сущ. «балагáн».
Балагáн, балагáна, м. — 1. временная постройка из досок, используется для жилья или торговли. 2. Небольшая, лёгкая постройка для театральных представлений на ярмарках. Я увидел балаганы, ярмарочных скоморохов, карусели и горы. Ю. Юркун. 3. Смешное, несерьёзное, часто грубое зрелище или поведение, шутовство, кривлянье. Прекрати этот балаган!
Барс, бáрса, м. — то же самое, что леопард — крупное пятнистое животное из семейства кошачьих. Барс держался на передних ногах, смотрел на нас злобно и сильно рычал. А. Денисов.
Берéт, берéта, м. — мягкий головной убор без полей.
Бидóн, бидóна, м. — металлический или пластмассовый сосуд для хранения и перевозки жидкостей. Бидон с молоком. Двухлитровый бидон.
Борови́к, боровикá, м. — белый гриб.
Борови́на, борови́ны, ж.— боровая (лесная), хвойная, нехлебная почва.
Бри́джи, бри́джей, мн. — короткие спортивные штаны до колен.
Бу́дущность, бу́дущности, ж. — 1. события будущего времени, развитие дел в будущем. Мы в будущность глядим без грусти и тревоги. С. Надсон. 2. Судьба, участь. О! Вас ждёт прекрасная будущность. К. Паустовский.
Бульвáр, бульвáра, м. — широкая городская аллея; широкая улица, по обеим сторонам которой посажены деревья. Гоголевский бульвар.
Бурья́н, бурья́на, м. — высокая сорная трава. У меня в огороде бурьян растёт. В. Шукшин.
Вéшний — то же, что весенний (поэт.). Увяли вешние цветы, / Померкли розовые зори. К. Фофанов.
Вещáние, вещáния, ср. — 1. пророчество, предсказание. Кто она была и что за чудное вещание произнесла она и почему? Н. Гиляров-Платонов. 2. То же, что радио- или телевещание; передача на расстояние музыки, речи, видео, радио- и телепрограмм. Телеканал прекращает вещание и закрывается.
Вóбла, вóблы, ж. — морская рыба, употребляется в пищу в вяленом или копчёном виде.
Вóжжи, вожжéй, мн. (ед. вожжа́, вожжи́, ж.) — длинные ремни или веревки, которые используются для управления лошадью в упряжке. Натянуть вожжи. Отпустить вожжи.
Вóйлок, вóйлока, м. — плотный материал, изготавливается из шерсти путём валяния. Валенки из войлока.
Ворожбá, ворожбы́, ж. — гадание, колдовство. Время к новому году подвигалось, а по девичьему обряду в ту пору про женихов ворожат. Девчонки и затеяли такую ворожбу. П. Бажов.
Всепогóдный — действующий в любую погоду. Всепогодные самолёты.
Вы́пь, выпи, ж. — ночная птица, принадлежит к семейству цапель.
Вьюнóк, вьюнкá, м. — вьющееся сорное растение. Полевой вьюнок.
Конспект урока русского языка по теме «Словари» (2 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 43
Урок русского языка во 2 классе.
« Словари русского языка.
Как пользоваться словарём и что можно узнать из словаря ».
— развитие умения пользоваться информацией
— развитие умение пользоваться словарями разного типа.
— Познакомить второклассников с основными словарями русского языка.
— Развивать чувство языка, внимание, память, интерес к русскому языку.
— Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
Презентация Power Point “Словари русского языка”
Выставка словарей из школьной библиотеки и домашних библиотек учащихся.
Словари для групповой работы
Тип урока: Открытие нового знания. Урок формирования понятий и развитие умений.
Учитель МБОУСОШ №43 Муханова Надежда Николаевна
1.Самоопределение к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.
5.Проектирование и фиксация нового знания.
6.Первичное закрепление с проговариванием.
7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
8 . Включение в систему знаний и повторения.
Урок начинается с традиционной скороговорки.
Раздаётся стук в дверь. Ребятам передают конверт. Ученики зачитывают письмо.
Уважаемые ребята! Я – слово «Б ИСЕДА». Я есть в русском языке но, к сожалению, я не знаю
-как правильно меня писать,
-есть ли у меня родственники.
Я вас прошу, помогите мне!
Бедное, одинокое слово. Бродит по тетрадкам и не знает даже, как оно правильно пишется. Ну что ребята? Отправимся в страну русского языка, чтобы помочь этому несчастному слову ( создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность ).
«Где есть желание, найдётся путь!»
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока
— Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)
— Да, вы догадались, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
Отправляемся в путь. (Ребята записывают число в тетрадях).
-Русский язык это такая огромная страна. Очень много наук изучают этот сложный русский язык. А мы пока ещё так мало знаем. Как бы нам не заблудится, не сбиться с верного пути. Нам нужен помощник – консультант, который много знает о русском языке и не допустит, чтобы мы потерялись.
-Как вы думаете, что поможет нам, познакомится со словом «беседа»?
(Ребята рассуждают и приходят к выводу, что это словарь).
Предположите, какая тема урока. ( «Как работать со словарем»)
На доске объяснение слова словарь.
Словарь – сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или
переводом на другой язык.
(Выходит мальчик в костюме словаря.)
Словарь Да, я помогу вам познакомиться со словом «беседа», а ещё
я познакомлю вас со своими друзьями – словарями.
Выставка разных словарей.
Словарь Вы убедились, что словарей очень много. Нам надо решить
— Посмотрите на слово « «Б ИСЕДА », оно написано с исправлением, а может быть и с ошибкой. Подумайте, поразмышляйте, подберите правило написания этого слова.
(Дети рассуждают, как записать слово «беседа». Находят опасное место в этом слове, пробуют проверить безударную гласную.)
Словарик Если вы не уверены в написании слова, не можете его
проверить, не можете подобрать правило, что же тогда
— Правильно, обратиться к словарю.
Словарь А вы знаете в каком словаре необходимо смотреть
Выходит ученик в костюме.
словарь Орфография – наука, изучающая нормы и правила
Орфографический словарь поможет вам узнать, как
правильно писать слова, которые нельзя или трудно
Ученик в костюме орфографического словаря показывает разные издания словарей. Раздаёт словари ребятам.
-Вспомните, как расположены слова в словарях. Найдите правописание слова «беседа». Запишите это слово в тетрадь.
— Правописание слова «беседа» уяснили и постараемся его запомнить. А что же обозначает это слово? Каково его значение?
(ребята думают, рассуждают)
— Проверим своё мнение по словарю.
Словарь Кто знает, в каком словаре можно узнать значение
словарь Толкование – значит объяснение.
Толковый словарь – словарь, в котором даны
определения значений слов.
Этот словарь поможет вам разобраться, что
обозначают все слова.
Ученик в костюме словаря показывает разные издания словарей и раздаёт их ребятам.
-Найдите в словарях значение слова «беседа».
На доске определение этого слова.
—Каждому нужна семья. Очень сложно жить одиноким. Нужно найти родственников слова «беседа».
-Словарик помоги нам отыскать родню. Подскажи где искать однокоренные слова?
Словарь Да, существует и такой словарь. Знакомьтесь,
Словообразовательный словарь – словарь, который поможет
вам разобраться, как от одного корня образуются новые слова.
Вам ещё предстоит познакомиться с частями слова. Вы уже
знаете, что такое корень?
Ученик в костюме словаря просит ребят повторить правила о корне слова и однокоренных словах.
Знакомит со словообразовательным словарём.
— Запишите однокоренные слова в тетрадь, выделите корень слова.
-Составьте и запишите предложение с этими словами.
После долгой разлуки друзья беседовали, разговаривали, болтали.
Мальчики громко беседовали, а девочки скромно молчали.
Сегодня мы проделали огромную исследовательскую работу. Выручили слово из беды, теперь уж слово «беседа» точно знает свою родню, своё значение и я надеюсь, запомнило, как пишется без ошибок.
Мы выручили слово, а оно нас, чем отблагодарило, чему научило?
Да мы научились пользоваться словарём.
Мы узнали, что правописание слова надо искать в орфографическом словаре.
Мы узнали, что однокоренные слова надо искать в словообразовательном словаре.
Мы узнали, что значение слова нам объяснит толковый словарь.
Сегодня я убедился в том, что…
Теперь я умею определять…
Я знаю, что в русском языке…
Словари вам приготовили интересные задания – весёлые ребусы. Ответы записывайте правильно, проверяйте по словарю.
2*. Найдите и запишите пословицы со словом беседа.
— интерес к изучению языка.
— извлекать информацию, представленную в разных формах.
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
— интерес к изучению языка.
— самостоятельно формулировать тему и цели урока;
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
— интерес к изучению языка.
— самостоятельно формулировать тему и цели урока;
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
— осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
— осуществлять анализ и синтез.
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
— интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
— осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
— слушать и слышать других. Пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
— осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
— чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи;
— интерес к письму, к созданию
— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
— извлекать информацию, представленную в разных формах;
— пользоваться словарями, справочниками.
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
— эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.
— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
— интерес к изучению языка.
— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-030475
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.