последние кадры с телефона пропавшей семьи в припяти
Припять 31 год спустя. Рассказ очевидца.
Отца моего по комсомольской путёвке в далёком 1982 году распределили, как тогда модно было говорить в УССР, поднимать тяжелую промышленность. ЕМНИП, он принимал участие в строительстве Запорожской, Южноукраинской и Чернобыльской АЭС.
Первый раз я попал в Припять году в 82-83. Городок был совсем новенький фото в интернете достаточно. Население по советским меркам жило зажиточно. Из того, что помню я
В спортивном магазине можно было без проблем приобрести:
1. Лодки моторные дюралевые или надувные
3. Мопеды, мотоциклы (иж, минск, урал)
В продуктовом магазине был довольно широкий ассортимент продуктов. Когда к нам приезжали родственники из РСФСР, то всегда затаривались колбасой и гречкой.
В универмаге «Радуга» (что на фото сверху), расположенном на центральной площади. полки были завалены всякими товарами. Поскольку я тогда был пЕздюком, то истекал слюнями по игрушечному вездеходу за 33 рубля. И некому подобию ракетной установки, внешне похожей на Точка-У, за 7 рублей. Хотя я понимал, что ни первую, ни вторую игрушку мне ни в жисть не купят. Поэтому стоял перед прилавком, смотрел на игрушку и воображал, как я с ними играю. Максимум, на что я мог рассчитывать, это резинового зайца за 45 копеек. Что поделаешь, родители в то время копили на «Жигули».
В Припяти были билетные кассы. Там без проблем можно приобрести билеты на ЖД, как от станции Янов (что в Припяти), так и от аэропорта «Жуляны» в Киеве или центрального Киевского жд вокзала.
В ночь с 25 на 26 апреля 86 года, мы с отцом пошли на рыбалку на рукав р. Припять. С него открывался прямой вид на ЧАЭС. Ну и бумкнуло. Из того что помню я – было 2 взрыва. Первый, потом через несколько секунд второй. Зарево было лиловым. Отец быстро сообразил, что «дело пахнет керосином». Быстренько собрали улов (а это был целый эмалированный таз литров на 20) и пошли домой. Позакрывали все окна отец тяпнул 100грамм. Засолил рыбу в тазике (она потом так и пропала) и легли спать.
Вот несколько фото, которые я делал 10 лет назад в Припяти
dymontiger
Интересное в сети!
Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)
Преуспевающий «айтишник» из Минска Артем (имя изменено) мог бы позволить себе слетать в отпуск на Филиппины или Гоа, но отправился в чернобыльскую зону отчуждения. Поселился на несколько дней в заброшенной припятской квартире, пил отфильтрованную речную воду, гулял по крышам, любуясь закатом и подсветкой нового купола ЧАЭС. «Спрашиваете, что я там забыл, зачем мне все это? А что влечет альпинистов в горы, дайверов на дно моря? — отвечает вопросом на вопрос 26-летний Артем. — Я не устоял перед притяжением зоны». Публикую его рассказ о рискованном пятидневном путешествии.
— Пока не стал активно работать, в Беларуси я облазил все, что можно. Ракетные шахты, бункеры времен холодной войны, заброшенные заводы, прошел всю подземную Немигу. В Припять тянуло давно… Этой осенью с другом решили: пора. Не подумайте, что я один из тех, кто переиграл в «Сталкера» и имеет представление о зоне только по компьютерной игре. Темой интересуюсь давно. В свое время сильное и тягостное впечатление на меня произвела документалка, снятая в первые месяцы после трагедии. Запал в душу фильм «Хроника трудных недель».
Попасть в зону сегодня можно вполне легально. Только из Минска в Чернобыль и Припять возят несколько фирм. Официальные экскурсии там проводят по определенным маршрутам, от которых нельзя отклоняться. Хочешь, например, зайти в жилой дом — тебе не позволят. Ну что за интерес шастать по исхоженным местам, фотографиями которых завален весь интернет? Мы хотели увидеть другую зону, не туристическую.
Полазив по сайтам и социальным сетям, мы нашли проводника. Он согласился доставить нас в Припять, минуя патрули милиции, поселить там в квартире и показать разные места. Хорошо осознавали, что такая вылазка нелегальна. Перейдя за колючую проволоку, мы автоматически становились нарушителями закона.
