тальвежный колодец что это такое
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Технологические карты разработаны на основе методов научной организации труда и предназначены для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на объекте.
Сборник состоит из двух технологических, карт:
Карта № 1 «Устройство сборных коллекторов на аэродромах».
Карта № 2 «Устройство тальвежных колодцев и водоприемных колодцев на прикромочных рядах».
Технологические карты разработаны на основе проекта ГПИ НИИ ГВФ «Аэропроект», 1963, инв. № 6542.
Каждая технологическая карта предусматривает состав звеньев и бригад рабочих и перечень технических средств, необходимых для выполнения работ на участке.
Во всех случаях применения технологических карт настоящего сборника необходима привязка их к конкретным условиям производства работ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ НА АЭРОДРОМАХ
I . Область применения
Испытание коллектора на водонепроницаемость, а также устройство смотровых колодцев, описаны в технологической карте «Устройство водосточно-дренажной сети на аэродромах (водосточный коллектор из железобетонных труб диаметром 0,8 м)», М. Оргтрансстрой, 1979.
В технологическую карту не включены земляные работы по разработке траншеи экскаватором и по креплению стенок траншеи.
Строительство водосточных коллекторов должно быть организовано так, чтобы находящиеся в работе участки коллекторов не пересекали путей перемещения грунта.
Все работы по строительству коллектора следует выполнять от устья коллектора к его верховью.
II . Указания по технологии производственного процесса
Рис 1. Коллектор из железобетонных труб на монолитной основании:
При необходимости откачки воды из траншеи (после дождей или снеготаяния, а также появления грунтовых вод) по их дну должны быть проложены водоотводящие канавки и созданы приямки для сбора поверхностных вод.
Перед устройством подстилающего песчаного слоя од бетонное основание коллектора вся собранная вода в приямках должна быть выкачана насосами, а дно траншеи просушено.
Железобетонные раструбные трубы должны быть доставлены на объект перед началом работ и уложены вдоль траншеи раструбами вперед по ходу укладки так, чтобы они не препятствовали передвижению крана при монтаже.
Последовательность выполнения работ по устройству коллектора из железобетонных раструбных труб показана на технологической схеме (рис. 2).
При устройстве коллектора выполняют следующие операции:
устройство песчаного подстилающего слоя;
установку опалубки и бетонирование основания;
заделку стыков труб;
бетонирование пазух и фундамента в местах соединения труб;
обратную засыпку траншеи.
Устройство песчаного подстилающего слоя
Перед устройством бетонного основания под коллектор дорабатывают вручную траншею (зачищают дно), разработанную механизированным способом, а затем устраивают подстилающий песчаный слой, толщиной 15 см и шириной 1,9-2 м.
Рис. 2. Технологическая схема устройства коллектора из железобетонных раструбных труб на монолитном основании;
Песок для песчаного подстилающего слоя доставляют автомобилями-самосвалами, выгружают около траншеи, а затем бульдозером сдвигают в траншею, где его разравнивают ровным слоем и уплотняют площадочным вибратором.
Установка опалубки и бетонирование основания
Для устройства монолитного бетонного основания устраивают опалубку из досок толщиной 40-50 мм и крепят кольями с наружной и внутренней сторон. Для фундамента опалубку устраивают отдельно с разрывом в 1 м в местах соединения труб. Во время бетонирования колья, установленные с внутренней стороны опалубки, извлекаются. В местах устройства швов устанавливают прокладки с металлическими штырями.
Для бетонирования фундамента под трубу бетонную смесь доставляют с бетонного завода (ЦБЗ) автомобилями-самосвалами и выгружают в два стоящих рядом бункера, которые затем подают в опалубку автокраном. В опалубке бетонную смесь разравнивают вручную на всю толщину основания.
Уложенную бетонную смесь уплотняют площадочным вибратором. Для соединения бетонного основания с пазухами в период бетонирования основания на расстоянии 10 см от его кромок путем закладки реек устраивают паз, шириной 10 см.
Бетонную поверхность не доводят до проектной отметки на 2-3 см, перед укладкой трубы на поверхность бетонного основания подливают цементный раствор для образования выравнивающего слоя.
По окончании бетонирования основания и окончательной отделки поверхности бетона его укрывают влажной мешковиной, а поверхность основания засыпают слоем мелкозернистого песка толщиной 5-6 см.
Укладку труб производят после проверки соответствия отметок основания проектным и по достижении прочности бетона в основании не менее 50 % проектной.
Железобетонные раструбные трубы перевозят к месту работ в горизонтальном положении автотранспортом. Выгрузка и укладка труб должна производиться с помощью траверс и захватов, имеющих мягкие подкладки, не допускающие повреждения бетона труб.
Перекатка труб допускается только по лагам или прокладкам, укладываемым с таким расчетом, чтобы труба не опиралась на л аги, прокладки раструбными или безраструбными концами. Свободная перекатка (без торможения) и перекатка по наклонным плоскостям запрещается.
Автомобили и другой транспорт, предназначенные для перевозки труб, должны иметь седлообразные подкладки, исключающие смещение и соприкосновение труб. При транспортировании трубы должны быть раскреплены и заклинены.
Торцы труб перед укладкой их на бетонное основание должны быть тщательно очищены от грязи.
Укладку труб производят самоходным краном, оборудованным траверсой со специальными захватами для ремонта труб.
При укладке труб в торцах фундамента под трубу подкладывают доски толщиной 2-3 см, шириной 25-30 см. Точность укладки каждой трубы на фундамент проверяют при помощи визирок и отвеса, используя для этого ранее установленную обноску.
