технология 5 класс для девочек что делают

Что изучают на уроках технологии в школе

Содержание статьи

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

Разделение классов на группы

На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд девочек значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.

Технология для девочек

Домоводством принято называть уроки технологии для девочек, еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой девушке и женщине.

Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с 5 класса и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.

В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.

Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.

Технология для мальчиков

Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.

С 5 по 11 класс мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.

Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.

К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.

Источник

Определение составляющих основ предмета «Технология девочек»

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

Содержимое разработки

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

Слово « технология » происходит от древнегреческого techne — « искусство, мастерство, умение » и латинского lоgos — « учение, слово, наука ».

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

Значение слова «Технология»

переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы .

2. Учебный предмет, содержащий теоретические

3. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета

4. Совокупность приемов, применяемых в каком-

либо деле, мастерстве, искусстве.

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату.

С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем.

Я умею и научу тебя!

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

Технология – предмет особый,

И в жизни вам поможет он.

Научит шить, вязать, готовить

И даст советов миллион.

А тот, кто полностью изучит

Основы этого предмета,

В награду знания получит

И много жизненных советов.

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА В МАСТЕРСКОЙ

Авторы: Н.В.Синица, В.Д. Симоненко

— Правила техники безопасности

— Вопросы для самопроверки

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

Оборудование, инструменты и приспособления

3 – поражение электрическим током;

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

Охрана труда: Движения для здоровья!

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

3. Инструкция при работе с электрическим утюгом

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

Инструкция по пожарной безопасности

Если же стряслась беда,

Что тогда Вам делать?

Не теряться никогда, действовать умело:

Нужно мужество найти к телефону подойти,

Смело трубку в руки взять, 01 суметь набрать.

И назвать ещё потом город, улицу и дом.

И квартиру, где живете, и с каким она замком.

И ещё сказать: «Даю Вам фамилию свою.

Так же номер телефона, у которого стою»

Ну, а дальше – не орите – в руки Вы себя берите.

Действуйте по правилам, слаженно и грамотно!

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

Инструкция по охране труда при работе с иголками, булавками

2. Что произойдет, если держать пальцы рук около лапки швейной машины?

3. Что необходимо сделать при обнаружении неисправности или поломке швейной машины?

4. Почему по окончании работу необходимо отключить швейную машину от сети?

технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делают

Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом

Источник

Конпекты к урокам по технологии в 5 классе (девочки)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: «Введение в технологию. Понятие о пище»

Цели: познакомить учащихся с понятиями технология, кулинария, состав пищи; научить рациональному питанию; воспитывать вкус к здоровой пище.

Оборудование: учебник, таблица, презентация.

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

2. Введение в технологию

Технология – искусство, мастерство, умение.

3. Сообщение нового материала:

Кулинария – искусство приготовления пищи. Еще в 4 веке до нашей эры существовали поварские школы.

— Зачем человеку необходимо есть?

Еда – это своего рода «топливо», на котором работает организм. Но для того, чтобы быть здоровым необходимо питаться правильно и знать из чего состоит наша пища.

Самостоятельная работа (заполнение таблицы)

Пища должна покрывать затраты организма

Условия приема пищи

4. Творческая работа: «Интерьер кухни»

5. Итог урока: В чем заключается роль витаминов в питании человека?

Тема урока: « Роль овощей в питании человека »

Цели: познакомить учащихся с процессами пищеварения; научить правилам первичной обработки и нарезки всех видов овощей; воспитывать вкус к здоровой пище.

Оборудование: учебник, таблица, презентация.

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Что такое технология?

Что такое кулинария и как нужно правильно питаться?

Перечислите состав пищи.

Какую роль играют витамины в жизни человека?

Презентация интерьера кухни.

3. Сообщение нового материала:

Сервировка стола – это подготовка и оформление стола к приему пищи.

Правила поведения за столом.

Первичная обработка овощей: мойка, очистка, нарезка.

Нарезка овощей (стр.56)

4. Творческая работа: «Нарезка овощей»

5. Итог урока: В чем заключается роль овощей в питании человека?

Тема урока: « Тепловая обработка овощей. Блюда из яиц»

Цели: познакомить учащихся с видами тепловой обработки, разновидностями яиц; научить различать основные и вспомогательные виды тепловой обработки, определять качество яиц; воспитывать вкус к здоровой пище.

Оборудование: учебник, таблица, презентация.

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Чем полезны овощи для организма человека?

Перечислите последовательность первичной обработки овощей?

Какие виды нарезок овощей вы знаете?

Что такое сервировка стола и в чем ее необходимость?

Как сервируется стол для завтрака?

Перечислите правила поведения за столом?

3. Сообщение нового материала:

Втехнология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делаюттехнология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делаюттехнология 5 класс для девочек что делают. Смотреть фото технология 5 класс для девочек что делают. Смотреть картинку технология 5 класс для девочек что делают. Картинка про технология 5 класс для девочек что делают. Фото технология 5 класс для девочек что делаютиды тепловой обработки

Строение яйца: скорлупа, воздушная камера, желток, белок, пленка.

По срокам хранения яйца делятся на:

диетические – срок хранения не более 7 суток,

столовые – срок хранения более 7 суток.

Чтобы определить доброкачественность яйца существует несколько способов:

1. Метод просвечивания: необходимо посмотреть на яйцо на свет. Если яйцо свежее – белок будет хорошо просвечиваться и желток будет, хотя и слабо, но заметен. Если яйцо не просвечивается, значит, оно не доброкачественное.

2. Метод опускания в соленую воду: в стакан необходимо налить воду и растворить 1 столовую ложку соли, затем опустить яйцо. Если яйцо опустилось на дно стакана, значит, оно свежее, если плавает чуть выше дна – недостаточно свежее. Если яйцо всплыло на верх – недоброкачественное.

4. Творческая работа: «Тепловая обработка»

5. Итог урока: Какие виды тепловой обработки полезны для питания?

Тема урока: « Приготовление бутербродов и горячих напитков »

Цели: познакомить учащихся с разновидностями бутербродов и горячих напитков ; сформировать навыки по нарезке продуктов; воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

Оборудование: учебник, таблица, презентация.

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

3. Сообщение нового материала:

4. Творческая работа:

Тема урока: « Волокна растительного происхождения »

Цели: познакомить учащихся с происхождением волокон, процессом их обработки ; сформировать навыки по распознаванию волокон хлопка и льна; воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

Оборудование: учебник, практическая работа, презентация.

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Сервировка стола — это

подготовка и оформление стола для приема пищи

Вилка на столе должна лежать

слева от тарелки зубцами вниз

слева от тарелки зубцами вверх

слева от тарелки зубцами к тарелке

справа от тарелки ручкой к тарелке

Нож на столе должен лежать

лезвием от тарелки, справа

лезвием к тарелке, справа

лезвием от тарелки, слева

лезвием к тарелке, слева

Если яйцо в соленой воде идет на дно, то оно

Если продукт сначала обжаривают, а затем отваривают, то этот способ тепловой обработки

К тепловой обработке продуктов не относится

Картофель относится к группе овощей

К видам первичной обработки овощей относится

Для жарения картофель нарезают

варка в небольшом количестве воды

3. Сообщение нового материала:

Ткань получают из нитей, а нити из волокон. Волокна бывают натуральные и химические. Натуральные волокна делятся на растительные и животные.

Свойства хлопка и льна (учебник стр.76-78).

4. Практическая работа: «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей» (стр. 79-80).

5. Итог урока: выставление оценок, их аргументация.

Тема урока: « Производство тканей. Определение долевой нити »

Цели: познакомить учащихся с процессами прядения и ткачества, свойствами тканей ; сформировать навыки по определению долевой нити; привить эстетический вкус.

Оборудование: учебник, практическая работа, презентация.

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Из чего производят ткань?

Какие растения служат сырьем для производства тканей?

Почему волокна хлопка, льна называют натуральными?

Какими свойствами обладают ткани из растительных волокон?

Как различить хлопчатобумажные и льняные ткани?

3. Сообщение нового материала:

Прядение – процесс получения из волокон пряжи.

Практическая работа: «Изготовление макета полотняного переплетения».

Отделка ткани – улучшение внешнего вида тканей: беление, печатание, крашение, ворсование.

4. Практическая работа: «Определение в ткани нитей основы и утка», «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани».

5. Итог урока: выставление оценок.

Тема урока: « Ручные работы»

Цели: познакомить учащихся с инструментами и материалами для ручных работ; сформировать навыки по выполнению ручных стежков и строчек; воспитывать аккуратность и четкость исполнения.

Оборудование: учебник, практическая работа, презентация.

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Из чего производят ткань?

Какие растения служат сырьем для производства тканей?

Почему волокна хлопка, льна называют натуральными?

Перечислите процессы производства ткани.

Что такое прядение?

Что такое ткачество?

Что такое отделка ткани?

Как определить основную нить в ткани?

3. Сообщение нового материала:

Инструменты для ручных работ.

Стежок – расстояние между двумя проколами иглы.

Строчка – ряд повторяющихся стежков.

Шов – место соединения двух деталей.

Терминология ручных работ.

4. Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».

5. Итог урока: выставление оценок.

Тема урока: « Регуляторы швейной машины. Заправка верхней и нижней нити »

Цели: познакомить учащихся с устройством швейной машины ; сформировать навыки по подготовке машины к работе; воспитывать аккуратность и четкость исполнения.

Оборудование: учебник, практическая работа, презентация.

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Перечислите процессы производства ткани.

Что такое прядение?

Что такое ткачество?

Что такое отделка ткани?

Как определить основную нить в ткани?

Перечислите инструменты для ручных работ.

Что значит сметать, заметать, наметать, пришить?

3. Сообщение нового материала:

История создания швейной машины

Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце 15 века Леонардо да Винчи. И только в 1834 году американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Его машина была первой машиной челночного стежка, в которой использовались верхняя и нижняя нитки. Недостаток этой машины заключался в отсутствии устройства регулировки натяжения нижней нити, которая находилась в челночном устройстве.

В 1844 – 1845 годах другой американец Элиос Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка.

Наконец в 1850 – 1851 годах усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до совершенного вида.

Начиная с 1870 года, фирма Зингер не только расширилась в США, но и открыла свои филиалы в различных странах мира, в том числе и в России.

В подмосковном городе Подольске в 1900 году фирма Зингер основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы.

После октябрьской революции1917 года была создана отечественная швейная промышленность, а Подольский механический завод стал центром отечественного швейного машиностроения.

Привод это устройство, с помощью которого машина приводится в движение.

Бытовые швейные машины с электрическим приводом наиболее удобны в работе. Они быстроходны (большее число стежков в минуту — 120) и просты в управлении. Они выполняют сшивание хлопчатобумажных, льняных, синтетических, шерстяных и шелковых тканей. На ней выполняют прямые и зигзагообразные строчки, а также вышивание, штопку и петли.

Современные швейные фабрики оснащены производительными быстроходными швейными машинами: наибольшее число стежков в минуту — 4000), автоматами, полуавтоматами, специальными машинами (для пришивания, пуговиц, обработки нетель) и другим сложным оборудованием.

Надежная работа швейной машины во многом зависит от умения и квалификации того, кто на ней шьет.

Необходимо твердо усвоить и знать правила работы на швейной машине, заправки верхней и нижней ниток, регулировки стежка, замены иглы, намотки на шпульку и ее установки в челночное устройство, чистки и смазки швейной машины.

При работе на швейной машине надо соблюдать санитарно – гигиенические требования.

Устройство бытовой швейной машины

4. Практическая работа учащихся «Знакомство с бытовой швейной машиной и ее составными частями».

Правила техники безопасно при выполнении машинных работ

1. Опасности в работе:

повреждение пальцев иглой

попадание волос или концов одежды во вращающиеся части швейной машины

поражение электрическим током

Что нужно сделать до начала работы:

застегнуть манжеты рукавов

проверить исправность машины

проверить перед соединением деталей, не осталась ли в них ручная игла или булавка

Что нужно делать во время работы:

установку шпульного колпачка

заправку верхней нити производить при выключенной машине

не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины

не передавать ножницы, изделие, или детали кроя при включенной машине

Что нужно сделать по окончании работы:

отключить машину от электросети.

5. Закрепление нового материала

— Для чего предназначены бытовые швейные машины?

— Какие приводы швейной машины вы знаете?

6. Подведение итогов урока

общая оценка за урок

Тема урока: « Машинные швы»

Цели: познакомить учащихся с инструментами и материалами для машинных работ; сформировать навыки работы на швейной машине, по выполнению швов; воспитывать аккуратность и четкость исполнения.

Оборудование: учебник, практическая работа.

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Что такое прядение?

Что такое ткачество?

Что такое отделка ткани?

Как определить основную нить в ткани?

Чем строчка отличается от шва?

Что значит сметать?

Что значит наметать?

Что значит пришить?

Что значит заметать?

Кто предложил первый проект швейной машины?

Кто впервые создал двухниточную швейную машину?

Кто ее усовершенствовал?

3. Сообщение нового материала:

Терминология машинных работ.

Заправка верхней и нижней нитей.

Подготовка машины к работе.

4. Практическая работа: «Выполнение машинных швов».

5. Итог урока: уборка рабочих мест, выставление оценок.

Кто предложил первый проект швейной машины?

Источник

Программа по технологии 5 класс (девочки) ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия «Пущино» городского округа Пущино Московской области

по предмету «Технология» для 5 класса

Кириллова С.Н., учитель технологии

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.), на основании приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС ООО» от 31.12.2015 г. №1577, на основе авторской программы по технологии «Технология. Обслуживающий труд. 5-8 классы» (автор: О.А. Кожиной, Москва: Дрофа, 2015 г.)

В 5 классе предмет «Технология. Обслуживающий труд» рассчитан 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание сюжетных линий образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа составлена с учетом технологических знаний и опыта трудовой деятельности, полученных учащимися при обучении в начальной школе.

Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:

формирование у учащихся технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда, этики деловых межличностных отношений,

развитие творческой созидательной деятельности,

подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально-трудовой адаптации в обществе.

К задачам учебного предмета «Технология» в системе общего образования относятся:

формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений,

воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности,

профессиональное самоопределение в условиях рынка труда,

формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания.

Обучение школьников технологии ведения дома строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Соответственно, независимо от вида изучаемых технологий, содержанием учебной программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

распространенные технологии современного производства;

культура и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование технической информации;

основы черчения, графики, дизайна;

знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства;

влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность;

история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Учащиеся познакомятся со следующими общетрудовыми понятиями:

— потребности, предметы потребления, потребительская стоимость продукта труда материальное изделие или нематериальная услуга, дизайн, проект, конструкция;

— устройство, сборка, управление и обслуживание доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, машин, механизмов);

— механизация труда и автоматизация производства; технологическая культура производства; научная организация труда, средства и методы обеспечения применения безопасных приемов труда; технологическая дисциплина; этика общения;

— информационные технологии в производстве и сфере услуг; перспективные технологии;

— функциональные стоимостные характеристики предметов труда и технологий; себестоимость продукции; экономия сырья, энергии, труда; производительность труда;

— экологические последствия производственной деятельности, безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов.

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры. Если с духовной культурой учащиеся знакомятся на уроках литературы, истории, МХК и др., то мир материальной культуры, в котором существует современный человек, другими школьными предметами не рассматривается, что затрудняет адаптацию школьников в современном социуме. Материальная культура, в отличие от духовной, охватывает всю сферу человеческой деятельности и его развития. Это орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежда, пища и т. д. Материальная и духовная культура тесно взаимодействуют и влияют друг на друга, являясь важной составляющей человеческого бытия.

Технология формирует у учащихся осознанную потребность в сохранении своего здоровья путем организации здорового питания, обустройства удобного жилища и т. п.

Основой учебной программы «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Рукоделие. Художественные ремесла». Программа включает в себя

также разделы «Оформление интерьера», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное образование», «Проектные и творческие работы».

В зависимости от потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки конкретный учебный материал для включения в программу отбирался с учетом следующих положений:

возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся;

распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений и художественного стиля;

возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

возможность реализации общетрудовой, доступной, безопасной практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов.

Каждый компонент учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ с элементами проектной деятельности. Соответствующая тема по учебному плану программы может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением элементов творческой проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного

года, не заменяя этим системное обучение.

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение творческих работ.

Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему творческой работы для учащихся, чтобы охватить всю совокупность рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную значимость.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. При этом возможно проведение интегральных занятий, создание интегральных курсов или отдельных разделов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа учебного курса по технологии способствует формированию универсальных учебных действий ученика.

1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.

6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.

7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

1. Планирование процесса познавательной деятельности.

2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.

3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.

5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.

6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.

7. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость.

9. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.

11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.

12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.

13. Оценка своей познавательно§трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.

15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

В познавательной сфере:

1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

5) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;

6) владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

7) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

8) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

1) планирование технологического процесса и процесса труда;

2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

6) планирование последовательности операций и составление технологической карты;

7) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

8) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;

9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;

10) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;

11) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;

12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;

13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

15) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

17) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

18) документирование результатов труда и проектной деятельности;

19) расчет себестоимости продукта труда.

В мотивационной сфере:

1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

5) осознание ответственности за качество результатов труда;

6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

1) дизайнерское конструирование изделия;

2) применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;

3) моделирование художественного оформления объекта труда;

4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;

5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;

6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;

7) создание художественного образа и воплощение его в материале;

8) развитие пространственного художественного воображения;

9) развитие композиционного мышления;

10) развитие чувства цвета, гармонии и контраста;

11) развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;

12) понимание роли света в образовании формы и цвета;

13) решение художественного образа средствами фактуры материалов;

14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;

15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;

16) применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома, школы, детского сада и др.;

17) применение методов художественного проектирования одежды;

18) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;

19) соблюдение правил этикета.

В коммуникативной сфере:

1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;

2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;

5) способность к коллективному решению творческих задач;

6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;

7) способность прийти на помощь товарищу;

8) способность бесконфликтного общения в коллективе.

В физической сфере:

1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

4) развитие глазомера;

5) развитие осязания, вкуса, обоняния.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:

трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию

и использованию материалов, энергии;

информацией, необходимой для создания продуктов труда, в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.

В результате изучения курса технологии учащиеся должны знать:

основные технологические понятия и характеристики; назначение и технологические свойства материалов;

назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

значение здорового питания для сохранения своего здоровья.

В результате изучения курса технологии учащиеся должны уметь:

рационально организовать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках;

применять конструкторскую и технологическую документацию;

составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или приготовления кулинарного блюда;

выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

готовить различные кулинарные блюда с учетом принципов здорового питания; конструировать, моделировать, изготавливать в материале швейные изделия и изделия декоративно-прикладного искусства;

выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

находить и устранять допущенные дефекты;

проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания ценностей материальной культуры для жизни и развития человека, формирования эстетической среды бытия;

развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека, результатов слияния духовной и материальной культуры;

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

организации питания, обеспечивающего сохранение здоровья;

приготовления и оформления кулинарных блюд здорового питания;

сервировки стола и соблюдения правил поведения за столом;

организации праздников и юбилеев;

изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

изготовления или ремонта изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

измерения фигуры человека для определения размерных признаков одежды;

выбора собственного стиля в одежде с учетом особенностей своей фигуры;

контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

построения планов профессионального образования и трудоустройства.

В процессе обучения технологии учащиеся овладеют:

трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание;

навыками по подготовке, организации трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

навыками чтения и составления технической документации, измерения параметров в технологии и продукте труда; выбора способа моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера, художественного оформления;

основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

навыками организации рабочего места;

умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования к подготовке и личным качествам человека, предъявляемые различными массовыми профессиями.

Учащиеся получат возможность научиться:

— грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

— осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы;

— составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

— выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;

— применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;

— экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;

— выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;

— изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;

— организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

— осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Учащиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания ценностей материальной культуры для жизни и развития человека, формирования эстетической среды бытия;

развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека, результатов слияния духовной и материальной культуры;

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

организации питания, обеспечивающего сохранение здоровья;

приготовления и оформления кулинарных блюд здорового питания;

сервировки стола и соблюдения правил поведения за столом;

организации праздников и юбилеев;

изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

изготовления или ремонта изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

измерения фигуры человека для определения размерных признаков одежды;

выбора собственного стиля в одежде с учетом особенностей своей фигуры; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Кулинария (20 часов)

Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч.)

Основные теоретические сведения:

Понятие о процессе пищеварения и усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Общие сведения о питательных веществах.

Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах.

1. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.

2. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

Тема 2. САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА (2 ч.)

Основные теоретические сведения:

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю.

Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.

Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Определение безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Тема 3. ИНТЕРЬЕР КУХНИ, СТОЛОВОЙ (2 ч.)

Основные теоретические сведения:

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

1. Выполнение эскиза интерьера кухни.

2. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

Тема 4. СЕРВИРОВКА СТОЛА (2 ч.)

Основные теоретические сведения:

Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. Правила подачи горячих напитков.

Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

1. Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку.

2. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Тема 5. БУТЕРБРОДЫ, ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ (2 ч.)

Основные теоретические сведения:

Бутерброды. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов.

Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Использование обрезков. Толщина хлеба в бутербродах.

Виды бутербродов: открытые, ассорти на хлебе, закрытые (дорожные, сандвичи), закусочные (канапе). Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. Дополнительные продукты для украшения открытых бутербродов. Сочетание по вкусу и цвету продуктов в бутербродах ассорти на хлебе.

Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов и подача их к столу.

Горячие напитки. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе. Кофеварки.

Правила хранения чая, кофе, какао. Требования к качеству готовых напитков.

1. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

2. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Примерный перечень блюд:

1. Бутерброд со сливочным маслом и твердым сыром.

2. Бутерброд с вареной или копченой колбасой.

3. Бутерброд с мясными продуктами (корейка, грудинка, окорок и др.).

4. Бутерброд с сельдью и маслом.

5. Ассорти с окороком и жареной говядиной на хлебе.

6. Закрытый бутерброд с сыром или со свининой.

7. Сандвичи из ветчины или колбасы со сливочным маслом и горчицей.

8. Сандвичи из филе жареной курицы со сливочным маслом.

9. Бутерброд канапе с сыром или с копченой колбасой.

Тема 6. БЛЮДА ИЗ ЯИЦ (2 ч.)

Основные теоретические сведения:

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Способы определения готовности блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

1. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.

2. Приготовление блюда из яиц.

Примерный перечень блюд:

1. Яйца всмятку, в мешочек, вкрутую, выпускные, фаршированные.

3. Яичница на сковороде с черным хлебом и ветчиной.

4. Омлет с зеленым луком, сыром, картофелем, яблоками, шпинатом и др.

Тема 7. БЛЮДА ИЗ ОВОЩЕЙ (4 ч.)

Основные теоретические сведения:

Понятие о пищевой ценности овощей:

Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Ее влияние на качество и сохранность продуктов.

Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования.

Механическая обработка овощей:

Санитарные условия механической обработки овощей. Назначение и правила механической обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка).

Способы и формы нарезки. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.

Приготовление блюд из свежих овощей:

Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных салатов растительным маслом, столовым уксусом, майонезом, сметаной. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску (помидоры, перец, огурцы, редис, морковь), и листьями зелени.

Приготовление блюд из вареных овощей:

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование, бланширование). Способы варки овощей (в воде, на пару, при повышенном давлении, при пониженной температуре, в молоке, в растительных соках и др.). Преимущества и недостатки различных способов варки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей.

Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки или припускания. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

1. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.

2. Определение количества нитратов в овощах при помощи индикаторов.

3. Приготовление салата из сырых овощей.

4. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.

5. Приготовление одного блюда из вареных овощей.

6. Органолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консистенция, внешний вид).

7. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

Примерный перечень блюд:

1. Салат из зеленого лука и редиса с яйцом.

2. Салат из белокочанной капусты с помидорами и сельдереем.

3. Салат из редьки с огурцами и сметаной.

4. Салат из отварной свеклы с изюмом.

5. Винегрет зимний постный.

6. Картофель отварной с маслом и зеленью.

7. Картофель, сваренный в молоке.

8. Картофель, сваренный на пару.

9. Тыква, запеченная в духовом шкафу.

