можно ли ставить икону на заставку телефона
Войдите в ОК
Многие православные люди уверены, что созерцание иконы должно быть частым — и ставят изображения святых в качестве заставки на телефоне. Но уместно ли это? Давайте узнаем мнение священников.
Можно ли ставить икону на заставку телефона
На этот счёт и у большинства священников, и у глубоко верующих христиан один ответ — нет, нельзя. Объяснить такое отношение нетрудно — достаточно вспомнить о порицании идолопоклонничества. Но мы пойдём немного дальше и разберёмся с самим назначением иконы.
Согласно Владимиру Николаевичу Лосскому (богослову Парижской школы богословия), иконопись — это один из способов познания Бога. «Общение» с иконой, её рассматривание и изучение — это мистический акт, глубоко личное религиозное переживание. Изображения святых принято созерцать во время молитвы или богослужения. Они должны вызывать благоговение и страх перед Богом. Но ведь телефон мы достаём очень часто. Не будете же вы читать молитву всякий раз, как проверяете сообщения или смотрите время? Да и испытывать глубокие религиозные переживания при каждом включении экрана у вас не получится.
Я думаю, что не стоит этого делать. Заставка — это обычное фоновое изображение, приятная картинка или фотография, радующая взгляд при включении телефона. Помещать туда икону будет неуместно. Не стоит превращать телефон в красный угол, всему свое место.
Священник Дионисий Свечников
Впрочем, есть и несколько иное мнение. Некоторые священники говорят, что ставить икону на заставку — нормально. Но при этом нужно, чтобы она не стала просто привычной картинкой на фоне, а напоминала владельцу смартфона о Боге. В этом случае её назначение будет исполнено.
Однако будем честными — поставив картинку на заставку, мы нередко перестаём её замечать уже через один-два дня. Поэтому так лучше всё-таки не поступать.
Можно! Но учтите, это должно быть не как дань моде или просто из-за красоты, а пусть эти святые образы напоминают Вам о молитве и вдохновляют на жизнь во Христе.
Андрей Ефанов, протоиерей
Довольно распространено отношение к иконе, как к некому талисману, притягивающему удачу и отгоняющему напасти. Именно это некоторые священники, не мудрствуя лукаво, называют проявлением язычества. Поэтому, если вы хотели поставить изображения святых на заставку, чтобы те вас охраняли, подумайте ещё раз — судя по всему, вы неверно интерпретируете эту религию.
Если вы относите себя к христианам, то лучше не устанавливать икону на заставку своего смартфона. Всему своё место — пусть изображение лучше будет в красном углу дома или в церкви.
Богохульство или священный акт — почему нельзя ставить икону на заставку телефона
Многие православные люди уверены, что созерцание иконы должно быть частым — и ставят изображения святых в качестве заставки на телефоне. Но уместно ли это? Давайте узнаем мнение священников.
Можно ли ставить икону на заставку телефона
На этот счёт и у большинства священников, и у глубоко верующих христиан один ответ — нет, нельзя. Объяснить такое отношение нетрудно — достаточно вспомнить о порицании идолопоклонничества. Но мы пойдём немного дальше и разберёмся с самим назначением иконы.
Согласно Владимиру Николаевичу Лосскому (богослову Парижской школы богословия), иконопись — это один из способов познания Бога. «Общение» с иконой, её рассматривание и изучение — это мистический акт, глубоко личное религиозное переживание. Изображения святых принято созерцать во время молитвы или богослужения. Они должны вызывать благоговение и страх перед Богом. Но ведь телефон мы достаём очень часто. Не будете же вы читать молитву всякий раз, как проверяете сообщения или смотрите время? Да и испытывать глубокие религиозные переживания при каждом включении экрана у вас не получится.
Икона должна вызывать в вас глубокие религиозные чувства — если она будет на заставке телефона, должного эффекта не получится
Я думаю, что не стоит этого делать. Заставка — это обычное фоновое изображение, приятная картинка или фотография, радующая взгляд при включении телефона. Помещать туда икону будет неуместно. Не стоит превращать телефон в красный угол, всему свое место.
Священник Дионисий Свечников
https://www.pravmir.ru/vopros-otvet/mozhno-li-na-zastavku-v-telefone-postavit-ikonu/
Впрочем, есть и несколько иное мнение. Некоторые священники говорят, что ставить икону на заставку — нормально. Но при этом нужно, чтобы она не стала просто привычной картинкой на фоне, а напоминала владельцу смартфона о Боге. В этом случае её назначение будет исполнено.
Однако будем честными — поставив картинку на заставку, мы нередко перестаём её замечать уже через один-два дня. Поэтому так лучше всё-таки не поступать.
Можно! Но учтите, это должно быть не как дань моде или просто из-за красоты, а пусть эти святые образы напоминают Вам о молитве и вдохновляют на жизнь во Христе.
Андрей Ефанов, протоиерей
https://foma.ru/mozhno-li-sdelat-zastavku-na-telefone-s-ikonoy.html
Довольно распространено отношение к иконе, как к некому талисману, притягивающему удачу и отгоняющему напасти. Именно это некоторые священники, не мудрствуя лукаво, называют проявлением язычества. Поэтому, если вы хотели поставить изображения святых на заставку, чтобы те вас охраняли, подумайте ещё раз — судя по всему, вы неверно интерпретируете эту религию.
Если вы относите себя к христианам, то лучше не устанавливать икону на заставку своего смартфона. Всему своё место — пусть изображение лучше будет в красном углу дома или в церкви.
Православная Жизнь
Ношение икон в кошельках, сумках, на заставках мобильников и планшетов – это боголюбие или богохульство, христианское благочестие или язычество? Разъясняет протоиерей Александр Немчинов – руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы.
– Ношение икон в кошельках зачастую связано с недопустимо хамским отношением к ним. Помню случай, когда одна продавщица, узнав, что я священник, сразу же задала вопрос: «Батюшка, а почему мне так не везет?» Я ей попытался как мог объяснить, что причины могут быть разные, что беды наши – не случайны, а закономерны, и причины их так или иначе кроются в нас. Старался говорить как можно доступнее: что это следствия наших внутренних противоречий, отношения к людям и Богу. «Да что к Богу! – ответила она и достала из кошелька ламинированную иконку Богородицы. – Вот уже сколько ношу, а толку нет!» И начала ругать икону, тыкать в нее пальцем и давать щелбаны в лик Богородицы.
Проявление варварского язычества
В таком отношении к иконам, на мой взгляд, проявляется псевдоцерковная мимикрия законсервированного язычества в нашем сознании. Это проблема многих православных поместных церквей, но Русской Церкви, пожалуй, в первую очередь.
В момент своего Крещения Русь к принятию христианства была еще совсем не готова интеллектуально. Славянское язычество к тому времени не успело пройти все этапы своего развития, расцвета и умирания, как это было с древними монументальными культами. Сегодня только в книгах мы можем кое-что узнать о египетском спиритуализме, о вавилонском пантеизме, об олимпийских богах и римском пантеоне. Реальных пережитков этих культов сегодня нет. Они умерли. Хотя есть немногочисленные наивные романтики, которые пытаются возродить давно ушедшие в историю культы.
А вот славянское язычество успело пройти только стадию своего первичного зарождения. Не было на Руси какого-либо систематизированного языческого вероучения (так называемая «Велесова книга» – это артефакт ХХ века). Не существовало касты жрецов, были волхвы, но их нельзя назвать кастой. Не было сформировано строгого культа языческого богослужения. Известно лишь волхование – набор харизматических импровизаций и заклинаний. Да и культовых языческих сооружений у нас не было.
Когда мы, например, в богослужебных текстах читаем о русских языческих «капищах», это не больше чем калька с греческих текстов. В этом случае авторы имели в виду не храмы в привычном для нас понимании, а кумирницы, то есть размещение идолов под открытым небом.
Язычество в народном сознании не успело пройти стадии своего развития и не умерло в нем естественной смертью. Вот почему языческий магизм в замаскированном виде, увы, продолжает жить не только в простонародье, но даже в сознании многих людей, считающих себя церковными.
В этом кроется причина оккультного, по-язычески утилитарного отношения к богослужению, иконам да и ко всем святыням. В кошельках и сумочках иконы носят чаще всего как некий талисман, не подозревая, что это проявление святотатства и варварства, которое в народе не является чем-то новым.
Известно, что на Руси, когда у Бога просили чего-то, икону пытались задобрить как языческого идола. Перед ней зажигали свечи, лампаду, курили благовония. И если повезет и желание сбывалось, то икону украшали, делали для нее красивый оклад. А если не получали просимое, тогда икону наказывали. Для начала ее ставили ликом к стене. Если же дела становились еще хуже – поливали кипящим маслом, били, опускали в помои.
И это вопиющее кощунство так же является продолжением языческих традиций. Раньше князь-язычник, отправляясь в военный поход, приносил жертву в кумирнице. Возвращаясь с победой – со щитом, приносил идолам благодарственную жертву, ну а если на щите, то мог рассечь идолов мечом и сжечь их. Как видим, эта дикость жива и поныне.
Ступенька к истинной вере
Если человек благоговейно относится к святыне, то это преклонение не позволит ему носить икону в кошельке. Потому что неподходящее это для иконы место. Соседство икон с деньгами, кредитными карточками и т. п. неуместно. Впрочем, не столь важно, где именно человек носит икону, а его отношение к образу.
В советское время у богатых людей была мода на коллекционирование икон, которые они «благочестиво» называли «доски». И хотя и размещали их в заметных местах, никакой духовности в этом не было. Люди почитали эстетическую и антикварную ценность икон, но не их духовное содержание.
Были в то время и те, которые держали в доме черно-белые или разукрашенные низкопробными красками фотографии икон, купленные на базаре, на одном прилавке с фотографиями пухленьких девочек, котят и целующихся голубей. Само качество их изображения выглядело как надругательство. Но для покупателя это было не так уж и важно. Приобретали-то их ведь чаще всего «на удачу».
Так что все зависит от побудительной причины: зачем человек носит с собой икону. Если это действительно проявление упования на Бога, боголюбие – это одно. Если «на всякий случай» и чтобы в жизни везло – это уже другое. Хотя для некоторых людей даже такое магически-языческое отношение может стать ступенькой, путем к истинной вере. Это уровень понимания человека, то, что он способен осознать в данный момент. Главное, чтобы на этой ступеньке человек не остановился, а такое вполне возможно.
Если в человеке не проснется боголюбие, то он так христианином и не станет. Потому что отношения с Богом строятся на бескорыстной любви, а не ради того, чтобы повезло в жизни и для получения земных благ.
И если с верой и надеждой (хотя бы в какой-то степени) женщина носит складенек в сумочке с благоговением – это можно понять. Но нельзя сказать, что сумка – подходящее место для постоянного пребывания святого образа.
Наше отношение к Богу утилитарно или благоговейно?
Мода размещать иконы как заставки на мобильные телефоны и планшеты тоже весьма сомнительна. Если уж хочется, чтобы на мобильнике было что-нибудь такое, что может охарактеризовать его владельца как православного христианина, то лучше уж, пожалуй, брать на заставки фотографии благолепных храмов.
Ну не будет же человек молиться перед заставкой на телефоне! Поэтому и телефон – не самое подходящее место для икон в силу того, что это исключительно бытовой предмет, как и браслеты с ликами святых. Ну а уж брелочки с иконками, на мой взгляд, и вовсе надругательство.
Человек хочет показать свою сугубую религиозность, а превращается это в богохульство. И церковный бизнес здесь играет свою роль – иконные лавки пестрят блестящими цацками с ликами святых и крестами.
То же самое можно сказать и о церковных песнопениях, которые используют как сигналы вызова на мобильнике. Представьте, если вдруг где-нибудь в общественном туалете вдруг зазвучит «Иже херувимы». Наверное, даже прожженный богохульник до такого не додумается.
Важно помнить, что все церковное предание: богослужение, церковное искусство по сути своей глубоко ИКОННО. И песнопение – это, можно сказать, музыкальная икона. Догмат VII Вселенского собора гласит: «. Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу».
Следовательно, наше отношение к Первообразу определяет также отношение к Его образу. В этом и проявляется связь с Богом: утилитарная или благоговейная. Человек, имеющий страх Божий, конечно же, и к образу Его, как и к образам святых угодников Божиих (дивен Бог во святых Своих), относится с благоговейным трепетом.
И поэтому каких-то специальных правил по поводу ношения икон в кошельке нет. В каждом конкретном случае лучше посоветоваться с духовником.
Православная Жизнь
Допустимо ли поместить икону под чехол мобильного? А в кошелёк? Можно с её помощью организовать духовную зону по фэншую? Священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья, подробно ответил на эти вопросы.
Всё зависит от того, зачем мы носим икону в чехле мобильного. Если как оберег, то это очень глупо. Иконы нужны не для того, чтобы от чего-то охранять. Мы получаем благодать не от иконы, а от Бога, Которому молимся. Если речь идёт о силиконовом прозрачном чехле, то мы ведь даже фото своего близкого человека туда не кладём!
Носить икону в чехле телефона, на мой взгляд, неблагоговейно, ведь мы можем бросить гаджет в сумку, положить в карман или ещё куда-нибудь, где образу Бога, Его Пречистой Матери или святых явно не место.
Знаю случаи, когда иконы носят в кошельках. Для меня это допустимо, потому что я в своё время тоже носил в портмоне маленькую иконочку святителя Николая Чудотворца, меня благословил на это мой духовник. Она лежала, конечно же, не с деньгами, а в отдельном отделении, и соприкасалась только с крышкой кошелька. В карман я положить его не мог, носил в сумке через плечо. Этот образок очень меня выручал, когда доводилось куда-то выезжать. Обычно я беру с собой в дорогу небольшой складень, но были случаи, когда забывал его, а жить приходилось в местах, где икон не было. В таких ситуациях наличие иконы было очень кстати. Понятно, что можно молиться и без икон, но мне так было легче сосредоточиться.
Возможно, люди, которые кладут иконы в чехол телефона, воспринимают такой жест как своеобразное исповедничество: хотят показать всем окружающим, что православные. Не знаю, правильно ли это. Видел чехлы для телефонов, на которых изображён крест, но, опять же, возникает вопрос: где человек будет носить телефон с таким чехлом? Если взять за правило помещать его исключительно в нагрудный карман — это ещё куда ни шло, но там телефоны носят редко. Современные телефоны выручают в разных ситуациях, мне доводилось и под машину со своим лезть: использовал его вместо фонарика. Вопрос: место ли там кресту или иконе?
Место иконы — не на телефоне, не в кошельке, а дома, в святом уголке, где вы молитесь. Молиться с телефона, к слову, можно. Я не возражаю, когда молодые прихожане даже в храме следят за богослужением с телефона. На мой взгляд, это хорошо: значит, они пришли не просто постоять, но помолиться вместе со всеми. Эта молодёжь неравнодушна к тому, что происходит, и хочет понимать всё, что совершается на богослужении. Я использую телефон в качестве запасного помянника: он помогает не потерять имена тех, о ком молюсь. Думаю, не надо бояться пользоваться благами цивилизации, тем более если они служат нам на пользу.
Ещё один момент, которого хотелось бы коснуться: порой случается, что чехол телефона оказывается для иконы более подходящим местом, нежели безобидная на первый взгляд полка. Не раз доводилось видеть, как возле православной иконы стоит какая-нибудь жаба, приносящая богатство, или фигурка будды. Конечно же, это недопустимо. У людей, поступающих так с образом Христа или святых, явно присутствует магическое мышление. Они не верят в Бога, но верят в приметы, фэншуй и тому подобную чушь.
Повторю: иконы на телефоне, на мой взгляд, это неблагоговейно. Это неуважение к ним. Казалось бы, этому предшествует благой порыв. Что плохого, если человек хочет окружить себя святынями? Однако в итоге он утрачивает благочестивое отношение к ним. Окружая себя изобилием икон, образочков, брелочков, браслетиков, мы теряем Христа и веру, становимся язычниками.
Хотим проявлять благочестие, хотим больше освящать свою жизнь? — пожалуйста: мы живём в век цифровых технологий, сейчас существует множество программ, позволяющих узнать о Боге и православии как можно больше. Чего только нет: от православных сайтов и аудиокниг до видеолекций и всевозможных приложений. Причём сейчас практически всё можно скачать на телефон и пользоваться потом без интернета. Я так слушаю уже вторую книгу митрополита Илариона (Алфеева). Времени почитать её я бы не нашёл, а вот в аудиоформате прослушал всю, почерпнул для себя много интересного. Давайте разумно пользоваться тем, что у нас есть! Есть приложения, которые будут присылать вам каждый день изречения святых отцов, соответственно церковному календарю. Эти наставления можно применять в своей жизни, они помогут сделать жизнь качественно лучше.
К сожалению, нередко получается, что мы размещаем на телефоне икону вместо того, чтобы с помощью этого гаджета узнавать больше о своей вере, становиться лучше. Всё потому, что прикрепить иконочку на чехол проще, чем учиться, развиваться, читать. Можно ведь скачать себе «Закон Божий», который 60% прихожан не читали вообще, или любую другую полезную литературу, но мало кто пользуется этой возможностью. Люди воспринимают Церковь как что-то непонятное, но не хотят разобраться в том, что она такое, им проще находиться в неведении. Очень хочется, чтобы эта ситуация в корне изменилась.
Записала Екатерина Щербакова
Можно ли вымолить сдачу экзамена и не грех ли на заставку в телефоне поставить икону? Мнение священника из Балаково
На вопросы читателей из Балаково отвечает протоиерей Сергий Шумов.
Дорогу осилит идущий
– Завтра День знаний, и я вспомнила, как однажды хотела без труда получить хорошую оценку на экзамене в институте по очень трудному предмету. Мне подруга дала бумажку с какой-то молитвой, сказала, что она поможет вытянуть «халявный» билет, только ещё следует зайти в храм и поставить свечку. Я всё сделала, как она велела. К сожалению, экзамен успешно был провален, и к его пересдаче я уже готовилась как следует. Скажите, а как правильно и кому из святых молиться, чтобы было легко в учении и везло на экзаменах?
– Первого сентября у нас в храме, как и во всех православных храмах, совершается молебен, посвящённый Дню знаний. Он служится для всех, кто учит и кто учится, то есть для преподавателей, школьников и студентов.
Помимо молебна совершается краткая молитва о даровании ученикам духа премудрости и разума, то есть, чтобы Господь давал ученикам силы приобретать знания. Но когда человек пришёл в храм, поставил свечку и помолился Господу о сдаче экзамена, то это не работает. Я по секрету скажу, так как сам учился в разных институтах и разных учебных заведениях, помимо школы, – учиться трудно везде и всегда. Это только тем, кто очень талантлив, учёба даётся легко, а для большинства обучающихся – это труд. Учёба – это дорога в гору, которую осилит только идущий.
Покровителем учащихся считается Сергий Радонежский. Жил он в первой половине XIV века. При рождении получил имя Варфоломей. Когда мальчику было семь лет, родители отдали его учиться грамоте, но обучение давалось ребёнку тяжело. Другие дети над ним за это подтрунивали, и Варфоломей сильно по этому поводу переживал. Однажды он встретил странствующего монаха, который за него помолился и предсказал, что с этого дня Варфоломей будет знать грамоту лучше своих собратьев; так и случилось, но для этого ему пришлось приложить немало стараний. Также можно молиться Иоанну Богослову – одному из ближайших учеников Спасителя. В честь Иоанна Богослова освящены многие духовные учебные учреждения, например Санкт-Петербургская духовная академия, Саратовская духовная семинария.
Не могу не отметить, что у преподавателей очень трудная, самоотверженная, подвижническая трудовая деятельность. В нашем городе много блестящих преподавателей, и многие из них являются прихожанами нашего Свято-Троицкого храма. С молитвой, чтобы Господь их укреплял на этом трудном пути, они достигли поразительных результатов в обучении своих учеников. Честь им и хвала.
Можно только священнослужителям?
– Правда ли, что цитировать строки или приводить примеры из Ветхого и Нового заветов могут только священнослужители?
– Нет, это неправда. И тем не менее цитирование Священного писания – это не предмет хвастовства его знанием. Оно должно быть уместно, не для красного словца.
Икона в телефоне
– На сотовом телефоне одной женщины видела на заставке икону. Не кощунство ли это?
– Нет, если человек поставил такую заставку не просто так, а чтобы чаще видеть перед собой образ своего святого покровителя. На уровне подсознания это может придавать сил и уверенности в себе.