Трубы укладывают по уклону раструбами вперед по ходу укладки. После того, как зазор между поднятым звеном и основанием составит 5-10 см, безраструбный конец трубы, опущенной в траншею, заводят в раструб уже уложенной трубы без перекосов. На прямом участке трубы должны быть центрированы так, чтобы кольцевой зазор между наружной поверхностью безраструбного конца трубы и внутренней поверхностью раструба был не менее 10 мм в любом месте стыка. Зазоры между торцом безраструбного конца трубы и внутренним упором раструбы должны быть не более 15 мм. Выравнивают положение труб подбивкой клиньев.
Под уложенную трубу для выравнивания подливают цементный раствор состава 1:4. Через один-два дня заделывают стыки труб.
Заделка стыков труб
Зазор между внутренней поверхностью раструба и наружной поверхностью безраструбного конца заделывают цементо-песчаным раствором состава 1:5 с предварительной конопаткой раструба. Для конопатки зазоров применяют просмоленную пеньковую прядь, скрученную в жгуты, или просмоленный канат. Конопатку производят с помощью чеканочного молотка. Затирку стыков с внутренней стороны выполняют цементным раствором с железнением.
Работы по заделке стыков выполняют после укладки 5-7 труб на основание в сухую погоду при температуре воздуха не менее +5°С. При температуре воздуха ниже +5°С работы производит в передвижных тепляках.
Бетонирование пазух и фундамента в местах соединения труб
После заделки стыков труб приступают к бетонированию пазух и фундамента в местах, соединения труб (см. рис 1). По краям бетонного фундамента устанавливают и крепят подкосами опалубку для бетонирования пазух, а также опалубку для устройства фундамента под стыками труб. Бетонную смесь подают в бункерах краном, выгружают на боек и лопатами перекидывают, в опалубку, затем уплотняют глубинными вибраторами и поверхность отделывают деревянными гладилками. Свежеуложенный бетон укрывают влажной мешковиной.
Обратная засыпка траншеи
После набора бетоном пазух и фундаментов под стыками труб прочности, составляющей 50 % проектной, опалубку разбирают, проверяют коллектор на водонепроницаемость, а затем засыпает траншеи грунтом.
Грунт в траншею надвигают бульдозером и разравнивают вручную слоями толщиной не более 0,2 м, не допуская повреждения стыков и смещения труб.
Требования к качеству работ
Перед началом работ все трубы осматривают мастер и прораб.
Раструбные трубы сборных коллекторов должны иметь круглые цилиндрические внутренние и внешние поверхности без трещин и отколов, a также постоянную толщину стенок. Внутренние поверхности должны быть гладкими.
Искривление трубы, измеряемое по образующей, не должно превышать 2,5 мм на 1 м трубы. Торцевые плоскости трубы должны быть перпендикулярны к ее продольной оси. Перекос торцевой плоскости трубы допускается не более 10 мм.
Мастер при производстве работ по устройству водосточного коллектора должен руководствоваться картой операционного контроля качества работ (раздел VIII ).
Контроль должен осуществляться повседневно за качеством производимых работ, а также за качеством всех применяемых материалов и сборных элементов.
При засыпке траншеи проверяют качество уплотнения и состав грунта, применяемого для засыпки.
III . Указания по организации труда
Работу по устройству сборных коллекторов организуют в две смены. В темное время суток участок должен быть освещен. Весь участок работы разбивают на 6 сменных захваток. Длина сменной захватки принята 26,6 м.
До начала работ по устройству сборного коллектора необходимо выполнить подготовительные работы: очистить участок от посторонних предметов, сосредоточить на участке работ необходимые машины, оборудование, инструменты, оградить участок работы сигнальными знаками.
Работу рекомендуется организовать по методу бригадного подряда.
Для выполнения комплекса работ в каждую-смену организуют бригаду рабочих, состоящую из следующих звеньев:
По устройству песчаного подстилающего слоя и по монтажу труб в составе:
Тальвежный колодец что это такое
Технологическая карта
Технологические карты. Устройство сборных коллекторов на аэродромах с устройством тальвежых и водоприемных колодцев на прикромочных рядах
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
Технологические карты разработаны на основе методов научной организации труда и предназначены для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на объекте.
Сборник состоит из двух технологических, карт:
Карта № 1 «Устройство сборных коллекторов на аэродромах».
Карта № 2 «Устройство тальвежных колодцев и водоприемных колодцев на прикромочных рядах».
Оглавление
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1 УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ НА АЭРОДРОМАХ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯКАРТА № 2 УСТРОЙСТВО ТАЛЬВЕЖНЫХ И ВОДОПРИЕМНЫХ КОЛОДЦЕВ НА ПРИКРОМОЧНЫХ РЯДАХ
Дата введения | 01.01.1981 |
---|---|
Добавлен в базу | 08.10.2010 |
Актуализация | 08.10.2010 |
Этот документ находится в:
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА «ВПИТРАНССТРОЙ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ НА АЭРОДРОМАХ С УСТРОЙСТВОМ ТАЛЬВЕЖНЫХ И ВОДОПРИЕМНЫХ КОЛОДЦЕВ НА ПРИКРОМОЧНЫХ РЯДАХ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1 УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ НА АЭРОДРОМАХ
Технологическая карта № 2 Устройство тальвежных и водоприемных колодцев на прикромочных рядах
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Технологические карты разработаны на основе методов научной организации труда и предназначены для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на объекте.