Какая ответственность нам грозила? Незаконное проникновение в зону отчуждения в Украине считается административным правонарушением и наказывается штрафом в 400 гривен. Белорусов могут оштрафовать на 680 гривен — за нарушение правил пребывания в Украине. На наши деньги это что-то около 520 тыс. Но если выносишь с собой металл — это уже уголовная статья, можно и срок получить. Кстати, металл в зоне все еще пилят и лес вовсю рубят. Позже мы в этом сами убедились.
Договорившись обо всем с проводником, мы купили билеты на поезд до Киева. Конечно, отправляясь в Украину, я сделал глупость, одевшись как на войну. На мне были парка бундесвера, камуфляжные штаны, в рюкзаке — сапоги химзащиты, термобелье, горелка, спальник, система фильтрации воды. Пограничники долго допытывались, куда я еду и зачем.
Из Киева на маршрутке добрались до поселка Иванков. Когда стемнело, вместе с проводником сели в такси и доехали до одной полузаброшенной деревеньки на границе 30-километровой зоны отчуждения. Там ночью и перешли через колючую проволоку.
Наш проводник — мужик, фанатично преданный зоне и знающий о ней почти все. Он водил туристов в Чернобыль раз 50 и хорошо ориентируется, где пройти можно, а где рисковать не стоит. На милицию у него чуйка. Проникли мы осторожно и оставались незамеченными на протяжении всего пятидневного похода. А вот одному моему знакомому, с которым мы планировали встретиться в Припяти, не повезло. Он решил идти в одиночку и пересекал границу в 15 километрах от нас. Пройдя «колючку», он вышел на дорогу, где к нему подъехала патрульная машина. Парня выследили, оштрафовали и выпроводили из зоны.
Первые часа два мы продирались через какое-то болото, где мне фатально не повезло: потерял спальник. Кинулись искать, но где там. Только вымотались и потратили еще часа полтора. Что делать? Костры разводить нельзя (загрязненная зона все-таки), а ночью передавали заморозки. Первая мысль — вернуться назад. А потом махнул рукой: да ну его к черту! Я не новичок в походах, бывали ситуации и опаснее.
Продвигаясь дальше, мы видели штабеля спиленных стволов у дорог. Легально это делается или нет, не знаю. Проводник рассказывал, что в зоне официально работают вахтовики-лесорубы. Наверное, в такой заготовке нет ничего плохого, если ее контролировать и проверять продукцию на радиацию. Другое дело — черные «металлисты», сборщики ягод, грибов, яблок. Они все еще не перевелись и встречались нашему проводнику не раз.
Пройдя в первую ночь километров 12, мы отсыпались в заброшенной деревне. У нашего проводника там оборудована ночлежка — матрасы, какая-то мебель. Был страшный дубак — натянул две куртки, двое штанов. Днем отогревался чаем, наяривал тушенку с гречкой.
Весь день мы провели в деревне. Передвигаться в это время по дорогам опасно. Нарваться можно на кого угодно: милицию, сотрудников зоны, лесников. Делать было особо нечего. Играли в шахматы, потом пошли исследовать окрестности. Нам попадались остатки колхозных построек и теплиц, ржавые остовы комбайнов на мехдворе, кабины грузовиков.
Местное зернохранилище оказалось копией одной из локаций в «Сталкере».
То и дело я спрашивал у проводника, когда же начнется радиация. В первый день наш дозиметр не фиксировал превышений фона. 0,12, 0,15, 0,2 микрозиверта в час — не больше, чем в Минске. Фразу «Вот теперь включай свой дозиметр» наш провожатый произнес только ночью, когда мы приблизились к печально известному Рыжему лесу, принявшему на себя наибольшую долю выбросов радиоактивной пыли. Во время дезактивации лес ликвидировали, а на его месте высадили новые деревья. И все же захороненные в земле стволы продолжают прилично фонить.
4, 6, 8 микрозивертов в час — фон повышался с каждым шагом, поторапливая нас. Известное дело: физически радиацию никак не чувствуешь, и от этого немного не по себе. Выйдя из леса, дальше шли по прямой дороге к заводу «Юпитер».
К тому времени у нас заканчивались запасы воды. Пустые баклажки наполнили на заводе, где проводник показал затопленный грунтовыми водами кабельный коллектор. Уже добравшись до квартиры, воду отфильтровали, прокипятили на портативной горелке. Пить можно.
В ту ночь со мной приключилась еще одна неприятность, по своей фатальности сравнимая с потерей спальника. Когда мы уже были в Припяти, на моих натертых берцами ступнях взорвались мозоли. Боль нестерпимая. Хорошо, что до квартиры оставалось ковылять пару километров.
У каждого проводника в Припяти есть одна или несколько квартир для заселения туристов. Как выглядит это жилище? Там не течет потолок, есть двери и целые стекла хотя бы в одной из комнат, стоят кровати с матрасами, шкафы, тумбочки — минимальный набор мебели. Обои, как правило, подклеены и не свисают со стен. Во всем городе, наверное, около сотни таких квартир. Если милиция обнаруживает перевалочную базу, квартира включается в маршрут патрулей. Потому проводники вынуждены время от времени искать новые места для ночевок. Сталкерские квартиры тщательно оберегаются: с наступлением сумерек окна завешиваются черными пакетами, чтобы свет от свечей и фонариков не пробивался наружу, выдавая тем самым присутствие людей.
В туалет принято ходить либо на балкон, где все смывается дождями, либо в квартиры, расположенные несколькими этажами выше или ниже. Так что близость «берлоги» сталкеров можно определить по специфическому запаху.
Заселившись, мы поднялись на крышу, откуда открывался впечатляющий вид на ЧАЭС и новое укрытие четвертого энергоблока.
Ночевать в заброшенной многоэтажке, конечно, та еще жуть. По всему дому скрипят и ухают двери, форточки, что-то гремит в лифтовой шахте. Впрочем, мы быстро привыкли к этим звукам. Главное — понять, что Припять — просто оставленный людьми город, место с трагической судьбой. Никакой мистики и чертовщины здесь быть не может.
За три десятка лет без людей город почти растворился в лесу. Идешь по узкой асфальтированной дорожке — а это на самом деле бывший проспект. Вдруг смотришь: как-то не в тему возник железобетонный фонарь среди деревьев. Шагнешь в сторону — из зарослей внезапно выступает подъезд серой многоэтажки.
От местного футбольного стадиона остались трибуны, осветительные мачты, беговая дорожка. Там, где когда-то гоняли мяч, растет лес высотой с девятиэтажный дом.
Так выглядит причал на набережной, где швартовались пассажирские теплоходы.
Рядом с набережной находится бывшее кафе «Припять». У его стены сохранились ржавые автоматы с газировкой. Граненый стакан, наверное, принес с собой и оставил какой-то фотограф, искавший атмосферный кадр.
Внутри одной из местных школ.
Дворец культуры «Энергетик».
В городском парке аттракционов продолжают ржаветь машинки «автодрома» и колесо обозрения. Это место считается не самым безопасным. В 1986 году на площадку неподалеку садились вертолеты, которые сбрасывали свинец в дымящееся жерло реактора.
Дозиметр вселяет ложное чувство безопасности, показывая всего 0,62—0,72 микрозиверта в час. Норма превышена примерно в 3—3,5 раза.
Мох, известный своей способностью накапливать радиацию, дает уже 2 микрозиверта в час — десятикратное превышение нормы.
— Перед походом я думал, что в Припяти мне будет не по себе. Воображение рисовало мрачные картины города-призрака. На самом же деле я никогда прежде не чувствовал себя так спокойно, как здесь. Никаких телефонных звонков, никакого интернета, никаких техногенных звуков. Чистый воздух, яркие звезды и торжество природы над цивилизацией. Было время остаться наедине с собой и поразмыслить о разном.
За время пребывания в городе минчане повстречали только двух людей. Это были еще один проводник и сопровождаемый им 46-летний украинский турист.
— Мы услышали их голоса, когда зашли в 16-этажку, — вспоминает Артем. — Некоторое время затаились и наблюдали: а вдруг милиция. Потом познакомились и разговорились. Оказалось, они шли до Припяти не два дня, как мы, а четыре.
Одним из самых грязных объектов во всей Припяти считается медсанчасть №126. Вернее, небольшой ее подвал. В первые дни после аварии в медсанчасть привозили пожарных, получивших смертельные дозы облучения. Их одежду, буквально светившуюся радиацией, сбрасывали в подвал. Среди исследователей Припяти время от времени находятся отчаянные парни, рискующие спуститься туда. На первом этаже здания валяются их белые защитные костюмы и перчатки.
Артем вместе со своим другом и проводником провели в городе три дня. Дальше по плану была радиолокационная станция «Чернобыль-2» — гигантское сооружение из антенн в 9 километрах от ЧАЭС. Из-за мозолей, потери спальника и заморозков от продолжения похода пришлось отказаться.
— Я хотел отпустить друга с проводником дальше, а сам пошел бы сдаваться на КПП. В зоне не пропадешь. Всегда можно позвонить в милицию и сообщить, где находишься, выйти на дорогу и ждать, когда тебя заметят и задержат. Самое неприятное, что ждет в такой ситуации, — это всего лишь штраф и разговор с особистом в Чернобыле. А дальше — маршрутка, Киев, вокзал и поезд до Минска. Но друг решил не бросать меня. Проводник кому-то позвонил и сообщил, что утром нас подберет машина на окраине Рыжего леса.
Остатки наших продуктов проводник собрал в пакет и куда-то унес — сделал «закладку». Может, пригодится другим парням, которые будут жить здесь после нас.
Мы выдвинулись из Припяти ночью, чтобы пройти путь до назначенного места в темноте. Потом еще околачивались не меньше часа на опушке леса. Фон в том месте колебался от 4,5 до 9 микрозивертов в час. Послышался звук мотора. Мы не знали, кто это едет, побежали прятаться в лес. И там фон подскочил до 20 микрозивертов — стократное превышение нормы. Мы резко назад. Кто бы там ни ехал — пусть замечают, здоровье дороже.
Добрались до границы зоны быстро. Я так и не узнал, кто нас подвозил. Может, один из лесников. Проводники тем и хороши, что у них есть свои люди в зоне…
Спро́сите, не нахватался ли я радиации? Данные измерителя говорят о том, что по итогу я получил треть от того, что получают при прохождении флюорографии. Это не значит, что в зоне безопасно. С нами шел матерый сталкер, знающий фонящие места. Потому все завершилось относительно благополучно, не считая потерянного спальника и поврежденных мозолями ног. А в одиночку туда, пожалуй, лучше не соваться.
Вы хотите знать, пойду ли я в Припять еще раз? Вопрос давно решен. Зона — она такая, затягивает…
Припять криминальная-1 Бытовой ад в райском городе
ПРЕДИСЛОВИЕ К ОЧЕРКУ.
Итак, встречаем. ПРИПЯТЬ КРИМИНАЛЬНАЯ.
Немного истории, воспоминаний очевидцев и фактов о самом загадочном городе на земле. Фактов не простых, а криминальных.
ПРИПЯТЬ КРИМИНАЛЬНАЯ. ЧАСТЬ 1.
КАК ЭТО БЫЛО ДАВНО ИЛИ БЫТОВОЙ АД В РАЙСКОМ ГОРОДЕ.
Город Припять был основан 4 февраля 1970 года. Поводом для создания города послужило строительство самой крупной в Европе «Чернобыльской» атомной электростанции.На момент аварии в городе проживало 47 500 человек. В городе хорошо была развита инфраструктура, торговые сети, а также предприятия службы быта. Припять имел статус закрытого города. По словам представителей МВД Украинской ССР преступность в городе была минимальной и чаще всего характер преступлений был бытовым. Из совершенных преступлений особо выделялась кража личного имущества и преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения (драки, хулиганство). Так же с введением в СССР в 1985 году «сухого закона» (антиалкогольная компания) в окрестностях города участились случаи самогоноварения. Но было ли все так на самом деле? Естественно, милиция Припяти несла бдительную службу. Явно криминального контингента в городе не было в связи с «режимностью». Жители представляли из себя в основном семьи молодых специалистов-атомщиков с детьми, проживающих в отдельных комфортабельных квартирах. Действительно, были случаи драк в дни зарплаты, сопряженных с хулиганством, а также краж. В Припяти почему-то любили воровать велосипеды. Но двери в квартирах действительно не закрывались. Дети могли спокойно гулять по городу. Но это только часть криминальной жизни довольно спокойного города атомщиков. Были истории, о которых замалчивалось. Многие из тех, кто бывали в Припяти туристами-«сталкерами», заходили в бывшее здание РОВД и видели на полу в кабинетах следователей уголовные дела жителей города. Также хорошо оборудованная КПЗ четко свидетельствует о том, что преступность в городе была даже во времена СССР. Ну а теперь собственно об этой преступности.
«Город зарастает лесом, а ведь прошло всего 30 лет!» Как сегодня выглядит город Припять, брошенный из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС
Сейчас в Припять водят организованные экскурсии, так что попасть в «зону отчуждения» совсем нетрудно. Радиация в некоторых местах до сих пор превышает положенную норму в тысячу раз, но это не отпугивает любопытных туристов, которые хотят побывать в прошлом. Город постепенно зарастает лесом, а ведь прошло всего лишь 30 лет! Вот так выглядел город накануне аварии.
А так он выглядит сейчас:
Приехать в Припять «дикарем» не получится — туристов пускают только в составе организованных групп. Туры продаются как через Интернет, так и в Киеве. Стоимость относительно невысокая — 100-150 долларов, но нужно выполнять все указания проводника и не заниматься самодеятельностью. И дело не только в радиации, но и в том, что некоторые здания начинают сыпаться.
Если турист не соблюдает четко установленные правила, то его быстро выдворяют с территории. Правда, в Интернете можно найти множество роликов и фотографий из «вольных» поездок в «зону», когда люди умело прятались от охраны и других туристических групп. Правда, даже такие туристы понимают, что без дозиметра здесь делать нечего. Радиация — страшная вещь. Хуже всего, что ее не видно. Прогулка по заросшим улочкам города может стоить лет жизни при несоблюдении правил техники безопасности.
Кстати, существует мнение, что в «зоне отчуждения» нет жителей. Это не совсем так. В Чернобыле, например, есть и магазин, и кафе, и даже прачечная. ЧАЭС прекратила вырабатывать электричество только в XXI веке, так как три других реактора были исправны. Их постепенно закрывали. Был закрыт и последний блок по требованию Европы. Но станция до сих пор функционирует, поэтому в городе и живут ее работники. Но в целом, конечно, весь город выглядит запущенно.
Город навечно остался в Советском Союзе. Тут и там можно встретить напоминания о прошлом. Но тяжелее всего смотреть на детские игрушки.
Люди бросали свои квартиры на три дня, не зная, что не смогут вернуться домой и спустя тридцать лет.
Несмотря на опасность, в город активно ездили мародеры. Этим можно объяснить разбитые окна и беспорядок в квартирах. Мародеры выдирали содержимое электрощитков, почтовые ящики, вытаскивали железные витражи и окна (например: главные витражи ДК «Энергетик», торгового центра, гостиницы «Полесье» и т. д.), из квартир вытаскивали мебель. Вандалы выбивали окна, сбрасывали лифты, спиливая тросы (некоторые лифты можно и поныне найти застрявшими между этажами).
Катастрофа произошла за неделю до 1 Мая, Дня трудящихся. Об этом в городе остались напоминания: плакаты, открытки.
Самые знаменитые фотографии Припяти — это, конечно, кадры из парка развлечений с желтым колесом. Парк совсем небольшой, он даже не успел поработать, ведь открытие было запланировано на 1 мая. Правда, местные жители все-таки успели на нем прокатиться до праздника.
Аттракционы парка собрали в себя всю радиацию, поэтому проводники не советуют надолго здесь задерживаться. Это одно из самых «грязных» мест Припяти.
Припять был очень молодым городом. Средний возраст жителей составлял всего 25 лет, а самому городу исполнилось всего 16 лет на момент аварии. После катастрофы ходили разговоры о том, что местным жителям, возможно, разрешат вернуться. Для этих целей его даже «отмывали» ликвидаторы, но потом ученые установили, что «зона» еще долго будет закрыта для жизни.
Сразу после аварии было принято решение о закрытии реактора. К ноябрю 1986 года над четвертым энергоблоком было воздвигнуто «укрытие», более известное как «саркофаг». На его постройку ушло 400 тысяч кубометров бетонной смеси и 7 тысяч тонн металлоконструкций. Воздвигнутый в спешке, он, тем не менее, 30 лет сдерживал дальнейшее распространение радиации от реактора. Потом стены уже начали разрушаться, поэтому в 2007 году был начат новый проект «Укрытие».
Новый саркофаг стал самой большой наземной передвижной конструкцией: так как строить арку непосредственно над старым саркофагом было опасно, ее сооружали по частям на сборочной площадке неподалеку от электростанции. Сборка и подъем элементов первой половины арки длились с 2012 по 2014 год, к 2015-му собрали и вторую половину. После обе части были соединены в единую конструкцию. К ноябрю 2016 года монтаж был полностью завершен.
Несмотря на все трудности, «зона отчуждения» продолжает жить. Например, в апреле 2017 года группа польских энтузиастов впервые за 30 лет зажгла свет в некоторых местах Припяти, а в сентябре того же года те же польские энтузиасты запустили колесо обозрения.