теплушка на дизеле что такое
ГРУЗОВИКИ С «ТЕПЛУШКОЙ»
Сегодня — еще одно историческое повествование на армейскую тему.
* * *
Морозным зимним днем по трассе движется колонна армейских грузовиков, перевозящих личный состав. Солдаты ютятся в кузовах на деревянных откидных скамейках, а от непогоды их защищает только тент, температура под которым практически не отличается от уличной. Знакомая картина? Между тем еще четверть века назад в военном ведомстве нашли несложный способ, как защитить перевозимых в таких условиях бойцов от мороза…
В начале 1987 года 38-й Опытный завод Министерства обороны получил задание на постройку опытных образцов грузовых автомобилей с обогреваемыми бортовыми платформами, предназначенными для перевозки личного состава в комфортных температурных условиях при морозах до 25 градусов. В качестве объектов для испытаний были выбраны транспортные грузовики четырех типов, широко применявшихся в Советской Армии: ГАЗ-66, ЗИЛ-130 (431410), ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310. Все – со стандартными бортовыми платформами, оснащенными дугами, тентом и тремя продольными лавками для размещения бойцов.
После конструкторской проработки вопроса все автомобили подверглись доработке по одному и тому же сценарию, главным пунктом которого стал монтаж независимой воздушной отопительно-вентиляционной установки типа ОВ95 (мод. 49101-4550000) производства 402-го военного завода. Установка эта работала по принципу фена, нагревая до 95 градусов нагнетаемый вентилятором воздух за счет сгорания дизельного топлива. Запас горючего хранился в 12-литровом бачке, а его часовой расход не превышал 1,6 л. Для минимизации теплопотерь в кузовах были ликвидированы зазоры между тентом и бортами платформы, а также снабжены поролоновыми уплотнителями вентиляционные клапаны и задний полог. В довершение каждый кузов снабдили съемным трапом у заднего борта для облегчения посадки и высадки личного состава, внутренним осветительным плафоном и кнопкой для подачи звуковых сигналов в кабину водителя.
На автомобилях ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310 монтаж воздушного подогревателя удалось выполнить в пространстве между кабиной и платформой, не прибегая к существенным переделкам каких-либо его узлов. Потребовалось лишь удлинить верхнюю часть выхлопной трубы, сместить к краю заливное отверстие горловины топливного бачка и установить защитный козырек у воздухозаборника. Отопительные установки на этих грузовиках могли работать только в режиме циркуляции, разогревая лишь поступающий с улицы воздух. После прохождения через теплообменник горячий воздух подавался в кузов по брезентовому рукаву и там выпускался через единственное сопло передней стенке платформы в направлении пола.
В случае с ЗИЛ-130 процесс адаптации прошел сложнее, поскольку размещение отопительной установки оказалось возможным только над крышей кабины. Для этого потребовалось изготовить новый несущий каркас установки, завязанный на передний борт платформы. Зато на «сто тридцатом» отопитель мог работать также и в режиме рециркуляции, забирая в теплообменник воздух из кузова.
Результаты проведенных ранней весной 1987 года испытаний показали достаточную эффективность использования отопителей на трех грузовиках из четырех. За час работы подогревателя в кузове ГАЗ-66 устанавливалась стабильная плюсовая температура при 33-градусном морозе за бортом. Для ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 переход к положительным температурам был возможен при морозах до 28 и 29 градусов. А вот для значительно более крупного «камазовского» кузова производительности отопителя хватало лишь до минус шестнадцати.
В любом случае, эксперимент был признан удачным, а тема – заслуживающей дальнейшей проработки. В частности, эффективность отопления кузова КамАЗа планировалось повысить за счет перевода обогревателя на режим рециркуляции, после чего провести контрольные испытания всех автомобилей в реальных условиях эксплуатации с перевозкой личного состава. К сожалению, завершить все работы и согласования до начала 1990-х не успели, а уж там банально стало не до таких «мелочей», когда заморожены были куда более серьезные проекты… Кстати, не пора ли достать эту тему с архивной полки хотя бы сегодня?
Двухосный товарный вагон Петербурго-Варшавской железной дороги постройки Александровского завода, 1860г.
С этой целью, в 1875 году, Министерство путей сообщения (МПС) издало особое распоряжение, предусматривающее одновременно как строительство так и восстановление повреждённых кузовов товарных вагонов, но только с чётко определёнными одинаковыми внутренними размерами:
длиной 6400 мм и шириной 2743 мм при базе вагона 3810 мм.
Вагоны, построенные в соответствии с этими размерами, стали именоваться нормальными товарными вагонами (НТВ).
Введение нормальных размеров вагонов обусловливалось прежде всего необходимостью массовой и быстрой переброски войск: на складах всех железных дорог хранились доски определенных размеров (съёмное воинское оборудование), которые при подготовке к перевозкам людей укладывали в вагоны, образуя 2-х или 3-х ярусные нары. Эти доски должны были соответствовать внутренним размерам кузова.
Юбилейный 30-тысячный нормальный товарный вагон грузоподъёмностью 750 пудов постройки Сормовского завода, 1911г.
После войны из-за нехватки классных (то есть пассажирских) вагонов использовали в пригородном сообщении товарные теплушки, в которые устанавливали лавки и печь. Собственно, слово «теплушка» отсюда и пошло: вагон, созданный на основе крытого товарного вагона, предназначенный для перевозки людей и животных с отопительной печью.
Вагон-теплушка утеплялся снаружи слоем войлока, пол делался двухслойным, с заполнением промежутка опилками. Утеплялись двери вагона, а в центре ставилась печь-«буржуйка». Музей железных дорог России, С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Отнюдь не лирическое отступление. Надо сказать, что моему старшему товарищу, небезызвестному А.Б. Вульфову, приходилось и неоднократно прокатиться в вагонах-«теплушках» уже в наши дни, во время обкаток паровозов с товарными поездами, и должен сообщить, что:
Интерьер вагона-«теплушки». Музей железных дорог России, С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Нормальный русский двухосный товарный вагон (НТВ — знаменитая в железнодорожной среде аббревиатура, она до сих пор является своего рода эталоном) вмещал 40 человек солдат или восемь лошадей, что и было написано в виде трафарета на стенах его кузова.
Слева в углу на восстановленном вагоне-«теплушке» виден трафарет: «40 человек 8 лошадей».
«Эту песню в эшелоне распевали много дней, и была такая надпись на вагоне: „Сорок человек, восемь лошадей“» (это «Эшелон» Джанни Родари в переводе С. Маршака.)
Выгрузка лошадей из НТВ на станции Байкал, 1905 год.
В Италии, кстати, таких вагонов нет! (А.Б. Вульфов). Впрочем, артиллерийских лошадей вагон по норме вмещал шесть, потому что в артиллерии применялись тяжеловозы, которые были крупнее обычных коней. Когда эти НТВ оказывались в хвосте состава, качка и рывки такого вагона на скорости были настолько сильными, что хвостовые кондуктора привязывались к стойкам тормозной площадки, как на самолете, чтобы не вылететь прочь.
Хвостовой кондуктор. Музей железных дорог России, С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Вообще НТВ – это уникальный случай. Вагоны эти строились, по некоторым данным, вплоть до 1931 года, а прослужили на железных дорогах в поездной работе с середины 1870-х до начала 1970-х годов, т.е. около века, и грузоподъемность их выросла с 10 до 20 тонн. Видимо, это самый массовый тип вагона в мировой истории вагоностроения. Но и на этом их и без того казалось бы уже итак долгая история далеко не заканчивалась.
И до сих пор много где ещё можно увидеть вагоны этого типа, используемые в качестве хоз построек (сараи, гаражи).
Закрытая ещё на исходе 80-х годов ХХ века станция Горовастица, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Когда станция была ещё действующей, кузов списанного товарного вагона служил в качестве служебного помещения, в котором размещалась дизель-генераторная установка, на случай бесперебойного резервного обеспечения станции электроэнергией.
Остатки изоляторов слева на вагоне всё ещё свидетельствовали нам о том, что когда-то здесь находился дизель-генератор. Станция Горовастица, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Таким образом, появившись ещё в конце XIX века, нормальные товарные вагоны просуществовали аж до начала XXI века и прослужили человеку, уже давным давно отставленные от поездной работы, верой и правдой почти полтора века.
Значение слова «теплушка»
1. Отапливаемый товарный вагон, приспособленный для перевозки людей. Двери в теплушках соседнего эшелона были распахнуты настежь, в одной из них топилась чугунная печка. Н. Никитин, Северная Аврора.
2. Теплое помещение на стадионах, строительных площадках и т. п., где можно погреться. Пока Виктор добывал коньки, Сизов сидел в теплушке среди веселой сутолоки. Б. Полевой, Горячий цех.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Теплушка — деревня в Смоленской области России.
Теплушка — товарный вагон с печкой, для перевозки людей.
Теплушка — река в Ставропольском крае.
ТЕПЛУ’ШКА, и, ж. 1. На спортивных зимних площадках и различных работах — теплое помещение, где можно погреться. Зайти в теплушку погреться. 2. Отапливаемый товарный вагон, приспособленный для перевозки людей. Полуразбитые теплушки, мчавшиеся по равнинам. А. Н. Толстой.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
теплу́шка
1. товарный вагон с печкой, приспособленный для перевозки людей ◆ Едут солдатики по домам, ноги свесив из открытой теплушки, песни орут, у кого есть, тот выпивает, кто умеет на гармошке играть, тот играет. Виктор Астафьев, «Пролетный гусь», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
2. устар. тёплое помещение типа времянки ◆ Вот только бы теплушку-казарму поставить… Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Золото», 1892 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сыроватый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Фронтовая теплушка
Фронтовая теплушка Они погибали – как погибали люди
Спецпроекты ЛГ / Станционный смотритель / Путешествие во времени
Замостьянов Арсений
Термин «теплушка» появился давно, ещё в 1870-е годы. Так называли утеплённые грузовые вагоны, которые использовались для массовой перевозки людей. Прежде всего – солдат. Ведь именно тогда железная дорога стала играть важную роль в военной тактике.
Вагон утепляли деревянными щитами и двойным войлоком, по нему прокладывали нары в два, а то и в три яруса. В центре водружалась неизменная печка-буржуйка. Имелся запас дров. И можно было ехать, даже в суровые морозы. Как правило, в теплушке умещались 40 человек. Или 20 человек и 4 лошади. К ним привыкли в армии в годы Первой мировой войны. А в Великую Отечественную, без преувеличений, теплушки спасли страну. Сразу вспоминаются строки Александра Твардовского из «Василия Тёркина» – строки, глубоко понятные каждому фронтовику:
На войне – в пути, в теплушке,
В тесноте любой избушки,
В блиндаже иль погребушке, –
Там, где случай приведёт, –
Лучше нет, как без хлопот,
Без перины, без подушки,
Примостясь кой-как друг к дружке,
Отдохнуть. Минут шестьсот.
Это хрестоматийные, классические строки. Как же автору «Тёркина» было обойтись без теплушек?
В предвоенные годы появились двухосные грузовые вагоны, их тоже переоборудовали в теплушки. Только там ставили не одну, а две печки. А нередко и водружали перегородки. Всё это тоже вошло во фронтовой и тыловой быт Великой Отечественной.
С первых дней войны в теплушках направлялись в действующую армию новые части. Каждый день войска перемещались на Запад – защищать страну. Именно они сорвали гитлеровский блицкриг и остановили железный поток вермахта. Теплушки делили с Красной армией горечь потерь в самые чёрные дни войны. На них отступали, спасались от гибели, чтобы потом снова обрушиться на врага. Каждый вагон был на счету. Теплушки погибали – как погибали люди. Под бомбами и от артиллерийских снарядов. Случались на железной дороге и вражеские диверсии. Вагонам требовались санитары. Ремонтные бригады с первых дней войны работали в круглосуточном режиме и старались делать невозможное – при переброске войск устранять поломки оперативно, чуть ли не на каждом километре. Они действительно творили чудеса, возвращая к жизни изувеченные вагоны…
Промедление было смерти подобно – и это не образное выражение. Эшелоны должны были проходить тысячи километров без остановок. Для паровозных бригад это были невероятные перегрузки, сверх человеческих сил. Поэтому для сменной локомотивной бригады к паровозу прицепляли жилой вагон. Всё делалось для того, чтобы ускорить снабжение фронта и тыла.
Уже в первые недели войны фронт растянулся от Чёрного до Баренцева моря. Его поддерживал громадный тыл – от Москвы до Дальнего Востока. Трудно представить, как можно было заставить работать на Победу столь необозримое пространство. Главным инструментом стала отлаженная железная дорога, в которой героически проявили себя тысячи и тысячи профессионалов. Переброска войск, техники и боеприпасов – это в первую очередь теплушки.
Теплушки сыграли ключевую роль в эвакуации, в том числе в эвакуации промышленности. Это была невиданная в истории операция. Только за шесть первых месяцев войны с Запада на Восток было доставлено около 1,5 миллиона вагонов, или 30 000 поездов, с людьми и ценнейшими хозяйственными грузами. Они выжили, их не разбомбили… Под вражескими обстрелами удалось эвакуировать на восток 2593 промышленных предприятия. Большинство заводов (около 70%) разместили на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане, остальные – в Поволжье и Восточной Сибири.
В теплушках, рядом с солдатами, преодолевали фронтовые дороги и военные корреспонденты – они тоже были настоящими офицерами и с честью исполняли свой долг. Одним из них был Арсений Тарковский, написавший, быть может, самые сильные стихи о теплушке, которая на несколько минут отогрела его от военных мытарств:
Теплушка на дизеле что такое
Решила похвастаться своим творчеством для своего одного супер-крутого подписчика (респект, чувак, кем бы ты ни был или не была) и для других читателей Пикабу. Занимаюсь данным видом творчества лет с 5, когда мама в первый раз дала в руки спицы, потом научилась вязать крючком, и так и вяжу по сей день. Трачу на это каждую минуту свободного времени, иногда делаю на заказ. Вот такие повязулькины)
p.s. коммент для минусов внутри.
Всем добра и теплой осени!
Так вот что такое НТВ, оказывается.
Чудно время провели!
Приехал ко мне в гости брат.
Живем далеко друг от друга. Видимся редко. Ну, как водится, выпили. Потом еще, еще и еще. Как-то попали в центр города. И снова пили. Но история не про это.
В том состоянии, в котором мы были, нас вообще нельзя было дальше заведения, где мы сидели, выпускать.
Зачем-то мы хотели купить рации, НО!
Вдруг внезапно нас заинтересовал шокер.
Простой с виду. Самый обыкновенный. Но с мощностью в 90000. Нас раза три послали на йух. Но потом все-таки его продали.
Результат: Похмелья нет. Руки не слушаются, в глазах двоится. Зубы хочется выплюнуть все. Ну его нафиг.