Сборник состоит из двух технологических, карт:
Карта № 1 «Устройство сборных коллекторов на аэродромах».
Карта № 2 «Устройство тальвежных колодцев и водоприемных колодцев на прикромочных рядах».
Технологические карты разработаны на основе проекта ГПИ НИИ ГВФ «Аэропроект», 1963, инв. № 6542.
При выполнении работ следует руководствоваться «Указаниями по производству и приемке аэродромно-строительных работ» СН 121-73, М., Стройиздат, 1974.
Каждая технологическая карта предусматривает состав звеньев и бригад рабочих и перечень технических средств, необходимых для выполнения работ на участке.
Во всех случаях применения технологических карт настоящего сборника необходима привязка их к конкретным условиям производства работ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ НА АЭРОДРОМАХ
I. Область применения
Испытание коллектора на водонепроницаемость, а также устройство смотровых колодцев, описаны в технологической карте «Устройство водосточно-дренажной сети на аэродромах (водосточный коллектор из железобетонных труб диаметром 0,8 м)», М. Оргтрансстрой, 1979.
В технологическую карту не включены земляные работы по разработке траншеи экскаватором и по креплению стенок траншеи.
Строительство водосточных коллекторов должно быть организовано так, чтобы находящиеся в работе участки коллекторов не пересекали путей перемещения грунта.
Все работы по строительству коллектора следует выполнять от устья коллектора к его верховью.
II. Указания по технологии производственного процесса
Рис 1. Коллектор из железобетонных труб на монолитной основании:
При необходимости откачки воды из траншеи (после дождей или снеготаяния, а также появления грунтовых вод) по их дну должны быть проложены водоотводящие канавки и созданы приямки для сбора поверхностных вод.
Перед устройством подстилающего песчаного слоя од бетонное основание коллектора вся собранная вода в приямках должна быть выкачана насосами, а дно траншеи просушено.
Железобетонные раструбные трубы должны быть доставлены на объект перед началом работ и уложены вдоль траншеи раструбами вперед по ходу укладки так, чтобы они не препятствовали передвижению крана при монтаже.
Последовательность выполнения работ по устройству коллектора из железобетонных раструбных труб показана на технологической схеме (рис. 2).
При устройстве коллектора выполняют следующие операции:
устройство песчаного подстилающего слоя;
установку опалубки и бетонирование основания;
заделку стыков труб;
бетонирование пазух и фундамента в местах соединения труб;
обратную засыпку траншеи.
Устройство песчаного подстилающего слоя
Перед устройством бетонного основания под коллектор дорабатывают вручную траншею (зачищают дно), разработанную механизированным способом, а затем устраивают подстилающий песчаный слой, толщиной 15 см и шириной 1,9-2 м.
Рис. 2. Технологическая схема устройства коллектора из железобетонных раструбных труб на монолитном основании;
Песок для песчаного подстилающего слоя доставляют автомобилями-самосвалами, выгружают около траншеи, а затем бульдозером сдвигают в траншею, где его разравнивают ровным слоем и уплотняют площадочным вибратором.
Установка опалубки и бетонирование основания
Для устройства монолитного бетонного основания устраивают опалубку из досок толщиной 40-50 мм и крепят кольями с наружной и внутренней сторон. Для фундамента опалубку устраивают отдельно с разрывом в 1 м в местах соединения труб. Во время бетонирования колья, установленные с внутренней стороны опалубки, извлекаются. В местах устройства швов устанавливают прокладки с металлическими штырями.
Для бетонирования фундамента под трубу бетонную смесь доставляют с бетонного завода (ЦБЗ) автомобилями-самосвалами и выгружают в два стоящих рядом бункера, которые затем подают в опалубку автокраном. В опалубке бетонную смесь разравнивают вручную на всю толщину основания.
Уложенную бетонную смесь уплотняют площадочным вибратором. Для соединения бетонного основания с пазухами в период бетонирования основания на расстоянии 10 см от его кромок путем закладки реек устраивают паз, шириной 10 см.
Бетонную поверхность не доводят до проектной отметки на 2-3 см, перед укладкой трубы на поверхность бетонного основания подливают цементный раствор для образования выравнивающего слоя.
По окончании бетонирования основания и окончательной отделки поверхности бетона его укрывают влажной мешковиной, а поверхность основания засыпают слоем мелкозернистого песка толщиной 5-6 см.
Укладку труб производят после проверки соответствия отметок основания проектным и по достижении прочности бетона в основании не менее 50 % проектной.
Железобетонные раструбные трубы перевозят к месту работ в горизонтальном положении автотранспортом. Выгрузка и укладка труб должна производиться с помощью траверс и захватов, имеющих мягкие подкладки, не допускающие повреждения бетона труб.
Перекатка труб допускается только по лагам или прокладкам, укладываемым с таким расчетом, чтобы труба не опиралась на лаги, прокладки раструбными или безраструбными концами. Свободная перекатка (без торможения) и перекатка по наклонным плоскостям запрещается.
Автомобили и другой транспорт, предназначенные для перевозки труб, должны иметь седлообразные подкладки, исключающие смещение и соприкосновение труб. При транспортировании трубы должны быть раскреплены и заклинены.
Торцы труб перед укладкой их на бетонное основание должны быть тщательно очищены от грязи.
Укладку труб производят самоходным краном, оборудованным траверсой со специальными захватами для ремонта труб.
При укладке труб в торцах фундамента под трубу подкладывают доски толщиной 2-3 см, шириной 25-30 см. Точность укладки каждой трубы на фундамент проверяют при помощи визирок и отвеса, используя для этого ранее установленную обноску.
Трубы укладывают по уклону раструбами вперед по ходу укладки. После того, как зазор между поднятым звеном и основанием составит 5-10 см, безраструбный конец трубы, опущенной в траншею, заводят в раструб уже уложенной трубы без перекосов. На прямом участке трубы должны быть центрированы так, чтобы кольцевой зазор между наружной поверхностью безраструбного конца трубы и внутренней поверхностью раструба был не менее 10 мм в любом месте стыка. Зазоры между торцом безраструбного конца трубы и внутренним упором раструбы должны быть не более 15 мм. Выравнивают положение труб подбивкой клиньев.
Под уложенную трубу для выравнивания подливают цементный раствор состава 1:4. Через один-два дня заделывают стыки труб.
Заделка стыков труб
Зазор между внутренней поверхностью раструба и наружной поверхностью безраструбного конца заделывают цементо-песчаным раствором состава 1:5 с предварительной конопаткой раструба. Для конопатки зазоров применяют просмоленную пеньковую прядь, скрученную в жгуты, или просмоленный канат. Конопатку производят с помощью чеканочного молотка. Затирку стыков с внутренней стороны выполняют цементным раствором с железнением.
Работы по заделке стыков выполняют после укладки 5-7 труб на основание в сухую погоду при температуре воздуха не менее +5°С. При температуре воздуха ниже +5°С работы производит в передвижных тепляках.
Бетонирование пазух и фундамента в местах соединения труб
После заделки стыков труб приступают к бетонированию пазух и фундамента в местах, соединения труб (см. рис 1). По краям бетонного фундамента устанавливают и крепят подкосами опалубку для бетонирования пазух, а также опалубку для устройства фундамента под стыками труб. Бетонную смесь подают в бункерах краном, выгружают на боек и лопатами перекидывают, в опалубку, затем уплотняют глубинными вибраторами и поверхность отделывают деревянными гладилками. Свежеуложенный бетон укрывают влажной мешковиной.
Обратная засыпка траншеи
После набора бетоном пазух и фундаментов под стыками труб прочности, составляющей 50 % проектной, опалубку разбирают, проверяют коллектор на водонепроницаемость, а затем засыпает траншеи грунтом.
Грунт в траншею надвигают бульдозером и разравнивают вручную слоями толщиной не более 0,2 м, не допуская повреждения стыков и смещения труб.
Требования к качеству работ
Перед началом работ все трубы осматривают мастер и прораб.
Раструбные трубы сборных коллекторов должны иметь круглые цилиндрические внутренние и внешние поверхности без трещин и отколов, a также постоянную толщину стенок. Внутренние поверхности должны быть гладкими.
Искривление трубы, измеряемое по образующей, не должно превышать 2,5 мм на 1 м трубы. Торцевые плоскости трубы должны быть перпендикулярны к ее продольной оси. Перекос торцевой плоскости трубы допускается не более 10 мм.
Мастер при производстве работ по устройству водосточного коллектора должен руководствоваться картой операционного контроля качества работ (раздел VIII).
Контроль должен осуществляться повседневно за качеством производимых работ, а также за качеством всех применяемых материалов и сборных элементов.
При засыпке траншеи проверяют качество уплотнения и состав грунта, применяемого для засыпки.
III. Указания по организации труда
Работу по устройству сборных коллекторов организуют в две смены. В темное время суток участок должен быть освещен. Весь участок работы разбивают на 6 сменных захваток. Длина сменной захватки принята 26,6 м.
До начала работ по устройству сборного коллектора необходимо выполнить подготовительные работы: очистить участок от посторонних предметов, сосредоточить на участке работ необходимые машины, оборудование, инструменты, оградить участок работы сигнальными знаками.
Работу рекомендуется организовать по методу бригадного подряда.
Для выполнения комплекса работ в каждую-смену организуют бригаду рабочих, состоящую из следующих звеньев:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Технологические карты разработаны на основе методов научной организации труда и предназначены для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на объекте.
Сборник состоит из двух технологических, карт:
Карта № 1 «Устройство сборных коллекторов на аэродромах».
Карта № 2 «Устройство тальвежных колодцев и водоприемных колодцев на прикромочных рядах».
Технологические карты разработаны на основе проекта ГПИ НИИ ГВФ «Аэропроект», 1963, инв. № 6542.
Каждая технологическая карта предусматривает состав звеньев и бригад рабочих и перечень технических средств, необходимых для выполнения работ на участке.
Во всех случаях применения технологических карт настоящего сборника необходима привязка их к конкретным условиям производства работ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ НА АЭРОДРОМАХ
Испытание коллектора на водонепроницаемость, а также устройство смотровых колодцев, описаны в технологической карте «Устройство водосточно-дренажной сети на аэродромах (водосточный коллектор из железобетонных труб диаметром 0,8 м)», М. Оргтрансстрой, 1979.
В технологическую карту не включены земляные работы по разработке траншеи экскаватором и по креплению стенок траншеи.
Строительство водосточных коллекторов должно быть организовано так, чтобы находящиеся в работе участки коллекторов не пересекали путей перемещения грунта.
Все работы по строительству коллектора следует выполнять от устья коллектора к его верховью.
Рис 1. Коллектор из железобетонных труб на монолитной основании:
При необходимости откачки воды из траншеи (после дождей или снеготаяния, а также появления грунтовых вод) по их дну должны быть проложены водоотводящие канавки и созданы приямки для сбора поверхностных вод.
