терапевтические сказки что это такое
Терапевтические сказки что это такое
В современном мире в силу различных негативных факторов, которые наносят ущерб психическому здоровью человека, значительная доля населения мира имеет различные нарушения психического здоровья (ПЗ), что обусловливает необходимость профилактики и выявление нарушений ПЗ на ранних стадиях [1]. В психологии и психотерапии известны множество интересных подходов к лечению и профилактике психосоматических проявлений. В Северном государственном медицинском университете выступали с лекциями специалисты по позитивной психотерапии [2]. Данный подход имеет свои преимущества, т.к. не оказывает негативного воздействия. Такая трактовка профилактики и лечения в психологии дает возможность рассматривать спектр наиболее мягких и интересных методов лечения.
По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапию нельзя квалифицироать просто как метод, т.к. это «совокупность достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур» [3]. Основной терапевтической силой сказки, как считает Корнеева Т.П., является наличие в ней метафоры. Она указывает: «Механизм действия» сказкотерапии заключается в воздействии на уровни психики человека (неосознаваемый, осознаваемый, поведенческий), что позволяет обозначить переживания человека и в дальнейшем, за счет обеспечения оптимальных условий найти пути решения данных проблем [4,5]. Сказкотерапия – один из наиболее безопасных методов, что значительно расширяет границы ее применения. Метод может использоваться в целях развития детей и профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи [6, 7, 8].
Существует несколько подходов к классификации этого метода работы. Во-первых, по количеству людей, участвующих в сказкотерапии, можно выделить как индивидуальную, так и групповую. Во-вторых, по способу осуществления в методике представлено 4 группы: сочинение новой сказки (разновидность способа – изменение концовки сказки); обсуждение уже существующей сказки; инсценирование сказки; связанная со сказкой творческая терапия. В третьих, возможна классификация по возрасту участников. Данное разделение обусловлено тем, что для каждого возраста характерен собственный перечень проблем, которые необходимо решать различными подходами. [4].
Несмотря на востребованность данного метода, его нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии [9].
Сказкотерапия в педагогической практике может применяться для всех детей, но с учетом противопоказаний. Она способствует развитию творческих способностей, социализации, воспитанию детей, формированию лексики, формированию культуры [8]. Одним из примеров применения сказкотерапии в педагогических целях может послужить её использование на уроках чтения и литературы. В результате улучшается поведение детей и развивается их тяга к прекрасному. Сказкотерапия, проводимая путём индивидуального или группового сочинения сказки, вносит весомый вклад в развитие креативности [10]. Сказка есть способ ухода от обыденности в жизни с помощью воображения, причем для ребёнка более важным является непосредственно процесс фантазирования, чем его результат [11]. Стоит отметить, что сказкотерапия способствует формированию так называемого «нравственного иммунитета», который осуществляет проверку всей информации, которая поступает в сознание человека. Только полезная и позитивная информация проходит «цензуру» и встраивается в систему ценностей и мировоззрение. При этом важно, чтобы не только педагоги и воспитатели, но и родители рассказывали сказки, сочиняли их вместе с ребёнком, помогали переместить положительную информацию в реальную жизнь для воспитания «нравственного иммунитета» [12]. Прорабатывая некоторые жизненные ситуации путём перевода их на «язык сказки», ребенок в будущем, сможет разобраться и принять правильные решения, устранив проблемы [11].
Сказкотерапия также используется для терапии и профилактики различных форм девиантного поведения (агрессия, употребление алкоголя, наркомании и др.), тревоги, фобий, неуверенности в себе и других нарушениях ПЗ [6, 7, 8].
По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия может быть использована как метод, направленный на «детское» начало в человеке, при этом может применяться как у детей, так и у взрослых. Использование метода Сказкотерапии наиболее эффективно в детском возрасте, поэтому чаще применяется в данной возрастной группе. Тем не менее, сказкотерапия может быть полезна взрослым, которые имеют актуальные для себя «подростковые» проблемы, например, неприятие себя, агрессивность, одиночество, сложность в понимании своих чувств, осмыслении своей жизни, безответственность, и др. [2], а также при различных формах зависимостей. Кроме того, если обучить родителей методически правильно работать со сказкотерапией, можно добиться хороших результатов не только в воспитании ребенка с психическими отклонениями в развитии, но и избежать эмоционально-психологических и поведенческих проблем [13].
С учётом детских психологических проблем Р. М. Ткач выделяет следующие группы сказок: сказки для детей, имеющих фобии; сказки для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); сказки для работы с агрессивными детьми; сказки для детей с расстройствами поведения с физическими проявлениями; сказки при сложностях отношений в семье (развод родителей, появление нового члена семьи и т.д.), сказки в случае потери ребенком близких людей [14].
В исследовании Пустовойтовой О.В. и ее коллег рассматривается применение сказкотерапии у дошкольников с различными уровнями агрессивного поведения (от высокого до низкого) показало свою эффективность. Использовались сказки «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», П. Бажова; «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Лекарство от непослушности» К. Драгунской, и другие. В результате были продемонстрированы улучшения в характере детей: уменьшение уровня агрессии, внимательное отношение к себе и окружающим. При этом дети в большей степени обращали внимание на свое эмоциональное состояние, что привело к повышению социальной адаптации [15].
Сказкотерапия может быть использована в целях профилактики употребления психоактивных веществ. Данный метод может применяться как в профилактических целях, так и для реабилитации наркозависимых больных. За счет положительного влияния сказки создается благоприятное воздействие на поведение и моральные ценности ребенка, что [15].
Следует выделить проблему работы коррекционных учреждений закрытого типа для малолетних правонарушителей с девиантным поведением. Коррекционная работа в данном случае направлена на исправление, то есть на подавление личности. При этом существует необходимость в наиболее полном развитии личности и осознании разрушающих факторов, препятствующих этому. Сказкотерапия очень важна в процессе духовно-нравственного воспитания и повышения самосознания, способствует переоценке жизненных ценностей и становлению на правильный путь [17].
В случае поздней и малоэффективной терапии СДВГ происходит усиление проблем поведения и социальной дезадаптации, что требует психиатрического лечения. Сказкотерапия достаточна эффективна при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими СДВГ. Изменение состояний активности и покоя при выполнении упражнений по мотивам сказок приводит к увеличению гибкости и подвижность нервной деятельности, движения ребенка становятся более координированными, а эмоционально-психическое и двигательное напряжение снижаются, тем самым, увеличивается способность к более длительному выполнению различных видов деятельности [18].
Сказкотерапия помогает в реабилитации детей с нарушением слуха, в частности, при проведении логоритмики после кохлеарной имплантации. Работа со сказкой (после подготовительных занятий) проходила в форме инсценировки. В результате у части детей произошло улучшение слухоречевой памяти, навыков коммуникации и других показателей, что говорит об эффективности данного коррекционного метода, о чем свидетельствует работа коллектива авторов (Султанова Г.М., Смакова А.С., Истакеева А.А.)[20].
Таким образом, исследования специалистов, применяющих метод сказкотерапии, является весьма эффективным вкладом в практику работы и профилактику психических расстройств. Тем не менее, польза от сказкотерапии будет выше при сочетании с известным классическим лечением, а также с учетом индивидуальных особенностей личности.
Сказкотерапия: теория и практическое применение
Как работает сказкотерапия?
Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.
Сказка не только учит, но и лечит.
Cказкотерапия в садике и дома
Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.
Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.
Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.
Какие бывают сказки?
Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:
Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.
Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»
Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.
Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.
Виды сказок в сказкотерапии:
Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».
Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.
Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.
Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).
Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.
Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.
Для детей и взрослых
Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.
Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.
Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».
«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.
Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.
Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.
Сказкотерапия в логопедии и дефектологии
Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:
формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);
развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;
тренировку употребления родительного падежа;
формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).
Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.
Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.
Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.
В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.
Сказкотерапия в психологии
Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:
Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.
Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.
Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.
Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.
Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.
Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:
Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.
Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.
Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.
Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.
Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.
Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.
Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.
Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:
Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.
Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.
Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.
Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.
Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:
Чтение (рассказывание) произведения.
Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.
Терапевтические сказки что это такое
Лариса Кононова — детский психолог. Около пяти лет назад в ходе коррекционной работы с детьми она начала сочинять персональные терапевтические сказки.
Чуть позже стала использовать открытки Полины Яковлевой, сочинять по ним сказки вместе с детьми. Эти открытки издательство «Речь» выпустило двумя комплектами: «Самый счастливый день» и «Тропинка к своему Я». А свой опыт сочинения персональных сказок Лариса Кононова изложила в сопроводительных брошюрах.
Мы поговорили с психологом о сказкотерапии, метафорических картах, о правилах техники безопасности при создании терапевтических сказок и о том, как сказка может помочь исправить поведение и решить психологические проблемы.
Лабиринт Чем отличается терапевтическая сказка от сказки как таковой?
Л Можно ли использовать народные или авторские сказки в качестве терапевтических? Если да, то какие известные сюжеты вы порекомендуете для решения тех или иных проблем?
ЛК Народные сказки однозначно можно использовать в качестве терапевтических. Изначально сказка как жанр и создавалась для передачи опыта, социальных навыков, житейской мудрости от человека к человеку, от поколения к поколению. С авторскими гораздо сложнее. Особенно с теми, которые не стали классикой, не прошли проверку временем. В этом случае я бы посоветовала взрослым сначала самим внимательно читать сказки, а потом уж предлагать их детям. А то порой такие сказки встречаются…
Какие сюжеты подходят для решения тех или иных проблем? Все сказки, герой которых отправляется в путешествие, получает новый опыт, взрослеет особенно подходят детям, которые собираются «отправиться в собственное путешествие» — пойти в детский сад, в школу, в новый коллектив. Или проходят период адаптации в саду, в школе.
Сказки, в которых есть интенсивное взаимодействие между героями, подходят детям с трудностями в общении. Так, обсуждая сказку «Два жадных медвежонка», можно поговорить о том, что важно уметь договариваться, делиться, делать что-то вместе. Можно поговорить о честности, о хитрости, об умении распознавать хитрость.
Из авторских очень люблю «Праздник непослушания» Сергея Михалкова. Это, конечно, большое произведение, на занятии не целиком прочтешь, но и тем в нем много. Таких, которые важно обсудить с ребенком от старшего дошкольного и до подросткового возраста.
Л Какие требования предъявляются к арт-терапевтическим открыткам? Можно ли использовать любые наборы открыток?
ЛК Я не встречала понятия «арт-терапевтические открытки». Если говорить о метафорических картах, важно, чтобы изображения были многозначными, позволяли развивать сюжет, фантазировать. Важно, чтобы в наборе были изображения «с разным настроением» — вызывающие радость, надежду, тревогу, другие эмоции и чувства. Можно ли использовать любые наборы открыток? Можно, если вы умеете с ними работать. Я, например, использовала в работе наборы открыток «Эрмитаж» еще до появления метафорических ассоциативных карт.
Л Почему вы выбрали для своих наборов иллюстрации Полины Яковлевой и как вы их нашли?
ЛК Кто-то когда-то подарил мне два набора открыток Полины Яковлевой, вышедших в издательстве «Речь». Мне понравились изображения, такие загадочные, сказочно-туманные. И я вспомнила о них в тот момент, когда искала метафорические карты для работы с детьми. Конкретно — для сочинения сказок в процессе психокоррекционной работы. Метафорических карт не нашла, их просто не было. Зато нашла у себя на полке открытки Полины Яковлевой. Оказалось, что сказки прямо-таки живут в этих иллюстрациях! Работать с открытками понравилось и мне, и, что важнее, детям.
Л Как лучше работать с терапевтическими картами: в присутствии специалиста или самостоятельно? В чем различие этих подходов?
ЛК Можно работать и так, и так. Самостоятельно можно прорабатывать проблемы, ситуации, возникающие в повседневной жизни. Искать ресурсы, чтоб справиться с трудными ситуациями — это очень полезно. Можно использовать карты для развития воображения, для того, чтобы по-новому посмотреть на проблему, которая не хочет решаться. Самостоятельно с помощью карт можно сочинить историю для ребенка — сына или дочки, ученика, воспитанника — который столкнулся с трудностью, нуждается в поддержке, подсказке. А вот для решения глубинных проблем, проблем давних, повторяющихся, влияющих на всю жизнь человека и его семьи нужен специалист. В чем различие? Если вы решили проработать серьезную проблему самостоятельно, с картами в руках, ваши собственные психологические защиты не пустят вас в глубину проблемы. Так, пройдетесь по периметру. Если же по-любительски пытаться решить серьезную проблему другого человека, есть риск повторно травмировать его, столкнуться с сильными эмоциями, с которыми неспециалист не справится.
Л Кому нужнее и полезнее арт-терапия и сказкотерапия — детям или взрослым?
ЛК Я бы сказала, что арт-терапия, и сказкотерапия в частности, вообще «детский» инструмент психолога. Арт-терапия имеет дело с воображением, восприятием, образным мышлением. А они формируются раньше, чем логическое мышление, то есть, эти структуры по сравнению с логикой более «детские». Но арт-терапию используют и для работы со взрослыми, причем успешно используют. В этом случае арт-терапия обращается к «детским» структурам взрослого человека, к его «внутреннему ребенку». Помните, кому Сент-Экзюпери посвятил своего «Маленького принца»? «Леону Верту, когда он был маленьким». Так и арт-терапия обращена ко взрослому, «когда он был маленьким».
Л С какого возраста можно предлагать ребенку арт-терапевтические карты?
ЛК С того, когда ему станет интересно слушать сказки. Кто-то уже в три года слушает истории по картинкам и пытается сам сочинять. Кому-то карты и истории по картам станут интересны в пять. Все индивидуально. Но пробовать рекомендую с трех-четырех лет.
Л Как родителю определить: вот эта проблема ребенка может быть решена с помощью сказкотерапии?
ЛК Если мы разведем понятия «проблема» и «трудность», то я отвечу так. Если у вашего ребенка трудность — он легко обижается, ему сложно принимать решения или знакомиться с другими детьми — дайте ему совет, поддержите его в сказочной форме. Практически любые трудности детского возраста решаются с помощью сказок. Если же существует серьезная проблема — психическая травма, нарушено психическое здоровье, — то и в этом случае сказка может пригодиться. Как вспомогательный метод. Но в этом случае, как я уже говорила, необходимо работать со специалистом.
Л Как родителю или специалисту найти и выбрать карту, подходящую к проблеме именно этого ребенка?
ЛК Попросить ребенка сделать это! «Выбери, пожалуйста, карту, которая могла бы стать иллюстрацией к интересной/важной для тебя истории». Или: «Выбери, пожалуйста, карту, по которой мы с тобой могли бы сочинить историю». Или: «Представь себе историю, которая была бы важной или интересной для тебя. Какая картинка может стать иллюстрацией к этой истории?» Можно выбрать ту карту, которая, по мнению взрослого, подойдет в ситуации ребенка и начать рассказывать историю по этой карте. Если карта выбрана неудачно, если взрослый взял тему, которая ребенку неинтересна, ребенок скажет об этом. Или покажет своим поведением.
Л Каковы главные правила создания терапевтической сказки?
ЛК Главные правила: сказка должна соответствовать характеру, возрасту, проблемам и особенностям жизненной ситуации ребенка. А еще сказка непременно должна задействовать эмоции, рождать надежду, бережно вести ребенка (или взрослого адресата сказки) к переменам. Сказка не должна стыдить или высмеивать того, кому она адресована. Не должна пугать или лишать надежды — но это уже «антиправила». Я их называю «техникой сказочной безопасности».
Л Кто должен сочинять сказку по рисункам? Ребенок, родитель или психолог?
ЛК Есть разные подходы в работе со сказкой. Может сочинять ребенок, а взрослый (психолог, мама, воспитатель в саду) дополнять своими вариантами, вводить поддерживающих или помогающих персонажей. Или — взрослый сочиняет начало сказки, ребенок продолжает. Взрослый сочинят историю, а ребенок придумывает продолжение истории, рисует комикс по истории, что-то меняет или дополняет. Можно сочинять совместно, по ходу сочинения сказки подсказывать ребенку те формы поведения, которыми он не владеет. Вариантов множество! В работе с одним ребенком могут использоваться один или несколько вариантов работы со сказкой. В идеале, работа со сказкой начинается на занятии с психологом, а продолжается дома с родителями.
Л Могут ли родитель и ребенок вместе сочинять сказку?
ЛК Могут! И такое времяпрепровождение будет и интересным, и полезным.
Л Можно ли работать с этими карточками в группах и всем вместе сочинять сказку?
ЛК Можно работать с карточками в группах — сочинять сказку «по цепочке», сочинять в парах, а обсуждать всей группой. Можно использовать карты как для развития творческого воображения, так и для решения психокоррекционных задач.
Л Сколько карточек надо использовать для одной истории? Надо ли их выбирать самому? Предложить выбор ребенку? Или вытаскивать карточки произвольно?
ЛК Сколько карточек использовать — вопрос не такой уж простой. Количество карточек зависит от особенностей «сказочника». Есть дети, которым сложно довести до конца любое дело, будь то осенний рисунок или пластилиновый человечек. Им желательно ограничивать количество карт тремя или пятью. Робким и тревожным детям проще, когда нет лишних ограничений. Им я не предлагаю «выбрать три карточки», а говорю, что они могут выбрать столько, сколько хотят сами. Вытаскивать карточки произвольно или выбирать — тоже непростой вопрос. На начальном этапе работы однозначно — выбирать. Иначе ребенок может случайно вытянуть карту, которая напомнит о травматичной ситуации.
Л Обязательно ли терапевтическая сказка должна закончиться счастливо?
ЛК Я так скажу — сказка должна дать надежду. Есть форма сказки — сказка-предостережение. Она может закончиться не на самом счастливом для героя эпизоде, но должно остаться чувство, что выход есть. Что герой попробует поступить так или вот так, и тогда у него обязательно получится. Но чаще всего — да. Чаще всего сказка заканчивается на том, что герой решает проблему, справляется с трудностью, что-то для себя понимает, меняется и переходит на новый уровень.
Л Бывает ли так, что задуманная терапевтом история развивается не так, как предполагалось?
ЛК Бывает, и это — ух! Это профессионально очень интересно! Это значит, что рядом со мной человек со своим взглядом на жизнь, отстаивающий свои цели и ценности. Если ребенок, подросток предложит свое развитие истории, мы вместе сможем обсудить плюсы и минусы, сильные и слабые стороны его подхода. А значит, мы будем говорить не о нем, а об истории, которую он предложил. Для ребенка или подростка это может оказаться гораздо менее болезненным, чем обсуждение его поступков и привычек. Особенно если это ребенок или подросток, не вписывающийся в школьную систему.
Л Если у ребенка нет каких-то ярко выраженных проблем и страхов, чем ему может помочь арт-терапия?
ЛК Ну, проблемы и страхи есть всегда, если и не «ярко выраженные», то возрастные, нормативные проблемы и страхи. Если нет ярко выраженных проблем, то сказка может стать чудесным психопрофилактическим средством — чтобы проблемы не появились. Точнее, чтобы ребенок смог более эффективно справляться с теми трудностями, которые возникают повседневно. Чтобы рос активным, уверенным в себе. Чтобы понимал себя и других.
Л Кому арт-терапевтический подход противопоказан?
ЛК Теоретически — никому. Практически же встречаются такие клиенты, это относится в основном ко взрослым клиентам, которым в сфере образа, метафоры неуютно или некомфортно. Ну, не нравится им «все это». Что ж, арт-терапия только один из методов. Можно и иначе работать.
Л Насколько герой терапевтической сказки должен походить на ребенка, для которого она создается?
ЛК Я бы сказала, что герой должен быть эмоционально близок. Или проблемы героя должны быть близки и понятны тому, кому адресована сказка. При этом герой может походить на адресата сказки, может быть мальчиком или девочкой. А может быть карандашом или птенцом — тут уж на усмотрение автора.
Л Как работать с уже готовой сказкой? Как ее обсуждать с ребенком? Что можно говорить, что нельзя? Следует ли задавать ему наводящие вопросы или дождаться его реакции?
ЛК Говорить с ребенком о сказке безусловно нужно. Нужно обсуждать сказку, подсказывать те нюансы и тонкости, которые ребенок не может понять сам. Но обсуждение должно проходить максимально деликатно. Одно некстати сказанное: «Вот видишь! А ты…» может свести на нет всю пользу сказки, разрушить магию истории. Нельзя пугать ребенка последствиями: «Вот что получилось! А если ты будешь вести себя так же, то и ты. »
Нужно интересоваться у ребенка, что он бы сделал на месте героя, как мог бы помочь ему, что мог бы подсказать. Можно узнать, что думает ребенок о возможном продолжении истории. Безусловно, нужно рассказать, как сам взрослый относится к герою, к его поступкам, к каким выводам он пришел, какую главную мысль увидел в сказке.
Мне нравится рисовать вместе с ребенком комиксы по сказке. При этом я обращаю внимание на то, как ребенок выделяет ключевые моменты, что его привлекает, а что остается «в тени», как ребенок видит главного героя и других персонажей. Интересно мастерить героев сказки и устраивать «театр на столе», предлагая ребенку сыграть разных персонажей. Но это уже, наверное, профессиональная «кухня».
Л А можно ли с помощью сказкотерапии выявить глубинные проблемы? Те, про которые терапевт или родитель ничего не знает? Как взаимодействовать с карточками и историей в таком случае? Были ли в вашем опыте такие случаи, когда благодаря сказкотерапии обнаруживалась более глубинная проблема, чем та, с которой к вам обратились?
ЛК Можно выявить и более глубинные проблемы, и так бывает нередко. Так, тревожность может «прятаться» за агрессией или уходом в фантазии. А работа с картами, сочинение и обсуждение историй может выявить тревожность. Или скрытый страх, о котором ребенок боится говорить родителям.
У меня такие случаи были, для меня обнаружение скрытых проблем благоприятно. Означает, что работа идет, идет глубоко.
Если же родитель, сочиняя с ребенком сказки, обнаружит у ребенка скрытый страх, тревогу, то мой совет — идите к специалисту, не пытайтесь решать такие серьезные проблемы в домашних условиях. Скорее всего, проблема ребенка стала скрытой из-за каких-то семейных факторов. Такие проблемы «изнутри» решить невозможно, нужен вызывающий доверие человек «извне».
Л Как использовать опыт героев сказки в реальной жизни? Ведь сказочный персонаж может пожелать и получить все, что угодно, а реальная жизнь устроена иначе. Например, прогнать страх с помощью волшебной палочки в реальной жизни нельзя.
ЛК Прогнать страх с помощью волшебной палочки действительно нельзя. Зато можно с помощью волшебной палочки «осветить» страх с разных сторон. Понять, как он, этот страх, устроен, когда и зачем появляется. Можно с помощью волшебной палочки сделать непонятное понятным, незнакомое — знакомым.
Конечно, есть своя специфика в использовании волшебных предметов. И для малыша она одна, для подростка — другая. Но сказочник может показать, что навыки и способности, появившиеся «по щучьему велению, по моему хотению» не всегда пригодны к использованию в повседневной жизни.
Есть и другой аспект использования опыта героя сказки. Так воспитательные беседы и наставления, даже преподнесенные ребенку от всей души и логически выверенные, могут оказаться не воспринятыми. А вот это магическое «Долго ли, коротко ли шел герой, тридцать три пары сапог износил, пришел в Тридевятое царство и видит…» воспринимается целиком, интуитивно, как новый опыт. И не вызывает у ребенка ни протеста, ни сопротивления. Это же не про него, это же в сказке! Чего упрямиться! Но новая форма поведения — вот она! Взрослый рассказал, ребенок услышал и сложил в свою «копилочку» жизненного опыта.
Л Может ли сказка, рассказанная ребенку, решить одну поведенческую или эмоциональную проблему, но создать при этом другую? Что нужно делать взрослому, чтобы это не произошло?
ЛК Может ли неудачная сказка создать проблемы? Может, и я читала такие сказки. Я даже разработала «технику сказочной безопасности», чтобы предупредить возможные ошибки при сочинении терапевтических сказок. Так, сказка пишется для ребенка, а не для родителей, что очень важно. Сказка не должна стыдить или запугивать того, для кого она написана. Именно в этом случае, когда ребенок пугается последствий, о которых рассказывается в сказке, одна проблема может «уйти в тень», зато появится другая. На вопрос, что делать, чтобы избежать неприятных последствий — следовать «правилам техники безопасности». Я рассказываю о них в брошюре, которая прилагается к картам «Тропинка к своему Я» и «Самый счастливый день».