тардис это что такое
TARDIS
ТАРДИС (анг. The TARDIS [ˈtɑː(r)dɪs] (Time And Relative Dimension(s) In Space) — машина времени и космический корабль из британского телесериала «Доктор Кто».
Продукт технологии Повелителей Времени, хорошо управляемая ТАРДИС может доставить своих пассажиров в любую точку пространства и времени. Изнутри ТАРДИС намного больше, чем снаружи. Внешний вид её может меняться (система «хамелеон»). В сериале, Доктор плохо управляет кораблём — он украл вышедший из употребления ТАРДИС 40 типа (названный когда-то ТТ-капсула, чья система «хамелеон» была повреждена, и сама ТАРДИС «застряла» в виде полицейской будки Лондона 1963 года). Была украдена с Галлифрея, где была устаревшей.
ТАРДИС в классических сериях также называли просто «корабль», «капсула» или даже «Полицейская Будка».
Доктор Кто стал такой большой частью британской поп-культуры, что не только форма телефонной будки стала ассоциироваться с ТАРДИС, но и само слово «ТАРДИС» употребляется для описания чего-либо, что больше изнутри, чем снаружи. ТАРДИС является зарегистрированной торговой маркой Би-Би-Си.
Содержание
Главные характеристики
ТАРДИС растут, не делаются (The Impossible Planet). Они берут энергию из нескольких источников, но в первую очередь из ядра искуственной чёрной дыры, Глаза Гармонии, созданного легендарным Повелителем Времени Омегой. В The Edge of Destruction (1964) источник силы ТАРДИС (он же «сердце ТАРДИС») находится под консолью, а именно под центральной колонной, подъемом и опусканием которой показывает, что функционирует.
Другие элементы, необходимые для качественной работы ТАРДИС и требующиеся время от времени, включают ртуть (используемую в жидком состоянии), редкую руду Цейлон-7 (Vegeance on Varos, 1985) и «артронную энергию». Последняя представляет собой форму темпоральной энергии, вырабатываемой разумом Повелителей, что также помогает работе ТАРДИС (The Deadly Assassin, 1976; Four to Doomsday, 1982 и т. д.).
До того, как ТАРДИС начнет полностью функционировать, сначала нужно его соединить с биологией Повелителя, что обычно достигается простым руководством ТАРДИС Повелителем, по крайней мере, на первое время. Это пришло от ещё одного устройства Рассилона, части биологического грима Повелителей, дающее симбиотическую связь с ТАРДИС и возможность противостоять физическому стрессу при путешествиях во времени (The Two Doctors, 1985). Без этого приспособления результатом будет молекулярная дезинтеграция; это служит гарантией отсутствия неправильного употребления путешествий во времени, даже если технология ТАРДИС будет копирована. Однажды машина времени совершенно возглавенствовала, но, тем не менее, с запасом в устройстве под названием «бриолевый небулайзер» её могли использовать любые виды.
Также в сериях 2005 на мобильном Розы Тайлер высвечивается «звонит Тардис», что подразумевает — эту аббревиатуру можно писать и так (как Нато вместо НАТО). Как было показано в The Trial of a Time Lord (1986), опыт, собранный ТАРДИС и его командой, может быть записан и пересмотрен в Матрице — компьютерной системе Повелителей, хранящей все их знания. Доктор в этом эпизоде своими протестами подразумевает, что для ТАРДИС общаться с Матрицей не нормально.
ТАРДИС Доктора
ТАРДИС Доктора является устаревшим 40 типом ТТ-капсулы (вероятно, «ТТ» следует воспринимать как «time travel» — «путешествие во времени»), которую он неофициально «позаимствовал», покидая свою родную планету, Галлифрей. В «Planet of the Dead» он утверждает, что украл ее
Было 305 зарегестрированных 40 типов, но все остальные не прошли комиссию и были переделаны в новые, улучшенные модели (The Deadly Assassin). Как бы то ни было, спустя годы появляются изменения в главной консольной комнате, и утверждение Второго Доктора в The Three Doctors (1972) — «А! Я вижу, ты слегка изменл ТАРДИС. Мне не нравится» — наводит на мысль, что Доктор обновлял системы ТАРДИСа от случая к случаю, считая, что это подразумевает: способности корабля с реконфигурацией внутренней архитектуры затрагивают и консольную комнату тоже.
ТАРДИС уже был старым, когда Доктор впервые взял его, но насколько он древний, непонятно. В The Empty Child Девятый Доктор утверждает, что у него за спиной «900 лет путешествий в телефонной будке», имея в виду, что его ТАРДИС по крайней мере настолько стар (а судя по всему, и ещё древнее) на тот момент.
Внешний вид
Как уже было отмечено, хотя ТАРДИС способен превращаться во что-то из внешней среды, у Доктора он застрял в форме общественной полицейской телефонной будки (когда приземлился в 1963 и начал материализоваться вокруг настоящей будки), потому что у него сломалась система маскировки — буквально «устройство-хамелеон». В чем конкретно заключается поломка, никогда не уточнялось.
Система впервые была упомянута во втором эпизоде серий, где Первый Доктор и Сьюзан отметили, что она сломалась, но без технического названия. Первоначально система называлась «камуфляж» (The Time Meddler, 1965). Название было изменено на «систему маскировки» в Logopolis (1981). Попытки починить маскировку были предприняты в Logopolis и Attack of the Cybermen, но успешная трансформация ТАРДИСа в форму оргАна и в замысловатые ворота была недолговечной, и вскоре ТАРДИС вернулся в первоначальное состояние. В Вооm Town (2005) Девятый Доктор намекает, что оставил попытки починить систему лишь некоторое время назад, привыкнув к будке — «Мне и так нравится».
Косметически, внешность полицейской будки практически не изменялась, хотя небольшие изменения с годами всё же появлялись. Например, скрывающий телефон знак на двери изменялся — вместо черных букв на белом фоне появлялись белые по черному и белые по синему — в разное время. Другие обновления включают постоянные перемещения слов на панели: от «Срочные звонки» до «Все звонки». Знак «Полицейская будка» не менялся с 18 сезона. Раньше у ТАРДИСа была аптечка на двери, но она быстро исчезла. В The Empty Child открывается, что ТАРДИС, невзирая на внешний вид, как телефон не работает, поскольку не подключен.
Несмотря на свой анахроничный вид полицейской будки, присутствие ТАРДИСа редко вызывало вопросы, когда он материализовался. В Вооm Town Доктор просто отметил, что люди не замечают странные вещи вроде ТАРДИСа, повторяя схожую мысль Седьмого Доктора в Remembrance of thе Daleks (1988) о том, что люди имеют «удивительную способность самообмана». В большинстве серий наружные двери будки ТАРДИСа действуют отдельно от серьёзных внутренних дверей, хотя иногда оба комплекта могут быть открыты одинаково, позволяя пассажирам выглядывать непосредственно наружу и наоборот. Вход в ТАРДИС открывается и запирается снаружи ключом, который Доктор хранит лично у себя, лишь изредка давая копии компаньонам. В сериях 2005 ключ также связан с ТАРДИСом, он способен сигнализировать о его присутствии или задержке его прибытия. Сигнал проявляется в нагревании и свечении ключа. Ключ от ТАРДИСа варьировался в дизайне от обычного ключа «Yale» до похожего на египетский ключ жизни с инопланетным уклоном — во время Третьего Доктора. Он появился вновь в виде ключа «Yale» в сериях 2005.
Уровень охраны ТАРДИСа менялся от истории к истории. Первоначально у него было 21 различное отверстие, и ключ плавился, будучи помещенным не туда, куда следует (The Daleks, 1963). Первый Доктор также был способен разблокировать ТАРДИС своим звонком (The Web Planet) и восстановить его, используя свет инопланетного солнца, направляя его сквозь алмаз в звонке (The Dalek’s Master Plan).
Изменение дизайна ключей наводит на мысль, что Доктор каждый раз менял и блокирующую систему, которая в некоторых случаях не всегда срабатывала. В Spearhead From Space (1970) Третий Доктор сказал, что у замка есть детектор метаболизма, так что даже если кто-нибудь незаконно и будет обладать ключом, двери все равно не откроются. Девятый Доктор утверждал, что через двери ТАРДИСа «не смогли прорваться орды Чингисхана — поверь, они очень старались» (Rose, 2005). В сущности, несколько людей ухитрились попросту забрести в ТАРДИС безо всяких проблем спустя годы, включая и тех, кто в последствии стали помощниками Доктора.
Двери предположительно должны быть закрыты во время полета; в Planet of Giants открытие дверей во время дематериализации привело к тому, что ТАРДИС и все, кто в нем находился, усохли до кукольного размера. В The Enemy of the World (1967) взлет в то время, пока двери ещё были открыты, привел к немедленной декомпрессии — «выдуванию» злобных Саламандр из ТАРДИСа. Второй Доктор и его компаньоны прицепились к консоли, и кризис прошел, только когда Джемми смог закрыть двери. В The Warriors’ Gate (1981) двери открылись во время полета между двумя вселенными, впустив тхарила Бирока.
Повелители Времени (также, как и равные им по силе существа) способны перенаправлять полет ТАРДИСа (The Ribos Operation, 1978), как однажды сделала Рани, Повелитель (The Mark of Rani, 1985). Рани использовала удаленный контроль Статтенхейма, чтобы вызвать свой ТАРДИС. В The Two Doctors Второй Доктор также использовал переносной контроль Статтенхейма. В заключительной серии 2005 Девятый Доктор с помощью звуковой отвертки включил ТАРДИС, послал Розу домой и одновременно активировал в ТАРДИС тревожную программу, находясь снаружи. Внешние измерения могут быть усилены через внутренние при экстраординарных обстоятельствах. В Frontios (1984), когда ТАРДИС был разрушен вызванным Трактаторами метеоритным дождем, то, что было внутри, частично вывалилось из будки, но Доктор в конечном счете обманул Грависа, предводителя Трактаторов, воссоздав корабль. В The Father’s Day (2005) темпоральный парадокс привел к ране во времени, выкинув из неё внутреннюю обстановку корабля и оставив ТАРДИС пустой оболочкой телефонной будки (к тому же, как известно, неработающей). Тем не менее, Доктор пытался использовать ключ от ТАРДИСа в сочетании с небольшим электрическим зарядом, чтобы вернуть корабль, хотя процесс был прервал и ТАРДИС восстановился сам, после разрешения парадокса.
Внутренний вид
Даже сквозь двери будки видно, что ТАРДИС огромен. Конкретная вместительность ТАРДИСа не уточнялась, но помимо жилых частей, интерьер вмещает в себя художественную галерею (которая вообще-то неработающая станция), ванную с бассейном, медицинский отдел и несколько кирпичностенных складов (всё показано в The Invasion of Time, 1978). Части ТАРДИСа могут быть изолированны друг от друга или изменены; Доктор в Castrovalva был способен рассказать о 25 % структуры ТАРДИСа для обеспечения дополнительного доверия. Несмотря на распространенное заблуждение, что ТАРДИС внутри безграничен, это не так. В Full Circle (1980) Романа утверждает, что вес ТАРДИСа в схожей с земной гравитации Альзариуса был равен 5*10 6 кг. Возможно, имелся в виду вес его внутренней обстановки, так как несколько раз было показано, что ТАРДИС настолько легок, что его без труда способны поднять несколько людей (как обычную будку).
Явная архитектура будущего в ТАРДИСе «закруглена». В контексте ТАРДИСа это значит, что украшающий стены комнат (включая консольные) и корридоры декор основан на круге. Некоторые кругляшки скрывают устройства и механизмы ТАРДИСа (это показано во многих сериях — The Wheel in Space, 1968; Logopolis, Castrovalva, 1981; Arc of Infinity, 1983; Terminus, 1983 и Attack of Cybermen, 1985). Дизайн кругляшек варьировался от основ, вырезанных на черном фоне до фотографических изображений, напечатанных на стенах и до прозразных, светящихся дисков в более поздних сериях. Во второй консольной комнате большинство кругляшков были исполнены в деревянной панели, с некоторым декором, проявившемся в стеклянных вкраплениях. В новых сериях кругляшки также присутствуют, встроены в стены новой консольной комнаты.
Прочие комнаты включают жилые помещения для многих компаньонов Доктора, хотя спальня самого Доктора не упоминалась и не показывалась. Также в ТАРДИСе есть Нулевая комната, защищенная от остальной вселенной и и обеспечившая спокойную обстановку для Пятого Доткора на время его пострегенерационного периода — и это только среди известных Доктору 25 %! Хотя внутренние корридоры не были показаны в сериях 2005, факт, что они всё ещё существуют, был отражен в Unquiet Dead, где Доктор давал Розе несколько очень четких указаний пути к гардеробу ТАРДИС. Гардероб несколько раз упоминался в оригинальных сериях и был показан в The Androids of Tara (1978), The Twin Dilemma (1984), Time and Rani (1987). Обновленная версия гардероба, из которой Десятый Доктор выбирал себе новую одежду, былы показана в The Christmas Invasion (2005) как крупная многоуровневая комната со спиральной лестницей. Много комнат обещают показать в последующих сериях.
Чаще всего из комнат показывается консольная, где находится панель контроля полета. В оригинальных сериях у ТАРДИСа есть по меньшей мере две комнаты управления — главная, с белыми стенами, футуристического вида, очень часто используемая на протяжении всей истории программы, и вторая, использовавшаяся во время 14 сезона, более античного вида, с деревянными панелями.
В серии Третьего Доктора The Time Monster (1972) была драматически изменена консольная комната ТАРДИСа, даже кругляшки. Впрочем, в следующей же серии Доктор всё привел в порядок. В сериях 2005 эта комната стала куполообразной, с органически смотрящимися поддерживающими колоннами. Теперь внутренние двери отсутствуют, зато внешние — двери будки — отчетливо видны изнутри ТАРДИСа. Как произошло такое радикальное изменение, не объяснено, хотя есть мнение, что ТАРДИС самовосстановился после серьезного повреждения, своеобразно «регенерировавшись».
Консоль ТАРДИСа
Главная черта комнат управления, в любой из известных конфигураций, это консоль ТАРДИСа, содержащая инструменты, контролирующие функции корабля. Появления главной комнаты управления широко варьировались, но всегда делились на ведущие детали: пьедъесталы, контролирующие периферию, и движущуюся колонну в центре, подпрыгивающую вверх-вниз при полете ТАРДИСа, как насос. Хотя существуют различные мнения, но расположение панелей подразумевает, что они созданы для управления больше, чем кем-то одним. Поэтому считается (хотя об этом нигде не упоминается), что ТАРДИСом должны управлять от трех до шести Повелителей Времени. Это может объяснить, почему Доктор склонен маниакально носиться вокруг консоли, пилотируя ТАРДИС. Консолью можно управлять вне зависимости от ТАРДИСа. Во время Третьего Доктора он отсоединил консоль от ТАРДИСа, чиня её. В Inferno (1970) Доктор избавился от отсоединенной консоли в параллельной вселенной.
Центральная колонна по-другому называется «временнoй ротор», хотя впервые это название было употреблено в The Chase (1965) по отношению к другому инструменту на консоли ТАРДИСа. Тем не менее, этот термин по отношению к колонне существовал довольно долго. В текущий момент это определение практически не используется. Вторая комната была меньше, с контролем, спрятанным под деревянными панелями, и без центральной колонны.
В новых сериях главная консоль расположена по кругу и делится на шесть сегментов (что подтверждает версию «от трёх до шести»), а колонна и панели слегда светятся зеленым, вновь соединяясь с потолком.
В новых сериях консоль больше бросается в глаза, чем предыдущие, и с кое-каким барахлом из различных докторских эр, включая небольшой звонок и «велосипедный насос», позже идентифицированный в Attack of the Graske (интерактивном мини-эпизоде Десятого Доктора) как контроллер петли воронки. Два других контроллера, пространственный стабилизатор и векторный прослеживатель, тоже были идентифицированы, но как-то расплывчато. А как показано в World War Three, сейчас на консоли закреплен работающий телефон. Насколько Доктор контролирует ТАРДИС, в течение серий описывалось противоречиво. Поначалу Первый Доктор не мог аккуратно пилотировать ТАРДИС, но, естественно, набираясь опыта на практике, он управлял кораблем всё лучше.
После сезона The Key to Time (1978-79) Доктор установил наобумер на консоль, и это мешало ему (и задерживало сильного и злого Черного Стража) узнать, где ТАРДИС окажется в следующий раз. В конце концов это устройство было убрано (Leisure Hive,1980). В новых сериях Доктор демонстрирует неплохое владение ТАРДИСом, хотя иногда он и допускал ошибки, вроде возвращения Розы на Землю годом позже планированного (Aliens of London, 2005) или приземления в 1879 вместо 1979 (Tooth and Claw, 2006). В Boom Town часть консоли ТАРДИСа открылась, и там было видно нечто светящееся, описанное Доктором как «сердце ТАРДИСа» (или его «душа»). В The Parthing of the Ways (2005) было показано, что «сердце» соединено с мощнейшей энергией воронки.
Системы ТАРДИС
Контролирующие системы
ТАРДИС владеет телепатическим устройством, хотя Доктор предпочитает управлять им вручную. В Pyramids of Mars (1975) Четвертый Доктор говорит Сутеку, что контроль ТАРДИСа изоморфичен, подразумевая, что только Доктор может им управлять. Тем не менее, эта характеристика появляется и исчезает в драматически подходящие ситуации, и различные компаньоны Доктора были способны не только управлять ТАРДИСом, но даже и помогать пилотировать его.
Предполагается, что либо Доктор наврал Сутеку, чтобы от него отделаться, либо изоморфическая характеристика — охранная, и Доктор может включать и выключать её в любое удобное для него время.
Помимо шума, сопровождающего дематериализацию, в The Web of Fear (1966) консоль ТАРДИСа также ритмично светилась во время приземления, хотя главный индикатор полета — движение центральной колонны. Ещё у ТАРДИСа есть сканер, с помощью которого команда может исследовать обстановку снаружи до того, как покинуть корабль. В сериях 2005 дисплей сканера установлен на консоли и способен отображать телевизионные сигналы — так же, как и различные компьютерные функции.
В некоторых сериях Первого Доктора консольная комната также содержала машину, распределяющую еду между Доктором и его помощниками. Эта машина исчезла после первых же нескольких серий, хотя и упоминалась в связи с созданием кухни ТАРДИСа.
Защита
Некоторые из прочих функций ТАРДИСа включали силовое поле и Враждебную Переместительную Систему (HADS), которая могла телепортировать корабль, если он атакован (The Krotons, 1968). Силовое поле, возможно, сейчас больше не существует, так как для его обеспечения было подключено внешнее устройство, экстраполятор (The Parthing of the Ways). Звонок Хлойстера звучит при «природных катастрофах» (Logopolis).
Прочие системы
ТАРДИС также предоставляет своим пассажирам способность понимать и разговаривать на любых языках. Это заранее было описано в The Masque of Mandragora (1976) как «дар Повелителя Времени», которым Доктор поделился со своими компаньонами, но в конечном счете этот «дар» был приписан телепатическому полю ТАРДИСа (The End of the World, 2005). В The Christmas Invasion открывается, что Доктор — сам необходимый элемент для этой способности. Роза была неспособна понимать Сикораксов, пока Доктор был в пострегенерационном кризисе. В The Impossible Planet (2006) сказано, что ТАРДИС в норме переводит и надписи; в этом эпизоде ТАРДИС не был способен перевести инопланетную надпись, и Доктор сказал, что это значит — язык «невероятно» стар.
Временами ТАРДИС показывает признаки своего собственного сознания. В сериях, начиная с The Edge of Destruction — а это вторая серия с начала показа — упорно намекается, что корабль «живой», обладает интеллектом и связан с теми, кто в нем путешествует; Восьмой Доктор назвал ТАРДИС «сентиментальным». В The Parthing of the Ways Доктор оставил послание Розе, где он, в уверенности, что никогда не вернется, просит её «позволить ТАРДИСу умереть». Позже в этом же эпизоде Роза говорит, что «эта штука живая», хотя неизвестно, говорила она в прямом смысле или переносном.
Прочие ТАРДИСы
В сериях появлялись и другие ТАРДИСы. ТАРДИС Рани принимал вид двухэтажного красного автобуса № 22. У Мастера был свой ТАРДИС, более усовершенствованная модель. Его маскировка полностью функционированная, так что он появлялся в различном виде, включая напольные часы, камин и ионическую колонну.
Один ТАРДИС может материализоваться в другом, если оба ТАРДИСа захвачены точно в одном месте. В Logopolis Мастер обманом завлек Доктора в материализацию своего ТАРДИСа вокруг ТАРДИСа Мастера, что создало повторяющуюся пространственную петлю, в которой каждый ТАРДИС появлялся в комнате управления другого.
TARDIS — The TARDIS used from 2005 to 2010 on display at BBC Television Centre … Wikipedia
TARDIS — In der Serie verwendetes Requisit Die TARDIS ist eine fiktive Raum Zeit Maschine aus der britischen Science Fiction Fernsehserie Doctor Who. Der Name ist ein Backronym und steht für Time And Relative Dimension(s) In Space (Zeit und relative… … Deutsch Wikipedia
Tardis — Die TARDIS ist eine fiktive Raum Zeit Maschine aus der britischen Science Fiction Fernsehserie Doctor Who. Der Name ist ein Akronym und steht für Time And Relative Dimension(s) In Space (Zeit und relative Dimension(en) im Weltraum). Das Wort… … Deutsch Wikipedia
TARDIS — l ancien TARDIS Le TARDIS est une machine à voyager dans le temps et l espace dans la série britannique de science fiction Doctor Who. Son nom est l acronyme de Time And Relative Dimension In Space (ou Temps A Relativité Dimensionnelle Inter… … Wikipédia en Français
TARDIS — La TARDIS usada entre 2005 y 2010, en la British Broadcasting Corporation TARDIS son las iniciales de Time And Relative Dimension In Space (Tiempo Y Dimensión Relativa en el Espacio en Castellano), una nave capaz de viajar por el tiempo y el… … Wikipedia Español
Tardis — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. TARDIS est un acronyme pour : Time And Relative Dimension In Space (Temps A Relativité Dimensionnelle Inter Spatiale) dans la série britannique de… … Wikipédia en Français
Tardis — UK [ˈtɑː(r)dɪs] / US [ˈtɑrdɪs] noun [countable] Word forms Tardis : singular Tardis plural Tardises a place that is much bigger than it looks from the outside • Etymology: From the name of the spaceship in the British TV programme Dr Who, which… … English dictionary
Tardis — the vehicle in which Doctor Who travels through time and space in the British children’s television series. Outside, it looks like an old fashioned British police telephone box. Inside, it is much larger than outside, and looks like a modern… … Universalium
Tardis — noun /ˈtɑː(ɹ).dɪs/ A structure whose interior seems to be larger than its exterior. What the designers of the Campanian programmes aim for is something like a Tardis effect, the dissolving of actual boundaries into a limitless space … Wiktionary
ТАРДИС
ТАРДИС (англ. TARDIS — Time And Relative Dimension(s) In Space) — сложное пространственно-временное событие, иная форма жизни и одновременно способ перемещения во времени и пространстве, изобретённая на Галлифрее. Нельзя назвать ТАРДИС именно машиной времени или конкретно космическим кораблём, — они намного сложнее этих узко-специфичных понятий.
Содержание
Название [ ]
Сьюзан Форман утверждала, будто бы являлась автором аббревиатуры «ТАРДИС». Тем не менее, Первый Доктор был уже знаком с аббревиатурой к тому моменту, когда Сьюзан впервые употребила её (АУДИО: Начало). Некоторые источники утверждают, что аббревиатура использовалась на Галлифрее задолго до того, как Доктор покинул планету (ТВ: Имя Доктора).
Главные характеристики [ ]
Создание ТАРДИС [ ]
ТАРДИС растут, не делаются. ТАРДИС способны телепатически общаться друг с другом и не только. (ТВ: Временной монстр) Они могли использовать артронную энергию из разных источников и преобразовывать темпоральную, однако в первую очередь черпали её из искусственной чёрной дыры — Ока Гармонии, созданного легендарным Повелителем Времени Омегой. Осуществить это позволяла связь с ним при помощи морфологически нестабильной живой органической материи, она существовала в виде луча и действовала как точка отсчёта для калибровки, одновременно темпоральная и физическая, для всех ТАРДИС.
При помощи блок-трансферных вычислений в более старших типах ТТ-капсул была создана блок-трансферная копия Ока Гармонии — она входит в структурную конфигурацию каждой ТАРДИС, начиная с 25-ого типа. (ТВ: Доктор Кто, Путешествие к центру ТАРДИС, ПРОЗА: Квантовый Архангел) Нарвин также упомянул о том, что все ТАРДИС обладают частичкой Ока. (АУДИО: Навсегда)
Око Гармонии питает одновременно все ТАРДИС, от простейших до наиболее современных. Связь с ним является необходимой для функционирования ТАРДИС (ПРОЗА: Кошачья колыбель: Колдовская метка ), однако в крайних случаях ТТ-капсула может также подзаряжаться и от других источников, благодаря наличию аккумуляторных ячеек. Удобное место зарядки на Земле — долгое время существующий постоянно пространственно-временной разлом в Кардиффе (ТВ: Городской бум). Кроме того, ТАРДИС может извлекать энергию из темпоральных парадоксов. (АУДИО: Узники судьбы)
Первым прототипом ТАРДИС стала Чаша Времени — разработка галлифрейцев периода правления пифий. Она управлялась шестью пилотами, объединёнными ментально в единую сеть. Сфокусированная ментальная энергия задавала вектор движения корабля. (ПРОЗА: Кошачья колыбель: Колдовская метка). Чаша стала первой и единственной технологией перемещения во времени, использующей телепатическую связь непосредственно для передвижения, на смену ей достаточно быстро пришли прототипы ТАРДИС, использующие артронную энергию.
В ТАРДИС младших моделей обычно имеется консоль, с расположенным в её центре Временным Ротором в виде колонны. Движение Временного Ротора является индикатором функционирования двигателей (полётного режима), когда ТАРДИС материализована, Временной Ротор неподвижен. В старших моделях консоль для управления не требуется: используется исключительно голосовой и/или телепатический интерфейс. (ПРОЗА: Тени Авалона, Инопланетные тела). Однако консоль может являться декоративным элементом дизайна Консольной комнаты, если на то есть пожелание пилота. Кроме того, даже в младших моделях консоль как таковая может отсутствовать в критических ситуациях: в таком случае само помещение представляется находящимся в нём как бесконечная белая пустота, по центру которой проходит тонкий металлический стержень, уходя в бесконечность. (ПРОЗА: Кристальный буцефал).
Другие элементы, необходимые для качественной работы ТАРДИС и требующие восполнения своего количества время от времени, включают ртуть (используемую в жидком состоянии) и редкую руду Цейлон-7.
До того, как ТАРДИС начнет полностью функционировать, сначала нужно её соединить с биологией Повелителя Времени, что обычно достигается простым руководством ТАРДИС Повелителем Времени, по крайней мере, на первое время. Это обеспечивается симбиотическими ядрами, полученными Повелителями Времени благодаря изобретению Рассилона. Посредством их между Повелителем Времени и ТАРДИС формируется симбиотическая связь, что позволяет в том числе противостоять физическому стрессу при путешествиях во времени. Без создания симбиотической связи ТАРДИС не может перемещаться во времени и пространстве, пребывая в статичном состоянии одновременно в каждый момент времени в каждой точке пространства. Без этой связи при попытке отправить ТТ-капсулу в путешествие результатом будет молекулярная дезинтеграция (исключение составляют формы жизни, внесённые в список спутников владельца ТАРДИС); это также служит защитой от несанкционированного доступа к путешествиям во времени на случай, если технология ТАРДИС будет скопирована.
Полёт [ ]
ТАРДИС могут летать наподобие обычных космических кораблей, но подобный режим полёта может им навредить. По крайней мере, ТАРДИС Доктора плохо переносила подобные полёты (ТВ: Сбежавшая невеста).
ТАРДИС предназначена для управления шестью пилотами (ТВ: Конец путешествия); тем не менее, Доктор обычно управлял своей машиной в одиночку. Из-за этого ТАРДИС могла нестабильно работать.
Компьютер миньянцев распознал звук, издаваемый ТАРДИС Доктора, как характерный для кораблей Повелителей Времени (ТВ: Подземный мир).
Доктору и самому не раз удавалась бесшумная материализация ТАРДИС. (ТВ: Вторжение далеков на Землю, ТВ: Невозможный астронавт, ТВ: Время Доктора). Одиннадцатый Доктор утверждал, что это возможно благодаря включению тихого режима работы двигателей (ТВ: Невозможный астронавт).
Подобный скрежет издавали и другие устройства: СИДРАТ Повелителей Войны (ТВ: Военные игры); такой звук издавал контур дематериализации, предоставленный Третьему Доктору Повелителями Времени (ТВ: Три Доктора).
Если ТАРДИС материализуется в пространстве, занятом другим объектом, этот объект может либо появиться внутри ТАРДИС (ТВ: Логополис Злой Волк, ТВ: Снеговики), либо оказаться расщеплённым энергией Временной Воронки (ТВ: Жена Доктора).
Кроме того, ТАРДИС может дематериализоваться, оставив при этом тех, кто находился внутри, снаружи. (ТВ: Не моргай).
Если другой корабль, не обязательно пространственно-временной, развернётся на той же частоте, что и ТТ-капсула при её материализации, это приведёт к пространственной конвергенции объектов, и, по словам Пятого Доктора, ТАРДИС может быть уничтожена. (ТВ: Временной полёт)
Если одна ТТ-капсула находится внутри другой, или обе ТАРДИС связаны друг с другом извне, и работают на одной частоте, то обе консоли окажутся в особой синхронизации, что позволит управлять двумя консолями как одной (учитывая, конечно же, ограничение конфигурационной совместимости типов или форм этих ТТ-капсул), но при условии — не переходить границу зоны безопасности для такого режима. (ТВ: Временной монстр, ПРОЗА: Квантовый Архангел)
Если ТАРДИС материализуется конкретно в том же месте и моменте времени, где находится другая ТАРДИС или, оказавшись одна внутри другой, обе будут работать на одной частоте и при этом перейдут границу зоны безопасности для этого режима, прежде теоретически считалось что обе ТТ-капсулы будут уничтожены. Однако на практике после того, как Джо Грант сдвинула синхронизацию в опасную зону, ТАРДИС Доктора и ТАРДИС Мастера остались в целости, но оказались на «пороге бытия» — на границе привычной им реальности и реальности Кроноса. (ТВ: Временной монстр) Возможно при иных условиях, где не участвовала бы столь могущественная сущность, как Кронос, способная трансформировать материю пространства и времени, катастрофа бы действительно произошла — подтверждений или опровержений нет.
Если одна ТТ-капсула столкнётся с другой внутри Временной Воронки (ТВ: Крушение во времени), то в результате не только оба корабля будут разрушены вместе с теми, кто находился внутри, образовав чёрную дыру, но и в самой вселенной может образоваться прореха — размером с Бельгию, по словам Доктора. Результатом столкновения внутри Временной Воронки между ТАРДИС Доктора и Чашей Времени стала катастрофа, в результате которой измерения ТАРДИС вывернулись наизнанку. (ПРОЗА: Кошачья колыбель: Горнило Времени). Однако, подобного можно избежать, материализовав одну ТАРДИС внутри другой — что также имеет свои последствия, в частности — формирование временной петли. (ТВ: Логополис)
Существует также самостолкновение ТАРДИС — концепция, преподаваемая студентам в Академии. Суть заключается в том, что ТАРДИС будет уничтожена в том случае, если столкнётся с самой собой, отстоящей на наносекунды во времени. Таким образом, две ТАРДИС окажутся в одной и той же точке в пространстве и времени, при условии совпадения темпоральных частот и материализации в одной и той же точке в каждом из одиннадцати измерений пространства и времени, и тогда каждая частица одной из них столкнётся с каждой частицей другой. Последствием подобного станет неизбежное уничтожение обеих ТТ-капсул: экзоплазматические оболочки разорвутся, условные магистрали остановятся, относительные измерения испарятся. Разумеется, если внутри в этот момент будут находиться живые существа, то они также погибнут.
Концепция считалась исключительно теоретической, однако Мастеру однажды удалось спровоцировать самостолковение ТАРДИС, воспользовавшись Оскверненным вирусом Рассилона. (ПРОЗА: Квантовый Архангел)
Сменить координаты материализации можно ручном режиме с консоли. (ТВ: Временной полёт)
Все ТАРДИС, в том числе и младших типов, как Тип 40, принадлежащая Доктору, связаны со своими пилотами посредством симбиотической связи и телепатической схемы. Нарвин был шокирован идеей продажи ТАРДИС — «Как можно, они же биометрически привязаны». (АУДИО: Галлифрей)
Повреждения метаструктуры [ ]
ТАРДИС, как и все живые существа, уязвимы, их можно повредить или уничтожить полностью.
Однако и сами ТТ-капсулы способны восстанавливать некоторые повреждения своей метаструктуры, при условии достаточного энергообеспечения и исправной Схемы Архитектурной Реконфигурации. (ПРОЗА: Кошачья колыбель: Горнило Времени)
Если попытаться уничтожить планету, на которой находится темпорально повреждённая ТТ-капсула, это проделает дыру в реальности и отправит всю вселенную в забвение. (АУДИО: Под Вискоидом)
Типы ТАРДИС [ ]
ТАРДИС делятся на две основные категории: исследовательские и военные.
Исследовательские ТАРДИС [ ]
Большинство ТАРДИС использовались для наблюдения за ходом истории в различных местах. Такие машины были наиболее «популярны» у Повелителей Времени. Всего было создано более ста типов ТАРДИС с различными вариациями, именуемыми марк. К примеру, Доктор являлся незаконным владельцем ТАРДИС тип 40 марк III, а Монах использовал ТАРДИС тип 40 марк IV, — улучшенной версией.
Самые первые ТАРДИС были плохо проработаны, и управление ими было очень опасным. В первых версиях ТАРДИС были разумны и имели всю информацию об истории Вселенной, но позже от этой идеи по неясным причинам отказались. (ПРОЗА: Сердце ТАРДИС)
Стоит отметить, что уже экзоплазматические оболочки ТАРДИС тип 40 и тип 50 могли принимать гуманоидную форму. (АУДИО: Двенадцать Плачущих ангелов )
Использование ТАРДИС тип 70 упоминается в (ТВ: Временное вторжение, АУДИО: Сирены времени), уточнялось, что они способны остановить процесс материализации или дематериализации, а также прорвать временные искажения, в отличие от ТТ-капсул тип 40. Родан называла тип 70 самой новейшей разработкой того временного периода, в котором она жила на Галлифрее. Некоторые ТТ-капсулы 70 типа были специально модифицированы для специальных миссий АНВ. Известно, что одно время Романа также пользовалась ТАРДИС 78-го типа. (АУДИО: Сквозь пальцы)
Выполняя задание Агентства Небесного Вмешательства (АНВ), Доктор некоторое время использовал ТАРДИС 97-го типа. Также известно, что у Мастера была ТАРДИС 94-го типа. (ПРОЗА: Квантовый Архангел)
Нумерация ТТ-капсул в основном производится в формате «Тип X, Марк Y», однако корректно это применять лишь в отношении моделей ниже 100-й, начиная с 100-й используется формат «Форма X, Индекс Y».
Использование исследовательской ТАРДИС в военных целях по сути невозможно; более того, сама идея подобного показалась бы странной, приди она кому-то в голову. (ПРОЗА: Книга Войны) Отсутствие боевого вооружения и соответствующих функций, впрочем, не помешало Военному Доктору участвовать в Войне Времени. (ПРОЗА: Механизмы войны, ТВ: День Доктора).
Боевые ТАРДИС [ ]
Нумерация боевых ТТ-капсул начинается с 90-го типа, однако довольно скоро Повелители Времени, оказавшись в условиях войны, начали разработку проектов 100-х форм.
Боевые ТАРДИС широко использовались также как средство сдерживания и метод демонстрации силы. (АУДИО: Галлифрей) Увидев одну из подобных ТАРДИС на Галлифрее, Доктор заметил, что она значительно больше снаружи, чем исследовательские модели. (АУДИО: Пребывание у власти)
Самой совершенной моделью, с которой когда-либо встречался Доктор, была ТАРДИС 103-й формы. Она была полностью разумна, обладала именем; кроме того, она появилась на свет в результате биологического скрещивания. (ПРОЗА: Инопланетные тела) В путешествии в Сектор Забытых Душ Доктор встретил ещё одну ТАРДИС — Глинда — из далёкого будущего Галлифрея, но номер её формы не был назван. (АУДИО: Омега)
Кроме того, некоторое время Доктор путешествовал вместе с Состраданием, которая трансформировалась в ТАРДИС 102-й формы и стала участником проекта по разработке 103-й формы и более старших — тем не менее, по своим способностям она превосходила старшие модели, а также была способна путешествовать самостоятельно, не прибегая к помощи пилота с симбиотической связью.(ПРОЗА: Тени Авалона)
К периоду президентства Романы III ТАРДИС 160-й формы уже считались устаревшими — тем не менее, Романа предпочитала хранить все возможные версии ТАРДИС, предполагая, что в какой-то момент все они могут пригодиться. (АУДИО: Интервенция Земли)
ТАРДИС типа XX [ ]
Составляющие части корабля и его функции [ ]
Внешний вид [ ]
«Исходный» внешний вид ТАРДИС напоминал прямоугольную структуру с фактурой серого камня или представлял собою серо-серебристую цилиндрическую форму с боковыми раздвижными дверями. (ТВ: Военные игры, Имя Доктора, С дьявольским упорством; АУДИО: Под Вискоидом, Повелитель миров, КОМИКС: Время и Время вновь)
Боевые ТАРДИС отключали маскировку и внешне выглядели как серо-серебристые цилиндрические формы (АУДИО: Неверленд), порой некоторые не имели Схемы Хамелеон, оставаясь в одном и том же, достаточно внушительном и грандиозном облике. (ПРОЗА: Книга Войны)
Важно заметить, что по сути, поскольку интерьер ТАРДИС представляет собой отдельную вселенную, при материализации где-либо лишь её экстерьер — экзоплазматическая оболочка — является реальным пространственно-временным событием. (ТВ: Временной монстр, ПРОЗА: Хроники Галлифрея).
Внутренний вид [ ]
Это объясняется тем, что ТАРДИС является «пространственно трансцендентной» — то есть, трансмерной, её внешняя и внутренняя части находятся в разных измерениях.
Четвёртый Доктор однажды пытался объяснить это своему компаньону Лиле, используя в качестве аналогии такой пример: больший куб может появиться в меньшем, если находится вдалеке, однако непосредственно доступен в некоторое время. Согласно Доктору, межпространственная инженерия была ключом к открытиям Повелителей Времени. Из-за этого непривычного аспекта ТАРДИС заходящий внутрь корабля впервые обыкновенно бывает шокирован и не верит своим глазам.
Защита [ ]
Во всех ТАРДИС, начиная с 38-го типа есть «Система перемещения от враждебных действий» (HADS), способная автоматически телепортировать корабль, если он атакован, и целостность его внешней оболочки находится под угрозой. Если нечто не давало ТТ-капсуле активировать эту систему, то при помощи визуальной информации, отображаемой на сканере, она давала понять, что считает место своей материализации опасным для себя или экипажа. (ТВ: Грань уничтожения, Колесо в космосе)
Стазеры патруля Стражи Канцелярии не действовали в поле стабилизатора относительной (пространственной) размерности, например, в консольной комнате ТТ-капсулы. (ТВ: Временное вторжение)
При попытке использовать ТАРДИС кем-то, кроме её владельца или его знакомых, она нападала на их разум, что приводило их к полной или частичной потере памяти. (ПРОЗА: Эхо будущего прошлого ) Так же ТАРДИС может агрессивно ментально воздействовать на указанное пилотом живое существо, находящееся в пределах её экзоплазматической оболочки. (ТВ: Последний враг)
ТАРДИС в осадном режиме (ТВ: Плоскость)
Прочие системы [ ]
Любая ТАРДИС предоставляет своим пассажирам способность понимать и разговаривать на любых языках. Это ранее было описано как «дар Повелителя Времени», но на самом деле это является следствием работы телепатического интерфейса ТАРДИС. (ТВ: Призрачный памятник) Однако ТАРДИС неспособна переводить игру слов, а также зачастую ошибается с разговорными выражениями. К примеру, фразу «Кока-кола добавляет жизни» ТАРДИС перевела как «Высококлассные наркотики возвращают предков из могил». (ПРОЗА: Пограничные миры )
Для взаимодействия пилота с ТАРДИС может использоваться консоль, голосовой интерфейс или телепатические цепи. (ТВ: Демоны Пенджаба)