Перед устройством подстилающего песчаного слоя од бетонное основание коллектора вся собранная вода в приямках должна быть выкачана насосами, а дно траншеи просушено.
Железобетонные раструбные трубы должны быть доставлены на объект перед началом работ и уложены вдоль траншеи раструбами вперед по ходу укладки так, чтобы они не препятствовали передвижению крана при монтаже.
Последовательность выполнения работ по устройству коллектора из железобетонных раструбных труб показана на технологической схеме (рис. 2).
При устройстве коллектора выполняют следующие операции:
устройство песчаного подстилающего слоя;
установку опалубки и бетонирование основания;
заделку стыков труб;
бетонирование пазух и фундамента в местах соединения труб;
обратную засыпку траншеи.
Устройство песчаного подстилающего слоя
Перед устройством бетонного основания под коллектор дорабатывают вручную траншею (зачищают дно), разработанную механизированным способом, а затем устраивают подстилающий песчаный слой, толщиной 15 см и шириной 1,9-2 м.
Рис. 2. Технологическая схема устройства коллектора из железобетонных раструбных труб на монолитном основании;
Песок для песчаного подстилающего слоя доставляют автомобилями-самосвалами, выгружают около траншеи, а затем бульдозером сдвигают в траншею, где его разравнивают ровным слоем и уплотняют площадочным вибратором.
Установка опалубки и бетонирование основания
Для устройства монолитного бетонного основания устраивают опалубку из досок толщиной 40-50 мм и крепят кольями с наружной и внутренней сторон. Для фундамента опалубку устраивают отдельно с разрывом в 1 м в местах соединения труб. Во время бетонирования колья, установленные с внутренней стороны опалубки, извлекаются. В местах устройства швов устанавливают прокладки с металлическими штырями.
Для бетонирования фундамента под трубу бетонную смесь доставляют с бетонного завода (ЦБЗ) автомобилями-самосвалами и выгружают в два стоящих рядом бункера, которые затем подают в опалубку автокраном. В опалубке бетонную смесь разравнивают вручную на всю толщину основания.
Уложенную бетонную смесь уплотняют площадочным вибратором. Для соединения бетонного основания с пазухами в период бетонирования основания на расстоянии 10 см от его кромок путем закладки реек устраивают паз, шириной 10 см.
Бетонную поверхность не доводят до проектной отметки на 2-3 см, перед укладкой трубы на поверхность бетонного основания подливают цементный раствор для образования выравнивающего слоя.
По окончании бетонирования основания и окончательной отделки поверхности бетона его укрывают влажной мешковиной, а поверхность основания засыпают слоем мелкозернистого песка толщиной 5-6 см.
Укладку труб производят после проверки соответствия отметок основания проектным и по достижении прочности бетона в основании не менее 50 % проектной.
Железобетонные раструбные трубы перевозят к месту работ в горизонтальном положении автотранспортом. Выгрузка и укладка труб должна производиться с помощью траверс и захватов, имеющих мягкие подкладки, не допускающие повреждения бетона труб.
Перекатка труб допускается только по лагам или прокладкам, укладываемым с таким расчетом, чтобы труба не опиралась на л аги, прокладки раструбными или безраструбными концами. Свободная перекатка (без торможения) и перекатка по наклонным плоскостям запрещается.
Автомобили и другой транспорт, предназначенные для перевозки труб, должны иметь седлообразные подкладки, исключающие смещение и соприкосновение труб. При транспортировании трубы должны быть раскреплены и заклинены.
Торцы труб перед укладкой их на бетонное основание должны быть тщательно очищены от грязи.
Укладку труб производят самоходным краном, оборудованным траверсой со специальными захватами для ремонта труб.
При укладке труб в торцах фундамента под трубу подкладывают доски толщиной 2-3 см, шириной 25-30 см. Точность укладки каждой трубы на фундамент проверяют при помощи визирок и отвеса, используя для этого ранее установленную обноску.
Трубы укладывают по уклону раструбами вперед по ходу укладки. После того, как зазор между поднятым звеном и основанием составит 5-10 см, безраструбный конец трубы, опущенной в траншею, заводят в раструб уже уложенной трубы без перекосов. На прямом участке трубы должны быть центрированы так, чтобы кольцевой зазор между наружной поверхностью безраструбного конца трубы и внутренней поверхностью раструба был не менее 10 мм в любом месте стыка. Зазоры между торцом безраструбного конца трубы и внутренним упором раструбы должны быть не более 15 мм. Выравнивают положение труб подбивкой клиньев.
Под уложенную трубу для выравнивания подливают цементный раствор состава 1:4. Через один-два дня заделывают стыки труб.
Заделка стыков труб
Зазор между внутренней поверхностью раструба и наружной поверхностью безраструбного конца заделывают цементо-песчаным раствором состава 1:5 с предварительной конопаткой раструба. Для конопатки зазоров применяют просмоленную пеньковую прядь, скрученную в жгуты, или просмоленный канат. Конопатку производят с помощью чеканочного молотка. Затирку стыков с внутренней стороны выполняют цементным раствором с железнением.
Работы по заделке стыков выполняют после укладки 5-7 труб на основание в сухую погоду при температуре воздуха не менее +5°С. При температуре воздуха ниже +5°С работы производит в передвижных тепляках.
Бетонирование пазух и фундамента в местах соединения труб
После заделки стыков труб приступают к бетонированию пазух и фундамента в местах, соединения труб (см. рис 1). По краям бетонного фундамента устанавливают и крепят подкосами опалубку для бетонирования пазух, а также опалубку для устройства фундамента под стыками труб. Бетонную смесь подают в бункерах краном, выгружают на боек и лопатами перекидывают, в опалубку, затем уплотняют глубинными вибраторами и поверхность отделывают деревянными гладилками. Свежеуложенный бетон укрывают влажной мешковиной.
Обратная засыпка траншеи
После набора бетоном пазух и фундаментов под стыками труб прочности, составляющей 50 % проектной, опалубку разбирают, проверяют коллектор на водонепроницаемость, а затем засыпает траншеи грунтом.
Грунт в траншею надвигают бульдозером и разравнивают вручную слоями толщиной не более 0,2 м, не допуская повреждения стыков и смещения труб.
Требования к качеству работ
Перед началом работ все трубы осматривают мастер и прораб.
Раструбные трубы сборных коллекторов должны иметь круглые цилиндрические внутренние и внешние поверхности без трещин и отколов, a также постоянную толщину стенок. Внутренние поверхности должны быть гладкими.
Искривление трубы, измеряемое по образующей, не должно превышать 2,5 мм на 1 м трубы. Торцевые плоскости трубы должны быть перпендикулярны к ее продольной оси. Перекос торцевой плоскости трубы допускается не более 10 мм.
Мастер при производстве работ по устройству водосточного коллектора должен руководствоваться картой операционного контроля качества работ (раздел VIII ).
Контроль должен осуществляться повседневно за качеством производимых работ, а также за качеством всех применяемых материалов и сборных элементов.
При засыпке траншеи проверяют качество уплотнения и состав грунта, применяемого для засыпки.
Работу по устройству сборных коллекторов организуют в две смены. В темное время суток участок должен быть освещен. Весь участок работы разбивают на 6 сменных захваток. Длина сменной захватки принята 26,6 м.
До начала работ по устройству сборного коллектора необходимо выполнить подготовительные работы: очистить участок от посторонних предметов, сосредоточить на участке работ необходимые машины, оборудование, инструменты, оградить участок работы сигнальными знаками.
Работу рекомендуется организовать по методу бригадного подряда.
Для выполнения комплекса работ в каждую-смену организуют бригаду рабочих, состоящую из следующих звеньев:
СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.114-2015 Аэродромы Устройство водоотводных и дренажных систем аэродромов стр. 3
дренажная система: Система инженерных сооружений, предназначенная для перехвата и понижения уровня подземных и грунтовых вод и их отвода.
дренирующий слой: Элемент конструкции искусственного покрытия, грунтовых участков летного поля или дренажной системы выполняющий дренирующие и морозозащитные функции.
дренажный композит: Составной многослойный геосинтетический материал, состоящий из дренажной основы в виде объемной решетки, к которой с одной или двух сторон прикреплено нетканое геотекстильное полотно.
закромочная дрена: Дрена, укладываемая вдоль кромки аэродромного покрытия, предназначенная для сбора и отвода воды из дренирующего слоя искусственного покрытия.
коллектор: Подземный трубопровод, принимающий и отводящий воду из дождеприемных и тальвежных колодцев, а также дрен, осушителей и собирателей за пределы летного поля, либо на очистные сооружения.
местные грунты: Грунты, разработанные в траншее или имеющиеся на стройплощадке: песчаные, глинистые, за исключением твердых глин, природные песчано-гравийные смеси без крупных включений.
нагорная канава: Инженерное сооружение для перехвата и отвода поверхностных вод, поступающих к территории аэродрома с внешних водосборов, а также элемент водоотводной системы аэродрома при устройстве водоотводной системы открытого типа.
норма осушения: Превышение дна корыта относительно кривой депрессии.
осушитель: Подземный перфорированный трубопровод, предназначенный для приема и отвода в собиратели воды, профильтровавшейся в грунтовый массив, с участков поверхности с необеспеченным стоком.
откос канавы: Боковая наклонная поверхность, ограничивающая искусственное земляное сооружение или склоны естественного рельефа.
перепускная труба (перепуск): Подземный трубопровод, соединяющий дрену, дождеприемный или тальвежный колодец с коллектором через смотровой колодец.
приемка скрытых работ: Промежуточное освидетельствование представителями технического контроля работ, которые в дальнейшем будут полностью или частично скрыты другими частями сооружений или дополнительными и конструктивными слоями земляного полотна и аэродромного покрытия, для получения строителями разрешения на производство последующих работ.
собиратель: Подземный трубопровод, предназначенный для транспортировки воды из осушителей к коллекторам.
смотровой колодец (СК): Колодец, устраиваемый по оси трассы коллектора, в местах изменения их направления и уклонов, для подсоединения перепусков или других водоотводных линий и ухода за последними при эксплуатации.
тальвежный колодец (ТК): Колодец, устраиваемый в местах замкнутых понижений на грунтовой части летного поля для приема поверхностных вод и дальнейшего их отвода в коллектор.
устройство водоотводных и дренажных систем: Технологические процессы по монтажу коллекторов, лотков, дрен, тальвежных, дождеприемных и смотровых колодцев с использованием специальных машин, оборудования и остнастки.
шелыга: Верхняя образующая свода трубы.
шелыга в шелыгу: Стыковка труб, при которой совмещаются верхние внешние поверхности труб.
экранирующая дрена: Дрена, предназначенная для перехвата и отвода подземных вод или верховодки со смежных с покрытием территорий вдоль кромок покрытий.
