Как узнать статус пруда

Доказательство существования водного объекта в суде

В последнее время участились судебные споры, по поводу возможности или невозможности включения водных объектов в границы земельных участков. Судебная практика по таким вопросам сложилась очень противоречивая. Некоторые суды ставят юридическое существование водного объекта в зависимость от наличия сведений о нем реестре водных объектов РФ.

Как узнать статус пруда. Смотреть фото Как узнать статус пруда. Смотреть картинку Как узнать статус пруда. Картинка про Как узнать статус пруда. Фото Как узнать статус пруда

Если код водного объекта в государственном водном реестре отсутствует, а также в нем отсутствует сам водный объект, то суды приходят к выводу что такого водоема, как объекта гражданских правоотношений не существует. Другие суды требуют провести обследование земельного участка на предмет наличия на нем водных объектов и только после этого выносят решение.

Как узнать статус пруда. Смотреть фото Как узнать статус пруда. Смотреть картинку Как узнать статус пруда. Картинка про Как узнать статус пруда. Фото Как узнать статус прудаВодных объектов в Российской Федерации более 1 000 000, из них в реестр водных объектов внесено менее 1%. В связи с этим отрицание существования остальных водных объектов, не внесенных в реестр водных объектов, может привести к массовому захвату водоемов.

А данные факты уже имеют место быть, достаточно открыть публичную кадастровую карту, чтобы увидеть, что в границы массивов сельхозугодий включаются мелкие ручьи, пруды и т.д. Ведь вряд ли кто-то будет проводить работы по внесению маленького ручья в государственный водный реестр, но это же не значит, что такого ручья вообще нет.

В связи с этим считаем правильным и единственным возможным подход, когда исследуются гидрологические характеристики земельного участка, исследуется водный режим, расположенных на земельном участке акваторий, определяются элементы береговой линии, устанавливается, имеются ли признаки водного объекта.

Только после этого можно достоверно утверждать о наличии или об отсутствии водных объектов на земельном участке. Если у Вас в суде возник спорный вопрос о статусе водного объекта, обязательно ходатайствуйте о проведении гидрологической экспертизы с постановкой эксперту вопроса: имеются ли на земельном участке водные объекты, если имеются то какие?

Также хотелось бы напомнить, что практически все водные объекты находятся в собственности государства, в частной же собственности могут находиться только пруды и обводненные карьеры. В суде при решении вопроса о возможности обращения пруда в частную собственность должен обязательно исследоваться вопрос о наличии у него гидравлической связи с иными водными объектами (преимущественно водотоками.) Пруд, имеющий гидравлическую связь другим водоемом, не может быть приватизирован и включен в границы земельного участка, так как является водным объектом общего пользования.

Предлагаем наши качественные услуги юриста по водопользованию

Источник

Как узнать статус пруда

Как узнать статус пруда. Смотреть фото Как узнать статус пруда. Смотреть картинку Как узнать статус пруда. Картинка про Как узнать статус пруда. Фото Как узнать статус пруда

Заключение о гидрологическом статусе позволяет определить принадлежность водного объекта к конкретному статусу. Это как правило, необходимо в судах, когда возникают спорные ситуации. Проведя судебное гидрологическую экспертизу можно определить какие акты нормативно правовой базы можно применить в данном случае. Чтобы определить местоположение земельного участка относительно береговой линий реки, озера или другого водного объекта необходимо провести землеустроительную экспертизу. Это позволит определить границы береговой линии общего доступа, водоохраной и прибрежной зон.

Кроме вышеуказанного это заключение может потребоваться при проведении проектных и строительных работ, при межевании и кадастровых работах.

Земельный кодекс РФ статья 102 запрещает образование земельных участков в местах, которые покрываются поверхностными водами. Кадастровое законодательство не запрещает применить нормы этой статьи в случае наличия на участке водного объекта. В такой ситуации необходимо проанализировать принадлежность объекта к группе искусственных или естественных образований, принадлежит ли он к частной, муниципальной или федеральной собственности.

Также, согласно нашему законодательству запрещено приватизировать участки земли на береговой полосе. Для водотока меньше 10 км ширина ее составляет 5 метров, а в других случаях может составлять 20 метров. То есть береговая полоса должна быть общественно доступной.

Водный кодекс РФ определяет границы водного каждого вида объекта по-разному: в ручьях, реках, каналах и озерах среднее значение уровня воды за несколько лет, в теплое время года. То есть в те периоды, когда реки не покрыты льдом. Границы пруда и водохранилища определяются по обычному уровню воды, его называют подпорный уровень. Границы моря также определяются по среднему уровню, в случаях периодичных больших перепадов берется линия самого максимального отлива. Залежи торфа на нулевой глубине определяют границы болота.

К сожалению, в нашей стране законодательство часто нарушается в области определения границ водного объекта. Органы власти могут допустить какие-то нарушения, и кадастровая палата может оформить участок в охраняемой зоне, который нельзя продавать, так как он находится в месте общественного пользования. А простой покупатель может быть не знаком с этими тонкостями или относится к ним не особенно серьезно. Но в итоге, все же, несет ответственность владелец участка.

Для того чтобы определить статус водного участка необходимо работа двух специалистов: гидролог и юрист. Первый определяет границы согласно гидрометрических и морфологических параметров. А второй обосновывает информацию с точки зрения законодательства. Это очень непростая задача. Понимание всех тонкостей законодательства, большой опыт работы в области гидрологии и права позволяет качественно и достоверно определить и обосновать статус.

На первый взгляд это не особенно важная для обывателя информация, однако может возникнуть спорная ситуация, при которой вам понадобится помощь эксперта: вы приобрели участок близ водного объекта и возник спор: это ваша частная собственность или место общественного пользования. Или к вам применили штрафы, которые вы считаете неправомерными и хотите доказать свое право. А для суда потребуется это заключение у аккредитованного специалиста, имеющего опыт.

Вопросов, связанных с водными объектами великое множество – ответы на них дает гидрология, экология и прочие естественные науки. Исследования в этой области проводит гидро экологическая экспертиза. Наши специалисты обладают достаточным опытом в этой области и помогут получить не только заключение о гидрологическом статусе водного объекта, а также решить вопросы по предоставлению этого объекта в пользование. Согласовать и обосновать точку сброса сточных вод мы можем за 6 месяцев. Для этого мы проводим гидрологические работы и изыскания, которые помогут выбрать водоток для поступления туда стоков. Если участок находится в прибрежной защитной полосе и существует спорная ситуация земельного законодательства водным, то мы поможем разрешить сорную ситуацию обоснованно, опираясь на знание в области гидрологии и юриспруденции. Разработаем проект и обоснуем границы, проведя гидрологические работы по установлению среднего уровня воды за многолетний период. Составим и обоснуем схему границ водного объекта и схему участка. А также рассчитаем ущерб, который может возникнуть в случае поломки гидротехнического объекта, а также ущерб, нанесенный от поступления сточных вод.

Наши специалисты проводят комплексные инженерные гидрометеорологические изыскания согласно условиям заключенного договора услуг, а также законодательству в области гидрологии. В штате компании работают квалифицированные сотрудники, имеющие не только диплом соответствующего образования, подверженные специальной уполномоченной комиссией. Наши знания и опыт позволяют делать работу качественно, чтобы заказчики оставались довольны оказанными услугами.

Пример получения разрешения на сброс сточных вод нашими специалистами, в рамках этих работ потребовалось определять статус водного объекта:

В этот морозный весенний день случилось важное событие в нашей деятельности. Мы получили для заказчика разрешение на сброс стоков в водный объект. Продолжительность наших работ по согласованию составила 8 месяцев. Мы работали в условиях нормального рабочего ритма. Весь наш процесс состоял из 4 этапов, на каждый из них был заключен отдельный договор. Это очень удобный вариант сотрудничества, так как уменьшает размер авансовых платежей для заказчика.

Этот объект не простой в плане согласования, так как ручей, в который планируют сброс теоретически отсутствовал. Но все же мы могли получить разрешение.

Как узнать статус пруда. Смотреть фото Как узнать статус пруда. Смотреть картинку Как узнать статус пруда. Картинка про Как узнать статус пруда. Фото Как узнать статус пруда

1 этап: Рекогносцировочное обследование территории в целях подбора водотока, потенциально возможно к использованию в целях сброса очищенных до нормативных показателей сточных вод общим максимальным объемом 80 куб.м/сут с территории коттеджного поселка Красногорского района Московской области.

Итогом работы является отчет по результатам рекогносцировочного обследования, включающий схему гидрографической сети близлежащей территории, описание, фото каталог, первичные гидрометрические данные, выводы по возможности использования выявленных водных объектов с гидрологической и юридической точек зрения, рекомендации.

2 этап: Определение и обоснование гидрологического статуса водного объекта (водотока), протекающего с западной стороны территории коттеджного поселка Красногорского района Московской области (вдоль западной границы земельного участка

— определение гидрографических (морфометрических и морфологических) характеристик;

— анализ выявленных гидроморфологических характеристик на соответствие/несоответствие критериям и режимам различных типов водных объектов (река, ручей, канал и т.д.), либо соответствие/несоответствие критериям и характеристикам дренажной канавы (траншеи) по действующим нормативным и руководящим документам;

— составление Заключения о гидрологическом статусе водного объекта (водотока), протекающего с западной стороны территории коттеджного поселка Красногорского района Московской области (вдоль западной границы земельного участка)

3 этап: Выполнение инженерно-гидрометеорологических изысканий в отношении водотока в створе осуществления сброса очищенных сточных вод с территории коттеджного поселка Красногорского района Московской области. Работы производятся в соответствии с требованиями СП 11-103-97 «Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства»

4 этап: Разработка Раздела «Оценка воздействия и меры по сохранению водных биологических ресурсов» в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» к проектной документации «Внутриплощадочные инженерные сети и сооружения для строительства коттеджный поселок по адресу: Московская область, Красногорский район, сопровождение разработанного Раздела до получения заключения о согласовании деятельности Московско-Окским территориальным управлением Росрыболовства.

От начала работ и до их завершения стоимость у нас оставалась фиксированной по нашей договоренности. Несмотря на то, что пришлось нам делать и оплачивать дополнительный анализ, мы постарались сдержать свое обещание и не поднимали цену до завершения работ по согласованию. Для нас является важным оставаться честными с нашими заказчиками.

Источник

Пруд не включен в водный реестр

Добрый день, Антонина!

Очень любопытный у Вас вопрос. Он больше практический, нежели
теоретический.

В соответствии со ст 1 Водного кодекса РФ (ВК РФ) водный объект
— это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное
или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки
водного режима.

Тот же ВК предусматривает
виды водных объектов в соответствии с их особенностями и подразделяет их
на: поверхностные водные объекты, подземные водные объекты. К
поверхностным в числе прочих относятся и пруды.

Важно понимать, что собственность на такие водные объекты
определяется собственностью на земельный участок.

Отсутствие в реестре сведений о пруде создает возможность для
злоупотребления, то есть будущий собственник может сделать вид, что пруд высох
и построить на этом земельном участке любой объект недвижимости.

Для исключения злоупотреблений Вам
выгодно внесение пруда в реестр. Это как минимум, осложнит возможные злоупотребления.

Чтобы понять возможную судьбу пруда и прилегающей территории Вам
нужно изучить Местный Генеральный план и Правила землепользования и застройки
(ПЗЗ) поселения.

Эти документы носят публичный характер и их можно изучить в
администрации (или на сайте администрации).

В ПЗЗ Вы сможете увидеть к какой территориальной зоне отнесен
земельный участок с прудом.

Из Ген плана будет видно, что по факту
указано о данном участке.

Изменения в эти два документа производятся через проведение
публичных слушаний, на которых жители могут высказать свое несогласие с
изменением территориальных зон и вида разрешенного использования участка и
прилегающих к нему.

Источник

Статус водного объекта, определение статуса водного объекта, обоснование статуса водного объекта

Установление статуса водного объекта, его определение и обоснование чаще всего необходимо в судебной практике в рамках судебно-гидрологической экспертизы, так как от этого зависит, какие нормативно-правовые акты применяются к данному водному объекту. Зачастую такая экспертиза входит в состав землеустроительной экспертизы, когда требуется определить местоположение земельного участка относительно границы водного объекта, его береговой полосы общего пользования, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.

Также требуется для межевых и других кадастровых работ, проектирования и строительства.

Ведь в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Кадастровый учет земельного участка не свидетельствует о невозможности применения норм указанной статьи при установлении факта наличия на земельном участке водного объекта, находящегося в федеральной собственности. В этом случае крайне важно всесторонне подойти к определению и установлению факта, является ли водный объект естественного происхождения и является объектом федеральной собственности или искусственного и может быть объектом также и субъектовой, муниципальной или частной собственности.

Другой пример связан с запрещением приватизации земельных участков в пределах береговой полосы общего пользования, которая может составлять от 5 м, если длина водотока не более 10 км, до 20 м в остальных случаях. При этом в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

Проблематика состоит в том, что очень часто ни органы власти, ни кадастровые инженеры не уделяют должного внимания указанным требованиям водного и земельного законодательства, что приводит к казусам формирования земельных участков на водных объектах, предоставлению земельных участков в собственность в пределах береговой полосы общего пользования.

Те же нюансы касаются и определения ширины водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта.

Это лишь малая часть проблематики, связанной с достоверным определением статуса водного объекта, определением его гидрометрических и гидроморфологических параметров, требующих однозначного определения в тех или иных случаях.

С точки зрения специалиста-гидролога задача формулируется как «установление статуса водного объекта, исходя из его гидрологических и гидроморфологических особенностей», с точки зрения юриста формулируется как «установление статуса водного объекта, исходя из фактов, способствующих определению статуса водного объекта, подкрепленных законодательными актами».

Только понимание гидрологических и юридических особенностей, знание нормативной документации в области гидрологии и водного законодательства позволяют качественно и достоверно подойти к решению задачи по определению и обоснованию статуса водного объекта.

Экспертиза экологического состояния водных объектов (гидроэкологическая экспертиза) – это исследования в области гидрологии, экологии и смежных естественных наук, целью которого является получение ответов на вопросы, связанные с водными объектами.

Виды проводимых экспертиз:

Чем поможет эксперт в таких спорах:

В ходе проведения работ по определению и обоснованию статуса водного объекта, если того требует поставленная задача, специалисты компании «ЭКОЛОГИЯ-КОМПЛЕКС» проводятся комплексные инженерно-гидрометеорологические изыскания в соответствии с требованиями СП 11-103-97 «Инженерно-гидрометеорологические изыскания в строительстве», СП 33-101-2003 «Определение основных расчетных гидрологических характеристик». Промерные работы проводятся в соответствии с СП-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Часть III. «Инженерно-гидрографические работы при инженерных изысканиях для строительства».

В компании ЭКОЛОГИЯ-КОМПЛЕКС работы по установлению и обоснованию гидрологического статуса водного проводит специалист в области Гидрометеорологии (диплом магистра Гидрометеорологии Российского государственного гидрометеорологического университета), имеющий большой опыт выполнения инженерно-гидрометеорологических изысканий, опыт в качестве независимого эксперта в области гидрометеорологии при Управлении Росприроднадзора, так и многолетний опыт работы в отделе водных ресурсов и водопользования органа исполнительной власти субъекта.

По интересующим вопросам, можно получить консультацию по тел.:

Эксперт: Шапошников Иван Аркадьевич

Диплом от 20.06.2008 Российского государственного гидрометеорологического университета. Степень магистра гидрометеорологии по направлению «Гидрометеорология»

Свидетельство о членстве в Союзе судебных экспертов «Экспертный совет» от 30.04.2019 г.

Стаж работы по специальности с 2008 года

Опыт работы в руководящих должностях: руководитель отдела водопользования департамента природопользования администрации Владимирской области

Судебный эксперт по направлению: 24.5 Исследование экологического состояния водных объектов

Как узнать статус пруда. Смотреть фото Как узнать статус пруда. Смотреть картинку Как узнать статус пруда. Картинка про Как узнать статус пруда. Фото Как узнать статус прудаКак узнать статус пруда. Смотреть фото Как узнать статус пруда. Смотреть картинку Как узнать статус пруда. Картинка про Как узнать статус пруда. Фото Как узнать статус пруда

ОБЗОРЫ УСПЕШНЫХ ПРОЕКТОВ

Наш штатный эксперт-гидролог Шапошников Иван Аркадьевич проводил гидроэкологическую экспертизу, которая требуется в рамках решения смежных вопросов земельного и водного законодательства (определение гидрологического статуса водного объекта, установление происхождения водного объекта, береговой полосы общего пользования и водоохраной зоны). Согласно приказу Минюста России данный вид экспертизы относится к п. 24.5 «Исследование экологического состояния водных объектов».

В отношении клиента (складской комплекс в Московской области) была проведена проверка межрайонной природоохранной прокуратурой в части соблюдений требований природоохранного законодательства при использовании земельного участка.

В ходе выездной проверки было установлено, что границы земельных участков, принадлежащих клиенту, пересекают границы акватории и 5-метровой береговой полосы поверхностного водного объекта общего пользования – ручья без названия.

Статьей 8 Водного кодекса РФ установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ и п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.

Частью 8 ст.27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы общего пользования.

Таким образом, сам факт формирования рассматриваемых земельных участков с включением в их границы акватории и береговой полосы общего пользования противоречит требованиям ч.2 ст.102 Земельного кодекса РФ.

Клиенту выставлено Представление природоохранной прокуратуры с требованием принятия мер к исключению из кадастровых границ земельных участков частей акватории и береговой полосы.

Задачи, поставленные перед экспертом:

Порядок выполнения работы экспертом:

В рамках рассматриваемого кейса экспертом выявлено и установлено, что водный объект, указываемый в Представлении природоохранной прокуратуры, таковым не является.

Установлено, что объект имеет полностью искусственное происхождение, не является рекой, ручьем, также не является каналом мелиоративной сети, а представляет собой дренажную канаву, которая в соответствии с Водным кодексом РФ не является водным объектом.

Заказчику выдано Заключение о гидрологическом статусе объекта.

Заключение представлено природоохранной прокуратуре при рассмотрении Представления и принято во внимание.

Дальнейших действий со стороны природоохранной прокуратуры, в том числе направления в суд искового заявления об истребовании из незаконного владения части земельного участка, занятой акваторией и береговой полосой общего пользования, не принималось.

Частный земельный участок полностью или частично располагается в береговой полосе общего пользования водного объекта (водотока или водоема), что нарушает требования ст. 102 Земельного кодекса РФ. Имеется риск об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, расположенной в береговой полосе общего пользования.

Этап 2 (в случае установления естественного происхождения водного объекта):

На земельном участке располагается водный объект, происхождение которого неизвестно. Статьей 8 Водного кодекса РФ установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

Имеется риск об истребовании исключения из кадастровых границ акватории водного объекта и береговой полосы общего пользования.

Организации требуется осуществлять сброс очищенных сточных вод (в том числе ливневку). Сброс сточных вод на рельеф местности природоохранным законодательством не предусмотрен и грозит крупными штрафами за порчу земель и загрязнение почвы и грунтовых вод. Выход – подбор водного объекта – приемника сточных вод, который возможно использовать в указанных целях.

Организация получила отказ от уполномоченного органа администрации области в переводе земельного участка из одной категории в другую в связи с тем, что выявлено частичное нахождение земельного участка в береговой полосе общего пользования водотока (предположительно ручей без названия) и частичное наложение земельного участка на водоток. Выявленный факт требует отмежевания в целях исключения водотока и береговой полосы общего пользования из границ земельного участка.

Организация заказала работы по установлению гидрологического статуса водного объекта, определению границ водотока и соответствующих границ береговой полосы общего пользования.

Заключение о гидрологическом статусе объекта, на основании которого согласован перевод земельного участка в иную категорию без осуществления межевания.

Источник

Водные объекты и право собственности

Не для кого не секрет, что согласно статье 8 Водного кодекса РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в государственной (федеральной) собственности. Таким образом, в России, существует приоритет федеральной государственной собственности на любые водные объекты. Исключение, пожалуй, составляют пруды и обводненные карьеры. О проблемах признания права собственности на них пойдет речь в данной статье. Согласно все той же ст. 8 они могут принадлежать на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии.

На практике возникают споры, связанные со стремлением распространить на водные объекты, право собственности того или иного участника гражданских правоотношений, на водные объекты или их часть. Зачастую возникают ситуации, когда какой-то предприниматель, в целях развития рекреационного бизнеса, взяв в аренду земельный участок примыкающий к озеру или реке пытается распространить арендные отношения и на этот водный объект.

Рассмотрим ситуацию подробнее.

Пруд и обводненный карьер, указанные в части 3 статьи 8 Водного кодекса России, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Поскольку, с практической точки зрения, как объект частной собственности, представляют интерес только пруды и обводненные карьеры, о проблемах возникновения, прекращения и передачи прав собственности на них остановимся подробнее.

В действующем Водном кодексе Российской Федерации законодатель закрепляет федеральную собственность на большинство водных объектов.

Исключение составляют пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Такие водные объекты находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица. В ВК РФ 2006 г. был проведен переход от использования термина обособленного водного объекта (замкнутого водоема) к терминам «пруд» и «обводненный карьер». Согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 ВК РФ пруды и обводненные карьеры относятся к поверхностным водным объектам, но в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8 ВК РФ водные объекты могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица. В ч. 3 и 4 ст. 8 ВК РФ предусмотрены правила оборотоспособности прудов и обводненных карьеров. Право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруды, обводненные карьеры могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. В ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» уточнено, какие пруды и обводненные карьеры могут находиться в частной собственности и что понимается под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер.

Однако, в законодательстве не в полной мере решен вопрос, каким же образом должна быть определена юридическая судьба пруда или обводненного карьера, если изначально они строились как сооружения и право собственности на пруд или обводненный карьер было зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В практике встречаются случаи, когда пруд признавался объектом недвижимости (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 сентября 2007 г. по делу N А 38-2776-17/539-2004). Но практика противоречива… Имеются и другие примеры, в которых позиция диаметрально противоположная. Так в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 декабря 2011 г. по делу N А 57-8660/2010 несмотря на то что право собственности на рыбонагульные пруды было зарегистрировано, суд пришел к выводу о ничтожности договоров купли-продажи этих прудов как сооружений в связи с отсутствием у продавца права собственности на земельные участки.

Из чего исходят суды при определении правового режима прудов и разграничения их от гидротехнических сооружений. Чаще всего суды придерживаются позиции того, что действующие правовые нормы не закрепляют, что пруды-копани могут быть именно сооружениями, если в месте их строительства имеется высокая пропускная способность грунта с глубоко залегающими грунтовыми водами. В этих случаях пруды-копани должны иметь фундамент и стены с гидроизоляцией, что представляет собой строительную систему, состоящую из несущих и ограждающих строительных конструкций, т. е. сооружение. Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в собственности физических или юридических лиц независимо от их организационно-правовой.

Это один из самый распространенных примеров, когда водопользователь фактически распространяет понятие «гидротехническое сооружение» на водный объект. Пытается сделать пруд единой системой с инженерными коммуникациями. Де-факто, конечно, так оно и есть, но де-юре, в отсутствии строительной системы (фундамент, укрепление и т.п.), это все-таки отдельная биологическая система.

Следовательно, законодательство не исключает возможности нахождения гидротехнических сооружений у юридических лиц на праве собственности. Однако лицо, не имеющее государственной регистрации права на гидротехническое сооружение, но считающее, что право у него возникло ранее, должно представить доказательства наличия оснований приобретения права собственности на соответствующее гидротехническое сооружение.

В правоприменительной практике в отношении русловых прудов проводится разграничение прав на гидротехническое сооружение, например плотину, которая обеспечила создание пруда, и на пруд как водный объект. В то же время имеются разные подходы в решении вопроса о взаимосвязи прав на гидротехническое сооружение с правами на земельный участок, в границах которого имеется русловый пруд.

На примере анализа Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.01.2017 N 50-АПГ 16-30, сделаем некоторые выводы относительно правового подхода, к определению режима собственности физического или юридического лица на водный объект.

Итак, как пояснил ВС РФ, в соответствии с ч.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных законодательством. Водным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в собственности физического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу.

«При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по смыслу вышеназванных норм права в собственности физического лица может находиться пруд площадью не более 1 кв.км, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами, не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности.»

В данном случае, суд подтверждает и закрепляет, что в собственности у граждан, может находится пруд площадью не более 1 км.кв.

«По настоящему административному делу суд первой инстанции установил, что водоем «Г» имеет гидравлическую связь с реками «И» и «Л». Данные реки находятся в собственности Российской Федерации. В этой связи суд пришел к правильному выводу о том, что указанный водоем в частной собственности находиться не может.»

То есть, гидравлическая связь с водными объектами находящимися в государственной собственности (реками, озерами, морями) автоматически распространяет режим государственной собственности и на пруды (карьеры).

Согласно Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве)» береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правилами определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11. 2014 года N 1183, предусмотрено, что в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, определение границ рыбоводных участков осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Немаловажное, а может быть и основополагающее значение при принятии решения о праве собственности, его субъектном составе, будет иметь вопрос, как тот или иной водный объект (пруд, карьер) находится во взаимосвязи со временем его существования, как давно существует, с какого времени. Как был образован, в результате чего – естественных процессов (изменения русла рек, наполнение подземными водами, дождевыми и т.п.), либо создан искусственно – (путем создания гидросооружений, вырытые и т.п.)

Как мы видим, из приведенных выше примеров и анализа, по-прежнему отсутствует единообразное регулирование и пробелы в законодательстве. Отсутствие единообразной правоприменительной практики в решении рассмотренных вопросов о правовом режиме прудов и обводненных карьеров, в том числе их оборотоспособности, свидетельствует о наличии пробелов в законодательстве, прежде всего в части определений правового режима и права собственности этих объектов, что является предпосылкой для злоупотреблений, необоснованного отказа в исках и признании права собственности.

Но тем не менее, все-таки возможно признание права собственности на водный объект, если он находится на вашем земельном участке, имеет обособленное нахождение – не связан с объектами, находящимися в государственной собственности (реками, озерами), и создан искусственно Вами. Желательно что бы такой объект имел еще укрепление и фундамент, а площадь не превышала 1 км.кв.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *