Как узнать свой архетип личности
Что такое архетип личности: основные виды, описание и тест на архетип
Маркетинг и брендирование личности — интересные направления в психологии, которые набирают популярность. С ними тесно связаны архетипы, теория о которых была создана Юнгом. Все образы заложены в коллективном бессознательном, а их основой выступают сказочные герои вроде Бабы Яги и Ведьмы. Многие примеры заложены в древней мифологии. Но какие бывают архетипы и каковы их особенности?
Что такое архетип?
Если дословно переводить этот термин, состоящий из комбинации arche + typos, то получится начало + образ. Определение слову, которое было введено психологом Юнгом, можно дать следующее: первобытные образы, мотивы, универсальные атрибуты и события. Весь этот «микс» заложен в бессознательном коллективном.
Получается, что архетип — это совокупность установок и сценариев, с помощью которых определяется принцип мышления и поведения личности в тех или иных условиях.
Считается, что архетип буквально «вшит» в ДНК индивида. Поэтому нельзя сказать, что принцип мышления является приобретенным. В отличие от знаний и навыков, его нельзя скорректировать или изменить.
Часто ставят знак равенства между психотипом и термином «архетип». Но это неверно!
Архетипы личности по Юнгу
Он не называл 12 или 7 основных персонажей, считая, что их бесконечно много. Дело в том, что структура психики очень многослойна, а культурные прообразы разнообразны. Поэтому ограничить круг архетипов невозможно. Но Карл Густав Юнг выделял основные архетипы.
Анима и Анимус
Мужские тенденции, заложенные в психике дамы, он называл Анимус. Истинно женское проявление — Анима. Постепенно они смешиваются, что и выливается в наше бессознательное.
Самость
Именно смешение Анима и Анимус приближает к воплощению Самости. По своей сути, это некий образ индивида, которым человеку предначертано стать. Это прообраз Бога. Чаще всего Бог является в супер-личностях:
Иногда это символ, замкнутый по контуру. К примеру, квадрат или круг.
Один из собирательных образов по Юнгу — это Мать, представляющая начало всех начал. Персонаж закладывает принцип взаимодействия индивида с окружающим миром. Мать имеет светлую и темную сторону. Первое проявление — Хозяйка-Мать, которая выступает хранительницей тепла и семейного очага.
Для нее важна во всем гармония:
Хозяйка-Мать дает заботу, душевное тепло, любовь, ласку. В темном же проявлении Мать — это Хозяйка-Мачеха, для которой характерна хитрость змеи и воплощение ужасной старухи из детских сказок.
Активный стиль поведения и динамика — вот то, что олицетворяет Отец. Но Юнг предлагает 3 интерпретации такого архетипа. Например, Отец-Уран выступает загадочным персонажем. Мужчина наделен глубоким интеллектом, но он часто уходит в себя, что вызывает чувство безысходности.
Источник фото: shutterstock.com
Отец-Зевс — пример патриархального мужчины, для которого характерны власть, сообразительность, умение управлять, дальновидность, авторитет.
Существует еще образ Отца по принципу Кроноса. Иногда его изображают в виде Дьявола или Люцифера. Для дитя он принимает образ врага. Такой вариант приобретает характер диктатора, который излучает агрессию, стремление к тотальным победам и безграничному контролю.
Ребенок
Также Юнг рассматривает образ ребенка, считая его одним из наиболее важных, так как в нем соединяются мужские и женские начала, запас силы и слабости. Но этот образ имеет 2 разновидности. Первый — Грядущий Ребенок, для которого свойственны воля к жизни, сила духа и умение достойно переносить испытания свыше. Второй — Обиженный Ребенок, который изначально нуждается в защите.
Отдельно выделяются архетипы Скорпиона, Стрельца, Рака и прочих знаков зодиака.
12 архетипов по Пирсон
Еще одну классификацию предлагает Кэрол Пирсон. Чтобы создать свой личный бренд, очень важно понять, к какой категории ты относишься. Изучить не только сильные, но и слабые стороны характера. В этом как раз и может помочь предложенная К. Пирсон градация.
Источник фото: shutterstock.com
Простодушный
Для этих людей важно быть самими собой. Их цель — быть счастливыми. Но Простодушный, или Невинный (также встречается название Ребенок) не желает брать на себя ответственность за что-либо. Все решения оттягиваются до самого последнего момента. Наградой для Простодушного выступают оптимизм и вера.
Искатель
Иногда Искатель именуется иначе. Среди прочих названий распространены:
Его основное желание — свобода поиска своего «Я», причем, происходит это через освоение всего мира. Страхом для Пилигрима является приспособленчество и жизнь в ловушке без пульса жизни, но с ощущение внутренней пустоты. Искатель стремится жить полной и лучшей жизнью. Наградой для него становится умение быть честным, особенно по отношению к себе самому, и самостоятельность.
В качестве стратегии представители этого архетипа выбирают поиск, путешествия, отсутствие скуки и ловушек.
Мудрец
Этот архетип имеет и другие распространенные названия:
К чему стремится Ментор? Открыть истину. Но его самым большим страхом является невежество. Исследователь боится оказаться в заблуждении и быть обманутым.
Источник фото: shutterstock.com
Наградой для Оракула становятся интеллект и мудрость. В качестве стратегии этот архетип выбирает поиск знаний и информации. Но тут же и кроется основная ловушка. Мудрец может бесконечно изучать определенный вопрос, но так и не приступить к действиям.
Бунтарь
Этот образ чаще всего проявляется в революционере и мятежнике. Это может быть дикая женщина или харизматичный мужчина. Основной задачей архетип ставит революцию или месть. Его представители предпочитают шокировать, ломать и разрушать. Но не все, а только то, что перестало работать. В качестве награды они получают тотальную свободу.
Одним из ярких представителей этой группы выступает Мадонна.
Герой
В ком можно опознать Героя? Такой архетип — это солдат, конкурент, воин, спасатель, спортсмен, победитель, крестоносец. Всеми средствами он пытается доказать свою ценность, чаще всего выбирая сложные и мужественные поступки. Индивид стремится стать на 100% компетентным, могущественным и сильным.
Источник фото: shutterstock.com
Однако при этом у него вызывают страх:
Приобретенную власть Герой использует во благо мира, для его усовершенствования. Естественным окружением Воина становятся рабочее место, поле битвы, политические круга, улица или любое другое место, где трудности бросают вызов и нужно проявить максимум энергичных, активных и мужественных действий.
Чаще всего его можно опознать в новаторе, посреднике, целителе, враче, визионере, харизматичном лидере или шамане. Такая установка ставит своей целью реализацию желаний. При этом представитель группы стремится познать все фундаментальные законы. Понять, как устроена вселенная. Для выполнения своей миссии Волшебник стремится развивать видение. Но тут существует ловушка — Маг легко превращается в манипулятора.
Есть несколько трактовок этой версии. Под описание подходят Остряк, Джокер, Шутник, Проказник, Клоун, Комик, Дурак. В любом случае, Шут стремится повеселиться и беззаботно провести время. Для такого человека максимально важно жить прямо здесь и сейчас.
Источник фото: shutterstock.com
При этом Шут будет из каждого события извлекать максимум веселья и удовольствия. Он любит потешаться над окружающими. Жизненные сложности преодолевает с помощью шуток и юмора. Шут обожает новые впечатления, но тут-то и кроется основная опасность. Проказник может растратить впустую всю жизнь.
Любовник (любовница)
Часто этот архетип называют Соблазнителем, а его символом выступает легендарная Мэрилин Монро. Основное желание Соблазнителя — испытать чувственное наслаждение и добиться интимности. Любовник, или Эстет, выбирает особую стратегию. Ему важно стать лучше в эмоциональном, физическом и другом плане. В качестве награды Соблазнитель получает восхищение и страсть. Но самый сильный страх вселяют риск оказаться нелюбимым, нежеланным и остаться в одиночестве.
Славный Малый
Его можно распознать в самом обычном человеке. Этакий парень из соседнего двора или соседская девушка. Основное желание, которое характерно для этого персонажа, — связь с людьми, окружающими его. Такая персона боится выделиться и оказаться отвергнутой. Поэтому вполне может отказаться от собственного «я», чтобы взамен получить даже самые поверхностные отношения.
Источник фото: shutterstock.com
Заботливый
Продолжает наш список архетип Заботливый. Обычно он ассоциируется с:
Такой персонаж старается максимально защитить людей. Наградой для него становятся щедрость и сочувствие. Больше всего Опекун боится эгоизма, особенно своего собственного. Это альтруист в чистом виде, которому свойственны щедрость, сочувствие и стремление помогать.
Заботливый часто представлен в образе Хранителя, Родителя, Спасателя.
Правитель
Один из самых ярких образов структуры психики — Правитель. В женском воплощении это Императрица или Королева, реже — Принцесса. Увидеть представителей такой группы можно в руководителе, политике, начальнике, администраторе или менеджере, которые стремятся к контролю. Им важно создать успешную компанию, крепкую семью, процветающее дело.
Источник фото: shutterstock.com
Творец
Последний из 12 архетипов по Пирсон — Творец. Для него характерны воплощения музыканта, кузнеца, художника, писателя. Это изобретатель и мечтатель. Истинной наградой для Творца становятся воображение и творчество. Он обречен постоянно творить, иначе просто «задохнется».
Архетипы богинь
Женские архетипы часто обобщенно называют богинями. Но и тут выделяется несколько основных образов, каждый из которых отличается своим восприятием мира.
Источник фото: shutterstock.com
Афина
Это богиня-девственница, которая ориентирована на логическое мышление и достижения. Она не склонна к любви. Для нее эмоциональные привязанности — только помеха на пути к достижению по-настоящему значимых задач.
Гестия
К этой группе относится образ, которые олицетворяет внимание, направленное в саму глубину духовного центра. Это интроверсия. Для Гестии очень важна самодостаточность.
Артемида
Она стала воплощением женской независимости. Артемида не любит эмоциональные привязанности и проявления любви, так как это отвлекает от основных задач и значимых для нее целей. Такие девушки никогда не страдают от неразделенной любви. Их отличается максимальная самостоятельность и сосредоточенность на достижениях.
Женщины времен СССР — типичные образцы Артемиды.
Это архетип женщины-жены. Ее роль — образ верной подруги и спутницы жизни. В таком союзе детям отводится второстепенное значение. Если женщина и рожает наследников, то только с целью угодить супругу. Муж (обязательно официальный) для Геры — центр Вселенной, а развод — недопустимая трагедия.
Источник фото: shutterstock.com
Персефона
Как и предыдущий тип, относится к уязвимым богиням. Образ считается сложным и двойственным, поскольку богиня служит царству Аида, где души превращаются в тени. Чаще всего Персефона всю жизнь мечется между матерью и мужем, не в силах выбрать определенную сторону. Представительницы этого шаблона хрупкие, уязвимые, трепетные, неспособные самостоятельно сделать выбор.
Деметра
Также в триаду уязвимых богинь входит Деметра. Забота и помощь другим людям является для нее основным способом собственной реализации. Деметра лишена амбиций. Не стремится к признанию, высокому общественному статусу, карьерному росту. Для окружающих богиня становится матерью, постоянно проявляя заботу, преданность, верность. Ей не нужна независимость. Основное, к чему она стремится, — создание крепкой семьи.
Афродита
Афродита (или Венера) — алхимическая богиня. Это архетип ощущения прекрасного, женственности и чувственности. Среди всех образов именно Афродита передает истинную женскую силу и творчество. В ней выражаются:
Венера никогда не оказывается в роли жертвы. Всех мужчин в своей жизни она всегда выбирает сама. В таком образе тонко сочетается самостоятельность, присущая богиням-девственницам, и близость, чувственность, которая характерна для уязвимых богинь.
В некоторых интерпретациях есть прообразы Гекаты, Лисы, Амазонки, Жрицы, Прекрасной Елены, Гейши. Также распространены версии Фея, Муза, Лилит. Кстати, нечто подобное придумано и для мужских версий: Аполлон, Охотник, Дракон, Раненый Лекарь, Пуэра и т.д.
Как определить свой архетип
Как же понять свою принадлежность к той или иной группе? Как определить собственный архетип? Конечно, лучше всего поработать с психологом. Специалист поможет выявить характерные для определенной категории черты. Однако узнать свой архетип можно и самостоятельно. Для этого достаточно пройти тест в домашних условиях.
Тест на архетип
Данный тест предназначен для женщин. Именно он поможет узнать, к какому архетипу вы относитесь.
Какая вы греческая богиня?
1. В детстве (до 14 лет) вы:
a) свои радости и печали доверяли дневнику, а не подружкам;
b) рано научились читать, удивляли всех своей находчивостью и смекалкой;
c) были гиперактивны, занимались всем — от танцев и до вольной борьбы, легко дрались с мальчишками;
d) были самой очаровательной девочкой в округе, имели толпы ухажеров и мечтали победить в конкурсе красоты;
e) мама и бабушки пытались подыскать вам женихов по соседству, а вы уже с детства мечтали о свадьбе.
2. Какие люди сыграли наибольшую роль в вашем становлении:
a) я сама;
b) отец или дедушка;
c) ваш учитель, любимый писатель или философ;
d) мужчины;
e) мама, тетя, бабушка.
3. Как складывались отношения у ваших родителей?
a) родители часто ссорились или даже развелись;
b) меня воспитал отец (дедушка);
c) я не вникала в их отношения, они предоставляли мне свободу действий;
d) меня все холили и лелеяли;
e) у нас был патриархальный уклад: главным был отец, мама все делала для семьи.
4. Вы решили, что уже взрослая, когда:
a) первый раз поборола свою неуверенность в себе;
b) поступила на факультет с самым высоким конкурсом;
c) совершила что-то неординарное — отправилась автостопом на Грушинский фестиваль, стала рьяной защитницей животных и т.д.;
d) почувствовала свою женскую привлекательность;
e) вышла замуж.
5. Какое определение наиболее подходит вам сейчас:
a) «Главное то, что происходит внутри: мое творчество, мои чувства. Я должна быть гармонична»;
b) «Я живу разумом, а женские качества помогают быть успешной»;
c) «У меня есть цель. И я сделаю все, чтобы ее достигнуть»;
d) «Я потрясающая, меня все любят, и я люблю!»;
e) «Мне повезло с мужем, а ему повезло со мной. Я хорошая хозяйка и жена».
6. Любовь по-вашему — это:
a) полное взаимопонимание;
b) то, что мешает работе;
c) интересный опыт;
d) суть всей жизни;
e) хорошая основа для брака.
Результаты теста:
a — на пограничное состояние и некую двойственность, которая свойственна для богини Персефоны, указывает большинство ответов «a».
b — если вам оказались ближе пункты «b», то ваш прототип — Афина, для которой характерна мудрость.
c — чаще всего вы отдавали предпочтение ответам «c»? Значит, вы относитесь к группе Артемида.
d — если чаще всего выбирали вариант «d», то ваш архетип — Афродита, воплощение любви.
e — если у вас большинство ответов под «e», то вы — Гера, богиня семейного очага.
Видео
Узнать, как проявляется каждый женский архетип в одежде, можно из видео:
Тест на определение архетипа
Этот тест прошли уже больше 160 000 человек!
Под архетипами швейцарский психиатр Карл Юнг подразумевал определенные модели поведения людей. Он предположил, что эти модели носят врожденный, универсальный и наследственный характер. Архетипы постоянно влияют на наши действия и решения.
Когда вы узнаете свой архетип, то сможете управлять им. Он станет вашим эффективным союзником. Вам будет проще ответить на вопросы «Кто я?» и «Почему я такой?». Вы сможете понять истинные мотивы своих поступков, реакций и желаний.
Пройдите тест, созданный на основе индикатора Пирсон-Марра (Pearson-Marr Archetype Indicator, PMAI). Результаты теста покажут, какие архетипы сейчас доминируют в вашей жизни.
Истории нашей жизни развиваются по определенным моделям.
В основе лежат одни и те же человеческие темы и ситуации. Чтобы помочь людям открыть их внутренние архетипы, в книге «Герой внутри» я разработала модель из 6 архетипов. Позже в книге «Пробуждение Героев внутри» я расширила эту модель до 12 архетипов.
Первоначально она создавалась как модель развития лидерских компетенций, а затем была адаптирована для использования в организационном развитии, брендинге и управлении репутацией.
Кэрол С. Пирсон Писательница и преподавательница, автор работ об архетипах
Знание архетипов поможет:
Почему архетипы — это важно? Привлекательные и убедительные бренды просты для понимания. Индивидуальность бренда лучше всего формируется через прочные ассоциации с одним из узнаваемых архетипов. С помощью системы архитипирования, разработанной Пирсон и Марр, можно определить свой архетип и разработать эффективную стратегию личного продвижения.
Ника Зебра Персональный pr-менеджер, автор книги
Как пройти тест?
Заполните форму ниже, вам сразу откроется тест. Результат теста будет отправлен на указанный email*. Результаты отправляются автоматически сразу после прохождения теста, если вы их не получили в течение 10 минут – посмотрите папки “Рассылки” и “Спам”.
Важно: заполняя форму ниже, вы даете согласие на отправку результатов теста, а так же автоматически подписываетесь на мою email-рассылку “Личный бренд своими руками”. Cсылка на отписку от этих писем стоит внизу у каждого письма. Но отписываться я не советую. Мало узнать архетип, надо понять, что дальше делать. Поехали!
12 архетипов личности
Главное желание: ощутить Рай.
Цель: быть счастливым.
Страх: делать что-то неправильное, за чем последует наказание.
Стратегия: поступать правильно.
Награда: вера и оптимизм.
Простодушный больше всего на свете не хочет ни за что отвечать. Он более склонен до последнего оттягивать принятие решений и декларацию намерений. Ему бы хотелось, чтобы все устроилось как-нибудь само собой.
Простодушный стремится иметь идеальную работу, идеального супруга, идеальный дом, идеальных детей и идеальную жизнь. Главное обещание Простодушного заключается в том, что жизнь может быть Раем.
Простодушный верит, что для изгнанных из Рая возможно искупление и возвращение: неприятные или серьезные события могут, в конце концов, привести к счастливому финалу, а полоса неудач окончится обновлением.
Главное желание: свобода поиска себя через освоение мира.
Цель: жить лучшей, более естественной, полной жизнью.
Страх: оказаться в ловушке, приспосабливаться, ощущать внутреннюю пустоту, не чувствовать пульса жизни.
Стратегия: путешествовать, искать и переживать новое, избегать ловушек и скуки.
Награда: самостоятельность, честолюбие, умение быть честным с собой.
Искатель стремится к деятельному поиску своего пути. Он постоянно встречается с чем-то новым. И не просто созерцает новое, но и взаимодействует с ним, пробует на зуб и пытается угадать свойства.
Искатель не очень заинтересован в поиске связей и сути вещей, это удел Мудреца. Искателю нравится находить и разглядывать.
Одним из проявлений Искателя является простое желание выйти на открытую дорогу и оказаться в диких природных просторах, чтобы испытать радость открытий.
Главное желание: открыть истину.
Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение; невежество.
Стратегия: искать информацию и знание; саморефлексия и понимание процесса мышления.
Ловушка: может изучать вопрос бесконечно, так и не приступив к действию.
Награда: мудрость, интеллект.
Мудрецы превосходны в беспристрастном анализе, планировании, оценке и поиске решения. Когда другие впадают в панику, Мудрец просто абстрагируется от мира и уходит в себя, чтобы увидеть всю картину происходящего целиком. Он может даже «заглянуть в будущее», чтобы узнать что делать.
Когда возникает проблема, Мудрец обычно изучает, как ее решали другие люди. Ищет ответы, выделяет лучший способ и решает проблему. В заключение отслеживает и оценивает результаты.
Мудрецы обладают даром успокаивающего влияние: под их руководством события продвигаются вперед разумными способами. Правильные вещи выполняются правильным образом. Мудрец верит в способность человечества учиться и развиваться, позволяющую делать мир лучше. Хотят свободно думать своей головой и составлять собственное мнение.
Главное желание: месть или революция.
Цель: разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества).
Страх: оказаться бессильным, заурядным, непоследовательным.
Стратегия: ломать, разрушать или шокировать.
Ловушка: перейти на темную сторону.
Награда: неистовость, радикальная свобода.
Когда архетип Бунтаря активизируется в людях, они могут чувствовать свою отчужденность от господствующей культуры и презирать ее правление. Их могут привлекать поведение и действия, попирающие общие нормы этики, здоровья или приличий.
Бунтарь желает нарушить привычный ход вещей, шокировать людей, вызвать революцию, избавиться от чего-либо или просто почувствовать возбуждение от того, что он является «плохим парнем».
Бунтарь воплощает подавленную ярость в отношении структур, которые больше не служат жизни, даже если такие структуры поддерживаются социумом или нашим сознательным выбором. Бунтарь полон протеста избавиться от всего чужого, наносного и неважного.
Главное желание: знание фундаментальных законов того, как устроен мир и вселенная.
Цель: сделать мечты явью.
Опасения: непредвиденные негативные последствия.
Стратегия: развивать видение и претворять его в жизнь.
Ловушка: превратиться в манипулятора.
Награда: обнаружение взаимовыгодных результатов.
Когда у человека активирован архетип Мага, он становится катализатором изменений. Доверяя синхронизму или значимым совпадениям, человек ожидает, что, если он сделает свою часть работы, Вселенная пойдет ему навстречу.
Для Мага сознание предшествует бытию. Следовательно, если вы хотите изменить свой мир, вы начинаете с изменения своих установок и поведения. Люди, у которых существует активный внутренний опыт магических ценностей, ищут духовной помощи и, в лучшем случае, стремятся быть достойными духовного руководства.
Такие люди, как правило, на глубинном уровне понимают, как работает сознание, поэтому они способны оказывать на окружающих влияние.
Архетип Мага очень силен у политиков с харизмой, руководителей бизнеса и во всех сферах маркетинга, который оказывает мощное влияние на человеческое сознание и поведение.
Главное желание: доказать свою ценность посредством мужественных и сложных действий.
Цель: использовать власть для того, чтобы усовершенствовать мир.
Страх: слабости, ранимости, стать беспомощной жертвой.
Стратегия: стать максимально сильным, компетентным и могущественным.
Ловушка: высокомерие, вечный поиск врага.
Награда: компетентность и мужество.
Архетип Героя ассоциируется с четкими нормами, умением держаться до конца и установлением границ.
Естественное окружение для Героя — это поле битвы, спортивное состязание, улицы, рабочее место, джунгли политики или любое другое место, где трудности или вызовы требуют мужественных и энергичных действий.
Брошенный вызов воодушевляет Героя, несправедливость приводит его в ярость, и он быстро и решительно реагирует на сложности и появляющиеся возможности.
Герой хочет сделать мир лучше. В глубине души он боится потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и не одержать победу. Этот архетип помогает нам воспитать в себе энергию, дисциплину, сосредоточенность и решительность.
Главное желание: добиться интимности и испытать чувственное удовольствие.
Цель: вступая в отношения с людьми, делать их работу, переживания и окружающую обстановку приятной.
Опасения: остаться в одиночестве, стать нежеланным и нелюбимым.
Стратегия: постоянно становиться все более привлекательным — в физическом, эмоциональном и любом другом отношении.
Ловушка: делая все возможное для того, чтобы привлекать окружающих и доставлять им удовольствие, утратить собственную индивидуальность.
Награда: страсть, благодарность, восхищение, преданность.
Любовник — это существо, очарованное кем-то или чем-то: картиной, девушкой, поэмой или решением задачи. Это человек, жаждущий ответа от мира, ожидающий любви и восхищения от других существ, так же, как восхищен ими сам.
Любовник хочет, чтобы вы знали, что вы один из его лучших друзей, что вы по-настоящему хорошо знаете его и что он особенно важен для вас. В этом смысле Любовник может быть архетипом компании друзей, чувствующих, что они по-настоящему знают друг друга. Они связаны не поверхностными отношениями союзников, но чем-то гораздо более глубинным.
Если архетип Любовника активизируется в жизни человека, он хочет выглядеть не просто хорошо, но и красиво. В глубине этого лежит желание привлекать и дарить любовь, а также выражать привязанность в интимной и приятной форме.