4. Общие положения
4.1. К выполнению работ по устройству водоотводных и дренажных систем разрешается приступать при наличии проектной и рабочей документации, разработанной проектной организацией с соблюдением требований СП 121.13330, выполненного на ее основе проекта производства работ (ППР) и проекта организации строительства.
4.2. При устройстве водоотводных и дренажных систем необходимо соблюдать последовательность рабочих процессов в соответствии с технологическими картами и осуществлять своевременный контроль выполненных работ, промежуточные этапы которых оформляются записью в Журнал производства работ и актом на скрытые работы в соответствии с приложением А.
П р и м е ч а н и е Устройство водоотводных и дренажных систем аэродрома выполняется по трем типовым схемам, приведенным на рисунках В.1-В.3 приложения В. Выбор принципиальной схемы водоотводных и дренажных систем следует осуществлять в зависимости от дорожно-климатической зоны расположения аэродрома СП 121.13330, СП 131.13330. Допускается принимать сочетание типовых схем или вносить в них изменения применительно к конкретным инженерно-геологическим и гидрогеологическим условиям района расположения аэродрома.
4.3. Водоотводные и дренажные системы аэродромов включают в себя, элементы собирающие сток и водоотводящие коллекторы. К элементам, собирающим сток, относят: нагорные канавы, грунтовые и искусственные лотки см. раздел 7, дрены, осушители см. раздел 8. К элементам, отводящим сток, относятся: собиратели см. раздел 8 и коллекторы см. раздел 9.
4.4. Работы по устройству и реконструкции водоотводных и дренажных систем должны подразделяться на подготовительные, основные и заключительные.
4.5. В состав подготовительных работ входят:
-подготовка территории с расчисткой от кустарника, мелколесья, и отдельно стоящих деревьев с устройством подъездных дорог и площадок;
-вынос из зоны строительства инженерных коммуникаций;
-доставка, размещение и хранение на объекте материалов, оборудования и приспособлений;
-разбивка осевой линии элементов водоотводной и дренажной системы, и габаритных точек траншей в соответствии с проектом;
-разметка местоположения смотровых колодцев, точек подключения коллекторов в соответствии с проектом;
-оснащение объекта специализированной техникой.
П р и м е ч а н и е – Применяемые машины, механизмы и оборудование должны соответствовать характеру выполняемых работ и находиться в исправном состоянии.
4.6. В состав основных работ по устройству водоотводных и дренажных систем входят:
-земляные работы по 8.1, 9.1;
-устройство искусственных оснований по 7, 9.2;
-монтаж и укладка элементов водоотводной и дренажной системы по 7.2, 7.3, 8.2, 8.3, 8.4, 9.3, 9.4, 9.5, раздел 10;
-устройство сопряжений с колодцами различных типов по 8.3, 9.3, 9.3.3, 9.4.3, 9.5.3;
-проведение гидравлических испытаний водоотводных коллекторов по 14.2;
— обратная засыпка по 9.6.
4.7. В состав заключительных работ входит: ликвидация временных сооружений и рекультивация территории, затронутой работами.
4.8. Нагорные и временные перехватывающие канавы должны устраиваться до начала производства основных работ в соответствии с СП 104.13330 для предотвращения затопления территории строительства.
4.9. Работы по устройству коллекторов допускается выполнять следующими способами:
-открытым способом (все виды труб);
-бестраншейная прокладка методом горизонтально-направленного бурения труб из полимерных материалов СТО НОСТРОЙ 2.27.17.
П р и м е ч а н и е –. Метод горизонтально-направленного бурения применяется в случае пересечения коллектором существующих искусственных покрытий аэродромов или коммуникаций.
4.10. Бетонные, железобетонные и керамические трубы следует укладывают на основания различных типов в соответствии с проектной документацией, и с учетом рекомендаций приведенных в приложении Б (таблица Б.3). При укладке труб в местах устройства искусственных покрытий аэродрома траншеи выполняются с вертикальными стенками в соответствии с 8.1.3, 8.1.4, 8.1.5 и с креплениями в соответствии с [18].
5. Требования к материалам и изделиям для устройства водоотводных и дренажных систем аэродромов.
Строительные материалы для устройства водоотводных и дренажных систем аэродромов должны отвечать требованиям действующих нормативных документов на:
Колодец тальвежный
[ВСП 32-03-04. Инструкция по проектированию водоотводных и дренажных систем на летных полях аэродромов]
Правообладателям! В случае если свободный доступ к данному термину является нарушением авторских прав, составители готовы, по требованию правообладателя, убрать ссылку, либо сам термин (определение) с сайта. Для связи с администрацией воспользуйтесь формой обратной связи.
ISSN: 2587-9413 Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов.
Виды дождеприемных колодцев
Дождеприемники не всегда заслуживают достойного внимания у хозяев загородной или дачной недвижимости. Однако на участке в периоды сезонных осадков дождеприемный колодец становится необходимостью. Именно этот резервуар поможет почве не перенасытиться влагой, а растениям расти хорошо, без порчи корневой системы. Более того, система дождеприемных колодцев защитит фундамент строений от подмывания, поэтому создавать конструкцию необходимо также быстро, как и собственную скважину.
Виды и назначение дождеприемников
Колодцы подобного типа или как их называют, ливневки, показаны для сбора дождевой и талой воды. Поступая в автономную закрытую сеть, вода отводится в естественные водоемы или используется для хозяйственных нужд. Но это на частном участке, в городе же системы дождеприемных колодцев создаются на трассах, производственных территориях. В этом случае соединительная ветка не должна превышать 40 метров и диаметра 200-300 мм.
Внимание! Отсутствие на участке ливневки может привести к заболачиванию почвы. А вот чтобы не соединять сложную сеть отводов, имеет смысл вывести в резервуар трубу водостока.
Конструкция дождеприемников
Резервуары для приема избыточной влаги состоят из следующих элементов:
Можно обозвать стакан патроном фильтрации, так как его предназначение – отделение излишков мусорной грязи, попадающей в водостоки. Стакан требует чистки для нормальной работы всей системы. А теперь стоит поговорить подробнее о каждом элементе.
Стакан: особенности конструкции и монтажа
Схема стакана также включает несколько элементов: корзина, основание уплотнительного типа и кессонные перегородки. Сам резервуар, корзина, служит для сбора песка, мусора. Перегородки удерживают корзину, а также блокируют выход неприятного запаха наружу. По-иному перегородки называются кессонным сифоном. Схема достаточно проста, монтаж также не вызывает сложностей. Чтобы установить конструкцию, требуется:
Для полной готовности и чтобы водоприемный колодец работал без сбоев, необходимо сделать отводную канаву или шланг, выводящий жидкость для сброса в водосток, реку или (для частных хозяйств) оставить резервуар герметичным и использовать воду для полива.
Решетка люка: из чего сделать
Решетки съемные в водоприемный колодец могут быть металлические и пластиковые. Последние используются только для пластиковых ливневок, а вот на резервуары из этого материала вполне подойдут как обычные стальные решетки, так и оцинковки. Чугунная же конструкция имеет большой вес, поэтому ставить такие в частном владении не имеет смысла. Чугунные конструкции монтируются на трассах.
Стальная решетка легче, но если это обычная сталь, то она подвержена коррозии, для монтажа предпочтительнее оцинковка. Пластиковые же решетки – решение для частного хозяйства. Простые в монтаже и дешевые по стоимости, они вполне справляются со своей функцией и довольно разнообразны эстетически. Треугольные, круглые, квадратные или многогранные, такие конструкции идеально впишутся в общий стиль.
Пластиковые дождеприемники: преимущества и сфера применения
Устройство пластикового колодца для приема избыточных вод ничем не отличается от любого другого. Простота схемы и демократичная стоимость сделали пластиковые ливневки популярными в частных хозяйствах и на дачных участках. При производстве конструкции используется специальный пластик, обладающий достаточной прочностью, неподверженностью коррозии и промерзанию. Кроме того, такой пластик хорошо выдерживает воздействие химикатов и ему не страшны удобрения, попадающие в почву. Остальные преимущества конструкции:
Важно! Установив один приемник на другой, можно нарастить высоту и никакая глубина закопки не будет страшна, а вы получите идеальный резервуар для накапливания технической воды. Кроме того, так можно увеличить пропускную способность, а ведь после дождя уровень воды в колодце может значительно подняться.
Выбирая полимер или полипропилен, важно знать, что эти конструкции имеют повышенные тепло- и гидроизоляционные качества. Однако высокая ценовая планка и подверженность коррозии делают полипропиленовые или полимерные ливневки менее пригодными к использованию, нежели обычные пластиковые резервуары.
Рекомендуем к прочтению:
Железобетонные ливневки
Железобетонные дождеприемники – устройство для промышленных предприятий, автопарков. Установка такой системы на дачном участке не показана по следующим причинам:
И, конечно, имеет значение глубина вкапывания: для ж/б ливневок нужна хорошая яма, а если грунт подвижен, то существует риск появления трещин в стакане, а значит, все устройство придется менять. Принимая такое решение, как установка железобетонной ливневки, не стоит забывать и про гидроизоляцию, которая не требуется для пластиковых резервуаров: на стены и днище нужно нанести состав из горячего битума, цементную смесь с жидким стеклом или что-то другое, а также создать гидрозащиту снаружи.
Дорогое в установке и обслуживании устройство можно применять, если уровень избыточных вод каждый сезон повышается и необходим резервуар, глубина которого будет достаточной, а также целая система колодцев. Тогда железобетонный колодец вполне пригодится для основного сборного устройства, из которого будет осуществляться сброс жидкости.
Колодцы тальвежные: что это и зачем?
Существуют не только обычные дождеприемники, но и тальвежные колодцы. Обустройство показано для сбора излишних вод в плотных грунтах, наиболее часто тальвежные системы сооружают на летных полях, в частном хозяйстве колодцы подобного типа мало распространены из-за повышенной сложности схемы. Кроме того, глубина тальвежного колодца напрямую зависит от плотности, влагонасыщяемости грунтовых масс и других показателей.
В заключение
Обустройство дождеприемников – дело нужное и увидеть элементарную ливневку можно в любом доме – это резервуар, подставленный под сточную трубу, собирающую воду с крыши. Для обустройства самого простого колодца вполне подойдет пластиковая или железная бочка, вкопанная в низком месте участка, куда стекаются талые и дождевые воды, как это показано на фото. В случае необходимости, бочку нужно оснастить шлангом для сброса вод, а также прокопать канавки, чтобы вода не растекалась потоком, а напрямую попадала в дождеприемник.
Что касается того, какой будет глубина ямы для дождеприемника, то все зависит от интенсивности потоков: для скудных талых вод и дождей, когда уровень воды не особо повышается, подойдет небольшой резервуар, которому не нужна большая глубина, а для насыщенных сезонных паводков лучше выбрать дождеприемник повместительнее.