пример разговора по телефону с коллекторами
Как разговаривать с коллекторами?
Если вы долго не возвращаете займ или кредит, к делу могут подключиться коллекторы. Они будут настаивать на выплате долга со всеми процентами, используя разные способы, например, частые звонки и личные встречи. Рассказываем, как правильно разговаривать с коллекторами, чего точно не нужно делать во время разговора и как избежать общения с ними.
Как правильно общаться с коллекторами
До 2016 года в России не было нормативно-правовых актов, которые бы в полном объеме регулировали деятельность коллекторов. И, к сожалению, граждане, которые не справились с выплатой кредитов или займов, были вынуждены закрывать глаза на вседозволенность коллекторских агентств.
Первое, что необходимо сделать при общении с коллекторами — познакомиться. Скорее всего, представители коллекторского агентства знают о вас все, что им нужно (и даже немного больше). Теперь — ваша очередь получать информацию.
Рассказываем, что для этого нужно сделать:
Шаг №1 – получите максимум сведений
При первом разговоре с коллекторами, вне зависимости от того, как он будет проходить (по телефону или при встрече), узнайте:
Шаг №2 – проверьте, легально ли работает коллекторское агентство
Коллекторы работают законно, если наименование агентства зарегистрировано в государственном реестре. Здесь находятся названия всех компаний, которые вправе осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности.
6 правил общения с коллекторами, которые обязательно вам помогут
Что НЕ нужно делать при разговоре с коллекторами?
При разговоре с коллекторами по телефону или при встрече не стоит:
Не игнорируйте угрозы и другие нарушения закона со стороны коллекторов и обязательно подавайте жалобу в случае неправомерных действий.
Можно ли прекратить общение с коллекторами
Способ №1: подать заявление о прекращении взаимодействия. Согласно ст. 8 ФЗ-230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», должник имеет полное право прекратить взаимодействие с коллекторами. Для этого нужно направить кредитору или коллектору заявление. Сделать это можно через нотариуса, Почту России или принести лично.
Способ №2: стать банкротом. Если вы знаете, что не сможете вернуть долги, то лучшим способом избавиться от коллекторов станет банкротство. Оно проводится в судебном либо во внесудебном (через МФЦ) порядке. Результат — полное прекращение взаимодействия с коллекторами и списание всех долгов, включая кредиты и займы. Узнайте подробнее о банкротстве на консультации у юристов нашей компании.
Алгоритм общения с коллекторами по телефону
Продолжим нашу тему по борьбе с баковским и коллекторским беспределом.
АЛГОРИТМ ОБЩЕНИЯ С КОЛЛЕКТОРАМИ ПО ТЕЛЕФОНУ
1. Еще раз побуду «капитаном очевидность» и скажу, что если Вы не хотите общаться с коллектором, то просто не
общайтесь. Не берите трубку, поставьте АОН на городской телефон. Нет контакта – спокойнее Ваши нервы.
2. Другое дело, если общение с коллектором нужно для того, чтобы узнать какую-либо информацию или собрать компромат.
Тогда от разговора не уйти. И первое, что обязательно нудно сделать – это успокоиться и расслабиться. Без этого – никуда.
Сделайте 3 глубоких вдоха.
3. Ни в коем случае не поддавайтесь на провокации, не грубите в ответ. Разговаривайте ровно и вежливо. Помните, лучше
4. Как только с Вами поздоровались, возьмите паузу и скажите, что Вам нужно включить диктофон для записи Вашего
разговора. Даже если диктофона нет, все равно скажите эту фразу. Это заставит коллекторов быть вежливее в разговоре. И,
конечно, если возможность такая есть, запись лучше вести. Если запись не ведете, записывайте разговор от руки.
*Коллектор может возразить что у Вас нет лицензии на запись. Отвечаете, что физическим лицам она не нужна.
Юридическим лицам такая лицензия необходима. Как правило, у всех она есть).
5. Помните, что со стороны коллектора Ваш разговор, скорее всего, тоже записывается. Поэтому не давайте никакой
информации о себе. Вообще никакой. Ни словечка.
-Вы собираетесь платить?
-Когда Вы приходите домой?
-Каким имуществом Вы владеете?
6. Ответ на любой вопрос: я не буду отвечать Вам на этот вопрос. Я вообще не понимаю на каком основании Вы мне
звоните. Пришлите мне необходимые документы.
7. Попросите звонящего представиться. Не просто имя сказать, а полностью – фамилия, имя, отчество, должность и
организация, которую он представляет. Такое требование закона. Если правильно представиться человек отказывается,
порекомендуйте ему сперва научится этому, а потом звонить. Дальше разговор можно не продолжать.
8. Узнайте, на каком основании Вам звонит не представитель банка, а сторонний человек. Тут есть два варианта. Ваш кредит
банк мог передать коллекторам по агентскому договору, или по договору цессии.
9. Если Вам звонят на основании агентского договора – то тут все просто. Сообщите своему собеседнику, что заключение
агентского договора – это правовые отношения между его компанией и банком. А Вы здесь не при чем. И что лично Вы в
услугах посредника не нуждаетесь. И все вопросы будете решать напрямую с банком. И что если звонки будут
продолжаться, то Вы напишите на него заявление в полицию за вымогательство (Вы действительно имеете право это
10. В случае, если же Вам звонит представитель коллекторской фирмы, которая купила Ваш долг, запросите у них
документы, которые подтверждают эту покупку. Это должен быть договор цессии с реестром должников, кредиты которых
они купили. Потребуйте, чтобы Вам прислали по почте заверенные копии этих документов. Никаких сканкопий по
электронке или «приезжайте к нам в офис и посмотрите».
Только по почте и на бумажном носителе. Заверенные печатью организации и подписью должностного лица.
11. Пока документов нет – Вам звонит непонятно кто. И разговаривать Вы с ним не обязаны. И в случае повторных звонков,
Вы напишите заявление в полицию (см. предыдущий пункт).
12. Обратите внимание, что если коллектор звонит Вам с 22 до 8 по местному времени в будние дни и с 20 до 9 в выходные
(по местному времени) – то он нарушает требования действующего законодательства (ФЗ 353). Можете смело жаловаться
в прокуратуру, полицию и Роспотребнадзор.
13. Если коллектор предлагает Вам погасить часть долга, и обещает списать при этом остальную задолженность –
порекомендуйте все предложения присылать в письменной виде по почте.
14. На любой вопрос коллектора задавайте массу уточняющих вопрос:
-в какой суд он собирается на вас подавать?
-почему он считает, что Вы – тот, кем он Вас назвал и т.д. Вам нужды факты для описания состава преступления.
15. И еще раз. Самое главное – сохраняйте спокойствие!
АЛГОРИТМ ОБЩЕНИЯ С КОЛЛЕКТОРОМ ПО ТЕЛЕФОНУ (ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ)
Уважаемый вы утверждаете, что вы являетесь сотрудником, но при
разговоре с вами по телефону я не могу вас идентифицировать так как я не вижу ни вас, ни ваших документов, ни вашего
удостоверения, ни доверенности, ни лицензии на право заниматься данным видом деятельности, ни документов, на основании
которых вы предъявляете ко мне претензии.
На основании всего этого, я убедительно прошу вас взять в руки карандаш или ручку и записать на листке бумаги следующее.
Для того, чтобы обращаться ко мне с какими-либо претензиями и требованиями, вам сначала нужно изучить статьи нескольких
законов. И я убедительно прошу вас записать перечень данных статей, а именно:
-ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»
-ч.2 ст. 183 Уголовного кодекса РФ;
-п. 3 Ст. 857 Гражданского кодекса РФ;
-Ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
-ст.168 Гражданского кодекса РФ,
-ч.1 ст.422 Гражданского кодекса РФ;
-ст.438 Гражданского кодекса РФ;
-ст.441 Гражданского кодекса РФ;
-ст.445 Гражданского кодекса РФ;
-ст. 819 Гражданского кодекса РФ;
-п.1 ст.846 Гражданского кодекса РФ;
-ст. 167 Гражданского кодекса РФ;
-ст. 820 Гражданского кодекса РФ;
-ст.807 Гражданского кодекса РФ
-ст.17 п.2 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
В случае повторных звонков, исходящих от вас или от сотрудников вашего ведомства, а также приезда по моему адресу проживания,
данные действия будут расцениваться как вымогательство, и вы или сотрудники вашего ведомства будете привлечены к уголовной
ответственности на основании статьи 163 Уголовного кодекса.»
Медленно, нудно, монотонно зачитываете весь этот текст,
пока у коллектора не начнет плавиться мозг J. Чем медленнее и монотоннее вы будете это делать, тем лучше будет работать этот
алгоритм. При этом Вы не должны проявлять никаких эмоций – зачитываете текст как автоинформатор.
Представьте, что Вы проходите кастинг на роль самого жуткого зануды, которого невозможно вывести из себя.
Если коллектор бросил трубку, а у вас определился номер, перезваниваете и медленно и печально говорите:
«Ну что же Вы бросили трубку, я не договорил (а). Вы меня сбили, и мне придется начать все с начала…»
Инструкция как грамотно разговаривать с коллекторами по телефону. Чего они боятся и опасаются?
«Добрый день! Вас беспокоит коллекторское агентство. Когда будут выплаты по кредиту?» — именно такой вопрос бояться услышать люди, у которых возникли проблемы с оплатой займа.
Если не выплачивать кредит, рано или поздно такой звонок поступит. Поэтому, даже если подобная проблема не коснулась лично Вас, лучше быть подкованным, вести ли переговоры по телефону с коллекторами и как правильно это делать. Подробно об этом, и не только, расскажем в нашей статье.
Коллекторы — кто это?
Коллекторское агентство — это посредник между должником и банком, которому банк «продает» кредит должника. Задача коллекторов — досудебное урегулирование возникшей задолженности между банком и заемщиком. Главная цель коллекторов не запугать человека, у которого возникла проблема с выплатой, а сделать так, чтобы кредит был погашен.
Коллекторы зачастую оказывают психологическое давление, но не имеют цели Вас запугать. Их задача, используя методы НЛП и психологического воздействия, сделать так, чтобы Вы поняли — выплата долга неизбежна.
На что имеют право сотрудники коллекторского агентства при звонке?
Первым делом, необходимо открыть кредитный договор, и внимательно посмотреть есть ли в нем пункт, согласно которому, банк имеет право передавать задолженность третьим лицам. Если этого пункта в договоре нет, банк не имеет права заключать агентский договор с кем-либо, передавать долги. Взыскание долга может производиться только через суд.
1. Коллекторы получают огромные штрафы, когда ведут себя не по инструкции или срываются на крик.
Вывод: первым делом, включайте диктофон на записывайте разговор. Каждое слово.
2. Коллекторы боятся закона — как дикого зверя!
Вывод: при малейшем давлении или обвинении со стороны сотрудника — сразу же дайте понять, что Вы в курсе «Статьи 128.1 УК РФ: Клевета» и «Статьи 163 УК РФ: Вымогательство».
Запомните болевые точки коллекторов!
В России законодательно деятельность коллекторских агентств никак не регламентируется, но, это совсем не означает, что они могут делать все что угодно.
Любые действия и переговоры могут производиться только в рамках Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Еcли коллекторы выходят за рамки своих прав, или угрожают, Вы можете обратиться с иском в суд или прибегнуть к помощи кредитного адвоката.
При образовании задолженности по кредиту, стоит максимально ответственно подойти к вопросу и попробовать урегулировать проблему напрямую с банком. Если же компромисс не удалось найти, и кредит передан коллекторам, то есть важные моменты, которые необходимо знать до звонка:
Звонок коллектора: порядок действий и разговора
Согласно данным исследований, агентствам по сбору долгов удается уговорить или заставить различными методами погасить кредит каждого второго
должника. Не нужно бояться, нужно принять это, и, по возможности, держать ситуацию под собственным контролем.
Ваша задача — дать коллекторам понять, что Вы не боитесь их воздействия, и подкованы юридически хотя бы в своих основных правах. Все сотрудники
обычные люди, просто часть из них имеет навыки психологического убеждения, а вторая часть являются бывшими сотрудниками силовых ведомств и правоохранительных органов. Они четко будут понимать, что Вас не возьмешь «голыми руками» и попытаются найти компромисс.
Если вы планируете взять автомобиль в кредит, то не забывайте, что это можно сделать и в рассрочку, не прибегая к услугам банков.
Будьте в курсе новостей финансового рынка и планируйте возможность выплаты займа в зависимости от стабильности национальной валюты.
Неправомерные действия и угрозы: куда обращаться?
Будьте бдительны, ведь зачастую под маской коллекторского агентства работают мошенники. Именно они и прибегают к нарушению Закона, угрозам и противоправным действиям, чтобы как можно сильнее запугать должника, получить деньги или имущество, и скрыться.
В заключение, посмотрите и внимательно послушайте видео, где даны четкие рекомендации по разговору с коллекторами от опытного юриста.
Как разговаривать с коллекторами?
По данным Центробанка РФ только за последние несколько месяцев 2020 года количество россиян, испытывающих серьезные проблемы с внесением ежемесячных платежей по банковским кредитам, увеличилось чуть более чем в два раза. После наступления просрочки банки пытаются урегулировать вопрос с должниками, однако, если не удается найти точек соприкосновения с заемщиком, долг признается бесперспективным и продается коллекторским агентствам. Здесь должнику и понадобится умение правильно разговаривать с коллекторами — иначе бороться с ними будет крайне тяжело.
Узнать, спишет ли суд ваш долг перед коллекторами
На что имеют право сотрудники коллекторского агентства при звонке?
Главным инструментом коллекторов является психологическое давление. Зачастую штат подобных компаний на 80–90% состоит из бывших сотрудников правоохранительных органов, которые знают абсолютно все о «жестком» воздействии на несговорчивых граждан.
Способы и приемы, позволяющие вынудить должника погасить кредит, отработаны у них до мелочей, вот только они противоречат действующему законодательству, прямо или косвенно нарушают права граждан.
Официально коллекторские агентства — это коммерческие организации, главная цель которых: получение прибыли путем покупки долговых обязательств и их предъявления должникам. Они зарабатывают на том, что за чисто символическую сумму выкупают долг у банков, затем силами своих сотрудников начинают долго и упорно «выбивать» его у должников.
Чтобы отстоять свои права и интересы в разговоре с коллекторами, рекомендуем подготовиться к подобному общению заранее.
В 2017 году в силу вступили поправки в Федеральный закон 230-ФЗ, коллекторы могли звонить должникам в любое круглосуточно. На практике оказалось, что данный пробел в законодательстве является весомым недочетом, способным неслабо попортить жизнь многим должникам.
Методика постоянных звонков должнику первоначально оказалась результативной, однако, из-за излишнего рвения взыскателей «ушла» в сторону перегибов и излишков, что вынудило законодателя внести в законодательство соответствующие поправки.
Коллекторы могут беспокоить людей в строго определенное время — в рабочие дни с 8.00 до 22.00. В выходные и праздничные клиентов можно беспокоить только после 9.00 и до 20.00.
Если коллекторы позвонили раньше обозначенного времени или позже, у вас есть несколько вариантов действий. В первом случае можно смело вешать трубку и не вести разговор с коллектором. Во втором случае сообщите, что вы ведете аудиозапись разговора, уточните время звонка, предложите коллектору представиться и назвать полное наименование организации.
В 9 случаях из 10 специалист самостоятельно завершит разговор, так как отлично понимает, что правонарушителем в данном случае является именно он.
Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 03.07.2016 N 230-ФЗ (последняя редакция)
Очень часто менеджеры коллекторских агентств буквально требуют должников указать новые актуальные данные — адрес проживания, дополнительные номера телефонов, место работы, другие персональные сведения. С одной стороны кредитор действительно может затребовать у получателя займа эту информацию, однако, следовать этому требованию не обязательно.
Все сведения вы уже предоставили при заключении кредитного соглашения, и сообщать что-то дополнительно можете только по своему желанию. Другой разговор, если при получении кредита человек указывает недостоверные данные — в этом случае его действия могут квалифицироваться, как мошенничество или фальсификация.
Узнать, могут ли коллекторы требовать от вас погашения долга
Как вести разговор с коллекторами?
Если вам звонит коллектор, рекомендуем действовать в соответствии со следующими правилами:
Когда коллектор намеренно отказывается сообщать свои ФИО и называть организацию, на которую он работает, вы можете прекращать дальнейший разговор, а затем с аудиозаписью звонка обратиться в полицию для написания заявления о вымогательстве с вас средств неизвестным лицом.
Менеджеры коллекторских агентств привыкли действовать исключительно с позиции силы, так как разговаривать и «давить» на запуганного гражданина намного проще, чем общаться с человеком, который великолепно знает свои права и обязанности.
Однако, у должника обязанность лишь одна — оплатить в полном объеме все долговые обязательства, принятые на себя в рамках кредитного договора. Или признать себя банкротом, если долговые обязательства гражданин погасить не в состоянии. Если по каким-то причинам (продолжительная болезнь, пополнение семьи, потеря работы) заемщик утрачивает возможность своевременно вносить платежи, кредитор вправе обратиться для защиты собственных интересов в суд. Однако даже в этом случае обязанность остается прежней.
При любых угрозах или хамстве со стороны коллекторов вы имеете полное право обратиться в прокуратуру или полицию для привлечения виновных лиц к ответственности.
Узнать, подходите ли вы под условия банкротства физического лица
Как разговаривать, если коллекторы пришли домой
Главное, что нужно помнить — представители коллекторских агентств могут приходить домой к должникам не чаще 1 раза в неделю. Если визиты участились, и вы стали вынуждены общаться с коллекторами до 2 раз в неделю, обязательно сообщите об этом в Службу судебных приставов, осуществляющую государственный надзор за деятельностью подобных контор.
Не менее спорным вопросом, является момент, когда коллекторы любыми правдами и неправдами пытаются проникнуть в жилье гражданина.
Помните: личное недвижимое имущество физического лица — это охраняемая законом территория, неприкосновенность которой гарантируется Конституцией РФ.
Список лиц, которые имеют право проникать на частную территорию достаточно узок:
Как видно, коллекторов, даже включенных в единый реестр ФССП, в данном списке нет. Это связано с тем, что сотрудники коллекторских агентств — это рядовые граждане, которые работают по найму в коммерческой организации. У них попросту нет прав требовать впустить их в квартиру, что-то изымать или арестовать.
При личной встрече с коллекторами помните о следующих правилах:
Обязательно попросите взыскателей представить документы, на основании которых они уполномочены представлять интересы коллекторского агентства, и проводить переговоры с получателем проблемного кредита. Если вместо оригиналов документов вам предоставляют копию, она должна быть заверена нотариально, в противном случае вы имеете право сказать взыскателю «до свиданья» и закрыть перед коллектором дверь.
Проконсультироваться с юристом по возврату долга коллекторам
Нужно ли фиксировать все разговоры с коллекторами?
При общении с коллекторами возьмите за право сохранять все контакты и делать полную запись разговоров. Аудио и видео файлы лучше всего хранить на отдельных носителях, чтобы случайно ничего не стереть. Благодаря приложениям для записи звонков для Android и iOS вы можете разговаривать с коллекторами по телефону, попутно ведя фоновую запись разговора. Большая часть таких программ бесплатна, и скачать их можно в официальных маркетах.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2016 N 114-ФЗ)
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021)
Главное, о чем стоит помнить в ходе разговора — это спокойствие и выдержка. Как только собеседнику удастся вывести вас на эмоции и потерю самообладания — он выиграет словесную дуэль. Разозленный человек не способен контролировать себя и свою речь и может наговорить лишнего. Именно этого и добивается коллектор и, идя на поводу у внешних раздражителей, вы действуйте исключительно в интересах собеседника.
Не стоит скрывать, что разговор записывается:
Под запись попросите коллектора назвать свои ФИО, его должность и название организации. В конфликтных ситуациях и разбирательствах коллекторские агентства предпочитают «открещиваться» от своих сотрудников, уверяя, что те у них не работают. Поэтому нужно, чтобы звонивший подтвердил, что он является официальным представителем конторы.
Узнать, какую вашего сумму долга можно списать через банкротство
Что делать, если коллекторы хамят и шантажируют меня?
Хотя лихие 90-е давно в прошлом, многие коллекторы продолжают использовать откровенно бандитские методы. Очень часто они хамят, угрожают близким должника, рассказывают, что подожгут квартиру или перебьют стекла в машине, пытаются шантажировать.
Во всех этих случаях мы рекомендуем, не откладывая, обращаться в полицию или прокуратуру.
Куда еще можно пожаловаться на коллекторов:
В жалобе на действия коллекторов в надзорные органы следует указать следующую информацию:
Следует помнить, что при отсутствии доказательств будет очень сложно установить факт угроз, поступающих со стороны коллекторов, поэтому ими вряд ли будут предприняты реальные действия для вашей защиты и охраны вашего имущества.
Списать долги и избавится от преследования коллекторов
Как поступить, если вы не брали кредит
Если вы не должник, а коллекторы требуют погашения несуществующего долга, то вам нужно поступить следующим образом:
При продолжении давления на вас смело обращайтесь с жалобой на коллекторов в ФССП или прокуратуру, напишите в полицию заявление о вымогательстве.
Пример диалога с коллекторами
Рассмотрим примерную схему диалога с коллекторами, которую можно использовать как инструкцию.
— Добрый день, меня зовут Сергей, я специалист по взысканию просроченной задолженности агентства «Капитал».
— Могу я услышать Иванова Ивана Ивановича?
— Вам необходимо оплатить долг в размере 50 000 рублей до завтрашнего вечера.
— У меня сложная жизненная ситуация, я потерял работу в связи с сокращением, поэтому у меня нет возможности погасить задолженность.
— Но по кредитному договору вы должны сделать это. Назовите свой адрес проживания, чтобы к вам могли выехать наши специалисты для личного общения.
— Я не буду говорить вам свой адрес, так как по телефону не могу идентифицировать вашу личность. Кроме того, мне не были предоставлены документы, на основании которых мой долг перешел к вашему агентству.
— Имейте в виду, что выяснить ваш адрес нам несложно. Мы все равно вас найдем. Также будем звонить вашим родственникам и коллегам.
— Сообщаю вам, что закон 230-ФЗ запрещает применение таких методов, иначе я сообщу о фактах нарушения законодательства в прокуратуру, ФССП или полицию.
— Для чего брался кредит? Если не можешь платить — то не стоит его и брать. И вообще, это похоже на мошенничество, и если не отдадите долг, то вами займется полиция (здесь идет психологическое давление и шантаж).
— Я не обязан вам отчитываться о своих действиях и целях, на которые оформлялся займ.
— Если вы не погасите долг, ваша кредитная история будет безвозвратно испорчена, кроме того, мы можем инициировать в отношении вас уголовное дело за неисполнение обязательств по кредитному договору.
— Это ваше право. Подавайте в суд для принудительного взыскания долга. Я буду общаться только с судебными приставами. Если решение суда будет нарушать мои права, я обязательно обжалую его в вышестоящей инстанции. До свиданья.
Для юридической консультации по урегулированию спорных вопросов с коллекторами вы можете обратиться к юристам нашей компании. Мы ответим на любые ваши вопросы и выработаем приемлемую в вашем случае линию поведения.
Спишем ваши долги через банкротство с гарантией
Наш юрист позвонит Вам через несколько минут и ответит на все интересующие вопросы