такого золотого нигде не найти поет володя

Band ODESSA ДРУГОГО ТАКОГО КАК Я ЗОЛОТОГО НИГДЕ НЕ НАЙТИ

А первое слово дороже второго Band ODESSA

Band ODESSA ДРУГОГО ТАКОГО КАК Я ЗОЛОТОГО НИГДЕ НЕ НАЙТИ

А первое слово дороже второго

Первое слово дороже второго R J Band ODESSA

А Пугачева Первое слово дороже второго

ДРУГОГО ТАКОГО КАК Я ЗОЛОТОГО НИГДЕ НЕ НАЙТИ

Бачата Ataca Y Alemana под песню А первое слово дороже второго

ПЕРВОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ ВТОРОГО

Band Odessa Первое слово дороже второго Монтаж Ю Михеев

Первое слово дороже второго Band ODESSA

Первое слово дороже второго Алла Пугачёва

ДРУГОГО ТАКОГО ТЕБЕ НЕ НАЙТИ

ВИДЕЛИ НОЧЬ МЕГА ПЕСНЯ BAND ODESSA

Band ODESSA Водочка ты для сердец людских находочка

BAND ODESSA Mega Discoteque REMIX Best Version

Band ODESSA Хрустальный замок MEGA REMIX 2016

Band ODESSA ВЫЙДУ НА УЛИЦУ Welcome MobyLife

Нигде не найти такого друга

Алла Пугачева Первое слово Песня года 2008

Band ODESSA Жахнем

Band Odessa По маленькой монтаж Светлана Ромадина

А первое слово дороже второго но ты не грусти

Band ODESSA Я готов целовать песок

Алла Пугачева Первое слово

Бабушки Cover Band ODESSA Grandmother Cover Band ODESSA

Александр Кувшинов Золотые купола небес

ТАКОГО КАК ТЫ Я НЕ НАЙДУ ТАКУЮ КАК Я ТЫ НЕ ОТЫЩЕШЬ

Band ODESSA Бабушки старушки

Band ODESSA Хулиганка 2

КАК ЧУДЕН ГОРИЗОНТА СВОД часть 2

Христианская песня Не найти другого такого

Первое слово дороже второго Владимир Лытченко и Алёна Стихарёва Автор видео Нина Рудакова

батарейка Dzyga Band Odessa Ukraine

США Цены на Автомобили с пробегом в автосалоне

НЕПОСЛУШНЫЙ РЕБЁНОК УШЁЛ В АРМИЮ МАЙНКРАФТ ЖИЗНЬ ЮТУБЕРА

Алексей Колтун Путь к свободе Основы создания собственного бизнеса

Анализ акций для среднесрочной торговли Рынок акций 28 04 20

СРАВНЕНИЕ САМОГО ДЕШЁВОГО И ДОРОГОГО КИБЕР КЛУБА

Приносил ты мне букеты алых роз

Полка у микрофона открытая запись подкаста Выставка НЕНАВСЕГДА 1968 1985

Ярослав Тимофеев Беседа Металл вместо музыки

РЕАЛЬНО Крутой тест НАЙДИ ОТЛИЧИЯ Губка БОБ БУДЬ В КУРСЕ TV

Свет на свадьбе Ошибки и рекомендации от Ильи Утукина

Я Золотой Бог Качи Кальон Роуп джампинг

Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Band Odessa Другого Такого Как Я Золотого Нигде Не Найти в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию Band ODESSA ДРУГОГО ТАКОГО КАК Я ЗОЛОТОГО НИГДЕ НЕ НАЙТИ длительностью 3 мин и 58 сек, размер файла 5.22 MB.

Band Odessa Другого Такого Как Я Золотого Нигде Не Найти

Jane Peace Nourish The Heart From The Inside Out

Я Аниме 10 Часов Original Meme Zakatoon

Friday Night Funkin

Sawarasenai Kimi Wa Shoujo

Эшони Нуриддин Худо Ба Хотири Ду Шахс Савган Ёд Кард

Мария Жилина Welcome To My Belarus Минус Скачать

Jollibee S Phase 2

Ridin Music Feat Theyneedweez Ogtha3

Kina Get You The Moon Trap Remix Release Snøw

Lord Lovats Lament Aukland Police Pipe Band

Miss Wanna Die Slowed

Monster Island Little Red Car Cartoons Halloween Videos For Children

Flippy Fnf Flippin Out

Oriental Ragga Party Dj Kayz

Прикол Арок Хакида

Baby Kaely Ghostemane Hello Mother F Cker Tiktok

Doston Ergashev Oshiq Bo Ldim Sen Jonim

Piano Sonata No 1 In C Major Iv Rondo Poco Allegretto Grazioso Liana Serbescu

Showtek Vs Curbi Vs David Guetta Titanium Booyah Bounce Too Much Marteneez Extended Mashup

Источник

Band ODESSA ДРУГОГО ТАКОГО КАК Я ЗОЛОТОГО НИГДЕ НЕ НАЙТИ

А первое слово дороже второго Band ODESSA

Band ODESSA ДРУГОГО ТАКОГО КАК Я ЗОЛОТОГО НИГДЕ НЕ НАЙТИ

А первое слово дороже второго

Первое слово дороже второго R J Band ODESSA

А Пугачева Первое слово дороже второго

ДРУГОГО ТАКОГО КАК Я ЗОЛОТОГО НИГДЕ НЕ НАЙТИ

Бачата Ataca Y Alemana под песню А первое слово дороже второго

ПЕРВОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ ВТОРОГО

Band Odessa Первое слово дороже второго Монтаж Ю Михеев

Первое слово дороже второго Band ODESSA

Первое слово дороже второго Алла Пугачёва

ДРУГОГО ТАКОГО ТЕБЕ НЕ НАЙТИ

ВИДЕЛИ НОЧЬ МЕГА ПЕСНЯ BAND ODESSA

Band ODESSA Водочка ты для сердец людских находочка

BAND ODESSA Mega Discoteque REMIX Best Version

Band ODESSA Хрустальный замок MEGA REMIX 2016

Band ODESSA ВЫЙДУ НА УЛИЦУ Welcome MobyLife

Нигде не найти такого друга

Алла Пугачева Первое слово Песня года 2008

Band ODESSA Жахнем

Band Odessa По маленькой монтаж Светлана Ромадина

А первое слово дороже второго но ты не грусти

Band ODESSA Я готов целовать песок

Алла Пугачева Первое слово

Бабушки Cover Band ODESSA Grandmother Cover Band ODESSA

Александр Кувшинов Золотые купола небес

ТАКОГО КАК ТЫ Я НЕ НАЙДУ ТАКУЮ КАК Я ТЫ НЕ ОТЫЩЕШЬ

Band ODESSA Бабушки старушки

Band ODESSA Хулиганка 2

КАК ЧУДЕН ГОРИЗОНТА СВОД часть 2

Христианская песня Не найти другого такого

Первое слово дороже второго Владимир Лытченко и Алёна Стихарёва Автор видео Нина Рудакова

батарейка Dzyga Band Odessa Ukraine

США Цены на Автомобили с пробегом в автосалоне

НЕПОСЛУШНЫЙ РЕБЁНОК УШЁЛ В АРМИЮ МАЙНКРАФТ ЖИЗНЬ ЮТУБЕРА

Алексей Колтун Путь к свободе Основы создания собственного бизнеса

01:44:51 137.99 MB 2K

Анализ акций для среднесрочной торговли Рынок акций 28 04 20

01:20:31 105.97 MB 2.5K

СРАВНЕНИЕ САМОГО ДЕШЁВОГО И ДОРОГОГО КИБЕР КЛУБА

Приносил ты мне букеты алых роз

Полка у микрофона открытая запись подкаста Выставка НЕНАВСЕГДА 1968 1985

01:08:29 90.13 MB 2.4K

Ярослав Тимофеев Беседа Металл вместо музыки

РЕАЛЬНО Крутой тест НАЙДИ ОТЛИЧИЯ Губка БОБ БУДЬ В КУРСЕ TV

Свет на свадьбе Ошибки и рекомендации от Ильи Утукина

Я Золотой Бог Качи Кальон Роуп джампинг

Для вашего поискового запроса Band Odessa Другого Такого Как Я Золотого Нигде Не Найти мы нашли 50 песен, соответствующие вашему запросу. Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат Band ODESSA ДРУГОГО ТАКОГО КАК Я ЗОЛОТОГО НИГДЕ НЕ НАЙТИ который загружен эдуард ярошин размером 5.22 MB, длительностью 3 мин и 58 сек и битрейтом 192 Kbps.

Слушают сейчас

Band Odessa Другого Такого Как Я Золотого Нигде Не Найти

Чеченский Прикол Земля Под Нами Новинка

احلا دبكات السورية مع محمد السوري

Туулган Кунун Менен Нурлан Насип

1905 Regina Music Box Classical Overture

Tupac Mike Tyson Best Training Motivation Ever Hd

Mc Gw Pior Que Animal Feat Mc Lk Mc Gw

Прославление На Испанском

С Годовщиной Свадьбы Родители 45 Лет

Bre Petrunko Bassboosted

Begzod Haqiyev Qamashida Tuyda

Филлип Киркоров Да Пи Да

60 Секунд Смеха Бабушка И Горка Лучший Прикол 2018 Смеяться До Слёз

Музыка Из Восстановление Жигулей Нюкема 2

Кот Костян Самый Лайф

Halloween 2 Theme Hq

Cinnamon Girl Instrumental

Гурт Фіміам Кожен Новий День

Песня Про Серёжу Зверева

Мамочка Любимая Оркестр Для Малышей

259 Каныбек Дайырбек Уулу Шолоктоп Неге Ыйладын

Ол Мені Қатты Қызғанады Қыздармен Сөйлессем Жынданады Скачать

О Ну Да Это Я Как Я Докатился До Жизни Такой

Вейся Ты Вейся Капустка

Halsey Control Slowed Down

Король Демонов Попытайтесь Снова Все Серии

Richard Sherman Make Way For Tomorrow Today Avengers Endgame Variant

Игорь Маменко Холостяк Ржач До Слёз Mamenko

Детство И Юность Мегамозга Мегамозг 2010

Я Приду Когда Другие Не Придут

Очень Грустная Мелодия

Halsey Control Tiktok Remix

Нурлан Насип Седая Ночь

The Verkkars Ez4Ence Kannatusvideo

Армия России Солдаты Поют Песню В Строю 4K Видео

Грустная Музыка До Слёз

Mekan Charygulyyew Meni Meni

Fate Stay Night Unlimited Blade Works Op Opening 2 Uhd 60Fps

Взгляни В Глаза Мне Соври Что Всё В Порядке Что Здесь Люди Счастливы Amv

Хусейн Шарифов Мохи Ман 2020 Huseyn Sharifov Mohi Man

Источник

Город золотой. История знаменитой песни

http://www.stihi.ru/2017/04/09/1064
Вавилов, да Милано или Бетховен? Город золотой
(с портретом композитора и гитариста и лютниста Владимира Вавилова)

——————-
9 апреля 2017. Печальное известие об уходе Анри Волохонского, автора песни «Город золотой».
Перепубликация с дополнениями моей статьи, разошедшейся в сетевом пространстве. Написана в 2012г.
Памяти поэта, философа Анри Волохонского посвящаю. Илл.:стилизованный под старинный портрет Анри Волохонского.
——————-

» Песня становится популярной, когда вы слышите ее впервые, но вам кажется, что она
существовала всегда. » Из монографии о Битлз.

