песни которые были у всех на телефонах раньше
Когда-то рингтон был визиткой владельца мобильника. В двухтысячных из каждой трубки пиликал знакомый хит из музыкальных чартов. Мелодию нужно было отыскать, купить, скачать — словом, выстрадать. Рассказываем, как мир поддался рингтоновой истерии, сколько на ней успел заработать и почему всё закончилось.
Дзынь-дзынь!
Впервые у телефонов появился свой голос благодаря американской AT&T. Правда, это были проводные образцы: в их репертуаре появилось семь разных мелодий. Богатая музыкальная палитра разрешила наконец проблему нескольких аппаратов в одном помещении — каждый теперь бренчал на свой лад. А среди мобильников пионером стал Digital Mova N103 Hyper. Монофоническое чудо от японской NEC увидело свет в мае 1996 года и сразу же навело шороху. Раскладушка продавалась с предустановленными рингтонами — мелодию на звонок можно было выбрать самому. Нет, не так: САМОМУ!
В том же 1996-м подтянулась Nokia со своей 1610: трубка массой в четверть килограмма получила пятёрку вшитых рингтонов. Отметилась и Motorola StarTAC. Раскладушка с девятью мелодиями лихо разошлась по свету: тираж превысил 60 млн штук. Но крышесноснее всех оказался Digital Minimo D319 — ещё один японский аппарат, только от производителя Denso. Внешне ничего примечательного, зато внутри настоящая бомба: встроенный редактор рингтонов.
В середине 90-х это было невероятно. Отныне каждый мог выделиться из толпы. И не важно, насколько он был хорош в композиторстве.
В 1997 году в японские книжные завезли Keitai Chaku-mero Doremi Book — пособие по сочинению собственных мелодий. По рингтонам начали сходить с ума. Пользователи, не щадя пальцев, набивали легкоузнаваемые композиции кодами. И раскупали, раскупали книжки — в итоге печатное руководство Doremi заняло девятое место в списке бестселлеров Японии.
Бизнесмены смекнули, что пискляво-дребезжащие мотивчики могут приносить миллионы.
Музыкальные истории: финское похмелье и «туру-дун» Nokia
Услуга «рингтон за SMS» появилась в нашей жизни благодаря финну Весе-Матти Паананену. Первопроходец мобильного маркетинга прозрел одним тяжёлым утром четверга. Стоял промозглый март 1998 года. Тогда ещё 26-летний технический директор компании Yorni Group проснулся с жутким похмельем. Кто-то отчаянно пытался дозвониться — динамики увесистой Nokia 6110 разрывала фирменная Nokia tune. «Больше никогда в жизни я не хотел бы услышать это “de-de-de-de-deeeee”. Я хотел Jump Ван Халена и даже готов был заплатить за это», — рассказывал Паананен в книге The Ringtone Dialectic.
В своих желаниях прозорливый финн не был одинок. Его идею сервиса с рингтонотекой одобрили Nokia и Radiolinja — местный оператор связи. Общими стараниями появилась платформа Jukeboksi, которая рассылала рингтоны за SMS. Дело было завязано на фирменной надстройке Nokia Smart Messaging. Позже неугомонный Паананен выпустил программу Harmonium. С её помощью монофонические хитяры можно было сочинять самому.
«Рингтон за эсэмэску» настолько пришёлся по душе народу, что в 2002 году около 30% всех сообщений в Европе были заказами мелодий.
Меж тем в массы пошла полифония. Постаралась Yamaha: корпорация разработала чипы MA-1, которые использовали формат SMAF (или MMF). Он мог воспроизводить голоса, песни, сэмплы и даже команды управления подсветкой телефона. По данным NPD Group, в ноябре 2000-го только 9,2% всех мобильников в мире щеголяли поддержкой полифонии. Но вскоре фишка стала мейнстримом: в 2003-м количество таких устройств составило уже 66,1%.
В историю рингтона вписал своё имя и британский музыкант Томас Робертсон, более известный как Thomas Dolby. В 2001 году его компания выпустила программный синтезатор Beatnik Audio Engine, который позволял хранить мелодию в виде текстового описания на телефоне. Новинкой воспользовались все ведущие мобильные разработчики того времени: Motorola, Sony Ericsson, Siemens, Samsung и Nokia.
Кстати, для последней Робертсон сочинил знаменитый нокиевский рингтон. Точнее, он удачно преобразовал кусочек из произведения Gran Vals, которое в 1902-м исполнил испанский гитарист Франсиско Таррега. О рождении главной «пищалки» планеты сам Робертсон рассказывает так:
Дело было в 1992-м или 93-м. Nokia тогда занимала всего одно здание. Однажды ночью чуваки из отдела маркетинга проходили мимо лаборатории. Они услышали, как им показалось, музыку, просунули головы в двери и такие: «Вы что, музыку тут играете?» А наш инженер такой: «Просто пытаюсь подобрать максимально раздражающую частоту для рингтона». Маркетологи ему: «А ты бы попробовал сыграть мелодии, сможешь?» Он им: «Хммм, ну, наверное, смогу».
Тогда прогеры вручили маркетологам гаджет, который генерировал мелодии. Те прихватили его на деловую встречу. И все такие: «Офигенно! Музыкальные рингтоны? Фантастика! Давайте делать!»
Но тут вклинились юристы: «Минуууточку! Вы не можете просто перенести музыку на телефон». Почему нет? «Ну, вам как бы придётся платить миллионы, иметь дело с Sony, кучей авторов, вот это всё». И тут кто-то поинтересовался насчёт исполнителя: «А что, если это будет мёртвый чувак?» Я ответил: «Ну, наверное, всё будет окей, если он умер лет 75 назад».
Томас Робертсон создатель программного синтезатора Beatnik Audio Engine
Полцарства за рингтон
Наконец, рингтон добрался и до одной шестой части суши — истерия продолжилась в России. «Хочешь этот музон себе на мобильный?» — в нулевых от предложений подобного рода было не спрятаться и не скрыться. По ТВ и радио крутили рекламу нон-стоп. Она мелькала в газетах, телепрограммах, подростковых журналах.
Предприниматели отняли у школьников даже таблицу умножения: отныне на «оборотках» тетрадей красовались цветастые афиши с «прикольными картинками» и «свежими хитами».
Поначалу желающие самовыразиться вручную набивали в редакторе монофонические мелодии. Коды гуляли по рукам в виде SMS или просто по старинке — на бумажке, выведенные прилежными среднеклассниками. Увы, комбинации аппарата одного бренда не подходили другому. С этим нюансом приходилось считаться и при заказе рингтона.
Полифонические композиции обычно пересылали по MMS, но у изворотливых сервисов было «кое-что получше» — эсэмэски со ссылкой на мелодию. То есть сначала будь добр потратиться на заказ, потом зайди в недешёвый интернет, ну а после ещё раскошелься на трафик. Не забываем и об НДС. Причём все манипуляции не гарантировали 100-процентного успеха. Даже с правильной настройкой WAP в любой момент что-то могло пойти не так — и плакали ваши денежки. И вы, вы тоже тогда плакали.
Эту несправедливость решили устранить доморощенные волки с Уолл-стрит российского разлива. Местные воротилы бизнеса оперативно организовали точки по продаже медиаконтента в закутках торговых центров. Их легко было найти по столпотворению школьников. Под дружное ржание детвора коллективно соображала мелодии из «Бумера», «Бригады» или ещё чего.
Об одной такой головокружительной истории успеха рассказывает «Бизнес-журнал». В 2006-м Виталий Мышкин открыл в крошечном Новоалтайске две точки по продаже картинок, игр и мелодий. Весь контент мужчина бесплатно и без угрызений совести выкачивал из интернета, а потом на этом ударно зарабатывал. «Берётся фрагмент популярной песни, максимально ужимается по «весу» — и мелодия готова. Сейчас в торговле упадок. А здесь я вложил 50 тысяч рублей и вернул их уже через два месяца. В среднем каждая точка в Новоалтайске приносит прибыль в 20-25 тысяч ежемесячно», — объяснял предприниматель.
50 тысяч в месяц — отличные деньги для 2006 года. Но в то время были люди, которые зарабатывали на рингтонах миллионы. Долларов.
На звуки денег
Чуть позже i-Free подписала первый договор о сотрудничестве с «МТС», после — с «Мегафоном». За использование коротких номеров компания отдавала операторам от 30 до 50% выручки. В интервью с Forbes учредители i-Free вспоминают, как на первых порах выискивали лёгкую добычу: картинки и мелодии, которые не были защищены авторскими правами или же их срок действия уже истёк. Так же работали и с рингтонами.
Сам Шнуров, как говорят, заработал на рингтоне «Бумера» свыше миллиона долларов.
Недолго музыка играла
Малину испортил онлайн. Британский оператор O2 выяснил: к 2012 году среди самых популярных мобильных манипуляций звонки занимали лишь пятое место. Верхняя строчка принадлежала интернет-сёрфингу. Затем шли соцсети — они на пару с мессенджерами почти уложили телефонную связь на лопатки. Пользователи стали реже звонить, считая такой вариант общения менее предпочтительным, а иногда и вовсе дурным тоном. Согласно отчёту Ericsson, к 2015-му почти каждый четвёртый житель Страны восходящего солнца наотрез отказался набирать собеседника.
Покойника добили стриминговые сервисы. Они предоставляли гарантии: если уж заплатил, трек точно дойдёт до адресата. Ещё эти душегубы давали бой нелегальной торговле музыкой. Об изменениях на рынке вспоминает Ирина Щербинская, директор лейбла Zion Music:
Ирина Щербинская директор лейбла Zion Music
Свою лепту внесла неразбериха с авторскими правами. Никто не понимал, кому что принадлежит. Чехарда продолжалась до пришествия iTunes. О трудностях легализации рассказывал «Бизнес-журналу» Алексей Николаев, независимый эксперт музыкального рынка и основатель проекта InSimple.ru:
За полгода до прихода iTunes в Россию в офисы крупных лейблов начали поступать звонки с предложениями подготовить каталоги для их цифровой дистрибуции. Прежде всего это означало оцифровать их и гарантировать наличие авторских и смежных прав. Выяснилось, что индустрия к этому совершенно не готова: даже у Universal каталог был оцифрован всего на четверть.
Алексей Николаев независимый эксперт музыкального рынка и основатель проекта InSimple.ru
Рингтоны канули в прошлое. Стихли сами телефоны — теперь они преимущественно жужжат. Веха «брибумеров» и сумасшедших лягух прошла. И лишь изредка из чьего-нибудь старенького динамика запиликает знакомое «туду-туду», напоминая об эпохе двухтысячных.
Проще, громче и грустнее: как изменилась популярная музыка за последние полвека
Популярная музыка деградирует — к такому выводу пришли испанские ученые. Они провели количественный анализ около полумиллиона старых и современных песен, чтобы определить, как изменилась западная музыка за последние 50 лет. Результаты, опубликованные в журнале Scientific Reports, показывают, что попса стала более громкой, простой и унылой.
Ученые проанализировали размещенную в открытом доступе базу данных, содержащую информацию о продолжительности, ритме и прочих характеристиках песен 45 тысяч исполнителей. Из миллиона собранных в ней композиций 464 411 были записаны между 1955 и 2010 годами.
Джоан Серра из НИИ искусственного интеллекта при Высшем совете по научным исследованиям Испании (в Барселоне) и его коллеги изучили три характеристики музыкальных треков:
Исследователи обнаружили, что пик тембрового разнообразия песен пришелся на 1960-е годы, после чего оно стабильно снижалось. Это можно объяснить уменьшением количества используемых инструментов и техник звукозаписи.
Схожая закономерность прослеживается и в отношении тональности. Ноты и аккорды, которые были популярными несколько десятилетий назад, остаются популярными и сегодня, но вместо экспериментирования с переходами между аккордами современные музыканты предпочитают следовать проторенными путями.
Кроме того, музыка стала громче. Громкость — средство выразительности в музыке, ее не следует путать с уровнем громкости, который может регулировать слушатель.
«Записанный аудиосигнал находится в пределах определенных значений (+1 и −1 вольт в первых системах звукозаписи), — объясняет Серра. — Амплитуда сигнала может варьироваться, например от —0,2 до +0,2 или от —0,6 до +0,6 (положительные и отрицательные колебания необходимы, чтобы привести в движение мембрану громкоговорителя). Вот что такое громкость».
Меломаны уже много лет высказывают обеспокоенность по поводу «гонки громкости» — тенденции к постепенному увеличению громкости записываемой музыки, связанной с желанием привлечь внимание слушателей. Увеличение громкости достигается за счет уменьшения динамического диапазона: когда вся песня громкая, отдельные ее части перестают выделяться. Вот это короткое видео наглядно демонстрирует, как излишняя громкость обедняет звучание.
Серра и его коллеги подсчитали, что громкость записываемой музыки увеличивается примерно на один децибел каждые 8 лет.
Это любопытное исследование подтверждает расхожее мнение, что раньше популярная музыка была более качественной или, по крайней мере, более разнообразной. Еще одно недавнее исследование показало, что тексты песен стали более мрачными и эгоцентричными.
Но, возможно, на результаты повлияла систематическая ошибка отбора. Использованная для анализа база данных, хоть и содержит миллион песен, вряд ли может считаться репрезентативной. Современной музыки в ней намного больше, чем старой: всего 2650 песен были записаны между 1955 и 1959 годами, тогда как между 2005 и 2009 годами — 177 808.
Дело в том, что эта база была составлена с учетом того, какая музыка популярна сегодня, а также того, какие песни были оцифрованы и выложены в открытый доступ. А песни прошлых лет, которым люди отдают предпочтение в наши дни, возможно, не те, которые нравились людям раньше.
Допустим, что выявленные исследователями тенденции — особенно снижение тембрового и тонального разнообразия — негативные. В таком случае песни, которые противоречат этим тенденциям, должны выгодно выделяться на фоне остальных. А значит, они должны иметь более высокие шансы выдержать испытание временем — и, как следствие, быть оцифрованными и попасть в базу данных. Между тем невыразительные песни предыдущих десятилетий должны были кануть в лету.
Получается, что незначительное количество старых песен, которые оказались в базе данных, должны быть более интересными, чем средняя современная песня. И любой сравнительный анализ старых песен с современными должен это показать.
Так что вполне возможно, что на самом деле исследование сообщает нам нечто иное, а именно: невыразительная музыка может пользоваться спросом у публики, но недолго.
Серра признает возможность ошибки отбора, но уверяет, что ее влияние на окончательные результаты незначительное. В подтверждение своих слов он приводит тот факт, что обнаруженные им и его коллегами долгосрочные тенденции также прослеживаются в течение относительно коротких — и недавних — периодов (например, с 1997 по 2007 год).
«Поскольку одна и та же тенденция наблюдается как на протяжении долгих, так и на протяжении коротких промежутков времени, нам остается только заключить, что речь идет об общей тенденции», — говорит он.
А раньше то музыка была лучше!
Возможно вы уже не раз слышали, что раньше музыка была лучше и чаще всего на это недовольство отвечают примерно следующие: «Всё в порядке с современной музыкой, наши отцы также не понимали нашу музыку».
Вот только проблема в том, что в наш высокотехнологичный век такое утверждение является ошибочным и сейчас я объясню почему.
До нулевых годов, чтобы заняться музыкой, во-первых необходимо было хотя бы освоить какой-либо инструмент или как минимум научиться петь, во-вторых написать мелодию или стихи, в-третьих написать полноценную песню или композицию и в-четвертых надеяться, чтобы твоё произведение понравится слушателям.
Сам этот процесс, хочет человек этого или нет, его интеллектуально и культурно развивает, а это уже влияет на то, о чем будет музыка и какого качества.
Таким образом в музыкальную индустрию не могло попасть откровенное быдло, не потому что им кто-то запрещал, а потому что человек переставал им быть. Ну и далее не забывайте еще и жесткой конкуренции, которая так или иначе лишь способствовала повышению качества музыки.
И это как некий бонус, поднимало общий культурный уровень человечества.
Но всё это рухнуло в момент, когда появились программы по типу FL Studio. Теперь музыку может написать кто-угодно и с одной стороны это невероятно здорово, но проблема в том, что в музыкальную индустрию просто налетела толпа, нет, легион, того самого быдла.
Это привело к тому, что общее качество музыки стало стремительно падать. Хорошие музыканты никуда не делись, просто на фоне этого быдла их стало практически незаметно. К тому же подключились продюсеры, которые стали вливать тонны бабла в это быдло, что еще сильней ухудшило ситуацию.
Из каждого утюга мы слышим про Бузову, Моргернштерна или какого-нибудь Элджея. И дети, увы, в силу слабого кругозора, выбирают между Бузовой или Элджеем, то есть между клизмой и сэндвичем с дерьмом.
Но этого увы не происходит, целые поколения, одно за другим слушают откровенную ссанину, а это ведет к тому, что всё больше и больше людей становятся говноедами. А это уже ведет к тому, что падает качество фильмов, сериалов и игр, потому что зачем стараться, если говноеды и так всё схавают. Вон, Непосредственно Каха, собрал 8 млн долларов, ужасающие цифры.
Современность vs Прошлое. Действительно
ли старые хиты лучше нынешних?
В наше время нередко можно услышать заявления о том, что нынешняя музыка не так хороша, как раньше. Подобные высказывания вызывают жаркие споры и конфликты. В этой статье мы попытаемся разобраться, действительно ли современная музыка стала хуже, есть ли веские основания делать столь далекоидущие выводы и какие события в мире повлияли на актуальных исполнителей.
Говоря о низком качестве современной музыки, люди зачастую приводят в пример тот факт, что текстовая составляющая поп-музыки прошлого куда более богатая. Другие указывают на то, что в старых произведениях куда больше мелодичности и гармонии. Последнее особенно интересно, ибо подтверждается статистически. Предлагаю вам ознакомиться с весьма неплохим видео по этой теме:
Действительно, если мы заводим речь о поп-музыке, то современные представители этого жанра куда меньше используют мелодию как инструмент в своих произведениях. Автор ролика выше даёт интересную версию того, почему и в какой момент это произошло, однако я бы хотел добавить в эту дискуссию ещё несколько замечаний и начнём мы немного издалека.
Говоря об изменениях в мире музыки, пожалуй, стоит сказать об изобретении фонографа Томасом Эдисоном (Thomas Edison) в 1877 году.
Таким значимым оно является потому, что у музыки появился полноценный носитель. Несомненно, до этого существовала нотная бумага, которая хранила в себе музыкальные произведения, но именно изобретение Эдисона позволило не только записывать, но и воспроизводить их. Мало-помалу технологический прогресс привёл к тому, что к середине ХХ века у каждого меломана дома была своя аудиосистема и виниловый проигрыватель, позволяющие ему наслаждаться любимыми произведениями не выходя из дома. На протяжении долгого времени именно увлечение музыкой было одним из основных видов досуга прошлого века. Для людей музыка была чем-то значимым, ведь они проводили с ней много свободного времени. На такой спрос, естественно, не могло не родиться предложение. ХХ век по праву считается золотым для музыкальной индустрии. Студии звукозаписи принимали сотни кассет с музыкой от простых граждан. Самых удачных и интересных авторов приглашали на запись, и только те из них, кто завоёвывал интерес широкой аудитории, подписывали контракты с издателем.
С таким подходом, можно сказать, именно аудитория влияла на то, станет ли исполнитель успешным. И эта была аудитория, для которой музыка была важным элементом их жизни, она была готова потратить своё время на то, чтобы слушать.
Однако технологический прогресс, подаривший людям возможность слушать любимую музыку не выходя из дома, не стоял на месте. В 1979 году свет увидел первый Sony Walkman, который из-за своей компактности и наличия наушников, позволял слушать музыку где угодно.
Качество записи и звука на кассетных плеерах значительно уступало виниловым проигрывателям, однако, мало-помалу простота и удобство использования всё же смогли победить качество. Но куда более значимым в контексте темы этой статьи стало изменение восприятия слушателя. Представьте себе, что вы вышли на пробежку, в магазин за продуктами, погулять с собакой, на работу или учёбу и т.д. Многие в таких ситуациях берут с собой наушники, чтобы слушать музыку по дороге. Но в этом случае наше внимание не сконцентрировано на музыкальных произведениях. Цель нашего похода не была в том, чтобы послушать музыку, она здесь выступает скорее как фон для основных действий, как сопровождение. В такой ситуации воспринимать её становится сложнее. Мы перестаём замечать и ценить детали, присутствующие в композиции, мы видим лишь общую картину. И если в случае с уже знакомыми работами дела обстоят более-менее хорошо, то вот при знакомстве с новыми могут возникнуть проблемы. Если в музыке упор делается на внимательное прослушивание, на интересное сочетание композиционных элементов, на двусмысленный текст, на многократную смену ритма, на продолжительность и многое другое, то, скорее всего, при знакомстве с такой работой в ситуации, когда вы не можете уделить ей основное внимание, она оставит вас равнодушным. Возможно, именно поэтому плейлист многих людей кардинально не меняется с течением времени, ведь на знакомые мелодии, какими бы сложными они ни были, подобная ситуация не оказывает столь сильного эффекта.
Помимо того влияния, которое наушники оказали на мир музыки, не стоит также забывать об интернете, а именно о той обширной музыкальной библиотеке, которую он предоставляет всем слушателям. В наше время вопрос поиска новой музыки — это вопрос пары кликов. В руках и карманах практически каждого находится бесконечный источник, содержащий музыку и информацию на любой вкус. Добавьте к этому то, что музыку теперь может делать любой, у кого есть компьютер и желание творить, и вы получите условия, когда мы буквально со всех сторон окружены контентом. Поглотить его весь физически невозможно, поэтому приходится делать выбор. В таких условиях сложные композиции оказываются в ещё менее выигрышном положении, ибо если у них не вышло заинтересовать вас с первых же секунд, вы навряд ли дадите им второй шанс и просто переключитесь на что-то другое. И это кардинально отличается от того, как люди воспринимали музыку раньше.
Так что же, получается, современная музыка действительно хуже, чем раньше? Ну, если отвечать коротко, то нет — это вовсе не так. Один тот факт, что современные поп-исполнители создают более простую и понятную музыку, вовсе не делает её хуже. Как можно было заметить, изменения в музыкальном мире произошли не из-за того, что музыканты стали хуже, а скорее потому, что мир вокруг них сильно изменился. И в этих новых условиях рождается именно та музыка, которая лучше всего подходит для своего времени. Говоря об интересных поп-исполнителях современности можно вспомнить ту же Billie Eilish. Как бы вы к ней не относились, но назвать её песни бессмысленными получится с трудом. В своих работах она касается важных тем депрессии, самобичевания, токсичных отношений, гармонии с самим собой и т.д.
И при этом её музыка остаётся доступной. Благодаря своей простоте, она цепляет с первых же секунд. Конечно, манера исполнения может вам не нравиться, однако это не обесценивает смысла, вложенного в текстовую составляющую. Несомненно, можно найти примеры из прошлого, которые демонстрируют куда более мастерское владение словом, но они были созданы в других условиях. В условиях, когда за внимание слушателя велась куда менее интенсивная борьба. Из не столь популярных исполнителей на ум приходит коллектив MXMS, который в своих треках и клипах рассказывает о душевных травмах и подавленных эмоциях самих участников группы.
Ну и напоследок, в качестве примера, последняя, на данный момент, песня группы Puscifer, в которой критикуется наплевательское отношение к условиям самоизоляции, повлекшее за собой катастрофический рост пострадавших от COVID-19 на территории США.
Любые попытки сравнить музыкальные произведения прошлого и современности и решить, какие из них лучше, обречены на провал. При подобных анализах необходимо учитывать контекст времени, ибо ни одно произведение искусства не существует в вакууме. А если его учитывать, то быстро придёт понимание того, что произведения получились абсолютно разными и сравнивать их не имеет никакого смысла, эти заявления будут носить исключительно субъективный характер. Более того, помимо поп-музыки в наше время существует огромное количество исполнителей, которые пишут композиции на любой вкус, нужно лишь внимательно поискать. Так что будьте внимательнее, слушайте разную музыку, а главное — уважайте вкусы другу друга.