10. Кукуруза в початках отварная.

Тема 8. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч.)

Основные теоретические сведения:

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Правила сбора ягод, овощей и фруктов для закладки на хранение. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных трав. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия

и сроки хранения сушеных продуктов.

Замораживание овощей и фруктов. Использование домашнего холодильника для замораживания и хранения овощей и фруктов.

1. Закладка яблок на хранение.

2. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав.

3. Замораживание ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Тема 9. КВН по кулинарии. (2 ч.)

Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 часов)

Тема 1. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (4 ч.)

Основные теоретические сведения:

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчато-бумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

1. Изучение свойств нитей основы и уткa.

2. Определение направления долевой нити в ткани.

3. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

4. Выполнение образца полотняного переплетения.

Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (6 ч.)

Основные теоретические сведения:

Виды передач вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине.

1. Намотка нитки на шпульку.

2. Заправка верхней и нижней нитей.

3. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.

Тема 3. РУЧНЫЕ РАБОТЫ (2 ч.)

Основные теоретические сведения:

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Тема 4. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (6 ч.)

Основные теоретические сведения:

Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.

1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

2. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

3. Моделирование фартука выбранного фасона.

Тема 5. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (12 ч.)

Основные теоретические сведения:

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.

Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Сборка изделия. Художественная отделка изделия.

Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Особенности влажно-тепловой обработки тканей из растительных волокон. Контроль и оценка качества готового изделия.

1. Раскладка выкройки фартука и головного убора и раскрой ткани.

2. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

3. Обработка деталей кроя.

4. Соединение деталей изделия машинными швами.

5. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

Тема 6. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (8 ч.)

Основные теоретические сведения:

Вышивка. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества.

Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы.

Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.

Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения.

1. Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.

2. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.

3. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки.

4. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

5. Оформление салфеток в технике «узелковый батик».

Творческие проекты (8 ч.)

2. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

3. Отделка швейного изделия вышивкой.

4. Изготовление изделия в технике узелкового батика.

5. Изготовление подарка из текстильных материалов.

6. Проведение праздника.

Тематическое планирование уроков технологии в 5 классах в 2016-2017 учебном году (2 часа в неделю).

Изучение основ физиологии питания человека.

Поиск и презентация информации о содержании в пищевых продуктах витаминов.

Подготовка и презентация сообщения о последствиях для здоровья человека нехватки витаминов.

Соблюдение личной гигиены при приготовлении пищи.

Организация рабочего места.

Подготовка кухонного инвентаря с помощью безопасных моющих средств. Анализ требований к соблюдению технологических процессов приготовления пищи.

Освоение безопасных приемов работы кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Освоения безопасных приёмов мытья посуды и кухонного инвентаря.

Поиск и презентация информации по истории интерьера народов мира.

Выполнение эскиза интерьера кухни, столовой, кухни-столовой.

Выполнение эскизов элементов декоративного оформления столовой.

Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток различными способами.

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

Приготовление и оформление бутербродов.

Подсушивание хлеба для бутербродов канапе в жарочном шкафу или тостере.

Определение вкусовых сочетаний по вкусу и цвету продуктов в бутербродах ассорти на хлебе.

Приготовление горячих напитков.

Сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе.

Приготовление блюда из яиц. Художественное оформление яиц к народным праздникам.

Определение доброкачественности овощей

Определение количества нитратов в овощах при помощи индикаторов. Выполнение сортировки, мойки, очистки,

Обсуждение способов экономного расходования продуктов. Выполнение нарезки овощей соломкой, кубиками, кружочками, дольками, кольцами и др.

Выполнение фигурной нарезки овощей для художественного оформления салатов.

Отработка точности и координации движений при выполнении приемов нарезки.

Чтение технологической документации.

Обсуждение последовательности приготовления блюд по инструкционной карте.

Приготовление салата из сырых овощей.

Освоение безопасных приемов тепловой обработки овощей (варка, жарка, тушение, запекание, пассерование, припусканиеи др.).

Приготовление гарниров и блюд из вареных овощей.

Органолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консистенция, внешний вид).

Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц. Освоение безопасных приемов мытья посуды и кухонного инвентаря. Расчет калорийности

Формирование деловых уважительных культурных отношений со всеми членами бригады.

Обсуждение способов механической обработки овощей, фруктов, ягод.

Выбор способов хранения пищевых продуктов, обеспечивающий минимальные потери их вкусовых качеств и пищевой ценности.

Обсуждение способов закладки яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, кореньев, зелени, лекарственных трав. Замораживание фруктов в домашнем холодильнике.

Сравнение различных видов волокон и тканей по коллекциям.

Определение вида переплетения нитей в ткани.

Исследование свойств долевой и уточной нитей

в ткани. Выполнение простейших переплетений. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Определение направления долевой нити в ткани. Работа в группе. Оформление результатов исследований.

Выявление видов передач вращательного движения, применяемых в швейных машинах.

Поиск информации о технических характеристиках

и технологических возможностях современных швейных машин.

Изучение устройства современной бытовой швейной машины.

Включение и выключение механизма махового колеса. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей.

Отработка точности движений и координации при выполнении машинных строчек на ткани по намеченным линиям.

Выполнение машинных строчек с различной длиной стежка, закрепление строчки обратным ходом машины.

Выполнение ручных и машинных стежков.

Изготовление салфетки с помощью стежков.

Отработка навыков выполнения новых технологических операций.

Анализ допущенных ошибок.

и моделирование рабочей одежды

Анализ основных направлений моды.

Подбор модели фартука с учётом особенностей фигуры и назначения изделия.

Снятие мерок с фигуры человека и запись результатов измерений.

Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по за§

Расчет количества ткани на изделие.

Коррекция выкройки с учетом своих мерок и особенностей фигуры.

Подготовка выкройки к раскрою.

Технология изготовления рабочей одежды

Выполнение образцов ручных и машинных

стежков, строчек и швов. Отработка точности движений, координации и глазомера при выполнении швов. Подшивание низа изделия потайными подшивочными стежками.

Обоснование выбора вида соединительных, краевых и отделочных швов для данного изделия в зависимости от его конструкции, технологии изготовления,

свойств ткани и наличия необходимого оборудования.

Выбор способа подготовки данного вида

Планирование времени и последовательности выполнения отдельных операций и работы в целом.

Выполнение раскладки выкроек на ткани.

Перевод контурных и контрольных линий выкройки на парные детали кроя.

Чтение технологической документации и выполнение образцов поузловой обработки швейных изделий.

Подготовка и проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Выполнение безопасных приемов труда.

Выбор режима и выполнение влажно-тепловой обработки изделия.

Самоконтроль и оценка качества готового изделия, анализ ошибок.

Рукоделие. Художественные ремесла

Анализ особенностей декоративного искусства народов России. Поиск и презентация информации о видах народных промыслов данного региона.

Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.

Сравнительный анализ технологических

и эстетических возможностей различных материалов, применяемых в декоративно-прикладном искусстве. Коллективное обсуждение творческих работ.

Создание композиции с изображением пейзажа для панно или шарфа по природным мотивам.

Определение регионального стиля вышивки по репродукциям и коллекциям.

Определение общих изобразительных мотивов и их различие в вышивке северных, южных и центральных регионов России.

Разработка эскиза, вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.

Изготовление образцов счетных швов, вышивки по рисованному контуру.

Подбор рисунков для отделки вышивкой фартука, скатерти, салфетки.

Перевод рисунка на ткань различными способами. Изготовление сувениров с применением различных техник вышивки. Работа в группе.

Сравнение технологий различных видов росписи тканей: узелковый, «холодный», «горячий» батик

Оформление салфеток в технике «узелковый батик». Работа в группе.

Поиск идей решения поставленной задачи.

Расчет затрат на изготовление швейного изделия.

Выбор оптимального варианта выполнения проекта. Изготовление изделия самостоятельно и под руководством учителя. Контроль деятельности на каждом этапе изготовления изделия. Подсчет

материальных затрат на изготовление изделия.

Календарно-тематическое планирование уроков технологии в 5 классе в 2016-2017 учебном году (2 часа в неделю).

Кулинария (20 часов)

Витамины и их значение в жизнедеятельности человека.

Санитария и гигиена при работе на кухне.

Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *