положение об использовании мобильных телефонов в школе 2020
Положение «Об использовании устройств мобильной связи в школе»
1. Общие положения
1.1. Настоящие положение использования средств мобильной связи (сотовые и спутниковые телефоны, смартфоны, планшеты и т. п.) в здании и на территории МБОУ СОШ №__ (далее – положение) устанавливаются для работников и учащихся в целях улучшения работы школы, а также защиты гражданских прав всех участников образовательных отношений.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
1.3. Соблюдение положения обеспечивает:
1.4. Положение размещается на официальном сайте школы в сети Интернет.
2. Условия применения средств мобильной связи
2.1. Средства мобильной связи могут использоваться в школе для обмена информацией только в случае необходимости.
2.2. Не рекомендуется пользование мобильной связью до начала уроков, на переменах.
2.3. Не допускается пользование средствами мобильной связи во время образовательного процесса (урочной и внеурочной деятельности).
2.4. В отдельных случаях использование мобильных телефонов может быть допущено в целях использования в образовательном процессе только с разрешения учителя.
2.5. До урока и внеурочных мероприятий (на период образовательного процесса):
2.6. Средства мобильной связи, в т. ч. в выключенном состоянии, не должны находиться на партах в классах и обеденных столах в столовой.
2.7. Родителям (законным представителям) учащихся не рекомендуется звонить своим детям во время образовательного процесса. В случае необходимости они могут позвонить, ориентируясь на расписание звонков, размещенное на сайте школы и записанное в дневниках обучающихся.
В случае форс-мажорных обстоятельств для связи со своими детьми во время образовательного процесса родителям (законным представителям) рекомендуется передавать сообщения через секретаря школы по телефонам, размещенным на сайте школы и записанным в дневниках обучающихся.
2.8. В случае внештатной ситуации обучающиеся могут воспользоваться средством мобильной связи во время образовательного процесса, предварительно получив разрешение педагога или представителя администрации школы. Пользование мобильным телефоном возможно в таких случаях только при условии выхода в рекреацию.
2.9. При необходимости регулярного использования средств мобильной связи во время образовательного процесса пользователь должен представить директору школы или дежурному администратору аргументированное обоснование (медицинское заключение, объяснительную записку и т. п.) и получить на это письменное разрешение.
2.10. При использовании на перемене средств мобильной связи необходимо соблюдать следующие этические нормы:
2.11. При входе в школу перевести устройства мобильной связи в режим «без звука» (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций).
2.12. Ответственность за сохранность средств мобильной связи лежит только на его владельце (родителях, законных представителях владельца).
Все случаи хищения имущества рассматриваются в установленном законом порядке и преследуются в соответствии с законодательством РФ.
2.13. В целях сохранности средств мобильной связи участники образовательного процесса обязаны не оставлять свои средства мобильной связи без присмотра, в том числе в карманах верхней одежды, индивидуальных шкафчиках в раздевалках спортзалов.
2.14. Всем участникам образовательных отношений пользоваться памяткой для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (Приложение 1)
2.15. Все спорные вопросы между участниками образовательных отношений в отношении соблюдения положения разрешаются путем переговоров с участием представителей администрации школы, директора школы и Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
3. Права и обязанности пользователей мобильной связи
3.1. Пользователи мобильной связи при выполнении указанных в разделе 2 требований имеют право:
3.2. Пользователи обязаны помнить о том, что согласно Конституции Российской Федерации:
4. Ответственность за нарушение положения
4.1. За нарушение настоящего положения пользователи средств мобильной связи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом и локальными нормативными актами школы.
4.2. За однократное нарушение педагогический работник школы должен сделать обучающемуся замечание и довести факт нарушения настоящего положения в виде докладной до сведения директора школы (с написанием объяснительной обучающегося).
5. Срок действия положения
5.1. Настоящее положение имеет неограниченный срок действия.
5.2. Настоящее положение действуют до внесения изменений и дополнений.
Приложение №1
Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи
Положение об использовании мобильных телефонов в школе 2020
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2019 г. №№ МР 2.4.0150-19/01-230/13-01)
1. Общие положения
2. Международный опыт регламентации требований к режиму использования устройств мобильной связи в образовательных организациях
Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.
Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.
Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.
В Бельгии 3 и Великобритании 4 вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.
3. Рекомендации по упорядочению использования устройств мобильной связи в образовательных организациях
В целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется:
— рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной связи;
— проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций, педагогическими работниками (в том числе через курсы повышения квалификации с привлечением квалифицированных специалистов), родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе; включить в метапредметные результаты основных образовательных программ школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде; разрабатывать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной связи в образовательной организации для педагогических работников, родителей и обучающихся;
— обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации;
— предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);
— информировать родителей и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации;
— предусмотреть места хранения во время образовательного процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости);
— ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного процесса;
— учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи обучающихся;
— проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи у всех участников образовательного процесса, с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического коллектива с детьми, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры использования устройств мобильной связи;
— обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации;
— определить лиц, организующих выполнение мероприятий с обучающимися и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение устройств мобильной связи;
— осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению использования участниками образовательного процесса устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательного процесса и воспитания;
— распространить Памятки для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (Приложение 2).
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | А.Ю. Попова |
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки | С.С. Кравцов |
1 Nathanson A.I., Alade F., Sharp M.L., Rasmussen E.E., Christy K. The relation between television exposure and executive function among preschoolers // Dev. Psychol. 2014. № 50. P. 1497-1506; https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.01833/full; Pagani L.S., Fitzpatrick C. Barnett T.A., Dubow E. Prospective associations between early childhood television exposure and academic, psychosocial, and physical well-being by middle childhood // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2010. T. 164. P. 425-431; https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/article-abstract/383160; Moreira, G.A., Pradella-Hallinan M. Sleepiness in Children // Sleep Med. Clin. 2017. № 12. P. 407-413; https://www.ncbi.nlm.nih.gov.
2 http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000037284333& dateTexte= &categorieLien=id; https: //www.theguardian.com/world/2018/jun/07/french-school-students-to-be-banned-from-using-mobile-phones.
Результаты исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей
Исследователи | Отрицательные эффекты |
---|---|
Burnett and Lee, 2005 | Использование навигационной системы смартфона ухудшает построение когнитивной пространственной карты |
Day J.J et al., 2007 | Формирование психологической зависимости |
Ophir et al., 2009 | Работают хуже в парадигме переключения задач из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи |
Черненков Ю.В. и др., 2009; Pagani L.S., et al., 2010; Nathanson A.I. et al., 2014; Moreira, G.A et al., 2017; Григорьев Ю.Г. и др., 2017 | Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства сна, нарушения коммуникативных способностей, склонность к депрессивным состояниям |
Panda N. et al., 2010 | Нарушения фонематического восприятия |
Sparrow et al., 2011 | Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может быть доступна |
Lu M. et al., 2012 L. Hardell et al., 2013 | Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва |
Ralph et al., 2013 | Более высокие уровни ежедневных сбоев внимания |
Thornton et al., 2014 | «Простое присутствие» сотового телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиями |
Lepp et al., 2014 | Положительная корреляция между использованием смартфона и беспокойством |
Owens, J.A. et al., 2014 | Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневная сонливость |
Stothart et al., 2015 | При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по мобильному телефону вызывают сбои в производительности, сходные по величине с активным использованием телефона |
Barr et al., 2015 | Большее использования смартфона коррелирует с более интуитивным и менее аналитическим мышлением |
Moisala et al., 2016; Lepp A et al. 2015; Beland L.-P., 2015 | При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи постоянного внимания, «многозадачники» работают хуже и больше активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение успеваемости |
Cain et al., 2016 | Связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более низкими результатами стандартизированных тестов |
Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи
1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.
3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).
5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.
Обзор документа
Рособрнадзор и Роспотребнадзор разработали рекомендации по использованию устройств мобильной связи в школах.
Региональным и муниципальным властям в сфере образования следует рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в школах обучающимися, а также педагогами и родителями.
В метапредметные результаты основных образовательных программ школ нужно включить вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде.
При входе в школу целесообразно переводить устройства мобильной связи в режим без звука, в т. ч. с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций.
При наличии возможности и необходимости рекомендуется предусмотреть места хранения устройств мобильной связи во время образовательного процесса.
Следует обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации.
Время перемен рекомендуется использовать для общения, активного отдыха обучающихся, восполнения их физиологической потребности в двигательной активности. Устройства связи на переменах следует использовать при необходимости по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения).
Вне школы на время сна рекомендуется размещать устройства мобильной связи на расстоянии более 2 метров от головы.
Локальный акт «Положение об использовании мобильных устройств»
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № ___ от ____________ г.
Директор: _________ И.О. Фамилия
__________ И.О. Фамилия
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
область, район, населенный пункт
Настоящее Положение об использовании средств мобильной связи (сотовые телефоны, смартфоны, планшеты и т.п.) и других портативных электронных устройств (электронные книги, MP3-плееры, DVD плееры, диктофоны, электронные переводчики и т.п.) в помещении образовательного учреждения Название школы (далее Положение) устанавливается для обучающихся, их родителей (законных представителей), работников школы и имеют своей целью способствовать улучшению организации режима работы школы, защите гражданских прав всех субъектов образовательного процесса.
Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральными законами «О персональных данных», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Уставом Название школы и методическими рекомендациями об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (утв. федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2019 г. NN MP 2.4.0150-19/01-230/13-01).
способствует праву каждого обучающегося на получение образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами при соблюдении прав и свобод других лиц;
способствует уменьшению вредного воздействия радиочастотного и электромагнитного излучения средств мобильной связи на участников образовательного процесса;
обеспечивает защиту образовательного пространства от попыток пропаганды культа насилия, жестокости и защиту обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
обеспечивает повышение качества и эффективности получаемых образовательных услуг;
обеспечивает повышение уровня дисциплины;
гарантирует психологически комфортные условия образовательного процесса.
Вопросы использования и права пользователей средствами мобильной связи в учебно-образовательном процессе рассматриваются на педагогическом совете.
Педагогический Совет утверждает Положение о пользовании средствами мобильной связи и другими портативными электронными устройствами. Положение вводится в действие приказом директора школы.
2. УСЛОВИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ И ДРУГИХ ПОРТАТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ В ШКОЛЕ
Любой человек вправе пользоваться личными средствами мобильной связи, но не вправе ограничивать при этом других людей. Пользователи обязаны помнить о том, что использование средств мобильной связи во время образовательного процесса является нарушением конституционного принципа о том, что «осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (п.3 ст. 17 Конституции РФ), следовательно реализация их права на получение информации (п.4 ст.29 Конституции РФ) является нарушением права других учащихся на получение образования (п.1 ст. 43 Конституции РФ).
Пользователи обязаны помнить о том, что использование средств мобильной связи для сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (п. 1 ст. 24 Конституции РФ).
Любой Пользователь обязан знать и соблюдать следующие условия и правила пользования сотовыми телефонами и другими портативными электронными устройствами (смартфон, планшетный компьютер, электронные книги и др.) в школе:
в здании школы ставить телефон в режим вибровызова, беззвучный режим или оставлять в выключенном состоянии ;
во время учебных, факультативных и иных занятий мобильный телефон и другие портативные электронные устройства необходимо в обязательном порядке выключать и убирать с рабочего стола ;
н едопустимо использование чужих средств мобильной связи и сообщение их номеров третьим лицам без разрешения на то владельцев.
В целях сохранности средств мобильной связи участники образовательного процесса обязаны :
не оставлять свои средства мобильной связи без присмотра, в том числе в карманах верхней одежды;
ни под каким предлогом не передавать мобильный телефон/электронные устройства в чужие руки (за исключением администрации школы) ;
Работники название школы не нес у т материальной ответственности за утерянные средства мобильной связи и других портативных электронных устройств. За случайно оставленные в помещении образовательного учреждения мобильные телефоны/электронные устройства школа поиском пропажи не занимается. Все случаи хищения имущества рассматриваются по заявлению в полицию, в соответствии с действующим законодательством.
3. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО
осуществления и приёма звонков;
получения и отправления SMS и MMS;
фото- и видеосъёмки лиц, находящихся в школе (с их согласия).
совершать иные действия, не нарушающие права других участников образовательного процесса и не противореча щ ие закону.
Необходимо соблюдать культуру пользования средствами мобильной связи:
громко не разговаривать;
не включать полифонию;
при разговоре соблюдать правила общения.
4. ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
Использовать громкий режим вызова и прослушивания мелодий во все время пребывания в школе. Прослушивать радио и музыку без наушников.
Сознательно наносить вред имиджу школы.
Совершать фото и видео съемку в здании школы:
без разрешения администрации в коммерческих целях;
без согласия участников образовательного процесса в личных и иных целях.
Родителям (законным представителям) не рекомендуется звонить своим детям (обучающимся) во время образовательного процесса, следует ориентироваться на расписание звонков.
В случае форс-мажорных обстоятельств для связи со своими детьми во время образовательного процесса родителям (законным представителям) рекомендуется передавать сообщения через школьную канцелярию по телефонам, размещённым на сайте школы и записанным в дневниках обучающихся.
При необходимости регулярного использования средств мобильной связи во время образовательного процесса пользователь должен представить директору школы аргументированное обоснование (медицинское заключение, объяснительную записку и т.п.) и получить письменное разрешение.
В случае форс-мажорных обстоятельств обучающиеся должны получить разрешение педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс, на использование средств мобильной связи.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
За нарушение настоящ его П оложения предусматривается следующая ответственность:
За однократное нарушение, оформленное докладной на имя директора, объявляется дисциплинарное взыскание в виде замечани я с правом внесения записи в дневник учащегося (с написанием объяснительной).
За нарушение настоящего положения, пользователи средств мобильной связи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и локальными актами школы.
7. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Срок действия положения не ограничен.