такой буквы здесь нет
Здесь или сдесь?
Как пишется правильно: здесь или сдесь? Текстовый редактор MS Word, конечно, сразу распознает и подчеркнет ошибку, но ведь мы работаем не всегда и не только в MS Word, а еще в электронной почте, чатах, на бумаге. Поэтому правописание слова здесь надо разобрать и запомнить.
Когда пишется приставка с
Правописание слова здесь
«Здесь» — местоименное наречие, показывающее присутствие предмета в определенном месте, при этом не называющее место конкретно. В русском языке употребляется в одном из трех значений.
Пример. Я подожду тебя здесь.
Пример. Здесь он не знал ответа и промолчал.
Пример. Все наладится, ничего страшного здесь нет.
Третье правило написания приставок из предыдущего блока не применимо, поскольку в рассматриваемом слове приставка отсутствует. Все слово — это корень.
В доказательство попробуем убрать первую букву «з». Если бы она была приставкой, то после ее отделения должно было остаться понятное слово. Например, если в глаголе «ушел» убрать приставку «у», то останется известный и употребляемый глагол в прошедшем времени — «шел». В случае же со «здесь» останется бессмысленное слово «десь». Таким образом, «з» — часть корня, а «здесь» — единственное правильное написание. Его нужно запомнить.
А может сдесь?
Нет, «сдесь» — ошибка. Еще раз: в разбираемом слове отсутствуют приставка, суффикс и окончание. Есть только корень. И начинается он с «з». Для упрощения восприятия стоит запомнить еще одно правило: слова «здание» и «здоровье» тоже пишутся только с буквы «з». Приставки «с» в этих словах нет.
Происхождение слова здесь
Впервые слово встречается в текстах летописей XIV века. Возможно, вы знаете, что тогда оно имело форму «сьдесе». Постепенно трансформируясь, оно достигло современного произношения и правописания.
Со словом произошел ряд фонетических процессов. Начальное «сь» имело раньше значение «этот». Сначала в безударной позиции был утрачен звук, обозначенный буквой «ь». Далее глухой согласный [с], оказавшийся рядом со звонким [д], был подвержен фонетическому процессу уподобления (ассимиляции) и трансформировался в парный согласный [д]. Это превращение и закрепилось в письменном виде. Последний слог «се» в слабой фонетической позиции оформился в буквосочетание «сь». Так появилось наречие «здесь».
Учимся хамить красиво. 35 нестандартных ответов! ;-)))
1. Чтобы разговаривать с Вами на одном уровне, мне надо лечь.
2. Я не знаю, что вы едите за завтраком, но это реально действует! Интеллект стремится к нулю!
3. Только не надо вынимать наушники из ушей. Не дай Бог сквозняком застудишь мозг изнутри.
4. Мне пора к психологу? Нет, конечно, большое спасибо за дельный совет, но не стоит ровнять всех по себе.
5. Рот будешь открывать у стоматолога.
6. Чтобы меня шокировать, вам придется сказать что-нибудь умное.
7. Еще один гудок с твоей платформы и твой зубной состав тронется.
8.Чтоб ты свою свадьбу в «McDonalds» отмечал.
9. Если бы мне доставляло удовольствие общаться с суками, у меня бы давно уже была собака.
10. Ума как у ракушки.
11. Глядя на вас начинаю понимать, что ничто человеческое Богу не чуждо. У него отличное чувство юмора.
12. Говорите, говорите… я всегда зеваю, когда мне интересно!
13. Украсил бы ты мир своим отсутствием, пока я грех на душу не взял!
14. Из положительных качеств у тебя только «резус-фактор».
15. Я живу напротив кладбища. Будешь выпендриваться-будешь жить напротив меня.
16. Это тебя все любят? А, ну, да, любовь же зла…
17. Да что бы тебе в бане чайной ложкой можно было прикрыться!
19. Ваше право на собственное мнение еще не обязывает меня слушать бред.
21. Слышь, ты, розочка! Тюльпань отсюда, а то как загеоргиню, обсеренишься!
22. Я пришел к тебе с приветом, с утюгом и пистолетом
23. Чем дальше в лес, тем злее дятлы.
24. Лучше умно молчать, чем тупо говорить
25. Это набор слов, или мне нужно вдуматься?
26. Прости что не оправдал твои стереотипы
27. В некоторые головы мысли приходят умирать
28. Он: Мы пойдем к тебе или пойдем ко мне?
Она: Одновременно. Ты – к себе, а я – к себе.
29. Что, словесная нефтескважина иссякла?
30. Дурдом на выезде, психи на природе!
31. Что смотришь? Ты в музее что ли? Ща я тебе устрою культурное мероприятие в двух действиях без антракта! Дам затрещину – голова отлетит
32. А ты, что думаешь, что если на меня громче орать будешь, я буду тише слушать?
33. Ты сейчас у меня очки свои домой понесешь. В разных карманах.
34. Ваш стиль речи напоминает мне базарный говор далеких девяностых конца прошлого столетия.
35. И не надо смеяться! Смех без причины – это признак того, что человек либо идиот, либо хорошенькая девушка. Хочешь убедить меня во втором – для начала побрейся.
Поселковый гоп-юмор какой-то.
35 способов отхватить по щщам
Ебать, я еще это в 2007 видела на заре ВК
Гайка на 10 и то нестандартнее этих фразочек.
от создателей «вашей маме зять не нужен?»
1) ты имеешь право на свое мнение. Но есть нюанс: интересно оно лишь тебе и твоему психиатру
«Тяжело собирать выбитые зубы сломанными руками» еще есть
Шасси забыла убрать
Экзистенциальный
Далекие 2000-е
Хочу в Европу
Эта месть будет подана горячей
Спасибо за сотрудничество с полицией
«Золотая коллекция» историй из жизни Aver174. История девятнадцатая. Алкоголь
Я рано начал пить. Помните шутку Задорнова что в России в 21 год пить бросают? Можно сказать это про меня.
В 6 лет меня отдали в школу. Без всяких там «а готов ли ребёнок к школе? Не рано ли? А не будет ли это стрессом?». Времена были другие. Отец просто сказал:
— Aver174, ты идёшь в школу. Сидеть с тобой некому.
Проблемы в школе были почти каждый день. Старшеклассники отжимали деньги на обед. Драки с одноклассниками которые были на год старше и куда более «злее», в связи с чем часто все заканчивались не в мою пользу. Национализм. Булинг на почве «э, ты что, самый умный да?». Не знаю почему я не говорил родителям. Не хотел их беспокоить?
Родители приходили поздно, вечно уставшие и раздраженные, не замечали синяки, замкнутость и подавленное настроение своего старшего сына.
— Aver174, как дела в школе?
— Всё нормально пап.
Дежурный вопрос и ответ который на тот момент устраивал всех.
«Родители накопят деньги и мы переедем. Челябинск большой город, наверняка тут есть хорошие школы, где учатся нормальные дети. Надо чуть-чуть потерпеть. «
И родители копили. Отец вкалывал на работе, сам ездил на машине в Москву чуть ли не каждую неделю. Мама хватала любые подработки, что могла найти. Во втором классе с огромным облегчением на душе начинаю замечать что родители чуть чаще улыбаются и все чаще звучат аккуратные разговоры о своей полуторке.
1998 год. Дефолт. Сбережения отца сгорели. Деньги обесценились настолько, что их хватило лишь на стиральную машинку автомат, видео-плеер и холодильник. Кончились и улыбки, и мечтательные разговоры на кухне перед сном.
Мальчик, ты тут надолго.
Со временем финансовое состояние нашей семьи улучшилось. Это было не резкий переход к новой жизни, а что то постепенное. Новая одежда, более качественные продукты, фрукты не по праздникам. Затем квартира побольше, новая машина у отца, поездка на море на целый месяц. И наконец в десятом классе мы переехали в другой район, «Северок», в новую огромную квартиру. Но тут на предложение переводиться отказался уже я. Я привык. Меня пугали эти мажорские школы и эмо-школьники с крашенными чёлками розовых и синих тонов.
Продавщица, привычно осуждающе покачав головой, продаёт нам беленькую. В тот день мы напились вдрызг.
Я сидел в маршрутке тупо смотря на горящий экран моей нокии. В одурманенной голове крутилась буря мыслей:
Судорожно нажимаю кнопку завершения вызова. Ну вот и все. Мне @#зда.
Батя был строгим. Мне только исполнилось 15 лет. Было страшно даже представить что со мной будет. Огребу по хребту однозначно. Это как раз не самое страшное. Какое будет дальнейшее наказание? Батя бывший пограничник, в детстве у меня один мультик стоил 15 отжиманий.
Покачиваясь, пешком поднялся на четвёртый этаж, максимально оттягивая развязку. Я видел себя в отражении окон подъезда, отец спалит сразу же. Без вариантов. Встал у двери в квартиру. Дрожащий рукой, не с первого раза попал в звонок. После не долгой паузы щёлкнул замок. Я зажмурился, ожидая получить как минимум подзатыльник. Дверь распахнулась. Я ждал.
— Чего встал, проходи давай.
Приоткрыв один глаз смотрю на отца. С кухни доносились знакомые мужские голоса и пахло чем то вкусным.
Да, батя был ещё пьянее меня.
На кухне был накрыт стол. Салаты, остывший шашлык, сырокопченая колбаса и лимон с молотым кофе и сахаром. Пили коньяк, половина бутылки которого стояла на столе. Я опустил взгляд и увидел две такие же пустые тары под столом. Праздник явно начался давно.
Дядя Виталя был компаньеном отца по бизнесу. У него уже были две дочери, в которых он души не чаял и вот, наконец, родился долгожданный пацан. Он сидел, счастливо и пьяно улыбаясь, приобняв другой рукой за шею дядю Вову (общий друг отца и д. Витали). Увидев меня новоиспеченный батя протянул мне руку и громоглассно заговорил :
— Aver174, большой совсем стал! Сань, вот куда они растут так быстро, а?
Отец философски пожал плечами, а дядя Виталя сгреб меня в пьяные объятья:
Дядя Виталя потянулся за бутылкой, но отец запротестовал:
— Э, Виталь, тормози. Ты чего, он же пацан совсем, не пьёт он у меня.
Я, подтверждая батины слова, энергично закивал, отчего меня немножко затошнило.
На утро отец болел с похмелья. Я же в силу молодости, отделался лишь тяжёлой головой. Ближе к обеду пришедший в себя батя сел смотреть фотографии с вечера.
— Aver174, ну-ка иди сюда!
Тон отца не предвещал ничего хорошего. На ватных ногах я зашёл в комнату.
— Какого хрена у тебя на фотках такое лицо будто ты с нами квасил?
Батя ткнул в монитор и я подошёл ближе чтобы получше разглядеть фотографию. Трое взрослых мужчин сидят за столом, за ними стоит подросток (то есть я). У всех четверых пьяные рожи. Причём особенно пьяная у меня.
Отец поверил. Или сделал вид что поверил.
Спалюсь по полной программе я на выпускном, но это уже совсем другая история.
P. S. Дядя Виталя умер от коронавируса этим летом. У него остались трое детей и жена. Царство небесное.
Берегите друг друга.
БУКВ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ
в Ярославле магазин оптики ))
Правда ли, что мужчины различают меньше оттенков цвета, чем женщины?
Бытует мнение, что там, где женщина видит коралловый, персиковый, лососёвый и фуксию, мужчина видит только розовый. Мы решили проверить, действительно ли женщины физиологически устроены так, что способны различать больше оттенков, чем мужчины.
(Спойлер для Лиги Лени: да)
Контекст. О неспособности мужчин распознавать множество оттенков одного цвета пишут не только в социальных сетях, но и такие СМИ, как РИА «Новости», Lenta.ru, Первый канал. Этой же особенности мужского зрения посвящён широко известный мем.
О зрении. Глаз, несмотря на свои небольшие размеры (примерно 2,5 см в ширину и глубину и 2,3 см высотой), — очень сложный орган. Сетчатка глаза содержит фоторецепторы — светочувствительные клетки двух видов: палочки и колбочки. Палочки отвечают за сумеречное зрение, а колбочки — за цветовое. В фоторецепторах содержатся опсины — рецепторы, которые поглощают электромагнитную энергию фотона, преобразуют её в электрический импульс и передают его далее в мозг. Он же, в свою очередь, сопоставив информацию от всех опсинов, создаёт цветное изображение.
Колбочки в глазу человека представлены тремя разными типами, в каждом из которых находится соответствующий им тип опсинов, чувствительный к определённому диапазону длины световой волны. Колбочки типа S (short) отвечают за распознавание коротковолновой части спектра, то есть сине-фиолетовых оттенков, тип M (middle) чувствителен к средним волнам и жёлто-зелёным цветам, а тип L (long) — к длинным волнам и жёлто-красной палитре.
Структура опсина S записана на 7-й хромосоме, а M и L кодируются на половой X-хромосоме. Этим и объясняется тот факт, что мужчины страдают дальтонизмом намного чаще, чем женщины.
Исследования. Учёные из Университета Нью-Йорка демонстрировали группе добровольцев, обладающих нормальным зрением и не страдающих дальтонизмом, вспышки света разных цветов. В результате эксперимента они пришли к выводу, что мужчины в целом хуже различают оттенки всего спектра, так как им почти всегда требовалась большая длина волны, чтобы различить оттенок, чем женщинам.
Особое внимание учёные обратили именно на средние и длинные волны (опсины M и L соответственно) — там «отставание» мужского зрения было наиболее сильным. При этом исследователи не ограничились объяснением, что различие идёт исключительно от разного хромосомного набора. Руководитель исследования, профессор Израиль Абрамов предположил, что «основную роль играет тестостерон, действие которого приводит к образованию несколько иных нейронных связей у мужчин».
Однако в различии оттенков играет роль не только физиология самого глаза, но и комплекс психосоциальных аспектов. Так, группа учёных под руководством А. Хёлберт и Я. Линга связала подобную особенность зрения с эволюцией — женщинам, занимающимся собирательством, различать оттенки плодов было более важно, чем мужчинам. А Я. Янг отмечает, что у девочек с детства больше занятий, связанных с разными цветами, чем у мальчиков. Более того, различие оттенков имеет ещё и лингвистический контекст — именование определённой волны не общим словом, например «зелёный», а дополнительная его классификация: изумрудный, оливковый, мятный.
Таким образом, мужчины действительно различают меньше оттенков, чем женщины. Однако это не повод расстраиваться: в здоровом глазу каждый тип колбочек изолированно распознаёт около 100 оттенков, что в общем даёт приблизительно миллион различаемых цветов, так что даже с этой особенностью зрения мир для мужчин остаётся по-прежнему красочным и ярким.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Почитать по теме:
“Здесь” или “сдесь” как пишется
Как пишется здесь? Каким правилом русского языка нужно руководствоваться и есть ли такое? Разбор слова и полезные факты о правописании будут вам интересны и полезны. Обо всём этом читайте далее.
Есть ли правило написания?
Как правильно пишется слово здесь? Оно пишется всегда и везде с буквой «з». По сути это — не правило русского языка, а правильное написание слова, которое вытекает из его происхождения и исторической трансформации. Путаница возникает из-за того, что некоторые русскоговорящие люди ошибочно считают первую букву слова приставкой (часть слова, которая может стоять перед его корнем). На самом деле это не так: «з» – это часть корня, поэтому правило о глухих/звонких приставках на рассматриваемый случай не распространяется. Разберём подробнее.
Для ответа на вопрос «Как правильно пишется здесь?» некоторые используют такое правило: если корень начинается со звонкой буквы («д», а не «т»; «з», а не «с», «б», а не «п» и так далее), приставка («с-» или «з-») тоже должна заканчиваться на звонкую букву — на «з». Если приставка состоит из одной буквы, правило остаётся тем же. Как ни странно, оно сюда подходит («д» – звонкая, «з» – тоже звонкая буква), но при написании «здесь» всё же не используется по уже указанной выше причине. Теперь вы знаете, как пишется здесь — неизменяемое наречие.
А может все-таки сдесь?
Если вы внимательно читали предыдущий пункт, вам ничего не стоит разрешить дилемму: «Как правильно писать здесь или сдесь». Твёрдо запомните и расскажите детям правило написания разбираемого слова, тогда вы никогда не вернётесь к вопросу здесь или сдесь: как пишется.
Слово “здесь” пишется всегда и везде с буквой «з».
Причина написания «з» в слове
Почему “здесь” пишется через «з»? Слово используется человечеством уже давно. Оно обозначает «тут», «на этом месте». Почему пишется здесь? Это — особенность морфологии слова, то есть особенность его конструкции.
Тут или здесь — как правильно? Оба указанных слова являются наречиями русского языка и имеют примерно одно и то же значение, то есть являются синонимами, однако, в некоторых случаях могут обозначать нечто разное. Например, в фантастической литературе обозначают не только место, но и время. По указанной причине ответа на вопрос «Тут или здесь?» нет, так как каждое из наречий можно применять по ситуации.
Происхождение слова
В 15 веке нашей эры в старых летописях встречается слово «сьдессе». Считается, что именно от него пошло слово. Разберём части слова:
Получается, в ходе истории, по мере общения людей друг с другом некоторые слова подверглись изменениям. Не обошли перемены и неизменяемое современное наречие «здесь». Мягкий знак, который стоял на втором месте в слове, редуцировался, то есть пропал. При этом глухая буква «с», стоящая перед звонкой «д» также стала звонче, что превратило её в «з». Безударное «се» стало «сь» – более выговариваемой, чем раньше, частью слова. Такое мнение было высказано в этимологическом словаре Цыганенко.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
Поэтические забавы и диковинки, часть 3: Рост и убывание, присутствие и отсутствие (нулевые стихи, логогрифы, ропалики, бесконечные стихи, липограммы, тавтограммы и др.)
М. Эшер «Лента Мебиуса».
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Прочие статьи»
«— Если я и дальше буду так уменьшаться, — сказала
она про себя, — я могу и вовсе исчезнуть. Сгорю
как свечка! Интересно, какая я тогда буду?
И она постаралась представить себе, как выглядит
пламя свечи после того, как свеча потухнет».
(Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»)
Конечно же, поэты-экспериментаторы не могли обойти стороной методы, основанные на количественных ограничениях текста. Так, члены группы УЛИПО ввели даже специальный термин — СТРЕМЛЕНИЕ к ПРЕДЕЛУ, который означал уменьшение количества знаков в произведении. Как и во всем, улиписты дошли до крайности: Франсуа Ле Лионе составил поэму из одной буквы («Т.»), а также поэму, построенную исключительно на цифрах и пунктуации.
А еще в 1925 г. американский поэт Эли Сигел создал поэму «Один вопрос», содержание которой выглядит так:
«Проложен жизни путь бесплодными степями,
И глушь и мрак… ни хаты, ни куста…
Спит сердце; скованы цепями
И разум, и уста.
И даль пред нами
пуста.
И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь, и мыслить вновь.
На небе звёзд горит так много,
так бурно льётся кровь…
Мечты, тревога,
Любовь!
О, где же те мечты? Где радости печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет».
Нечто подобное я обнаружил даже в поэзии маори — аборигенов Новой Зеландии:
«Творение» (пер. В. Тихомирова):
«Слово зачало плод
в соитье с искристым светом
слово родило ночь:
ночь большую длинную ночь
ночь тишайшую властную ночь
ночь толстую — можно пощупать
ночь — можно потрогать
ночь — нельзя увидеть
ночь смерти
ночь…».
«На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда —
Пропала еда!
Ты съел? — Да!»
А в стихотворении футуриста В. Каменского вместе со звуками убывают и строки:
Обратным свойством обладает РОПАЛИК — стих, в котором от слова к слову, или от строки к строке, как снежный ком растет количество слогов. Из древних ропаликов наиболее известна «Молитва» Авсония (IV в.):
«Бог Отец, податель бессмертного существованья,
Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий…».
Если здесь слоги растут в каждой строчке от слова к слову, то в юмористическом ропалике «Бдительный пограничник» это происходит в каждой следующей строке:
«Стой!
Видишь —
Граница.
Дальше нельзя,
Не положено!
Что, снова не спится?
Хочешь туда, рожина?
Там ведь повсюду мафия,
Кланы и эксплуатация!
Будь патриотом — в это болото
Не лезь!… без визы на эмиграцию».
Подобные приемы вполне могут создавать ритмически оригинальные стихотворения, если избавятся от излишней нарочитой демонстративности.
Если количество букв и слогов не может расти до бесконечности, то сам сюжет стихотворения можно закольцевать. Такая форма называется БЕСКОНЕЧНЫМ СТИХОМ. Наиболее известна притча о трагическом исходе борьбы чувств привязанности и меркантильности: стишок о попе и невинно убиенной собаке можно читать до тех пор, пока у читателя хватит терпения.
«Еду-еду… Вижу — мост.
Под мостом ворона мокнет.
Я схватил её за хвост
Положил её на мост.
Пусть ворона сохнет.
Еду-еду… Вижу — мост.
На мосту ворона сохнет.
Я схватил её за хвост
Положил её под мост.
Пусть ворона мокнет…» и т.д.
(Автор не установлен)
В каком-то смысле бесконечными можно назвать и стихи, приказывающие читателю вновь и вновь возвращаться к началу.
Подобные формы носят обычно исключительно шуточный игровой характер.
А. Семенов «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»:
«Мурзилка был на распутье: нужно срочно бежать звонить и в то же время задержать подозрительного мальчишку. Он написал что-то на бумажной салфетке и дал её Доре-1. Тот взял салфетку и прочитал:
— Жил-был царь, У царя был двор. На дворе был кол, На колу — мочало, Начинай сказку сначала!
Агент остолбенел и обречённо начал читать сначала: «Жил-был царь…»
Выбегая из столовой, Мурзилка и Тонечка слышали голос лазутчика:
«…На колу — мочало, Начинай сказку сначала!…».
Наши поэты были поумней и игрались в игру «Такой буквы здесь нет» значительно сдержаннее. Г. Державин написал в 1797 г. стих «Соловей во сне», не используя «грубую» букву «р»:
«Я на холме спал высоком,
Слышал глас твой, соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей:
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он; —
И в объятиях Калисты
Песни, вздохи, клики, свисты
Услаждали сладкий сон».
Глава футуристов Д. Бурлюк также напечатал липограмму — стихотворение, которое демонстративно назвал «Без «р» и «с» (и действительно, а вдруг никто не заметит?). Более радикальную работу провел в конце ХХ в. Б. Гринберг, издав книгу «Гиперлипограммы», где стихи носят красноречивые названия: «Только «О», «Везде «Е», «Мои «М», «Вымыслы «Ы» и т. п.
Вырыты рвы,
Вымыты крысы…
Был бы ты злым,
Сытым бы. Лысым.
ЛИШЬ «И»
Спит пилигрим и видит тихий мир,
Мир диких синих птиц и гибких лилий.
Ни липких лиц-личин, ни истин, ни причин,
Ни лишних линий.
Кипит прилив прилипчив и криклив,
Хрипит, лишившись пищи, хлипкий хищник,
И жизнь кишит, лишь пилигрим притихший…
Спит пилигрим. Спи, пилигрим.
Несколько более забавным, хотя и не менее трудным делом является писание ТАВТОГРАММ — текстов, все слова которых начинаются на одну букву. Первую из известных тавтограмм сотворил Квинт Энний (II–III в. н. э.): «O Tite, tute, Tati, tibi tanta, tyranne, tulisti!» («О Тит Татий, тиран, тяготят, тебя тяготы те!»).
А первой из тавтограмм, услышанных мною еще в школе, была смешная история, полностью построенная на букве «О». Комический эффект достигался тем, что при рассказе надо было характерно «окать»:
«Отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнаженную особу. Обнаженной особой оказалась Ольга. «Отдайся, Ольга!» — окликнул Ольгу Онуфрий…».
Хоть то, что ответила Ольга, я и забыл, но это, наверное, самый удачный из всех знакомых мне образцов прозаической тавтограммы. Стихи-тавтограммы, на мой взгляд, звучат откровенно навязчиво и монотонно. Кто не знает давно в пух и прах раскритикованное большинством литераторов стихотворение К. Бальмонта «Чуждый чарам черный челн…». Не менее навязчивы и утомительны тавтограммы В. Брюсова:
«Слово — событий скрижаль, скиптр серебряный созданной славы,
Случая спутник слепой, строгий свидетель сует,
Светлого солнца союзник, святая свирель серафимов,
Сфер созерцающий сфинкс, — стены судьбы стережет!…».
Так что спасти тавтограмму может лишь ирония и шутка, как, например, в стихотворении И. Чудасова «Диалог»:
«— Дорогой дедуля!
Дайте денег!
— Дулю!
Деньги дармоеду —
Дурь. Доверься деду».
Конечно, повторение в стихотворении определенных звуков оказывает свой фонетический эффект, но настоящий поэт использует его интуитивно, вдохновенно, а не садится с усердием математика подбирать нужные (а зачастую творчески ненужные) слова.
С. Маршак:
«Только те аллитерации радуют и поражают нас, которые как бы приоткрывают перед нами основной путь порта — и они всегда невольные, неподстроенные, незапрограммированные. В пушкинском стихотворении «Вновь я посетил» — в одном из самых зрелых и совершенных его произведений — больше чем в восьмидесяти процентах строк вы услышите звук «п» и ударную гласную «о». Разумеется, нет никаких сомнений в том, что Пушкин не занимался специальным подбором слов на «п» и на «о»; смешно даже представить его за таким занятием. Но это не случайность: вникая в эти аллитерации,думаешь, что «п» пришло в эти стихи как тихий звук — все стихотворение очень тихое, что сочетание «п» и «о» из слова «покой». Ведь покоем пронизано все это стихотворение».
Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №1-2/2006 (февраль-июнь)