История одной песни. Детектив.

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И с яркою звездой.

Варианты ответов об авторстве знаменитой песни «Под небом голубым есть город золотой»:

Вариант второй:
Алексей Хвостенко-ответ тех, кто неплохо разбирается в отечественной рок-музыке. Первым исполнителем был именно он. Хотя, как это нередко случается, песня находит своего исполнителя, и это не всегда первый исполнитель. В данном случае, Город золотой-визитная карточка Б.Гребенщикова, вокалиста группы «Аквариум».

Вариант третий:
Это перевод древнееврейского или библейского текста, на музыку Франческо да Милано, итальянского композитора средневековья.Так ответят очень немногие.
И я так полагала.
Но ни один из этих вариантов не верен!
.
Бесчетно прокрутили эту песню. Она оказывает прямо-таки мистическое воздействие. Говорят, что когда на демонстрации х/ф »Асса» начинала звучать в фильме эта песня, то, как по команде, публика в залах кинотеатров подымалась, и стоя слушала эту песню. Понятно, что Гимны слушают стоя, и то в официальной обстановке. Но лирическая песня чтобы поднимала залы. Поразительно. Узнав теперь, что Город золотой вошел в список 100 лучших песен русского рока в 20 веке, я была и удивлена, и обрадована. Причем в этой почетной сотне «Город золотой» занимает третью строчку! Первая тройка это все равно, что одно. Не зря же при вручении медалей на Олимпиадах, призеры в конце часто становятся на первый золотой помост и, обнимаясь, машут трибунам.

Значит, Город Золотой-одна из трех лучших песен русского рока!

Самое невероятное в этой истории это как одной из лучших песен русского рока, жанра, агрессивно отвергающего наследие классики и даже эстрадно песенный жанр(«попса») стала песня с библейско-мифологическими образами текста и с мелодией далеко не роковой по характеру, даже не привычно-эстрадно-песенной. А какой? Старинный лютневый напев. Аж 16 века. Бывает же так. Как могли такие строки и такая архаичная мелодия запасть в душу миллионам? Чего не удается всей мировой музыкальной классике, ценителями которой по подсчетам ЮНЕСКО является не более пяти процентов населения Земли, включая в эти пять процентов и профессионально причастных к классике(исполнителей и т.д.), и меломанов.
Это сам по себе феномен, требующий специального и углубленного исследования. Что выходит за рамки нашей статьи. Отметим лишь, что песня группы Аквариум «Город золотой» появилась в эпоху крушения устоев и массового обращения к религии и духовности, пребывавшей под грубым запретом десятилетия. Правда, это объяснение не может считаться исчерпывающим, поскольку песня переведена на множество языков:английский, немецкий, испанский, иврит, украинский, белорусский и т.д.
Исполнялась разными исполнителями и группами в разных странах. Так что песня приобрела интернациональное значение и размах, очевидно затронув что-то глубинное в человеческих душах вообще вне социальных систем и наций.

Кроме того, в песне нет непосредственных библейских мотивов, которые легко узнавались бы советской аудиторией ввиду ее в массе незнания религиозных текстов. Содержание песни просто кажется суть фантастичным, сказочным, притчево — философским. Не думаю, что библейские аллюзии поднимали залы кинотеатров. Так что даже с некоторым удивлением узнаешь, что любимая песня насыщена таковыми:
«В ноябре 1972 года поэт Анри Волохонский сочинил на мелодию с пластинки Вавилова стихотворение «Над небом голубым…», озаглавленное в его сборнике произведений как «Рай». В стихотворении использованы библейские образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля (Иез. 1:10), на эту книгу, как на источник, указывает и сам А. Г. Волохонский». Образный ряд лев-вол-орел присутствует в видениях Иезекииля.

Итак, автором слов является Анри Волохонский, поэт, прозаик и философ.
А кто автор музыки? Вот здесь начинается настоящий детектив.
Советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила в 70-е пластинку «Лютневая музыка XVI—XVII веков». Первая композиция на ней была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец», а в качестве автора был назван Франческо Канова да Милано, известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века. Однако авторство этого композитора было подвернуто сомнению музыковедами-знатоками старинной музыки. Среди опубликованных до выхода пластинки произведений Франческо да Милано данной композиции не обнаружено, как и в полном собрании сочинений да Милано.
В 2005 году появилась интернет-публикация Зеева (Владимира) Гейзеля с обширным исследованием вопроса авторства данного произведения — как музыки, так и текста. Прелюбопытнейшее исследование! Это стоит почитать. Вывод автора:автором музыки является Владимир Вавилов (1925—1973), советский гитарист и лютнист, прибегший по определённым причинам к мистификации. Пластинка Вавилова получила значительную известность в Советском Союзе и выдерживала несколько переизданий. Первая часть сочинения «Канцона и танец» легла в дальнейшем в основу знаменитой песни.

В песне то ли сознательное заимствование, то ли бессознательная аллюзия с пушкинским «Под небом голубым страны своей родной. «. Да-да, Пушкин он не зря-наше всё! Начальные слова и размер рифмуется так же в пушкинском стихотворении. Есть и романс, написанный в 30-егг 20в. известным композитором Ю.Шапориным на стихи Пушкина «Под небом голубым».

Приведем аутентичное стихотворение Анри Волохонского:
Сборник «Анри Волохонский. Стихотворения» 1983, HERMITAGE USA (сохранена пунктуация автора):

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной
А в городе том сад
Все травы да цветы
Гуляют там животные
Невиданной красы
Одно как рыжий огнегривый лев
Другое – вол, исполненный очей
Третье – золотой орел небесный
Чей там светел взор незабываемый
А в небе голубом
Горит одна звезда
Она твоя о Ангел мой
Она всегда твоя
Кто любит тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда твоя
Дорогой в дивный сад
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый
А вот текст известной песни:
Слова Анри Волохонского, музыка Владимира Вавилова.
Город золотой(«Рай»)
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:
Одно, как желтый огнегривый лев,
Другое вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда твоя
Дорогой в дивный сад
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый

http://www.stihi.ru/2013/03/23/7194
Загадка коммунистического гимна Интернационал

В этой моей статье я продолжила осмысления феномена этой песни в более широком культурологическом контексте, поставив в ряд такие песни, как «Michelle» и «Yesterday» Пола Маккартни, коммунистического гимна «Интернационал» и др. всемирно известные и легендарные песни, как проявления платоновой концепции вечных эйдосов.

Источник

Город золотой

Под небом голубым есть город золотой

С прозрачными воротами и ясною звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:

Одно, как желтый огнегривый лев,
Другое вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

Нет наверное того, кто хоть раз не слышал эту красивейшую песню. Вот тут например написано, что автор Булат Окуджава, а вот тут уже Борис Гребенщиков, а тут вообще Алексей Хвостенко

Как родился «Город», всегда было тайной. Даже сам БГ, впервые исполнив его в 1984 году на концерте в Харьковском университете, сказал, что не знает, кто написал эту песню. Существовало множество версий, но постепенно с музыкой определились: это старинная канцона некоего Франческо да Милано, дошедшая к нам из эпохи Возрождения. С автором стихов оказалось сложнее: называли самого БГ, Алексея Хвостенко, известного в среде питерского «андеграунда» 70–80-х годов прошлого века рок-барда, даже Елену Камбурову. А может быть, это Пушкин?

У него, кстати, есть романс «Под небом голубым», причем совпадает по размеру, рифме. Но это шутка. И вот несколько лет назад в результате почти детективного расследования, проведенного Зеевом Гейзелем, известным в Израиле публицистом, переводчиком, бардом, открылась поистине удивительная и красивая история!

Даже в программе «Что? Где? Когда?» тогда еще, устами ведущего Ворошилова сообщила: «Все знают, что стихи к этой песне написал Борис Гребенщиков» Однако: Сам Гребенщиков НИГДЕ не называл себя автором песни, в том числе — слов. Чаще всего (например) он называл таковым А. Хвостенко; еще чаще — не называл никого

А началось все с одной из грандиознейших мистификаций XX века!

Итак, начало 70-х. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков», теперь уже легендарную, которая произвела настоящий фурор. Ее заслушивали «до дыр» и взрослые, и дети, и профессиональные музыканты, и обычные люди. Пьесы с этой пластинки стали музыкальным фоном множества радио- и телепередач и даже фильмов. И первым номером на ней была «Канцона», ставшая прообразом «Города золотого». О ее авторе Франческо да Милано (1497–1543) в аннотации было сказано, что он один из выдающихся лютнистов, прозванный современниками-флорентийцами «божественным» и разделивший этот неофициальный титул с «божественным» Микеланджело. Он служил лютнистом у Медичи, а позднее у папы Павла III, создал множество канцон, фантазий и ричеркаров.

Но почему-то нашей «Канцоны» не нашлось в подробном папском каталоге произведений «божественного» Франческо, а специалисты считают музыку на пластинке не лютневой, а гитарной, а саму пластинку вообще профанацией! Даже не подделкой, говорят они, ведь автор явно не ставил такой задачи.

А какую же тогда? И кто он?

На лицевой стороне обложки указана фамилия «Вавилов». Он исполнитель всех произведений на лютне, хотя в записи участвовали флейта, орган, валторна, даже меццо-сопрано. Увлекательное расследование установило, что сам же Вавилов и сочинил все композиции! Кроме одной. «Зеленые рукава» — это настоящая старинная английская песня.

Владимир Вавилов был хорошо известен в 60-е годы как замечательный гитарист-семиструнник, виртуоз и последний романтик русской гитары. Вдохновившись эпохой Возрождения и ее музыкой, он решил освоить старинную лютню, точнее, лютневую гитару собственного изготовления и где-то в 1968 году сочинил чудесные композиции в духе эпохи. Сначала Вавилов начал играть их на своих концертах, предваряя исполнение звучными ренессансными именами. Публика, в том числе искушенная, была в восторге. И тогда он осмелился издать пластинку! Названия композиций («Канцона», «Ричеркар» и так далее) и уважаемые авторы (Ф. да Милано, Н. Нигрино, В. Галилеи и другие) были для правдоподобия приписаны к сочиненным композициям произвольно, по собственным ассоциациям.

Сразу вопрос: зачем же он это сделал? Видимо, только так он надеялся донести свои произведения до широкой аудитории и этим привлечь интерес к старинной музыке, да и к самой эпохе Возрождения. Это подтвердила дочь Владимира Вавилова Тамара: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией Вавилов никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии». И надо заметить, что смелая мечта осуществилась. За тридцать пять лет (даже больше), что прошло с тех пор, пластинка много раз переиздавалась и мгновенно расходилась, передаваясь по цепочке друзей, и до сих пор продолжает переиздаваться, теперь на CD. Ренессанс вдруг оказался очень близким, а его мелодии запоминались навсегда! Композиции под именами псевдоавторов вошли в хрестоматии, учебные пособия, самоучители. Скольких авторов они напрямую или косвенно вдохновили на новые произведения! А Франческо да Милано и Никколо Нигрино со товарищи неожиданно вновь стали знаменитыми, но уже в России.

Интересно, что чувствовал композитор, когда пластинка с его музыкой появилась чуть ли не в каждой интеллигентной семье в СССР? И как жаль, что он чуть-чуть не успел услышать ту самую песню, которая благодаря Гребенщикову, телевидению, фирме «Мелодия» и культовому фильму «Асса» (1987) полюбилась миллионам! Владимир Вавилов умер в Ленинграде в 47 лет в марте 1973-го. В эти самые дни в Москве, а вскоре и в Питере впервые зазвучали под звуки гитары слова: «Над небом голубым…» Но все по порядку. Поистине, никогда не знаешь, где прорастут зерна, важно — сеять.

Конец 1972 года. Ленинград. Наш следующий герой — 36-летний Анри Волохонский, химик по образованию, но поэт-философ по призванию, «человек поистине возрожденческого идеала». Шуточные пьесы и басни, проза и длинные многофигурные поэмы, ирония и метафизика, венки сонетов и философские трактаты, толкование Апокалипсиса и квазипереводы Катулла, Джойса, книги «Зогар»… И при этом самиздат и единственное стихотворение в журнале «Аврора» — типичная судьба поэта «бронзового века». Мифологический шлейф и вынужденная эмиграция в 1973 году…

Но до нее еще есть немного времени! А между тем вот уже месяц Анри не дает покоя пластинка «Лютневая музыка XVI–XVII веков», оставленная кем-то из друзей, а мелодия «Канцоны» и вовсе постоянно звучит в голове. Почему-то в памяти стали всплывать знакомые места из Экклезиаста: Небесный Град Иерусалим, его невиданные звери, символические библейские персонажи: орел, телец и лев. И загадочный оборот «исполненные очей»…

Ноги сами привели поэта в мастерскую к его другу Акселю, где он за пятнадцать минут «наиправдивейшего диктанта свыше» написал стихотворение, начинавшееся со слов Писания: «Над небом голубым…», и назвал его просто: «Рай».

Его многолетний друг и соавтор, в творческом союзе с которым они написали порядка ста песен под именем АХВ, — Алексей Хвостенко наложил стихи Анри на канцону «Франческо да Милано» (так появилась первая редакция песни). Он же первым исполнил ее под гитару — своим знаменитым скрипучим и хриплым голосом, немного упростив припев на бардовский лад (именно из этого варианта исходил потом БГ). За зиму АХВ записали целую кассету с песнями на «старинные» мелодии с пластинки, и весной 1973 года «Рай» отправился в путь по «квартирникам» и магнитофонам Москвы и Питера. Вскоре оба — АВ и АХ — оказались за пределами страны с ярлыком «враг народа». Но, оставшись сиротой, песня продолжила жить, ее полюбили, пели. От кого-то ее услышала Елена Камбурова, от нее, уже с началом «Над твердью голубой…», — известный бард Виктор Луферов. Оба стали исполнять ее в своих вариантах.

Настоящие авторы уже определились, это Владимир Вавилов и Анри Волохонский. Осталось еще непонятно — все-таки над или под небом голубым? И еще очень хочется узнать, что это за «волшебное место», куда зашел Волохонский, где за 15 минут, как в алхимическом атаноре, рождаются шедевры?

1976 год. Студия «Радуга» Эрика Горошевского (тогда еще студента у Георгия Товстоногова) была очень популярна среди питерских студентов и вообще среди молодежи. Долгое время у них была одна студия для записи с группой «Аквариум», они часто вместе записывались, репетировали. В 1974 году даже совместно поставили концептуальный спектакль-капустник «Притчи графа Диффузора», с которого и началась официальная история «Аквариума». И вот при полном аншлаге состоялась премьера легендарного спектакля «Сид» по пьесе драматурга XVII века Корнеля. По воспоминаниям, «там оказался в полном составе „Аквариум“», а один из них, «Дюша» Романов, даже играл в «Сиде» роль. В качестве музыкального сопровождения в спектакле звучала песня «Рай», но музыка была взята в первоначальном варианте, с пластинки. Видимо, Бориса Гребенщикова она глубоко «зацепила», ибо через восемь лет он все-таки включил ее и в свой репертуар.

Так БГ стал пятым исполнителем этой песни, уже в известной всем редакции.

Она получила название «Город», и у нее изменилось первое слово: «Под небом голубым…». Многие утверждают, что это Борис плохо расслышал или запомнил, сколько лет-то прошло!

Однако сам БГ считает это принципиальным, ибо, говорит он в одном из интервью, «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно».

Но справедливости ради давайте откроем, например, 156-ю страницу сборника «Анри Волохонский. Стихотворения» 1983, HERMITAGE USA и читаем (сохранена пунктуация автора):

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной
А в городе том сад
Все травы да цветы,
Гуляют там животные
Невиданной красы

А в небе голубом
Горит одна звезда
Она твоя о Ангел мой
Она всегда твоя
Кто любит тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда твоя
Дорогой в дивный сад

Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый

А как же родились другие варианты текста? Скорее всего (судя по воспоминаниям разных людей, да и просто по логике), БГ просто плохо расслышал запись на кассете. Так, например, полагает Хвостенко: «Да, подпортил текст — он ее, наверно, усвоил на слух. Слух у парня так себе — что же делать…»

Кстати, сам Гребенщиков в некоторых интервью не склонен вспоминать о комплименте Хвостенко (см. выше), а развивает высокоидеологическую ноту:«И по этому поводу с Лешей Хвостенко… мы в Париже как-то раз и схватились ночью… Я же… высказывал теологическую концепцию, что царство Божие находится внутри нас и поэтому помещать небесный Иерусалим на небо… — бессмысленно». Сам АХ об этом споре не вспоминает. Да и непонятно, почему Гребенщиков спор о тексте ведет не с автором оного (т.е. с Волохонским)? Впрочем, это уже неинтересно.

Осталась версия, которую исполняла Е. А. Камбурова — «Над ТВЕРДЬЮ голубой…». Меня уверяли: это — редакция Юнны Мориц. И я… поверил, то есть решил проверить. Написал Юнне Петровне — и получил от нее заслуженный нагоняй. Пользуясь случаем — еще раз приношу ей свои самые искренние извинения.

Так может, сама Камбурова и является автором своей редакции текста? Оказалось (из телефонного разговора с Еленой Антоновной), что так оно и есть — см. далее.

И последнее — попутно мы отмежевались еще от одной распространенной легенды. А именно: почему-то многие «припоминают, что слышали эту песню то ли в 1969, то ли в 1970 г. Из приведенных выше воспоминаний Волохонского и некоторых других источников можно считать установленным: слова песни написаны примерно в конце ноября 1972 г.

Более сотни раз «Город» звучал на концертах «Аквариума» в десятках городов, в 1986 году песня вошла в альбом «Десять стрел».

В 1987 году она прозвучала на всю страну в культовом фильме Сергея Соловьева «Асса», правда, без имен создателей песни в титрах, поэтому с тех пор автором повсеместно считался БГ. «Город» стал своего рода гимном целого поколения.

Анри Волохонский: «Я ему исключительно благодарен. Он сделал эту песню столь популярной. Ведь Гребенщиков исполнил эту песню тогда, когда и моего имени нельзя было называть, да еще и в фильме, и в столь популярном фильме! Рассказы о том, что я будто бы подавал на него в суд, — чушь».

Немного грустно, что за столько лет никто даже не упомянул: «авторы песни А. Волохонский и В. Вавилов», зато далеко не каждому посчастливилось написать произведение, которое знает и любит вся страна. Тем более что обоих роднит желание: «Главное, чтобы услышали».

Уже сорок лет живет в мире удивительная Песня, и поет ее уже совсем новое поколение. Уверен, что и следующее запоет. Потому что столько замечательных людей вложили в нее самое лучшее, что у них есть. И потому что всегда была и будет у людей, что бы ни происходило за окном, потребность в свете, чистоте, любви, в звездном небе над головой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *