теплов выделил такой признак понятия способности
Б.М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность»
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.
классификация Способностей
1) природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные)
2) специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Под природнымиспособностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного — это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. п. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфических человеческих способностей.
А) общие
Б) специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.
К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей.
Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.
Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным практическим действиям.
Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.
Уровни развития способностей и индивидуальные различия
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, но для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей.
Следует подчеркнуть, что наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков. Следовательно, в какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития.
Таким образом, развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.
Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором и т. д. Вместе с тем нельзя считать, что задатки не влияют на характер будущих способностей. Так, особенности слухового анализатора скажутся именно на тех способностях, которые требуют особого уровня развития данного анализатора.
Исходя из этого мы должны сделать вывод о том, что способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.
Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.
К актуальнымспособностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.
К специальным способностям необходимо отнести также музыкальные, литературные, сценические и т. п.
Следующим уровнем развития способностей является одаренность.
Одаренностьюназывается своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Однако отсюда не следует, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навыков. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Недаром говорят: «Мастерство — это когда «что» и «как» приходят одновременно», — подчеркивая, что для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее решения.
Следующий уровень развития способностей человека — талант. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом.
Следует отметить, что талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память — это лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.
Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют, целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Б. М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
Взгляды на развитие и возникновение способностей:
1. Говорят о врожденной природе способностей, считая их наследственной чертой, проявляющейся в ряде поколений. Такая позиция существует еще с античности: Платонсчитал, что обучение и воспитание могут изменять лишь скорость проявления, но не само наличие или отсутствие способностей. 1860, Френсис Гальтон провел массу исследований и собрал множество фактов, подтверждающих эту позицию.
2. Способности целиком определяются качеством воспитания и обучения. XVIIIв, Гельвеций провозгласил: «посредством воспитания можно сформировать гениальность».
3. Синтез врожденного и приобретенного (Рубинштейн, Теплов). Здесь говорят о задатках, являющихся основой для формирования способностей.
С.Л. Рубинштейн: задатки – наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата, которые являются существенными предпосылками способностей человека, но они лишь обусловливают их, не предопределяя.
Б.М. Теплов задатки считал врожденными анатомо-физиологическими особенностями нервно-мозгового аппарата человека, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.
Задатки включены в развитие способностей, но только как исходный момент, как предпосылка; они не являются единственным его условием. И развитие задатков – это социально обусловленный процесс, связанный с условиями воспитания и особенностями общества. Задатки полифункциональны, то есть неспецифичны по отношению к конкретным видам деятельности. Развиваясь из задатков, способности все же являются не функцией задатков самих по себе, а функцией развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный момент (Теплов).
Развитие задатков: 1 – социально обусловленный процесс, вязанный с условиями воспитания и особенностями разв-я общества; 2 – особенности обучения и воспитания, помогающие усвоить особенности деят-ти, соотв. разв-ся способностям.
Факторы развития способностей: 1. задатки как природный фундамент способностей, 2. «социальная наследственность», определяющая условия семейного воспитания (музыкант – в семье музыкантов), 3. особенности общества, в котором родился и живет человек: общество создает модели обучения и воспитания, которые могут создавать условия для развития способностей (профильные классы в школе), формирует социальные запросы на определенные виды деятельности, влияет на выбор их человеком путем формирования общественного мнения и т.д.
Таким образом, если соединить 1,2,3 – получаются условия индивидуального развития личности, которые влияют на то, в какой степени будут развиты задатки человека. Обычно получается так, что в процессе жизни человеку удается реализовать в способностях далеко не все свои задатки, так как многие из них остаются невостребованными.
КРЕАТИВНОСТЬ – способность к созидательной, преобразующей деят-ти в различ сферах: проф, худ, коммуникат и т.д.. Подходы к вопросу о соотношении креативности и интеллекта:
1. Отрицание креативности. К-не более чем синтез интел и мотивац св-в личности (Маслоу). Стремление к творчеству – естественная черта психологически здоровой личности, стремящейся к реализации
2. Тождественность и=к. (Айзенк и Векслер). Уровень креативности обусловелен лежащими в её основе интеллектуальными еханизмами – память, мышление, воображение
3. Разные соотношения между и и к (Торренс и Гилфорд)
Торренс: Т. Интелл порога – взаимодействие И и К в зависимости от уровня интеллектуального развития индивида: при iq
Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 5473 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
СПОСОБНОСТИ
По определению Б. М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:
1. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригиналь-ность и самобытность приемов, используемых в деятельности.
2. Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.
3. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.
Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.
Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.
Общие и специальные способности
Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т. д.).
Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.
Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.
Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.
Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. См.:
1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.
1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.
2. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968.
3. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922.
4. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. – Пермь, 1970.
5. Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
5. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.
6. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
Читайте также
Способности
Способности Кому из нас не знакомо слово «способности»? Часто учителя рассматривают школьников именно по критерию наличия или отсутствия способностей (что, конечно же, не вполне справедливо – ведь есть и много других качеств!). При этом многие убеждены, что способности
Способности
Способности Все мы — разные. И есть среди нас такие, кому повезло, кого природа наградила способностями, а иногда даже талантом. Что же такое «способности»? Где искать тот «орган», что за них отвечает? Вопрос этот будоражит умы давно и, в общем, безрезультатно. С моей же
Способности
Способности Я перехожу теперь к следующей подструктуре личности нижнего, экспрессивно-инструментального уровня, а именно к способностям. О способностях высказано очень много противоречивых суждений, о них можно было бы говорить очень много и здесь, но я ограничусь
Сверхъестественные способности
Сверхъестественные способности – У меня обнаружились сверхъестественные способности, – горделиво сообщила мне худенькая миловидная женщина.Я внимательно на нее посмотрела. Женщина говорила совершенно серьезно и тоже смотрела на меня очень внимательно.– А моя
§76. Способности и одарённость
§76. Способности и одарённость Способностями называют такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.Способностью мы называем, например, наблюдательность, которая имеет большое значение в
2. Способности
2. Способности 1. Понятие о способностях. Виды способностей.2. Способности, задатки и индивидуальные особенности людей.3. Развитие способностей.1. Термин «способности» широко используется не только в психологии, но и в других науках.Рассмотрим, как трактуется это
СПОСОБНОСТИ ДУШИ
СПОСОБНОСТИ ДУШИ Сидеть и ощущать покой – это одно, а действительно использовать его для преображения своей жизни – нечто другое. Между намерением и действием может оказаться пропасть, и тогда приходится говорить: «Я не хотел так делать, но…» или: «Извините, я не то хотел
1. Способности и интересы
1. Способности и интересы Точно знают только когда мало знают. Вместе со знанием растет сомнение. Иоганн Вольфганг Гете Как было показано выше, уже в древнейших мифологиях сложились две альтернативные точки зрения о соотношении мужских и женских качеств: 1) мужчины и
2. Способности
2. Способности Способности — свойства личности, дающие ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения, навыки выполнения определенной деятельности (овладение языком, занятия рисованием, музыкой, математикой и т. п.). При этом способности проявляются не в
СПОСОБНОСТИ
СПОСОБНОСТИ По определению Б. М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:1. Это
55. Способности
55. Способности Способности, равно как и характер, являются определенным сочетанием различных личностных качеств. Но, в отличие от характера, способности проявляются в каком-либо одном виде деятельности (как правило, творческой), а характер обусловливает все поведение
§ 4. Способности
§ 4. Способности Способность — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психофизиологические возможности индивида в различных видах деятельности.Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к
Способности
Способности Выбор человеком той или иной профессии оказывается плодотворным лишь в том случае, если он обладает необходимыми для нее способностями. Занятия математикой невозможны, если отсутствуют способности к абстрактному мышлению. Химику требуется вкус к
Способности
Способности Люди стараются изобрести приборы, которые показывают, здоров человек или нет. Термометр для измерения температуры, силомер, весы, ростомер; есть рентгеновский аппарат, с помощью которого можно видеть кости человека, и легкие, и сердце, не разрезая. Исследуются
Теплов выделил такой признак понятия способности
уРПУПВОПУФЙ Й ПДБТЕООПУФЙ.
в. н. фЕРМПЧ
с ОЕ РТЕДРПМБЗБА ДБФШ ОБ РПУМЕДХАЭЙИ УФТБОЙГБИ ПВЭХА ФЕПТЙА ПДБТЕООПУФЙ, ОЕ РТЕДРПМБЗБА ДБЦЕ ТБЪЧЙЧБФШ ЛБЛПК-МЙВП ЗЙРПФЕЪЩ П ФПН, ЛБЛПЧБ ДПМЦОБ ВЩФШ ЬФБ ФЕПТЙС. ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЬФП ЕЭЈ ОЕ ЙУРПМОЙНП. нБМП ФПЗП, ЧУСЛЙЕ РПРЩФЛЙ УПЮЙОСФШ ФЕПТЙЙ ЙМЙ ЗЙРПФЕЪЩ П РТЙТПДЕ ПДБТЕООПУФЙ РТЙ ФПН ЪБРБУЕ РПМПЦЙФЕМШОЩИ ЪОБОЙК, ЛПФПТЩНЙ НЩ УЕКЮБУ ПВМБДБЕН, ЧТЕДОЩ. пВЭБС ФЕПТЙС ДПМЦОБ УПЪДБЧБФШУС Ч ТЕЪХМШФБФЕ ВПМШЫПК ТБВПФЩ РП ЙЪХЮЕОЙА ЛПОЛТЕФОЩИ ЖБЛФПЧ Й ЮБУФОЩИ ЪБЛПОПНЕТОПУФЕК. ч ЙУУМЕДПЧБОЙЙ ПДБТЕООПУФЙ УПЧЕФУЛБС РУЙИПМПЗЙС ФПМШЛП ЕЭЈ РТЙУФХРБЕФ Л ЬФПК ТБВПФЕ, Й ОБХЮОП ПВТБВПФБООЩК НБФЕТЙБМ, ЛПФПТЩН НЩ ТБУРПМБЗБЕН, ЕЭЈ ПЮЕОШ ОЕ ЧЕМЙЛ.
пДОПК ЙЪ РЕТЧПОБЮБМШОЩИ ЪБДБЮ УПЧЕФУЛПК РУЙИПМПЗЙЙ СЧМСЕФУС Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС УЕТШЈЪОПЕ ЖБЛФЙЮЕУЛПЕ ЙЪХЮЕОЙЕ ПФДЕМШОЩИ ЧЙДПЧ ПДБТЕООПУФЙ. пДОБЛП Ч ЙОФЕТЕУБИ ФБЛПЗП ЙУУМЕДПЧБОЙС ОЕПВИПДЙНП РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ТБЪПВТБФШ ОЕЛПФПТЩЕ ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙЕ ЧПРТПУЩ, ОЕ РТЕФЕОДХС РТЙ ЬФПН ОБ УПЪДБОЙЕ ФЕПТЙЙ, Б УФБЧС МЙЫШ УМЕДХАЭЙЕ ГЕМЙ: 1) ЧЩСУОЙФШ ИПФС ВЩ Ч УБНПК РТЙВМЙЪЙФЕМШОПК ЖПТНЕ УПДЕТЦБОЙЕ ФЕИ РПОСФЙК, ЛПФПТЩНЙ ДПМЦОП ПРЕТЙТПЧБФШ ХЮЕОЙЕ ПВ ПДБТЕООПУФЙ, Й 2) ПФУФТБОЙФШ ОЕЛПФПТЩЕ ПЫЙВПЮОЩЕ ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС, ЛБУБАЭЙЕУС ЬФЙИ РПОСФЙК, ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС, ЛПФПТЩЕ ЧУМЕДУФЧЙЕ ЙИ ТБУРТПУФТБОЕООПУФЙ Й РТЙЧЩЮОПУФЙ НПЗМЙ ВЩ РПЧМЙСФШ ОБ ИПД ЙУУМЕДПЧБОЙС.
рТЙ ХУФБОПЧМЕОЙЙ ПУОПЧОЩИ РПОСФЙК ХЮЕОЙС ПВ ПДБТЕООПУФЙ ОБЙВПМЕЕ ХДПВОП ЙУИПДЙФШ ЙЪ РПОСФЙС «УРПУПВОПУФШ».
фТЙ РТЙЪОБЛБ, ЛБЛ НОЕ ЛБЦЕФУС, ЧУЕЗДБ ЪБЛМАЮБАФУС Ч РПОСФЙЙ «УРПУПВОПУФШ» РТЙ ХРПФТЕВМЕОЙЙ ЕЗП Ч РТБЛФЙЮЕУЛЙ ТБЪХНОПН ЛПОФЕЛУФЕ.
чП-ЧФПТЩИ, УРПУПВОПУФСНЙ ОБЪЩЧБАФ ОЕ ЧУСЛЙЕ ЧППВЭЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ, Б МЙЫШ ФБЛЙЕ, ЛПФПТЩЕ ЙНЕАФ ПФОПЫЕОЙЙ Л ХУРЕЫОПУФЙ ЧЩРПМОЕОЙС ЛБЛПК-МЙВП ДЕСФЕМШОПУФЙ ЙМЙ ДЕСФЕМШОПУФЕК. фБЛЙЕ УЧПКУФЧБ, ЛБЛ, ОБРТЙНЕТ, ЧУРЩМШЮЙЧПУФШ, ЧСМПУФШ, НЕДМЙФЕМШОПУФШ, ЛПФПТЩЕ ОЕУПНОЕООП, СЧМСАФУС ЙОДЙЧЙДХБМШОЩНЙ ПУПВЕООПУФСНЙ ОЕЛПФПТЩИ МАДЕК, ПВЩЮОП ОЕ ОБЪЩЧБАФУС УРПУПВОПУФСНЙ, РПФПНХ ЮФП ОЕ ТБУУНБФТЙЧБАФУС ЛБЛ ХУМПЧЙС ХУРЕЫОПУФЙ ЧЩ РПМОЕОЙС ЛБЛЙИ-МЙВП ДЕСФЕМШОПУФЕК.
ч-ФТЕФШЙИ, РПОСФЙЕ «УРПУПВОПУФШ» ОЕ УЧПДЙФУС Л ФЕН ЪОБОЙСН, ОБЧЩЛБН ЙМЙ ХНЕОЙСН, ЛПФПТЩЕ ХЦЕ ЧЩТБВПФБОЩ Х ДБООПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. оЕТЕДЛП ВЩЧБЕФ, ЮФП РЕДБЗПЗ ОЕ ХДПЧМЕФЧПТЕО ТБВПФПК ХЮЕОЙЛБ, ИПФС РПУМЕДОЙК ПВОБТХЦЙЧБЕФ ЪОБОЙС ОЕ НЕОШЫЙЕ, ЮЕН ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ЕЗП ФПЧБТЙЭЕК, ХУРЕИЙ ЛПФПТЩИ ТБДХАФ УБНПЗП РЕДБЗПЗБ. уЧПЕ ОЕДПЧПМШУФЧП РЕДБЗПЗ НПФЙЧЙТХЕФ ФЕН, ЮФП ЬФПФ ХЮЕОЙЛ ТБВПФБЕФ ОЕДПУФБФПЮОП; РТЙ ИПТПЫЕК ТБВПФЕ ХЮЕОЙЛ, «РТЙОЙНБС ЧП ЧОЙНБОЙЕ ЕЗП УРПУПВОПУФЙ», НПЗ ВЩ ЙНЕФШ ЗПТБЪДП ВПМШЫЕ ЪОБОЙК. пДЙОБЛПЧЩЕ ЪОБОЙС Й ХНЕОЙС Ч ПВМБУФЙ, ОБРТЙНЕТ НБФЕНБФЙЛЙ, ДМС ПРЩФОПЗП ХЮЙФЕМС НПЗХФ Х ТБЪОЩИ ХЮЕОЙЛПЧ ПВПЪОБЮБФШ УПЧЕТЫЕООП ТБЪМЙЮОПЕ: Х ПДОПЗП РТЙ ВМЕУФСЭЙИ УРПУПВОПУФСИ Л НБФЕНБФЙЛЕ ПОЙ ХЛБЪЩЧБАФ ОБ УПЧЕТЫЕООП ОЕДПУФБФПЮОХА ТБВПФХ, Х ДТХЗПЗП ПОЙ НПЗХФ УЧЙДЕФЕМШУФЧПЧБФШ П ВПМШЫЙИ ДПУФЙЦЕОЙСИ.
дЕМП ПВУФПЙФ ЛБЛ ТБЪ ОБПВПТПФ: НПФЙЧЙТХС ЧЩДЧЙЦЕОЙЕ НПМПДПЗП Й РПЛБ ЕЭЕ ОЕПРЩФОПЗП ТБВПФОЙЛБ ЕЗП «ПТЗБОЙЪБГЙПООЩНЙ УРПУПВОПУФСНЙ», РТЕДРПМБЗБАФ, ЮФП, ИПФС ПО, НПЦЕФ ВЩФШ, Й ОЕ ЙНЕЕФ ЕЭЕ ОЕПВИПДЙНЩИ ОБЧЩЛПЧ Й ХНЕОЙК, ВМБЗПДБТС УЧПЙН УРПУПВОПУФСН ПО УНПЦЕФ ВЩУФТП Й ХУРЕЫОП РТЙПВТЕУФЙ ЬФЙ ХНЕОЙС Й ОБЧЩЛЙ.
ьФЙ РТЙНЕТЩ РПЛБЪЩЧБАФ, ЮФП Ч ЦЙЪОЙ РПД УРПУПВОПУФСНЙ ПВЩЮОП ЙНЕАФ Ч ЧЙДХ ФБЛЙЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ УРПУПВОПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ОЕ УЧПДСФУС Л ОБМЙЮОЩН ОБЧЩЛБН, ХНЕОЙСН ЙМЙ ЪОБОЙСН, ОП ЛПФПТЩЕ, НПЗХФ ПВЯСУОЙФШ МЕЗЛПУФШ Й ВЩУФТПФХ РТЙПВТЕФЕОЙС ЬФЙИ ЪОБОЙК Й ОБЧЩЛПЧ.
чЪБЙНППФОПЫЕОЙЕ НЕЦДХ ЬФЙНЙ ДЧХНС РПОСФЙСНЙ ПЮЕОШ ЮЕФЛП УЖПТНХМЙТПЧБОП уЙЫПТПН: «фЕТНЙО «capasity» ПВПЪОБЮБЕФ ЧТПЦДЕООЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ; ФЕТНЙО «ability» ХРПФТЕВМСЕФУС ДМС ПВПЪОБЮЕОЙС РТЙПВТЕФЕООПЗП ХНЕОЙС ЙУРПМШЪПЧБФШ УППФЧЕФУФЧХАЭХА «capasity».
лБЛ ПФОЕУФЙУШ Л ЪОБЮЕОЙА ФЕТНЙОБ «capacity»? нЩ ОЕ НПЦЕН РПОЙНБФШ УРПУПВОПУФЙ Ч УНЩУМЕ capasities, Ф. Е. ЛБЛ ЧТПЦДЕООЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ ЙОДЙЧЙДХХНБ, РПФПНХ ЮФП УРПУПВОПУФЙ НЩ ПРТЕДЕМЙМЙ ЛБЛ «ЙОДЙЧЙДХБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ПУПВЕООПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ», Б ЬФЙ РПУМЕДОЙЕ РП УБНПНХ УХЭЕУФЧХ ДЕМБ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ЧТПЦДЕООЩНЙ. чТПЦДЕООЩНЙ НПЗХФ ВЩФШ МЙЫШ БОБФПНП-ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ПУПВЕООПУФЙ, Ф. Е. ЪБДБФЛЙ, ЛПФПТЩЕ МЕЦБФ Ч ПУОПЧЕ ТБЪЧЙФЙС УРПУПВОПУФЕК, УБНЙ ЦЕ УРПУПВОПУФЙ ЧУЕЗДБ СЧМСАФУС ТЕЪХМШФБФПН ТБЪЧЙФЙС.
фБЛЙН ПВТБЪПН, ПФЧЕТЗОХЧ РПОЙНБОЙЕ УРПУПВОПУФЕК ЛБЛ ЧТПЦДЕООЩИ ПУПВЕООПУФЕК ЮЕМПЧЕЛБ, НЩ, ПДОБЛП, ОЙУЛПМШЛП ОЕ ПФЧЕТЗБЕН ФЕН УБНЩН ФПЗП ЖБЛФБ, ЮФП Ч ПУОПЧЕ ТБЪЧЙФЙС УРПУПВОПУФЕК Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ МЕЦБФ ОЕЛПФПТЩЕ ЧТПЦДЕООЩЕ ПУПВЕООПУФЙ, ЪБДБФЛЙ.
чПФ ОЕУЛПМШЛП ГЙФБФ, ЧЪСФЩИ ЙЪ ПДОПЗП ОПНЕТБ «йЪЧЕУФЙК» ПФ 28 УЕОФСВТС 1938 З., ЙЪ УФБФЕК, РПУЧСЭЕООЩИ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБН МБХТЕБФПЧ рЕТЧПЗП ЧУЕУПАЪОПЗП ЛПОЛХТУБ ДЙТЙЦЕТПЧ. бМЕЛУБОДТ зБХЛ ФБЛ РЙЫЕФ П нЕМЙЛ-рБЫБЕЧЕ: «пВМБДБС РТЕЛТБУОЩНЙ РТЙТПДОЩНЙ ДЙТЙЦЕТУЛЙНЙ ДБООЩНЙ, ПФМЙЮОЩН УМХИПН, РБНСФША, ЧТПЦДЕООЩН ЧЛХУПН, НХЪЩЛБМШОПУФША, ФЕНРЕТБНЕОФПН, ХНЕОЙЕН ХЗМХВМЕООП Й ХУЙДЮЙЧП ТБВПФБФШ, ПФМЙЮОП ЧМБДЕС ТПСМЕН», нЕМЙЛ-рБЫБЕЧ Ч ФЕЮЕОЙЕ ДЧХИ МЕФ УДБЕФ ОБ «ПФМЙЮОП» ЧУЕ ЪБЮЕФЩ Ч ПВЯЕНЕ РСФЙМЕФОЕЗП ЛХТУБ ЛПОУЕТЧБФПТЙЙ. оЕНОПЗП ОЙЦЕ Ч ФПК ЦЕ УФБФШЕ зБХЛБ ОБИПДЙН ФБЛЙЕ УФТПЛЙ П нТБЧЙОУЛПН: «нТБЧЙОУЛЙК ЪБ РПУМЕДОЙЕ ЮЕФЩТЕ ЗПДБ УДЕМБМ ЛТХРОЩЕ ХУРЕИЙ Й ТБЪЧЙМ УЧПЙ РТЙТПДОЩЕ ДЙТЙЦЕТУЛЙЕ ДБООЩЕ. ч УПУЕДОЕК УФБФШЕ мЕП зЙОЪВХТЗ ФБЛ РЙЫЕФ П лПОУФБОФЙОЕ йЧБОПЧЕ: «пО УИЧБФЩЧБМ ОБМЕФХ. у РЕТЧЩИ ЦЕ ЫБЗПЧ ПВОБТХЦЙМПУШ ОЕПВЩЮБКОПЕ РТЙТПДОПЕ ЮХФШЕ Л НХЪЩЛБМШОПК ЖПТНЕ, РПОЙНБОЙЕ РТЙЕНПЧ Й НЕФПДПЧ НХЪЩЛБМШОПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС ОБ УМХЫБФЕМЕК. чУЕ ЬФП, ОБТСДХ У ВПМШЫЙН ЧЛХУПН Й РТЙТПЦДЕООПК НХЪЩЛБМШОПК ЧПУРТЙЙНЮЙЧПУФША, ВЩМП ОЕПЦЙДБООП, ЕУМЙ ХЮЕУФШ ЕЗП ПВЭЙК ЛХМШФХТОЩК ХТПЧЕОШ Ч ФЕ ЗПДЩ». рПДПВОПЗП ТПДБ ГЙФБФЩ НПЦОП ВЩМП ВЩ РТЙЧПДЙФШ Ч ОЕПЗТБОЙЮЕООПН ЛПМЙЮЕУФЧЕ.
у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ОБХЮОПК ФПЮОПУФЙ ФЕТНЙОПМПЗЙЙ ЧУЕН ЧЩУЛБЪЩЧБОЙСН ФБЛПЗП ТПДБ НПЦОП РТЕДЯСЧЙФШ ПДЙО ХРТЕЛ: УМЕДХЕФ ЗПЧПТЙФШ П ЧТПЦДЕООПУФЙ ОЕ УБНЙИ УРПУПВОПУФЕК («РПОЙНБОЙЕ ЖПТН, РТПРПТГЙК Й ЛТБУПЛ», «ЮХЧУФЧП РПТБЪЙФЕМШОПК ЗБТНПОЙЙ» Й Ф. Р.), Б МЕЦБЭЙИ Ч ПУОПЧЕ ЬФЙИ УРПУПВОПУФЕК ЪБДБФЛПЧ. фБЛ ЙНЕООП, ДХНБЕФУС НОЕ, РУЙИПМПЗ Й ДПМЦЕО РПОЙНБФШ ЧУСЛПЗП ТПДБ ХФЧЕТЦДЕОЙС П ЧТПЦДЕООПУФЙ ЛБЛЙИ-МЙВП УРПУПВОПУФЕК. оП ВЩМП ВЩ УНЕЫОЩН РЕДБОФЙЪНПН ФТЕВПЧБФШ, ЮФПВЩ Ч ЦЙЧПК ТЕЮЙ ЗПЧПТЙМЙ ОЕ П «ЧТПЦДЕООПН ЮХЧУФЧЕ ЗБТНПОЙЙ», Б П «ЧТПЦДЕООЩИ ЪБДБФЛБИ Л ЮХЧУФЧХ ЗБТНПОЙЙ». юФПВЩ ВЩФШ РПУМЕДПЧБФЕМШОЩН, ОБДП ВЩМП ВЩ ФПЗДБ ЧПЪДЕТЦЙЧБФШУС Й ПФ ЧЩТБЦЕОЙС «ЧЪПЫМП УПМОГЕ», ЪБНЕОСС ЕЗП ЛБЛЙН-ОЙВХДШ ВПМЕЕ ФПЮОЩН ЧТПДЕ: «ъЕНМС ОБУФПМШЛП РПЧЕТОХМБУШ ЧПЛТХЗ УЧПЕК ПУЙ, ЮФП У ДБООПК ФПЮЛЙ ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФЙ УФБМП ЧЙДОП УПМОГЕ». чБЦОП МЙЫШ ФЧЕТДП ХУФБОПЧЙФШ, ЮФП ЧП ЧУЕИ УМХЮБСИ НЩ ТБЪХНЕЕН ЧТПЦДЕООПУФШ ОЕ УБНЙИ УРПУПВОПУФЕК, Б МЕЦБЭЙИ Ч ПУОПЧЕ ЙИ ТБЪЧЙФЙС ЪБДБФЛПЧ. дБ ЕДЧБ МЙ ЛФП-ОЙВХДШ Й Ч РТБЛФЙЮЕУЛПН УМПЧПХРПФТЕВМЕОЙЙ ТБЪХНЕЕФ ЮФП-ОЙВХДШ ЙОПЕ, ЗПЧПТС П ЧТПЦДЕООПУФЙ ФПК ЙМЙ ДТХЗПК УРПУПВОПУФЙ. еДЧБ МЙ ЛПНХ-ОЙВХДШ РТЙИПДЙФ Ч ЗПМПЧХ ДХНБФШ П «ЗБТНПОЙЮЕУЛПН ЮХЧУФЧЕ» ЙМЙ «ЮХФШЕ Л НХЪЩЛБМШОПК ЖПТНЕ», УХЭЕУФЧХАЭЙИ ХЦЕ Ч НПНЕОФ ТПЦДЕОЙС. чЕТПСФОП, ЧУСЛЙК ТБЪХНОЩК ЮЕМПЧЕЛ РТЕДУФБЧМСЕФ УЕВЕ ДЕМП ФБЛ, ЮФП У НПНЕОФБ ТПЦДЕОЙС УХЭЕУФЧХАФ ФПМШЛП ЪБДБФЛЙ, РТЕДТБУРПМПЦЕОЙС ЙМЙ ЕЭЕ ЮФП-ОЙВХДШ Ч ЬФПН ТПДЕ, ОБ ПУОПЧЕ ЛПФПТЩИ ТБЪЧЙЧБЕФУС ЮХЧУФЧП ЗБТНПОЙЙ ЙМЙ ЮХФШЕ НХЪЩЛБМШОПК ЖПТНЩ.
дБМЕЕ, ОЕПВИПДЙНП РПДЮЕТЛОХФШ, ЮФП УРПУПВОПУФШ РП УБНПНХ УЧПЕНХ УХЭЕУФЧХ ЕУФШ РПОСФЙЕ ДЙОБНЙЮЕУЛПЕ. уРПУПВОПУФШ УХЭЕУФЧХЕФ ФПМШЛП Ч ДЧЙЦЕОЙЙ, ФПМШЛП Ч ТБЪЧЙФЙЙ. ч РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПН РМБОЕ ОЕМШЪС ЗПЧПТЙФШ П УРПУПВОПУФЙ, ЛБЛ ПОБ УХЭЕУФЧХЕФ ДП ОБЮБМБ УЧПЕЗП ТБЪЧЙФЙС, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ ОЕМШЪС ЗПЧПТЙФШ П УРПУПВОПУФЙ, ДПУФЙЗЫЕК УЧПЕЗП РПМОПЗП ТБЪЧЙФЙС, ЪБЛПОЮЙЧЫЕК УЧПЕ ТБЪЧЙФЙЕ. рПЬФПНХ ОБДП ПФЛБЪБФШУС ПФ ЙНЕЧЫЕЗП Х ОБУ ПДОП ЧТЕНС ЫЙТПЛПЕ ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ ЫФЕТОПЧУЛПЗП ТБЪДЕМЕОЙС «РТЕДТБУРПМПЦЕОЙК» (РП ЕЗП ФЕТНЙОПМПЗЙЙ) ОБ «УЧПКУФЧБ» Й «ЪБДБФЛЙ». «уЧПКУФЧП», РП ПРТЕДЕМЕОЙА ыФЕТОБ, «ЕУФШ ФБЛПЕ РТЕДТБУРПМПЦЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ УФТЕНЙФУС ОЕЙЪНЕООЩН ПВТБЪПН ТЕБМЙЪПЧЩЧБФШ Й ДБМЕЕ ОЕЛПФПТПЕ ОБМЙЮОПЕ, ПФОПУСЭЕЕУС Л УХЭОПУФЙ МЙГБ ГЕМЕРПМБЗБОЙЕ». оЕЧБЦОП, У ЛБЛПЗП НПНЕОФБ РТЕДТБУРПМПЦЕОЙЕ ДЕКУФЧХЕФ ОЕЙЪНЕООП; ЛБЛ ФПМШЛП ЧПЪОЙЛМБ ТЕЗХМСТОПУФШ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС, ЕЕ РТЙЮЙОБ ЕУФШ «УЧПКУФЧП». рТЙНЕТЩ УЧПКУФЧ: УРПУПВОПУФШ ДЩЫБФШ, УРПУПВОПУФШ НЩУМЙФШ, ЧЙТФХПЪОПУФШ, ОП ФБЛЦЕ Й УФТПЕОЙЕ ФЕМБ, ГЧЕФ ЧПМПУ Й Ф. Д. (мАВПРЩФОП ВЩМП ВЩ, ЛУФБФЙ, ХЪОБФШ, ЛБЛПЕ «ПФОПУСЭЕЕУС Л УХЭОПУФЙ МЙГБ ГЕМЕРПМБЗБОЙЕ» ТЕБМЙЪХЕФ ГЧЕФ ЧПМПУ!) ч ДБООПН ЛПОФЕЛУФЕ ОБУ ЙОФЕТЕУХЕФ ОЕ ФЕМЕПМПЗЙЮЕУЛБС ЖТБЪЕПМПЗЙС ыФЕТОБ, Б ФП, ЮФП «ОЕЙЪНЕООП» ДЕКУФЧХАЭЕЕ РТЕДТБУРПМПЦЕОЙЕ ОЙЮЕЗП ПВЭЕЗП У ТЕБМШОП УХЭЕУФЧХАЭЙНЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙНЙ УРПУПВОПУФСНЙ ОЕ ЙНЕЕФ.
уФПМШ ЦЕ ОЕЗПДОП Й ЫФЕТОПЧУЛПЕ РПОСФЙЕ ЪБДБФЛБ, ЛПФПТЩК ПО ПРТЕДЕМСЕФ ЛБЛ «ФБЛПЕ РТЕДТБУРПМПЦЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ ОБРТБЧМЕОП ОБ ВХДХЭЕЕ ТБУЛТЩФЙЕ ЕЭЕ ОЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОПЗП ГЕМЕРПМБЗБОЙС. ъБДБФПЛ Ч ОБХЮОПН ЪОБЮЕОЙЙ ЬФПЗП РПОСФЙС ЕУФШ БОБФПНП-ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛБС ПУПВЕООПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ, ОЙ ОБ ЮФП ТЕЫЙФЕМШОП ОЕ «ОБРТБЧМЕООБС», Б УРПУПВОПУФШ ЛБЛ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛБС ЛБФЕЗПТЙС ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ ЧПЧУЕ ДП ОБЮБМБ «ДЕКУФЧЙФЕМШОПЗП ГЕМЕРПМБЗБОЙС».
рТЙОСЧ, ЮФП УРПУПВОПУФШ УХЭЕУФЧХЕФ ФПМШЛП Ч ТБЪЧЙФЙЙ, НЩ ОЕ ДПМЦОЩ ХРХУЛБФШ ЙЪ ЧЙДХ, ЮФП ТБЪЧЙФЙЕ ЬФП ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ОЕ ЙОБЮЕ ЛБЛ Ч РТПГЕУУЕ ФПК ЙМЙ ЙОПК РТБЛФЙЮЕУЛПК ЙМЙ ФЕПТЕФЙЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. б ПФУАДБ УМЕДХЕФ, ЮФП УРПУПВОПУФШ ОЕ НПЦЕФ ЧПЪОЙЛОХФШ ЧОЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЕК ЛПОЛТЕФОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. фПМШЛП Ч ИПДЕ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП БОБМЙЪБ НЩ ТБЪМЙЮБЕН ЙИ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ. оЕМШЪС РПОЙНБФШ ДЕМП ФБЛ, ЮФП УРПУПВОПУФШ УХЭЕУФЧХЕФ ДП ФПЗП, ЛБЛ ОБЮБМБУШ УППФЧЕФУФЧХАЭБС ДЕСФЕМШОПУФШ, Й ФПМШЛП ЙУРПМШЪХЕФУС Ч ЬФПК РПУМЕДОЕК. бВУПМАФОЩК УМХИ ЛБЛ УРПУПВОПУФШ ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ Х ТЕВЕОЛБ ДП ФПЗП, ЛБЛ ПО ЧРЕТЧЩЕ УФБМ РЕТЕД ЪБДБЮЕК ХЪОБЧБФШ ЧЩУПФХ ЪЧХЛБ. дП ЬФПЗП УХЭЕУФЧПЧБМ ФПМШЛП ЪБДБФПЛ ЛБЛ БОБФПНП-ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙК ЖБЛФ.
оЕДПХЮЕФ ЬФЙИ УППВТБЦЕОЙК РТЙЧЕМ, ОБРТЙНЕТ, мБЪХТУЛПЗП Л ПЫЙВПЮОПНХ ТБЪДЕМЕОЙА «ЧУЕИ РУЙИЙЮЕУЛЙИ РТПСЧМЕОЙК ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК МЙЮОПУФЙ» ОБ «ДЧЕ ВПМШЫЙЕ ЗТХРРЩ», ОБЪЧБООЩЕ ЙН ЬОДПРУЙИЙЛПК Й ЬЛЪПРУЙИЙЛПК. рПД РЕТЧПК ПО ТБЪХНЕМ РТПСЧМЕОЙС, «УЧЙДЕФЕМШУФЧХАЭЙЕ П ВПМШЫЕН ЙМЙ НЕОШЫЕН ТБЪЧЙФЙЙ ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ (resp. РУЙИПЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙИ) ЬМЕНЕОФПЧ МЙЮОПУФЙ, Б ФБЛЦЕ, П. УРПУПВБИ ЧЪБЙНОПЗП УПЕДЙОЕОЙС ЬФЙИ ЬМЕНЕОФПЧ», РТПСЧМЕОЙС, ЧЩТБЦБАЭЙЕ «ЧОХФТЕООАА ЧЪБЙНПУЧСЪШ РУЙИЙЮЕУЛЙИ ЬМЕНЕОФПЧ Й ЖХОЛГЙК, ЛБЛ ВЩ ЧОХФТЕООЙК НЕИБОЙЪН ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК МЙЮОПУФЙ». л ЬЛЪПРУЙИЙЛЕ ЦЕ ПО ПФОПУЙМ ФЕ РТПСЧМЕОЙС, УПДЕТЦБОЙЕ ЛПФПТЩИ «ПРТЕДЕМСЕФУС ПФОПЫЕОЙЕН МЙЮОПУФЙ Л ЧОЕЫОЙН УПВЩФЙСН, Л УТЕДЕ», «ФЕН, ЛБЛ ЛБЦДЩК ЮЕМПЧЕЛ ТЕБЗЙТХЕФ ОБ ФЕ ЙМЙ ЙОЩЕ ПВЯЕЛФЩ, ЮФП ПО МАВЙФ Й ОЕОБЧЙДЙФ, ЮЕН ЙОФЕТЕУХЕФУС Й Л ЮЕНХ ТБЧОПДХЫЕО».
чЩЫЕ С ХЦЕ ХЛБЪЩЧБМ, ЮФП УРПУПВОПУФСНЙ НПЦОП ОБЪЩЧБФШ МЙЫШ ФБЛЙЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ПУПВЕООПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ЙНЕАФ ПФОПЫЕОЙЕ Л ХУРЕЫОПУФЙ ЧЩРПМОЕОЙС ФПК ЙМЙ ДТХЗПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. пДОБЛП ОЕ ПФДЕМШОЩЕ УРПУПВОПУФЙ ЛБЛ ФБЛПЧЩЕ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ПРТЕДЕМСАФ ЧПЪНПЦОПУФШ ХУРЕЫОПЗП ЧЩРПМОЕОЙС ЛБЛПК-ОЙВХДШ ДЕСФЕМШОПУФЙ, Б МЙЫШ ФП УЧПЕПВТБЪОПЕ УПЮЕФБОЙЕ ЬФЙИ УРПУПВОПУФЕК, ЛПФПТПЕ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ДБООХА МЙЮОПУФШ.
пДОПК ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ ПУПВЕООПУФЕК РУЙИЙЛЙ ЮЕМПЧЕЛБ СЧМСЕФУС ЧПЪНПЦОПУФШ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ЫЙТПЛПК ЛПНРЕОУБГЙЙ ПДОЙИ УЧПКУФЧ ДТХЗЙНЙ, ЧУМЕДУФЧЙЕ ЮЕЗП ПФОПУЙФЕМШОБС УМБВПУФШ ЛБЛПК-ОЙВХДШ ПДОПК УРПУПВОПУФЙ ЧПЧУЕ ОЕ ЙУЛМАЮБЕФ ЧПЪНПЦОПУФЙ ХУРЕЫОПЗП ЧЩРПМОЕОЙС ДБЦЕ ФБЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ЛПФПТБС ОБЙВПМЕЕ ФЕУОП УЧСЪБОБ У ЬФПК УРПУПВОПУФША. оЕДПУФБАЭБС УРПУПВОПУФШ НПЦЕФ ВЩФШ Ч ПЮЕОШ ЫЙТПЛЙИ РТЕДЕМБИ ЛПНРЕОУЙТПЧБОБ ДТХЗЙНЙ, ЧЩУПЛПТБЪЧЙФЩНЙ Х ДБООПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. оБДП РТЙЪОБФШ ЪБУМХЗПК ТСДБ ЪБТХВЕЦОЩИ РУЙИПМПЗПЧ, Й Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ыФЕТОБ Ч ЕЗП «дЙЖЖЕТЕОГЙБМШОПК РУЙИПМПЗЙЙ», ЧЩДЧЙЦЕОЙЕ Й ТБЪТБВПФЛХ РПОСФЙС ЛПНРЕОУБГЙЙ УРПУПВОПУФЕК Й УЧПКУФЧ.
йНЕООП ЧУМЕДУФЧЙЕ ЫЙТПЛПК ЧПЪНПЦОПУФЙ ЛПНРЕОУБГЙЙ ПВТЕЮЕОЩ ОБ ОЕХДБЮХ ЧУСЛЙЕ РПРЩФЛЙ УЧЕУФЙ, ОБРТЙНЕТ, НХЪЩЛБМШОЩК ФБМБОФ, НХЪЩЛБМШОПЕ ДБТПЧБОЙЕ, НХЪЩЛБМШОПУФШ Й ФПНХ РПДПВОПЕ Л ЛБЛПК-МЙВП ПДОПК УРПУПВОПУФЙ.
дБМЕЕ, ОБДП РПНОЙФШ, ЮФП ПФДЕМШОЩЕ УРПУПВОПУФЙ ОЕ РТПУФП УПУХЭЕУФЧХАФ ТСДПН ДТХЗ У ДТХЗПН Й ОЕЪБЧЙУЙНП ДТХЗ ПФ ДТХЗБ. лБЦДБС УРПУПВОПУФШ ЙЪНЕОСЕФУС, РТЙПВТЕФБЕФ ЛБЮЕУФЧЕООП ЙОПК ИБТБЛФЕТ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ОБМЙЮЙС Й УФЕРЕОЙ ТБЪЧЙФЙС ДТХЗЙИ УРПУПВОПУФЕК.
йУИПДС ЙЪ ЬФЙИ УППВТБЦЕОЙК, НЩ ОЕ НПЦЕН ОЕРПУТЕДУФЧЕООП РЕТЕИПДЙФШ ПФ ПФДЕМШОЩИ УРПУПВОПУФЕК Л ЧПРТПУХ П ЧПЪНПЦОПУФЙ ХУРЕЫОПЗП ЧЩРПМОЕОЙС ДБООЩН ЮЕМПЧЕЛПН ФПК ЙМЙ ДТХЗПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. ьФПФ РЕТЕИПД НПЦЕФ ВЩФШ ПУХЭЕУФЧМЕО ФПМШЛП ЮЕТЕЪ ДТХЗПЕ ВПМЕЕ УЙОФЕФЙЮЕУЛПЕ РПОСФЙЕ. фБЛЙН РПОСФЙЕН Й СЧМСЕФУС «ПДБТЕООПУФШ», РПОЙНБЕНБС ЛБЛ ФП ЛБЮЕУФЧЕООП-УЧПЕПВТБЪОПЕ УПЮЕФБОЙЕ УРПУПВОПУФЕК, ПФ ЛПФПТПЗП ЪБЧЙУЙФ ЧПЪНПЦОПУФШ ДПУФЙЦЕОЙС ВПМШЫЕЗП ЙМЙ НЕОШЫЕЗП ХУРЕИБ Ч ЧЩРПМОЕОЙЙ ФПК ЙМЙ ДТХЗПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.
уЧПЕПВТБЪЙЕ РПОСФЙК «ПДБТЕООПУФШ» Й «УРПУПВОПУФЙ» ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП УЧПКУФЧБ ЮЕМПЧЕЛБ ТБУУНБФТЙЧБАФУС Ч ОЙИ У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ФЕИ ФТЕВПЧБОЙК, ЛПФПТЩЕ ЕНХ РТЕДЯСЧМСЕФ ФБ ЙМЙ ДТХЗБС РТБЛФЙЮЕУЛБС ДЕСФЕМШОПУФШ. рПЬФПНХ ОЕМШЪС ЗПЧПТЙФШ ПВ ПДБТЕООПУФЙ ЧППВЭЕ. нПЦОП ЗПЧПТЙФШ ФПМШЛП ПВ ПДБТЕООПУФЙ Л ЮЕНХ-ОЙВХДШ, Л ЛБЛПК-ОЙВХДШ ДЕСФЕМШОПУФЙ. ьФП ПВУФПСФЕМШУФЧП ЙНЕЕФ ПУПВЕООП ЧБЦОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ РТЙ ТБУУНПФТЕОЙЙ ЧПРТПУБ П ФБЛ ОБЪЩЧБЕНПК «ПВЭЕК ПДБТЕООПУФЙ», ЛПФПТПЗП НЩ ЛПУОЕНУС ОЕУЛПМШЛП РПЪЦЕ.
фП УППФОЕУЕООПЕ ЛПОЛТЕФОПК РТБЛФЙЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФША, ЛПФПТПЕ У ОЕПВИПДЙНПУФША УПДЕТЦЙФУС Ч УБНПН РПОСФЙЙ «ПДБТЕООПУФШ», ПВХУМПЧМЙЧБЕФ ЙУФПТЙЮЕУЛЙК ИБТБЛФЕТ ЬФПЗП РПОСФЙС. рПОСФЙЕ «ПДБТЕООПУФШ» МЙЫБЕФУС УНЩУМБ, ЕУМЙ ЕЗП ТБУУНБФТЙЧБФШ ЛБЛ ВЙПМПЗЙЮЕУЛХА ЛБФЕЗПТЙА. рПОЙНБОЙЕ ПДБТЕООПУФЙ УХЭЕУФЧЕООП ЪБЧЙУЙФ ПФ ФПЗП, ЛБЛБС ГЕООПУФШ РТЙДБЕФУС ФЕН ЙМЙ ДТХЗЙН ЧЙДБН ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ЮФП ТБЪХНЕЕФУС РПД «ХУРЕЫОЩН» ЧЩРПМОЕОЙЕН ЛБЦДПК ЛПОЛТЕФОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. рТЙЧЕДЕН ОЕЛПФПТЩЕ РТЙНЕТЩ.
й ФПМШЛП ПФЕЮЕУФЧЕООБС МЙФЕТБФХТБ РПДБЧБМБ ОБДЕЦДХ ОБ МХЮЫЕЕ ВХДХЭЕЕ. ьФБ РПЪПТОБС Ч РПМЙФЙЮЕУЛПН Й УПГЙБМШОПН ПФОПЫЕОЙЙ ЬРПИБ ВЩМБ Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ЧЕМЙЛПК ЬРПИПК ОЕНЕГЛПК МЙФЕТБФХТЩ.
ьФБ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБ ьОЗЕМШУБ ДЕМБЕФ УПЧЕТЫЕООП РПОСФОЩН, РПЮЕНХ Ч ФХ ЬРПИХ МАДЙ ЙУЛБМЙ ЧЩУПЛХА ПДБТЕООПУФШ ФПМШЛП Ч ИХДПЦЕУФЧЕООПК ПДБТЕООПУФЙ.
йОПЕ, ИПФС Й УФПМШ ЦЕ ПЗТБОЙЮЕООПЕ, РПОЙНБОЙЕ ЗЕОЙБМШОПУФЙ, Ф. Е. ЧЩУЫЕК УФХРЕОЙ ПДБТЕООПУФЙ, НЩ ОБИПДЙН Х ВПМШЫЙОУФЧБ РУЙИПМПЗПЧ (Ч ПУПВЕООПУФЙ ОЕНЕГЛЙИ) ОБЮБМБ XX Ч. фП НЕУФП, ЛПФПТПЕ Х лБОФБ ЪБОЙНБМП ЙУЛХУУФЧП, ЪБОСМБ ФЕРЕТШ ОБХЛБ, Й ЧЩУЫХА ПДБТЕООПУФШ УФБМЙ ЧЙДЕФШ ФПМШЛП Ч ОБХЮОПН НЩЫМЕОЙЙ. «тЕЫБАЭЕЕ ДМС ЗЕОЙС,- РЙЫЕФ жТЕВЕУ,- ТБЪХН; ОЙ УБНБС ЬОЕТЗЙЮОБС ЧПМС, ОЙ ЧЕМЙЮБКЫБС ХФПОЮЕООПУФШ ЮХЧУФЧ ОЕ ПВТБЪХАФ ЗЕОЙБМШОПУФЙ».
у ДТХЗПК УФПТПОЩ, Й ФПЮЛБ ЪТЕОЙС лБОФБ, Й ФПЮЛБ ЪТЕОЙС ВХТЦХБЪОЩИ РУЙИПМПЗПЧ ОБЮБМБ XX Ч. Ч ПДЙОБЛПЧПК УФЕРЕОЙ ОЕУХФ РЕЮБФШ ЛБРЙФБМЙУФЙЮЕУЛПЗП ТБЪДЕМЕОЙС ФТХДБ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ТБЪТЩЧБ НЕЦДХ ХНУФЧЕООЩН Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙН ФТХДПН. чЩУЫЙЕ ЖПТНЩ ПДБТЕООПУФЙ РПЮЙФБЕФУС ЧПЪНПЦОЩН ЙУЛБФШ ФПМШЛП Ч УЖЕТЕ «ЮЙУФП ХНУФЧЕООЩИ» ЧЙДПЧ ФТХДБ. дТХЗЙЕ ЧЙДЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ ТБУУНБФТЙЧБАФУС ЛБЛ ЪБЧЕДПНП ВПМЕЕ «ОЙЪЛЙЕ».
ч ЬФПН ПФОПЫЕОЙЙ РТЙОГЙРЙБМШОП ЙОПЕ РПОЙНБОЙЕ ПДБТЕООПУФЙ ЙНЕЕФ НЕУФП Х ОБУ Ч уПЧЕФУЛПН уПАЪЕ. нЩ ОЕ ЪОБЕН «ОЙЪЫЙИ» Й «ЧЩУЫЙИ» ЧЙДПЧ ДЕСФЕМШОПУФЙ. лБЦДЩК ДЕОШ РТЙОПУЙФ ОБН Ч УБНЩИ ТБЪМЙЮОЩИ ПВМБУФСИ ДЕСФЕМШОПУФЙ ОПЧЩЕ Й ОПЧЩЕ РТЙНЕТЩ ЧДПИОПЧЕООПЗП ФЧПТЮЕУФЧБ, Ч РПДМЙООПН УНЩУМЕ УМПЧБ «ХУФБОБЧМЙЧБАЭЕЗП ПВТБЪГЩ» (Б ДМС лБОФБ ЙНЕООП Ч ЬФПН ВЩМ ПДЙО ЙЪ ПУОПЧОЩИ ЛТЙФЕТЙЕЧ ЗЕОЙБМШОПУФЙ). рЕТЕИПД ПФ ЬЛУРМХБФБФПТУЛПЗП УФТПС Л УПГЙБМЙЪНХ ЧРЕТЧЩЕ ПФЛТЩМ ЧЩУПЛХА ГЕООПУФШ УБНЩИ ТБЪМЙЮОЩИ ЧЙДПЧ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ Й УОСМ У РПОСФЙС «ПДБТЕООПУФШ» ФХ ПЗТБОЙЮЕООПУФШ, ПФ ЛПФПТПК ОЕ НПЗМЙ ЙЪВБЧЙФШ ЕЗП ДБЦЕ МХЮЫЙЕ ХНЩ ВХТЦХБЪОПК ОБХЛЙ.
уХЭЕУФЧЕООПЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ РТЕФЕТРЕЧБЕФ Й УПДЕТЦБОЙЕ РПОСФЙС ФПЗП ЙМЙ ДТХЗПЗП УРЕГЙБМШОПЗП ЧЙДБ ПДБТЕООПУФЙ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФПЗП, ЛБЛПЧ Ч ДБООХА ЬРПИХ Й Ч ДБООПК ПВЭЕУФЧЕООПК ЖПТНБГЙЙ ЛТЙФЕТЙК «ХУРЕЫОПЗП» ЧЩРПМОЕОЙС УППФЧЕФУФЧХАЭЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ. рПОСФЙЕ «НХЪЩЛБМШОБС ПДБТЕООПУФШ» ЙНЕЕФ, ЛПОЕЮОП, ДМС ОБУ УХЭЕУФЧЕООП ЙОПЕ УПДЕТЦБОЙЕ, ЮЕН-ФП, ЛПФПТПЕ ПОП НПЗМП ЙНЕФШ Х ОБТПДПЧ, ОЕ ЪОБЧЫЙИ ЙОПК НХЪЩЛЙ, ЛТПНЕ ПДОПЗПМПУПК. йУФПТЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ НХЪЩЛЙ ЧМЕЮЕФ ЪБ УПВПК Й ЙЪНЕОЕОЙЕ НХЪЩЛБМШОПК ПДБТЕООПУФЙ.
йФБЛ, РПОСФЙЕ «ПДБТЕООПУФШ» ОЕ ЙНЕЕФ УНЩУМБ ВЕЪ УППФОЕУЕОЙС ЕЗП У ЛПОЛТЕФОЩНЙ, ЙУФПТЙЮЕУЛЙ ТБЪЧЙЧБАЭЙНЙУС ЖПТНБНЙ ПВЭЕУФЧЕООП-ФТХДПЧПК РТБЛФЙЛЙ.
пФНЕФЙН ЕЭЕ ПДОП ПЮЕОШ УХЭЕУФЧЕООПЕ ПВУФПСФЕМШУФЧП. пФ ПДБТЕООПУФЙ ЪБЧЙУЙФ ОЕ ХУРЕИ Ч ЧЩРПМОЕОЙЙ ДЕСФЕМШОПУФЙ, Б ФПМШЛП ЧПЪНПЦОПУФШ ДПУФЙЦЕОЙС ЬФПЗП ХУРЕИБ. дБЦЕ ПЗТБОЙЮЙЧБСУШ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК УФПТПОПК ЧПРТПУБ, НЩ ДПМЦОЩ УЛБЪБФШ, ЮФП ДМС ХУРЕЫОПЗП ЧЩРПМОЕОЙС ДЕСФЕМШОПУФЙ, ФТЕВХЕФУС ОЕ ФПМШЛП ПДБТЕООПУФШ, Ф. Е. ОБМЙЮЙЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП УПЮЕФБОЙС УРПУПВОПУФЕК, ОП Й ПВМБДБОЙЕ ОЕПВИПДЙНЩНЙ ОБЧЩЛБНЙ Й ХНЕОЙСНЙ. лБЛХА ВЩ ЖЕОПНЕОБМШОХА НХЪЩЛБМШОХА ПДБТЕООПУФШ ОЙ ЙНЕМ ЮЕМПЧЕЛ, ОП, ЕУМЙ ПО ОЕ ХЮЙМУС НХЪЩЛЕ Й УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ ОЕ ЪБОЙНБМУС НХЪЩЛБМШОПК ДЕСФЕМШОПУФША, ПО ОЕ УНПЦЕФ ЧЩРПМОСФШ ЖХОЛГЙЙ ПРЕТОПЗП ДЙТЙЦЕТБ ЙМЙ ЬУФТБДОПЗП РЙБОЙУФБ.
ч УЧСЪЙ У ЬФЙН ОБДП ТЕЫЙФЕМШОП РТПФЕУФПЧБФШ РТПФЙЧ ПФПЦДЕУФЧМЕОЙС ПДБТЕООПУФЙ У «ЧЩУПФПК РУЙИЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС», ПФПЦДЕУФЧМЕОЙС, ЫЙТПЛП ТБУРТПУФТБОЕООПЗП Ч ВХТЦХБЪОПК РУЙИПМПЗЙЙ.
у ДТХЗПК УФПТПОЩ, ЙУИПДС ЙЪ ОБЫЕЗП РПОЙНБОЙС ПДБТЕООПУФЙ, С УЮЙФБА ОЕПВИПДЙНЩН ПФЛБЪБФШУС ПФ ХРПФТЕВМЕОЙС ФЕТНЙОПЧ «РТЕДТБУРПМПЦЕОЙЕ» ЙМЙ «ДЙУРПЪЙГЙС», ЛПФПТЩНЙ ОЕТЕДЛП ПВПЪОБЮБАФУС УРПУПВОПУФЙ Й ЪБДБФЛЙ» ьФЙ ФЕТНЙОЩ, СЧМССУШ ПУОПЧОЩНЙ Ч УЙУФЕНЕ ыФЕТОБ, РПМХЮЙМЙ ПЮЕОШ ЫЙТПЛПЕ ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ Ч РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК МЙФЕТБФХТЕ.
фБЛПК УНЩУМ ЙНЕЕФ РПОСФЙЕ «РТЕДТБУРПМПЦЕОЙЕ» Ч РЕТЧПЙУФПЮОЙЛЕ. лПОЕЮОП, НОПЗЙЕ БЧФПТЩ, ХРПФТЕВМСЧЫЙЕ ЬФП РПОСФЙЕ, ВЩМЙ ПЮЕОШ ДБМЕЛЙ ПФ РПДПВОПК НЙУФЙЛЙ. оП Й Х ОЙИ У ЬФЙН УМПЧПН УЧСЪЩЧБМУС УНЩУМПЧПК ПФФЕОПЛ, ЛПФПТЩК ОЕМШЪС ОЕ РТЙЪОБФШ ОЕЦЕМБФЕМШОЩН, ФПМЛБАЭЙН ОБ ОЕЧЕТОЩК РХФШ ЧУЕ ХЮЕОЙЕ ПВ ПДБТЕООПУФЙ. дБЦЕ Ч УПЧЕФУЛПК МЙФЕТБФХТЕ ЙОПЗДБ ЗПЧПТЙМПУШ ПВ ПДБТЕООПУФЙ ЛБЛ П «РТЕДТБУРПМПЦЕОЙЙ Л ПРТЕДЕМЕООЩН ЧЙДБН ДЕСФЕМШОПУФЙ».
рПДПВОПЗП ТПДБ ЖПТНХМЙТПЧЛЙ ОЕЦЕМБФЕМШОЩ РПФПНХ, ЮФП ПОЙ, ЛБЛ НОЕ ЛБЦЕФУС, РТЙДБАФ РПОСФЙСН «ПДБТЕООПУФШ», «ЪБДБФЛЙ», «УРПУПВОПУФЙ» ПФФЕОПЛ ЮЕЗП-ФП ЖБФБМЙУФЙЮЕУЛЙ РТЕДПРТЕДЕМСАЭЕЗП ВХДХЭХА ДЕСФЕМШОПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ.
йНЕЕФУС ВПМШЫПЕ ТБЪМЙЮЙЕ НЕЦДХ УМЕДХАЭЙНЙ ДЧХНС РПМПЦЕОЙСНЙ: ДБООЩК ЮЕМПЧЕЛ РП УЧПЕК ПДБТЕООПУФЙ ЙНЕЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЕУШНБ ХУРЕЫОП ЧЩРПМОСФШ ФБЛЙЕ-ФП ЧЙДЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ» Й «ДБООЩК ЮЕМПЧЕЛ УЧПЕК ПДБТЕООПУФША РТЕДТБУРПМПЦЕО Л ФБЛЙН-ФП ЧЙДБН ДЕСФЕМШОПУФЙ». пДБТЕООПУФШ ОЕ СЧМСЕФУС ЕДЙОУФЧЕООЩН ЖБЛФПТПН ПРТЕДЕМСАЭЙН ЧЩВПТ ДЕСФЕМШОПУФЙ (Б Ч ЛМБУУПЧПН ПВЭЕУФЧЕ ПОБ Х ПЗТПНОПЗП ВПМШЫЙОУФЧБ Й ЧПЧУЕ ОЕ ЧМЙСЕФ ОБ ЬФПФ ЧЩВПТ), ЛБЛ ОЕ СЧМСЕФУС ПОБ Й ЕДЙОУФЧЕООЩН ЖБЛФПТПН, ПРТЕДЕМСАЭЙН ХУРЕЫОПУФШ ЧЩРПМОЕОЙС ДЕСФЕМШОПУФЙ.