Как узнать учредителей зао

Выписка из реестра акционеров

Формирование выписки из реестра акционеров происходит в тех случаях, когда владельцу акций необходимо предоставить куда-либо доказательство того, что он владеет теми или иными ценными бумагами.

Что такое реестр акционеров

В это понятие включается полная информация об акционерном обществе: размер уставного капитала, количество, номинал акций, данные по выплаченным дивидендам и реквизиты совершенных сделок по ценным бумагам. Сюда же входит детальный перечень акционеров, владеющих акциями одной компании. В реестре указывается не только список, но и подробные сведения о каждом лице: его ФИО, паспортные данные и адрес, количество и тип акций, которыми владеет участник акционерного общества и т.п.

Назначение документа довольно простое: реестр составляется для создания полной картины о деятельности организации, а также всех ее собственниках. Благодаря наличию таких данных, он дает возможность заинтересованным лицам оперативно узнать положение дел на предприятии, в том числе и финансовые дела на тот или иной промежуток времени.

Зачем может понадобиться выписка

На сегодняшний день ценные бумаги, выпускаемые организацией, не имеют документального подтверждения, в т.ч. и сертификата.

Данные об активах отражаются только на лицевом счете владельца акций. Для того чтобы получить на руки подтверждение права собственности, держателю ценных бумаг следует обратиться к регистратору акций за соответствующей выпиской.

Выписка может понадобиться по самым разным причинам. В первую очередь, самому держателю акций для уточнений количества акций, принадлежащих ему, кроме того, бывает, что такой документ требуется для предоставления в налоговую службу, другие государственные инстанции, а также банковские кредитные учреждения.

Чем отличаются выписка и копия

На первый взгляд может показаться, что два эти документа равнозначны. Это заблуждение. Между ними есть одно, но очень существенное отличие. Несмотря на то, что они дублируют текст того или иного документа, выписка, в отличие от копии, содержит только какую-то его часть. При этом выписка может включать в себя несколько отрывков из документа, имеющих значение в какой-то конкретной ситуации (при формировании такой выписки важно соблюсти лишь одно условие: чтобы она не искажала сути основной бумаги).

Таким образом, выписка позволяет скрыть тот раздел документа, который не предназначен для широкой аудитории, поскольку содержит в себе коммерческую тайну или персональные данные какого-либо лица. Именно поэтому выписки имеют широчайшее распространение, когда речь идет о сведениях о какой-либо компании, ее собственнике или представителе персонала.

Особенности выписки

Выписка из реестра акционеров имеет и другие свои особенности. В частности, она выдается исключительно по требованию от владельца акций на ту дату, которая указана в заявлении («задним числом» получить ее не получится).

В обязательном порядке она содержит информацию обо всех акциях, которые числятся за обратившимся, так что утаить наличие каких-либо бумаг также не будет возможно.

При этом все данные, отраженные в выписке носят сугубо информационный характер, т.е. эта операция не указывается ни в регистрационном журнале, ни на лицевом счете человека.

Порядок получения выписки

Для того чтобы сформировать выписку из реестра акционеров, нужно, чтобы от владельца акций поступило соответствующее заявление. Сведения о нем обязательно должны быть внесены в журнал входящей корреспонденции организации, там же должны быть указаны данные о выданной выписке (дата, назначение), информация об ответствующем сотруднике. Далее в течение трех дней заявление должно быть рассмотрено, и владельцу акций предоставлена требуемая информация. Надо сказать, что лицо, выдающее выписку, несет полную ответственность за те сведения, которые в ней содержаться.

Как сделать выписку, формат и оформление выписки

Выписка пишется в произвольном виде, поскольку ее унифицированной формы нет. Но, несмотря на отсутствие стандарта, она должна соответствовать некоторым нормам деловой документации. В частности, она условно должна быть поделана на три части: начало (название предприятия, номер и дата выписки), основной блок (обычно оформляется в виде таблицы) и заключительный раздел (подпись и печати).

Следует отметить, что в некоторых организациях есть разработанный шаблон документа, утвержденный руководством — при таком условии использовать нужно именно его.

Выписку можно делать на обычном листе бумаги или на фирменном бланке, от руки или с помощью копировальной техники.

Она в обязательном порядке должна быть заверена ответственным представителем компании или регистратором.

Наличие печати в ней определяется тем, пользуется компания штемпельными изделиями для удостоверения бумаг или нет.

Образец выписки из реестра акционеров

Для того чтобы сделать выписку, посмотрите приведенный ниже образец документа и разъяснения к нему.

Источник

Как узнать состав акционерного общества и получить выписку реестра

Некоторые компании привлекают в оборот денежные средства со стороны, берут их у физических или юридических лиц. Взамен дают долю своего предприятия, право на которую подтверждается ценной бумагой — акцией. С этого момента партнер становится совладельцем — акционером. При желании можно продать эту долю предприятия другому заинтересованному лицу, но только через посредника — брокера. Для упорядочивания смены владельцев необходимо вести реестр акционеров. Этим занимает «держатель». В его роли выступает аккредитованное юридическое лицо, хранящее информацию, как государственную тайну. Поэтому узнать состав акционеров практически невозможно (ниже предоставим письмо ИФНС).

Кто такой акционер

Акционер — это субъект, из числа физических или юридических лиц, вложивший личный капитал или иное имущество в определенную компанию. С момента заключения сделки вкладчик становится совладельцем, что подтверждает акция, выданная ему взамен на материальные средства. При этом субъект не становится учредителем, по статусу он больше относится к инвестору, а вместе с этим приобретает ряд привилегией:

Помимо перечисленного, акционер берет на себя и корпоративные риски. Если предприятие обанкротится, то субъект не имеет права предъявлять претензии.

Акционеры различаются и по типу акций:

Стоимость акции зависит от успешности компании. Например, номинальная цена 1-й акции Сбербанка при размещении на фондовом рынке в 2007 г. составляла 89 руб., а текущая котировка бумаги на бирже 289 руб. (26.03.2021 г.). За 14 лет стоимость поднялась более чем в 3 раза.

Что такое акционерное общество

Акционерное общество — это субъект финансовой деятельности частного экономического сектора. До 2015 г. акционерные общества регистрировались в форме открытых (ОАО) и закрытых (ЗАО) организаций. С 2015 г. создаются публичные (ПАО) и непубличные (НАО) компании. По сути, кроме смены аббревиатуры ничего не изменилось, те АО, что открывались до 2015 г., продолжают работать в прежних организационно-правовых формах.

Публичное общество конвертирует свое материальное имущество в ценные бумаги, после чего размещает их на фондовом рынке. Такой процесс называется «первичное публичное предложение» — IPO (Initial Public Offering). После размещения любой желающий имеет право купить акции через брокерскую компанию. После сделки имя собственника прописывается в реестр акционеров. (Минимальный уставной капитал ПАО — 100 тыс. руб., а количество участников не ограничено.)

Непубличное общество — субъект экономической деятельности, создаваемый из акционеров, список которых утвержден заранее, еще на этапе формирования уставного капитала (размер которого не может быть менее 100 минимальных зарплат). Список акционеров не должен превышать 50 юридических или физических лиц. Ценные бумаги НАО не поступают в свободное обращение и не могут продаваться вне круга акционеров, например, выставляться на биржу.

Кто и зачем ведет реестр акционеров

Реестр акционеров — это система записей о субъектах из числа физических или юридических лиц, которым открыты лицевые счета с акциями, состоящими на учете, а также информация об обременении и иные записи. Данные о составе акционеров являются обязательными для ведения текущей деятельности общества, а именно — отслеживания перехода прав собственности.

До 1996 г. компании с числом акционеров до 50-ти могли самостоятельно вести реестр. Но после вступления в силу ст. 8 ФЗ-39 «О ценных бумагах» ведение реестров доверили профессиональным участникам рынка ЦБ с лицензией, обозначив их словом «держатель». Найти сведения о держателях реестра акционеров акционерного общества можно на сайте Центробанка. Правда, здесь перечень размещается под названием «Список регистраторов. Рынок ценных бумаг». Файл реестродержателей автоматически скачивается на ПК (формат Excel). По состоянию на 25.03.2021 г. в РФ зарегистрировано 32 реестродержателя.

Как узнать состав акционеров АО

Проверить общество на состав владельцев акций не так просто, как проверить само общество по линии ИФНС. Дело в том, что вопросом ценных бумаг занимается держатель, а он выдает документы только владельцам ЦБ (ст. 46, ФЗ-208 «Об АО»). Максимум вы можете получить выписку из реестра акционеров, но даже для этого необходимо владеть хотя бы одной акцией. А налоговая инспекция сведения не предоставляет. Ниже скриншот пояснения от ИФНС.

Правда, иногда узнать состав АО все-таки можно. Каждому дольщику ежегодно приходят письма от компании с приглашением принять участие в собрании (ст. 52, ФЗ-208 «Об АО»). В документе можно увидеть перечень адресатов, также приглашаемых на собрание.

Выписка из реестра акционеров

Содержание выписки строго регламентировано законодательством (ч. 3.113, Глава III Ведение счетов, Приказ ФСФР России № 13-65/пз-н от 30.07.2013 г. «О порядке открытия и ведения держателями реестров. »).

Конкретный срок действия выписки из реестра акционеров нигде не урегулирован. Однако, если вы планируете сделку с ценными бумагами, то лучше закажите ее после того, как обсудили возможность заключить договор купли-продажи акций.

Как узнать учредителей зао. Смотреть фото Как узнать учредителей зао. Смотреть картинку Как узнать учредителей зао. Картинка про Как узнать учредителей зао. Фото Как узнать учредителей зао

Рис. 1. Письмо Федеральной налоговой службы от 13 августа 2015 г. № ГД-17-14/110 «О предоставлении разъяснений»

Правда, иногда узнать состав АО все-таки можно. Каждому дольщику ежегодно приходят письма от компании с приглашением принять участие в собрании (ст. 52, ФЗ-208 «Об АО»). В документе можно увидеть перечень адресатов, также приглашаемых на собрание.

Как узнать учредителей зао. Смотреть фото Как узнать учредителей зао. Смотреть картинку Как узнать учредителей зао. Картинка про Как узнать учредителей зао. Фото Как узнать учредителей зао

Рис. 2. Образец выписки из реестра акционеров

Акционер — это совладелец какого-либо предприятия с привилегиями инвестора. Права собственности подтверждаются ценными бумагами. Они на строгом учете держателя, сформированные в реестр. После продажи акций имя совладельца компании удаляется из реестра.

Источник

Проверка контрагента

Защити себя сам: как проверить контрагента

Как узнать учредителей зао. Смотреть фото Как узнать учредителей зао. Смотреть картинку Как узнать учредителей зао. Картинка про Как узнать учредителей зао. Фото Как узнать учредителей зао

Сделка с каждой 20-й организацией потенциально может обернуться убытками, срывом поставок и сроков реализации проектов. Как правильно изучить деловую репутацию будущего партнера, чтобы сотрудничество было безопасным? Какие данные по контрагенту необходимо собрать?

Предварительный сбор данных

Прежде всего, нужно убедиться в том, что компания зарегистрирована в установленном порядке и ведет деятельность. Это можно сделать разными способами.

Проверить ИНН

Удостоверьтесь в том, что ИНН поставщика — не случайный набор цифр, а реальный цифровой код, который принадлежит компании, предлагающей сделку.

Проверить это очень просто, так как у ИНН есть свой алгоритм, и поддельный номер, скорее всего, ему соответствовать не будет. Распознать ошибку в ИНН можно в любой программе для подготовки сведений о доходах физических лиц, введя номер в поле «ИНН работодателя». Если номер не будет удовлетворять алгоритму, появится сообщение об ошибке.

Одновременно установить подлинность ИНН и принадлежность его той или иной компании можно на сайте ФНС или с помощью сервиса проверки контрагентов Контур.Фокус.

Запросить копию свидетельства о госрегистрации (или лист записи в ЕГРЮЛ)

Свидетельство о госрегистрации подтверждает, что контрагент существует как юридическое лицо и учтен как налогоплательщик. С 1 января 2017 года при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вместо свидетельства о госрегистрации выдается лист записи нужного реестра — ЕРГЮЛ или ЕГРИП. Таким образом, лист записи — это документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

В соответствии с п.13 Правил ведения ЕГРЮЛ лист записи государственного реестра включается в регистрационное дело юридического лица. В соответствии с п.19 Правил ведения ЕГРИП лист записи государственного реестра включается в регистрационное дело индивидуального предпринимателя.

Необязательно запрашивать копию свидетельства или листа записи непосредственно у потенциального контрагента. Узнать, зарегистрирован ли он, можно с помощью сервиса или на сайте ФНС.

Получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

Свежая выписка из ЕГРЮЛ подтверждает, что контрагент зарегистрирован и на момент ее получения не снят с учета. Кроме того, по выписке ЕГРЮЛ можно проверить реквизиты, указанные контрагентами в договорах и иных документах.

Выписку можно запросить непосредственно у потенциального партнера или с помощью сервиса ФНС.

Контур.Фокус выдает свежую выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в течение нескольких минут. Кроме того, поставив интересующую вас организацию на наблюдение в этом сервисе, вы будете получать уведомления о любых изменениях в данных ЕГРЮЛ/ЕГРИП на свою электронную почту.

Проанализировать бухгалтерскую отчетность

Хороший инструмент оценки контрагента — баланс на последнюю отчетную дату с отметкой налоговой инспекции. Его можно запросить непосредственно у контрагента или получить через официальные источники (например, бухгалтерская отчетность компаний, отчитывающихся в Росстат, представлена в сервисе Контур.Фокус).

Баланс позволяет сделать сразу несколько важных выводов о компании:

На основе данных бухгалтерской отчетности легко составить финансовый анализ, который покажет динамику деятельности компании и позволит оценить ее финансовую устойчивость. В сервисе Контур.Фокус на карточке компании можно найти ссылки на бухгалтерскую отчетность и минифинанализ, который позволит сразу же увидеть ключевые моменты в бухформах без необходимости изучения большого и сложного финансового отчета по компании.

Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, можно также получить на сайте ФНС.

Дополнительная аналитика

Необходимо убедиться в добросовестности контрагента и собрать доказательства того, что вы осуществляли необходимую проверку. Почему это важно? В случае судебного разбирательства это позволит подтвердить, что ваша компания проявила должную осмотрительность в выборе контрагента.

С точки зрения налоговиков (Письмо ФНС РФ от 23.03.2017 N ЕД-5-9/547@) компания не проявила должную осмотрительность, если у нее нет:

Сведения о компании

Массовый адрес регистрации

Массовый адрес — один из признаков фирм-однодневок. В конце 2017 года Минфин выпустил Письмо от 14.11.2017 № 03-12-13/75024, в котором предупредил, что при наличии подтвержденной информации о недостоверности поданных сведений об адресе юрлица регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. Согласно документу, факты включения информации об адресе массовой регистрации — это основание для проверки достоверности данных в ЕГРЮЛ. Таким образом, регистрируя компании на массовый адрес, юрлицо или ИП рискует получить отказ в регистрации.

Но ужесточение контроля массовых адресов касается не только бизнесов-новичков, но и уже зарегистрированных компаний: налоговая отправляет письма компаниям, которым необходимо предоставить в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе. Проигнорировать уведомление налоговиков не удастся: если адрес не подтверждается, представленные документы не соответствуют достоверности, то в ЕГРЮЛ вносится запись о неверных сведениях об адресе, что может повлечь исключение организации из реестра, согласно ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Заключать договоры с контрагентами, зарегистрированными по массовым адресам, тем более опасно.

Как проверить «массовость» адреса? Во-первых, на сайте ФНС доступен сервис, сверяющий вводимый пользователем адрес со списком массовых адресов. Во-вторых, показывает, какие компании зарегистрированы по тому же адресу, что и интересующий пользователя контрагент, сервис Контур.Фокус. В ряде случаев такое «соседство», даже если речь не идет о массовой регистрации, может оказаться существенным.

Фактическое местонахождение контрагента

Само по себе несовпадение фактического и юридического адреса никак не характеризует контрагента. По данным ФНС, почти 80% российских компаний расположены не по юридическому адресу, указанному при регистрации. Но налоговая рекомендует проверять фактическое место нахождения контрагента наряду с другими данными.

Такую информацию можно получить, выехав по юридическому или фактическому адресу предполагаемого партнера. Это позволит не только уточнить, там ли в действительности расположен офис контрагента, но и взглянуть на помещение, производственные или торговые площади, поговорить с сотрудниками и соседями по офисному зданию. Особенно продуктивным может быть такой визит, если нанести его инкогнито, под видом покупателя или потенциального партнера.

В Контур.Фокусе можно за один клик осмотреть панораму зданий и окрестностей по указанному юридическому лицу. Эта опция называется осмотр зданий через карты Яндекса и Google.

Посильность условий договора для контрагента

Необходимо располагать очевидными доказательствами того, что контрагент имеет реальную возможность выполнить условия договора. Во внимание принимается, прежде всего, время, затрачиваемое на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Нарушения налогового законодательства

Налогоплательщик вправе запросить у налоговиков сведения об уплате налогов контрагентами. При этом не принципиально, ответит ли инспекция на запрос компании. Кодексом не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства (Письмо Минфина РФ от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134).

Как показывает арбитражная практика, о должной осмотрительности компании свидетельствует сам факт обращения в налоговую инспекцию с просьбой оказать содействие в проверке добросовестности контрагентов.

Чтобы факт обращения в инспекцию был зафиксирован, запрос следует отправлять заказным письмом с уведомление о вручении (у вас остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление) или подать запрос лично в канцелярию налоговой инспекции (в этом случае на руках остается копия запроса с отметкой о принятии).

Арбитражные дела

Арбитражные дела важны не только для доказательства должной осмотрительности налогоплательщика, но и для получения информации о его деловой репутации и характере поведения на рынке.

Обратите внимание на то, в каких спорах участвовала организация. Если поставщик ранее фигурировал в незаконных схемах ухода от налогов, это может рассматриваться судом как косвенное доказательство вины налогоплательщика. Если это иски, связанные с нарушением компанией своих обязательств, и таких споров у потенциального контрагента много, то повод задуматься о целесообразности сотрудничества тоже есть.

Арбитраж позволяет установить, какими суммами оперирует компания. Это особенно важно, если у налогоплательщика нет никаких других данных о финансовом состоянии потенциального партнера.

Также можно проверить споры контрагента на «типичность». Если организация постоянно участвует в однотипных спорах, не исключено, что в заключаемых ею договорах есть ловушки, рассчитанные на клиентов, плохо ориентирующихся в тонкостях гражданского законодательства. Чтобы судить об этом наверняка, потребуется экспертиза опытного юриста.

Проверить контрагента на арбитражные дела можно двумя способами:

Госконтракты

Госконтракты — еще один способ получить достоверную информацию о предполагаемом партнере. Факт, что компания неоднократно заключала госконтракты и исполняла в срок свои обязательства, может свидетельствовать о ее надежности.

Неоднократное заключение госконтрактов и своевременное исполнение обязательств может свидетельствовать о надежности компании. Однако чтобы сделать окончательные выводы, нужно знать ситуацию в регионе.

Получить доступ к данным о госконтрактах можно на официальном сайте госзакупок. В Контур.Фокусе по каждому контракту есть следующие данные: заказчик, цена сделки, дата подписания договора, суть взятых на себя исполнителем обязательств, номер и статус контракта.

Данные о людях

Массовость и аффилированность руководителя/учредителя

Как и массовость адреса регистрации, массовость руководителя/учредителя может свидетельствовать о том, что потенциальный контрагент — однодневка.

Проверить, сколько компаний учреждено тем или иным человеком, в скольких компаниях он занимает должность генерального директора, можно в сервисе Контур.Фокус. Если таких фирм много, а часть из них уже прекратила свою деятельность — это серьезный повод задуматься о целесообразности сотрудничества.

Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц предоставляет на своем сайте ФНС.

«Черный список» на сайте ФНС

Речь идет о реестре дисквалифицированных лиц. Дисквалификация — это административное наказание, которое заключается в лишении физического лица определенных прав, в частности, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

Основанием для дисквалификации может послужить преднамеренное или фиктивное банкротство, сокрытие имущества или имущественных обязательств, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов и пр.

Чтобы избежать сотрудничества с компаниями, руководитель которых был дисквалифицирован, достаточно проверить потенциального партнера через специальный сервис на сайте ФНС. Поиск осуществляется по наименованию юридического лица и ОГРН.

К концу 2018 года ФНС запустила в тестовом режиме сервис «Прозрачный бизнес», который можно использовать для сбора комплексной информации о налогоплательщике – организации и проявления должной осмотрительности.

Если ввести в поиск данные об ИНН, ОГРН или наименовании компании, то появится следующая информация:

Обращать внимание следует на знак треугольника, который может появиться в разделе как предупреждение. Это значит, что информация требует особого внимания.

Полномочия лица, подписывающего документы

Минфин рекомендует при проверке контрагентов получать документальное подтверждение полномочий руководителя (его представителя). В случае если документы подписывает представитель компании, от контрагента нужно получить доверенность или иной документ, уполномочивающий того или иного человека подписывать документы от лица компании.

Информация о сделке

Подтверждение личных контактов при заключении сделки

Отсутствие личных контактов при заключении сделки может свидетельствовать о том, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность. Доказать обратное помогут собранные данные об обстоятельствах заключения договора с контрагентом (кто участвовал в переговорах, кто отпускал товар и пр.).

Проверка документов по сделке

Эта процедура позволяет избежать не только претензий налоговых органов, но и возможных судебных споров.

На этапе заключения сделки рекомендуется:

Приведенный список «фильтров» — неполный. Можно и другими способами проявить осмотрительность в выборе контрагента и получить о нем максимально полную информацию.

Читайте другие статьи на эту тему:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Изменение состава акционеров: бухгалтерский и налоговый учет

Отправим материал вам на:

Если акционер, владеющий 100% акций ЗАО, продает другой организации большую часть своих акций, то как это отражается в бухгалтерском и налоговом учете общества? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Лилия Федорова и Ольга Монако.

Как узнать учредителей зао. Смотреть фото Как узнать учредителей зао. Смотреть картинку Как узнать учредителей зао. Картинка про Как узнать учредителей зао. Фото Как узнать учредителей заоКак узнать учредителей зао. Смотреть фото Как узнать учредителей зао. Смотреть картинку Как узнать учредителей зао. Картинка про Как узнать учредителей зао. Фото Как узнать учредителей зао

Физическое лицо, обладатель 100% пакета акций ЗАО, которые были приобретены у учредителя, продает большую часть акций иностранной организации. Как ЗАО должно отразить смену акционеров в бухгалтерском и налоговом учете?

Согласно п. 1 ст. 10 Закона «Об АО» учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

Следовательно, лица, которые приобрели акции у учредителей, сами учредителями являться не будут, т.к. они не принимали решение о создании ЗАО. В силу п. 1 ст. 2 Закона «Об АО» такие лица становятся акционерами ЗАО.

Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества (п. 1 ст. 2 Закона «Об АО).

Изменение состава акционеров отражается в реестре акционеров (ст. 44, 45 Закона «Об АО»).

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами (п. 1 ст. 25 Закона «Об АО»).

Бухгалтерский учет

При передаче акций одним акционером другому само ЗАО, выпустившее данные акции, в расчетах не участвует. У общества не возникает имущественных обязательств перед продающим акции акционером. Кроме того, в результате таких операций размер уставного капитала не изменяется. Иными словами, никакой хозяйственной операции, приводящей к изменению величины активов, обязательств или капитала ЗАО, не происходит. Меняется лишь состав акционеров, что отражается в реестре акционеров. В связи с этим никаких записей в бухгалтерском учете организации делать не нужно.

Обращаем внимание, что аналитический учет по счету 80 организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций.

То есть в Инструкции не упоминается о записях по счету 80 в случаях изменения состава акционеров. Но если организация ведет аналитический учет по акционерам, то после отражения в реестре акционеров изменения в составе акционеров организации следует отразить эти сведения в аналитическом учете.

Полагаем, что в бухгалтерском учете смена акционеров может отражаться лишь на аналитических счетах к счету 80 (внутренние бухгалтерские записи по указанному счету) следующим образом:

Дебет 80, субсчет «Акционер-продавец» Кредит 80, субсчет «Акционер-покупатель»

— отражена передача акций от одного акционера к другому.

Заметим, что в соответствии с Инструкцией счет 75 «Расчеты с учредителями» предназначен для обобщения информации обо всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) и другое. То есть счет 75 используется при расчетах между организацией и учредителями либо акционерами. Как было уже отмечено, при передаче акций одним акционером другому само общество, выпустившее данные акции, в расчетах не участвует. Следовательно, при отражении операции, связанных с изменением состава акционеров, счет 75 не может быть задействован.

Налоговый учет

Прежде всего отметим, что в случае продажи акционером принадлежащих ему акций у ЗАО, выпустившего данные акции, доходы и расходы, связанные с данной сделкой, не возникают, то есть никакие налоговые последствия не образуются.

В частности, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся доходы от реализации в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг. Согласно ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, признается доход, полученный ими от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ. Налоговая ставка при этом для налоговых резидентов РФ будет составлять 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Таким образом, доходы, полученные физическим лицом, являющимся налоговым резидентом РФ, от реализации акций являются объектом обложения НДФЛ и облагаются по ставке в размере 13%.

Особенности исчисления и уплаты НДФЛ на доходы по операциям с ценными бумагами установлены ст. 214.1 НК РФ.

Обращаем внимание, что ЗАО, акции которого продает физическое лицо, в рассматриваемом случае в расчетах не участвует, то есть не является источником выплаты дохода, следовательно, ЗАО не может признаваться налоговым агентом в силу ст.ст. 226, 214.1 НК РФ.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *