почему мошенники хотят услышать по телефону да
Что будет, если ответить «Да» на незнакомый номер – могут ли мошенники снять деньги?
В сети можно увидеть много предупреждений о том, что нельзя на звонок с незнакомого телефонного номера отвечать словом «да». В противном случае, есть риск остаться без денег на банковских картах. Так ли это на самом деле?
Ведь в интернете встречаются только предупреждения, реальные случаи списания денег со счётов после подобного разговора никто не описывает.
Разберёмся, что представляет из себя мошенничество по телефону со словом «да», и стоит ли опасаться звонков с незнакомых номеров.
Чем слово «да» поможет мошенникам?
В интернете появилось много информации про новый вид мошенничества со словом «да». Что будет, если ответить «да» на незнакомый номер? В подавляющем большинстве случаев ничего плохого не произойдёт. Так почему же настойчиво предупреждают об опасности?
Сейчас точно уже не установить, откуда пошла информация об использовании мошенниками аудиозаписей телефонных разговоров для кражи денег с банковских карт. Однако есть предположение. Если попытаться перевести крупную сумму с карты Сбербанка на другую карту через сервисы Тинькофф-банка или Промсвязьбанка, то карта автоматически будет заблокирована, о чем владельца проинформируют по СМС, после чего перезвонит робот из Сбербанка, сообщит о блокировке и попросит сказать после звукового сигнала: «Да», если перевод действительно был совершен. После слова «Да» карта разблокируется и перевод можно совершить повторно. То есть, зная реквизиты чужой банковской карты: номер, срок действия, CVC2/CVV2 код – можно инициировать перевод денег, но владельцу банковской карты придется его подтвердить словом «да» в телефонном разговоре с роботом-информатором Сбербанка. Хочется верить, что человек не будет подтверждать перевод, который не совершал.
Возможно, именно нововведение Сбербанка стало отправной точкой для распространения слухов про мошенничество со словом «да», но и другие тенденции в банковской сфере заставляют насторожиться. Одним из последних нововведений является распознавание клиента по голосу или внешности. Человек может предоставить кредитной организации свои биометрические данные. Это предоставляет ему более широкие возможности при использовании банковских услуг. Например, по телефону перевести деньги с одного счёта на другой. Таких ситуаций и боятся те, кто пишет про мошенничество со словом «да» по телефону. Якобы, записав слово «да» мошенники смогут обратиться в банк и вывести деньги со счетов жертвы.
Многих граждан интересует: это реально или нет?
На сегодня снять или перевести деньги по одному слову «да» просто невозможно. Одного только слова при разговоре явно недостаточно. Мошенникам нужно знать реквизиты банковской карты жертвы, а желательно еще и завладеть его телефоном. Поэтому не стоит бояться того, что будет, если на незнакомый номер ответить «да». Одного слова точно недостаточно. На телефонный звонок можно спокойно отвечать словом «да», если человеку так удобно. Деньги со счёта не спишут. При этом в любом случае необходимо сохранять аккуратность при разговоре по телефону с незнакомцами.
Для чего мошенники записывают голос во время разговора
Телефонное мошенничество с записью голоса человека действительно встречается. Отзывы пострадавших от таких действий в сети есть. Записать голос могут для двух целей:
Мошенники чаще всего звонят человеку под видом опроса. Записывают его речь. А затем монтируют запись с использованием фраз, которые в разговоре употреблял человек. Чаще всего подделывают якобы заказ какого-либо товара. А затем начинают требовать его оплату. Однако такой развод в сети не очень эффективный – по закону РФ «О защите прав потребителей» даже при заказе товара от него можно отказаться. Поэтому смонтированный разговор нацелен только на то, что человек растеряется и примет неверное решение.
Другой, уже более изощренный способ, использовать голос человека для шантажа. Фразу вставляют в разговор, который должен как-то компрометировать человека. Отправляют запись жертве и требуют с неё денег. В противном случае, грозятся разослать эту запись друзьям. Эксперты советуют не вестись на такие уловки. Человек сам может разместить в соц. сетях запись, которую прислали мошенники, и описать ситуацию, которая с ним произошла. Это делает всё дальнейшие действия преступников нецелесообразными.
Что делать, если сказал мошенникам слово Да по телефону
В сегодняшнем мире нужно быть очень осторожным, чтобы не попасть в сети мошенников. Способы мошенничества множатся день ото дня, становятся всё ухищрённее, и необходимо быть очень внимательным, чтобы избежать потери своих денег при контакте со злоумышленником. В современном Рунете довольно часто упоминается способ обмана, при котором вам звонят по телефону, и задают какой-либо уточняющий вопрос. Ваш ответ «Да» записывается на какой-либо аудионоситель, и в дальнейшем может быть использован для снятия ваших денег с помощью биометрической идентификации. Что же делать в ситуации, когда вы сказали «Да» мошенникам по телефону, и какие шаги позволят избежать потери ваших средств? Расскажем в нашем материале.
Скажите нам «Да!»
История с записью голосового ответа стала популярной в сети примерно с 2017 года, и преимущественно в Рунете. Это связано с вступлением в действие Федерального закона № 482-ФЗ, позволяющего банкам собирать биометрические данные своих клиентов. Последние используются для получения денежных средств, подтверждения финансовых транзакций, осуществления других видов финансовых операций.
В биометрической базе данных человека помимо образца звучания голоса хранится информация о внешности человека, его паспортные данные и другие необходимые сведения. Используя такие данные, клиент может инициировать и подтверждать нужные финансовые операции по телефону. Минуя необходимость посещения банковского отделения или использование системы онлайн-банкинга.
Этим то и воспользовались отдельные недалекоглядные мошенники, обзванивающие людей и собирающие образцы голоса человека. Обычно мошенники представляются сотрудниками банка, и задают какой-либо уточняющий вопрос, провоцируя человека на ответ «Да».
К примеру:
— Здравствуйте, это Иванов Иван Иванович?
— Вы знаете Иванова Ивана Ивановича?
— Вы хорошо меня слышите?
Всё это провоцирует человека ответить «Да», после чего его голос будет записан.
Откуда вам могут звонить мошенники для записи вашего Да
Несмотря на распространённые заблуждения, мошенники часто находятся не в России, а за рубежом. Российский номер, который высвечивается на автоопределителе телефона, часто получен с помощью специальных программ, работающих по принципу IP-телефонии. Последние и позволяют подделывать тот или иной международный (в частности, российский) номер.
Довольно часто мошенники также используют региональный российский номер, чтобы у отвечающих им жертв не было опасений по поводу звонящего им якобы «сотрудника банка».
Если вы уже сказали «Да» мошенникам при звонке – стоит ли опасаться?
Сразу успокоим – опасаться записи вашего «да» не стоит. Система биометрический идентификации, используемая в банковской сфере, использует множество параметров, принадлежащих личности человека. Обойтись одним «да» здесь невозможно. Для идентификации вашей личности вам зададут различные вопросы (кодовое слово, уникальный идентификатор сим-карты и другие), и предугадать, какими они будут, практически нереально. Кроме того, банковский оператор с большой вероятностью заметит, что речь человека при ответах на задаваемые ему вопросы неестественна.
Более того, для использования единой биометрический системы (ЕБС) клиенту банка будет необходимо пройти целую процедуру идентификации. Включающую личное посещение банка, где сотрудник банка снимет видеоизображение человека и запишет его голос. Если вы такую процедуру не проходили, то и дальнейшее использование вашего «да» становится бессмысленным.
Применение вашего «да» может быть полезно в других сферах, например, для вымогательства или шантажа. К примеру, злоумышленник может записать ваш разговор, выполнить аудиомонтаж, и сделать компрометирующую вас аудиозапись. Такого избежать довольно сложно, так как современные средства аудиомонтажа позволяют подделать звучание множества голосов.
В этом случае есть смысл обратиться в полицию с заявление о преступлении, или использовать другие инструменты реакции на действия злоумышленника.
Что делать, если вам звонят мошенники
Не рекомендуется выполнять обратный звонок мошенникам на их номер, даже если вам высветился шаблонный банковский номер телефона. Учитывая технические возможности подделки телефонных номеров, вы можете вновь попасть на злоумышленников. Не диктуйте им пришедшие на ваш номер смс, не переходите по отправленным вам ссылкам, и не отправляйте смс на незнакомые номера. Во всех этих случаях это может грозить потерей денежных средств.
И разумеется, ни в коем случае не говорите им номер вашей карты, и её CVV-код с обратной стороны!
Еще несколько советов по борьбе с мошенниками
Кроме перечисленных нами советов, также рекомендуем обратить внимание на следующее:
Заключение
В нашем материале мы рассмотрели, как поступить если при звонке мошенников вы ответили им «Да» по телефону, и стоит ли опасаться последствий такого ответа. Поскольку единая биометрическая система использует целый комплекс идентификационных методов, опасаться, что ваше «Да» будет использовано мошенниками для кражи ваших средств, не стоит. При возникновении подозрений на мошеннический звонок рекомендуем тот час же положить трубку, и перезвонить в службу поддержки банка, проверив состояние вашего счёта и сохранность ваших средств.
Мошенничество со словом «да», это реально?
От знакомых узнал о мошенничестве по телефону: мошенник провоцирует человека сказать «да», записывает его голос, а потом использует запись, чтобы снять средства со счета.
Так правда бывает? Что делают банки, чтобы обезопасить от такого клиентов? Как еще могут использовать запись моего голоса?
Если коротко, то нет, так не бывает. Для перевода денег по телефону необходимо пройти несколько уровней идентификации. Одной записи голоса будет недостаточно.
Но мошенники и правда могут использовать запись вашего голоса против вас. К счастью, этому обычно легко противостоять.
Распознавание голоса в банке
В колцентрах банков действительно есть системы, которые определяют людей по голосу. А еще клиентов узнают по кодовому слову, уникальному идентификатору симкарты и даже лицу. Мы уже рассказывали, как все это работает и зачем нужно.
Если кратко, автоматическое распознавание помогает быстрее узнать клиента и решить его проблему, но решения принимает оператор. Скажем, если клиент звонит узнать адрес ближайшего банкомата, оператор ответит без лишних вопросов. А если звонящий хочет перевести деньги, то оператор запросит дополнительные сведения.
Диалог с операторами всегда вариативен. Мошенник не сможет предугадать, какие вопросы ему зададут. Даже если он запишет, как вы говорите «да», «нет», «добрый день» и «переведите деньги по номеру карты», то этого будет недостаточно для полноценного диалога. Оператор заметит, что речь и интонация неестественны. У мошенника не получится снять ваши деньги, даже если он запишет вашу просьбу это сделать.
Кроме того, оператор не может перевести деньги на какую угодно карту: только на те, что клиент добавил в личном кабинете.
С помощью вашего голоса мошенники не смогут украсть деньги в банке, но могут попытаться развести на деньги вас.
Биометрические данные
С июля 2018 года вступил в силу федеральный закон, который позволяет банкам собирать биометрические данные клиентов. Это не инициатива конкретного банка, а система, которая организована на государственном уровне. По желанию клиента можно передать в банк образцы голоса и внешности, а потом открывать счета и брать кредиты хоть из магазина или из дома. В банк ходить вообще не придется.
Пока банки ее внедряют и тестируют, но уже есть случаи, когда счета открывали голосом и по образцу внешности.
Биометрические данные собирают не как угодно, а по правилам, которые установил закон. Хранят их под защитой. Это сложная система, которая не позволит мошенникам получить доступ к счетам, используя только записанный голос. Но если мошеннику попадет еще и телефон с персональными данными и приложением, то есть риск потерять деньги.
Хотя биометрические данные хранятся на государственной платформе и надежно защищены, все равно нужно соблюдать меры безопасности. Банки будут использовать дополнительные способы защиты, включая отслеживание сумм переводов и типичных операций по счету. Но это не повод раздавать свои данные и не следить за телефоном. Мы еще расскажем, как работает этот закон и какие возможности будут у клиентов банков, когда все заработает в нормальном режиме.
Зачем мошенникам ваш голос
Я знаю несколько схем развода с помощью записи голоса. К счастью, они встречаются редко.
Как-то моему другу позвонили мошенники под видом соцопроса. В ходе разговора он несколько раз ответил «да, конечно» и «разумеется». Через некоторое время ему пришло письмо с аудиозаписью: мошенники нарезали ответы так, что все выглядело как разговор, в котором друг соглашается на сексуальные услуги другого мужчины. Мошенник потребовал перевести 50 тысяч рублей на кошелек «Киви», а иначе грозил разослать запись друзьям в соцсетях. Он даже заранее подготовил их список.
У этой схемы могут быть другие варианты. Например, ваши слова монтируют в разговор так, что вы якобы соглашаетесь на какую-то покупку, и требуют ее оплатить.
Эксперты объяснили, почему нельзя отвечать «да» на звонки с неизвестного номера
По их мнению, мошенники могут собирать базу с образцами голосов для дальнейшей перепродажи или шантажа.
В разговоре с незнакомцем по телефону стоит избегать слова «да», так как он может оказаться мошенником, собирающим цифровые отпечатки голоса, пишут «Аргументы и факты».
Так как с 1 июля 2018 года многие отечественные банки начали обслуживать клиентов без их присутствия, у некоторых из них появилась возможность подтверждения личности по голосу.
Для того чтобы воспользоваться услугами банка удалённо, некоторые из них предлагают подключить такую аутентификацию и подтвердить биометрическую информацию с помощью произнесения нескольких фраз.
Директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity Softline Company Александр Дворянский предупредил, что звонящий может пытаться выведать у жертвы фразы наподобие «да», «я подтверждаю». Он рассказал, что злоумышленники могут попытаться перепродать собранную таким образом базу цифровых слепков голоса.
— При наличии записи одной фразы система защиты банка может не поверить одному только телефонному «да», вырванному из контекста. А вот если у злоумышленника будет слепок голоса жертвы, состоящий из нескольких ключевых фраз, — «да», «я подтверждаю» и т. п. — это может дать ему дополнительные возможности добиться своего, — добавил специалист.
Директор Департамента информационной безопасности компании Oberon Андрей Головин подтвердил тот факт, что в кол-центрах банков есть система, определяющая клиентов по голосу, кодовому слову, идентификатору SIM-карты и по лицу. Он заверил, что мошенникам, завладевшим голосом, не удастся снять деньги с чужого счёта, однако «развести на деньги» у них возможность есть.
По его словам, звонящий может под видом соцопроса заставить человека произнести слова «да», «нет», «возможно». После этого можно смонтировать аудиозапись, на которой тот якобы соглашается на сомнительные услуги, и шантажировать обладателя голоса, обещая опубликовать или отправить кому-то из знакомых эту запись. Чтобы не стать жертвой обмана, Дворянский порекомендовал приучить себя начинать телефонный разговор со слова «алло».
Он также посоветовал сохранить на телефоне номер банка, чтобы не гадать, оттуда ли звонят в действительности. Тех, кто не планирует пользоваться банковскими услугами при помощи биометрии, эксперт призвал не подключать определение по голосу. Если же какой-либо из диалогов показался подозрительным, Дворянский порекомендовал обратиться в банк и описать ситуацию.
Ранее Лайф узнал, как вычислить банковского мошенника по одному вопросу.
Новый вид мошенничества через телефон – никогда не говорите в трубку «да»
В современном мире уже сложно представить себе обычную жизнь без разнообразных гаджетов и новых технологий. При этом цифровые технологии развиваются практически с каждым днем. Однако далеко не все, что делается для нашего удобства, идет нам на благо. Вместе с развитием новых технологий мошенники приобретают новые возможности обмана людей и присвоения их денег.
Не говорите по телефону «ДА»!
Как правило, когда нам звонят, многие, принимая вызов, говорят просто «да». Вроде – обычная ситуация, и вроде бы, ничего страшного. Однако мошенники научились использовать это в своих целях.
Почему же нельзя говорить по телефону «да?». Нередко мошенники звонят обычным людям, представляясь сотрудниками разных банков и кредитных организаций, при этом задают вопросы так, чтобы человек мог ответить односложно. Например: «Вы слышите меня?», «Удобно ли вам сейчас разговаривать?», «Могу ли я задать вам несколько вопросов?», «Вы можете уделить мне немного времени?» и т.д.
Из-за подобных вопросов обычный человек может потерять немалую сумму денег. А причина здесь проста.
Сегодня очень многие банки, а теперь и магазины, начинают использовать для подтверждения операций не платежные пароли и прочие методы, а так называемую «голосовую биометрию». Кто зарегистрирован на портале Госуслуг и прошел идентификацию, наверняка видел запись о том, что нет данных о биометрии. Если раньше использовались только отпечатки пальцев, то теперь основное значение в идентификации предается записи голоса.
Прежде чем провести операцию с карты, в том числе и при расчете в некоторых магазинах (в основном при очень крупных покупках), начинают требовать голосовое подтверждение. Сделано это для того, чтобы «обезопасить» клиента на тот случай, если карта попала не в те руки – биометрическое голосовое подтверждение не позволит мошеннику воспользоваться чужими деньгами.
Но при этом мошенники звонят людям и собирают «отпечатки» – данные голоса и записывают простые фразы, которые чаще всего произносятся при голосовом подтверждении платежных операций. Вопросы выстраиваются таким образом, чтобы человек сказал нужное мошенникам слово. И каждый раз, говоря это «нужное слово», мы рискуем остаться с пустым кошельком.
Что говорят специалисты?
Мнения специалистов на этот счет резко расходятся. Мало кто может честно признать, что подобная система голосового подтверждения платежных операций оказалась провальной и создает удобную почву для серьезного мошенничества так же, как и чипы бесконтактной оплаты.
Часть специалистов утверждает, что система работает отлично и выполняет все свои функции, защищая людей от мошенников, уверяя, что система работает исключительно с живым голосом человека и не воспринимает записи голоса. Но при этом другая часть бьет нешуточную тревогу, так как зафиксировано уже немало случаев мошенничества в этой области.
Благодаря современным технологиям любую запись голоса можно обработать и отфильтровать, заставляя звучать, как живой голос.
Что же делать?
Сегодня прохождение голосовой биометрии еще не является обязательным, однако, учитывая, что многие банки и крупные магазины устанавливают такое оборудование – в скором времени это станет обязательным требованием. Поэтому важно учесть несколько моментов, которые помогут обезопасить себя от мошенников.
Во-первых, не нужно отвечать на звонки с незнакомых номеров, особенно в том случае, если никакого звонка вы не ждете. Соблюдение этого правила поможет избежать многих проблем.
Во-вторых, если вы все же взяли трубку при звонке с чужого номера, ни в коем случае не отвечайте односложно. Вместо обычного «да», скажите «алло» или «я слушаю». Не отвечайте односложно и на вопросы.
В-третьих, если звонящий предлагает пройти какой-либо опрос или прослушать рекламное предложение – делать этого не стоит. Мошенник быстро запутает вас вопросами и вынудит ответить «да».
И последнее – не проходите голосовую идентификацию! Сегодня такая процедура проводится добровольно, не являясь обязательной. А наличие в базе биометрии сильно повышает опасность мошенничества. Любую банковскую операцию можно подтвердить секретным словом или привычным пин-кодом.