такие социальные регуляторы как мораль и право не могли бы ни возникнуть ни существовать

Право и мораль

Право и мораль

Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы.

Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции.

Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.

Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые

Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы.

Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции.

Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.

Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые

неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

1. Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.

2. В чём, по мнению автора, состоят различия правовой и моральной ответственности? С опорой на текст укажите три различия.

3. В чём, на взгляд автора, состоит специфика правовых санкций? Используя знания обществоведческого курса, назовите любые два института, способных от имени государства принуждать к соблюдению правовых норм.

4. Автор считает, что «право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

«Право как социальный регулятор – это, прежде всего инструментальная ценность, т. е. ценность, выступающая в качестве инструмента. Орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп.

1. Назовите две ценности, которыми, по мнению автора, обладает право.

2. Опираясь на текст, сформулируйте три свойства права, которые выражают его роль в обществе.

3. Автор утверждает, что «даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти оно всё же представляет собой социально ценное явление» Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

4. Автор утверждает, что собственная ценность права зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима. Опираясь не знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Источник

Такие социальные регуляторы как мораль и право не могли бы ни возникнуть ни существовать

Автор считает, что «право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида». Согласны ли Вы с этим мнением? Выскажите свою позицию. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы.

Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции.

Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.

Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

Источник

Такие социальные регуляторы как мораль и право не могли бы ни возникнуть ни существовать

Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы.

Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции.

Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.

Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

Источник

Тест по обществознанию раздел «Право» на основе заданий открытого банка заданий к ЕГЭ по обществознанию ФИПИ

Данный тест предназначен для проведения проверки знаний по разделу «Право» в рамках подготовки учащегося к экзамену (ЕГЭ). Данный тест составлен на основе заданий из открытого банка заданий к ЕГЭ по обществознанию ФИПИ. Тест может использоваться как учителями для подготовки учащихся к экзамену или проверки знаний по данному разделу, так и самими учащимися для при самостоятельной подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Тест по обществознанию раздел «Право» на основе заданий открытого банка заданий к ЕГЭ по обществознанию ФИПИ»

Тест по обществознанию раздел «Право» на основе заданий открытого банка заданий ФИПИ

01. В акционерной фирме, в отличие от фирм другой организационной формы, 1) работники заключают трудовой договор с работодателем 2) прибыль распределяется между всеми владельцами ценных бумаг фирмы 3) работодатель обязан обеспечить комфортные условия труда 4) государство участвует в регулировании трудовых конфликтов

02. Укажите ситуацию, в которой развод супругов может быть осуществлён только судом. 1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе. 2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который был призван в армию, и решили развестись. 3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью. 4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами

03. Верны ли следующие суждения о правовых нормах? А. Правовые нормы представляют собой общеобязательные правила, охраняемые силой государства. Б. Право, в отличие от морали, опирается на общечеловеческие ценности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

04. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) Подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) меры пресечения; 4) домашний арест; 5) залог.

05. Согласно Гражданскому кодексу РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме 1) благотворительных фондов 2) хозяйственных товариществ 3) потребительских кооперативов 4) общественных организаций

06. Степану 14 лет, Ивану 12 лет. Какие из приведённых ниже действий Степан вправе осуществлять самостоятельно, в отличие от Ивана? Запишите цифры, под которыми они указаны 1) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами 2) быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению своего места жительства при разводе родителей 3) совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для свободного распоряжения 4) осуществлять права автора музыкального произведения 5) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей 6) совершать мелкие бытовые сделки

07. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и сторонами, которые они представляют согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

3) и защита, и обвинение

08. Какое обстоятельство согласно Семейному кодексу РФ будет служить препятствием для заключения брака? 1) наличие у одного из будущих супругов гражданства другого государства 2) отсутствие хотя бы у одного из будущих супругов постоянного источника дохода 3) наличие хотя бы у одного из будущих супругов непогашенной судимости 4) родство по прямой восходящей и нисходящей линии будущих супругов

09. Личные неимущественные права возникают по поводу нематериальных благ. К нематериальным благам относят 1) земельный участок 2) депозитный сертификат 3) привилегированную акцию 4) свободу передвижения

10. Установите соответствие между функциями и государственными органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) надзор за расследованием уголовных дел

Б) вынесение решения или приговора

В) представление государственного обвинения в суде

Г) разрешение правовых споров между гражданами

Д) борьба с уличной преступностью

11. Верны ли следующие суждения о способах защиты гражданских прав? Защита гражданских прав осуществляется путём А. компенсации морального вреда. Б. присуждения к исполнению обязанности в натуре. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) судебный прецедент; 2) правовой обычай; 3) конституция; 4) форма (источник) права; 5) закон.

13. Что из перечисленного относится к административным наказаниям? 1) выговор, увольнение 2) лишение свободы на длительный срок, исправительные работы 3) предупреждение, дисквалификация 4) компенсация морального вреда, возмещение убытков

14. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) сохранение исторического и культурного наследия 2) защита Отечества 3) занятие предпринимательской деятельностью 4) участие в управлении делами государства 5) выбор рода деятельности и профессии 6) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях

15. Что из перечисленного относится к видам наказаний, установленных Уголовным кодексом РФ? 1) замечание, выговор 2) штраф, увольнение 3) лишение свободы, исправительные работы 4) возмещение убытков, компенсация морального вреда

16. Верны ли следующие суждения о правах и об обязанностях налогоплательщика в РФ? А. Налогоплательщики имеют право уплачивать законно установленные налоги и сборы Б. Налогоплательщики обязаны встать на учёт в налоговых органах, если такое предусмотрено законодательством. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. В городском суде рассматривается иск гражданки Н. об установлении отцовства гражданина С. в отношении её несовершеннолетней дочери. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту данного конфликта, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) истец 2) уголовное судопроизводство 3) ответчик 4) потерпевший 5) гражданское судопроизводство 6) конституционное судопроизводство

18. К условиям заключения брака в РФ по общему правилу относят 1) наличие у жениха и невесты гражданства РФ 2) наличие у жениха и невесты профессионального образования 3) отсутствие у жениха и невесты судимости 4) достижение женихом и невестой брачного возраста

19. Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. 2) Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 3) Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. 4) Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушками, бабушками, братьями, сёстрами и другими родственниками. 5) Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. 6) Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

20. Верны ли следующие суждения об альтернативной гражданской службе? Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если он А. относится к коренному малочисленному народу, который ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Б. имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

21. Владимиру 40 лет, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Владимира на пять лет. Найдите в приведённом списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) дискриминация 2) иск в суд 3) административное право 4) трудовое право 5) заявление в отдел полиции 6) потерпевший

22. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Такие социальные регуляторы, как мораль и право, не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён __________(А). Они помогают адаптироваться человеку к сложному и изменчивому миру __________(Б). Право очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к внутренним __________(В) его поведения. Иное дело – мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего __________(Г) личности. Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовых и нравственных __________(Д). Они обусловлены разнообразием правовых, моральных __________(Е) и оценочных категорий, лежащих в их основе».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) норма 2) мотивы 3) роль 4) задатки 5) общественные отношения 6) самоопределение 7) свободная воля 8) способности 9) санкции

23. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Три черты, отличающие мораль от права, являются наиболее существенными. Во-первых, мораль направлена на то, чтобы идеалы __________(А) воздействовали на человека преимущественно изнутри, через его сознание. Право – регулятор преимущественно внешний. Оно призвано регламентировать поступки человека путём установления формально-определённых норм, содержащихся в __________(Б) и иных нормативных правовых актах. Во-вторых, мораль – это область чистого __________(В), замкнутая на духовную жизнь людей. Право – институциональный регулятор, входящий в жизнь человека как __________(Г). В-третьих, содержание морали сосредоточено на долге, обязанностях, __________(Д) людей за свои поступки. Право же сфокусировано на субъективных правах отдельных субъектов, направлено на то, чтобы определять и обеспечивать их __________(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) добро 2) познание 3) материальное производство 4) юридический статус 5) сознание 6) объективная реальность 7) ощущение 8) закон 9) ответственность

24. Найдите в приведённом ниже списке права, которыми на территории РФ обладают только граждане РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) право на получение квалифицированной юридической помощи 2) право быть избранным в органы власти РФ 3) право быть государственным служащим 4) право на благоприятную окружающую среду 5) право на тайну переписки, телефонных переговоров 6) право избирать депутатов законодательных органов всех уровней

25. Согласно Гражданскому кодексу РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме 1) потребительских кооперативов 2) жилищных кооперативов 3) акционерных обществ 4) благотворительных фондов

26. Что из перечисленного относится к принципам юридической ответственности? 1) судебный прецедент, нормативный правой акт 2) высшая юридическая сила, всенародное голосование 3) права, обязанности 4) законность, справедливость

27. В районном суде рассматривается иск гражданки Р. об установлении отцовства гражданина П. в отношении её несовершеннолетних детей. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту описанного конфликта, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) ответчик 2) арбитраж 3) истец 4) гражданское судопроизводство 5) обвиняемый 6) Трудовой кодекс РФ

28. К принципам юридической ответственности относят 1) правовой обычай, прецедент, нормативный договор 2) высшую юридическую силу, прямое действие 3) противоправность, наказуемость, виновность 4) законность, неотвратимость наказания, справедливость

29. Согласно Трудовому кодексу РФ работодатель обязан 1) привлекать работников к дисциплинарной ответственности 2) участвовать в создании профсоюза 3) поощрять работников за добросовестный труд 4) обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности

30. Верны ли следующие суждения об альтернативной гражданской службе в РФ? Гражданин РФ имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если А. он освобождён от военной службы по состоянию здоровья. Б. несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Источник

Такие социальные регуляторы как мораль и право не могли бы ни возникнуть ни существовать

Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы.

Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции.

Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.

Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *