толкиенисты это кто такие

Толкинистское движение России

С палкой в руке и бутылкой в кармане

толкиенисты это кто такие. Смотреть фото толкиенисты это кто такие. Смотреть картинку толкиенисты это кто такие. Картинка про толкиенисты это кто такие. Фото толкиенисты это кто такие

Толкинистское движение России — один из старейших в нашей стране фэндомов, если не старейший («Хоббит» был переведён в 1975 году). Он возник ещё до того, как до нашей страны дошло обыкновенное понятие «фэндом» — тот, который с весёлыми или сопливыми фанфиками, шиппингом и косплеем. До всего пришлось додумываться самостоятельно, поэтому фэндом получился особенным.

Содержание

Что такое толкинизм? [ править ]

Самый главный вопрос: «Что есть толкинизм и кто есть толкинист?».

Непротиворечивое определение понятия «толкинизм» получить невозможно, поэтому гораздо проще будет «вывести» его, опираясь на «характеристики» толкинизма как явления:

Разнодивности толкинистов [ править ]

Различные группы легко пересекаются друг с другом и весьма органично сочетаются — так, например, ничто не мешает высокому толкинисту быть ещё и ролевиком и/или менестрелем, играющим в BfMe, а до кучи — родителем (а то и бабушкой/дедушкой) юного игровика и фикодела.

Существует также альтернативная и откровенно шутливая «градация», основанная на толкинистском же анекдоте о степени оторванности от реальности и увлечённости темой.

История толкинизма на постсоветском пространстве [ править ]

Самая первая волна российского (а тогда ещё — советского) толкинизма случилась в перестроечные года, вместе с первыми официальными переводами Толкина. Но эта волна обязана не официальным переводам. Тогда был настоящий бум «самиздатовских» переводов Профессора — многие даже в Москве и Ленинграде желали получить (даже не в личное пользование — а просто на время, чтобы прочитать) ксерокопию такого перевода. И очереди на каждый такой экземпляр были огромными. Именно тогда и зародился толкинизм как явление.

Вторая волна была позже, как раз перед распадом СССР. Её устроили ролевики. Количество Полевых Ролевых Игр по Толкину тогда было столь огромным, что слово «толкинисты» в массах стало ассоциироваться именно с ролевиками (что сохраняется и поныне — и во все времена злило самих толкинистов) — именно с целью дистанцироваться от ролевиков, узурпировавших себе в те времена слово «толкинисты», собственно толкинистами был придуман термин «высокий толкинизм» для обозначения «научно-литературоведческого аспекта толкинизма».

В те же времена были написаны основные «Апокрифы» — фанатские произведения по мотивам Толкина. Отношение к ним было разное. От одобрения — до ненависти. Между канонистами и апокрифистами в те времена бушевали яростные войны, отголоски которых чувствуются и ныне. Весь этот разброд и шатание нанёс толкинизму очень серьёзный ущерб — какое-то подобие нормального сообщества начало восстанавливаться (что характерно — под чутким руководством ещё тех, «самиздатовских», толкинистов) только к концу 90-х годов.

А вскоре после случилась экранизация «Властелина Колец». Событие крайне масштабное, оживившее толкинизм и снова разделившее его на два лагеря. Но после этого, к середине нулевых, толкинизм начал медленно угасать, превращаясь в своего рода реликт прошлого. Экранизация «Хоббита» замедлила процесс — но не остановила его.

Апокрифы [ править ]

Одна из особенностей российского толкинизма — это апокрифы. Апокриф — это тот же фанфик, но всё очень серьёзно. Апокриф пишут не для того, чтобы свести двух любимых персонажей в неканоническом браке. Апокриф пишут потому, что (завывающим голосом) «Я поооомню!». Или потому, что (менторским тоном) «Там-то там-то у Фомы Аквинского убедительно доказывается, что Сатана хорошим быть не может». Или хотя бы: «Не прав профессор, все было не так!» Основной корпус текстов отечественных апокрифов по Толкину представляет не что иное, как расширенную вселенную, только пиратскую, не авторизованную фондом Толкина, но тем не менее, ввиду либеральности нашего копирайтного закона, изданную на бумаге как полноценные книги. Вот приблизительный список этого основного корпуса:

Следующие книги к «основному корпусу» не относятся, потому что друг на друга или на другие апокрифы не ссылаются. Но их тоже обычно считают апокрифами.

Толкинизм и музыка [ править ]

Менестрели [ править ]

Также российские поклонники Профессора написали (и продолжают писать) невероятное количество стихотворений, поэм, песен и даже сценическую рок-оперу «Финрод-Зонг» по мотивам истории Берена и Лютиэн. Качество стихов и песен разнится в зависимости от дарования автора — от достойных встать рядом с творчеством поэтов Серебряного Века до обычного графоманского рифмоплётства. Среди наиболее известных фэндомских поэтов и бардов — Лариса Бочарова (Лора), Арандиль (ака Алан П. Кристиан), Йовин (Лина Воробьёва), Иллет, Анарион, Аллиас и др.

Толкинизм и Heavy Mithril [ править ]

Толкинисты и металлисты во все времена были союзниками — благо, у многих групп очень много песен, отсылающих к творчеству Профессора и прочих писателей жанра фэнтези. Так что очень часто металлисты с удовольствием читали Толкина, а толкинисты с таким же удовольствием слушали металл (в былые времена многие люди начинали слушать тяжёлую музыку через своё увлечение фэнтези вообще и Толкином в частности). Всё это привело к появлению такого явления как тяжёлый митрил — специфическому поджанру (или даже культурному течению) тяжёлой музыки, где сама музыка подчёркивала фэнтезийную направленность текстов песен.

Социолект толкинистов [ править ]

В былые времена у русскоязычных толкинистов существовало несколько социолектов, по употреблению которых можно было точно сказать, когда данный человек ознакомился с Легендариумом и насколько плотно.

Толкинизм ныне [ править ]

Несмотря на некое «угасание», толкинистское сообщество и сейчас вполне живо и активно — проводится множество разнообразных мероприятий (отдельно нужно упомянуть конвенты), в форумах и социальных сетях существуют активные ресурсы, посвящённые Толкину и его произведениям. На фэндомных конкурсах по-прежнему можно встретить произведения по мотивам Толкина, что интересно, в первую очередь по «Сильмариллиону».

Влияние на искусство и общество [ править ]

Толкинисты в массах (впрочем, большая часть цивилов о толкинистах если и наслышана, то краем уха) представляются «дивными в плащах и занавесках», что уже лет 20-25 как неактуально. Впрочем, в былые времена толкинизм был своего рода «пощёчиной общественному вкусу» — презрение к «поп-корму» и ко сложившейся массовой культуре вообще было характерно для толкинистов той эпохи.

Источник

Толкинисты всех стран, объединяйтесь: кто изучает книги Профессора

толкиенисты это кто такие. Смотреть фото толкиенисты это кто такие. Смотреть картинку толкиенисты это кто такие. Картинка про толкиенисты это кто такие. Фото толкиенисты это кто такие

Официальная группа фильма «Властелин колец» в Фэйсбуке

Кто такие настоящие «толкинисты», так ли они похожи на хрестоматийный образ «студента с мечом, скачущего по лесу»? Об истории посвященных Толкину обществ в связи с 60-летием выхода первого тома «Властелина колец» рассказывает Алексей Байков.

В преддверии очередной годовщины выхода в свет первого тома «Властелина Колец» возникла идея написать колонку о толкинистах, но одна закравшаяся в голову мысль остановила уже занесенную над клавиатурой руку. Ведь если задать любому отдельно взятому гражданину вопрос «кто такие толкинисты», то он, почти не задумываясь, ответит что-то вроде «ну вот эти чудики, которые в плащи наряжаются и с палками друг за другом по лесу бегают, я по телевизору видел» и попадет пальцем в небо. Существуют же, например, «пушкинисты» – и мы совершенно точно знаем, что они не наряжаются в цилиндры и плащи-крылатки и не бегают друг за другом с дуэльными «лепажами». А вот толкинисты по какой-то неведомой причине у нас ассоциируются исключительно с «маханием палками».

Окей, давайте сперва наведем порядок с терминологией. То, о чем вы подумали, во всех остальных странах мира называется LARPG («Ролевые игры живого действия»), а их участники по-русски называются «ролевиками». Как видите – ничего имеющего отношения к Толкину. В «толкинистов» отечественные ролевики превратились в основном из-за того, что первая, еще советская, ролевая игра была сделана по мотивам произведений Толкина и называлась «Хоббитские игрища». Вообще-то ролевую игру можно провести хоть по «Властелину колец», хоть по «Шерлоку Холмсу», хоть по «Преступлению и наказанию» – был бы сюжет.

толкиенисты это кто такие. Смотреть фото толкиенисты это кто такие. Смотреть картинку толкиенисты это кто такие. Картинка про толкиенисты это кто такие. Фото толкиенисты это кто такие

Официальная группа фильма «Властелин колец» в Фэйсбуке

А кто же тогда такие «толкинисты»? Существует такое понятие как «фэндом» – «неформальное (как правило) субкультурное сообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства — пристрастием к определённому фильму, книге, сериалу и т.д.» (из Википедии). На самом деле, это слово носит такой несерьезный оттенок только из-за того, что впервые его начали употреблять в отношении любителей фантастики, а так, строго говоря, вышеупомянутые пушкинисты, а также какой-нибудь клуб любителей творчества Тарковского или прерафаэлитов – это тоже «фэндом».

Как фэндом соотносится с привычными нам «толкинистами»? Примерно так же, как с велосипедистами или с любителями орхидей, то есть по-разному. Участник фэндома может на зубок знать историю Средиземья, свободно говорить и писать по-эльфийски, но при этом не ездить на ролевые игры и даже относиться к ролевикам с некоторой долей снобизма. И наоборот – среди ролевиков немало тех, кто книг Толкина вовсе не читал и даже фильм не смотрел.

толкиенисты это кто такие. Смотреть фото толкиенисты это кто такие. Смотреть картинку толкиенисты это кто такие. Картинка про толкиенисты это кто такие. Фото толкиенисты это кто такие

Еще на ступеньку ниже находятся люди, работающие уже для «внутреннего круга»: всевозможные модельеры тематической одежды, исполнители авторской песни, фотографы, изготовители атрибутики, «знатоки по всем вопросам», переводчики с русского на синдарин и обратно, ну и просто люди, которым все это интересно. Не так давно с подачи японцев стремление к наиболее правдоподобному превращению себя в любимого персонажа получило, наконец, собственное имя – косплей. Опять-таки не следует смешивать это занятие с изготовлением костюма для ролевых игр. В LARPG костюм играет примерно такую же роль, как в театре, – помогает как можно лучше войти в образ и начать действовать как настоящий эльф, гном или орк. У косплейщиков созданием образа и позированием в таком виде перед фотокамерой, как правило, все и заканчивается.

А теперь давайте посмотрим на то, как живут толкинисты разных стран мира. Те самые, которые не «бегают с палками».

Казалось бы, уж вот где толкиеновская жизнь должна бить ключом. «Здесь каждый камень Профессора знает». Для истинного толкиниста Оксфорд – все равно что для пушкиниста Михайловское, а для битломана – Ливерпуль. И, разумеется, о членах «Оксфордского Толкиновского общества» ходят слухи самые невероятные – что принимают туда только тех, кто свободно владеет всеми эльфийскими языками, а заодно и Темным наречием, что каждый из его членов способен воспроизвести все основные события «Сильмариллиона» буквально поминутно и никогда не ошибется в родословной каждого из королей нолдор, и что на двери их любимого паба висит портрет Питера Джексона, который там используют в качестве мишени для дартса и для тренировки в стрельбе из эльфийских луков.

толкиенисты это кто такие. Смотреть фото толкиенисты это кто такие. Смотреть картинку толкиенисты это кто такие. Картинка про толкиенисты это кто такие. Фото толкиенисты это кто такие

Официальная группа фильма «Властелин колец» в Фэйсбуке

В нынешнем оксфордском «Толкиновском обществе» состоит около 40 человек, но число активных членов не превышает 15-17. Последнее неудивительно – как правило, выяснив расписание лекций и семинаров, новоиспеченный британский первокурсник тут же бежит смотреть списки студенческих клубов и записывается сразу в несколько, по принципу «кружок по фото и петь охота». Потом он осознает что, в конце-то концов, надо же когда-то и учиться, а еще надо бегать по девушкам и пить пиво в корпоративных пабах, и от всех его «увлечений» остается что-то одно. Например, академическая гребля, тот же кружок по фото, ну или Толкиновское общество.

Кстати оксфордское Общество – вовсе не самостоятельная структура, а является «смиалом» (региональным отделением) большого Британского Толкиновского общества. Да и основано оно было относительно недавно – в 1990 году.

Чем они там занимаются? Каждую неделю члены Общества собираются в одной из аудиторий колледжа «Крайст-Черч» и обсуждают любимого автора. Иногда проводят викторины в стиле нашего «Брейн-ринга», но по произведениям Толкина, иногда устраивают небольшие «кабинетные» ролевые игры, больше похожие на наши школьные «капустники» пионерских времен на сюжеты типа «суд над Сауроном». Раз в триместр на заседания Общества приезжают с докладами серьезные литературоведы и толкиноведы мирового уровня. Например, в начале 90-х там частенько вещал с кафедры Томас Шиппи – автор книги «Дорога в Средьземелье» (это примерно как «Пушкин» Лотмана для толкинистов). Раз в год члены Общества устраивают тематический костюмированный бал с фейерверком, еще они регулярно водят для желающих за посильную плату экскурсии «по толкиновским местам» Оксфорда и выпускают свой журнал «Мирувор». К творчеству Питера Джексона относятся спокойно и периодически устраивают заседания, посвященные обсуждению его фильмов.

толкиенисты это кто такие. Смотреть фото толкиенисты это кто такие. Смотреть картинку толкиенисты это кто такие. Картинка про толкиенисты это кто такие. Фото толкиенисты это кто такие

Официальная группа фильма «Властелин колец» в Фэйсбуке

Но зато члены Оксфордского Толкиновского общества – это, можно сказать, самые востребованные толкинисты, если не в мире, то уж точно в Британии. Любая интересная «толкиновская» новость, попадающая в СМИ, как правило, требует экспертного комментария. Вышел ли очередной фильм Джексона, новая компьютерная игра или просто требуется компетентная «говорящая голова» на очередное телевизионное ток-шоу, посвященное Толкину, – во всех этих случаях журналисты первым делом звонят именно в Оксфорд.

Но раз в год все меняется…

Оксонмут назначается каждый год на одну из трех дат: день рождения Фродо, день рождения Бильбо или день смерти самого Толкина. Удивительно, но в середине 70-х, когда проводились самые первые встречи, никакой программы еще не было, разрозненные группы друзей и единомышленников просто шатались по всему Оксфорду, дули эль в наиболее знаменитых пабах, признавались друг другу в любви к книгам Толкина и отчаянно искали, чем же им еще заняться. Но это в прошлом.

Сегодня программа среднестатистического Оксонмута выглядит так: первый день – экскурсия по Оксфорду для желающих с посещением дома Толкина на Нортмур-роад, его любимых колледжей, Золотого и Серебряного древ в университетском парке, и заканчивается все, конечно же, непременной кружкой эля в пабе «Орел и дитя». После экскурсии начинаются доклады на самые разные темы от «Значение христианского календаря в книгах Толкина» или «Письмо и связанные с ним технологии во «Властелине колец» и до «Эксплуатации образов из фильмов Питера Джексона в эротическом кино и порноиндустрии». Как минимум два-три доклада обязательно привозят российские толкинисты, что не может не вселять некоторую гордость.

Те, кто устал от сидения на докладах, могут отправиться к аниматорам в костюмах эльфов и хоббитов. Те готовы научить всех желающих английским и средиземским народным танцам, а заезжие ролевики и реконструкторы радуют глаз постановочными боями. На второй день оргкомитет устраивает викторины и дискуссии, вечером – торжественный бал-маскарад, концерты, спектакли и выставки, ну а кроме того – конечно же, ярмарка и аукцион. За некоторые лоты любой истинный толкинист продаст душу, не задумываясь о последствиях. Какое-нибудь «прижизненное издание «Властелина Колец» с автографом автора» там считается расхожим товаром и не котируется, а вот за книги из библиотеки самого Профессора со сделанными его рукой пометками на полях покупатели готовы выложить сотни и даже тысячи фунтов стерлингов.

толкиенисты это кто такие. Смотреть фото толкиенисты это кто такие. Смотреть картинку толкиенисты это кто такие. Картинка про толкиенисты это кто такие. Фото толкиенисты это кто такие

Официальная группа фильма «Властелин колец» в Фэйсбуке

И наконец на третий день происходит закрытие – знаменитая церемония Enyalie, участники которой собираются на могиле Толкина в Вулверкоте, читают вслух одну из глав «Властелина Колец», затем хором, взявшись за руки поют эльфийскую поминальную песнь «Namarie»:

Ах! Золотом облетают листья под ветром
годы, бессчетные как крылья деревьев!
Долгие годы прошли, как быстрые глотк и
Сладкого меда в величавых залах
за гранью Запада, под синими сводами Варды
где трепещут звезды
от звуков ее песни, песни священной королевы.

И разъезжаются по домам, чтобы с нетерпением ждать того дня, когда оргкомитет объявит о созыве следующего Оксонмута.

И в доброй-старой Англии

Ныне БТО – серьезная и разветвленная организация, имеющая свои «смиалы» во многих английских городах. Самым крупным традиционно считается лондонский «Смиал Северного Фартинга». При этом, несмотря на широкий размах и то, что в нем состоят все ныне живущие родственники Толкина, кроме Кристофера, в списках Общества числится не более 1000 британцев. Возраст участника Толкиновского общества колеблется от 15 до 90 лет, средний находится где-то между 20 и 30 годами. Два раза в месяц Общество издает бюллетень «Амон Хен» и раз в год – журнал «Мэллорн». До начала 2000-х у них также выходил лингвистический бюллетень «Кветтар», ныне прекративший свое существование.

Помимо уже описанного выше Оксонмута, не менее важным мероприятием БТО является Семинар – вполне серьезная, безо всяких там костюмированных игрищ, научная конференция, посвященная различным аспектам творчества Толкина, староанглийской филологии и лингвистике. Проводится ежегодно и в разных городах. Кроме того, проводится ЕОС (Ежегодное Общее Собрание), на котором члены Общества делят власть и назначают оргкомитеты на Оксонмут и Семинар. Для всех прочих это мероприятие интересно в основном своим торжественным обедом, который открывается речью либо одного из потомков Толкина, либо кого-нибудь из великих толкинистов уровня Томаса Шиппи.

Несмотря на то что американцы могут по праву гордиться тем, что культ Толкина зародился именно у них, отдельного Толкиновского общества там нет. Точнее, оно когда-то было, но в 1972 году его поглотило огромное Мифопоэтическое Общество, занимавшееся наследием всех «Инклингов» (то есть Толкина, Льюиса и Чарльза Уильямса), а также прочим фэнтези и древней мифологией. С тех пор именно эта организация и объединяет всех американских толкинистов.

толкиенисты это кто такие. Смотреть фото толкиенисты это кто такие. Смотреть картинку толкиенисты это кто такие. Картинка про толкиенисты это кто такие. Фото толкиенисты это кто такие

«Специальный репортаж»: дети в семьях «ролевиков» и «реконструкторов»

Испанское общество Толкина (STE) – одно из самых молодых в Европе, его создали только в 1991 году к столетию со дня рождения Профессора. Изначально в нем состояло всего лишь несколько человек, а первые поступившие на его банковский счет годовые членские взносы составили могучую сумму в 15 долларов. С тех пор STE активно росло и расширялось, копируя британскую структуру, и на сегодняшний день в его составе числится уже почти два десятка «смиалов». Руководящий комитет Общества по старой испанской традиции называется «хунтой», а во главе ее стоит Президент STE. В 1994 году был проведен первый Эстелькон, с тех пор этот съезд стал ежегодным. Кроме того, весьма представительная делегация STE каждый год принимает участие в главном испанском конвенте любителей фантастики «Испакон». Издает общество и собственный журнал «Эстель», правда, крайне нерегулярно.

И, наконец, в России

Таким образом, толкинизм зарождался у нас примерно так же, как и в США: самиздатовские переводы ВК ходили в основном в среде хиппи и диссидентствующей гуманитарной интеллигенции наряду с тогдашним аналогом Паоло Коэльо – Ричардом Бахом. В КЛФах Толкина тоже с удовольствием прочитали, и кто-то даже стал его поклонником, но в основном на его произведения там смотрели как на один из образцов новомодного жанра фэнтези и вовсе не делали из них культа.

толкиенисты это кто такие. Смотреть фото толкиенисты это кто такие. Смотреть картинку толкиенисты это кто такие. Картинка про толкиенисты это кто такие. Фото толкиенисты это кто такие

Все изменилось на рубеже последнего советского и первого постсоветского десятилетий. Во-первых, в 90-м году, как уже было сказано выше, была проведена первая ролевая игра по произведениям Толкина, во-вторых, в 1991 г. вышел первый «официальный» полный перевод «Властелина Колец» на русский язык. Не счесть тех проклятий, которыми сегодняшние толкинисты осыпают Н. Григорьеву, В. Грушевского и их знаменитый «кирпич», но сделать уже ничего нельзя – большинство поконников Толкина впервые прочитали роман именно в этом переводе. О главной особенности григорьевского «кирпича» в свое время исчерпывающе высказался один из известных деятелей московского ролевого движения, кореевед Константин Асмолов: «Благодаря ему Толкин стал восприниматься как автор своего рода Священного Писания, а некоторые моменты развития толкинизма в России стали напоминать рождение новой религии».

Отчасти из-за этого, отчасти благодаря «богемному» характеру увлечения книгами Толкина в советский период, разделение на фэндом и движение LARPG у нас так до конца и не оформилось. Фактически «толкинисты» после 1991 года ушли из КЛФов, но «к себе домой» так и не пришли, оставшись частью «ролевой» тусовки. Например, в 1991 году был проведен Глипкон – «Первая Всесоюзная конвенция, посвященная фэнтези и творчеству Дж. Р. Р. Толкиена», основной задачей которой стала… подготовка к грядущим «Хоббитским Игрищам». Далее все пошло по той же накатанной колее, хотя свой конвент (Вескон) у российских толкинистов все-таки появился.

О многом говорит и тот факт, что Российское Толкиновское общество с тех пор так и не возникло, не было даже попыток его создать, и в итоге за весь «научный толкинизм» у нас до сих пор отвечает локальное Толкиновское Общество СПб. Аналогичный московский проект – «Тол Химринг» – не подает ни малейших признаков жизни с 2006 года.

Автор благодарит сайты «Арда на Куличках» и «Лаборатория фантастики» за размещенные там полезные статьи и материалы.

Источник

Кто такие толкиенисты?

Толкиенисты или толкинисты (от. Толкиен или Толкин) — исходно это люди, прочитавшие произведения профессора Дж. Р. Р. Толкина и составляющие своеобразный фан-клуб данного автора. Также данным термином зачастую называют всех игроков в ролевые игры, из-за того, что первые ролевые игры, проходившие в России, основывались именно на сюжетах данного писателя.
Большинство толкиенистов заняты изучением творческого наследия Д. Р. Р. Толкиена, чем похожи на поклонников творчества А. С. Пушкина или другого писателя или поэта, но значительная часть, помимо филологических изысканий, любит играть в описанные у «Профессора» (как часто именуют Толкиена) события на Ролевых Играх, называют себя именами персонажей Толкина или придумывают себе имена, руководствуясь языками из мира Толкина (Средиземья). Они называют себя представителями различных рас, придуманных Толкином (орками, хоббитами, эльфами и прочими).

Некоторые толкиенисты изучают язык эльфов (Синдарин или Квенья), придуманные Толкином.

Некоторые толкиенисты считают, что мир, описанный в книгах Толкина, в самом деле существовал, и ищут тому подтверждение или живут соответственно данному утверждению, и зачастую утверждают что «помнят» тот мир и даже верят что имеют там воплощение, либо наоборот — данное их воплощение — это лишь тень жившего «там», и даже что они не люди, а эльфы. Впрочем, подобных людей толкиенисты часто называют «толкиенутыми» и считают, что подобные люди только порочат их репутацию.

Важной частью толкинисткой субкультуры является написание литературных произведений и апокрифов по миру Средиземья, как прозаических, так и стихотворных. Зачастую эти апокрифы противоречат основным идям Толкиена, входят с ними в прямой конфликт. Одним из наиболее известных апокрифов такого рода является «Чёрная книга Арды».

Источник

толкиенисты

«Поймали орки толпу пленных и говорят:
— Сейчас вы рассказывайте, кто откуда и как зовут, а мы пока решим, кого съесть первым. Пленные отвечают:
— Я Леголас, эльф из Зеленолесья.
— Я Гимли, гном из Одинокой горы.
— А я Иван Трофимыч, здешний лесник. И я с вами не играю!»

Толкиенисты (или толкинисты – в зависимости от манеры написания фамилии) это те люди, которые увлекаются и изучают работы Дж.Р. Р.Толкиена. К аналогичным терминам относятся толкиенофилы, толкиениты и другие определения, указывающие на отношение людей к работам данного автора.

Детская книжка Толкиена «Хоббит», напечатанная в 1937 году получила немалый успех, однако «Властелин колец», вышедший в свет в 1954-55 годах создал просто культурный феномен. Кроме того, эти книги вышли в жанре, который до того просто не существовал. Среди известных фанфиков (то бишь литературных произведений, написанных теми, кому близка тема автора и которые стараются ее раскрыть дальше) – «Мидгард» Дэнниса Л. МакКайранна и «Шаннара» Тэрри Брукса.

Невзирая на то, что активные фанаты-энтузиасты Толкиена появились уже в пятидесятых годах, сразу после выхода книги, настоящие организованные группы толкиенистов возникли в начале шестидесятых годов, вдохновленные вторым изданием книги.

Первая организованная группа толкиенистов называлась «Братство кольца» и была основана Тэдом Джонсоном в 1960 году в Питтконе, США. В 1965 году впервые состоялась встреча американского общества толкиенистов в лагере Колумбийского университета, основателем его стал Ричард Плотц. Через два года в обществе насчитывалось уже тысячу членов, которые разбивались на более мелкие группки, которые даже совместными усилиями издавали альманах, посвященный работам Толкиена. В 1969 году состоялась первая конференция толкинистов, которая представляло собой, по большей части, научное явление.

Проявления деятельности толкиенистов очень разнообразны. Это могут быть научные исследования, посвященные доказательству реальности событий, описанных во «Властелине колец», «Сильмариллионе» и других произведениях автора, языкам персонажей, описанных в этих литературных произведениях и другим темам. Интересно, что даже, невзирая на то, что автор уже упокоился с миром, его поклонники продолжают изыскивать в книгах все новые и новые свидетельства существования описанных им миров. Ученые узких специальностей могут называться оркистами, эльфистами и другими подобными терминами.

Третья ветвь активности толкиенистов – это литературное творчество. Подобное явление присуще, в принципе, всем фанатам, но ввиду возраста этого движения некоторые произведения стали уже классикой жанра. Кроме того, сын писателя периодически реконструирует его романы, так что даже в 2007 году посмертно вышла одна из его книг.

Нетрудно предположить, что музыкальные и другие предпочтения толкиенистов будут напрямую зависеть от их основного предпочтения. Они отдают должное музыке, в которой присутствуют этнические и психоделические мотивы. Толкиенисты в большинстве своем не употребляют наркотики, хотя могут обладать вредными привычками. Будучи сосредоточенными в конкретном времени, они не проявляют особой активности в политических и социальных вопросах.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *